--PAGE_BREAK--1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее — отсутствие образца регламентированного поведения;
2) наличие позитивного образца творческого поведения;
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3) Гибкость в мышлении и действиях. создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;
4) социальное подкрепление творческого поведения [3,219].
Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:
1) проблемное изложение знаний;
2) дискуссия;
3) исследовательский метод;
4) творческие работы учащихся;
5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [22,56].
Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:
1) по результату (продукту) деятельности;
2) по способу ее протекания(процессу).
Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [12,407].
Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.
Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.
1.2 Анализ практического опыта развития творческих способностей младших школьников
Повышение качества усвоения знаний младших школьников — одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводят развитию интереса младших школьников к учению за счет формирования творческих способностей в процессе работы. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развиваются творческие способности. В частности, для решения развивающих целей обучения учитель начальных классов А.В. Никитина организует планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:
— познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
- задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы [13,89].
В соответствии с этими требованиями, занятия А.В. Никитиной включают в себя четыре последовательных этапа:
1) разминку;
2) развитие творческого мышления;
3) выполнение развивающих частично-поисковых задач;
4) решение творческих задач.
Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятия проходят в достаточно высоком темпе, фронтально. По мнению А.В. Никитиной, такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой [13, 34].
Под руководством Е.Л. Яковлевой была разработана и апробирована развивающая программа, направленная на активизацию творческой деятельности младших школьников. Основным условием творческой работы, по ее мнению, является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:
1) Восхищение каждой идеей ученика аналогичное восхищению первыми шагами ребенка, предполагающее:
а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;
б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.
2) Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.
3) Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.
При обучении по данной программе принципы развивающего обучения (А.М. Матюшкин): проблемность, диалогичность, индивидуализация, прилагались к следующему содержанию программы: понимание своих и чужих мыслей, чувств и действий, межличностных отношений и закономерностей развития мира:
1. Использование интеллектуальных задач, которые возможно решить эвристическими способами.
2. Обмен мнениями и вопросами между членами группы, между группой и ведущим.
3. Принятие различных аспектов творчества: устных и письменных ответов, ответов, имеющих литературную или нелитературную форму, поведения и реакций на другого человека [29, 37-40].
Для оснащения детей средствами творческого самовыражения в данной программе используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния, реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию [30, 32-33].
Под руководством Н.Б. Шумановой разработана и апробирована программа по развитию творческого мышления младших школьников в соответствии с требованиями к построению программ обучения одаренных детей:
— глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися;
— междисциплинарный подход при формулировании проблематики;
— интеграция тем и проблем, относящихся к различным областям знаний;
— насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления и так далее.
Конкретное содержание курса базируется на материалах русской и зарубежной истории, истории культуры, литературы, искусства, русского и зарубежного естествознания. Преобладающим методом обучения является проблемно-диалогический как наиболее соответствующий природе творческого развития ребенка [28, 30].
Под руководством С.Н. Чистяковой разработана программа по развитию творческих способностей школьников посредством организации группового кооперирования.
Учитель начальных классов О.В. Кубасова использует возможности уроков для активизации творческой деятельности младших школьников, адаптируя игры и упражнения для развития воображения и творческого мышления на материале учебных предметов и используя их в процессе обучения русскому языку:
— различные виды сочинений, изложений, творческих диктантов;
— конструирование (построение предложений, словесное рисование, составление планов, слов и предложений по схемам);
- составление таблиц, схем;
- «открытие» способов словообразования;
- анализ литературных произведений, с целью доказательства какого-либо предположения;
- распространение предложений;
- придумывание окончаний к рассказам;
- составление рисунков с помощью трафаретов;
- издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и другие);
- создание диафильмов к литературным произведениям;
- инсценирование, драматизация, «оживление» картинок;
- подбор характеристик (какой может быть улыбка, походка и так далее);
- создание зрительных, звуковых, вкусовых образов букв;
- подбор синонимов, антонимов;
- изучение фразеологических оборотов [7, 26-31 ].
В результате анализа практического опыта активизации творческой деятельности младших школьников выявлена, во-первых, значимость данной проблемы для учителей, интерес к ней психологов и методистов; во-вторых, по данной проблеме разработаны и апробированы программы, курсы, серии заданий, представленных в научно-методической литературе и периодических изданиях; в-третьих, низкая психолого-педагогическая компетентность педагогов по данной проблеме; в-четвертых, отсутствие систематической, целенаправленной работы по активизации творческой деятельности младших школьников из-за недостатка знаний приемов, средств, форм работы в этом направлении; и как следствие, невысокие уровни развития творческой деятельности младших школьников.
1.3 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и средств измерения уровня развития творческих способностей младших школьников. Исходя из понимания термина «творческие способности», которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:
1. Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
2. Мотивационно — потребностный критерий — характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
3. Деятельностный критерий — выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся
В соответствии с выделенными критериями и показателями мы охарактеризовали уровни развития творческих способностей младших школьников в таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития творческих способностей младших школьников
Характеристика уровней творческих способностей младших школьников
1.Высокий уровень.
Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
2.Средний уровень.
Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.Низкий уровень.
Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
После определения уровней развития творческих способностей, был проведен первый констатирующий эксперимент.
Цель первого констатирующего эксперимента: выявить уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном и экспериментальном классах.
Эксперимент проводился в третьих классах школы Сидоровской общеобразовательной школы. В качестве контрольного класса был определен 3 а класс, в качестве экспериментального – 3 б класс. Оба класса состоят из 20 учащихся. Учащиеся занимаются по системе развивающего обучения Л.В. Занкова и имеют примерно одинаковые показатели успеваемости и общего развития. Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1. Диагностические данные, полученные в ходе первого констатирующего эксперимента, представлены в таблицах 3, 4, 5, на рис.1, 2,3.
Таблица 3
Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по когнитивному критерию (первый констатирующий эксперимент)
Таблица 4
Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по мотивационно-потребностному критерию (первый констатирующий эксперимент)
Таблица 5
Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по деятельностному критерию
(первый констатирующий эксперимент)
Результаты первого констатирующего эксперимента показывают, что у учащихся как контрольного, так и экспериментального классов наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о наличии интереса у учащихся к выполнению творческих заданий, стремления проявить себя как творческую личность.
У учащихся контрольного класса в целом уровень развития творческих способностей несколько выше, чем у учащихся экспериментального класса. (Промежуточные таблицы находятся в приложении).
Данные первого констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, что обуславливает необходимость проведения формирующего эксперимента.
Выводы по I главе
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:
1) Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
2) Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности развития творческих способностей.
3) В результате анализа практического опыта активизации творческой деятельности младших школьников нами выявлено: значимость данной проблемы для учителей, интерес к ней психологов и методистов.
4) Уроки чтения являются самыми частотными и благоприятными с методической точки зрения уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера.
5) Нами были определены критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Результаты первого констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся контрольного и экспериментального классов средний уровень развития творческих способностей. Наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к творчеству и творческим заданиям, развитии творческих способностей, наличии стремления к самореализации, но недостаточном проявлении желания выполнять нестандартные задания. Данные констатирующего эксперимента обуславливают необходимость проведения формирующего эксперимента.
Глава II. Организационно — педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.
2.1. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий
Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться [8, 49], одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. Эти слова принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности Лук А.Н. Действительно, зачастую учитель требует от ученика лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде. Развиваются творческие способности, как мы выяснили при теоретическом анализе работ Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С, может только при организации действительно творческой деятельности.
Р.С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития [12, 388]. Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Я.А. Пономарев в своей работе «Психология творчества» [17, 10-12].
Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что младший школьник стремится к решению трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка.
При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет в своей работе «Интеллектуальная активность как проблема творчества» Б.Д. Богоявленская, придерживаться «принципа спирали» [1, 12.]. Реализовать этот принцип возможно лишь при длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановки тем сочинений.
Ещё одним важным условием для развития именно творческих способностей Я. А. Пономарев называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал ученый, многие качества, необходимые творческой личности — художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних [17, 43]. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности младшего школьного возраста стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.
Наилучшей применительно к младшему школьному возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, с точки зрения младшего школьника, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата [17, 44]. Для этого важно, чтобы ребенку было что сказать участникам общения, чтобы он действительно передавал информацию, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д.
Традиционные же объективные условия возникновения в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе. Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.
Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.
Но не всякая проблемная ситуация, вопрос есть творческая задача. Так, например, простейшей проблемной ситуацией может являться выбор из двух или более возможностей. И только тогда, когда проблемная ситуация требует творческого решения, она может стать творческой задачей. При изучении литературы создания проблемной ситуации можно добиться путем постановки вопросов, требующих от учащихся осознанного выбора. Итак, творческие способности развиваются и проявляются в процессе творческой деятельности, суть творческой деятельности ребенка — школьник создает новое лишь для себя, но не создает нового для всех. Таким образом, детское творчество -это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Чтобы его приобрести, ребенку «необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности».
Итак, для того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач, это требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению.
2.2 Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей
Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой — школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи [6, 137].
Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый — с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице — пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный — в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками — иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ — описание экспозиции (места действия); пересказ — устное рисование картин, иллюстраций и пр.
Изложение (пересказ) относят к числу творческих приемов развития речи учащихся. Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Творческие пересказы и изложения — это те пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин — так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение. Вариантом творческого пересказа является передача содержания от лица одного из действующих лиц, например при пересказе сказки «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка от лица лисицы. Ведь лисица не могла знать, что было до ее первого прихода к озеру, а также дальнейшей судьбы уточки. «Рассказ кизиловой палки в ее собственном изложении» (Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка. — М., 1883) — это новое фантастическое повествование с вымышленными героями, с приключениями хозяина этой кизиловой палки. Иными словами, некоторые сцены отпадут, иные могут быть изложены совсем по-новому, а какие-то придуманы заново, на основе творческого воображения. Произойдут изменения и в языке, в нем должен отразиться характер лисицы, которой так хотелось съесть Серую Шейку, а Ванька Жуков расскажет свою историю, вводя в речь слова и обороты речи, свойственные деревенскому мальчику.
Изучение родного языка и особенно литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника, и переписка, и описания картин природы, пусть даже по заданию учителя, и рисование картин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество — это не только стихи; возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений. Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому:
продолжение
--PAGE_BREAK--а) самостоятельное творчество дома, иногда скрываемое: дневники, записи событий или чего-то интересного, важного для школьников, сочинение стихов и пр. Это все делается без заданий учителя, и бывает, что учитель узнает о скрытой творческой деятельности ученика спустя годы. На этом основании эта форма творческой жизни личности не только недооценивается, но даже подвергается осуждению. Это несправедливо: ребенок еще в большей степени, чем взрослый, имеет право на свою тайну, на нестандартное поведение;
б) кружки, организуемые школой и другими учреждениями: литературно-творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, литературные объединения, школьный театр, различные праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения в свободных условиях;
в) различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны. Победителям присуждаются звания лауреатов, как у взрослых;
г) выпуск газет и журналов детского творчества. Эти издания теперь выпускаются в сотнях гимназий, обычных средних школ, а нередко для начальных классов выходит самостоятельный журнал.
Приведем несколько примеров — из практики.
Конкурс загадок.
Составление загадок.
Дано начало. Мохнатенька, усатенька…
Дети продолжают. На солнышке лежит,
Прищурившись глядит.
Другой предлагает. Ее мыши боятся.
Третий. У нее одна забота:
Ночью ходит на охоту!
(Кошка)
Лежит круглый, золотистый
На тарелочке на чистой.
Что же дальше?
Рот раскрыл я, сколько мог,
Откусил большой кусок.
Думал я, что будет сладкий,
Оказался кислый, гадкий!
(Лимон)
Копилка поэтических образов. Кто-то записывает песни, кто-то -афоризмы, а кто-то отрывки из любимых стихов. Надо, чтобы отрывок был невелик, содержал образ. Вот звукопись:
Волна на волну набегала,
Волна подгоняла волну.
Плавное, ритмическое звучание, повторяется звук [л].
Вот еще слуховой образ, «грохочущий»:
… Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Далее — контрастный зрительный образ:
Черный ворон в сумраке снежном.
(А.Блок.)
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
(С.Есенин.)
Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась…
(М.Цветаева.)
К стихам — через шутку. Создав в классе атмосферу раскованности, учительница Р.В. Келина (Самара) подсказала детям первую строчку, т.е., в сущности, подсказала тему и ритмику:
Только бабушка заснула…
И получила сборник веселых стихов:
Только бабушка заснула,
Мурзик быстро слез со стула,
Стал по комнате ходить,
Прыгать, бегать, всех будить.
… Утро наконец настало,
Погулял беглец немало,
Приплелся шалун домой
Грязный, мокрый и хромой.
Первый снег упал на землю,
Сразу стало всем светло!
Он пушистый, яркий, белый,
На земле лежит легко.
Общие советы учителю в связи с первыми попытками учащихся в литературном творчестве: не давать никаких заданий, никаких упреков и тем более — унизительных замечаний; полная свобода творческих попыток; создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее настроение, можно читать образцы, рассказывать детям о ранних стихах М.Ю. Лермонтова, С. Есенина, А.С. Пушкина и т.п.; помощь оказывать преимущественно индивидуальную; Л.Н.Толстой допускал помощь в выборе темы, в составлении отдельных фраз, в записи текста — в частности в орфографии; особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное слово, юмор, умение замечать детали описываемого; выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, обсуждений, издания журнала и, конечно же, в редактировании.
2.3 Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей
Материалы исследований, посвященные изучению творческих способностей, показывают, что потребность поделиться своими мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах: во-первых, ученик располагает определенным содержанием, во-вторых, у ребенка имеется (положительное или отрицательное) отношение к этому содержанию, когда оно соответствующим образом затрачивает его эмоциональную сферу. Виды пересказов текста по задачам, которые учащиеся должны в них решать, включает в себя известные элементы творчества. Чтобы выполнить эти пересказы, учащиеся должны определенным образом изменить композицию прочитанного текста под определенным углом зрения, обработать его содержание. Однако на уроках чтения должны иметь место и такие задания, в которых творческая задача ставится перед детьми как прямая, непосредственная. В качестве таких задач должны быть следующие:
1. Составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему.
2. Пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев.
3. Изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста.
4. Составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта.
5. Составить или продолжить рассказ по картине или серии картинок, иллюстрирующих прочитанное.
6. Составить рассказ по картине, дающей возможность сопоставить прочитанное и изображенное на картине.
7. Составить рассказ по личным наблюдениям картин природы, близких прочитанному.
При проведении формирующего эксперимента, целью которого было развитие творческих способностей младших школьников, перед учащимися была поставлена следующая задача — объединить сходное содержание, имеющееся в нескольких текстах. Для выполнения такого пересказ ребята должны осуществить сложную творческую мыслительную операцию — синтезирование. Под синтезированием обучения понимается объединение, связывание, установление отношений между усвоенными знаниями. Переходим к характеристике выполнения упражнений этого вида пересказа.
Перед учащимися ставится задача — составить из двух-трех прочитанных рассказов один. Выполняется данная работа после соответствующей подготовительной беседы, в которой учитель ставит детей перед необходимостью соотносить аналогичные по содержанию части текстов по плану. Например,
1. Прочитайте три рассказа: рассказ Скребицкого и Чаплиной «Погляди в окно», «Чем дятел зимой кормился», «Воробей».
2. Беседа по тексту на выявление фактической и контекстуальной информации. Выявление авторских позиций в текстах.
3.Обнаружение общего в содержании прочитанных рассказов.
4.Ответы на вопросы в целях языковой подготовки.
5.Формулирование задания: составить рассказ «Как зимующие птицы добывают себе пищу».
6. Структурно-композиционная работа (план рассказа):
— Птицы — «зимовщики».
— Корм птиц зимой.
— Добывание пищи.
7. Ролевая игра. Изображение птиц.
Работа над пересказом усложнялась. Рассказывание осуществляется не только на основе прочитанных прозаических, но и стихотворных текстов. В связи с этим, перед учащимися ставится задача не просто объединить вычитанное из разных текстов, а составить рассказ на определенную тему по мотивам прочитанного в разных произведениях. Задача эта, безусловно, более творческая и поэтому предъявляет к мыслительной деятельности учащихся гораздо больше требования. Как и при любой задаче на синтез учащийся должен для составления этого рассказа осознать и удержать в своем сознании общую тему, вокруг которой ему надо группировать материал из текстов. Например,
1. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенний шум», стихотворение М. Исаковского «Весна».
2. По мотивам этих стихотворений составьте рассказ на тему «Весна».
3. Составление плана будущего рассказа:
А) первый весенний гром,
Б) природа пробуждается,
В) люди радуются весне.
Данное задание рассчитано не на воспроизведение текста, а на развитие его содержания. Разумеется, что импровизация эта являлась плодом творческого воображения детей и должна иметь реальные основы. В связи с этим необходимо в беседе привлекать чувственный жизненный и читательский опыт. Чем шире опыт, тем больше размах творческого воображения.
В качестве формирующего эксперимента в экспериментальном 3 «А» классе нами проводилась целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников. После чего был проведён 2 констатирующий эксперимент. Цель второго констатирующего эксперимента: выявить изменения в уровне развития творческих способностей учащихся контрольного и экспериментального классов.
Во втором констатирующем эксперименте использовались средства измерения, представленные в параграфе 1.3. для развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения был проведен ряд уроков (Приложение). Полученные в ходе второго констатирующего эксперимента данные, представлены в таблицах 6,7, на рис.4,5.
Таблица 6
Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности творческих способностей (второй констатирующий эксперимент)
Рис.4 Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов во втором констатирующем эксперименте
Таблица 7
Распределение учащихся экспериментального класса по уровню сформированности творческих способностей
(первый и второй констатирующий эксперимент)
Анализ результатов второго констатирующ
его эксперимента в контрольном и экспериментальном классах показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном классе, где формирующий эксперимент не проводился, остался прежним. В экспериментальном классе показаны более высокие результаты:
Низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальном классе не выявлен ни по одному критерию, в то время как в контрольном он составил от 15 до 20% по различным критериям.
У учащихся экспериментального класса в целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем у учащихся контрольного класса. (Приложение 6)
Данные второго констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса произошли существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.
Выводы по II главе
В ходе исследования нами были выявлены наиболее эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения. На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1) В нашем формирующем эксперименте мы использовали такие средства развития творческих способностей, как творческие задания на уроках чтения, творческие пересказы, упражнения, направленные на развитие литературного творчества школьников (создание газет, журналов, альманахов, написание стихотворений, ведение личных дневников).
2) Одним из важных способов развития творческих способностей в начальной школе является включение младших школьников в совместную творческую деятельность во внеурочное время. Участие школьников в творческой деятельности на внеклассных мероприятиях наиболее ярко демонстрируют уровень интереса к выполнению творческих заданий. В нашем эксперименте данный способ мы реализовали через сочинительскую деятельность детей (сочинение загадок, стихотворений).
3) Анализ результатов второго констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классе показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном классе, где формирующий эксперимент не проводился, остался прежним. У учащихся экспериментального класса в целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем у учащихся контрольного класса. Данные второго констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса произошли существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.
Заключение
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:
1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
2) В результате анализа практического опыта педагогов — практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.
3) Рассмотрение условий развития творческих способностей младших школьников позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе проведения уроков чтения. Первый — организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно — творческой деятельности.
4) Нами определены критерии развития творческих способностей (когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный), охарактеризованы уровни развития в соответствии с критериями и подобраны средства диагностики. Результаты, полученные нами после проведения 1 и 2 экспериментов, показали, что в результате использования на уроках чтения творческих заданий, количество детей с низким уровнем в экспериментальном классе уменьшилось, а количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось, изменений в контрольном классе не произошло. Сравнивая результаты двух классов, мы можем сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих способностей в экспериментальном классе.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.
Список литературы
1) Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]- Ростов-на-Дону, 1983.- 274с.
2) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.-224с.
3) Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-208с.
4) Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СП-б.: Питер, 1999-368с.
5) Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст]/И.З.Гликман. – М.: Владос, 2002.-176с.
6) Дубровина, И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000-464 с.
7) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] — М.: Академия, 2000.- 176с.
8) Коломоминский, Я.Л. Психология детского коллектива [Текст]. /Я.Л.Коломинский.-Минск, 1969.-366 с.
продолжение
--PAGE_BREAK--9) Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. — М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] — М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47с.
10)Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения [Текст] // Начальная школа — 1991.- № 9.- С. 14-16. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978.
11)Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 1999.-514-515с.
12)Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа — 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1981. -400с.
13)Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]/ Л.И. Маленкова. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.-300-301с.
14)Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] // Вопросы психологии — 1994. — № 5. — С. 86-95.
15)Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999.-544 с.
16)Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 1995.-496с.
17)Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа — 2001. — № 10.- С. 34-37.
18)Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы [Текст] // Начальная школа — 2001.- № 5.- С. 99-100. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: РПА, 1996. — 604с.
19)Обучение и развитие [Текст]/Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1975.-244с.
20)Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова – М.: Педагогика, 1996.-326с.
21)Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1999.-544с.
22)Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый.-М.: Владос,2000.-176 с.
23)Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]/ В.Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. -М.: просвещение, 1990.- 142с.
24)Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная [Текст] — М.: Наука, 1990.
25)Проблемы способностей [Текст] / Под ред. В. Н. Мясищева — М.: АПИ, 1962.-308с.
26)Психология личности и деятельности школьника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. — М.: Педагогика, 1975.
27)Психологические исследования творческой деятельности [Текст] / Отв. ред. О.К. Тихомиров, М.: Наука, 1975.
28)Психологические условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии. — 1994.- № 5.- С. 64-68.
29)Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1991.- 155с.
30)Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст] / Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: Академия, 1998.- 284с.
31)Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа — 2000. -№ 12. — С. 101-108.
32)Скакулина Н.П. Творчество и фантазия [Текст] — М.: Просвещение, 1980.
33)Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] — Ярославль: Гринго, 1996.-192с.
34)Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]/Е.О.Смирнова. – М.: Школа – Пресс, 1997.-38-41с.
35)Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] -М., 1997.-204 с.
36)Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников [Текст] // Вопросы психологии — 1991.- № 1.- С. 27-32.
37)Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников [Текст] — М.: Просвещение, 1990.
38)Арламов М.Ф. Педагогика [Текст]/ М.Ф. Харламов. — Мн.: Университетское, 2001.-45-49с.
39)Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст [Текст]/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.-246с.
40)Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,1999.-274с.
41)Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии — 1994.- № 5-С.37-42.
42)Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии — 1999.- № 3.- С. 28-34
43)Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] — М.: Просвещение, 1974.
Приложения
Приложение 1
Методика «Наборщик»
Это тест — игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.
Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово — околесица.
Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.
По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:
Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 — слова просты, 0 — бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)
Количество букв: 2 — наибольшее количество букв, названы все слова; 1 — использованы не все резервы; 0 — задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 — более 5 минут. Соответственно, высокий уровень — 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий — 3-1балл.
Приложение 2
Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»
Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.
8-10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.
5-7 баллов — ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.
0-4 балла – ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.
Приложение 3
Методика «Три слова»
Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: берёза, медведь, охотник.
Оценка результатов:
5 баллов — остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);
4 балла — правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);
3 балла — банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);
2 балла — логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);
1 балл — бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).
Вывод об уровне развития: 5-4 балла — высокий; 3 — средний; 2-1 — низкий
Приложение 4
Конспекты уроков, проведенных на этапе второго констатирующего эксперимента
Конспект урока. Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.
Цели урока:
обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
учить составлять план произведения при помощи моделирования.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)
познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
выявлять художественные особенности былин;
Развивающие:
развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
формировать литературоведческие представления
Воспитательные:
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности
Планируемые достижения учащихся на уроке:
называть правильно былины и выделять их особенности
сравнивать героев – положительных и отрицательных
пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины о подвигах одних и тех же героев, характеризовать особенности речи сказителей (былинщиков).
Оборудование:
компьютер, презентация урока, CD- диск “Шедевры русской живописи”, магнитофон с записью былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, репродукции картин В. М. Васнецова
Зрительный ряд:
подборка иллюстраций художника Н. Воробьева к былинам
интерактивная экскурсия с использованием CD- диска “Шедевры русской живописи”
художественный фильм “Илья Муромец и Соловей-разбойник” (отрывок)
Звуковой ряд:
А. Муравлев “Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина
Р. Глиэр “Симфония №3” “Илья Муромец”
Ход урока
І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
1. Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы. )
Необходимо восстановить недостающий элемент – былины.
Слайд №1.
Таким образом, мы подводим детей к теме урока – былины.
На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.
2. Звучит “Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина А. Муравлева с целью создания эмоционального настроя и подготовки к восприятию темы.
3. Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово “былина”? (ответы детей).
После этого идет работа со слайдом.
ІІ. Изучение нового материала.
1. Слайд №2.
Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
2. Слайд №3 (изображение богатыря)
Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
Сегодня мы познакомимся с одной из них.
3. Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
(слушание аудиокассеты с былиной)
4. Анализ текста былины, ответы на вопросы:
— Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
— Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?
— Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.
— Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?
Слайд №4
Словарная работа на уроке.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото
Ремни сыромятные — прочные ремни из невыделанной кожи животных
Тын — забор
Палаты княжеские – большое богатое помещение
Кафтан – верхняя одежда мужчин
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить
Дружина — княжеское войско в Древней Руси
5. — Чтение былины детьми по цепочке после учителя.
— Последующий анализ: (групповая и индивидуальная форма работы)1 группа (слабая)2 группа (средняя)3 группа (сильная)
Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Найти и прочитать описание поединка. Моделирование плана былины
Проверка: чтение отрывка детьми. Проверка: чтение отрывка детьми. Показ составленной модели всему классу
Индивидуальное задание ученику:
— Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому
6. А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос:
— Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?
— В чем вы увидели разницу?
просмотр отрывка из к/ф “Илья Муромец” (бой Ильи Муромца и соловья-разбойника)
ІІІ. Выполнение заданий в тетради (задания даются дифференцированно)
1 группа (слабая)
Перечитай первый абзац. Найди слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.
Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.
2 группа (средняя)
2) Обрати внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запиши
3 группа (сильная)
3) Найди в тексте и прочитай абзац и подчеркни слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.
Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят.
Работа со всем классом.
4) Найди абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные слова.
Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполненных работ.
8. Кроссворд
1) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)
2) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)
3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)
4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)
5) Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман)
9. Литературный диктант
Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородиная
IV. Итог урока. Интерактивная экскурсия. Слайд№5
Мю Задание на дом:
художественный пересказ былины
нарисовать богатырские доспехи
Конспект урока «Устное народное творчество русского народа»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-игра с элементами соревнования.
Цели урока:
1. Образовательная:
закрепить понятия об устном народном творчестве;
поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
2. Развивающая:
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
3. Воспитательная:
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств.
Оборудование: выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, рисунки детей о семье, учебник Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1, толковый словарь Ожегова.
Пособия: тексты потешки, небылицы.
План урока:
1. Вводное слово учителя.
2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).
3. Итог урока.
4. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.
Учитель.
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
2. Тема урока.
Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
продолжение
--PAGE_BREAK--Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?
(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 4)
Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )
Итак, 1 задание. Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр. 25)
Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.
“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.
“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.
“Вся семья вместе – так и душа на месте”.
“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.
Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.
Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её.
“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.
Вы выполнили задание и открывается один лепесток. (1 мин. )
(Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с учебной книгой и библиотечными книгами. Дети приносят в класс книги из городской библиотеки, школьной или домашней. Стараюсь отмечать таких детей, стимулировать их познавательную активность).
2 задание.
Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.
Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.
Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.
3 задание.
Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.
Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.
Каждая команда должна привести пример своей считалки.
Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.
4 задание.
У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.
Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.
Каждый ряд должен привести пример своей потешки.
Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.
(Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с дополнительной литературой и учебной книгой. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития, проверить себя, что- то осмыслить и понять).
5 задание.
Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?
Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.
Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.
Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.
Ответы детей.
Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.
(Комментарий. На уроке была продолжена творческая работа учащихся, которую начали на уроках изучения русского народного творчества. Небылицы сочиняли в классе, в группах и индивидуально, а книжки-самоделки оформляли на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития).
6 задание.
Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.
Это загадка.
Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.
1 команде.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)
— А как вы догадались?
У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.
2 команде.
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)
А как вы догадались?
У него много иголок.
3 команде.
Два брюшка, четыре ушка (подушка)
— Объясните, как вы определили, что это подушка.
Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.
Вот и следующий лепесток открылся.
7 задание.
— Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.
А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)
Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
— Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.
У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.
Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.
Ответы детей
Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”.
Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.
Вот открылся ёщё один лепесток.
(Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Работа на листочках – фронтальная проверка полученных знаний. )
8 задание.
— Что такое сказка? Ответы детей.
— Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. Стр. 28.
Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей. (стр. 28)
— Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?
— А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.
Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.
Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.
Найдите и прочитайте присказки к сказке “Царевич Нехитёр – Немудёр”. Ответы детей.
Найдите диалог старика и старухи из сказки “Самое дорогое” и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.
В рабочей тетради на стр. 23 отгадайте кроссворд “По страницам сказок”. Проверить выполненную работу.
(Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в тетради и учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Все ответы детей подтверждаются тестом. Здесь выявляется умение работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведётся одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Ребёнок может показать свой уровень начитанности и проверить себя. )
Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.
Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.
Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)
А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?
Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.
Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.
(Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам.)
Дополнительный материал.
К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:
1. “Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба”.
2. Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
— Ха-ха-ха!
3. Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет!
4. В тетради выполнить задание № 2 на стр. 20.
Урок-путешествие «Встреча со сказкой»
Цель урока:
Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания, умения анализировать, обобщать;
Формировать потребности постоянного чтения книг, обогащать читательский опыт учащихся;
Воспитывать интерес к чтению, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.
Оборудование:
выставка книг «Русские народные сказки»;
карточки с отрывками из сказок;
предметы для инсценировки сказок: скатерть, тарелка
мешок, вёдра, метла.
наглядный материал с изображением предметов из сказок.
таблицы с названиями сказок;
маски петуха, мышонка, снегурочки
иллюстрации к русским народным сказкам;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
-Ребята, сегодня разговор пойдет о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолетов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света — включи телевизор, и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остается такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остается с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.
3. Актуализация знаний.
— Ребята, мы с вами долго готовились к этому уроку, читали много разных сказок, нарисовали иллюстрации к сказкам. Скажите, какие бывают сказки? (ответы детей)
-Бытовые. Это сказки о животных. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.
-Есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.
— Волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.
-Литературные сказки. Это те, которые сочинили и написали писатели.
У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства: Чему же учит нас сказка? (ответы детей)
-Она учит нас добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.
Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин говорит: «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Сказка — ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.
Кто не верит — пусть поверит
Я любому гостю рад!
Открывая в сказку двери
Приглашаю всех ребят!
4. Работа над сказками.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковер-самолет. Закройте глаза, мысленно встаньте на ковер, мы отправимся в путешествие «Встреча со сказкой». Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Все ближе сказочная страна. Ковер-самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка. Мы прилетели на станцию «Загадочная».
Станция " Загадочная" (выходит ученица )
Сказка, сказка, прибаутка
Рассказать ее не шутка.
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар, и мал
От нее не задремал.
Ученица: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Страну сказок. Меня зовут Алёнушка. Помните, в какой сказке я живу? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», " Гуси — лебеди".)
В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы?
(ответы детей)
1. «Репка». 2. «Лиса и журавль». 3. «Гуси и лебеди». 4. «Курочка — Ряба». 5. «Царевна — лягушка». 6. «Кот, петух и лиса» (кот вызволял петуха гуслями) 7. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» «Гуси — лебеди». 8. «Сивка — бурка». «Иван — царевич и серый волк».
А еще у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?
1) Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
— Ох, никак не вытянуть
-Ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут:
Победит упрямицу дружный общий труд
Кто засел так крепко?
Может это: ( Репка ).
2) Спасите. Нас съел серый волк. ( Козлята).
3) «Несёт меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы » (Петушок).
4) Что надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру? (Сим-сим откройся).
— Сказочники воплотили в главных героях сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.
Учитель: Мы летим дальше. И Аленушку мы берем с собой в наше сказочное путешествие. Следующая станция называется «Ты — мне, я — тебе».
-Сегодня ребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они приготовили вопросы.
(Ребята по одному выходят к доске и задают вопросы к классу).
Я — Иванушка из сказки «Гуси — лебеди». Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы — Яги? (Мышь).
Я — Лисичка — сестричка из русской народной сказки «Лисичка — сестричка и волк». Ответьте мне на вопрос, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку ).
Я — Мороз — Синий нос из русской народной сказки «Два Мороза». Кого я морозил? (Барина ).
Я — падчерица из сказки " Морозко". Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук ).
продолжение
--PAGE_BREAK--