--PAGE_BREAK--
1.5 Особенности воображения у детей.
Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс воображение, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
детство и отрочество– господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
юность– сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
зрелость– подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
1.6 Условия развития воображения
Говоря о том, что процесс воображения является динамично развивающимся процессом, на наш взгляд, необходимо кратко описать условия его развития. Воображение как психическая функция неформируется за счет научения. Началом его развития представляется естественная изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире, выражать себя через доступные средства. «На базе общей активности у дошкольника складывается потребность в новых впечатлениях. Эффекты новизны доставляют огромную радость ребенку и становятся стимулом саморазвития воображения. Связь потребности в новых впечатлениях с общением очевидна: взрослый выступает постоянным источником информации. Именно взрослый открывает для ребенка мир фантазии в виде условных действий, мнимых ситуаций, обрисованных словами образов», — объясняет процесс развития детской фантазии Л. С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте. Ребенок осваивает действительность, подражая взрослому, но постепенно допуская варианты действий. Наглядно детское словотворчество и игры со словами. Таким образом, в качестве одного из условий развития воображения можно выделить общение, в частности, со взрослыми людьми. При этом формирующее воздействие взрослого на развитие воображения ребенка будет состоять в создании мнимых ситуаций и образов в совместных с ребенком действиях. В предметно-деловом общении взрослый может использовать игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предметов, придание им несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путем словесных обращений к нему и приписывания поступков.
В речевом общении это создание образов путем иллюстрации слова условным действием или рассказом-интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка или плана в его импульсивные действия.
Стимулами для развития ребенка будут побуждения к повторению образцов игры или воспроизведению реального на игрушке, создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованность в деятельности ребенка.
Важнейшим фактором, влияющим на развитие детского воображения, является богатство эмоциональной жизни. Эмоция и воображение, как было описано Л. С. Выготским, имеют взаимное влияние.
Таким образом, обогащение и использование эмоциональных состояний ребенка оказывает развивающее влияние на воображение.
Следующим необходимым условием развития воображения ребенка является развитие его речи.
В дошкольном возрасте образные формы познания занимают центральное место. Воображение ребенка складывается из двух основных процессов: восприятия и представления в образах. Оперирование образом непрерывно связано с речью сам процесс работы надо образом направляется и уточняется словом. Л. С. Выготский в своей работе „Развитие высших психических функций“ выдвинул положение, что развитие воображения ребенка тесно связано с развитием его речи. Представляя результаты изучения связи образа и слова в процессе воображения, Е. А. Лустина подчеркивает: „Образное и вербальное фантазирование в своем начале и развитии неотделимо от речевых перекомбинаций и речевого контроля, благодаря чему ребенку удается получать отражательный результат, отличный от его жизненного опыта. Без речевого участия этого сделать нельзя, что подтверждается фактами прямых корреляций между речевыми аномалиями и нарушениями фантазии. В случаях резкого нарушения вербальной сферы деятельности воображение субъекта, страдающего этим дефектом, падает до нуля“.
«Только при полноценном развитии речи возможно развитие логического мышления и воображения, воспитание эмоций».
Речь — мощный толчок для развития воображения. Речь освобождаетребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность представлять себе ту или иную вещь, которую он не видел, и мыслить о ней. По мнению Е. Е. Кравцовой существуют следующие условия развития творческого воображения у детей:
- процесс воспитания творчества у детей предполагает, прежде всего, воспитание взрослых, способных руководить творчески;
- обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников — полноправный член.
Взрослому принадлежат следующие функции: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений.
Большое внимание этой проблеме построения занятий по развитию детей уделил Е. В. Заика. По его мнению, исходными принципами организации процесса являются:
- использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала;
- взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся;
- интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий.
В качестве средств, развивающих воображение, можно использовать все виды деятельности ребенка: сюжетно-ролевые, дидактические игры и игры-драматизации, чтение литературных, волшебных сказок, кратких фольклорных произведений, стихов, прослушивание музыкальныхпроизведений, рисование, лепка, конструирование. Творческий характер воображения напрямую зависит от овладения ребенком способами преобразования впечатлений. В игре и художественной деятельности происходит интенсивное освоение средств и приемов воображения.
Глава 2. Изобразительное творчество ребёнка дошкольного
возраста.
2.1 Особенности изобразительного творчества дошкольников.
Формирование творческой личности одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность детей. Принимая во внимание то, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от их уровня интеллектуального развития. Развитие креативности (от английского creativity — способность к творчеству), способствует более успешному решению любых жизненных проблем. Творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания.
Основной показатель творчества, который учёные рассматривают как деятельность высшего уровня, — новизна её результата. Казалось бы, с этой позиции говорить о творчестве детей нецелесообразно, поскольку они не создают ничего объективно и принципиально нового. Более того, процесс создания окрашен субъективной позицией творца, его индивидуальностью. Однако отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.П.Сакулина, Е.А.Фрелина и другие) сумели доказать: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Пример тому — интересные, порой оригинальные рисунки, конструкции, стихотворения.
Л. Парамонова выделила три особенности детского творчества.
Первая важная особенность детского творчества новизна открытий субъективна.
Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребёнка имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Ребёнок в отличие от взрослого, для которого решение проблемы (осознание, поиск подходов) самый трудный и мучительный процесс, с лёгкостью начинает интересную для него деятельность.
Третья особенность детского творчества, которая, безусловно, связанна с первыми двумя и особенно со второй. Увлёкшись поиском, ребёнок обязательно стремится закончить интересную для него деятельность положительным результатом.
Педагогическая практика должна строится с опорой именно на эти особенности творчества, несмотря на то, что они демонстрируют несовершенство психических процессов в развитии ребёнка, столь естественных в этот возрастной период.
Своё понимание творчества, известный исследователь А. Лилов выразил так: «… творчество имеет свой общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:
творчество есть общественное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создаёт общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью».
В своём исследовании В.Г.Злотников указывает, что художественное характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт — произведение искусства.
По мнению Мухиной В.С. собой изобразительное творчество ребёнка дошкольного возраста имеет некоторые особенности, которые отличают его от творчества взрослого.
1. Ребёнок дошкольного возраста рисует, вырезает, наклеивает, при этом создаёт субъективно новоё, новое для себя самого. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.
2. Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлён и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребёнок не может. Именно взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая опыт, ребёнок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность, как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребёнка.
Известный советский педагог В.Н.Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребёнка, подчёркивала: «Мы его (художественное детское творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».
Известный исследователь детского творчества Е.А.Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
А.А. Волков, характеризуя изобразительное творчества дошкольников, писал: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослого принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитать и у ребёнка для того, чтобы успешно развивать в нём творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу тля творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательным — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своём творчестве виденное ими».
Включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, И.Я.Лернер определяет такие черты творческой деятельности:
1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
2) видение новой функции предмета (объекта);
3) видение проблемы в стандартной ситуации;
4) видение структуры объекта;
5) способность к альтернативным решениям;
6) комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми способами деятельности.
И.В. Лернер утверждает, что творчеству можно учиться, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.
Создавая изображение, ребёнок осмысляет качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанных с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации. Чем же характеризуется творчество?
Обратимся к работе Б.М.Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без неё все другие достоинства теряют значение».
Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа, по мнению учёного, не может строиться в расчёте лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.
Таким образом, возникает большая педагогическая проблема—поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка действенное подлинное желание «сочинять».
Отечественные исследователь психологии детского творчества Е.И. Игнатьев писал: «от простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребёнок переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразительной деятельности ребёнка, слово всё больше и больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приёмы и способы изображения...»
Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, передаёт сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается изобразительное творчество ребёнка дошкольного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создаёт изображение по заданию педагога. Определяя композицию (расположение изображений на листе бумаги), цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.
2.2 Стадии рисования ребенка.
В течение детства увлечение изобразительной деятельностью проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется совершенно определенными особенностями рисунков, по которым можно судить о том, развивается ли ребенок в соответствии со своим возрастом, опережает его или отстает от него в развитии. Календарный возраст и «возраст развития» не всегда совпадают.
Календарные сроки каждой стадии у разных детей несколько смещаются в зависимости от условий воспитания, особенно от отношения взрослых к увлечению рисованием детей. Непродолжительные задержки (до полугода) ребенка на изображениях, характерных для какой-либо из стадий, не следует считать признаком отставания в развитии. Интенсивность и продолжительность продвижения на каждой стадии у разных детей неодинаковы, поэтому некоторая задержка на одной из них, особенно вызванная внешними условиями, впоследствии может быстро и эффективно компенсироваться. Однако значительное расхождение между календарным возрастом и «возрастом развития», особенно в завершающий период дошкольного возраста и начальный школьный, потребует особенных педагогических средств обучения ребенка.
Исследования психологов и педагогов выделяют следующие стадии, охватывающие весь период детства: доизобразительная стадия (стадия «каракулей»), стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (реалистических) изображений.
Доизобразительная стадия рисования.
Обычно дети начинают рисовать на втором году жизни: одни – чуть раньше, другие чуть – позже. Если бумагу и карандаш ребенок вовремя получит от взрослых, то чаще и охотнее будет пользоваться именно этими материалами для рисования. Иначе он самостоятельно обнаружит, что кусочек мела или угля, так же как и папина авторучка и мамина губная помада, наделен замечательным свойством.
Почему даже тот ребенок, который никогда не видел, как это делается, вдруг начинает рисовать?
Наблюдая начальную стадию детского рисования, разные ученые отмечали одинаковые или очень сходные факты, но, несмотря на это, по-разному объясняли причину зарождения рисования у ребенка. Одни считали, что так проявляют себя врожденная “графическая потребность” и излишки нервно-мускульной энергии маленьких детей. Другие связывали это с определенными этапами созревания интеллекта. Третьи видели в этом проявление инстинктов и подсознательных влечений. Но все обратили внимание на то, что сроки начала рисования у разных детей неодинаковы – колеблются от одиннадцатимесячного до четырехлетнего возраста. Для детей подражание взрослым – источник и главное средство освоения всего нового. Поэтому подражание не всегда ведет к полному повторению: подражая чтению, ребенок начал рисовать.
Однако первые детские каракули лишь условно можно назвать рисованием. Сколько ни вглядывайся в беспорядочное сплетение линий, штрихов, точек, даже дырок в бумаге, никакого сходства с чем-нибудь определенным не обнаружишь. Каракули ничего не изображают. Потому и называют специалисты первую стадию графической активности детей доизобразительной.
Вначале дети даже не смотрят на то, что сделали на листе, только черкают. Но после нескольких первых проб малыш начинает интересоваться результатами своих усилий.
Желание угадать смысл детских каракулей породило множество предположений. В беспорядочных линиях маленьких детей нередко пытаются найти символику эмоциональных состояний, графическое выражение переживаний ребенка, знаки его подсознательных впечатлений и т.п.
И все-таки для ребенка каракули имеют смысл. Вначале, при самых первых попытках водить карандашом по бумаге, он получает удовольствие только от самих своих движений. Конечно, штрихи на бумаге попадаются ему на глаза, но пока что они его не интересуют. Очень скоро малыш замечает, что эти штрихи и его движения как-то связаны. Движения, которые прежде лишь ощущались и пропадали неизвестно куда, теперь приобрели совсем иную форму, не такую, к которой он привык, — они закрепились, на бумаге остались ясные и четкие следы движений его руки. Невидимое стало видимым. Впервые ребенок сам создал и обнаружил наглядный образ собственных действий.
Благодаря каракулям начинает образовываться тот «мостик», который помогает преодолеть разрыв между представлениями-действиями и представлениями о видимом облике вещей, потому что детские каракули – одновременно образ и двигательный, и зрительный.
Итак, подражание действиям взрослых побудило ребенка взяться за карандаш. А неиссякаемая потребность все делать своими руками сделала это занятие очень привлекательным. Сами движения рукой по бумаге доставляют ребенку большое удовольствие. Но руки не всегда слушаются. Рисование же совершенствует движение руки, что само по себе очень важно для развития многих способностей ребенка. Еще важнее то, что между движением руки и развитием зрения человека существует теснейшая взаимосвязь.
В детстве зависимость зрения от движений руки сохраняется очень долго. Родители могут существенно влиять на темп и качество развития своего ребенка в этот очень насыщенный изменениями и новыми образованиями период детства. Это важно потому, что в первые годы жизни многое в психике ребенка изменяется очень быстро и то, что упущено, чем дальше, тем труднее исправить.
Если вы попробуете предложить бумагу и карандаш ребенку 7-11 месяцев от роду, он охотно ухватится за незнакомые предметы, потянет их в рот, станет мять или рвать бумагу, покусает карандаш, попытается проткнуть им бумагу. Случайно малыш может приложить карандаш к бумаге так, что на листе останется штрих, на который он, однако, никак не прореагирует и повторять движение не станет, а карандаш скоро уронит. К концу первого года жизни или позже рука ребенка уже может удерживать карандаш и делать им движения на поверхности бумаги, водить щепкой или палочкой по земле, мелом, известкой и кирпичом по стене или асфальтовой дорожке.
Скоро он с вашей помощью освоит новые предметы и настолько полюбит это занятие, что будет самостоятельно находить карандаш и бумагу или что-то их заменяющее даже тогда, когда родители этого не хотят.
Дети учатся воспроизводить свои движения. Им нравится многократно повторять, водить рукой туда и обратно, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. И хотя ребенок, заполнив, таким образом, очередной лист, внимательно изучает сделанное, это пока не отражается на его действиях: они еще очень неуверенны. В результате повторения движений на бумаге начинают получаться пучки штрихов и линий, напоминающие плохо связанный веник. Такие пучки могут долго почти не изменяться, но это не показатель застоя в развитии, потому что постепенно ребенок научается делать их не случайно, а намеренно.
Первым организатором детских каракулей становится ритм. Сначала это можно заметить только по ритмичному повторению движений руки с карандашом. На бумаге почти ничего не заметно. Внешний вид пучков кажется тем же, но линии в них все чаще получаются направленными в одну сторону, а позже появляется и равномерность в их расположении на листе. Важное изменение происходит в отношении ребенка к результату своих действий.
Дети начинают зрительно, по внешнему виду отличать организованную поверхность от неорганизованной и по-разному к ним относятся. Происходит значительнейшее событие в развитии психики ребенка в целом – неупорядоченности восприятия и мышления приходит конец.
Развитие детей в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с разными предметами.
Внешний вид рисунков детей постепенно меняется. Наряду с пучками появляются зигзаги, дугообразные и прямоугольные линии, а затем следы вращательных движений карандашом. Листы теперь густо заполнены линиями. Свободного места почти не остается.
Полезно в это время обратить внимание на характер движений, которые, рисуя, делает ваш сын или дочь. Если у ребенка преобладают отрывистые движения с малой амплитудой – это полезно для развития мелких мышц кисти руки, но тормозит совершенствование руки в целом. Покажите ему, как делать широкие, размашистые движения, от которых получается линия, идущая через весь лист. Наоборот, если в рисовании преобладают крупные движения, что бывает реже, ребенку полезно показать, как делаются мелкие штрихи, зигзаги и спирали. Для этого, наряду с большими листами для рисования, надо давать детям листочки среднего, а маленького размера. Поначалу малышу полезнее давать карандаши только четырех основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и черный. Такой набор он легче запоминает и, следовательно, быстрее станет различать цветные карандаши по названию цветов.
Стадия бесформенных изображений. На пути к первым изображениям.
Доизобразительная стадия детского рисования еще не закончилась, а ребенок уже на пути к первым изображениям мира людей, животных, растений, предметов. И этот период еще можно охарактеризовать как стадию бесформенных изображений. Нет, на его рисунках ничего, хотя бы отдаленно напоминающего все это, найти невозможно… Так на пути к первым изображениям союзником рисования стало слово, точнее – речь. Отныне она надолго будет прочно связана с изобразительной деятельностью детей.
Об этой связи ученые знали давно, однако считалось, что в рисовании речь играет второстепенную роль, дополняя главное – активную зрительную деятельность ребенка. Но последние исследования физиологов дали неожиданные результаты. Оказалось, что в течение всего периода активной изобразительной деятельности, начиная со стадии каракулей до 9-10 лет, процесс рисования преимущественно связан с активностью речевых разделов мозга и рисунок отражает тот уровень обобщения, который доступен ребенку в мышлении.
Рисуют же дети только каракули. Сначала при этом ребенок молчит. Потом шепотом произносит какие-нибудь слова, чаще всего те же “мама”, “баба”, “папа” и им подобные. Показывая рисунок, он может произнести какое-то слово, но та картинка, которая вчера была названа “мама”, сегодня стала “баба”, а завтра будет “га-га”. Все эти слова к рисунку никакого отношения не имеют – просто малышу нравится по любому поводу их повторять. Сначала он лишь приговаривает по ходу рисования. Подчеркивая тем самым ритм своих действий, ритмичные звуки соединяются с постукиванием, черканьем круговыми движениями карандашом. Потом появляются слова, обозначающие какие-то действия, но обязательно ритмично организованные: “кап-кап-кап” или “бум-бум-бум”…
На вопрос: “Что ты нарисовал?” – малыш попросту не знает, что ответить. А если взрослый назовет рисунок “трава” или “бабушка”, может согласиться или возразить: “Нет. Каляка-маляка”. Без помощи родителей дети еще не опознают в своих каракулях даже случайного сходства с чем-то определенным. Важно не упустить то время, когда они смогут это сделать, тогда помощь будет полезна. Но еще важнее не спешить с названием рисунка, потому что тогда у вашего ребенка может сложиться уверенность в том, что любой набор линий без каких-либо видимых оснований можно считать изображением дома, дерева, цветов, если назовешь их соответствующим словом.
Вначале третьего года жизни или немного позже дети очень увлекаются тем, что делают карандашом движения в разных направлениях. Теперь, прежде чем приступить к рисованию, они сначала осматривают лист, потом проводят линию вверх или вниз, пробуют прочертить ее влево и вправо, иногда на ходу изменяют направление движения руки – получаются ломаные, угловатые следы карандаша. Дети осваивают пространство листа. Лист бумаги становится местом передвижения.
След и направление движения в пространстве – вот главное, что теперь занимает детей. Линии на листе для ребенка как бы план реальной местности, но план ничем не наполненный.
Теперь на рисунках детей нет свободного места, бумага плотно зарисована, одни линии перекрывают другие, сплетаясь друг с другом. Удобно это делать карандашами разного цвета.
В это время или немного раньше дети начинают замечать, что от усилия, с которым они нажимают на карандаш, зависит яркость линии на рисунке. Это открытие ребенка надо поддержать. Показать, что, рисуя мягкими графическими материалами (углем, мелком, восковым мелком), не надо так сильно напрягать руку, как при рисовании карандашом.
Ребенок часто видит, как старшие в семье пишут письма родственникам и знакомым, слышит, как читают их ответы, и ему тоже хочется участвовать в этом интересном занятии. Особенно если адресат ему знаком: бабушка, дедушка или папа в командировке. Внешне его “письма” – те же каракули, но, делая их, ребенок старается приговаривать что-то более или менее связанное, разумеется, не на рисунке, а между словами. Позже в распоряжении каракулей не листе начинает проявляться едва заметное сходство со строчками письма и чаще встречаются мелкие петлеобразные линии, отдаленно напоминающие написание слов от руки. Но, играя в “письма”, дети не пишут, а рисуют. Обучая малыша по разному нажимать на карандаш, родители воспитывают у него способность свободно регулировать свои движения.
Рисуют дети охотно. Наряду с каракулями иногда изображают что-то немножко похожее на реальные предметы. Покрывая штрихами и пятнами лист за листом, он напряженно всматривается в каждый из них, поворачивает в разные стороны, неутомимо ищет на рисунках сходство с существами, предметами и явлениями, которые видел в жизни или на картинках. И вдруг замечает: на разных рисунках одинаково проведенные штрихи соединяются в изображение, похожее на один и тот же предмет. Малыш старается повторить эти штрихи и получает такое же изображение, но уже не случайно, а преднамеренно.
Первые изображения получаются у маленьких детей чаще всего случайно или в результате специального показа и объяснения взрослыми того, как рисуется машина, домик, солнышко.
Взрослым вид ребячьих каракулей, особенно на книгах или обоях, кажется настолько безобразным, что невольно возникает желание поскорее прекратить это занятие, а то и запретить совсем, чтобы не сложилась дурная привычка пачкать ценные вещи. Малышу же нравится черкать, поэтому он сопротивляется и находит удобный случай заняться любимым делом. Но долго противостоять взрослому ему не под силу, и занятия на время или совсем прекращаются.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Стадия изобразительных схем.
Обычно протекает от четырех до шести лет. Ее особенности таковы:
а) малое количество признаков предмета, постепенно затем нарастающее. Это – обобщенный образ, ритмически упрощенный, что и дало ему название – схема. В самом деле, вместо человека со всеми его существенными признаками ребенок изображает так называемого «головонога». Почему ребенок не дает всех существенных признаков, таково ли его представление о человеке? Конечно, нет. Ребенок видит и знает человека во всех его деталях, хорошо знает и ощущает все части тела. Однако его рисунок совершенно неравноценен его представлениям. Детские ориентировки и знания всегда опережают изображение. Последнее всегда отстает в силу того, что сам процесс изображения для малыша сложен. Чтобы дать изображение задуманного образа, нужно иметь четкое представление о предмете, о построении формы с ее отдельными элементами для чего необходимы контроль зрения, координация мускульного, двигательного процессов, большая выдержка внимания;
б) в простой схеме конструкция предмета обычно дается неправильно, нет многих необходимых частей. Так, в изображении человека часто отсутствует туловище, и ноги прикрепляются прямо к голове; иногда руки совершенно отсутствуют, а если и даны, то прикрепляются прямо к голове, либо к ногам. При этом для периода ранней схемы характерны прямоугольные и перпендикулярные построения. Чем объясняется такое построение? Очевидно, это исходит из возможностей зрительных и моторных навыков ребенка, которые еще достаточно примитивны. Более сложное взаимоотношение частей ребенку еще трудно воспроизвести. Лишь постепенно в рисунках пяти-шестилеток мы видим, как руки начинают опускаться, приобретая свое нормальное положение;
в) в форме-схеме отсутствует пропорциональность частей: человек может оказаться крупнее дома. Происходит это вследствие слабого зрительного контроля, недостаточной координации движений. Иногда ребенок масштабно выделяет то, что его особенно занимает;
г) имеется стремление к симметрии. Этот принцип простой ритмической фигуры помогает разрешению изобразительной задачи. Нарисовать фигуру несимметричную гораздо сложнее – для этого требуется больше культура зрения. Первыми признаками движения в рисунке ребят является поворот ступней ног в одну сторону. Это наблюдается иногда даже у пятилеток. В семилетнем возрасте схема иногда дает большие признаки динамики: фигура человека в рисунке начинает поворачивать голову в профиль;
д) отсутствует передача объемности предмета; все предметы изображаются плоскими, без светотени ребенок передает обобщенный образ, т.е. таким, каким он знает предмет, а не каким его видит. Тень в силу своей изменчивости трудно уловима, и ребенок ее игнорирует.
Передача пространства в детском рисунке осуществляется своеобразно. Как только ребенок начинает сознательно изображать предметы, он их беспорядочно разбрасывает по листу, причем обычно ребенок вертит лист бумаги во все стороны и рисует предметы безотносительно друг к другу, так что предметы как бы кувыркаются, заполняя пространство на рисунке. Затем ребенок перестает вертеть лист: предметы еще разбросаны по листу, но они имеют общий верх и низ. Далее ребенок проводит горизонтальную линию – «землю», и на нее устанавливает все предметы. Такое построение называется фризовым, причем предметы не заслоняют друг друга. Но принцип данного изображения — не зрительный. Дальнейшим моментом эволюции является двойной, тройной фриз, когда ребенок проводит над первым рядом второй, третий, соединяет их дорогами. Затем в детском рисунке начинает проявляться некоторое заслонение и сокращение предметов, т.е. появляются элементы перспективы.
Обычно, на этой стадии ребенок рисует наружную и внутреннею стороны предметов. Почему это происходит? Несомненно, что и здесь мы имеет дело с моторным принципом изображения: нарисовав дом снаружи, ребенок недоволен, т.к. дом у него вызывает представление более сложное, нежели две стены и труба с крышей. Поэтому он на рисунке дает не то, что видит, а то, что знает о предмете на основе своего опыта. Он мысленно смотрит внутрь дома и все, что там имеется, изображает на том же рисунке.
Мы знаем, что ребенок тянется к яркости, всякая краска его чрезвычайно привлекает и радует. Ребенок-дошкольник в состоянии уже оперировать с цветной окраской. Умело руководя им, мы можем закрепить и развить в ребенке правильные задатки живописца, задача которого – не простое списывание с натуры, а искание выразительной реальной формы и цвета, преломленное в известном понимании.
Стадия правдоподобных изображений.
У большинства людей она начинается с восьми лет и продолжается до конца детства (13-14 лет). Она характеризуется последовательными отходами от схем, обозначающих объекты окружающего мира к собственно изображениям: попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным.
Изображения людей становятся более пропорциональными, чаще всего за счет изменения величины головы, которая раньше изображалась чрезмерно большой. Появляется округленность плеч и других частей тела. Черты лица, как и раньше, изображаемого только в фас и профиль, рисуются тщательнее, выглядят разнообразнее и чаще передают характерные особенности конкретного человека или типичный образ, особенно персонажей литературных произведений. Волосы на голове у разных людей все чаще чем-то отличаются, а у девочек передаются разнообразные прически. При изображении рук и ног чаще показаны локтевые и коленные сгибы. Чаще, чем прежде, на рисунках передаются действия человека. Пространство по-прежнему отражается на рисунках по принципу: чем ближе — тем ниже ни листе, чем дальше – тем выше. Нередко можно увидеть и некоторое уменьшение дальних предметов. Изображения людей имеют много вариантов, общим для которого является подчеркнутое членение фигуры на части тела человека и элементы одежды. Изображая фигуру, ребенок еще конструирует ее, последовательно добавляя одну часть к другой: сначала – голову, за ней туловище, потом – ноги и руки и наконец – одежду. Такая же последовательность характерна и для работы с красками. При рисовании карандашом преобладают заученные, повторяющиеся движения. В целом изображения сочетают в себе две тенденции: реалистическую и условно-техническую. Ведущим становится силуэтное изображение, которое еще ближе подводит ребенка к условностям линейного рисунка.
У многих детей изменение способа изображения на этой стадии завершается, сохраняясь в более или менее совершенном виде навсегда.
Стадия правильных (реалистических) изображений.
Эта стадия хорошо рассмотрена у Л.С. Выготского, поэтому воспользуемся его описанием.
Рисование по наблюдению, реальное изображение предмета, является только высшей и последней стадией в развитии детского рисунка, такой стадией, которой достигают только редкие дети.
Чем это объясняется? В последнее время исследователь детского рисунка профессор Бакушинский попытался дать объяснение этому явлению. Первый период в развитии ребенка, согласно этому объяснению, выдвигает на первый план в восприятии ребенка двигательно-осязательную форму и тот же способ ориентировки в окружающем мире. Главнейшим направлением эволюции ребенка заключается в том, что роль зрения ребенка в деле овладения миром начинает все возрастать. В переходный период замечается борьба двух противоположных установок детского поведения, которая заканчивается полной победой чисто зрительной установки в восприятии мира. В изобразительном творчестве подросток в этот период стремится к иллюзорной и натуралистической форме, он хочет сделать так, чтобы было как на самом деле, зрительная установка позволяет ему овладеть методами перспективного изображения пространства. Мы видим, таким образом, что переход к новой форме рисования связан в этот период с глубокими изменениями, происходящими в поведении подростка.
И тут возникает еще один вопрос: как нужно относиться к художественному творчеству в переходном периоде? Является ли оно редким исключением, следует ли его стимулировать, придавать ему значение, или следует думать, что этот вид творчества умирает своей естественной смертью на границе переходного возраста? С рисованием в переходном возрасте тесно связаны две чрезвычайно важные проблемы. Первая из них состоит в том, что для подростка уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональный, художественные навыки и умения.
Он должен научиться владеть материалом, тем особым способом выражения, который дает живопись. Только культивируя это овладение материалом, мы можем поставить на правильный путь развитие детского рисования в этом возрасте. Теперь мы видим проблему во всей ее сложности. Она состоит из двух частей: с одной стороны нужно культивировать творческое воображение, с другой – в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творческое может развиваться правильно и дать ребенку то, что мы вправе от него ожидать. Другая сторона, связанная с рисованием в данном возрасте, заключается в том, что детское рисование связывается очень тесно с производительным трудом или с художественным производством.
Мы рассмотрели все стадии, которые проходит ребенок в своем развитии, и увидели, что очень много показателей может влиять на это развитие. Но это только как бы теоретический аспект данного вопроса. Изучая рисунок ребенка, мы также можем изучать развитие детей методом анализа продуктов их изобразительного творчества. Еще в конце XIXвека итальянский искусствовед Коррадо Ричч показал пример описательного анализа детских рисунков. И сейчас этот метод остается одним из самых продуктивных в психологии и педагогике.
Чтобы остановиться на практической части поподробнее мы перейдем к следующей главе, в которой рассмотрим некоторые методики.
2.3 Источники развития изобразительного творчества
детей.
В понимании детского изобразительного творчества и в подходе к его развитию можно выделить два противоположных направления. Одно из них заключается в том, что его сторонники считают источником творчества внутренние импульсы, стремление выразить мысли и настроение, а отсюда и требование не вмешиваться в этот процесс, не мешать самовыражению, не учить способам изображения, которые ребёнок якобы найдёт сам. Другое направление исходит из понимания потребности изображения как стремления отразить впечатления, полученные от окружающей жизни, и выражения отношения к этим впечатлениям. Чтобы ребёнок мог создать адекватное изображение предмета, удовлетворяющее его, необходимо помочь ему овладеть способами изображения. Конечно, этими противоположными подходами не исчерпываются все точки, но они в той или иной мере приближаются к одному из названных направлений. Чаще всего мы встречаемся не с крайними выражениями названных подходов, а с чем-то средним, объединяющим позиции первого и второго направлений. Это детерминировано взаимопроникновением идей о развитии детского
творчества в педагогической теории и практики разных стран.
Так, в США, по свидетельству советских педагогов — ученых (А.С.Жуковой, З.А. Мальковой, Б.П.Юсова и других), в 60 — 70-е гг. преобладала линия на спонтанное протекание изобразительной деятельности, которая часто сознательно не направляется на отражение окружающей действительности. В связи с этим отрицается необходимость учить детей рисованию, лепке. Поощряется создание беспредметных композиций из пятен, ритма мазков. И при посещении музеев, выставок, организуемых с детьми (в рамках этого направления), внимание детей обращается на абстрактные работы. В книге А.С.Жуковой «Оранжевый лев» описывает опыт одной из школ США, в которой детей знакомили с изобразительным искусством путём посещения музеев только абстрактного искусства. Такое культивирование абстракционизма объясняется тем, что дети якобы стремятся к свободе, свободной игре форм, к самовыражению. И задача взрослых в данном случае состоит в том, чтобы оберегать эту свободу детского творчества. В различных статьях, опубликованных в этот период, говорится о том, что не следует ничего показывать детям в качестве способов действия, учить их способам изображения. Это с точки зрения ряда зарубежных авторов засушивает процесс творчества. Дети сами найдут способы создания рисунка, лепки и т.п.
Говоря о том, что побуждает детей к творчеству, Е.А.Флерина утверждает что это — «стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и к его активному творческому отображению». Таким образом, на первый план она выдвигает познавательную функцию детского творчества в противовес зарубежным исследователям, которые противопоставляют творчество познанию и на первый план выдвигают интуицию и переживание с позиций фрейдизма и идеалистического символизма. Флерина даёт определение двух этапов познания, выраженных в детском изобразительном творчестве, — познание свойств материала и познание образное. «Объективная реальность, — пишет она, — пробуждает детское сознание, направляет, формирует мышление, она является основным стимулом и питательным материалом в развитии детского творчества».
Исходя из такого положения, Флерина утверждает реализм детского творчества. «Не символизм, созданный абстрактным мышлением ребёнка, а наивный реализм является характерным стилем детского творчества, и строится он на образном, конкретном реалистическом мышлении ребёнка».
Желая вызвать у воспитателей бережное и внимательное отношение к творческим проявлениям детей, Флерина приписывает их творчеству такие высокие достоинства, как «убедительность выразительных средств», «четкое выражение моральной линии», законченность». Исходя из этого, она предлагает рассматривать детское изобразительное творчество как детское искусство, «которое обладает специфическими детскими и общими чертами».
Рассматривая взгляды зарубежных авторов на детское творчество, Флерина осуждает точку зрения на него, как на ветвь примитивного искусства. Вместе с тем ей самой не удалось преодолеть эту точку зрения.
Флерина видела и понимала, какие большие возможности таятся в ребёнке для развития в нем художника, т.е. человека, понимающего искусство и способного к творческой деятельности. Она всей душой протестовала против схоластики, формализма в художественном воспитании. Однако это привело её к другой крайности и заставило вообще бояться обучения в настоящем смысле слова. Она ратует только за элементы обучения в воспитании дошкольников.
Понимая, что развитием необходимо руководить, она вместе с тем боится нарушить «естественный» ход этого развития грубым вмешательством со стороны педагога. Такого рода чувства роднят трёх исследователей — Шмита, Бакушинского и Флерину, теоретические взгляды которых формировались на рубеже двух веков и основной художественно- педагогический опыт накапливался в 20-е годы ХХ века.
2.4 Значение технических навыков в развитии
изобразительного творчества.
Экспериментальное исследование, проведённое Е.А.Фрелиной в детском саду, показало ей творческую беспомощность детей 6-7 лет, изобразительной деятельностью которых педагог не руководил. Выявилась необходимость помочь детям, дать им возможность овладеть некоторым объёмом знаний, навыков.
Е.А.Флерина начала учить детей технике рисунка, композиции узора, способам изображения, развивать их наблюдательность. После этого появились заметные сдвиги в развитии художественных способностей. Стало ясно детей надо учить. Однако теоретические убеждения не позволили Флериной принять идею систематического и последовательного обучения как одного средства овладения изобразительной деятельностью. В руководстве этой деятельностью она разделяет учебные и творческие задачи и подчёркивает различие в методах учебного и творческого руководства. Е.А.Флерина старалась удержать педагога от слишком прямого и эффективного воздействия на детей, желая сберечь самобытность и наивность детского творчества.
Известный исследователь проблемы способностей В.И.Киреенко подчеркивал: «Если воспитатели только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребёнка, то детская непосредственность в рисунках скоро превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого ребёнка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь». Далеко не каждый ребёнок сам может выделить способы деятельности.
По мнению Т.С.Комаровой, для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщёнными способами создания изображения, которые позволяют ребёнку воплощать любое задуманное им содержание. Если ребёнок не владеет общими способами, это сковывает его самостоятельность. Задумав что-то изобразить, ребёнок часто не находит способов, в результате чего он испытывает чувство неудовлетворённости, чувство неуверенности в себе, дискомфорт.
Наблюдения и исследования других авторов (Э.Г.Пилюгиной и О.Г.Тихоновой) убедительно показывают, что если не спешить с показом способов рисования предметов той или иной формы в начальный период овладения ребёнком деятельностью, то есть до трёх, а то и до четырёх лет Но при этом заботится о накоплении ребёнком сенсорного опыта, развития его восприятия и сенсорной культуры, дети значительно раньше начинают (разумеется, если они могут свободно воспользоваться карандашами и красками) самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов.
А.В. Сухомлинский писал: «Источники творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Многолетний опыт показал, что от уровня развития рисовальных движений, овладения обобщенными формообразующими движениями в младшей средней группах детского сада (в этот период при правильном руководстве взрослого дети овладевают основными рисовальными движениями) завит уровень развития рисования и детского изобразительного творчества в последующих группах. Именно владение обобщенными способами изображения обеспечивает самостоятельность ребёнка и умение творчески решать любую изобразительную задачу.
2.5 Влияние изобразительной деятельности в развитии воображения детей дошкольного возраста.
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
продолжение
--PAGE_BREAK--