Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие творческой деятельности в младших школьников

Содержание
 Введение 3 1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 7 1.1    Общая характеристика младшего школьного возраста 7 1.2   Познавательное и умственное развитие младших  школьников 10 2 Средства развития творческой деятельности в младшем школьном возрасте 17 2.1    Понятие творческой деятельности младших школьников 17 2.2 Условия развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 18 2.3   Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников 22 2.4    Рефлексия творческой деятельности 27 2.5 Организация  личностно — деятельностного  взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий 30 Заключение 33 Библиография 34 Приложения 36

Введение
В связи с проблемойвнедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческойличности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитымактивным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Вобществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на нихадекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. Всоответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средствформирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечаютобразовательной парадигме нового тысячелетия.
Под творчествомпонимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющихобщественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата,правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкойк действительности.
Люди совершают каждыйдень массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача,то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества,находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особыекачества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать,находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляеттворческие способности.
Нормальные дети обладаютразнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развитияиндивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивнойтворческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения. Однако,эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причине несовершенстваметодов или способов учения. И происходит это потому, что необходимые способыразрабатываются и укрепляются недостаточно. Не вырабатывается их мобильность,перенос в различные ситуации учебных действий, наиболее сложные задания необеспечиваются отработкой более сложных способов, что часто приводит кбезуспешной деятельности. В силу этого ученики не испытывают удовлетворениядеятельностью, на пути к которой появляются препятствия, преодолеваемые далеконе каждым учеником. Вслед за этим интерес снижается, пропадает желание учиться.
Традиционное обучениесодержит, в основном, элементы объяснительно-иллюстративного типа, когдаучитель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типеобучения определяющим становится критериальный компонент, т.е. сумма знаний наконец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентацияостается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процессыобразования на основе преобладания репродуктивной деятельности, детальноописанными результатами.
В связи с вышеизложеннымнеобходимо постепенно изменять методы преподавания с целью интенсификациипроцесса обучения, повышения мотивации к учению.
В настоящеевремя при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения всеболее вытесняет стандартные методы. Ведь безусловно нужные, но все же «постные»методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не даютвозможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательнойдеятельности.
На протяжениимногих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себепристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии,педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянновозрастающими потребностями современного общества в активных личностях,способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условияхнеопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленныхобществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренностьстановятся залогом экономического процветания и средством национальногопрестижа»[1].
В современнойпсихолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И.Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторскийи др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивностипознавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческойдеятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельностиучащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологическойкультуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Насегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержанияобразования становится личностная ориентация, предполагающая развитиекреативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетоминтересов и склонностей к творческой деятельности[2].Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможностьвсем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческийпотенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов»[3].Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественнойшколы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможностиучащихся, их непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаютсяцели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются каксредства их достижения.
Темне менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержаниисовременных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы.Результаты проведенного тестирования учащихся начальных классов показываютнизкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческоевоображение, применение методов творчества. Так, 60% учащихся либо отказалисьвыполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80%учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именнотак его выполнили.
Полученныеданные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческойдеятельности младших школьников в организации учебного процесса начальнойшколы.
Актуальность поднятой проблемы вызванапотребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методахпсихолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с цельюразвития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Объектом исследования данной курсовой работыявляется педагогический процесс, а именно процесс формирования творческойдеятельности и развития творческих способностей у детей.
Определение проблемы иактуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цельисследования: изучение проблемы развития творческой деятельностидетей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практическойдеятельности в этом направлении учителя начальной школы.
В ходе работы мы ставимперед собой следующие задачи:
1.       изучить ипроанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе;
2.       выявить основныекомпоненты творческих способностей на основе анализа изученной литературы;
3.       выявитьэффективные средства развития творческих способностей младших школьников.
1Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
 
1.1Общая характеристика младшего школьного возраста
Младшийшкольник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своимвнутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.
Младшийшкольный возраст называют вершиной детства. Ребе­нок сохраняет много детскихкачеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уженачинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляетсядругая логика мышления[4].
Начальнаяшкола — наиболее ответственный период в жизни человека. Именнов младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучениеи воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебнаядеятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитиивсех его психических свойств и качеств (см. прил. 1).
Учениедля младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает нетолько новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняютсяинтересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.http://delo.teolog.ru/deloN3221 — _edn3#_edn3
Вэтот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, асамая настоящая, реальная, всегда нас окружающая – вот что возбуждает егодеятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, вкотором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик имечтатель. Он – реалист.
Интереспривлекает уже и то, что не обязательно должно быть дано в личном, настоящемили прошедшем опыте. Другие страны, другие народы и их деятельность привлекаютвнимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальноерасширение умственного кругозора.
Непосредственностьдетских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболеезаметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себядостаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют своелюбопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, чтовозможно, испытать сами. Им нравится применять новые для них наименования,замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.
Вовремя прогулок и экскурсий у младших школьников ярко выражены стремление испособность схватывать необычное, новое и запечатлевать. Иногда они начинаютвысказывать друг другу вслух фантастические суждения. Но они и сами не придаютзначения своим замечаниям. Их внимание скачет: они не могут не всматриваться,не вслушиваться, а их восклицания и предположения, по-видимому, помогают им вэтом.
Ученики начальных классов нередко обнаруживаютсклонность поговорить: рассказать обо всем, что читали, что видели и слышали вшколе, на прогулке, по телевизору. При этом у них обычно получается длинноеповествование со многими упоминаниями, малопонятными для постороннего. Самим имтакой рассказ явно доставляет удовольствие, для них несомненна значительностьвсего, что происходило с ними[5]. Потребность поделиться, сноваоживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силевпечатлений — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это —  неповторимыевнутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте остротавосприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленностьумственной активности   на то, чтобы повторить, внутренне принять, создаютблагоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.[6]
Впечатленияот стихов и рассказов, исполненных в выразительной художественной форме, оттеатрального спектакля, от песни, от музыкальной пьесы и кинофильма могут бытьглубокими и стойкими у детей 8—10-летнего возраста. Чувства жалости,сочувствия, негодования, волнение за благополучие любимого героя могутдостигать большой интенсивности. Однако в восприятии отдельных эмоций людеймаленькие школьники допускают серьезные ошибки и искажения. Кроме того,маленький школьник может не понять некоторых переживаний людей, и поэтому ониему неинтересны и недоступны для сопереживания[7].
Появлениешироких реалистических интересов заставляет ребенка обращать внимание и напереживания окружающих людей, понимать их «объективно», не расценивая их сточки зрения только того значения, которое они имеют для него в данный момент.Он начинает понимать чужое страдание именно как страдание, как неприятноепереживание данного человека, например своего товарища или матери, а не толькокак источник каких-либо неудобств для себя. Если предыдущую эпоху обычнохарактеризуют как эгоистическую, то новый этап жизни можно рассматривать какначало альтруистических проявлений[8].
Младшийшкольный возраст является классическим временем оформления моральных идей иправил. Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечениемпринимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать своисобственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно»делать[9].
Следуетотметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание кнравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственнуюоценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьникиначинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.
 
1.2 Познавательное иумственное развитие младших школьников
Развитиеребенка происходит только в  деятельности. Только собственными силамиможно усвоить опыт и  знания, накопленные человечеством, развить своиинтеллектуальные и другие способности.
Основнойдеятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойстви качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательнаядеятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развитияличности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьномвозрасте.
Психологическиесвойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, доприхода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие,закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личностиуже сформированы.
Индивидуальностьребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах, илипознавательных способностях. Это психическиепроцессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей.К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память,мышление и воображение. Познание невозможно также без речии внимания.
Младший школьник с живымлюбопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает передним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесьочень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не простосмотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учитвыявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, начто следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематичноанализировать воспринимаемые объекты. В ряде исследований доказано, чтонаиболее эффективным методом организации восприятия и воспитаниянаблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится болееглубоким, количество ошибок уменьшается.            
В младшем школьномвозрасте происходит значительное расширение и углубление знаний,совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и кIII – IV классам приводит к тому, что у большинства детейобнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видамдеятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенкомновых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельныхшкольных предметов, в специальных видах  трудовой деятельности и в общении.
На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста.В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способностьзапоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистиненеобыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учениковмладших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на то,чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчиваяисполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежнаяподражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и егосвоеобразную инициативу.
Обособых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты. Так,психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного языкавтороклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по этомупредмету (как известно, не во всех школа в нашей стране иностранный языкначинают изучать в начальной школе). Оказалось, что превосходство подростков вуровне умственного развития и нервной выносливости не обеспечивают им большегоуспеха. Бóльшие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники — в частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности.На уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новуюлексику и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться — активность виноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении, ещене подверженной действию многих психологических «тормозов» подростковоговозраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить обособой возрастной чувствительности[10].
Дальнейшее развитиеспособностей к концу младшего школьного возраста порождает значительноеувеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехахв учении и является одним из оснований для принятия психолого-педагогическиобоснованных решений относительно  дифференцированного обучения детей сразличными способностями.
  Особое значение дляразвития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивациидостижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей.Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьныйвозраст представляет особенно  благоприятным  временем  жизни,  приносит  двоякую пользу:       во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная идостаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующийнад мотивом из бегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитиюразнообразных других способностей ребенка.
Трудолюбие исамостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятныевозможности для развития детей младшего школьного возраста и вненепосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идето способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом.
            Очень большиеизменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника.Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия ипамяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильновоздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, чтомышление ребенка – это как бы «недоразвитое» мышление взрослого, что ребенок свозрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас упсихологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественноотличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, толькоопираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется оченьрано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача.Задача эта может возникнуть стихийно (придумать интересную игру), а может бытьпредложена взрослым специально для развития мышления ребенка.  
Исследования детскоготворчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческогомышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Наглядно-действенноемышление рождаетсяиз действия в младшем и раннем возрасте. В процессе развитиянаглядно-действенного мышления у ребенка формируется способность выделять впредмете не просто его внешние свойства, а именно те, которые необходимы длярешения задачи. Это способность развивается на протяжении всей жизни и являетсясовершенно необходимой для решения любых, самых сложных задач.
Развитие причинногомышления у детей начинается с осознания последствий своих действий. У ребенка 4—5лет познавательные интересы смещаются с отдельных предметов, их названий исвойств на соотношения и связи явлений. Начинают интересовать не простопредметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, взаимосвязьпричин и следствий. Сначала дети обучаются планировать действия над реальнымиобъектами, затем с языковым материалом: словом, высказыванием, текстом.Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапепричинно-следственного мышления. Так рождаются сюжеты фантастических рассказови сказок.
Преломляясь с возрастом,меняясь по значимости, эти виды развития мышления продолжают все же развиватьсяи в период обучения в начальной школе. Более того, изучение познавательнойдеятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплескисследовательской активности.
«Исследовательскаяактивность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами:ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичностимышления»[11].
Благодарясамостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением; ставитьисследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей,рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Этиспособности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапепричинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинаютоценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы иобщества.
Поскольку по меревзросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможновыделить одну причину события, то в этих случаях причинное мышление окажетсянедостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуаций ивыборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеютсущественное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой наряд критериев, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его болеесокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерииизбирательного поиска, позволяет решать сложные, проблемные ситуации, называютэвристическим. Оно формируется ориентировочно к 12—14 годам.
Таким образом, постепенноформируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любойпоставленной задаче, можно дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящейи творческой личностью.
Так же одним из важнейшихусловий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческоевоображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно безактивной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чемпишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать нагляднымиобразами.
В процессе развития воображенияв младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение,связанное с представлением ранее воспринятого или создание образов в соответствиис данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение каксоздание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатленийпрошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получаютдальнейшее развитие.
Весьма распространенномнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображениявзрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий[12].Однако уже в 30-е годы А. В. Выготский показал, что воображение ребенкаразвивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Поэтомувряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображениявзрослого. Просто иногда, не имея достаточно опыта, ребенок по-своему объясняетто, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослымнеожиданными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальнуюзадачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываютсяэто сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только оченьнемногие дети могут выполнить задание творчески. Вот почему творческое воображениеребенка необходимо развивать.
Характеризуя воображениедетей, Л.С. Выготский говорил о необходимости понять психологический механизмвоображения, а это невозможно сделать без выяснения той связи, котораясуществует между фантазией и реальностью. «Творческая деятельность воображения,— пишет Л.С. Выготский, — находится в прямой зависимости от богатства иразнообразия, прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляетматериал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека,тем больше материал, которым располагает его воображение». Эту мысль ученогоследует подчеркнуть особо, потому что слишком широко и за рубежом, и у насраспространено мнение о том, что ребенок обладает буйной, неограниченнойфантазией, способен изнутри порождать яркие, неорганичные образы. Всякоевмешательство взрослого, педагога в этот процесс лишь сковывает и губит этуфантазию, богатство которой не идёт ни в какое сравнение с фантазией взрослого.Вместе с тем совершенно очевидно, что бедность опыта ребенка определяет ибедность его фантазии. По мере расширения опыта создается прочная основа длятворческой деятельности детей.

2 Средстваразвития творческой деятельности младших школьников2.1 Понятие творческой деятельностимладших школьников
Анализосновных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этоговозрастного периода, современные требования к организации обучения кактворческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смыслестроят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы егопреобразования[13] предполагают возможностьнакопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в такихвидах деятельности, как создание и преобразование конкретныхобъектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных впроцессе обучения знаний.
Впсихолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определениятворческих видов деятельности.
Познание — «… образовательная деятельностьученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания»[14].
Преобразование — творческая деятельность учащихся,являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом дляполучения новых учебных и специальных знаний[15].
Создание — творческая деятельность,предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемыхобластях [16].
Творческоеприменение знаний —деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли приприменении знаний на практике.
Все этопозволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников»:продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная наовладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования вновом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессеобразовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. />
Познавательная мотивациятворчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, болеевысокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации,обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению кисследуемому новому (предмету, качеству).
Ученые отмечают динамикусамой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчествомладшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросови проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательскийдиапазон учащихся.
Это приводит к тому, чтоуже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого началастановится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка кновому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.
Решение предложенных исамостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождаетсяпроявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала,выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.
 
2.2 Условия развития творческихспособностей младших школьников
Впсихолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, вусловиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретаетразвитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельностистановится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбратьнаиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различныхвопросов.
Исследованиятворческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания,выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментальноизучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первыеучебные программы формирования творческих способностей. В это время быливыявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкостьума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовностьк риску и ответственности за принятое решение.
Гибкостьумавключаетспособность к выделению существенных признаков из множества случайных испособность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умомобычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируяотдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичностьи последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без нихгибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца непродумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбратьсреди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодарясистематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательноанализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идеяпреобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.
Творческимыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не боятьсяответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые ипривычные способы мышления более понятные большинству людей.
Помощьвзрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобынаучить ребенкатворить.Ребенок в результате такой помощидолжен научиться:
► удивлятьсявсему, будто видитвсе в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлениюжизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То естьнадо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве,где все – игра чудесных сил;
► видеть,слышать, ощущать (удивившись,начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит,ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научитьсявидеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественноготворчества – память;
► мечтать (фантазия – цемент, скрепляющийсамые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).
Этих трех даровдостаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить,следует еще научиться:
►     владеть техникойтворчества (искусством слова, приемами ремесла).
►     создавать«законченную вещь», то есть произведение.
Поэтому оченьважно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой илиспортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому,как:
-   смотреть, чтобыувидеть красоту;
-   слушать, чтобыуслышать гармонию в музыке или природе;
-   почувствоватьсостояние другого и не ранить его своими словами;
-   говорить так,чтобы тебя услышали;
-   быть самим собой;
-   трудитьсятворчески;
-   творитьвдохновенно.
Современнаяпедагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно.Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальныеусловия для такого обучения[17].
Подтворческими (креативными) способностями учащихся понимают «… комплексныевозможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных насозидание им новых образовательных продуктов»[18].
Придерживаясьпозиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор,развитие которых является результатом обучения творческой деятельностишкольников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младшихшкольников:
·     творческоемышление,
·     творческоевоображение,
·     применениеметодов организации творческой деятельности.
Для развитиятворческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитьследующие умения:
►      классифицироватьобъекты, ситуации, явления по различным основаниям;
►      устанавливатьпричинно-следственные связи;
►      видетьвзаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
►      рассматриватьсистему в развитии;
►      делатьпредположения прогнозного характера;
►      выделятьпротивоположные признаки объекта;
►      выявлять иформулировать противоречия;
►      разделятьпротиворечивые свойства объектов в пространстве и во времени;
►      представлятьпространственные объекты;
►      использоватьразные системы ориентации в воображаемом пространстве;
►      представлятьобъект на основании выделенных признаков, что предполагает:
-         преодолениепсихологической инерции мышления;
-         оцениваниеоригинальности решения;
-         сужение поляпоиска решения;
-         фантастическоепреобразование объектов, ситуаций, явлений;
-         мысленноепреобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Названныеумения составляют основу способности системного диалектического мышления,продуктивного произвольного пространственного воображения.
Отечественныепсихологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов,З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебнойдеятельности для формирования творческого мышления, познавательнойактивности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельностиучащихся.
Опыттворческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, являетсясамостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:
►     перенос ранееусвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы,альтернативы ее решения,
►     комбинированиеранее усвоенных способов в новые и др.

/> 2.3 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников
Любую деятельность,в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенныхзаданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие отучащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способрешения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда иобъективно) новое» [19].
Эффективностьразвития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основекоторого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал,что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим»,продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Частьзаданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение несколькихвариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, непредлагает ни одна из используемых в школах программ.
Творческиезадания предполагают использование в творческой деятельности младших школьниковпреимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как методперебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активноиспользуются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования.Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческихспособностей учащихся с помощью данных методов.
Между тем дляэффективного развития творческой деятельности школьников применениеэвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методовтворчества.
На основеанализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов,А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
►     открытость(содержание проблемной ситуации или противоречия);
►     соответствиеусловия выбранным методам творчества;
►     возможностьразных способов решения;
►     учет актуальногоуровня развития;
►     учет возрастныхособенностей учащихся.
Учитывая этитребования, можно построить систему творческих заданий, под которойпонимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий,сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества,ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новомкачестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативныхспособностей младших школьников в учебном процессе.
Систематворческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный ирезультативный компоненты. Системообразующий фактор — личностьучащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другиеиндивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.
Особоевнимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Подсодержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя ивнутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательнойсредой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основеличного опыта ученика в результате его деятельности.
При отборесодержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:
1.        то, чтотворческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на ужерешенных обществом проблемах,
2.        творческиевозможности содержания учебных предметов начальной школы.
Представимсодержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными напознание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов,ситуаций, явлений (см. прил. 2).
Каждая извыделенных групп является одной из составляющих творческой деятельностиучащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использованиеопределенных методов, выполняет определенные функции. Такимобразом, каждая группа задач является необходимым условием для накопленияучеником субъективного творческого опыта. 1 группа – «Познание».Цель — накопление творческого опыта познания действительности.  Приобретаемыеумения:
·          изучать объекты,ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера,материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
·          рассматривать впротиворечиях, обусловливающих их развитие;
·          моделироватьявления, учитывая их особенности, системные связи, количественные икачественные характеристики, закономерности развития. 2 группа – «Создание».Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций,явлений.  Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, чтопредполагает:
·          получениекачественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
·          ориентирование наидеальный конечный результат развития системы;
·          переоткрытие ужесуществующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. 3 группа – «Преобразование».Цель — приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций,явлений.  Приобретаемые умения:
·          моделироватьфантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета,материала, расположения частей и др.);
·          моделироватьизменения внутреннего строения систем;
·          учитывать приизменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов,ситуаций, явлений. 4-я группа – «Использованиев новом качестве». Цель — накопление учащимися опыта творческого подхода киспользованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.  Приобретаемыеумения:
·          рассматриватьобъекты ситуации, явления с различных точек зрения;
·          находитьфантастическое применение реально существующим системам;
·          осуществлятьперенос функций в различные области применения;
·          получатьположительный эффект путем использования отрицательных качеств систем,универсализации, получения системных эффектов.
Содержание групптворческих заданий представлено в приложении 2 тематическими сериями.
Творческиезадания дифференцируются по таким параметрам, как:
►     сложностьсодержащихся в них проблемных ситуаций,
►     сложностьмыслительных операций, необходимых для их решения;
►     формыпредставления противоречий (явные, скрытые).
Всвязи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческихзаданий.
ЗаданияIII(начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса.В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление илиресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос илипроблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов илиэвристических методов творчества и предназначены для развития творческойинтуиции и пространственного продуктивного воображения.
ЗаданияII уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основсистемного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмическихметодов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие«система», а также ресурсы систем. Они представлены в видерасплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цельзаданий данного типа — развитие основ системного мышления учащихся.
ЗаданияI (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи изразличных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объектарассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такоготипа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направленына развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения,осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Выбираемыеучащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуютсоответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения.Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностеймладших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опытатворческой деятельности.
III уровень —предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленноготворческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используютсятакие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия,синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.
II уровень — предполагает выполнение творческихзаданий на основе эвристических методов таких как: метод маленькихчеловечков, методы преодоления психологическойинерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.
I уровень —предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментовтаких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач, приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,типовые приемы разрешения противоречия.
Каждый изметодов творчества имеет определенные функции (см. прил. 3).2.4 Рефлексия творческойдеятельности
Чтобынакапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать(рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Подрефлексивными действиями понимают:
·          готовностьи способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемныеситуации;
·          уменияобретать новый смысл и ценности;
·          уменияставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальнойдеятельности;
·          уменияадаптироваться в непривычных межличностных системах отношений[20].
Организацияосознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую иитоговую рефлексию. Текущая рефлексия реализуется в процессе выполненияучащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксированиеуровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новойинформации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущегоопыта). Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнениетематических контрольных работ.
Какна текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методырешения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвиженииучащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.
Дляболее точного определения уровня развития креативных способностей учащихсянеобходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельнотворческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельностиучащихся может быть произведена с помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С. Альтшуллеромдля оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровеньвоображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С. Гафитулиным,Т.А. Сидорчук). Шкала «Фантазия» включает пять показателей:
· новизну (оценивается по4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительныеизменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменениепрототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления));
· убедительность (убедительной считаетсяобоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);
· гуманность (определяется попозитивному преобразованию, направленному на созидание);
· художественнуюценность(оценивается по степени использования выразительных средств при представленииидеи);
·  субъективную оценку (дается без обоснования идоказательств, на уровне «нравится — не нравится»).
Для определения уровнятворческого мышления можно использовать методику С.И. Гин[21].Во избежание односторонней, субъективной оценки креативности учащихся нужноприменять психологические и педагогические методики диагностирования вкомплексе. Для оценивания таких показателей, как творческое мышление итворческое воображение необходимо учитывать результаты психологическогодиагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П. Торренса, Е. Туник.Таблица 1 — Система критериевразвития креативных способностей младших школьников
Критерии
Показатели критерия
Методы определения показателей Творческое мышление
Беглость
Оригинальность
Разработанность
Сопротивление замыканию
Абстрактность названия Тестирование по методике Е. Торренса Тестирование по методике С.И. Гин Творческое воображение
Продуктивность
Умение работать с образами в пространстве Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера Управляемость Анализ творческой деятельности учащихся Применение методов творчества Использование эвристических и алгоритмических методов творчества Анализ творческой деятельности учащихся 2.5Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога впроцессе выполнения творческих заданий
Эффективностьпроводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как междуучащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условийэффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностноевзаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его — внеразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетанияизменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия каксотворчества.
При такомподходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальныхметодов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыковорганизации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбораспособа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношенийв творческом процессе.
Такимобразом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся впроцессе организации творческой деятельности понимается сочетаниеорганизационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческийстиль деятельности учащихся и педагога.
Накоплениекаждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагаетактивное использование на различных этапах выполнения творческих заданийколлективных, индивидуальных и групповых форм работы (см. прил. 4).
Выборсочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнениятворческого задания и его уровня сложности.
Выбор методоворганизации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей,уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся,конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания(осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса,личного опыта).
Очевидно, впроцессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартныерешения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективныепричины, предвидеть предполагаемые последствия.
Это требуетот учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогдакак ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичьцели. Такой метод называется ситуационным или творческим[22].
Систематворческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов дляорганизации самостоятельной творческой деятельности.
Такимобразом, системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихсяориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.
В тактикетворческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведенияучителя:
·          умение поставитьучебно-познавательные проблемы;
·          стимулирование кпоиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
·          поддержка ученикана пути к самостоятельным выводам и обобщениям [23].
Все этопредполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях.
Атмосфератворчества создается путем:
1)        Выполнения законагуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я= Я).
При первойвстрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, входе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимоконтролировать в рамках формулы Я = Я [24].
Продолжитьэту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческихзаданий на понимание друг друга «с полуслова», разработки правил невербальногообщения и составления памятки «Нормы общения». А в четвертом классе в разделе «Качестватворческой личности» предложить задания, содержащие противоречия в поступкахчеловека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.
2)   Выполнение закона саморазвития:стремиться к постоянному самосовершенствованию (я  Я)[25].
Привыполнении серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов показатьнесовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способностик творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществлениятворческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.
3)       Создание ситуацииуспеха[26].
 

Заключение
Наше время –это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартныерешения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа ещесохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонноеповторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаютсярадости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Проведенное исследование показало, что ориентация современнойшколы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личностиребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебнойдеятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, сдеятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатковучащихся, их креативности, познавательной активности, способностисамостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение втрадиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и системтворческих заданий, специфически направленных на развитие творческойдеятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка,памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций,является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современногопедагога. 

Библиография
 
1         Белкин А.С.Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. —М.: Академия, 2000.
2         Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000.
3         Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
4         Гафитулин М.С.Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальныхклассов: Метод. разработка по использованию элементов теории решенияизобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990.
5         Гин С.И. Опроведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческихспособностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион.науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000.
6         Давыдов В. В.Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.
7         Доналдсон М.Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.:Педагогика, 1985
8         Зеньковский В.В.,проф. прот. Проблемывоспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь»,2002.
9         Концепцияструктуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На путик 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.:ИОСО РАО, 2000.
10       Кузнецова Л. В.Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1988.
11       Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитиеребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-таРоссийской академии образования, 1998.
12       Лейтес Н.С. Возрастная одаренность ииндивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997.
13       Лейтес Н.С.Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. – С.31.
14       Лук А.Н.Психология творчества. — М.: Наука, 1988.
15       Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. -  М.: Педагогика, 1991.
16       Матюшкин А.М.Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
17       Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общиеосновы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.
18       Российскаяпедагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993.
19       Симановский А. Э.Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей ипедагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
20       Словарь-справочникпедагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. —М.: Изд. дом «Восток», 2001.
21       Унт И.Э.Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990
22       Ушачев В.П.Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.
23       Фридман Л.М.,Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство»,1998.
24       Хуторской А.В.Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
25       Шамова Т.И.,Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.:Центр «Педагогический поиск», 2001.
26       Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника //Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.
Приложение 1
Психолого-педагогическая характеристика младшегошкольного возрастаПсихолого-педагогические особенности младшего школьного возраста Ведущая деятельность Новообразования младшего школьного возраста
►  в системе отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом;
►  в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);
►  ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;
►  взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских;
►  преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия. Ведущая деятельность — учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлек-сии, оценки то-го, «чем я был» и «чем я стал».
Новообразования:
1. формирование теоретического мышления;
2. рефлексия как осознание своих собственных изменений;
3. способность к планированию.
 Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: про-исходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую мнемическую задачу и отделяет эту задачу от всякой другой. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоми-нания. В области восприятия происходит переход от непроиз-вольного восприятия дошколь-ника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Проис-ходит также развитие волевых процессов.
Приложение 2Тематические серии групп творческих заданий
Тематические серии
Содержание творческих заданий
Типы заданий
Возможности учебных предметов “Театральная” Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки
Познание
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве
Художественный труд
Литературное чтение “Бионика” Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники
Создание
Преобразование Окружающий мир “Винни-Пух решает вслух” Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Рода-ри, Л. Кэррола, А.А. Ми-лна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некра-сова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве
Обучение грамоте
Литературное чтение “Технический мир” Изучение и создание различных технических объектов
Познание
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве
Обучение грамоте
Художественный труд
ОБЖ “Природный мир” Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений
Познание
Преобразование
Обучение грамоте
Окружающий мир
ОБЖ
Литературное чтение
Русский язык “Организм человека” Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями
Познание
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве Окружающий мир ОБЖ “Головоломки” Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов
Создание
Преобразование
Математика
Окружающий мир
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык “Признаки” Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположе-ния в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений
Познание
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве
Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык “Космос” Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправно-стей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве
Обучение грамоте
Художественный труд
Окружающий мир “Страна несделанных дел” Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний
Преобразование
Использование в новом качестве
Окружающий мир
ОБЖ “Бесприродный технический мир” Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными
Преобразование
Использование в новом качестве Художественный труд “Фантастические сюжеты” Решение проблем героев фантастических произве-дений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантасти-ческих сюжетов
Познание
Создание
Преобразование
Обучение грамоте
Литературное чтение “Да-Нетки” Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов Познание
Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык
Художественный труд “Безопасность” Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения)
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве
Окружающий мир
ОБЖ
Художественный труд “Проблемы третьего тысячелетия” Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, по-строение мусоросжига-ющего завода, переработка отходов, долгожительство)
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве Окружающий мир ОБЖ “Гениальные” задачи” Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве Дополнительная учебная программа “Достойный ответ” Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения
Познание
Использование в новом качестве
Обучение грамоте
Литературное чтение
Окружающий мир “Что такое хорошо?” Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) Познание
Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык
Художественный труд
Приложение 3Функции методов творчества на различных уровнях системытворческих заданий
Уровень системы творческих заданий
Методы выполнения творческих заданий
Функции метода III уровень Перебор вариантов Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов развития творческого воображения (РТВ). Его использование на начальном уровне обучения спо-собствует развитию умений организации поисковой деятель-ности, накоплению опыта организации собственной творчес-кой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся Метод фокальных объектов Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необыч-ных свойств, используя элементы фантазирования, преодоле-вать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов Морфологи-ческий анализ Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы. Развивает комбинаторные умения. Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы. Развивает умения планирования творческой деятельности. Способствует организации поисковой деятельности Дихотомия Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по вы-явленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации Позволяет сужать поле поиска Развивает умения ориентиро-ваться в пространстве, анализировать ситуации Синектика Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий II уровень Типовые приемы фантазиро-вания Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функ-ционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся Моделиро-вание Развивает умения школьников рассматривать объект “изнут-ри”. Расширяет возможности учащихся в управлении поиско-вой деятельностью. Способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления Группа методов “Преодоле-ние психо-логической инерции” Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Разви-вает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик Системный оператор Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления. Позволя-ет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуж-дает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции Ресурсный подход Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности I уровень Закономер-ности развития систем Развивает умение учащихся целенаправленно совершенство-вать системы по направлению к идеальному конечному резу-льтату. Позволяет управлять творческими процессами. Разви-вает умение рассматривать системы в развитии. Повышает эффективность прогнозирования Адаптиро-ванный алгоритм решения изобретате-льских задач Развивает умение выделять противоречивые свойства. Разви-вает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне Приемы разрешения противоречия Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в проти-воречиях. Развивают умения разделять противоречивые свой-ства в пространстве и во времени Типовые приемы устранения противоре-чий Повышают эффективность поисковой деятельности. Развива-ют умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия
Приложение 4Сочетание форм организации при выполнении творческогозадания
Этапы выполнения задания
Формы организации
Возможности форм организации при выполнении творческих заданий 1 2 3 1. Постановка задачи Индивидуальная Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласо-вывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать пред-лагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная Позволяет обмениваться опытом определения направ-ления поиска. Расширяет возможности учащихся ана-лизировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации. 2. Сбор необходимой информации Индивидуальная Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки) Групповая Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы. Коллективная Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников. 3. Решение Индивидуальная Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи. Групповая Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планиро-вать решение задачи в соответствии с выбранным ме-тодом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию. Коллективная Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи. 4. Анализ творческого продукта Индивидуальная Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт. Групповая Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопостав-лять собственные результаты с результатами работы других групп. Коллективная Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объек-тивный уровень полученного результата (на фоне класса).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.