Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях

Педсовет
«Развитиепознавательных процессов в различных образовательных технологиях»

«Образованиедолжно быть истинным,
полным,ясным и прочным»
Я.А.Каменский
 
(СЛАЙД1)
 
Главная цельсовременной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного иактуального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но школа по-прежнемуеще остается ориентированной на простое развитие знаний умений и навыков,методы обучения во многом репродуктивны. Обучение в школе удовлетворяетгосударственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний иопределенный тип личности граждан, поэтому оно обязано ориентироваться надостижение образовательных стандартов обученности. По этой причинепознавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешнозатормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности истандартизованности программ, методов и критериев обучения.
В условиях жедополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможностьпедагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, астроить обучение по принципу — процесс ради процесса, учение ради учения, т.е.следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обученииестественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательногоинтереса у воспитанников. Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение»и «познавательная деятельность».

(СЛАЙД2)
 
Познавательнаядеятельность предполагает большую степень самостоятельности воспитанника, чемучение.
Начнём с того, что жетакое познание? Словарь Ожегова даёт следующее определение:
Познание: 1.Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. 2.Совокупность знаний в какой-либо области.
Познание —обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения ивоспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта,результатом которого является новое знание о мире.
Познавательный интерес— несет в себе все функции интереса. Объектом его является область познания.Познавательный интерес требует от ребёнка активного действия, а не толькоориентировки на новизну и неожиданность.
 
(СЛАЙД3)
 
База познавательногоинтереса — потребность в познании, которая формируется в 3 этапа: элементарнаяориентировка в действительности; избирательное отношение к явлениям и предметамокружающего мира; духовная потребность в познании.
 
(СЛАЙД4)
 
Источником формированияпознавательного интереса в учебном процессе являются содержание обучения ипроцесс деятельности, а индикаторами уровня развития познавательного интересаслужат интерес к различным элементам деятельности, характер самостоятельности вучении, отношение к возможным трудностям, корреляция между интересом исклонностями. Показателями интереса в учении можно считать избирательное отношениек видам учебной деятельности, к учебным предметам, эмоциональный отклик напоступающую информацию, наличие усилий в деятельности, в самом характередеятельности — от репродуктивного к поисковому, затем к творческому.
 
(СЛАЙД 5)
 
В учреждении дополнительного образования детей познавательная деятельность детей — один из видов индивидуальной и групповой работы, которая используется для расширения и углубления у воспитанников знаний и способов познавательной активности как на занятиях, так и дома. (При ее планировании педагог должен учитывать интересы, потребности, способности, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.
 
(СЛАЙД 6)
 
В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.
Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д.
Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.
 
(СЛАЙД 7)
 
Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности.
Четкая постановка познавательных задач занятия, доказательное объяснение материала, четкая структура занятия, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. — все это является мощным средством развития познавательного интереса. Воспитанники при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса.
Развитие познавательныхспособностей — длительный процесс. Система работы педагога по активизацииучебной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного,планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели — развития творческихпознавательных способностей учащихся.

(СЛАЙДЫ8-9)
 
Исследования позволили выделить приёмы, которые содействуютактивизации познавательной деятельности обучающихся, в которых воспитанникдолжен:
Ø  защищать свое мнение, приводить в его защитуаргументы, доказательства,использовать приобретенные знания;
Ø  задавать вопросы педагогу, товарищам,выяснять непонятное, углублятьсяс их помощью в процесс познания;
Ø  рецензировать ответы товарищей,сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
Ø  делиться своими знаниями с другими;
Ø  помогать товарищам при затруднениях,объяснять им непонятное;
Ø  выполнять задания — максимум, рассчитанныена чтение дополнительнойлитературы, первоисточников, на длительные наблюдения;
Ø  побуждать воспитанников находить не единственное решение, анесколько самостоятельно предпринятых;
Ø  практиковать свободный выбор заданий, преимущественнопоисковых, творческих;
Ø  создавать ситуации самопроверки,анализа собственных познавательныхи практических действий;
Ø  разнообразить деятельность, включать впознание элементы труда,игры, художественной, общественной и других видов деятельности;
Ø  создавать заинтересованностьколлективной деятельностью, на основе которой и происходит формирование активной позиции членов коллектива.
Любая деятельностьчеловека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а самидействия можно разложить на отдельные операции. Учащийся в процессепознавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснениеучителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняетэкспериментальные задания и т. д.
Каждое из указанныхдействий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступаютосновные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, речь,мышление, память, воображение и т. д.
 
СЛАЙД№11
 
Модернизациясовременного образования невозможна без четких ответов на ключевые вопросы егопостроения: для чего (цели и ценности), чему (содержание)икак (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Сегодня напедсовете мы ответим на вопрос «КАК», то есть поговорим о познавательныхинтересах в технологиях.
Чащевсего упрощенное понимание организации познавательных процессов, приводитк моделированию репродуктивных образовательных технологий. В частности,«зуновская» образовательная технология представляет собой прямуюпоследовательность компонентов усвоения знаний. Известно, что реальное познаниене строится по простой и линейной схеме усвоения
(СЛАЙД №12 со схемой)
 
ЗУНовская технология
Если внимательнорассмотреть последовательность реализации этапов урока, то можно очень быстросделать вывод о том, что данная образовательная технология представляет собойрепродуктивный подход к обучению: учитель задает цели, мотивирует, предъявляетсодержание и для сохранения знаний обеспечивает их закрепление. Таким образом,педагогом определяется маршрут и этапы познания, а ученик принимает всепредлагаемое учителем.
Его познавательнаяактивность минимальна и проявляется на этапе воспроизводства предложенныхзнаний и в обратной связи.
Несмотря на то, чтоследует отказываться от доминирования такой технологии, ее преимуществомявляется существенная экономия времени и сравнительная простота в подготовкеи реализации.
В ходе реализацииданной технологии воспитанники вынуждены самостоятельно согласовывать и дажеподчинять свои индивидуальные способы познания способам построенияобразовательного процесса, задаваемого учителем. Это может происходитьсравнительно безболезненно, если они имеют большую мотивацию к получению знанийи высокий уровень обучаемости. Но она не может составлять более 40% от всегоучебного времени.
Технология проблемногообучения
Проблемное обучение –это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематическивключается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процессапроблемного обучения представляет собой систему связанных между собой иусложняющихся проблемных ситуаций.
 
(СЛАЙД13)
Проблемные ситуациисоздаются на всех уровнях обучения и в разные возрастные периоды. Рассмотримпримерный вариант организации занятия на ее основе.
Ниже представлена общаясхема урока в технологии проблемного обучения:

/> 
 

В схеме сокращение«П.С.» означает проблемную ситуацию.
Проблемные ситуациимогут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении,контроле.
 
(СЛАЙД14)
Признаки, которые лежатв основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: 1.)создание проблемных ситуаций, 2.) обучение учащихся в процессе решения проблем,3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация –состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний иновых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всегосоздаются с помощью проблемного вопроса или задачи.
 
(Слайд 15)
 
В педагогическойлитературеопределены следующие отличительные черты проблемного вопроса (задачи):
•          Сложность,выступающая в форме противоречия.
•          Ёмкоесодержание.
•          Увлекательнаяформа.
•          Доступныйдля воспитанника уровень сложности
 

(Слайд 16)
Алгоритм решенияпроблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемыучащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрывв цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено спомощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третийэтап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательствагипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса.Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемыепричинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороныпознаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
 
(Слайд 17)
Для создания проблемныхситуаций педагогом применяются следующие методические приемы:
·         приведениевоспитанников к противоречию и предложение им самим найти способ егоразрешения;
·         изложениеразличных точек зрения на один и тот же вопрос;
·         рассмотрениевоспитанниками явления с различных позиций;
·         побуждениеобучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлениефактов;
·         формулированиеконкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логикурассуждения;
·         предложениевоспитанникам решение проблемных задач (с недостаточными или избыточными исходнымиданными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, сзаведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем на решение).
Образовательный процессстроится вокруг обучающегося, вся работа организуется в малых группах. Роль педагогасводится к наблюдению, поддержке — не более. Эти проблемы будятлюбознательность детей, способствуют тому, что воспитанники самостоятельноосваивают большие объемы новых знаний.
Проблемы ставятся всистеме, то есть, с каждой новой проблемой происходит усложнение материала,воспитанники достают новую информацию и переходят с одного уровня на другой.
Задача преподавателей — разработать, сформулировать задания — проблемы.
Приведем типичныйпример американской образовательной технологии — технику «послушать —сговориться — обсудить», о которой рассказала Дайана Ричарде из Нью-Джерси.
Учитель задает вопрос,предлагает продумать ответ, сказать соседу и после согласования с ним общеемнение предложить всем детям для обсуждения. Рассматриваются разные варианты,предлагаемые парами учеников. Вопрос, конечно, должен быть таким, чтобы ответпредполагал размышления, анализ, сравнение. Запись ответа до его проговариванияусиливает эффект. Пример. (Д. Ричардс, курс «Русская литература»). Взглянитееще раз на эпиграф к роману «Анна Каренина» (из Писания: «Мне отмщение и Азвоздам»). Подумайте, кого из четырех основных героев романа он в наибольшейстепени характеризует. Скажите это своему соседу. Выскажите Ваше общее мнениевсему классу.
 
(СЛАЙДЫ18)
 
Работа по группам
Задание: у каждойгруппы лежит листочек и ручка. На слайдах сформулировано задание. Оно разноедля каждой группы. После его выполнения, вы озвучиваете его.
Мы подумаем одополнительном образовании и выскажем к нему отношение через синквейны. Что этотакое? Смотрим на слайд.
Структура Синквейна
·  1строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),
·  2строка описывает тему (2 прилагательных),
·  3строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),
·  4строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),
·  5строка – повторение сути, «синоним» темы
Исторические понятия:государство, монархия, революция
Пример: революция
Кровавая, страшная
Разрушает, губит,убивает
Беда для народа, страны
Крах
 
(СЛАЙД 19)
 
Задания для групп:
1группа: образование
2группа: технологии
3группа: формы
4группа: методы
 
(Слайд 20)
СтруктураДиаманта
·   строчка1: тема (существительное)
·   строчка2: определение (2 прилагательных)
·   строчка3: действие (3 причастия)
·   строчка4: ассоциации (4 существительных)
·   строчка5: действие (3 причастия)
·   строчка6: определение (2 прилагательных)
·   строчка7: тема (существительное)
Для написания диамантыиспользуются противоположные понятия или понятия, составляющие единое целое
Исторические понятия: монархия– демократия; личность и толпа; насилие – террор.
Пример
1. Монархия
2. абсолютная,неограниченная
3. управляющая,угнетающая, господствующая
4. монархияи демократии – две противоположные формы правления
5. выборная,реализующая права, не угнетающая массы.
6. народная,правовая
7. Демократия
Общее задание для всех групп:личность — толпа
 
(Слайд 21)
 
Для работы в рамкахпроблемной технологии педагог должен решать следующие задачи:
1.Изучать уровеньсоциально – психологической адаптации воспитанников.
2.Вести диагностикуучебных мотивов различной деятельности: познавательной, оценочной.
3. Проводить мониторингстепени обученности воспитанников.
4.Мониторинг развитияпознавательных возможностей и способностей воспитанников: 1)знаний; 2)умений инавыков; 3) интуиции и эвристических процессов; 4) способностей, с целью ихдальнейшего развития.
4. Составлять специальные задания, памятки, проводитьтренировочные упражнения.
Ø   ПРОСМОТРЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОВ
 
(СЛАЙД22- 24)
 
Интерактивнаятехнология
МНОГИЕ основныеметодические инновации связаны сегодня с применением интерактивной технологии.Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” –это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивное обучение — это, преждевсего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействиепедагога и воспитанника. На занятиях организуются индивидуальная, парная игрупповая работа.
Что представляют собойформы интерактивного обучения? В настоящее время методистами иучителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболееизвестные из них — “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”,“дебаты”, «ролевая и деловая игра», круглый стол и другие.
Суть интерактивногообучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, чтопрактически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, ониимеют возможность высказывать то, что они знают и думают. Причем, происходитэто в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет нетолько получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность,переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Как же на практикеосуществлять интерактивное общение?
 

(Слайд 25) ЗАДАНИЕ №3
 
Задание:Заполнить недостающие графы в таблице «2 типа обучения». Традиционное
 
Развивающее принуждение к активности
идея
побуждение к активности регламентирующая, алгоритмизированная
форма
развивающая, поисковая, проблемная, исследовательская Противоборство: учитель – заставляет, ученик – освобождается от зависимости
характер взаимоотношений «гуру» — источник информации, и вообще мудрости
позиция
учителя определить положение ученика по отношению к другим учащимся
функция
контроля внешние, ставит и определяет учитель
цели
обучения
 
СЛАЙД26 Заключение
Подводя итогсказанному, важно отметить, что большинство современных образовательныхтехнологий легко проникают друг в друга и сочетаются. С одной стороны, иногдаэто может приводить к негативным последствиям. Если учитель глубоко не владееткакой-либо технологией, а лишь использует ее фрагментарно, он часто не получаетжелаемых результатов, а лишь создает иллюзию разнообразия и собственногопрофессионализма. Например, если авторитарный учитель, работая преимущественнов зуновской модели, начинает использовать приемы проблемного обучения, то врезультате получается неудачная пародия, а в глазах молодых специалистов, такимобразом, происходит профанация метода.

СЛАЙД27
 
Сократговорил, что учитель — повивальная бабка, он ничего не может дать, а толькопомогает разродиться.
Решение педсовета
1.  Провести цикл занятий в ШПМ по обучению технологий проблемного иинтерактивного обучения.
2.  Внедрить в учебные занятия формы работы технологий, развивающихпознавательные потребности.
3.  Методистам: а) обобщить опыт работы педагогов, работающих поинновационным технологиям. б) сделать подборку приёмов и методов технологийинтерактивного и проблемного обучения с учётом специфики работы каждого отдела.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мир явлений, изучаемых психологической наукой
Реферат Ненормативное развитие и развитие, осложненное дефектом
Реферат Основные методы зоопсихологии и сравнительной психологии
Реферат Мотивационная сфера личности
Реферат Изменение структуры дебиторской задолженности как инструмента антикризисного управления
Реферат Онтогенез особистості
Реферат Динамика гематологических и нейроиммунологических показателей при воздействиях на миндалевидный комплекс мозга
Реферат Основы психологического анализа рисунка
Реферат Смысл жизни, счастье и долг в "Евгении Онегине"
Реферат Общественное мнение
Реферат Основные исторические периоды древней Греции
Реферат Reconstruction Essay Research Paper John Paul FigaroHistoryProfessor
Реферат Особенности подхода к психологии личности в экзистенциальной психологии
Реферат Обоняние – терра инкогнита человеческих чувств
Реферат Мотивация деятельности личности в организации