Реферат
Дипломнаяработа 87 с., 11 рис., 1 табл., 2 приложения, 32 источника.
КОНТРОЛЬ,СИСТЕМА КОНТРОЛЯ, КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, ОБРАЗОВАНИЕ,ТЕСТИРОВАНИЕ, ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯПОДГОТОВКА, УЧАЩИЕСЯ, ПЕДАГОГ, СИСТЕМА.
Цель дипломной работы –выявить какова эффективность разработки и внедрения прогрессивного методаконтроля знаний в процесс начальной профессиональной подготовки специалистов.
Разработанная намисистема тестирования, может быть внедрена в учебный процесс Профессионального училища № 1 городаКраснодара, при преподавании предмета «Электротехника».
Содержание
TOC o «1-3» h z u Введение. PAGEREF _Toc138435344 h 6
1 Теоретические основы разработки прогрессивныхметодов контроля знаний в учебном процессе начальной профессиональнойподготовки специалистов. PAGEREF _Toc138435345 h 9
1.1 Понятие контроля в учебном процессе, его целии функции. PAGEREF _Toc138435346 h 9
1.2 Виды и формы контроля знаний учащихся. PAGEREF _Toc138435347 h 18
1.3 Характеристика прогрессивных методов контроля знанийв процессе начальной профессиональной подготовке специалистов. PAGEREF _Toc138435348 h 22
2 Характеристика педагогического теста какпрогрессивного метода контроля знаний учащихся. PAGEREF _Toc138435349 h 31
2.1 Методические основы внедрения тестирования какпрогрессивного метода контроля знаний. PAGEREF _Toc138435350 h 31
2.2 Основные этапы внедрения тестирования впроцесс начальной профессиональной подготовки специалистов. PAGEREF _Toc138435351 h 36
2.3 Использование тестовых заданий впрофессиональной школе, в качестве контроля знаний учащихся. PAGEREF _Toc138435352 h 39
3 Организация тестирования, как прогрессивногометода контроля знаний в процессе начальной профессиональной подготовке. PAGEREF _Toc138435353 h 43
3.1 Организация и проведение исследования. PAGEREF _Toc138435354 h 43
3.2 Анализ полученных результатов. Проверкаэффективности тестирования PAGEREF _Toc138435355 h 53
3.3 Рекомендации по внедрению тестирования, какпрогрессивного метода контроля знаний процессе начальной профессиональнойподготовки специалистов. PAGEREF _Toc138435356 h 55
3.4 Безопасность жизнедеятельности. PAGEREF _Toc138435357 h 57
3.5 Оценка экономической эффективности разработкии внедрения прогрессивных методов контроля знаний в процесс начальнойпрофессиональной подготовки специалистов. PAGEREF _Toc138435360 h 72
Заключение. PAGEREF _Toc138435361 h 74
Список использованных источников. PAGEREF _Toc138435362 h 75
Приложение А (задания для аппробационного тестирования)79
Приложение Б (задания для повторного тестирования)83Введение
В настоящее времяпроведение целостного учебного процесса не представляется возможным безсистематического контроля знаний, так как контроль знаний и умений учащихсяявляется важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные егостороны привлекают постоянное внимание специалистов и преподавателей школы. Безхорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говоритьоб эффективности обучения.
Проблеме контроля знанийучащихся в отечественной литературе уделяется большое внимание многимиавторами, такими как Сластенин В.А., Беспалько В.П., Аванесов В.С., ЧелышковаМ.Б., а также многими другими современными педагогами. В их трудах рассмотренывиды и формы контроля знаний учащихся, а также выделена их характеристика.
Проблема внедренияпрогрессивных методов контроля знаний в учебный процесс начальнойпрофессиональной школы по курсу «Электротехника» нуждается в дальнейшемисследовании, что и определило выбор темы нашей дипломной работы.
Анализ педагогическойлитературы и потребностей педагогической практики позволил сформулировать проблему нашего исследования следующимобразом: какова эффективность разработки и внедрения прогрессивных методовконтроля знаний в процесс начальной профессиональной подготовки специалистов.
Решение данной проблемысоставило цель наше работы.
Для достижения этой целинеобходимо решить следующие задачи:
1) выявить, каковы теоретические основыразработки прогрессивных методов контроля знаний;
2) определить, каковы цели и функцииконтроля знаний и умений учащихся;
3) выявить наиболее эффективные формыконтроля знаний и умений учащихся;
4) дать характеристику и определитьпедагогические условия использования педагогического теста как прогрессивногометода контроля знаний учащихся.
Задачи,решавшиеся в ходе нашего исследования, потребовали применения различных методов. С одной стороны, это анализтеоретического материала, а с другой проведение опытной работы.
Объектнашего исследования – процесс контроля знаний учащихся.
Предметомнашего исследования являются прогрессивные методы контроля знанийучащихся в процессе начальной профессиональной подготовке специалистов.
В ходе нашегоисследования была выдвинута гипотеза:
Эффективность разработкии внедрения прогрессивных методов контроля знаний в процесс начальнойпрофессиональной подготовки специалистов определяется следующимипедагогическими условиями:
· еслипроцесс контроля знаний будет осуществляться на основании достижений всовременной педагогической науке;
· использование тестовых заданий в профессиональнойшколе в качестве прогрессивного метода контроля знаний учащихся будетиспользоваться с учетом всех требований;
· будеторганизовано исследование эффективности с анализом полученных результатов.
Новизнанашего исследования заключается в том, что нами исследуется эффективностьвнедрения тестирования как прогрессивного метода контроля знаний учащихся впроцессе начальной профессиональной подготовки по курсу «Электротехника».
Практическая значимостьнашего исследования заключается в том, чторазработанная нами система тестирования, может быть внедрена в учебный процесс обученияв ПУ № 1, при преподавании предмета «Электротехника».
Базой нашего исследованияявлялось профессиональное училище № 1 г.Краснодара. В исследовании принималиучастие учащиеся данного училища.1 Теоретическиеосновы разработки прогрессивных методов контроля знаний в учебном процессеначальной профессиональной подготовки специалистов1.1Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции
Терминконтроль происходит с французского и означает – «проверка, а также наблюдение сцелью проверки». В русском языке это слово употребляется, по крайней мере, сначала XVIII века.
Контроль — это одновременно и объекттеоретических исследований, и сферапрактической деятельности педагога. С помощью контроля можно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимосвязь междупланируемыми, реализуемыми идостигнутыми уровнями образования, сравнить работу различных преподавателей,оценить достижения ученика и выявитьпробелы в его знаниях, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятияуправленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач[1].
Контрольдолжен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным ииндивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.
а)Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки.Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемыхформ, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы наследующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какиевыводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидаетсяэффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят изцелей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данномэтапе обучения.
б)Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений,которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательноезначение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди нихвыделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения,обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля,обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля,организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
в)Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержаниюпроверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идейданного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным,стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов,понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности.При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составлениязаданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектовпроверки.
г)Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетаетсяс самим учебным процессом.
Индивидуальностьконтроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося [2].
Понятие «педагогическийконтроль» применительно к учебному процессу имеетнесколько толкований. С одной стороны, педагогическийконтроль представляет собой единую дидактическую и методическуюсистему проверочной деятельности. Эта взаимосвязаннаясовместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагоговнаправлена на выявление результатовучебного процесса и на повышение его эффективности. С другой стороны, применительно к повседневному учебному процессу под контролем понимают выявление иоценку результатов учебной деятельности учащихся [3].
По установившейся традиции вучебном процессе слову «оценка» придается оттенок, сводящий его к некоторомурезультату. Однако в данном контексте оноиспользуется в несколько непривычномсмысле, поскольку имеется в виду не только конечный результат, но и процесс формирования оценки. Такаяситуация типична для многих отглагольных существительных, например, слово «образование» обозначает одновременно процесс ирезультат процесса [4].
Педагогические оценки нередкоошибочно отождествляют с отметками, которыеслужат для установления численных аналогов оценочныхсуждений. Например, по установившейся в нашей стране традиции удовлетворительные знания оцениваются«тройкой», отличные – «пятеркой». Насамом деле эти баллы не имеют четкогопедагогического смысла и не дают количественной характеристики ответаучащегося. Они не лишены субъективизма в том случае, когдаконтроль проводится традиционными методами, поскольку при их выставлении преподаватель сравнивает все достижения учащихсясо своими мерками.
Действительно, несмотря нарекомендуемые общие критерии оценки уровень требований различных преподавателейсовершенно индивидуален. У каждогоимеется свое понимание принципов требовательности исправедливости, свои критерии качества знаний. На оценку преподавателя влияюти предыдущий процесс общения с учащимся, иего личностные установки по отношению к оцениваемому ученику. Определенное внушающее воздействие оказывают внешний вид контролируемого иприобретенное им умение ясно излагатьсвои мысли, а также ряд других факторов, условно называемых«эмоциональной составляющей».
В отличие от субъективныхоценок и отметок измерение предполагаетпроведение объективного количественного сопоставления оцениваемого свойства ученика с некоторым эталоном,принятым в качестве единицы измерения.При педагогическом измерении роль оцениваемого свойства отводитсязнаниям, умениям или навыкам учащегося, а вместо единицы измеренияиспользуются контрольные задания или частизаданий по проверяемому содержанию предмета[5].
Разработка проблемыизмерений предполагает решение трех взаимосвязанныхзадач: для чего, что и чем измерять. Ответ на первый вопрос достаточно прост. Он непосредственно связан спостановкой целей контроля.
Цельконтроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следуетпытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке каквыяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то идеятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли онибудут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Я не отрицаювсей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении данной темы,а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет местона других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа[1].
Согласно этому выделяют следующиецели контроля знаний и умений учащихся:
- диагностирование и корректирование знаний и уменийучащихся;
- учет результативности отдельного этапа процессаобучения;
- определение итоговых результатов обучения на разномуровне.
Внимательно посмотрев на изложенныевыше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть целипреподавателя при проведении контрольных мероприятий. Однако главнымдействующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сампроцесс обучения – это приобретение знаний и умений учащайся, следовательно,все происходящее, на уроках включая и контрольные мероприятия, должносоответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным.Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишьпреподавателю, а как этап, на котором учащийся может ориентироваться насчетимеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуютпредъявляемым требованиям. Следовательно, к целям преподавателя мы должныдобавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умениясоответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, являетсяосновной.
Может показаться, что изменениецелей контроля знаний и умений учащихся — чисто теоретический вопрос и ничегоне меняет на практике. Однако это не так. Если педагог будет относиться кконтролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждениярезультатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов ипроставление отметок может производиться самими учащимися. При такой формепроверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, припроставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность.
С другой стороны представляетсянепонятным, как педагог может корректировать знания и умения учащихся, т.е.пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольныемероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но недля их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенныезадачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапаработы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихсяна контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если онанеобходима [6].
Согласно замечаниям, приведеннымвыше, я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и уменийучащихся:
* подготовитьучащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые знания и умения отвечаютпредъявляемым требованиям;
* получитьинформацию о том, усвоены или нет каждым учащимся указанные в образовательнойцели изучения темы (цикла знаний);
* научилисьли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы(цикла знаний).
При такой формулировке целейконтрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только однузадачу: учет результативности обучения и выявл