Реферат по предмету "Педагогика"


Психологический анализ лекций по психологии

Министерствообразования Республики Беларусь
Учреждениеобразования «Белорусский государственный педагогический университет имениМаксима Танка»
Факультетпсихологии
Контрольнаяработа
По методикепреподавания психологии
Тема«Психологический анализ лекций по психологии»
Студентки 4-го курса
Заочного отделения
Группы 041
Велигорской И. В.
Работу проверила:
Немцова Г. Д.
Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
ГЛАВА І Сущность и особенности лекции
1.1 Сущность лекции
1.2 Дидактические принципы, предъявляемыек содержанию лекции
1.3 Функции лекции
Глава IIМетодика подготовки лекции. Схема психологического анализа лекции
2.1 Методика подготовки и чтениялекции
2.2 Схема психологического анализалекций
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Вузовскаялекция является ведущим компонентом системы образования. Лекции не толькознакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или инойотрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путямиразвития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют истимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места иназначения в науке. Таким образом, к вузовской лекции на современном этапеобразования предъявляются разнообразные требования. Вузовская лекция — ключевойкомпонент дидактического цикла обучения. Ее цель — организация ориентировочнойбазы для последующего изучения студентами учебного материала.
Многиеотечественные знаменитые ученые были замечательными лекторами. Тимирязевговорил по этому поводу, что «лектор должен быть не фотографом, но художником,не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, вседолжно быть, приправлено творчеством». По Тимирязеву, в лекции должнысочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью,увлеченностью идеей. [2] Поэтому, чтение лекций поручается обычно самым опытными теоретически подготовленным ученым – профессорам и доцентам, докторам икандидатам наук.
Цельюнастоящей работы является определение педагогических функций лекции попсихологии как основной формы вузовского преподавания. Для этого мы рассмотримвесь круг вопросов, касающихся лекционной формы подачи учебного материала.

ГЛАВА І СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЛЕКЦИИ
 
1.1 Сущностьлекции
Терминлекция происходит от латинского «lectio» – чтение и означает устное изложениеучебного материала лектором. Данная форма обучения традиционна для высшей школыи является основной формой передачи информации, знаний в ВУЗе. [11]
Лекцияпредставляет собой обучающий монолог преподавателя. Это
довольнотипичный вид учебных занятий в ВУЗах. Иногда лекция бывает только монологом и,в принципе, может быть записана на видеопленку. Однако использование такогоподхода на аудиторном занятии было бы ошибкой. Большим преимуществом лектора посравнению с видеозаписью является возможность получить обратную связь отстудентов, которая позволяет сделать занятие более эффективным. Педагогическоесотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторовпреподавателя. Лекция – это сотворчество, совместное мышление, партнерство,когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точкузрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариантрешения.
Лекция- экономный по времени способ сообщения студентам значительного объемаинформации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянносовершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям,знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальнойлитературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимойдругими источниками учебной информации, которые, как правило,«работают» в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так,например, в отличие от учебника лекция:
ü  дает непосредственное общение слектором;
ü  представляет разные точки зрения;
ü  дает возможность повторения того, чтонужно студентам и преподавателю;
ü  учитывает особенности ситуации;
ü  способствует установлению живой связистудентов с изучаемой дисциплиной. [6]
 
1.2 Дидактические принципы, предъявляемые к содержанию лекции
 
Содержаниелекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются:целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. [5]
Целостность лекции обеспечиваетсясозданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия исодержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях,когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляетсявозможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками напредыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
Научность лекции предполагаетсоответствие материала основным положениям современной науки, абсолютноепреобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждыйтезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чемприступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоенстудентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным.Преподаватель не должен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов иположений свой авторитет. Лектору следует указывать на точность полученныхрезультатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечатьне только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие путидостижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развитиянауки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов,способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя.
Принцип доступности лекциипредполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объемэтого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, в частности,что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развитияи имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступностиизложения, нельзя снижать его научность.
Следование принципу систематичноститребует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:
ü  взаимосвязь изучаемого материала сранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;
ü  взаимосвязь частей изучаемогоматериала;
ü  обобщение изученного материала;
ü  стройность изложения материала посодержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;
ü  единообразие структуры построенияматериала.
Дидактический принцип наглядности вобучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлениемили предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Несмотря наразнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдатьнекоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет кповышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять,на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, атакже случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от негопричинам.
Демонстрационный материал во всехслучаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменятьсодержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тотнаглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения.
1.3 Функции лекции
 
Почему лекции в вузе придается такое значение? Потому что вусловиях большего, чем в школе, демократизма вузовского обучения, когда студентприобретает знания главным образом в творческом поиске, выбирая стиль и формусамостоятельной работы с научной литературой, лекция помогает ему выбратьправильный, наиболее рациональный путь в своей самостоятельной учебе. Отсюдавытекают и ее функции.
Первая и, пожалуй, известная всем функция лекции —информационная.Лекция информирует студента о достижениях науки, обосновных положениях учебной дисциплины, раскрывает особенности каждойконкретной темы или знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке илирешаемой сейчас. В настоящее время в связи с появлением большого количестваучебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчастипотеряла свое значение. Вероятно, для преподавателя нецелесообразнопересказывать на лекции материал учебника, который студенты могут прочитатьсамостоятельно, причем быстрее и эффективнее. Однако эта функция сохраняет своезначение в том смысле, что преподаватель на лекциях сообщает учебный материал,который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но с его точки зренияявляется необходимым. Информационная функция остается актуальной при чтенииспецкурсов по дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.
Вторая функция лекции — ориентирующая.Лекцияориентирует в научной литературе, но не только и не столько ссылкой на книги ина их авторов, а показом генезиса теорий, идей: когда и какими учеными они былиразработаны и сформулированы, какими объективными жизненными потребностями онибыли обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можнопрочитать с целью более глубокого их усвоения. Разумеется, список рекомендуемойлектором литературы тоже относится к ориентирующей функции лекции.
Третья функция лекций — систематизирующая. Новые знаниясообщаются на лекции в систематизированном виде. Последовательное иструктурированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине вданном случае представляет особую ценность для студентов. Систематизирующаяфункция реализуется также в том, что преподаватель дает на лекциях общий обзоризучаемого предмета, сообщает студентам, на какие темы, разделы, фрагменты,понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какиедополнительные источники целесообразно использовать.
Четвертая функция лекций – развивающая, заключается в том,что они стимулируют не только запоминание материала, но и мыслительнуюдеятельность студентов. Этому способствуют проблемные вопросы, поставленныепреподавателем на лекции, поисковый и дискуссионный характер изложения имучебных знаний.
Разъясняющая,объясняющая функция лекции делает сложные для студента научные положенияпонятными и доходчивыми. 
Убеждающая функция превращает знания в собственные убеждения студента.
 Что касаетсяувлекающей, воодушевляющей функции, то она призвана делать любую лекциюинтересной и увлекательной, чтобы вызванный интерес к психологии воодушевилстудента на дальнейшее ее изучение. 
Таким образом, какую бы функцию лекции мы ни взяли, ни одна из них задачуобучения до конца не решает, но зато все они нацеливают студента на последующуюсамостоятельную работу с литературой. Образно говоря, лекция служит как быдетонатором, включающим в работу мыслительную деятельность студента инаправляющим ее в нужное русло. Можно назвать ее и источником егопознавательной активности. Словом, с лекции только начинается знакомство снаучными идеями, а их настоящее усвоение еще впереди и может быть достигнутотолько благодаря самостоятельной работе с научной литературой и занятию психологическимпрактикумом. [1]

ГЛАВА ІІМЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЛЕКЦИИ. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛЕКЦИИ
 
2.1 Методикаподготовки и чтения лекции
Исходя из такого понимания роли и места лекции в учебномпроцессе, можно ответить на вопрос о содержаниилекции — о чем в лекциинужно сказать обязательно, а о чем — нет.
Невозможность вложить в лекцию все и вся достаточно очевидна.И, признав это, преподаватель не стремится к раскрытию в лекции всех вопросовтемы. Но почему нежелательно само такое стремление?
Дело в том, что как неопытный, начинающий преподаватель, таки умудренный богатым исследовательским опытом научный работник, впервыевставший на преподавательскую стезю, допускают одну методическую ошибку: чембольше у них знаний, тем настойчивее они хотят вложить их в лекцию. Происходитее перегрузка теоретическими и фактическими сведениями, лектор спешит иволнуется, прибегая почти к скороговорке и боясь не успеть изложить весьподготовленный материал. Все это, естественно, сильно снижает эффективность лекции.Таким образом, стремление насытить лекцию наибольшим количеством научныхположений, пусть даже очень нужных студенту, дает отрицательный результат, апотому и нежелательно.
Из сказанного становится очевидной необходимость тщательногоотбора того материала, который обязательно надо изложить в лекции, а всемостальным можно пренебречь, отсылая студента к работе с литературой или кпрактическим занятиям. Основным принципом отбора материала для лекции являетсяцелеполагание, когда отбираемый материал отвечает поставленной преподавателемцели лекции и позволяет достичь ее, т. е. целесообразен. Отбираемый материалдолжен служить решению конкретных задач, позволяющих достичь общей цели лекции.
Второйважный принцип отбора необходимого содержания для изложения в лекции — это учетуровня подготовки студентов. Если студенты впервые изучают психологию (это, какправило, первокурсники вузов), то нужно предусмотреть фактические данные(жизненные примеры, знакомые студентам, какие-то цифры, иллюстрирующиеколичественную сторону психических явлений и т. д.), которые помогут доходчивообъяснить психическую деятельность. Кроме того, обязательно нужно заранеепродумать, какие научные понятия ввести в учебный оборот и как их разъяснить.
Вкачестве третьего принципа, которым руководствуется лектор при отборе материаладля лекции, можно назвать ориентацию на последующие практические занятия исамостоятельную работу студентов с литературой. 
Если, например, психические познавательные процессы намечено отработать напрактических занятиях в форме тестовых испытаний, решения психологических задачв сочетании с объяснениями преподавателя, то нет нужды подробно излагать их влекции, а можно ограничиться общей характеристикой каждого из процессов с точкизрения их функций в деятельности личности, а также показом ихсоциально-исторической природы со ссылкой на соответствующие труды ученых.Словом, более общее и принципиальное нужно отобрать для лекции, а все частное иконкретное, являющееся составными элементами этого общего, может быть отнесенона самостоятельную работу и на практические занятия.
Четвертыйпринцип отбора материала для лекции состоит в учете того, какой литературойбудут пользоваться студенты при самостоятельной работе.
Преподавательотбирает для изложения в лекции больше того теоретического материала, которыйстуденты не найдут в учебниках, а первоисточники окажутся малодоступными. Тогдаматериал учебников может в лекции получить лишь краткое комментирование, чтобыстуденты имели только теоретическое и экспериментальное обоснование лаконичносформулированных психологических положений учебника или учебного пособия.
Руководствуясьданным принципом отбора материала, преподаватель по сути дела распределяет егомежду лекцией и самостоятельной работой студентов, беря на долю лекции наиболеесложное и труднодоступное и отсылая студентов к литературе общедоступной.
Темылекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планомзанятий, хотя они могут несколько изменяться по ходу курса. Способыподготовки и чтения лекции определяются на основе соотнесения её целей сконкретными условиями и задачами деятельности преподавателя (кому читаетсялекция, предполагаемое содержание и прогнозируемые результаты и т.д.). Взависимости от этого в одном случае преподаватель может выбрать способглубокого теоретического анализа проблемы, в другом – ведущую роль отвестидемонстрации ярких, запоминающихся фактов. Особое значение для активизациимыслительной деятельности обучаемых имеет проблемное изложение, когда лектор неделает готовых, однозначных выводов, а как бы рассуждает, оппонирует,высказывает научные предположения и, тем самым, подводит слушателей ксамостоятельной формулировке выводов. [4]
Подготовкаи особенно чтение лекции — достаточно сложная деятельность, требующая отпреподавателя всесторонней подготовки, большого напряжения его сил имастерства. Кроме этого, требуется учитывать динамику учебной работоспособностии закономерности познавательной деятельности обучаемых. Исходя из этого, крайневажно правильно определить и функционально-смысловую динамику лекции,соотнесенную с ее основными информационными блоками. Например, если в началелекции преподавателю необходимо привлечь к ней внимание обучаемых, то затем помере изложения материала не только поддерживать, но и через интерес,интеллектуальные чувства усиливать их внимание, добиваясь активного восприятияи осмысливания основного её содержания. Для этого, наряду с общейпсихолого-педагогической подготовкой, требуется владение и навыками публичноговыступления, умелое обращение к опыту и знаниям обучаемых, способностьпостановки проблемных вопросов и т.п.
Восновной части лекции достаточно эффективными являются следующие приёмыактивизации познавательной деятельности обучаемых: логико-композиционные(инверсия, контрастное сопоставление, «интригующее» начало,прерывистое изложение тезиса, экспрессивное заключение);психолого-педагогические (привлекательная форма объявления лекции;проблематизация ее содержания; вопросно-ответный ход рассуждений; рассмотрениепроблемных ситуаций; опора на неопровержимые факты, использование литературныхобразов); речевые (использование разносторонней лексики; художественностьизложения; интонационная выразительность и пр.); аудиовизуальные (использованиеструктурно-логических схем, таблиц, графиков, кинофрагментов, картин, плакатов,аудио — и видеозаписей и др.).
Поддержатьатмосферу интеллектуального поиска преподаватель может путем акцентированиявнимания на дискуссионных проблемах, показа альтернативных точек зрения,существующих в научном сообществе. 
Усиление аргументации, обоснование положений, убеждение должны идти по двумнаправлениям: рациональному и эмоциональному.
Деятельностьпреподавателя во время чтения лекции будет наиболее оптимальной тогда, когда онбудет учитывать психологические особенности аудитории, закономерностифункционирования познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти,мышления), эмоциональных и волевых процессов обучаемых. [1]
2.2 Психологический анализ лекций
 
Послепроведения лекции, если это требуется, лектором может проводитсяпсихологический анализ лекции по следующей схеме:
1.Классификация лекций
Проклассифицироватьлекции:
– поспособам подачи учебного материала (информационная, проблемная,лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция- пресс-конференция и т.д.);
– поместу лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая),обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая).
2.Структура лекции
Сообщениеплана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему.Сообщение литературы или других источников по теме лекции.
Способы изложения учебного материала, который определяетструктуру лекции: индуктивный (примеры, факты, подводящие к общимнаучным выводам); дедуктивный (рассмотрение общих положений споследующим разъяснением возможности их применения, используя конкретныепримеры); традиционный (последовательное рассмотрение относительносамостоятельных вопросов темы); концентричный (все преподавание строитсявокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемаяпроблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются,постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы еерешения).
Заключительные выводы по лекции.
Можно ли говорить о четкости структуры данной лекции(вступление, основная часть, выводы)?
3.Содержание лекции
Научность и информативность (современный научный уровень)материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточноярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научныхдоказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций инаучных подходов. Биографический материал. Излагался ли материал, которого нетв учебниках и учебных пособиях? Связь с предыдущим и последующим материалом.Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачамибудущей профессиональной деятельности.
Соответствие содержания лекции дидактическим принципамвысшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой;систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочностьусвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе ит.д.
4.Методика проведения лекции
Методическаяобработка излагаемого материала — выявление ведущих идей и положений;подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложениематериала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов иназваний. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучениютемы.
Созданиепроблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учетиндивидуальных особенностей студентов.
Использованиеприемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверкувнимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всейлекции.
Применениенаглядных и компьютерных средств обучения
Использованиепреподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей,полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов.Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорныхматериалов.
5.Руководство работой студентов
Какосуществлялась активизация познавательной деятельности студентов, применялисьспособы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия.Каким образом вовлекал преподаватель слушателей в творческую работу повосприятию и осмыслению нового материала (проблемные вопросы, познавательныезадачи, разбор ситуаций и т.д.)?
Создавалли преподаватель возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал лиизложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболееважной информации, использование пауз, записи на доске, и т.д.)?
Какусваивали студенты лекционный материал? Вели ли записи в конспектах? Реакцияслушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потерявнимания, занимались посторонними делами, шумели и т. д.). Как реагировал иотвечал преподаватель на заданные вопросы?
6.Лекторское мастерство преподавателя
Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой(конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения.Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории иумение устанавливать с ней контакт.
Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр),эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использованиеизобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации,риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знаниезначения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов,штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения и т. д.).
7. Результативность лекции
Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательнаяцели лекции? Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимостьлекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Будет ли способствоватьлекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме? Общиевыводы и рекомендации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, лекция является основным видом аудиторных занятий.
Учитываявышеизложенный материал, мы пришли к следующим выводам:
Лекция– это важнейшая форма обучения, характеризуемая логически стройным,последовательным и глубоким изложением учебного материала преподавателем.
Лекцияуступает часть своего значения другим формам обучения по мере повышения уровнядоступности информации, но остаётся важнейшей формой обучения в современнойвысшей школе. Для повышения эффективности лекции следует знать и использоватьразличные методы и стили чтения лекции, использовать разные виды с учётомаудитории, времени и места проведения занятия. Лекция может тяготеть как кмонологичности, так и к диалогичности, общению со студентами, в зависимости отиндивидуального стиля лектора и выбранного им стиля чтения. Подготовка лекцииявляется структурированным и систематическим процессом, чёткое исполнениепредписаний которого является залогом успешности проведения лекционногозанятия. Психологический анализ лекции помогает учесть успехи и недостаткипроведенного занятия, исправить в дальнейшем допущенные на занятии ошибки.
Всвязи с дефицитом научной литературы по психологии, когда даже хрестоматиииздаются на всю страну тиражом лишь в 15-20 тыс. экземпляров, новыеисследования в психологии имеют тираж менее 1 тыс., а оригинальныетеоретические труды — в пределах 5-10 тыс. экземпляров, при изложении в лекцииматериала, который в учебниках не рассмотрен или уже устарел, от лекторатребуется творческая самостоятельность и смелость суждений, а такжемаксимальная корректность, которая особенно нужна в тех случаях, когдаприходится ставить под сомнение устаревшие положения.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Карандашев В. Н. Методикапреподавания психологии. – СПб., 2006.
2. Педагогика и психология высшейшколы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д:Феникс, 2002.
3. Фокин Ю. Г. Преподавание ивоспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. — М.:Издательский центр «Академия», 2002.
4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподаванияпсихологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.:ВЛАДОС, 1999.
5. Карамян Г.Г. Теория и мастерстволекционного преподавания в высшей школе. — Ереван, 1983.
6. Штокман И.Г. Вузовская лекция.Учебно-методическое пособие. — Киев: Высшая школа, 1981.
7. Ильина Т.А. Лекция в вузе. – М.:Знание, 1979.
8. Бадмаев Б.Ц. Психология и методикаускоренного обучения. — М., 1998.
9. Смирнов С.Д. Педагогика ипсихология высшего образования. — М.: Издательский центр «Академия»,2001.
10. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ееизучить и усвоить. — М., 1997.
11. Краткий психологический словарь /Сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-н/Д, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.