Реферат по предмету "Педагогика"


Психологический анализ урока: метод Фландерса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
Психологический анализ урока: метод Фландерса
Выполниластудентка
ВасильеваИ.В.
Руководительпрактики:
проф.Захарова Л.Н.

ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ УРОКА №1
ФИОпреподавателя: Селиванова Н.Г.
Класс: 8«а»
Предмет: историяРоссии
Тема урока:Внутренняя политика Александра I.
ИсторияРоссии 19в. Раздел «Политика правительства Александра I».
Цели урока:Сообщить знания о внутренних реформах, которые проводились правительствомАлександра I. Дать ученикам представление о безнравственности режима абсолютноймонархии.
Датапроведения исследования: 12.10.2005
Дополнительныесведения:
1.  Использованные интеракции.
/>
Рис. 1.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 1.Процентное соотношение использованных интеракций. № Интеракция % 1 Принятие настроения 4 2 Похвала или одобрение 10 3 Принятие и использование представлений ученика 6 4 Задавание вопросов 25 5 Рассказ 20 6 Распоряжение 9 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 8 Ответ учителю 20 9 Речь по собственной инициативе 2 10 Молчание или замешательство 3
1. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 10%
Высказывания«-» 9%
Количествовысказываний, направленных на принятие учеников, примерно одинаково сколичеством высказываний, которые могли бы разрушить доверительную атмосферу.Следует отметить, что у педагога вообще нет интеракции №7, а интеракция №6 (9%)хотя психологически и не желательна, но совершенно необходима в педагогическомпроцессе.
2. Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Педагогскорее характеризуется демократичностью поведения, это чувствуется по особойблагоприятной атмосфере на уроке, по тому, что ученики активно высказывают своемнение.
3. Подкрепление работы учеников: 10% высказываний учителя былинаправлены на подкрепление, поддержку, одобрение учеников. Причем все случаиподкрепления были положительными.
4. Степень развития инициативы учеников: на уроке наблюдалась высокаястепень инициативности учеников. Это было обусловлено характером построенияурока: разноплановые задания, в большинстве которых информацию по новой темеученикам нужно был добыть самим, учитель следил лишь за правильностью выводов.
5. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8,2,3 — 21 раз
4,8,6 – 19раз

ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ УРОКА №2
ФИОпреподавателя: Ямщикова Г.А.
Класс: 8«а»
Предмет: алгебра
Тема урока:Метод выделения полного квадрата трехчлена.
Раздел«Квадратные уравнения».
Цели урока:Дать представление о методе выделения полного квадрата трехчлена. Объяснитьприменение данного метода на практике, его использование для выполненияупражнений.
Датапроведения исследования: 12.10.2005
Дополнительныесведения: педагог находится на пенсии по выслуге, в коллективе её считаюточень опытным и знающим учителем.
1. Использованные интеракции.
/>
Рис. 2.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 2.Процентное соотношение использованных интеракций.№ Интеракция % 1 Принятие настроения 0,7 2 Похвала или одобрение 5 3 Принятие и использование представлений ученика 2 4 Задавание вопросов 19 5 Рассказ 30 6 Распоряжение 18 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 4 8 Ответ учителю 11 9 Речь по собственной инициативе 0,7 10 Молчание или замешательство 7
2. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 2,7%
Высказывания«-» 22%
У педагога низкийуровень эмпатии своих учеников. Недостаточное принятие может привести кнепониманию, а затем и к снижению качества обучения.
3. Преобладающий педагогический стиль: авторитарный.
На урокечувствовалась довольно тяжелая обстановка, особенно когда учитель начиналобращаться к кому-то конкретно, каждый опасался, что это будет именно он.Учитель использовал требования, угрозу, насмешку, вызывал чувство вины. Ни разуне были использованы положительные средства подкрепления.
4. Подкрепление работы учеников: использовалось и положительное инегативное подкрепление. Однако негативного подкрепления было больше: не засчет количества негативных высказываний, а за счет их качественнойнаполненности.
5. Степень развития инициативы учеников: на уроке происходилоподавление инициативы учеников. Были примеры, когда ученик задавал учителювопрос (касающийся темы), но преподаватель его грубо обрывал («Куда вперёдбежишь?») или игнорировал молчанием.
6. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8 – 15раз
4,10 – 10раз

ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ УРОКА №3.
ФИОпреподавателя: Ладыгина Л.В.
Класс: 9«б»
Предмет: информатика
Тема урока:Функции в языке программирования Vizual Basic.
Раздел: Основыалгоритмизации и объектно-оринтированного программирования.
Цели урока:Дать представление о функциях в языке программирования Vizual Basic. Научитьприменять на практике конкретные функции.
Датапроведения исследования: 22.10.2005
Дополнительныесведения:
1. Использованные интеракции.
/>
Рис. 3.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 3.Процентное соотношение использованных интеракций.№ Интеракция % 1 Принятие настроения 6 2 Похвала или одобрение 5 3 Принятие и использование представлений ученика 7 4 Задавание вопросов 13 5 Рассказ 27 6 Распоряжение 17 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 2 8 Ответ учителю 14 9 Речь по собственной инициативе 5 10 Молчание или замешательство 4
2. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 13%
Высказывания«-» 19%
Уровеньэмпатии находится на среднем уровне. В речи педагога присутствуют высказыания,как положительно так и отрицательно сказывающиеся на взаимопонимании с классом.
3. Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Обстановкана уроке была рабочая, но в то же время не напряженная. Ученики не боялисьвопросов, сами спрашивали.
4. Подкрепление работы учеников: у данного педагога преобладетположительное подкрепление.
5. Степень развития инициативы учеников: инициатива развивается восновном за счет задавания вопросов. Т.о. ещё есть потенциал для развития вданном вопросе.
6. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4, 8 – 11раз
9,5 – 4раза
ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ УРОКА №4
ФИОпреподавателя: Шашкова Е.А.
Класс: 7«а»
Предмет: ОБЖ
Тема урока:Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях.
Цели урока:По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление обособенностях психологических процессов человека до, во время и после стихийныхбедствий.
Датапроведения исследования: 28.10.2005
Дополнительныесведения:
1. Использованные интеракции.
/>
Рис. 4.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 4.Процентное соотношение использованных интеракций.№ Интеракция % 1 Принятие настроения 2 Похвала или одобрение 3 3 Принятие и использование представлений ученика 1 4 Задавание вопросов 21 5 Рассказ 32 6 Распоряжение 2 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 4 8 Ответ учителю 31 9 Речь по собственной инициативе 4 10 Молчание или замешательство 0,7
2. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 1%
Высказывания«-» 6%
Наблюдаетсяочень низкий уровень эмпатии учителя своих учеников. Это может не иметьпоследствий для качества обучения, но явно создаёт неблагоприятную атмосферу науроке.
3. Преобладающий педагогический стиль: попустительский.
Педагогочень много говорил, зачастую не замечая реакции аудитории. Атмосфера на урокебыла расслабленная. Учитель часто отвлекался от темы урока.
4. Подкрепление работы учеников: на уроке использовались разные видыподкрепления, однако это делалось очень редко.
5. Степень развития инициативы учеников: манера ведения урокаспособтвует развитию инициативности учеников, однако эта инициатива вбольшинстве случаев уводила от основной линии урока.
6. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8 – 30раз
ФЛАНДЕРОВСКИЙАНАЛИЗ ЛЕКЦИИ
ФИОпреподавателя: Кускова Н. (студентка 5 курса)
Курс: 1
Предмет: общаяпсихология
Тема урока:Теория отражения.
Цели: сформироватьу студентов представление о:
— психикекак свойстве высокоорганизованной живой материи;
— раздражимости, чувствительности, ощущениях;
— поведениикак процессе приспособления к условиям внешней среды.
Ознакомитьс общими положениями концепции Леонтьева-Фабри.
Датапроведения исследования: 25.10.2005
Дополнительныесведения: до этого у Кусковой Н. не было опыта проведения лекций.

/>
Рис. 5.Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 5.Процентное соотношение использованных интеракций.№ Интеракция % 1 Принятие настроения 2 2 Похвала или одобрение 2 3 Принятие и использование представлений ученика 6 4 Задавание вопросов 13 5 Рассказ 45 6 Распоряжение 13 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 8 Ответ учителю 5 9 Речь по собственной инициативе 8 10 Молчание или замешательство 6
1. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания«+» 8%
Высказывания«-» 13%
Уровеньэмпатии преподавателем своих студентов находится на среднем уровне. Этодовольно хороший показатель, особенно если учесть, что данная группа ипреподаватель встретились на этой лекции впервые.
2. Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Преподавательпостоянно обращался к студентам, желая узнать их мнение по тому или иному вопросу,спрашивал, подходит ли им темп лекции. Во многом данный стиль объясняется тем,что лекция была пробной, а так же небольшой разницей в возрасте междупреподавателем и студентами.
3. Подкрепление работы студентов: использовалось положительноеподкрепление, но редко (2%). Преподавателю следует расширять свои умения вданной области.
4. Степень развития инициативы студентов: ипользовались различныевопросы, но на значительную их часть преподаватель отвечал сам.
5. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий: невыявлено.
СРАВНЕНИЕЗАНЯТИЯ, ПРОВЕДЕННОГО СТУДЕНТОМ, И НАИБОЛЕЕ ПОНРАВИВШЕГОСЯ ЗАНЯТИЯ.Занятие – «эталон» (см. Урок №1) Занятие, проведенное студентом № Интеракция %  1 Принятие настроения 4 2 Похвала или одобрение 10 3 Принятие и использование представлений ученика 6 4 Задавание вопросов 25 5 Рассказ 20 6 Распоряжение 9 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 8 Ответ учителю 20 9 Речь по собственной инициативе 2 10 Молчание или замешательство 3
Гораздо больше использовались следующие категории:
— принятие настроения;
— похвала и одобрение.
Эти категории способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке и повышению эффективности обучения.
— задавание вопросов;
Эта категория нацелена на инициацию активности учеников и осуществлению обратной связи. № Интеракция % 1 Принятие настроения 2 2 Похвала или одобрение 2 3 Принятие и использование представлений ученика 6 4 Задавание вопросов 13 5 Рассказ 45 6 Распоряжение 13 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 8 Ответ учителю 5 9 Речь по собственной инициативе 8 10 Молчание или замешательство 6
Следует, по возможности, снизить степень использования интеракции «рассказ» и увеличить количество более активных способов передачи информации. Наблюдалось меньшее, по сравнению с «эталонным», количество ответов обучаемых и случаев речи по собственной инициативе. Преобладающий педагогический стиль: демократический. Выявлен более высокий уровень эмпатии. В большинстве случаев использование положительного подкрепления. Студенту-преподавателю следует увеличить частоту использования соответствующих интеракций (№2). Высокая степень инициативности и активности учеников. Невысокая инициативность учеников. Следует использовать больше активных методов подачи информации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.