Контрольнаяработа
По дисциплине
Теоретическиеосновы содержания и организации ДО
На тему
Программавоспитания и обучения в детском саду
Содержание
Введение
1. «Программа воспитания и обучения вдетском саду» под редакцией М.А. Васильевой
2. Разделы программы
Заключение
Библиографический список
Введение
Дошкольное детство — этоважнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будетопределяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чемунаучат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнокпроживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ли поддержку и понимание,каким будет его личный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Самооценка,доверие (или недоверие) к окружающему миру, волевые и творческие качества – всеэти важные составляющие личности растут из детских дошкольных лет. Дошкольное образование — первое звено общей системы образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12сентября 2008 года было утверждено «Типовое положение о дошкольномобразовательном учреждении», где прописано, что дошкольное образовательноеучреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основнуюобщеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольноеобразовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, атакже присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Внем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельнов выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованныхгосударственными органами управления образованием, внесении изменений в них, атакже в разработке собственных (авторских) программ в соответствии стребованиями государственного образовательного стандарта.
Следует подчеркнуть, чтомногие программы были разработаны серьезными учеными или большими научнымиколлективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальныепрограммы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве сквалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.
Хотелось бы отметить, чтопрограммы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, внерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренноедля ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложенооптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разныхее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованнойи других видах деятельности). В настоящее время опубликованы и распространенычерез разнообразные педагогические семинары всевозможные программы ируководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Рядпрограмм — результат многолетней работы научных и научно-педагогическихколлективов. Все эти программы показывают разные подходы к организациипедагогического процесса в детском саду.
Но в данной контрольнойработе хотелось бы подробнее рассмотреть «Программувоспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Программа основывается наконцепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. Вкачестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннееразвитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка кшколе.
Цель данной контрольнойработы рассмотреть «Программу воспитания и обучения в детском саду» подредакцией М.А. Васильевой.
Исходя из цели, поставленыследующие задачи:
1. рассмотреть цель иструктуру «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакциейМ.А. Васильевой;
2. описать разделы программы.
1 «Программавоспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой
«Программавоспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., ГербовойВ.В., Комаровой Т.С.), рекомендована Министерством образования и наукиРоссийской Федерации, выпущена в 2005 году в новой редакции. Новое изданиепрограммы является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания иобучения в детском саду» (М.: Просвещение. 1985, отв. ред. М.А. Васильева),подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практикиотечественного дошкольного образования. В соответствии с современной научной«Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский идр.) о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первыйплан выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становлениеличности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Составителипрограммы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучениии научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованноеобучение «ведет» за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результатуспешности воспитания и обучения детей. С учетом обозначенных подходовпрограмма представляет собой современную вариативную программу, в которойкомплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обученияи развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа строится на принципекультуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальныхценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственногои эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процессприобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление,знание, мораль, искусство, труд). Программа представляет все направлениядошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое,трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального иличностного развития ребенка. Ведущиецели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживанияребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии свозрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни всовременном обществе. Эти цели реализуются в процессеразнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной,двигательной, элементарно-трудовой. Для достижения целей программыпервостепенное значение имеют: — забота о здоровье, эмоциональном благополучиии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; — создание в группахатмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, чтопозволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными,стремящимися к самостоятельности и творчеству; — максимальное использованиеразнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышенияэффективности образовательного процесса; — креативность (творческая организация)процесса воспитания и обучения; — вариативность использования образовательногоматериала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами инаклонностями каждого ребенка; — уважительное отношение к результатам детскоготворчества; — обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения; — координацияподходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; — обеспечение участия семьив жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом; — соблюдениепреемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающейумственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольноговозраста.Структура программы: программа составлена по возрастнымгруппам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психическогоразвития детей: — ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группыраннего возраста); — младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая ивторая младшие группы); — средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа); — старшийдошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностейпсихического и физического развития детей, определены общие и специальныезадачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей,предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений инавыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни. В программеразработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определеныпримерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенныеребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении. Программасопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактическихи подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
2. Разделы программы
«Программавоспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой построена сучетом 7 направлений работы:
· Физическоевоспитание;
· Умственноевоспитание;
· Нравственноевоспитание;
· Трудовоевоспитание;
· Художественнаялитература;
· Художественно-эстетическоевоспитание;
· Игроваядеятельность.
Физическоевоспитание
Впрограмме выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачифизического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровьяребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактиканегативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма,полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступнымвидам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры,потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительныхнравственно-волевых качеств. Программа ориентирует на создание в детском садуобстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учатосознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своемуздоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Умственноевоспитание
Программапредусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельностивнимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способовумственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать,обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.).Программа стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственногоразвития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире.Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общегоразвития ребенка уделяется развитию устной речи. Занятия по программе носятпреимущественно комплексный, пересекающийся с различными областями знаний ивидами деятельности характер. В младшем дошкольном возрасте они должнывосприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Нравственноевоспитание
Нравственноевоспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общегоразвития ребенка дошкольного возраста. Содержание программы призвано обеспечитьвоспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру,любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение клюдям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербуРоссийской Федерации).В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваютсягуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурногоповедения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственноеотношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливооценивать свои поступки и поступки других детей.
Трудовоевоспитание
Трудовоевоспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых итворческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культурымежличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (сучетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться,воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Художественнаялитература
Особоеместо в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой какискусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру,любви и интереса к книге. На занятиях по литературному чтению следует знакомитьдетей с героями книг, писателями и поэтами, учить обмениваться мнениями друг сдругом по поводу прочитанного.
Художественно-эстетическоевоспитание
Художественно-эстетическоевоспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разнымивидами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено наразвитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитиевосприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств,эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусствукак неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средстваформирования и развития личности ребенка.
Игроваядеятельность
Впрограмме определены задачи развития и совершенствования всех видов игр сучетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры,договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленныеправила игры. Стратегия программы в области развития игровой деятельности детейстроится на основе исследований отечественных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.), рассматривавших игру какважнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве формусоциализации ребенка. Игра является результатом и показателем всего воспитательно-образовательногопроцесса.
Заключение
«Программавоспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,Т.С. Комаровой (3-е издание М., 2005 года)являетсядоработанной и обновленной с учетом новейших достижений современной науки ипрактики отечественного дошкольного образования. Она реализуется в 96% всех МДОУпо России и представляет собой современную вариативную программу. Программапостроена с учетом общих требований, изложенных в правовых нормативных актах,которые реализуют образовательную и воспитательную деятельность в России. Онаразработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральнойпрограммы развития образования, Типового положения о дошкольном образовательномучреждении, основных положений Концепции дошкольного воспитания (В.В. Давыдов,В.М. Петровский и др.). Ключевым практическим ориентиром Программы являетсяКонвенция о правах ребенка. В ней провозглашается право ребенка на всестороннееучастие в культурной и творческой жизни, указывается на необходимостьпредоставления детям «соответствующих и равных возможностей для культурной итворческой деятельности».Программа построена на принципе личностно — ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и понимание воспитания как«создания условий для развития ребенка и его максимальной самореализации».Безусловным достоинством Программы является то, что совместная деятельностьпедагога и ребенка в детском саду представлена как постоянный творческийпроцесс. Принципиальное значение имеет тот факт. Что в соответствии сКонвенцией дошкольного воспитания, в которой говорится о самоценности дошкольногодетства, в новом варианте Программы на первый план выдвигается развивающаяфункция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающаяего индивидуальные особенности. При этом составители программы основывались наположении о том, что «правильно организованное обучение ведет за собойразвитие», и на положении В.В. Давыдова о том, что «воспитание служитнеобходимой и всеобщей формой развития ребенка. Таким образом, в рамкахПрограммы развитие выступает как важнейшее условие успешности воспитания иобучения детей от рождения до семи лет. Ведущими целями Программы являетсясоздание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольногодетства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитиепсихических, физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальнымиособенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Особое вниманиеуделяется целенаправленному влиянию воспитателя на ребенка с первых дней егопребывания в детском саду. Содержание программы ориентировано на общечеловеческую(мировую) культуру и вместе с тем соответствует российским культурнымтрадициям. Большое значение в Программе уделяется эмоциональному, физическому,психическому здоровью детей. Очень четко, грамотно, с учетом того, что былонаработано в дошкольной педагогике, построен раздел физического воспитания.Чувствуется бережное отношение к природе ребенка, забота об охране его жизни издоровья. В настоящее время это особенно актуально, так как по статистике 40%детей рождаются с отклонениями в здоровье. Необычно построен раздел «умственноевоспитание» включающий «Сенсорное воспитание», «Ребенок и окружающий мир», «Развитиеречи», «Развитие элементарных математических представлений». Такая взаимосвязьвсех видов деятельности позволяет воспитателю самостоятельно планировать ирешать задачи воспитания и обучения как на занятиях, так и в свободное от нихвремя без физической и психической перегрузки, что позволяет сохранять здоровьеи эмоциональное благополучие детей. Появился в программе и новый раздел«Культурно-досуговая деятельность», который представлен такими подразделами«Отдых», «Развлечения», «Праздники», «Самообразование», «Творчество».Программанаписана доступным языком, позволяет воспитателю работать творчески, несковывать его инициативы: он сам может определять, что будет делать назанятиях, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности. Такимобразом, развитие в рамках данной Программы выступает как важнейший результатуспешности воспитания и обучения детей от рождения до семи лет.
Библиографическийсписок
1. Методические рекомендации к Программевоспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» — 2005. – 320с.
2. Некоторые аспекты разработкипримерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования[Текст]/ Н. В. Федина// Дошкольное воспитание. – 2008. — №8. – С. 13-16.
3. О «Программе воспитания и обучения вдетском саду»[Текст]/ Г. Новикова//Дошкольное воспитание. – 2005. — №11. –С.21-22.
4. О программе воспитания и обучения вдетском саду [Текст]/ В.В. Гербова, Т.С. Комарова// Дошкольное воспитание. –2005. — №5. – С. 26-27.
5. Программа воспитания и обучения вдетском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой… – 3-еизд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с. ISBN 5-86775-272-0
6. «Программа воспитания и обучения вдетском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. www. proftema. ru
7. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2007. – 576 с. ISBN5-7695-3712-4