Курсовая работа повозрастной психологииПоловоевоспитание младших школьников
Руководитель: Горелова Елена Робертовна
Студентка:
II курса ФНК 205 группы
ХакимоваАлина Рустамовна
Москва 2003
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………3
Периоды впсихосексуальном развитии…………………………………………...3
Представлениео поле………………………………………………………………...4
Сущностьполового воспитания…………………………………………………….6
Половоевоспитание, его содержание……………………………………………...8
Практическоеосуществление полового воспитания…………………………...14
Половаяуравновешенность…………………………………………………………18
Половойопыт…………………………………………………………………………19
Половыеигры…………………………………………………………………………21
Отклонения всексуальном развитии ребёнка…………………………………...23
Неверныеустановки в половом воспитании…………………………………….29
а)негативная установка…………………………………………………….29
б)аскетическая установка………………………………………………….30
в)потребительская установка……………………………………………..31
г)собственническая установка…………………………………………….32
д)паническая установка……………………………………………………32
е)безразличная установка…………………………………………………33
ж)эгоистическая установка……………………………………………….34
Младшиешкольники и их половое воспитание………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………………40
Списокиспользуемой литературы………………………………………………..40
Введение
Половоевоспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно оттех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейноеположение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение всексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даётвозможность избежать инфекционные заболевания, передающиеся половым путём. Ксожалению, не все родители и учебно-воспитательные учреждения дают полнуюинформацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникаетнедопонимание, недоверие. А ведь очень важно дать ребёнку понять различие междумальчиками и девочками, объяснить, откуда берутся дети и чем занимаютсяродители, если ребёнок их заметит.
Периодыв психосексуальном развитии.
Общая тенденция развития личности – постепенное усиление влияниясоциальных факторов. Исследуя закономерности психосоциального развития, В. В.Ковалев приходит к выводу, что закономерности замещения биологического, а,следовательно, тесно связанного с ним природно-психического качественного болеевысоким социально-психическим отчётливо проявляется в онтогенезе человека. Этотпереход от низшего к высшему представляет основное направление в развитиипсихики человека.
Именно этот процесс замещения биологических изменений социальнымизатрудняет выделение точных периодов и узловых пунктов в психосексуальномразвитии. Рассмотренные нами узловые моменты психосексуального развития человекапозволяют выделить основные периоды:
1. Пренатальный период, в котором происходитморфолого-физиологическая дифференциация пола, приобретаются элементарныереакции защиты, формируются акцепторы основных функций. Вероятно, в это времяребёнок уже получает удовольствие от сосания: развивается эмпатическая связь яматерью, вырабатываются реакции на её психическое состояние.
2. Младенчество. Вырабатывается «базовоедоверие», при эмоциональных контактах эротизм переходит в аутогетероэротизм,усиливаются основные действия орального эротизма, приобретается опыт «бытьобъектом» и опыт «действие с объектом», вырабатываются активный и пассивныйспособы получать наслаждение, формируется аффективно-когнетивная структураорального эротического поведения. Может появляться комплекс страха передудовольствием. В этот период особенно важны эмоциональные контакты.
3. Раннее детство. Формируется самосознание,анальный и уретральный эротизм; возникает половое сознание, идентификация сполом, устанавливаются различия по полу, первичный генитальный эротизм;возникают стыд, чувство вины, спонтанный опят мастурбации, возможно переживаниеоргазма.
Наиболее важное событие этого периода –формирование анально-уретрального эротизма и вытеснение его фаллическойстадией. Мастурбация в этот период способствует вытеснению или изживаниюанального эротизма. Фиксация на анальной фазе чревата последствиями, которыемогут обнаружить себя на стадии полового созревания.
4. Игровой период: инициатива, усвоениеполоролевого поведения, половые игры, гомосексуальные привязанности друг кдругу; опыт неэротической любви к другу-подруге; отдаление от матери; возможенспонтанный оргазм в играх. В этот период может войти и начальный школьныйвозраст; препубертатный период.
5. Период полового созревания. Мастурбации, возможныпеттинги, эротические сновидения, интерес к противоположному полу. Это периодактивного табуирования секса, чувства стыда и вины, застенчивость, кокетство удевочек, фантазии. Закрепляется комплекс страха перед удовольствием,способность получать половое наслаждение.
6. Период юношескойсексуальности, петтинг, начало половой жизни, совмещение любви полового влечения, самоутверждение в половойроли. Формируется психосексуальный интерес, новые эрогенные зоны.
7. Период становления зрелойсексуальности,вступление в брак, интерес к половому воспитанию детей, развитие родительскихчувств, зрелые любовные отношения.
8. Инволюционный период – снижение половой активности,ослабление интереса к сексуальной сфере.
Трудно установить точные возрастные границы каждого периода.
Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев егожизни. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль ипсихосексуальные ориентации… в процессе индивидуального развития человека можноусловно отметить следующие возрастные периоды становление динамикисексуальности:
1. Парапубертатный период (1-7лет), в течение которого формируется половое самосознание.
2. Препубертатный период (7-13лет) – выбор и формирование стереотипа полоролевого поведения.
3. Пубертатный период (12-18 лет)– половое созревание, формирование платонического, эротического и начальнойфазы сексуального либидо.
4. Переходный периодстановления сексуальности (16-26 лет) – начало половой жизни.
5. Период зрелой сексуальности(26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнёром,вхождением в полосу условно-физиологического ритма половой активности.
6. Инволюционный период (55-70лет) – снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере,сочетающееся с регрессом либидо.
Представлениео поле
Пол – это комплекс репродуктивных, телесных,поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину илиженщину.
Половыеразличия:
1. Достоверные: мужчины более агрессивны и более успешны вматематике и зрительно-пространственных операциях, а у женщин выше языковыеспособности.
2. Сомнительные: различия у мальчиков и девочек впослушности и заботливости, доминантности, страхе и тревожности, общем уровнеактивности, соревновательности, тактильной чувствительности.
3. Неподтверждённые: для девочек – определяющее влияние среды наих развитие оказывают внушаемость и социальность, успешность в требующихстандартного решения заданиях, меньше самоуважение и потребность в достижениях,преимущественное развитие слухового анализатора; а для мальчиков – определяющеевлияние наследственности на их развитие, более высокие успехи в сложных инестандартных заданиях, аналитический познавательный стиль, преимущественноеразвитие зрительного анализатора.
Половаяроль – системасредовых стандартов, предписания, нормативов, ожиданий, которым человек долженсоответствовать, чтобы его признавали как мальчика или девочку.
Мужскаяроль ассоциируется с грубостью, силой, энергичностью, а женская – со слабостью,нежностью, миролюбивостью.
Половаяидентичность –это субъективное переживание половой роли, а половая роль – социальноевыражение половой идентичности.
Хотясовсем еще маленькие дети как будто бы и не имеют никакого понятия о поле, нам известно, что они не только обладают сексуальным опытом, нои очень скоро составляютна этот счет определенное представление.Естественно, в большинстве случаев они ошибочные. Точно так же, как приблизительны и наши понятия о чем-то, что нам совсем мало известно. Поэтому, если не исправить это ошибочное представлениео поле, оно рискует нарушить в будущемсексуальную уравновешенность детей.
То,что происходит на ранней стадии полового развития детей, ничем не отличается оттого, что случается в других сферах.Здесь тоже трудно исправить ошибки, еслиони были допущены с самого начала.Поэтому нам важно знать, каковы же ошибочныепредставления о поле у детей, чтобы не допуститьнежелательных последствий, к каким они могутпривести. Очень часто представление ребенка о поле никак и ни в чем не проявляется, и тогда нас должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4—6 лет обычно задают вопросы, касающиеся пола, или сами комментируют какие-то понятия. Если они не делают этого, родителямнужно как бы случайно самим затронутьподобную тему, связав ее, например, с рождением какого-нибудь ребенка.
Приведунекоторые из самых распространенных ошибочных представлений о поле, какие возникают у детей впервые 6 лет жизни.
1. Девочки,как и мальчики, нередко уверены, что у женщин тоже есть половой член, а когда обнаруживаютего отсутствие, задумываются, почему же он не вырос, может быть, случилось какое-нибудь несчастье. Девочек часто беспокоит открытие,когда они узнают, что устроены не так, как мальчики. Они считают, будто какая-то беда лишила ихтого, что есть у других.Иногда они даже видят в этом наказание.
2.Одноиз самых частых ошибочных представлений возникает по поводу рождения детей. Вместо того чтобы объяснить действительнопроисхождение ребенка,родители говорят малышу, что детей находят в капусте, их приносит аист или покупают в магазине. Иногда, напротив, утверждают, будтодети появляются, если два человека любят друг друга. Помню случай с одной юнойдевушкой, которая абсолютноничего не знала о том, откуда берутся дети. У нее была половая близость смужчиной, и возникшуюбеременность она никак не связывала с этой близостью. Девушка была убеждена, что ничем не рисковала, — ведь она же не была влюблена внего)
3.Какправило, все дети думают, будто мама носит ребенка в желудке, и тот выходит черва анальноеотверстие. Они долго еще остаются в неведении, какие функции выполняют анальное отверстие ивлагалище.
4.Втех редких случаях, когда дети застают родителей во время половой близости, они воспринимают происходящее как самое настоящеенасилие, не какпроявление любви, а как самоуправство отца над матерью.
5.Дети,которым были преподаны слишком суровые уроки стыда или же им крепко досталось, когда их застали в уединении играющими со своимиполовыми органами, начинают испытывать враждебность к мим, связывал с ними нечто дурное.
Нетрудно понять, какойвред принесут детям подобные ошибочныепредставления, если позволить имразвиватьсядальше. Они приведут к восприятию половой функции как чего-то непристойного,агрессивного, страшного и тревожного. Ни одинребенок нeв состоянии разобраться самостоятельно во всем этом в первые годы жизни. Напротив, вполне естественно, что у него складывается неверное представление о поле. Вот почему так важно, чтобы он ног свободно задавать возникающие у него вопросы.
И лучше всего, если именно мы поможем ему исправить ложное представление. Чем раньше мыэто сделаем, тем меньше у него останетсявремени для здоровых размышлений ифантазирования.
Сущность полового воспитания
Половоевоспитание —процесс, направленный на выработкукачеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.
Сферу полового воспитания составляют нетолько такиеспецифические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любыедругие их отношения— в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не тольконравственное поведениевзрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.
Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бысчитать, что в сфереличной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности тогообщества,представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни,не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так называемой личной жизни.
Ребенокразвивается как личность в процессе деятельности; последняя представляет собойнеразрывное единство. Однако здесь можно выделить специфические моменты. В плане способности преобразовыватьмир (знания,умения, навыки) — это обучение, в плане способности к оценке общественного значения себя какдействующей личности иконкретных своих действий (формирование нравственных понятий, определенное отношение к окружающим людям, к обществу в целом ит. д.) — этовоспитание.
Ввоспитании можно выделить такие последовательно происходящие процессы(соответственно этапы):
1)восприятие и запоминание чего-либо;
2)осознание и переживание этого, выработка положительной или отрицательнойоценки;
3)возникновение чувства личной причастности к этому, его личностной значимости;
4)формирование потребности действовать в определённом соответствии с этимличностно значимым;
5)наконец, невозможность поступать иначе.
Процессобучения может и должен иметь последовательный характер: сегодня учим одному, завтра — другому. Таким путем можно осуществитьпрограмму обучения, выработать целостную систему знаний. Воспитание тоже происходит последовательно, нозначительно труднееорганизовать воспитательную деятельность так, чтобы последовательно воспитывать однокачество личностиза другим: здесь последовательность не всегда возможна — многое формируется одновременно,пусть и с разнойэффективностью и скоростью. Если знание чаще напоминает цепь, последовательность, то личность — это, скорее, созвучие, гармония. Как раз вприложении кполовому воспитанию это особенно актуально: есть определенное число людей,которые проявляют недостаточнуюсознательность именно в специфических отношениях с представителями другогопола, придерживаются других убеждений, чуждых коммунистической морали, хотя,казалось, в других отношениях это вполне достойные члены общества.
Основные качества личности, которыепоследовательно должны вырабатываться в процессе воспитания, можно отнести к двум взаимосвязаннымнаправлениям: а) поих важности в общечеловеческом плане; б) по их значимости с точки зрения осознаннойпричастности ко всеболее широкой социальной группе — семье, коллективу, обществу в целом.
Вотличие от обучения, воспитание требует значительно больше времени. Это ипонятно, так как процессы, происходящиепри воспитании, более глубоки. Поэтому после какого-либо воздействия на ребенкас воспитательнойцелью или события, имеющего воспитательное значение, может пройти значительное время, покаскажутся результаты воспитания. Следовательно, непосредственной обратной связи между воспитателем ивоспитуемым нет,вернее, она срабатывает после довольно длительного латентного периода. Если ход процессаобучения сравнительнолегко контролировать, то в отношении воспитания сделать это труднее, и поэтомурезультаты воспитаниянередко сказываются значительно позже, и поэтому порой они оказываются неожиданными дляродителей. Кроме того,качества личности по мере развития ребенка не просто складываются (т. е.развитие личности происходитне путем простого сложения качеств), а каждое качество совершенствуется,углубляется, как бы обновляется и заново перестраивается на всё более высокомуровне, образует с другими качествами новое и более полное созвучие.
Для воспитания особенно большое значение имеет живой пример, ситуации из жизни. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должноосновываться на личности воспитателя,потому что воспитательная сила изливается только из живого источникачеловеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни былпридуман, не может заменить личностив деле воспитания». Как справедливоотмечал М. М. Рубинштейн, «рассчитывать,что знание, обращенное всецело к рассудку, определит все поведение юного человека и осилит все страсти и инстинкты, по меньшей мере, наивно.Сильным фактором здесь можетоказаться только то знание, котороебудет поддержано всеми нерассудочными силами, чувством, средой,интересами и т. д.». О недостаточности «хрупкойсистемы словесных раздражителей, дающих поверхностные теоретические познаниябез связи с эмоциональной природой ребенка», писал и А. Б. Залкинд. Напротив, наглядность и живой пример весьма эффективны.
Родители не должны злоупотреблять словом.Если ребенку к месту ибез места читают нотации, делают наставления, дергают по любому поводу, слово теряет воспитательнуюсилу. Необходимо дать ребенку возможность переработать его смысл, а это возможно, в частности, в том случае, если таковой в слове есть. Ноесли даже этот смысли есть, ребенок не имеет возможности для осуществления всех необходимых процессовпереработки этогосмысла (разумеется, это процесс неосознанный, он не подвержен влиянию волевых усилий), товозникает невосприимчивостьк слову. Это может происходить потому, что подавляются процессы, которые должны осуществляться в психике вслед за услышанным ипонятым словом.
Половое воспитание, его содержание
Половоевоспитание стало предметом исключительного внимания современных родителей,поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и фундаментальнойфункцией, как половая, можно управлять, держа детей в темноте и неведении. Мыотлично понимаем, что страх и неосведомлённость могут привести к болезни. Вотпочему важно без утайки объяснить детям, как обстоит дело в действительности.Многое уже принято для преодоления нашего невежества в половом вопросе, но ипредстоит сделать тоже немало. Половая уравновешенность человека лишь отчастизависит от того, что ему известно о сексуальных отношениях мужчины и женщины. Воснове уравновешенности лежит представление о них и отношение к ним. Будет личеловек испытывать страх, страдать от комплекса вины, с неприязнью относиться кполовой близости или, напротив, станет получать удовольствие от своего тела,зависит не от того, насколько он осведомлён о половой жизни, а от своегоотношения к ней. Отношение это складывается не в результате какого-то курсаобучения, а из тех основных принципов, которые мы поможем ребёнку освоить входе его развития.
При всейшироте и значимости проблемы можно предположить, что любой совет окажется здесьслишком общим и неопределённым. Напротив, именно это обстоятельство и помогаетопределить программу полового воспитания наших детей. Сама по себе половаяжизнь – не будем об этом забывать – носит очень многогранный характер. Невернодумать о ней только как о близости и видеть в ней лишь способ продолжения рода.В таком случае выпускается из виду главный аспект, и тогда можно ли считатьудачным брак, в котором половая близость происходит только из желания иметьдетей? Напротив, должно быть совершенно ясно, что сексуальная жизнь включает всебя всю полноту отношений между мужчиной и женщиной, а не толькофизиологические проявления секса. Вот почему нормальный в сексуальном отношениичеловек – это тот, кто получает удовольствие от половой жизни точно так же, каки от других земных радостей, кто не ходит мрачным, подавленным, заторможенным,кто понимает значение удовлетворения половой потребности, но способен и набольшое чувство. Наконец, такой человек, будь то мужчина или женщина, правильновоспринимает свою сексуальную функцию в обществе, не возражает против неё иодинаково чувствует себя, хотя и по-разному, в общении и с мужчинами и сженщинами.
Малыш,живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормальновоспринимать, отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делаютони это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневнойжизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположногопола. Если в семье хорошая атмосфера, то у ребёнка не будет возникать тайноежелание отдать предпочтение одному из родителей. А в отношениях с другимилюдьми он не будет нуждаться в нездоровом суррогате того, чего ему недостаётдома.
Здороваясемейная обстановка упрочивает его нормальное представление об отношении половгораздо больше,нежели цикл лекций или десяток книгна эту тему.
Надоли говорить, что мы можем дать нашему ребенкуправильное представление об отношении половтолько в том случае, если и сами не заблуждаемся на этот счет. Это значит, что половое воспитание, преждевсего, должно быть направлено на родителей,а уж потом на детей. От замены конкретного жизненного опыта, приобретаемого ребенком в кругу семьи, теоретическими рассуждениями, как правило,мало толку. Знания, которые мы даем детям, отвечая на их вопросы, касающиеся отношений полов, имеют значение лишь в том случае, если им становится ясно, что мы не стыдимся этого разговораи не лицемерим с ними. Все, что мы говорим им, разумеется, должно быть правдой,но и это не самое главное. Важнее всего, КАКмы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами здравую точку зрения. Такая последовательностьможет быть только у человека, который реалистически ВОСПРИНИМАЕТ все деталисвоей сексуальной жизни и столь же правдиво объясняет их своим детям. Другими словами, если половое воспитание —это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, чтородители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.
Обычно — хотя возможны самые различные варианты — дети начинаютзадавать вопросы об отношениях междумужчиной и женщиной примерно в возрастеот 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует. Подрастая, онибудут понимать все больше и больше.
Мы сможем передать детям наше отношение к вопросам пола, нашу точку зрения и необходимые сведениятолько в том случае, если будет здоровой инормальнойэмоциональная атмосфера, в которой они растут. Вряд ли они станут прислушиваться к родителям и подражать им, если находятся впостоянном конфликтесо взрослыми. А конфликт этот — и само половое воспитание — начинается не тогда, когда ребенокзадает первые вопросы, а гораздо раньше, когда он еще и говорить-то не умеет, в младенчестве, — именно тогда устанавливаются наши отношенияс ним. И нередко мы портим наши отношения, заставляя ребенка, есть насильно, допуская ошибки при пользовании туалетом, а этот моментособенно важен из-за глубокой внутренней связи между гениталиями (половыми органами) и органами очищения организма. Сексуальное развитие, инымисловами, начинается нена пустом месте, а является составной частью общего развития ребенка, и все,что мы делаем для егоулучшения, будет благотворно ска