--PAGE_BREAK--
II
. КОМПЕТЕНТНОСтный подход в профессиональной деятельности
2.1.
Создание модели профессиональной компетенции
В компетентностной модели специалиста цели образования связываются как с объектами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе.
Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но не должна и отождествляться с ней. Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. Как отмечает В.И. Байденко, компетенция выступает новым типом целеполагания… Это, по существу, знаменует сдвиг, от сугубо (или преимущественно) академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников (с ориентацией на ее рыночную стоимость). Обращение к оценке качества образования через компетенцию означает, что образование тесно связывается с трудоустройством. Компетенции жестко не связаны с конкретной профессией, они могут быть использованы в ряде профессий. Компетенции, подобно способностям, определяют успех во многих областях деятельности. Включение этой категории в модель специалиста — сложная задача. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства обученных.
Выпускник, освоивший образовательную программу специалиста, должен характеризоваться:
1 Компетенциями социально-личностными:
- относящимися к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности;
- социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми;
- относящимися к умению учиться.
2 Компетенциями общепрофессиональными:
- информационными, связанными с получением и обработкой информации;
- расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата;
- эксплуатационными;
- управленческими, организационными;
- конструкторскими;
- проектировочными;
- экономическими, включающими поведение на рынке труда.
Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда.
3
Специальными компетенциями или профессионально-функциональными знаниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций.
4
Общекультурными компетенциями: ценностными и смысловыми отношениями к результату своей деятельности, ценностными отношениями к миру и окружающей действительности, трансляцией мировой культуры, знанием этикетных норм, этикета делового человека, профессиональной культурой общения.
В предлагаемой модели акцент в подготовке специалиста смещается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции, которые служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования. В то же время необходимо избегать ситуаций, когда выпускник подготовлен ко всему и ни к чему конкретно. Задачи объектной и предметной подготовки решает блок специальных компетенций, профессионально ориентированных знаний и навыков.
Опираясь на труды известных педагогов (Т. К. Ахаян, В. П. Бездухов, Б. С. Гершунский, А. В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова и др.); психологов (П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. П. Дубинин, Э. Фромм и др.); дизайнеров (Андросова Э. М., Шаповалов В. Г., И. А. Зимняя и др.) учебно-методическим центром ЧГИ разработаны показатели качества подготовки выпускников – дизайнеров.
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
специальность 070602.51 Дизайн
ЧГИ на основе компетентностного подхода
Компетенции
Показатели сформированности учебно-профессиональной компетентности
I. Общепрофессиональные
1. Целостные представления о науке дизайна
-знать и владеть изобразительными средствами;
- определять стилевые особенности в искусстве разных эпох и направлений;
знать научные основы дизайна.
2. Готовность к деятельности в сфере дизайна
- знать закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия, принципы и методы работы над дизайн-проектом;
— способность на основе приобретенных знаний ставить цели, составлять планы достижения целей и выполнять их.
3. Готовность к использованию в сфере дизайна технологий интерактивной и проблемной деятельности
- знать природу управленческих процессов;
- знать основные организационные структуры, функциональные обязанности и стиль работы дизайнера;
- способность использовать современные научные знания в своей профессиональной деятельности,
передовые технологии в сфере дизайна;
— способность обеспечивать систему мер по повышению качества оказываемых услуг дизайнерами
4. Готовность к использованию информационных и телекоммуникативных технологий в деятельности дизайнера
— знать возможности современных информационных технологий;
- знать методы сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в сфере дизайна;
- формировать свою информационную культуру;
— способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной
техники.
5. Коммуникация в профессиональной деятельности
— уметь доводить до работников необходимую им информацию;
- способность обеспечивать вышестоящие уровни пол
ной, надежной и своевременной информацией;
- уметь организовывать обмен деловой информацией с
другими подразделениями.
6. Координация, взаимодействие с другими подразделениями, поддержание имиджа своей организации
- способность вести переговоры и сотрудничество с другими руководителями и специалистами в интересах организации;
- способность координировать усилия различных под
разделений и рабочих групп для достижения целей организации;
- способность поддерживать ровные деловые отношения с руководителями других подразделений организации;
— способность оказать необходимую помощь другим
7. Готовность к творческой деятельности
- знать способы разработки и внедрения инновационных
технологий в сфере дизайна;
- способность генерировать новые идеи.
8. Способность системно применять полученные знания на практике
- способность участвовать в работе всего цикла создания
готового продукта и внедрения его на рынок;
- способность продолжать обучение и вести профессиональную деятельность;
- уметь взаимодействовать с коллегами.
9. Готовность к инновационной деятельности в области дизайна
- уметь применять инновационные методы и технологии в профессиональной деятельности
- уметь разрабатывать (проектировать и апробировать)
свои инновации;
- уметь анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в сфере дизайна.
10. Адаптироваться к новым ситуациям
- знать признаки инновационных процессов;
- владеть инновационными и креативными методами
профессиональной деятельности.
11. Готовность решать профессиональные и личност ные проблемы в условиях неопределенности
— способность принимать решения в экстремальных ситуациях,
— уметь принимать меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
II. Специальные
1. Готовность к организации целостного деятелъностного процесса в учреждении
- знать законодательство в сфере дизайна;
- знать правовые нормы, регулирующие отношения между личностью, семьей, обществом, окружающей средой;
- знать основы обеспечения качества;
- уметь обеспечивать комплексное обслуживание потребителей услуг в сфере дизайна;
- способность участвовать в организации, планировании,
совершенствовании деятельности дизайнерских фирм и
предприятий.
2. Готовность к проектированию деятельности учреждения
- уметь разрабатывать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятий в сфере дизайна;
- уметь разрабатывать стратегию и тактику деятельности
предприятий и организаций, предоставляющих
дизайнерские услуги.
3. Имеет целостные представления о человеке, обществе, культуре, науке, технологиях в современном мире
- способность создавать условий для формирования
рынка дизайнерских услуг с учетом применения
прогрессивных технологий;
- иметь позитивное отношение к деятельности и
социальному взаимодействию.
4. Готовность к планированию и организации коммуникативного процесса, в том числе с использованием иностранных языков
- способность принимать управленческие решения в
рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью;
- способность участвовать в работе по подбору, расстановке, и повышению квалификации дизайнеров;
- способность использовать иностранный язык
при оказании дизайнерских услуг.
III. Социально-личностные
1. Потребность и способность к саморазвитию
- способность в условиях развития науки и изменяющейся творческой практики к анализу своих возможностей;
— способность внедрять современные научные знания, передовые технологии в сфере дизайна и других сферах деятельности.
2. Готовность к
социальному
взаимодействию
- способность формировать соответствующие личные
качества: широкий кругозор, профессионализм и творческий подходок работе, целеустремленность;
- способность управлять людьми, осуществлять отбор и
подготовку специалистов;
- способность к лидерству и нормализации рабочих и
личных взаимоотношений среди сотрудников.
3. Умение работать в команде
- способность влиять на людей, быть инициативным,
изобретательным, стрессоустойчивым;
- способность обладать уверенностью в себе, верой в
свои способности и успех;
- способность организовывать людей в группы и
обеспечивать результативность проектной, творческой и
исполнительской деятельности.
4. Приверженность к этическим ценностям
- способность руководствоваться этическими нормами:
следовать методам честной конкуренции; выполнять
обещания и следовать сказанному;
- способность проявлять высокие нравственные качества,воспитанность и хорошие манеры.
5. Нравственные позиции личности специалиста, проявление этих позиций в профессиональной деятельности
- способность обладать нравственными качествами:
моральной надежностью, ответственностью,
добропорядочностью, внимательностью к людям,
сослуживцам, не манипулировать людьми; быть
требовательным, но не унижать достоинства других;
- способность к постоянному личностно-нравственному росту в профессиональной деятельности.
6. Позитивное отношение к деятельности в целом и к субъектам этой деятельности
- способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знании;
- способность выступать в качестве эксперта и консультанта.
7. Обладает
способностями и навыками успешного управления
- способность обучать и развивать навыки подчиненных;
- уметь гибко реагировать на изменение ситуации;
- способность использовать широкую палитру методов
управления, приемов и подходов в отношении подчиненных;
- уметь быстро и эффективно решать проблемы;
- способность принимать непопулярные, но оправданные
решения;
- способность к рефлективности своей деятельности, самоконтролю, коррекции процесса и результата деятельности.
IV. Общекультурные
1. Потребность и способность поддерживать свое физическое и психологическое здоровье
- уметь формировать научное представление о здоровом
образе жизни;
- способность владеть умениями и навыками физического
самосовершенствования;
- знать способы поддержания работоспособности в быстро меняющихся условиях жизни.
2. Готовность и стремление познавать и совершенствовать самого себя
- знать основы современных дисциплин о человеке, его
потребностях;
- знать методы познания природы, и владеет технология
ми, необходимыми для решения задач, имеющих естественно — научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций.
3. Готовность к формированию системы межличностного общения, коммуникативной культуры
- знать процессы организации эффективной речевой
коммуникации в сфере дизайна;
- знать нормы деловой и устной речи;
- знать психологию и этику общения;
- способность владеть нормами этикета делового человека;
- способность владеть приемами мотивирования подчиненных (методами материального стимулирования, не материальных методов, мотивирование силой собственного примера);
- способность использовать в работе: тактичность и
внимательность в обращении с коллегами подчиненными,
демонстрировать уважение к ним;
- поддерживать хорошие отношения втрудовом коллективе; внимание к удовлетворенности работников своей
работой и к их личным проблемам;
- способность осуществлять индивидуальный подход в
работе с коллегами и подчиненными.
4. Готовность к трансляции мировой и отечественной культуры
- знать отечественную и зарубежную литературу, театр;
- способность понимать различие культур, религий, национальных особенностей;
- уметь передавать общекультурные ценности, нормы и
традиции;
- способность владеть основами современного гуманизма;
- способность обладать гражданственностью, уважением
к правам и свободе человека.
2.2. Формирование профессиональной компетенции студентов дизайнеров
В последние годы в педагогической науке активно развивается аксиологический подход, которые акцентирует внимание на субъективной ценностной позиции личности в образовательном процессе.
В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова аксиология определяется как философское исследование природы ценностей. Понятие аксиология возникло позднее, чем проблема ценностей и учение о ценностях. Оно было введено французским философом П. Лапи в 1902 году.
Как относительно самостоятельная отрасль философии, аксиология имеет длительную предысторию, и как самостоятельная наука появилась лишь в конце прошлого века. Тем не менее, суждения о различных видах ценностей – благе, добре, красоте, святости и т.п. – встречаются и у классиков античной истории, и у теологов Средневековья, и у мыслителей Ренессанса, и у философов Нового времени. Учение о ценностях появилось во второй половине XIXв., а сами ценности рассматривались как объекты вненаучного познания. Различные подходы к рассмотрению ценностей привели к появлению аксиологических концепций, рассматривающих ценности знания, познавательную деятельность, воспитание, образование.
Аксиологический подход позволяет рассматривать взаимосвязь объективного и субъективного начал в обучении профессиональным технологиям студентов-дизайнеров. Признавая изучение проектно-художественных дисциплин в качестве личностно значимой ценности, следует считать формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров закономерным процессом преобразования личности обучаемого.
Для определения аксеологических предпосылок и основ развития личности в педагогике возникает необходимость уточнить концептуальные положения об объекте педагогической науки – человеке.
Психология изучает человека как личность в качестве устойчивой целостности психических процессов и явлений. Рассматривая этапы формирования личности, она выявляет механизмы и условия качественных изменений в психике человека, что, несомненно, является важным средством для реализации педагогической деятельности процесса развития. Рассмотрение различных положений и взглядов психологии осуществляется с целью определения основных элементов и связей для разработки целостной модели человека. С этой точки зрения представляет интерес синтез теории и взглядов на основе системно-целевого подхода, не имеющих однозначной оценки и трактовки (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Дубинин, Э. Фромм и др.) и традиционных.
З. Фрейд трактовал личность как ансамбль иррациональных, бессознательных явлений. Несомненно, бессознательное является обязательным компонентом психики человека и влияет на его поведение, что должно быть учтено при моделировании человека, но ограничиться только этим компонентом как основным при определении личности, конечно, нельзя. Рациональным считаем у З. Фрейда выделение структурных компонентов личности или души, реальной психической энергии как деятельностной силы в стадии развития личности.
Г. Олпорт рассматривал личность как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему, ее ядро – человеческое Я. Особенность этой системы в реализации своего жизненного потенциала, в актуализации.
У. Джейсм отметал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим. Раскрывая сущность сознания, он выделил познающий и познаваемый элементы, выдвинул положение о целостности и динамике потока познания, разделил эмпирическую жизнь личности на материальную, социальную и духовную. Разработанная органическая теория эмоций, по моему мнению, отражает одну из функциональных сторон внутренней деятельности человека и в определенной степени позволяет связать физиологию с психическими процессами.
К. Роджерс предложил выделить такой компонент структуры личности, как «Я – концепция», который формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой и является интегральным механизмом саморегуляции поведения. Он обосновывает необходимость позитивного отношения к человеку и самой личности к себе.
В концепции культурно-исторического развития личности Л. В. Выготского ведущая роль отводится деятельности. На основе этой идеи А. Н. Леонтьевым создано самостоятельное направление – теория деятельности и теория поэтапного формирования психических процессов П. Я. Гальперина. Мысль о том, что подлинное обучение должно вести за собой развитие, позволила понять процесс обучения как особую по структуре и содержанию деятельность, специально организованную и управляемую. Развивая теорию деятельности, Д. И. Фельдштейн подчеркивает роль общественно-полезной деятельности, ее назначение для развития потребности реализовать себя для общества. Существенным при ее организации является направленность на благо другим людям.
К явлению направленности личности впервые обратился С. Л. Рубинштейн, рассматривая ее как совокупность «динамических тенденций», которые служат источником многообразной и разносторонне деятельности» и выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит себе человек.
Принципиальных разногласий в трактовке термина «направленность» в литературе по педагогике и психологии практически нет. И во всех научных подходах направленность рассматривается как один из структурных компонентом личности. В психологическом плане она представляет собой сложное образование, которое наиболее полно отражает способ ее общественного поведения и деятельности.
С явлением общей направленности личности теснейшим образом связано понятие профессиональной направленности личности. Она понимается как избирательное положительное отношение к профессии (А. В. Кирьякова, В. А. Сластенин, Г. А. Мелекесов, С. И. Жернов) и представляет собой интегральное динамическое свойство личности, которое выражает доминирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к любой профессии (в том числе и дизайнерской), предопределяющие и подготовку к предстоящей деятельности, и успешность ее осуществления. Профессиональная направленность личности органически связана с проблемой деятельности и придает ей статус решающего фактора становления будущего специалиста, в частности дизайнера.
Направленность личности в профессиональной подготовке будущих дизайнеров связана с познавательной деятельностью, проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях.
Ценностные ориентации — это сложные образования, вобравшие в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, мира, своего прошлого, настоящего и будущего, а также сущности своего собственного. Ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения, функции «интегратора» различных форм деятельности человека».
Содержание понятия «ценность» большинство ученых (В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский, З.Н. Чавчавадзе, ВА. Ядов) характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность.
Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему — ценностное отношение.
Ценностное отношение к профессии дизайнера рассматривают как результат осмысления полученных знаний, умений (впечатлений), познания деятельности ведущих дизайнеров мира. Заинтересованное отношение к изучению дисциплин, освоению ремесла, профессии положительно сказывается на психологическом состоянии студента и способствует развитию мотивации учения.
Ориентация личности в мире ценностей представляет собой процесс восхождения личности к ценностям на основе закона возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей, работая на личностном уровне, позволяет обеспечить многие закономерности развития аксиологического потенциала личности. Потребности, будучи самыми глубинными источниками отношения к действительности, являются одновременно пусковым механизмом жизнедеятельности человека, его активности. Они составляют многообразную палитру стремлений, побуждений человека (Б. Г. Ананьев). Потребность – это, прежде всего, основа формирования цели деятельности и движущая сила в достижении поставленной цели образа будущей дизайнерской деятельности как продукт самосозидания, выстраивания жизненной перспективы также осуществляется на основе поиска, оценки, выбора и проекции. Экстраполяция себя в будущее.
Ценностное самоопределение студента как результат ориентации как особой стадии аксиологизации может быть названо центральной стадией, обеспечивающей ориентацию студента в мире ценностей профессии, в прошлом — настоящем — будущем.
Ценностное самоопределение личности студентов-дизайнеров проходит несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности. В этом смысле для нашего исследования являются важными ряд основных положений концепции ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая утверждает, что процесс ориентации имеет следующие стадии:
— познание мира ценностей общества;
— осознание себя в этом мире (самосознание), осуществляемое на основе присвоенных личностью ценностей;
— построение жизненной перспективы в освоенной системе.
Применительно к нашему исследованию, продуктом первой фазы процесса ориентации — присвоения личностью ценностей — является мир ценностей профессии дизайнера. Продуктом данной фазы можно считать «Образ мира Дизайна».
Во второй фазе ориентации осуществляется формирование образа «Я». В контексте нашего исследования мы имеем в виду образ Я — дизайнер, становление и развитие, преобразование личности на основе принятия ценностей профессии. Во время второй фазы происходит идентификация и самоидентификация личности как субъекта дизайн-деятельности.
В третьей фазе процесса ориентации личности в мире ценностей в качестве образа будущего в нашем исследовании выступают цели дальнейшей деятельности, нормы поведения, иными словами, перспектива жизненного выбора. Мы полагаем, что четко обозначенная перспектива может послужить критерием эффективности процесса ориентации. Это важная фаза ценностного самоопределения личности студентов.
Особую роль в становлении «Я — будущий дизайнер» выполняют участие в конкурсах молодых дизайнеров, фестивалях моды, выставках, смотрах, взаимодействие с профессиональной средой, а также преддипломная практика, которые вызывают у студентов определенные ожидания и трудности, для преодоления которых необходимо раскрытие резервных возможностей образа «Я» (личностная концепция) и «образа Я — будущий дизайнер» (профессиональная концепция).
Дизайн-деятельность представляет возможности для активного вовлечения студентов в учебную деятельность, способствует мобилизации их творческих сил, условия для самостоятельных исследовательских навыков. Поэтому учебный процесс организован таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопределяться в окружающем мире, ощущать свое собственное «Я», научиться управлять собой и обстоятельствами, уметь самообучаться и самосовершенствоваться.
Дизайнер, основным содержанием деятельности которого является создание культурных образцов, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, должен иметь целостное представление о природе такого феномена, как мода. Мода является одной из форм массового поведения в современном обществе. Мода может быть на вещи, свойства вещей, идеи, действия, слова, т. е. на все то, что является модными образцами. В связи с этим становление «Я — будущий дизайнер» включает в себя становление «Образ Моды», который формируется под воздействием знаний об основных закономерностях моды, понимания моды как социального явления.
Имидж дизайнера является одной из форм рекламы моды, особенно в конце XXв., когда дизайнер стал популярной личностью, сравнимой со звездами шоу-бизнеса.
«Образ я — дизайнер» — это личностное новообразование, синтезирующее в себе совокупность профессионально значимых ориентации личности, раскрывающее отношение к профессиональным знаниям, к будущей практической деятельности, к себе как будущему дизайнеру. Личностная значимость собственных достижений является одной из характеристик субъектной позиции студента по отношению к себе в реальности. Именно субъектная позиция студента составляет основу развития у него целостного, дифференцированного «образа Я» и выделения в этом глобальном личностном новообразовании компонента «Я — будущий дизайнер».
В каждую историческую эпоху образование играет особую роль и является непреходящей ценностью для любого человеческого сообщества и каждой отдельно взятой личности. С этих позиций существенное значение имеют труды, раскрывающие аксиологические основы образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, А.В. Кирьякова, Л.В. Сластенин, И.Ф. Исаева и др.).
Сегодня центральным понятием в теории высшего профессионального образования становится понятие «профессиональная компетентность». «Дизайн-образование мы рассматриваем одним из видов профессионального образования. Дизайн является особой творческой деятельностью, объединившей в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности — техники, инженерного конструирования, искусства, технологии, экономики, социологии — и направленной на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных изделий для удовлетворения потребностей человека и общества».
Компетентность — мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Исключительная сложность данной проблемы и ее важность для практики вызвали к жизни множество работ, посвященных этой теме (В.С. Безрукова, Ю.В. Варданян, С.А. Дружилов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др). В рассмотренных работах даны различные определения компетентности, но все они объединены специфическими признаками этого феномена. Во-первых, профессиональная компетентность и профессионализм рассматриваются в контексте таких понятий, как знания, умения, навыки; во-вторых, в качестве основных критериев этих понятий выступают индивидуально-личностные характеристики, система ценностей.
В результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально-профессиональная компетентность человека. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека.
Наряду с социальной частью единой социально-профессиональной компетентности в ней представлена и деятельностная, т. е. собственно профессиональная как основанная на системных междисциплинарных, структурированных знаниях; множестве разноуровневых умений, саморегулируемых по их применению на практике, например, умений проектировать, диагностировать, исследовать, рассчитывать, конструировать и т. д. Профессиональный — обеспечивающий адекватность выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности, предназначению.
Компетентность всегда проявляется в деятельности. Природа компетентности такова, что она может проявляться в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности в виде деятельности. Важной особенностью профессиональной компетентности является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.
Формированию профессиональной компетентности будущего дизайнера способствует участие в деятельности творческой лаборатории моды и студенческого театра моды «Кристалл», будущие специалисты выполняют роли организатора, стилиста, дизайнера, конструктора, технолога, портного, визажиста, демонстратора одежды, которые формируют профессиональную компетентность. Особое значение на этом этапе приобретают педагогическая поддержка будущего дизайнера, анализ профессиональных и жизненных ситуаций, адекватная оценка своих возможностей, личной позиции и мотивации к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
В полной мере профессиональная компетентность может проявляться лишь у работающего специалиста. Но ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения. На основе проведенного анализа нам представляется целесообразным выделить компоненты профессиональной компетентности дизайнера: гносеологический, праксеологический и аксиологический. Причем деление это весьма условно, так как вычленение компонентов проведено в исследовательских целях. В реальности же обозначенные грани размыты. Аксиологический компонент присутствует в виде ценностных ориентации, но зависит от уровня профессиональных знаний и умений и наоборот.
Гносеологический компонент профессиональной компетентности дизайнера предполагает адекватное восприятие, осмысление природных и социальных процессов действительного мира и определяет систему знаний будущего специалиста дизайнера. Содержание знаний, которыми должны овладеть специалисты дизайна, концентрируется в следующих направлениях: общетеоретический базис; общехудожественный базис; специальные технологические и инженерно-технические знания; знания организационно-технического характера.
В исследовании праксеологический компонент включает в себя совокупность профессиональных умений, которые лежат в основе решения профессиональных задач. Нами выделено шесть групп умений: информационно-аналитические, конструктивно-графические, проективные, художественно-эстетические, инструментальные, организационные.
Аксиологический компонент профессиональной компетентности проявляется в ценностном отношении к профессии дизайнера и реализуется в способности человека менять в себе то, что должно измениться в ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, которое включает целостное мировоззрение и систему ценностных ориентации. Вместе с тем необходимо констатировать, что в процессе присвоения ценностей профессии и культуры дизайна происходит увеличение плотности профессионального ценностно-смыслового ядра личности, что ведет к укрупнению его структуры и усилению структурных связей. продолжение
--PAGE_BREAK--