Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогические условия формирования учебно-профессиональных компетентностей студентов, обучающих

--PAGE_BREAK--
II
. КОМПЕТЕНТНОСтный подход в профессиональной деятельности

2.1.
Создание модели профессиональной компетенции
В компетентностной модели специалиста цели образования связываются как с объек­тами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегриро­ванными требованиями к результату образовательного процесса. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе.

Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но не должна и отождествляться с ней. Термин «компетенция» служит для обозначения ин­тегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата обра­зования. Как отмечает В.И. Байденко, компетенция выступает новым типом целеполагания… Это, по существу, знаменует сдвиг, от сугубо (или преимущественно) академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников (с ориентацией на ее рыночную стоимость). Обращение к оценке качества образования через компетенцию означает, что образование тесно связывается с трудоустройством. Компетен­ции жестко не связаны с конкретной профессией, они могут быть использованы в ряде про­фессий. Компетенции, подобно способностям, определяют успех во многих областях дея­тельности. Включение этой категории в модель специалиста — сложная задача. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства обученных.

Выпускник, освоивший образовательную программу специалиста, должен характеризоваться:      

1   Компетенциями социально-личностными:

-     относящимися к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности;

-     социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми;

-     относящимися к умению учиться.

2   Компетенциями общепрофессиональными:

-     информационными, связанными с получением и обработкой информации;

-     расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использо­ванием адекватного математического аппарата;

-     эксплуатационными;

-     управленческими, организационными;

-     конструкторскими;

-     проектировочными;

-     экономическими, включающими поведение на рынке труда.

Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда.

3      
Специальными компетенциями или профессионально-функциональными зна­ниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций.

4      
Общекультурными компетенциями: ценностными и смысловыми отношениями к результату своей деятельности, ценностными отношениями к миру и окружающей дейст­вительности, трансляцией мировой культуры, знанием этикетных норм, этикета делового че­ловека, профессиональной культурой общения.

В предлагаемой модели акцент в подготовке специалиста смещается на социально-личностные и общепрофессиональные компетенции, которые служат фундаментом, позво­ляющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного и послевузовского образования. В то же время необходимо избегать ситуаций, когда выпуск­ник подготовлен ко всему и ни к чему конкретно. Задачи объектной и предметной подго­товки решает блок специальных компетенций, профессионально ориентированных знаний и навыков.

Опираясь на труды известных педагогов (Т. К. Ахаян, В. П. Безду­хов, Б. С. Гершунский, А. В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова и др.); психологов (П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. П. Дубинин, Э. Фромм и др.); дизайнеров (Андросова Э. М., Шаповалов В. Г., И. А. Зимняя и др.) учебно-методическим центром ЧГИ разработаны показатели качества подготовки выпускников – дизайнеров.

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

специальность 070602.51 Дизайн
ЧГИ на основе компетентностного подхода



Компетенции

Показатели сформированности учебно-профессиональной компетентности

I. Общепрофессиональные

1. Целостные представления о науке дизайна



-знать и владеть изобразительными средствами;

-  определять стилевые особенности в искусстве разных эпох и направлений;

знать научные основы дизайна.

2. Готовность к деятельности в сфере дизайна



-  знать закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия, принципы и методы работы над дизайн-проектом;    

— способность на основе приобретенных знаний ставить цели, составлять планы достижения целей и выполнять их.

3. Готовность к использованию в сфере дизайна технологий интерактивной и про­блемной деятельности



-      знать природу управленческих процессов;


-      знать основные организационные структуры, функцио­нальные обязанности и стиль работы дизайнера;

-      способность использовать современные научные знания в своей профессиональной деятельности,

передовые технологии в сфере дизайна;

— способность обеспечивать систему мер по повышению качества оказываемых услуг дизайнерами

4. Готовность к использованию информационных и телекоммуникативных технологий   в деятельности  дизайнера



— знать  возможности  современных  информационных технологий;

-      знать методы сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в сфере дизайна;

-      формировать свою информационную культуру;

— способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной
техники.

5. Коммуникация в профессиональной деятельности

— уметь доводить до работников необходимую им информацию;

-     способность обеспечивать вышестоящие уровни пол
ной, надежной и своевременной информацией;

-          уметь организовывать обмен деловой информацией с
другими подразделениями.

6. Координация, взаимодей­ствие с другими подразделениями, поддержание имиджа своей организации

-     способность вести переговоры и сотрудничество с дру­гими руководителями и специалистами в интересах организации;

-     способность координировать усилия различных под
разделений и рабочих групп для достижения целей организации;

-     способность поддерживать ровные деловые отношения с руководителями других подразделений организации;

— способность оказать необходимую помощь другим

7. Готовность к творческой деятельности

-     знать способы разработки и внедрения инновационных
технологий в сфере дизайна;

-     способность генерировать новые идеи.

8.    Способность системно применять полученные знания на практике

-     способность участвовать в работе всего цикла создания
готового продукта и внедрения его на рынок;

-     способность продолжать обучение и вести профессио­нальную деятельность;

-     уметь взаимодействовать с коллегами.

9. Готовность к инновационной деятельности в области дизайна

-     уметь применять инновационные методы и технологии в профессиональной деятельности

-      уметь разрабатывать (проектировать и апробировать)
свои инновации;

-     уметь анализировать и оценивать результаты внедрения инноваций в сфере дизайна.

10. Адаптироваться к новым ситуациям

-     знать признаки инновационных процессов;

-    владеть инновационными и креативными методами
профессиональной деятельности.

11. Готовность решать про­фессиональные и личност ные проблемы в условиях неопределенности

— способность принимать решения в экстремальных ситуациях,

— уметь принимать меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

II. Специальные

1. Готовность к организации целостного деятелъностного процесса в учреждении

-     знать законодательство в сфере дизайна;

-     знать правовые нормы, регулирующие отношения ме­жду личностью, семьей, обществом, окружающей сре­дой;

-     знать основы обеспечения качества;

-     уметь обеспечивать комплексное обслуживание потре­бителей услуг в сфере дизайна;

-   способность участвовать в организации, планировании,
совершенствовании деятельности дизайнерских фирм и
предприятий.

2. Готовность к проектиро­ванию деятельности учреж­дения

-     уметь разрабатывать мероприятия по повышению эф­фективности деятельности предприятий в сфере дизайна;

-     уметь разрабатывать стратегию и тактику деятельности
предприятий и организаций, предоставляющих
дизайнерские услуги.

3.  Имеет целостные пред­ставления о человеке, обще­стве, культуре, науке, техно­логиях в современном мире

-    способность создавать условий для формирования
рынка дизайнерских услуг с учетом применения
прогрессивных технологий;

-   иметь позитивное отношение к деятельности и
социальному взаимодействию.

4. Готовность к планирова­нию и организации комму­никативного процесса, в том числе с использованием ино­странных языков

-       способность принимать управленческие решения в
рамках компетенции и осуществляет связь с обществен­ностью;

-     способность участвовать в работе по подбору, расста­новке, и повышению квалификации дизайнеров;

-     способность использовать иностранный язык
при оказании дизайнерских услуг.             

III. Социально-личностные

1.   Потребность   и способность к саморазвитию

-  способность в условиях развития науки и изменяющейся творческой практики к анализу своих возможностей;

— способность внедрять современные научные знания, передовые технологии в сфере дизайна и других сферах деятельности.

2. Готовность к

социальному

взаимодействию

-      способность формировать соответствующие личные
качества: широкий кругозор, профессионализм и творческий подходок работе, целеустремленность;

-     способность управлять людьми, осуществлять отбор и
подготовку специалистов;

-     способность к лидерству и нормализации рабочих и
личных взаимоотношений среди сотрудников.

3. Умение работать в команде

-     способность влиять на людей, быть инициативным,
изобретательным, стрессоустойчивым;

-     способность обладать уверенностью в себе, верой в
свои способности и успех;

-     способность организовывать людей в группы и
обеспечивать результативность проектной, творческой и
исполнительской деятельности.

4. Приверженность к этическим ценностям

-    способность руководствоваться этическими нормами:
следовать методам честной   конкуренции;   выполнять
обещания и следовать сказанному;

-    способность проявлять высокие нравственные качества,воспитанность и хорошие манеры.

5.   Нравственные позиции личности специалиста, проявление этих позиций в про­фессиональной деятельности

-     способность обладать нравственными качествами:
моральной надежностью, ответственностью,
добропорядочностью, внимательностью к людям,
сослуживцам, не манипулировать людьми; быть
требовательным, но не унижать достоинства других;

-     способность к постоянному личностно-нравственному росту в профессиональной деятельности.

6. Позитивное отношение к деятельности в целом и к субъектам этой деятельности

-   способность понимать сущность и социальную значи­мость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знании;

-   способность выступать в качестве эксперта и консультанта.

7. Обладает

способностями и навыками успешного управления

-     способность обучать и развивать навыки подчиненных;

-     уметь гибко реагировать на изменение ситуации;

-     способность использовать широкую палитру методов
управления, приемов и подходов в отношении подчи­ненных;

-     уметь быстро и эффективно решать проблемы;

-     способность принимать непопулярные, но оправданные
решения;

-     способность к рефлективности своей деятельности, са­моконтролю, коррекции процесса и результата деятель­ности.

IV. Общекультурные

1.   Потребность   и способность поддерживать свое физическое и психологическое здоровье

-     уметь формировать научное представление о здоровом
образе жизни;

-     способность владеть умениями и навыками физического
самосовершенствования;

-     знать способы поддержания работоспособности в бы­стро меняющихся условиях жизни.

2. Готовность и стремление познавать   и совершенствовать самого себя

-     знать основы современных дисциплин о человеке, его
потребностях;

-     знать методы познания природы, и владеет технология­
ми, необходимыми для решения задач, имеющих естест­венно — научное содержание и возникающих при выпол­нении профессиональных функций.

3. Готовность к формированию системы межличностного общения, коммуникативной культуры

-      знать процессы организации эффективной речевой
коммуникации в сфере дизайна;

-    знать нормы деловой и устной речи;

-    знать психологию и этику общения;

-    способность владеть нормами этикета делового человека;

-          способность владеть приемами мотивирования подчи­ненных (методами материального стимулирования, не материальных методов, мотивирование силой собствен­ного примера);

-     способность использовать в работе:    тактичность и
внимательность в обращении с коллегами подчиненными,
демонстрировать уважение к ним;

-     поддерживать хорошие отношения втрудовом коллек­тиве; внимание к удовлетворенности работников своей
работой и к их личным проблемам;

-    способность осуществлять индивидуальный подход в
работе с коллегами и подчиненными.

4. Готовность к трансляции мировой    и отечественной культуры

-     знать отечественную и зарубежную литературу, театр;

-    способность понимать различие культур, религий, на­циональных особенностей;

-    уметь передавать общекультурные ценности, нормы и
традиции;

-     способность владеть основами современного гуманизма;

-    способность обладать гражданственностью, уважением
к правам и свободе человека.

 
2.2. Формирование профессиональной компетенции студентов дизайнеров
В последние годы в педагогической науке активно развивается аксиологический подход, которые акцентирует внимание на субъективной ценностной позиции личности в образовательном процессе.

В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова аксиология определяется как философское исследование природы ценностей. Понятие аксиология возникло позднее, чем проблема ценностей и учение о ценностях. Оно было введено французским философом П. Лапи в 1902 году.

Как относительно самостоятельная отрасль философии, аксиология имеет длительную предысторию, и как самостоятельная наука появилась лишь в конце прошлого века.  Тем не менее, суждения о различных видах ценностей – благе, добре, красоте, святости и т.п. – встречаются и у классиков античной истории, и у теологов Средневековья, и у мыслителей Ренессанса, и у философов Нового времени. Учение о ценностях появилось во второй половине XIXв., а сами ценности рассматривались как объекты вненаучного познания. Различные подходы к рассмотрению ценностей привели к появлению аксиологических концепций, рассматривающих ценности знания, познавательную деятельность, воспитание, образование.

Аксиологический подход позволяет рассматривать взаимосвязь объективного и субъективного начал в обучении профессиональным технологиям студентов-дизайнеров. Признавая изучение проектно-художественных дисциплин в качестве личностно значимой ценности, следует считать формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров закономерным процессом преобразования личности обучаемого.

Для определения аксеологических предпосылок и основ развития личности в педагогике возникает необходимость уточнить концептуальные положения об объекте педагогической науки – человеке.

Психология изучает человека как личность в качестве устойчивой целостности психических процессов и явлений. Рассматривая этапы формирования личности, она выявляет механизмы и условия качественных изменений в психике человека, что, несомненно, является важным средством для реализации педагогической деятельности процесса развития. Рассмотрение различных положений и взглядов психологии осуществляется с целью определения основных элементов и связей  для разработки целостной модели человека. С этой точки зрения представляет интерес синтез теории и взглядов на основе системно-целевого подхода, не имеющих однозначной оценки и трактовки (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Дубинин, Э. Фромм и др.) и традиционных.

З. Фрейд трактовал личность как ансамбль иррациональных, бессознательных явлений. Несомненно, бессознательное является обязательным компонентом психики человека и влияет на его поведение, что должно быть учтено при моделировании человека, но ограничиться только этим компонентом как основным при определении личности, конечно, нельзя. Рациональным считаем у З. Фрейда выделение структурных компонентов личности или души, реальной психической энергии как деятельностной силы в стадии развития личности.

Г. Олпорт рассматривал личность как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему, ее ядро – человеческое Я. Особенность этой системы в реализации своего жизненного потенциала, в актуализации.

У. Джейсм отметал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим. Раскрывая сущность сознания, он выделил познающий и познаваемый элементы, выдвинул положение о целостности и динамике потока познания, разделил эмпирическую жизнь личности на материальную, социальную и духовную. Разработанная органическая теория эмоций, по моему мнению, отражает одну из функциональных сторон внутренней деятельности человека и в определенной степени позволяет связать физиологию с психическими процессами.

К. Роджерс предложил выделить такой компонент структуры личности, как «Я – концепция», который формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой и является интегральным механизмом саморегуляции поведения. Он обосновывает необходимость позитивного отношения к человеку и самой личности к себе.

В концепции культурно-исторического развития личности Л. В. Выготского ведущая роль отводится деятельности. На основе этой идеи А. Н. Леонтьевым создано самостоятельное направление – теория деятельности и теория поэтапного формирования психических процессов П. Я. Гальперина. Мысль о том, что подлинное обучение должно вести за собой развитие, позволила понять процесс обучения как особую по структуре и содержанию деятельность, специально организованную и управляемую. Развивая теорию деятельности, Д. И. Фельдштейн подчеркивает роль общественно-полезной деятельности, ее назначение для развития потребности реализовать себя для общества. Существенным при ее организации является направленность на благо другим людям.

К явлению направленности личности впервые обратился С. Л. Рубинштейн, рассматривая ее как совокупность «динамических тенденций», которые служат источником многообразной и разносторонне деятельности» и выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит себе человек.

Принципиальных разногласий в трактовке термина «направленность» в литературе по педагогике и психологии практически нет. И во всех научных подходах направленность рассматривается как один из структурных компонентом личности. В психологическом плане она представляет собой сложное образование, которое наиболее полно отражает способ ее общественного поведения и деятельности.                

С явлением общей направленности лично­сти теснейшим образом связано понятие про­фессиональной направленности личности. Она понимается как избирательное положительное отношение к профессии (А. В. Кирьякова, В. А. Сластенин, Г. А. Мелекесов, С. И. Жернов) и представляет собой интегральное динамичес­кое свойство личности, которое выражает до­минирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к любой профессии (в том числе и дизайнерской), предопределяющие и подготов­ку к предстоящей деятельности, и успешность ее осуществления. Профессиональная на­правленность личности органически связана с проблемой деятельности и придает ей статус решающего фактора становления будущего специалиста, в частности дизайнера.

Направленность личности в профессио­нальной подготовке будущих дизайнеров свя­зана с познавательной деятельностью, прояв­ляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях.

Ценностные ориентации — это сложные образования, вобравшие в себя разные уров­ни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, мира, своего прошлого, настоящего и буду­щего, а также сущности своего собственного. Ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения, функции «интегратора» различных форм деятельности человека».

Содержание понятия «ценность» боль­шинство ученых (В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.Н. Сагатовский, З.Н. Чавчавадзе, ВА. Ядов) характери­зуют через выделение целого ряда признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нор­мативность, полезность, необходимость, це­лесообразность.

Осознание индивидом ценности объек­та социальной действительности и его оцен­ка формируют особый вид отношения к нему — ценностное отношение.

Ценностное отношение к профессии ди­зайнера рассматривают как результат ос­мысления полученных знаний, умений (впе­чатлений), познания деятельности ведущих дизайнеров мира. Заинтересованное отноше­ние к изучению дисциплин, освоению ремес­ла, профессии положительно сказывается на психологическом состоянии студента и спо­собствует развитию мотивации учения.

Ориентация личности в мире ценностей представляет собой процесс восхождения личности к ценностям на основе закона воз­вышения потребностей. Закон возвышения потребностей, работая на личностном уров­не, позволяет обеспечить многие закономер­ности развития аксиологического потенци­ала личности. Потребности, будучи самы­ми глубинными источниками отношения к действительности, являются одновременно пусковым механизмом жизнедеятельности человека, его активности. Они составляют многообразную палитру стремлений, побуж­дений человека (Б. Г. Ананьев). Потребность – это, прежде всего, основа формирования цели деятельности и движущая сила в дости­жении поставленной цели образа будущей дизай­нерской деятельности как продукт самосози­дания, выстраивания жизненной перспекти­вы также осуществляется на основе поиска, оценки, выбора и проекции. Экстраполяция себя в будущее.

Ценностное самоопределение студента как результат ориентации как особой стадии аксиологизации может быть названо цент­ральной стадией, обеспечивающей ориента­цию студента в мире ценностей профессии, в прошлом — настоящем — будущем.

Ценностное самоопределение личности студентов-дизайнеров проходит несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности. В этом смысле для наше­го исследования являются важными ряд ос­новных положений концепции ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая утверждает, что процесс ориентации имеет следующие стадии:

— познание мира ценностей общества;

— осознание себя в этом мире (самосоз­нание), осуществляемое на основе присвоен­ных личностью ценностей;

— построение жизненной перспективы в освоенной системе.

Применительно к нашему исследованию, продуктом первой фазы процесса ориентации — присвоения личностью ценностей — является мир ценностей профессии дизайне­ра. Продуктом данной фазы можно считать «Образ мира Дизайна».

Во второй фазе ориентации осуществляет­ся формирование образа «Я». В контексте на­шего исследования мы имеем в виду образ Я — дизайнер, становление и развитие, преобразо­вание личности на основе принятия ценностей профессии. Во время второй фазы происходит идентификация и самоидентификация лично­сти как субъекта дизайн-деятельности.

В третьей фазе процесса ориентации лич­ности в мире ценностей в качестве образа будущего в нашем исследовании выступают цели дальнейшей деятельности, нормы пове­дения, иными словами, перспектива жизнен­ного выбора. Мы полагаем, что четко обо­значенная перспектива может послужить критерием эффективности процесса ориента­ции. Это важная фаза ценностного самооп­ределения личности студентов.

Особую роль в становлении «Я — будущий дизайнер» выполняют участие в конкурсах молодых дизайнеров, фестивалях моды, выс­тавках, смотрах, взаимодействие с професси­ональной средой, а также преддипломная практика, которые вызывают у студентов оп­ределенные ожидания и трудности, для пре­одоления которых необходимо раскрытие резервных возможностей образа «Я» (лично­стная концепция) и «образа Я — будущий ди­зайнер» (профессиональная концепция).

Дизайн-деятельность представляет воз­можности для активного вовлечения студен­тов в учебную деятельность, способствует мобилизации их творческих сил, условия для самостоятельных исследовательских навы­ков. Поэтому учебный процесс организован таким образом, чтобы студенты могли само­стоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самоопределяться в окружающем мире, ощу­щать свое собственное «Я», научиться управ­лять собой и обстоятельствами, уметь само­обучаться и самосовершенствоваться.

Дизайнер, основным содержанием дея­тельности которого является создание культур­ных образцов, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, должен иметь целостное представление о природе та­кого феномена, как мода. Мода является од­ной из форм массового поведения в современ­ном обществе. Мода может быть на вещи, свойства вещей, идеи, действия, слова, т. е. на все то, что является модными образцами. В свя­зи с этим становление «Я — будущий дизайнер» включает в себя становление «Образ Моды», который формируется под воздействием зна­ний об основных закономерностях моды, по­нимания моды как социального явления.

Имидж дизайнера является одной из форм рекламы моды, особенно в конце XXв., когда дизайнер стал популярной личнос­тью, сравнимой со звездами шоу-бизнеса.

«Образ я — дизайнер» — это личностное новообразование, синтезирующее в себе со­вокупность профессионально значимых ори­ентации личности, раскрывающее отноше­ние к профессиональным знаниям, к будущей практической деятельности, к себе как буду­щему дизайнеру. Личностная значимость собственных достижений является одной из характеристик субъектной позиции студен­та по отношению к себе в реальности. Имен­но субъектная позиция студента составляет основу развития у него целостного, диффе­ренцированного «образа Я» и выделения в этом глобальном личностном новообразова­нии компонента «Я — будущий дизайнер».

В каждую историческую эпоху образо­вание играет особую роль и является непре­ходящей ценностью для любого человечес­кого сообщества и каждой отдельно взятой личности. С этих позиций существенное зна­чение имеют труды, раскрывающие аксиоло­гические основы образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, А.В. Кирьякова, Л.В. Сластенин, И.Ф. Исаева и др.).

Сегодня центральным понятием в теории высшего профессионального образования становится понятие «профессиональная ком­петентность». «Дизайн-образование мы рас­сматриваем одним из видов профессиональ­ного образования. Дизайн является особой творческой деятельностью, объединившей в процессе проектирования достижения раз­личных областей человеческой деятельнос­ти — техники, инженерного конструирования, искусства, технологии, экономики, социоло­гии — и направленной на создание эстетичес­ки совершенных и высококачественных се­рийных изделий для удовлетворения потреб­ностей человека и общества».

Компетентность — мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса ре­альному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Исключительная сложность данной про­блемы и ее важность для практики вызвали к жизни множество работ, посвященных этой теме (В.С. Безрукова, Ю.В. Варданян, С.А. Дружилов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др). В рассмотренных работах даны различ­ные определения компетентности, но все они объединены специфическими признаками этого феномена. Во-первых, профессиональ­ная компетентность и профессионализм рас­сматриваются в контексте таких понятий, как знания, умения, навыки; во-вторых, в каче­стве основных критериев этих понятий выс­тупают индивидуально-личностные характе­ристики, система ценностей.

В результате образования у человека должно быть сформировано некоторое цело­стное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодейство­вать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально-профессиональная компетентность человека. Социально-профессиональная компетент­ность проявляется в действиях, деятельнос­ти, поведении, поступках человека.

Наряду с социальной частью единой со­циально-профессиональной компетентности в ней представлена и деятельностная, т. е. собственно профессиональная как основан­ная на системных междисциплинарных, структурированных знаниях; множестве раз­ноуровневых умений, саморегулируемых по их применению на практике, например, уме­ний проектировать, диагностировать, иссле­довать, рассчитывать, конструировать и т. д. Профессиональный — обеспечивающий адек­ватность выполнения профессиональной де­ятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь решать професси­ональные задачи по специальности, предназ­начению.

Компетентность всегда проявляется в де­ятельности. Природа компетентности тако­ва, что она может проявляться в органичес­ком единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересо­ванности в виде деятельности. Важной осо­бенностью профессиональной компетентно­сти является то, что компетентность реали­зуется в настоящем, но ориентирована на будущее.

Формированию профессиональной ком­петентности будущего дизайнера способствует участие в деятельности творческой лабо­ратории моды и студенческого театра моды «Кристалл», будущие специалисты выполня­ют роли организатора, стилиста, дизайнера, конструктора, технолога, портного, визажи­ста, демонстратора одежды, которые форми­руют профессиональную компетентность. Особое значение на этом этапе приобретают педагогическая поддержка будущего дизай­нера, анализ профессиональных и жизненных ситуаций, адекватная оценка своих возмож­ностей, личной позиции и мотивации к са­мосовершенствованию в профессиональной деятельности.

В полной мере профессиональная компе­тентность может проявляться лишь у рабо­тающего специалиста. Но ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в пе­риод обучения. На основе проведен­ного анализа нам представляется целесообразным выделить компоненты про­фессиональной компетентности дизайнера: гносеологический, праксеологический и аксиологический. Причем деление это весьма условно, так как вычленение компонентов проведено в исследовательских целях. В ре­альности же обозначенные грани размыты. Аксиологический компонент присутствует в виде ценностных ориентации, но зависит от уровня профессиональных знаний и умений и наоборот.

Гносеологический компонент профессио­нальной компетентности дизайнера предпо­лагает адекватное восприятие, осмысление природных и социальных процессов действи­тельного мира и определяет систему знаний будущего специалиста дизайнера. Содержа­ние знаний, которыми должны овладеть спе­циалисты дизайна, концентрируется в следу­ющих направлениях: общетеоретический ба­зис; общехудожественный базис; специаль­ные технологические и инженерно-техничес­кие знания; знания организационно-техни­ческого характера.

В исследовании праксеологический компонент включает в себя совокупность профессиональных умений, которые лежат в основе решения профессиональных задач. Нами выделено шесть групп умений: инфор­мационно-аналитические, конструктивно-графические, проективные, художественно-эстетические, инструментальные, организа­ционные.

Аксиологический компонент профессио­нальной компетентности проявляется в цен­ностном отношении к профессии дизайнера и реализуется в способности человека менять в себе то, что должно измениться в ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, которое включает целостное мировоз­зрение и систему ценностных ориентации. Вместе с тем необходимо констатировать, что в процессе присвоения ценностей профес­сии и культуры дизайна происходит увеличение плотности профессионального ценностно-смыслового ядра личности, что ведет к укрупнению его структуры и усилению струк­турных связей.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.