Реферат по предмету "Педагогика"


Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1.  Теоретические основы патриотическоговоспитания школьников…5
1.1      Патриотическое воспитаниешкольников: цель, задачи, принципы…..5
1.2      Возрастные особенности младшихшкольников…………………..…..14
Глава 2. Воспитание патриотизма на уроках музыки вначальной школы…17
2.1      Воспитание среды урока музыки………………………………….……..17
2.2      Воспитание патриотизма на урокемузыки……………………….……24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30

Введение
С начала реформ в системе образования в90-х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизациюшколы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования.Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспи­тания. Стала  проявлятьсягиперболизация идеи индивидуально-личностного подхода в обучении,удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистскихкачеств, в том числе и патриотических чувств.
Характерной чертой духовной жизнисовремен­ной России является отсутствие идейного единства у большинстванаселения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а посуществу — отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующегороссийскому обществу выбраться из состояния  углубляющегося духовно­го кризиса.
В этой ситуации обосновано обраще­ниепередовых и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, кпатриотической идее, не раз спасавшей Рос­сию в труднейшие времена. Именно этаидея все­гда являлась тем фундаментом, на котором во все временаконсолидировались все слои российско­го общества.
Безусловно, патриотическое воспитаниеподрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этотпроцесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточноразбалансированный с точки зрения методического осуществления. Урокиэстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическомпроцессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развитияэмоциональной сферы учащихся.
Тема нашей курсовой работы:«Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки».
ЦЕЛЬ Выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки.
ОБЪЕКТ  Патриотическое воспитание младших школьников.
 ПРЕДМЕТ  Патриотическое воспитаниемладших школьников на уроках музыки.
 ЗАДАЧИ
1) Изучить особенности патриотическоговоспитания  и его особенности в работе с младшими школьниками;
2)  Охарактеризовать средства воспитанияуроков музыки, способствующие патриотическому воспитанию младших школьников;
3)  Проанализировать программу «Музыка»(1-3 классы) как педагогическое условие патриотического воспитания.
Методы исследования:
1.      Изучить психолого-педагогическуюлитературу;
2.      Анализ научно-популярнойлитературы.

Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПАРТИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.2. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы
Современное понимание патриотизмахарактеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многомоно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью егосодержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема  патриотизма рассматриваетсяразными исследователями в различных исторических, социально-экономических иполитических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения ксвоему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
Термин «патриотизм» употребляется нетоль­ко в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях,статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений,деятелей культуры, искусства и т.д. Ди­апазон толкования термина  очень велик:от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.
Спекулятивные воззрения на почвепатриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все онирассматривается как преднамеренные извращения истиного смысла и значенияпатриотической идеи.
Достаточно полно раскрыто содержаниеданного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм — это любовь к своемуотечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, кпередовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, кпрогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — этобеззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» (5).
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизмкак взаимосвязанную совокупность нравствен­ных чувств и черт поведения,включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование иумножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим па­мятниками обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление кукреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее,воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов,нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культурыдругих стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними (19).
Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм кнравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите,неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализмаи шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций,национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение вгражданственности (8).
Воспитание является механизмомвзаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающихпоколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретногоисторического процесса.
В различных исторических эпохах, взависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующейв нем идеологии в воспитание вкладывали различные ас­пекты.
Я.Л. Коменский отмечал, что одним изглавных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказыватьпользу своими услугами возможно большему чис­лу людей. Он писал в «Великойдидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делахчастных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах
общего благополучия» (17).
В отечественной школе всегда уделялосьбольшое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качествличности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительногоотношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этомбольшую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации:радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественнаялитература.
Педагогические исследования по проблемепатриотического воспитания советского перио­да многочисленны и разнообразны. Вних раскрываются как теоретико-методологические ас­пекты (сущность понятия«патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики,пути и средства формирования и др,), так и прикладные (различные направленияпатриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых ибоевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического,группового воспитания учащихся различ­ного возраста и др.).
А.С. Макаренко отмечал, что патриотизмпроявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуетсяне только «героическая вспышка», но и длительная, мучи­тельная,нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" (7).
Особое значение в исследовании вопросовпатриотического воспитания этого периода имеют работы В.Л. Сухомлинского,который считал, что школа должна воспитывать у молоде­жи стремление кбеззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной дея­тельности.Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа ксвоему социалистическому отечеству» (14). В.А. Сухомлинский подчеркивал,что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся кпростому, будничному, повседневному труду, труду для общества как кпатриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемаяпедагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личностирастущего гражданина. В своих работах В.А. Сухомлинский так­же указывал и на трудностив воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы невстречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «труднопостижимую ценность» — патриотизм. Любовь к Отечеству становится силойдуха только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные сродным краем, языком, когда по­является чувство гордости от того, что все это — твоя Родина (15).
Идеологической основой патриотическоговоспитания в современной школе являются ду­ховно-нравственные ценности нации.  Сущность патриотического  воспитания в современных условиях может трактоваться как развитиечувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовныхценностях своего народа.
Так, еще недавно вместо воспитанияколлекти­визма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма,вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитаниекосмополитизма, неуважительного отно­шения к отечественной истории, к своемународу. Это приводит к тому, что понятия «патрио­тизм», «патриот»приобретают негативный оттенок. В.В. Путин в одном из интервью с сожале­ниемотмечал, что слово «патриотизм» «подчас используется вироническом или даже ругатель­ном смысле. Однако для большинства россиян оносохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувствогордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделатьсвою страну краше, богаче, крепче, счастливее… утратив патриотизм, связанныес ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способныйна великие свершения» (12). 
Однако процессы частичной утратыпатриотизма происходят и в российском обществе, осо­бенно среди молодежи, потаким причинам, как:
• "…большая часть, которой не имеетвозможность, не может или не хочет трудиться, осо­бенно заниматьсяпроизводственным трудом" (4);
• резкое стремление экономическогостатуса молодежи, значительная часть которой нахо­дятся на грани бедности инищеты в силу падения жизненною уровня, сокращения расходов на питание, отдых,образования, бытовые нужды и т.д. (11);
• «ухудшение здоровья (какфизического, так и психического), демографической ситуации в обществе, чтопривело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального потенциалаи к падению роли молодежи как социального ресурса в целом (6):
• усиление духовного кризиса молодежи,девальвация ее важнейших социально-экономических ценностей, преобладаниенегативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимсяжизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправнымпутем.
Но, как пишет А.В. Усова, „если мыхотим сохранить свою страну, если мы хотим возро­дить прежнее величие своейРодины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение квоспитанию школьной и студенческой молодежи“ (16). Тем более что в отечест­веннойпедагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, втом числе и воспитания патриотизма — самого высокого чувства в человеке, являющимсякак бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество,чувства, ко­торое, по утверждению К.Д. Ушинского, „последним гибнет даже взлодее“.
Выделяя патриотическое воспитание в условносамостоятельное направление воспи­тательной работы, необходимо отметить егоорганическую взаимосвязь с другими направле­ниями (гражданским, нравственным,трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собойгораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связаноеще и с тем, что:
·         во-первых, патриотизм, особенноесли иметь в виду его генезис, воз­никает и развивается как чувство, все болеесоциализируясь и возвышаясь посредством духов­но-нравственного обогащения;
·         во-вторых, понимание высшегоразвития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что вболее конкретном плане проявляется в актив­ной социальной деятельности,действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
·         в-третьих, патриотизм, будучиглубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не толькогрань жизни общества, но источник его существования и разви­тия, выступает какатрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
·         в-­четвертых, в качествепервоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритет­ной социально-нравственнойзадачей, которой является осознание своей исторической, культурной,национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа,определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
·         в-пятых, истин­ный патриотизм — в его духовности.
Патриотизм как возвышенное чувство,незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимойдеятельности, наиболее полно прояв­ляется в личности, социальной группе,достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескоры­стное,беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству (6).
В связи с этим мне­нием стиль учителяпри организации воспитательно-образовательного процесса правомерно учитыватьзамечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всехсторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимоеусловие воспи­тания патриота (12).
Осуществление патриотического воспитанияосновывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности ипринципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младшихшкольников в общеобразовательной школе. К  их числу относятся:
Ø   обусловленность патриотического воспитания развитиемобщества и происходящими в нем событиями;        
Ø   обусловленность содержания, форм и методов, средстви приемов патриотического воспи­тания возрастными и индивидуальными особенностямиучащихся;
Ø   диалектическое единство и органическая связь междуучебным материалом и содержани­ем внеклассных и внешкольных мероприятий;
Ø   интеграция патриотического воспитания с другиминаправлениями воспитательной рабо­ты;      
Ø   опора на новые концепции организации и осуществленияучебно-воспитательного процес­са и на новое понимание основных педагогическихпонятий;
Ø   опора на положительное в личности воспитанника исоздание благоприятной психологи­ческой атмосферы в процессе педагогическоговзаимодействия:
Ø   координация взаимодействия школы, семьи и общественностив системе патриотического воспитания.
С учетом особенностей патриотическоговоспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитаниеубежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служитьему своим трудом и защищать его интересы.
Задачи и содержание патриотическоговоспитания вытекают из структуры понятия „пат­риотизм“, а оно имеетдалеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученыесчитают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, прин­ципови качеств личности.
Так, Л.И. Мищенко, отмечая, чтонравственные качества личности, опреде­ляющие ее направленность, подразделяютсяна три группы, характеризующие отношения чело­века к самому себе, другим людями обществу, к различным видам деятельности и к различным материальнымценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранноеинтегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношенииличности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальнымценностям и форми­рующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанныхотношений.
1.2. Возрастные особенности младшихшкольников
Воспитание   патриотизма на урокахмузыки имеет огромное значение, так как речь  идет о судьбе настоящего ибудущих поколений, так как наши молодые  современники должны не только обладатьдолжным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Материализм продолжает все большедовлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы  воспитания, чтоприводит  к жизненным противоречиям. Отсюда  -  острая необходимость ввоспитании  патриотизма  младших школьников  на уроках музыки,  которое наоснове отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будетвоспитывать  в  молодом  поколении качества  во все времена отличавшие русскийхарактер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Поскольку в музыкальном воспитаниигромадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматриватьвозрастные особенности детей младшего школьного возраста в единстве сущего идолжного.  В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют толькофонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений,неточностей при использовании учителем – предметником психологических данных обучениках. Вот почему учителю музыки нужно творчески применять знания опсихологических особенностях детей, учитывать их при  построениипедагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когдаданные психологии “не срабатывают”, более того, противоречат ситуации реальногоповедения учеников на занятиях музыкой.
Возрастные психологические особенностине догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога освоих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьниковзависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности кчуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействиявзрослых.
Приведем здесь наиболее типичные, чащевсего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детеймладшего школьного возраста:
§   моторная активность;
§   сенсорно-перцептивная активность (способность ипотребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
§   интеллектуально-волевая активность (интеллектуальнаяинициативность, любознательность, интерес к выявлению связей,причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение “трудных” ситуаций,выделения себя и поля действия и т.д.);
§   мотивация и эмоционально-выразительная активность(социальный диапазон жизненных мотивов, способность их кэмоционально-выразительному выявлению, “обозначению”, символизации,комбинаторике, замещению);
§   способность (ее мера) к включению всех этих формпсихической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общениево имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.
Первые четыре показателя зарождаются иестественно проявляются в “самодеятельности” детей этого возраста. Последнийпоказатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет впсихологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которогохарактеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.
Воспитание этой способности черезотрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности  спредшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности кцелевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успеховдетей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развитиямладших школьников.
Действия в соответствии с требуемымрезультатом формирует у детей такие качества, устойчивость поведения,способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляциисвоих состояний в соответствии с достигаемым результатом.
Сложность музыкально-воспитательногопроцесса определяется рядом моментов. Так, например, учитель должен помнить,что при коллективной форме занятий необходимо учитывать возможности каждогоучащегося в отдельности. Кроме того, даже одна и та же по содержанию задача наразных ступенях общего и музыкального развития учащихся, в зависимости от ихвозраста, решается с существенными отличиями. Специфическую трудностьсоставляет и то, что каждый элемент урока музыки, даже тренировка в чтениинотной записи или обычное интонационно-ритмическое упражнение, должны приобщатьучащихся к музыке, быть занятием музыкальным искусством.
Поэтому обязательным качеством уроковмузыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическоеотношение учащихся к любому выполняемому заданию.
Школа призвана заботиться оформировании  психологии ребенка, в  воспитании  его в  духе  терпимости и братскойлюбви  к людям, школа обязана  научить  молодых  людей умению различать  доброи зло.
Система образования в России не должнабыть основана на оче­редных планетарных утопиях и пренебрежении крелигиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель —  созданиесистемы обра­зования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос­сии.Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с  приобщением учащихся  клучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система  должна способствоватьвыработке преемственного мышле­ния, приверженности своему национальномунаследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, такжеуважению и откры­тости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая иосознанная любовь к своему наследию побуж­дает человека с уважением относитьсяк чувствам других, быть  нечутким к трагедиям отечества и народа.
Глава 2  ВОСПИТАНИЕПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Воспитательные средства  урока музыки
Развитие музыкальной культуры учащихсяначальных классов при­обретает новое направление. Ведущую идею тематическогосодержания программы  можно сформулировать в двух аспектах:
§   во-первых, о месте музыки в жизни человека
§   во-вторых, о роли музыки в воспитании патриотизма.
 Раздел программы «Музыка моего народа»— имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Любовь кРодине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красо­ту родной земли,и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, игордость за достижения нашей нацио­нальной культуры.
Музыкальная грамотность — этоспособность воспринимать «музыку как живое, образное искусство, рожденноежизнью и не­разрывно с жизнью связанное». Это  особое «чувство музыки», позволяющеевоспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого. Это  способностьна слух определить характер музы­ки и ощущать внутреннюю связь между характероммузыки и ха­рактером ее исполнения, это способность на слух определить ав­торанезнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, скоторыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальнойкультуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборекомпози­торов и их произведений.
Наиболее близкими и понятными ребятамкомпозиторами в на­чальной школе становятся Чайковский, Бетховен и Шопен, Про­кофьев,Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубокозапечатлеваются в сознании учащихся. Ра­зумеется, на этом первоначальном этаперазвития их музыкаль­ной культуры названные композиторы должны быть представленысамыми характерными чертами, наиболее доступными детскому вос­приятию,составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все егограни.
Музыка и жизнь — это генеральная тема,своего рода «сверхзада­ча» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случаенельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Онадолжна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса,так же как их будут пронизывать идеи патриотиз­ма и интернационализма, формируямировоззрение учащихся, воспи­тывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и  размышления   самих   учащихся,   направляемые   учителем, — все должно   помогать    постепенному    решению    этой    «сверхзадачи». С каждым годомучитель может выдвигать ее все шире и смелее. При этом надо тщательно следитьза тем, чтобы здесь не было ни  капли внешней назидательности и риторики, ниодной пустой стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишенного конкретногосодержания и эмоциональности.
Но, отвергая «общие слова», нельзяотрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного исердечного слова учителя. «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздей­ствияна душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусствоговорить, обращаясь к человеческому сердцу».
Одна-две лаконичные, но образные фразы,сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведе­нием,западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции внесравнимо большей мере, чем любые, предва­рительно заготовленные «общие слова»на ту же тему. А поводов для нужных слов, импульсов для собственных эмоцийучитель найдет сколько угодно в любом музыкальном произведении. В еще большеймере, чем к отдельным произведениям, это относится к бо­гатым по содержаниютемам, связанным с музыкой на Красной площади, с революционными песнями (детямнеобходимо разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), смузыкой Ве­ликой Отечественной войны, с музыкой в школе и т. д.
Жизненного материала будет более чемдостаточно, и учитель может свободно отбирать его в зависимости от собствен­ныхзнаний, собственных интересов и личного жизненного опыта. Так, изучая музыку,ребята уже с первого класса почувствуют и что они изучают жизнь, что музыка —это сама жизнь.
В художественно-эстетическом образованиии воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народномумузыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальноетворчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живымилетописями».
Необходимость обращения к истокамнародного искусства, традициям, обычаям народа не случайно не секрет, чтопомимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитанияподрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывалистаршее и младшее поколения. Поэтому, очень важно дать детям нравственныеустои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтомуглавной задачей  на уроках музыки должно быть обогащение  детей знаниями о музыке своей Родины.
В основу обучения учащихся младшегошкольного возраста положены педагогические принципы:
§   Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждаяличность неповторима, каждый ребенок – чудо.
§   Интеграция различных видов искусства: музыки,хореографии, элементов театрализации, игры.
§   Широкое привлечение игровых технологий, интереса, какфакторов педагогической свободы обучения.
Работа осуществляется в согласии сосновными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальныхспособностей, учета возрастных особенностей ребенка.
В программе предусмотрены различные видыдеятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа смузыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца,театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовлениемасок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с цельюпропаганды народного творчества.
Для патриотического воспитания полезноиспользовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес кпению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играхтакого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самоеглавное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которойвоспитываются  учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются кнародным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанраминародного творчества.
Игровая деятельность на занятиипозволяет решать следующие задачи:
§   Развитие творческой индивидуальности.
§   Эмоциональное развитие.
§   Воспитание эстетических, патриотических чувств.
§   Развитие музыкальных способностей.
§   Развитие духовной сферы.
§   Развитие самостоятельности, физическое развитие.
В ходе работы нередко можно сталкиватьсяс детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть своивозможности. Педагогу необходимо создать благоприятный психологический климат вклассе, способствующих раскрепощению ребят.
На занятиях, посвященных устномународному творчеству, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себяраскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение кстарости, взаимопомощи. Дети по темам: «Труд», «Дружба» подбирали пословицы,поговорки, составляли ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен и попевок.
При знакомстве на уроках с прибаутками,календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красотурусского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Совместная деятельность детей создаетобщее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу привыполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Онистановятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.При подготовке фольклорных праздников  происходит преображение робких,застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей будет продуктивной,если будут определены ближние и дальние цели, на занятиях будет созданаситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явится своеобразнымтолчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствуетосуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работают такие стороныдуховного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические  убеждения.
Воспитание патриотизма на уроке музыки
Начало урока музыки, посвященногогероико-патриотической тематике,  можно начать в серьезной и тор­жественнойобстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогимсердцу каждого советского человека образом Родины.
Москва, Красная площадь. Бьют часы наСпасской башне Кремля. Бьют кремлевские куранты, отсчитывают время часыСпасской башни — свидетели истории нашей Родины. Они стали символом величиянашей страны. С боем часов Спасской башни Кремля начинается и кончается деньнашей великой Родины.
Каждое утро и каждый вечер после боякурантов мы слышим по  радио Государственный Гимн России. Ребята, конечно,смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучитГимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическоесознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа.
Надо объяснить младшим  школьникам, чтокогда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все,кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта  музыкапризвана объединить вест народ. В гимне отражены главные идеи – единства,нерушимости, свободы.
Текст школьники уже выучили на урокахрусского языка, музыку слышали не раз при самых различных, но всегда торжествен­ныхобстоятельствах. А также звучащая гимном жизни песня Островского «Пусть всегдабудет  солнце!», помогавшая сплочению юных поколений всего мира «Гимн демократической молодежи» Новикова.
Младших школьников нужно  познакомить с «Песнейо тревожной  молодость»  А. Пахмутовой,  зовущей к тревогам жизненного пути;«Буенвальдский набат» Мурадели,  призывающий всех людей  мира не допустить новой  войны, новых страданий и разрушений; Сергея Прокофьева «Нам нужен  мир»и поэтичнейшую песню о мире Исаака Дунаевского «Летите, голуби, летите», «Песняутра, весны и  мира» Д. Кабалевского, посвященная тем, кто погиб в борьбе сфашизмом.
«Песня о Родине» И. Дунаевского рассказывает о нашей великой стране,  воспитывает любовь к отечеству.  Ученикипочувствуют широкий, привольный характер припева, в котором преобладают чертыпесенности, и маршеобразный, мужественный характер запева. Причем песняначинается не с за­пева, как обычно, а с припева. В начале припева звучатинтонации первой фразы: «Широка страна моя родная». Эти интонации и стали позывными,которые мы всегда слышим по радио и телевиде­нию перед важными сообщениями особытиях в жизни нашей стра­ны. Можно обратить внимание на разное звучаниеодной интонации в самой песне и в позывных (волевая, призывная, энергичная,маршевого характера, с острым пунктирным ритмом — и звучащая в высоком регистре,лишенная остроты пунктирного ритма и пото­му более песенная, сдержанная).
Еще одна песня, в которой мы такжеощутим маршевость, но уже другого характера,— русская песня «Эй, ухнем!».Следует обратить внимание ребят на то, как настойчиво повторяющаяся интонациясоздает ощущение тяжелой поступи бурлаков, тянущих баржу.
Можно сказать, что когда-то, дореволюции, эту песню пели бурлаки, когда на веревках тащили против течениянагруженное судно. Рассказывая о непосильном труде бурлаков, можно про­честьстроки Н. Некрасова:
Выдь на Волгу… Чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется,
То бурлаки идут бечевой.
Важно подвести ребят к мысли о том, чтопесня объединяла усилия людей, помогала им, подчиняя их движения единому ритму.Можно предложить учащимся представить себя в роли бурлаков и как бы тянутьвоображаемый канат, ощущая тяжесть, сильное напряжение. После этого школьникампоказать  картину И. Ре­пина «Бурлаки на Волге» и дать послушать грамзаписьпесни в исполнении Ф. И. Шаляпина, предварительно сказав несколько слов об этомвеликом русском певце, который сам родился на Вол­ге, хорошо знал жизньпростого народа, очень любил русские песни.
«Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» — еще один пример музыки «в народном духе».Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучаниемнабатного колокола, контрастирует с певу­чей средней частью, в которой поочереднозвучат женская и муж­ская группы хора.
Учитель должен  рассказать ребятам отом, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», которыйстал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.
Композитор хотел, чтобы музыкаподчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. ПозднееС. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение.Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русскогонарода, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.
Знакомство с музыкой Д. Шостаковича«Новороссийские куранты» также важно для патриотического воспитания школьников.
В городе-герое Новороссийске сооруженмемориал в честь его героических защитников в годы Великой Отечественной войны.Здесь каждый час звучит скорбная и торжественная музыка, побуждающая слушателейзадуматься о вели­чии подвига советского народа.
Эмоционально-нравственной вершиной занятийдолжно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов изоперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Затемможно дать классу послушать всю арию с большим речи­тативным вступлением изаключением. Следует вспомнить с ребя­тами, как развивается действие в оперепосле арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор«Славься!» славит победу народа.
Сравним по контрасту эти сцены — гибельгероя и радостное ликование победившего народа. В первой преобладают минорныекраски, во второй — мажорные; сдержанные темпы и динамика придают ариисуровость и мужественность, а в хоре звучание, наоборот, мощное, торжественное;арию исполняет бас с оркестром, а хор «Славься!» исполняется в сопровождениидвух оркест­ров и даже колоколов, отчего музыка становится особенно радо­стной,праздничной, победной. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, онанаписана в народном духе,  воспитывая чувство гордости своими героями, историей, совершениями.
П.И.Чайковский для младших школьников,прежде всего, будет композитором, бес­конечно любившим русскую песню, русскуюприроду, русского че­ловека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирическихсочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преоб­ладанием песенности.
Бетховен предстанет перед ними, преждевсего, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочиненияхлирических и скорбных). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненныхтрудностей, стремление к свободе и независимости.
Ф. Шопен войдет в сознание ребят каккомпозитор, воплощав­ший в своей музыке красоту  народной песенности итанцевальности и в то же время глубокие переживания, связан­ные с борьбойугнетенного  народа за свободу (здесь музыка Шопена порой приближается похарактеру к бетховенской).
Прокофьев будет воспринят ребятамисперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк»,«Болтунья»), а позже как композитор, развивавший патриотические традицииглинкинского «Ивана Сусанина» (например,  кантата «Александр Невский»). Музы­кальныйязык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощу­щением особой любви  к Родине,к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.
Народная музыка — источ­ник постоянногообогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Еслибы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С.Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина.

Заключение
В сегодняшней социальной ситуации внашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовныхценностей,  большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников.Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новомтысячелетии.
Идеологической основой патриотическоговоспитания в современной школе являются ду­ховно-нравственные ценности нации. Сущность  патриотического  воспитания в современных условиях может трактоватьсякак развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистическихдуховных ценностях своего народа.
В  повседневной жизни мы не встречаемсяс мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечествустановится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознанииобразы, связанные с родным краем, языком, когда по­является чувство гордости оттого, что все это — твоя Родина
Патриотизм — это чувство гордости своимотечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою странукраше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинствонарода, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.
Патриотизм как возвышенное чувство,незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимойдеятельности, наиболее полно прояв­ляется в личности, социальной группе,достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескоры­стное,беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Осуществление патриотического воспитанияосновывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности ипринципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младшихшкольников в общеобразовательной школе:
Ø   обусловленность патриотического воспитания развитиемобщества и происходящими в нем событиями;        
Ø   обусловленность содержания, форм и методов, средстви приемов патриотического воспи­тания возрастными и индивидуальными особенностямиучащихся;
Ø   диалектическое единство и органическая связь междуучебным материалом и содержани­ем внеклассных и внешкольных мероприятий;
Ø   интеграция патриотического воспитания с другиминаправлениями воспитательной рабо­ты;      
Ø   опора на новые концепции организации и осуществленияучебно-воспитательного процес­са и на новое понимание основных педагогическихпонятий;
Ø   опора на положительное в личности воспитанника исоздание благоприятной психологи­ческой атмосферы в процессе педагогическоговзаимодействия;
Ø   координация взаимодействия школы, семьи иобщественности в системе патриотического воспитания.       
Возрастные психологические особенностидетей младшего школьного возраста способствуют формированию патриотическихчувств именно в этом возрасте:
§   способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях,их воспроизведении, сохранении;
§   интеллектуальная инициативность, любознательность,подражательность;
§   эмоционально-выразительная активность, впечатлительность,яркая эмоциональная память, доверчивость;
§   способность к включению всех этих форм психическойактивности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя ихэффективного построения, регулирования и социальной оценки.
Уроки эстетического цикла, и музыка вчастности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне).Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровнесознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующегорепертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки),воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости заисторию страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и всветлое будущее страны и своего народа.
Патриотическое воспитание должногармонично сочетаться с  приобщением учащихся  к лучшим достижениям мировойцивилизации. Данная система  должна способствовать выработке преемственногомышле­ния, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли иместа в мировом духовном развитии, также уважению и откры­тости ко всем другимсистемам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследиюпобуж­дает человека с уважением относиться к чувствам других, быть  нечутким ктрагедиям отечества и народа.

Список литературы
1.   Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе,Москва. Просвещение  1999.130.С.
2.   Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкальноговоспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений — Москва,1991.  309.С.
3.   Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теориивопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.
4.   Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа иметодические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с.
5.   Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.Методикамузыкального воспитания в школе: Москва, 2000г.с. 320.
6.   Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта.Санкт – Петербург, 1997- 576.с.
7.   Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.:1999г с.864.
8.   Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностейдетей. Ярославль. Академия развития: 2003.-260.с.
9.   “Искусство в школе 1994 № 2 С.11
10.           Назаров Л. Введение в песенныйфольклор,// Народное творчество.1999. № 6 С.22.  2000 № 1 С.15.
11.           Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во „Советская энциклопедия“. М.; 1996. — 879 с.
12.           Рачина Б.С. Программа Музыка сегодня.Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах. Методические рекомендации. СПб,2001.- 310.с.
13.           Старикова К.Л. У истоковнародной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-89.с.
14.           Старикова К.Л. Народные обряды иобрядовая поэзия, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-150.с.
15.           Смирнов С. Д. Педагогика ипсихология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие дляслушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузови аспирантов. — М.; Аспект-пресс; 1995. — 271 с.
16.           Холопова В.Н. Проблемымузыкального ритма.- М.: 2003.-190.с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Возникновение педагогической профессии, её развитие
Реферат Організаційно-методологічні основи розвитку екологічного обліку та екоконтролінгу на сільськогосподарських підприємствах
Реферат Теоретические аспекты конкурентноспособности продукции предприятия
Реферат Правовий статус депутата України
Реферат Робота в ОС Ms-Dos Загрузка основні файли внитрішні та зовнішні команди ос Ms-Dos
Реферат Численное интегрирование определённых интегралов
Реферат Особенности перевода аббревиатур и сокращений с английского на русс
Реферат Разработка тестового приложения Компоненты меню Delphi
Реферат Подвижник педагогики Песталоцци
Реферат Болонський процес - сутність, концепції, методика
Реферат Поняття, цілі, особливості наукової творчості студентів
Реферат Clostridium botulinum возбудитель пищевых токсикозов
Реферат Шпаргалки по ВЫШКЕ
Реферат Альтернативна освіта в Україні
Реферат Проблемы валютного регулирпования