--PAGE_BREAK--
Дошкольные группы при специальных (коррекционных) школах
VIII
вида создаются для дошкольников шести-семи лет с нарушениями интеллекта, не посещавших ранее специальные дошкольные учреждения. Основные задачи обучения в этих группах – формирование системы знаний и представлений, необходимых для усвоения программы специальной (коррекционной) школы VIIIвида, формирование элементарных учебных умений, адаптация в условиях школы.
Дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости воспитываются в специальных домах-интернатах для инвалидов детства, эти учреждения, как правило, работают по режиму пятидневки. Основные задачи этих учреждений – развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция этих недостатков, формирование привычек правильного поведения, эмоциональное и коммуникативное развитие, привитие навыков самообслуживания, подготовка к посильным видам труда, бытовая и
социальная ориентировка.
В последние годы получила развитие сеть диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка. В этих центрах с детьми работают учителя-олигофренопедагоги, логопеды, специальные психологи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность.
Для детей с нарушением интеллектуального развития открыты учреждения дополнительного образования, где созданы условия для их реабилитации с помощью различных видов художественно-творческой, спортивно-игровой деятельности, как на базе образовательных учреждений, так и на дому (Республика Карелия, Вологодская, Московская, Пермская, Самарская, Тверская области, Москва). С этими целями разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, направленные на различные формы их социальной адаптации, формирование у них необходимых навыков для жизни, приобщение этих детей к подготовке и проведению праздников, выставок и других массовых мероприятий [1, с. 31].
Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы.
Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово, разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами. Такой ребенок в группе или классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп урока, занятия. Педагог должен учитывать особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.
Типы государственных учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта.
Возраст
Министерство образования
Министерство здравоохранения и социального развития
Ранний
_
Дома ребенка, центры психического здоровья для детей с органическим поражением ЦНС.
Дошкольный
ДОУ компенсирующего вида, коррекционные детские дома, компенсирующие группы для детей с нарушение интеллекта в детских садах комбинированного вида, дошкольные группы в специальных школах VIIIвида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа, центры диагностики и консультирования, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.
Специализированные психоневрологические санатории, детские отделения психоневрологических больниц, дома-интернаты для инвалидов детства
Школьный
Социальные (коррекционные) школы VIIIвида, школы-интернаты для детей с нарушением интеллекта, классы для детей с нарушением интеллекта в массовых школах, реабилитационные центры, учреждения дополнительного образования
Детские отделения психоневрологических больниц, дома-интернаты для инвалидов детства
Постшкольный
Коррекционные группы производственных училищ, учреждения дополнительного образования, реабилитационные цеха, подсобные хозяйства при образовательных учреждениях
Отделения психоневрологических больниц, психоневрологические интернаты для взрослых (после 18 лет)
Таким образом, в России действует широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта.
Это дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида, специальные психоневрологические санатории для дошкольников с нарушением интеллекта, сеть диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное диагностическое сопровождение индивидуального развития ребенка; учреждения дополнительного образования для детей с нарушением интеллекта, специальные (коррекционные) школы VIIIвида.
1.3. Особенности психолого-педагогической и коррекционной работы с учащимися в специальной (коррекционной) образовательной школе VIIIвида
Дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени с семи-восьми лет поступают учиться в специальные (коррекционные) школы VIII
вида.Отбор детей в специальные учреждения осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия [3, с. 220].
Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей проводится в присутствии родителей (или лиц, их заменяющих). Подростки старше 12 лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.
Основными задачами специальных (коррекционных) школ VIIIвида являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Обучение в специальных (коррекционных) школах VIIIвида ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и возможности их обучения, оно продолжается девять – одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика [7, с. 112].
Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта –это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе.
Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.
Содержание обучения в специальных (коррекционных) школах VIIIвида адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается.
Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому сравнительно небольшим объемом материала они овладевают за девять – одиннадцать лет.
В обучении детей рассматриваемой категории используются как общие для массовой и специальной (коррекционной) школы
VIII
вида, так и специфические методы и приемы,облегчающие усвоение программного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения их на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – методом маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно [3, с. 221].
Несмотря на то что в специальной (коррекционной) школе VIIIвида содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
В специальной (коррекционной) школе VIIIвида помимо предметов общеобразовательной подготовки введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально – бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.
Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIIIвида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения.
Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов [7, с. 213].
Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся.
Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.
Все учебные предметы группируются в два блока – общеобразовательный и коррекционно-развивающий.
К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляют учебные планы для конкретного периода.
Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе VIIIвида является профессиональный характер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швеи, штукатура-маляра, мойщика окон, озеленителя, санитарки и другим. На это отводится очень много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближенны к производственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIIIучащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. И заканчивая школу, выпускники имеют профессию, которая помогает им занять свое место в обществе [3, с. 221].
Таким образом, специальная (коррекционная) школа VIIIвида – это специальное учебное заведение для детей с нарушением умственного развития.
В специальной (коррекционной) школе VIIIвида обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Основными задачами таких школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
1.К лицам с нарушением умственного развития относятся лица со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга.
Выделяют две клинические формы умственной отсталости: олигофрения и деменция. В зависимости от степени снижения интеллекта различают: 1) дебильность, 2) имбецильность, 3) идиотия.
Для всех детей с нарушением интеллекта характерно отставание в развитии, низкий уровень всех психических процессов, незрелость эмоционально-волевой сферы и личности.
2.Для детей и подростков с нарушением умственного развития в России действует широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений: ДОУ компенсирующего вида, диагностические и реабилитационные центры, специальные (коррекционные) школы VIIIвида и др.
3.Школьники с нарушением умственного развития специализированную психолого-педагогическую помощь и образование получают в специальных (коррекционных) школах VIIIвида, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта, который предусматривает как общие с массовой, так и сугубо специфические, коррекционные дисциплины. Со школьниками там работают специалисты разного профиля: олигофренопедагоги, психологи, логопеды, учителя и медицинские работники. Их работа направлена на максимальное преодоление недостатков в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере и личности учащихся, а также на их адаптацию к условиям современного общества.
4.В обучении и воспитании умственно отсталых детей активное участие должны принимать родители ребенка. Именно родители являются первыми воспитателями умственно отсталого ребёнка. От них он получает свой базовый жизненный и учебный опыт. Их отношение к ребёнку и манера воспитания накладывает особый отпечаток на его становление, на развитие его способностей, его взгляды, на более позднее отношение к жизни [11, с. 325].
Глава II. Консультация для родителей детей с нарушением интеллекта по теме «Правильное воспитание умственно-отсталого ребёнка в семье.»
Тема:«Правильное воспитание умственно-отсталого ребёнка в семье.»
Форма:групповая
Цели:
1.Познакомить родителей детей, имеющих нарушение интеллекта, с особенностями их воспитания.
2. Проработать с родителями практические рекомендации по воспитанию детей с нарушением интеллекта.
Уважаемые родители!
Сейчас мы с вами можем обсудить некоторые проблемы взаимоотношений родителей и детей.
Вам важно понять, что ваш ребенок является для вас не обузой, а источником духовного роста. Ежедневное общение с вашим ребенком, коренным образом меняет ваше мировоззрение, оно становится гуманнее, мудрее, вы начинаете осознавать, что ваш ребенок имеет право на существование и любовь, как и все люди, независимо от того, похож он или непохож на других детей. Ваше такое «прозрение» является благом и для вас, и для вашего ребенка, и играет решающую роль в гармонизации ваших с ним отношений.[10, с.182]
Ваш ребенок пробуждает в вас творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, важно творчески подходить к его воспитанию и делиться своим опытом с окружающими.
Вам необходимо сохранять физическое и психическое здоровье вашего ребенка. Для этого полезно выполнять комплекс физических упражнений, учитывая физические возможности и состояние здоровья ребенка. Для этого необходимо проконсультироваться со специалистом.[10, с.182]
Вам, уважаемые родители, также важно научить ребенка управлять своим дыханием. Для выработки спокойного ровного дыхания можно выполнять следующее упражнение: попросите ребенка медленно сделать вдох через нос, и длительно выдохнуть через рот. Для того чтобы было легче отработать ровный длительный выдох, можно при выдохе попробовать протяжно произносить гласные звуки [а], [о], [и], [у]. Данное упражнение рекомендуется выполнять несколько раз в день. Будет лучше, если вы будете выполнять это упражнение вместе с ребенком. Ему будет очень важно чувствовать вашу психологическую поддержку с вашей стороны. [10, с.182]
Выработка умения управлять своим дыханием может помочь регулировать эмоциональное состояние ребенка в стрессовых ситуациях.
Уважаемые родители, важным также является сохранение контактов с социальным окружением, что способствует социальной адаптации вашего ребенка. Для этого, по возможности, берите как можно чаще ребенка на прогулки, чтобы он мог общаться с другими детьми, познавать окружающий его мир.
При этом не стоит внушать ребенку, что он не такой, как другие дети. Важно дать понять ему, что он такой же, как и все, кто его окружает. При этом очень важна мотивация с вашей стороны на положительный настрой ребенка.[10, с.182]
Нужно использовать все средства, чтобы воспитать ребенка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах. Для этого водите ребенка в сады, парки, на различные детские спектакли, в зоопарки, дельфинарии. Вашему ребенку это несомненно понравится.
Для вашего ребенка, уважаемые родители, большую роль играет окружение. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, создайте уютную обстановку в его комнате с удобным безопасным интерьером, в спокойных теплых тонах. Постарайтесь, чтобы в комнату попадало как можно больше солнечного света.
Также для создания спокойной умиротворяющей обстановки, в комнате ребенка можно поставить аквариум с рыбками, за которыми бы ухаживал и кормил их сам ребенок. Также важно, чтобы ваш ребенок сам складывал свои игрушки после
игры и поддерживал порядок в своей комнате. Благодаря этому, ваш ребенок будет чувствовать себя полезным, и этим вы воспитаете в нем ответственность.
Хвалите вашего ребенка и дома, и при посторонних. Этим вы повысите его самооценку.
Важно сохранять в семье единство и согласованность всех требований к вашемуребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать навыки и умения вашего ребенка, социально приемлемое поведение. Ваш ребенок старается подражать вам, и если отец и мать по-разному подходят к ребенку в процессе воспитания это вызывает у ребенка эмоциональный стресс.
Еще одним важным моментом является организация охранительного режима для вашего ребенка, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребенка.[10, с.183]
В режим вашего ребенка должно входить следующее: время утреннего подъема, утренняя гимнастика, время на личную гигиену, полноценный завтрак, прогулка на свежем воздухе, обед, дневной сон, полезный полдник, время на игры, в том числе и на развивающие, время для занятий уроками. Важно укладывать ребенка спать в одно и то же время каждый день. С возрастом ваш ребенок должен приучиться самостоятельно, соблюдать свой режим дня. Благодаря режиму дня, вы и ваш ребенок освобождаетесь от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать у вашего ребенка долго и упорно в условиях соблюдения режима.
Уважаемые родители, вам рекомендуется завести дневник, где бы вы моли фиксировать все свои наблюдения и приемы, которые оказались эффективными. Это поможет вам практически оценить свое отношение к ребенку, учесть успех и неудачи.[10, с.183]
Не старайтесь максимально снижать требования к вашему ребенку в отношении навыков самообслуживания, посильного труда в вашей семье. Вам важно понять, что многие вещи ваш ребенок в состоянии выполнить и без вашей помощи и опеки. Самостоятельность помогает ребенку самоутвердиться.
Все свое свободное время старайтесь уделять своему ребенку. И это должна быть не только мать, но и отец. Занимайтесь с ребенком лепкой из пластилина, вырезанием и наклеиванием аппликаций, рисованием. Это, с одной стороны, развивает мелкую моторику рук ребенка, его творческое мышление, а с другой – помогает вам еще более сблизиться с ребенком. Здесь очень важен эмоциональный контакт.
Для вас, уважаемые родители, важным также является научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Для этого следует ознакомить ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ваш ребенок должен знать, где и как покупается еда, для этого берите ребенка с собой в магазины, ездите с ним в общественном транспорте, чтобы он все это постепенно запоминал и усваивал.[10, с.183]
Научите своего ребенка не только отвечать на вопросы, но и делатьумозаключения. Например, вы спрашиваете у ребенка: «Тебе понравилась книга, которую мы прочли сегодня?», «А почему она тебе понравилась?» и т.п. Такие приемы позволят ребенку развивать свою речь, открыто и понятно выражать свои мысли. Ребенок должен уметь оценивать свои и чужие действия, рассказывать.
Вся деятельность вашего ребенка должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Вашему ребенку должно нравится то, во что он играет, чем занимается. В игре с ребенком вы должны комментировать его действия. Например, ребенок взял в руки мяч. Вы должны сказать: «Это мячик», ваш ребенок покатил мяч по полу, вы это комментируете фразой: «Вот наш мячик покатился». Важно повторять фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний. Например, в форме вопроса, побуждения, обращения.[10, с.183]
продолжение
--PAGE_BREAK--