Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой

--PAGE_BREAK--Конструктивный способ
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски); объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка); объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка). Скульптурный способ
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, — сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.


Модульная лепка
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов — модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.
Лепка на форме
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы — банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
Способы оформления и декорирования образа
В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали — клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы — хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы — горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, — тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления — колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов — прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.



Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки — для комбинированных поделок
Сенсорные основы лепки.

Первый этап  непрерывное обследование объемной формы предмета включает в себя последовательность обвидение объемной  формы предмета и рукой и взором. Начиная с верхней точки  по  главной характерным линиям до низу. Как бы по спирали сверху вниз поза, предмета всегда фиксирована. В  обследовании принимают участие пальцы рук у ладони.
Второй этап  прерывноеобследование по частям основных деталей предмета. Обследование рукой и взором формы тела прерывно. С анализом частей и с изменением пропорций ,  с выделением основной части с соотношением отдельных элементов в целое; обучение порядку членения частей.

Третий этап  повторное ощупывание  предмета как целое, обогащенное деталями.

Четвертый этап  обследование структурной поверхности т.е. фактуры предмета.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка это самый осязательный вид художественного творчества. (Ребенок не только видит, что создал, но и трогает берет  в руки и изменяет. Основным инструментом являются руки, следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками.) который повышает сенсорную чувствительность, способствует тонкому восприятию предмета, пластики, фактуры, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость и мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук .
Таким образом можно сделать вывод,  что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка :

-повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

-развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

-синхронизирует работу обеих рук;

-формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат   и достигать его, при необходимости вносить корректировать его, при необходимости  чается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать    и созидать по законам красоты.
1.3  Методический материал для работы с детьми 4-5 лет на занятиях лепкой.

На четвертом году жизни значительно повышается уровень психического развития ребенка. Занимаясь лепкой с детьми этого возраста, воспитатель проводит детальное обследование предмета, сохраняя принятую последовательность: сначала эмоциональное целостное восприятие предмета, затем вычленение отдельных его частей с указанием их функций, формы, цвета. Кончается обследование повторным целостным восприятием. Для последующего изображения предмета в лепке важно не только зрительное, но и тактильное восприятие. Для этого педагог показывает детям обследующий жест – основной объем ощупать ладонями, а детали – кончиками пальцев. Для того чтобы ребенку интересно было рассматривать, можно придумать какую — то игровую ситуацию. Например, рассмотреть утенка для того, чтобы вылепить его похожим на маму- утку. Перед этим дать детям послушать французскую песенку «Десять маленьких утят», сделать несколько движений, имитирующих утят. Обследование не должно быть затянутым, иначе пропадет желание лепить.

Рассмотрев с детьми предмет, педагог показывает им технику  лепки  предмета. Это хороший обучающий метод при усвоении нового, так как у детей развито подражание. Ребенок должен увидеть те способы лепки, которые может только взрослый человек. Детям нужно показать как пользоваться инструментами. Но это полезно, только когда ребенок осваивает новый прием или изображаемый предмет сложен. В других случаях можно использовать частичный показ. Он дает возможность детям применить свою сообразительность и самостоятельно выполнить лепку. Если воспитатель  на каждом занятии использует показ, дети становятся инертными. Им иногда достаточно только напомнить знакомый способ действия .

Изобразительные возможности 4-летних  детей зависит от развития мышцы кисти руки. Перед занятиями полезно проводить  игровые упражнения, например, такие: « Ну-ка, ребята, покажите пальчиками, как гусь щиплется А как собачка мух ловит? А теперь покажем, как наши ручки работают. Пальчики -в кулак, разжали.! Покрутим ручками, вот как они в разные стороны крутиться умеют! »  В свободное время полезно проводить игру «Узнай на  ощупь» .  Ребенку завязывают глаза и он на ощупь определяет, что ему дали в руки- пирамидку, кубик, шар. Эта игра закрепляет знание детей о различных геометрически формах и полезна для развития ощущений. Можно использовать миндальные или грецкие орехи. Ребенку завязывают глаза, кладут его ладошку на орехи и спрашивают, сколько их? Орехов должно быть не более 3. Дети справляются с этим заданием и с удовольствием играют в эту игру.

Обучая детей  среднего дошкольного возраста новым приемам лепки, нужно использовать такие, которые они могут применить в самостоятельном творчестве.

      На занятиях лепкой, так же как на занятиях рисованием, используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение.Это могут быть стихи, песни, загадки,  потешки, которыми начинается или заканчивается занятие.При подборе литературных произведений нужно учитывать специфику лепки, а поэтому описания предметов должны больше касаться формы, строения, размера и меньше – цвета, запаха и других свойств.

       Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы. Иногда он предлагает ребятам самим решить, как вылеплена форма, переданы ее строение о пропорции, прочно ли соединены части.

        При изображении цыпленка, снеговика, девочки, посуды и других предметов можно предложить детям стеку для нанесения мелких деталей- глаз, рта, носа. В дальнейшем дети знакомятся с объемным изображением мелких деталей, но в данной группе, пока действие пальцев еще недостаточно развиты, можно нанести эти детали стекой путем графического изображения… Кроме того, дошкольники средней группы стекой  разрезают глину на части, иногда снимают лишнюю, таким образом постепенно приучаясь к лепке с инструментом.

      Работа со стекой требует особого внимания со стороны воспитателя. Важно приучить ребят правильно, своевременно пользоваться ею, производить лишь нужные операции, а  для этого необходимо им показать способы действия. Например, чтобы обозначить цыплёнку глаза, его устанавливают на доске, придерживая левой рукой, и стекой, которая находится в правой руке, намечают глаза.

        Таким образом можно сказать, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного. Дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы педагог учил детей основные формы предметов, выделять их яркие, характерные признаки.

На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой
.

              

2.1 Содержание и методика экспериментальной работы. Констатирующий этап
       Опытно- экспериментальная работа проводилась в ДОУ № 860 города Зеленограда. В нем участвовали дети 4 -5 лет средней группы детского сада. Для анализа мы отобрали работы 10 детей, которые реже всего пропускали занятия, причем шестеро  из них были пятого года жизни и четверо  четвёртого. Цель констатирующей части эксперимента заключалась в следующем :

-  Выявить уровень сенсомоторного развития детей 4-5 лет на занятиях лепкой ;

— Изучить и выявить педагогические условия сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой ;

— Изучить влияние изобразительной деятельности (лепки)  на развитие моторики и сенсорики детей среднего дошкольного возраста ;
        Для реализаций  поставленных  целей нами был осуществлен анализ литературы и выбран  соответствующий комплекс занятий  и дидактических  игр. Целью занятийбыло: выявление уровня сенсомоторного развития детей 4-5 лет на занятиях лепкой .

         Для привлечения всех детей к занятию лепкой,  в начале работы использовались дидактических игр и упражнения  по сенсорному воспитанию «Пищащий комочек», «Угадай, на что похоже?»  «Ну как ребята, покажите нас щиплет гусь?», «А как собака мух ловит? », «А теперь поработаем ручками, пальчики в кулак, разжали»

Особый интерес проявляется в игре «Пищащий комочек», когда в кусочке пластилина  дети с помощью воспитателя могли увидеть   мышонка, цыплёнка  черепашку.Все  действие сопровождалось звукоподражанием, что внесло яркость в само занятие .

        В занятии « Угадай на что похоже ?» мы узнали как дети умеют видоизменять кусок пластилина путем прокатывания между ладонями, вдавливания, сглаживания, прищипывания, скатывание округлых форм, скатывание колбасок и т.д.

       При этом внимание детей активизировалось вопросами типа :

1 Как надо лепить мышку, курочку, огурец ?

2.Кто у тебя там получился?

3.Ребята, давайте мы покажем приемы лепки  руками в воздухе ?

4.А какой это формы?

5.А как нужно лепить  овальную форму?

6.Из каких частей состоит ваша поделка ?

        Занятие с детьми по специально подобранной литературе позволило получить  большой фактический материал, дающий возможность выявить уровень сенсомоторного развития детей 4-5 лет на занятиях лепкой. 

Данные занятия показали,  что дети по- разному владеют не только     техническими приемами лепки  , но и сенсорными эталонами ( видят различие в форме, размере соотносят части и целое)  .

        У одних ребят (Лиза М.  Петя Д. Федя Н.  Настя Ш.) мелкая моторика развита хорошо, движения  происходят быстро, уверено, При  ответе на первый вопрос  .  Петя Д  . Лена Г.  Федя Н.  подробно рассказали и показали как нужно лепить огурец, мышку, и т.п.

        При ответе на второй вопрос  два мальчика  Митя М. и Саша Д. Юля М. «Кто у тебя получился ?», «Кого ты лепишь » — ответы детей были не ясными. Они не  могли объяснить кого они слепили и свои действия.

В третьем  вопросе ребята показывали педагогу  формообразующие предметы руками в воздухе все ребята справились хорошо.

Задавая четвертый вопрос мы хотели выявить какие формы  знают дети. Каждый ребенок показывал свою вылепленную фигурку и говорил какой она формы. Николай З. затруднился назвать форму своей фигурки  « круглая, нет а может овальная», Лиза М. сразу ответила «у меня круглая », Саша Д. «колбаска,  нет цилиндр ».

       На пятый вопрос  все дети показали как нужно лепить овальную форму и попутно рассказывали, что бывает овальной формы (огурец, кабачок, колбаса).

       На шестой вопрос  ответили не все Митя М., Саша Д., Марина Т., Николай З. задумались и стали говорить что-то не понятное. Также смутились Юля М Боря Ж… но с помощью педагога  что- то смогла сказать.  Все остальные  дети ответили на вопрос.

       Ниже приведены критерии  оценка уровня развития движения при лепке :




п/п

Навыки и умения

Уровень структур развития по Н.А. Бернштейну



Формообразующие движения:

·        скатывание  колбасок

·        скатывание под углом

·        скатывание округлых форм

·        получение произвольных форм из шара и куба


В ,  С



Владение приемами лепки:

·        прищипывание;

·        вдавливание;

·        сглаживание;

·        произвольная комбинация техник


В  , С



Уровень  В – синергий .

Уровень  С – пространственного поля.

После занятия были получены следующие результаты, которые  были оценены по таблице №1 :

Формообразующими движениями такими как:

скатывания колбасок владеют    -   7  человек.

скатывание под углом   владеют  -  6 человек

скатывание округлых форм владеют -  6 человек

получение произвольных форм из шара и куба владеют – 5человек
Владение приемами лепки :

прищипывание  умеют — 7 человек

вдавливание умеют    -  6 человек

сглаживание   — 4 человека

произвольная комбинация техник — 5 человек

 

         Итак, обобщая результаты наших занятий и  дидактических игр можно сделать вывод, что у  почти 55 % группы детей хорошо  владеют как формообразующими движениями так  и приемами  лепки, остальные дети не владеют этим или просто не понимают что от них хотят.
2.2                                                                                                                      
Формирование технических навыков у детей 4-5 лет на занятиях лепкой.
          В формирующем эксперименте занятия строились с учетом результатов констатирующего эксперимента.Они были направлены на развитие интереса к лепке в процессе работы с разными художественными материалами,  и формированию формообразующих движений — скатывание  колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, получение произвольных форм из шара и куба, прищипывание, вдавливание, сглаживание,  произвольная комбинация техник.

        Формирующая часть  опытно — экспериментальной работы включала два этапа. В конце каждого этапа проводились  контрольные обследования детей ( беседы, анализ продуктов деятельности), позволяющие последовательно оценивать изменения сенсомоторного развития детей и, тем самым,  определить эффективность осуществляемой нами  воспитательно — образовательной работы .

        Данная часть нашего исследования  была направлена на :

1.Формирование у детей среднего дошкольного возраста  технических приемов и навыков в лепке.

Также были поставлены следующие задачи:

·        Формирование технических приемов лепки

·        Формирование у детей 4-5 лет эмоционально- эстетического отношения клепке в процессе работы разными художественными материалами(Научить создавать пластические формы доступные движениям детской руки)

·        Формирование у детей умений применить полученные знания в собственной продуктивной деятельности.
        В ходе занятий с детьми мы  использовали различный дидактический материал(   различные фигурки, поделки, игрушки, иллюстрации  и т.п.)

Также мы опирались на положение, что на занятиях по лепке необходимо использовать приемы, которыеспособны заинтересовать детей, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому предмету. Для  организации активного исследования предмета перед лепкой, были подобраны такие формы, которые интересны для детей, приятны для восприятия. Разнообразие материалов лепки, способствовало выявлению наиболее приемлемых и удобных для работы с ними детей данного возраста.

Для более эффективной работы, в ходе эксперимента мы учитывали следующие принципы построения занятий по лепке:

·        Систематичность работы

·        Последовательность

·        Повторность

·        Доступность для детей  данного возраста    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.