Реферат по предмету "Психология"


Основные психологические проблемы традиционного обучения

Лекция попедагогической психологии
(Ставропольский государственный университет, факультетпсихологии)Тема: «Основные психологические проблемы традиционногообучения»
 
План
1.   Соотношениепонятий «обучение» и «развитие».
2.   Соотношениепонятий «воспитание» и «социализация».
3.   Актуальныепроблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
 
Литература
1.   АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000.
2.   Возрастнаяи педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение,1979.
3.   ЗимняяИ.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
4.   Конвенцияо правах ребенка // Вестник образования. – 1991. — №10.
5.   Национальнаядоктрина развития образования // Российская газета. – 17 февраля 2000.
6.   РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
7.   СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
1. Соотношение понятий «обучение» и «развитие»
Развитие ребенка, человека как личности, происходит в общемконтексте его жизни (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьев определяет жизненный путьчеловека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе,современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». ПоАнаньеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образежизни, системе отношений, жизненной программой и т.д. Фазы жизненного путинакладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что внастоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазыжизненного пути, например, дошкольный, младший школьный, старший школьныйвозраст.
Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется вопределенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, региона, вопределенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциальных,культурных, национальных традициях того народа, представителем которого онявляется. Это макроситуация личностного развития. В то же время на каждой фазежизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенныесоциальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка и окружающейего социальной действительности.
По Выготскому, социальная ситуация развития определяет целиком иполностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новыесвойства личности, черпая их из социальной действительности как из основногоисточника развития; тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Социальная ситуация развития, включающая систему отношений,различные уровни социального взаимодействия, рассматривается в качествеосновного условия личностного развития. Подобно тому, как положение своегоместа в окружающем мире человек осознает не соответствующим своим возможностями старается изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизниребенка и этими возможностями. Согласно А.В. Петровскому, вхождение в жизньребенка как социального существа требует от него прохождения трех фаз:
-    адаптации к действующим в этой общности нормам и формамвзаимодействия, деятельности;
-    индивидуализации, как удовлетворения потребности индивида вмаксимальной персонализации;
-    интеграции личности в обществе.
Эти три фазы выступают как механизмы взаимодействия человека иобщности, механизмы его социализации и личностного развития, котороеосуществляется в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействиипротиворечий. Личностное развитие человека соотносится с формированием егосамосознания, образа «Я» (Я-концепция, Я-система), изменениемпотребностно-мотивационной сферы, направленности как системы отношений, развитияличностной структуры, механизма самооценивания.
Все стороны личностного развития характеризуются внутреннейпротиворечивостью, неоднородностью. В личностном, так же, как и винтеллектуальном плане, развитие ребенка идет от непроизвольности, импульсивности,ситуативности поведенческих реакций и поведения в целом к его произвольности,регулируемости. Эта тенденция проявляется в умении ребенка управлять своимповедением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средстваих достижения, преодолевая трудности и препятствия. Произвольность исаморегуляция являются стержневой линией интеллектуально-личностного развитияребенка.
Произвольность поведения основана на постепенном переходе от внешнейрегуляции к саморегуляции. Особенно отчетливо эта тенденция просматривается встановлении самоконтроля, который является производным от внешнего контроля иоценивания.
Эти положения возрастной психологии всегда принимаются во вниманиеопытным учителем, когда он организует контроль и оценку знаний учащихся. Отвнешнего к внутреннему, от деятельности, организуемой учителем, к еёсамоорганизации учеником – вот магистральный путь личностного развития исаморазвития школьника.
Развитие ребенка как личности определяется формированием личностныхновообразований:
1 год – центральным в этот период является возникновениеаффектно-заряженных представлений, которые побуждают поведение ребёнка вопрекивоздействиям окружающей среды;
к 3 годам – центральное новообразование – система «Я» (Я-сам). Вэтот период развития сталкиваются две системы: «хочу» и «надо»;
7-8 лет – становление ребенка как индивида;
12-14 лет – формирование способности к целеполаганию;
15-16 лет – формирование жизненной перспективы.
Рассмотренные Л.И. Божович возрастные периоды совпадают с периодамикризисов 1-го и 3-го года жизни, 7 лет и двух фаз подросткового возрастногопериода.
Основной и важный для педагогической практики вывод состоит в том,что учителю необходимо учитывать эти особенности личностного развития. Этопоможет снять обострения возрастных кризисов у школьников, предотвратитьвозникновение фрустрации (состояния психического напряжения, тревожности),нервных срывов.2. Соотношение понятий «воспитание» и «социализация»
Воспитание – это социальное, целенаправленное создание условий(материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколениемобщественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни ипроизводительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных впедагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в неговоздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – какцеленаправленную деятельность, призванную сформировать систему качествличности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще болеелокальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи(например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности ит. д.). Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личностина основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениямокружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения имировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное,физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Разрабатывая общую концепцию гуманизма, воспитывающего обучения,направленного на формирование полноценной активной личности, особое вниманиеобращается, по мнению В.С. Мухиной, на формирование у ребенка отношения кправам и обязанностям, принятым в обществе. Специалисты предлагают идеюобращения обязанностей детей в их права, осознание и понимание которыхподнимает самоуважение ребенка.
Согласно А.В. Петровскому, развитие личности может быть представленокак единство непрерывности и прерывности. «Непрерывность в развитии личностивыражает относительную устойчивость в закономерности её перехода от одной фазык другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризуеткачественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новыеконкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов,относящихся к её взаимодействию с другими, соединили системами. В данном случае– с принятой в обществе системой образования».
Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводстваиндивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия наличность различных разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в условияхобразования и воспитания – целенаправленного, педагогически организованного,планомерного процесса и результата развития человека.
По Петровскому, вся ситуация социального развития определяетличностное развитие человека, проходящее состояние адаптации, индивидуализации иинтеграции как макро- и микрофаз. Анализ основных положений, характеризующихпроцесс развития ребенка, показывает, что реально все рассматриваемые линиивзаимообусловлены, взаимосвязаны; это означает, что только их совместноеосуществление составляет такое прогрессивное изменение, которое может бытьназвано психическим личностным развитием человека в полном смысле этого слова.
Вместе с тем подчеркивается, что это развитие происходит подвоздействием социальной среды, общности в определенной ситуации и прежде всегов ситуации обучения и воспитания. Это соотносится с тем, что все положенияпрогрессивной педагогической психологии акцентируют важность развивающего,воспитывающего обучения средствами всех учебных предметов.
Развитие человека происходит в его взаимодействии с другими людьми,в деятельности, в процессе обучения и воспитания, и это одно из основныхположений педагогической психологии.
Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясьи обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит,воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а ненадстраивается над ним;  личностные психические свойства ребенка, егоспособности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются входе собственной деятельности ребенка». Отсюда следует психологический тезиснеобходимости специальной организации учения школьника как его учебнойдеятельности. Однако сегодняшний школьный процесс, учебная деятельностьпереживают достаточно сложный период, как и всё наше общество.3. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательногопроцесса в современной школе
В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточнорешенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя.
1. Низкая активность учащихся в процессе обучения, т.е.недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности – учения.Задача организации такой деятельности – это задача педагога, и она многосложнее, чем простая «передача» знаний в бытовом её понимании. Мало того, чтоучитель сам работает на уроке, не менее продуктивно должны работать и ученики.Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых уроках и понекоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех частныхметодик, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.
2. Объяснительно-иллюстративный характер обучения, при котором изработы учащихся фактически выключается их мышление (ученики «разучиваютсядумать»), но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. В школе нужно,конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено однойцели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а неупрощенному изложению и красочному описанию.
Есть такая формула: «Плохой учитель преподносит истину», а хорошийучит, как её находить».
3. Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественнаязагрузка памяти, а не мышления. Ребенок, конечно же, может зазубрить материал,а потом сдавать его, повторив всё заученное слово в слово, но после такогоучения у человека может ничего не остаться. Такие знания непрочны,недолговечны, неприменимы на практике. В будущей профессиональной деятельностиметоды заучивания и точного воспроизведения информации по памяти («зубрёжка»)не требуются, не применяются. С другой стороны, ученик не подготовлен к темформам работы, которые встретятся в профессиональной практике – умение находитьнужную информацию для определения производственного решения, умение находитьсамостоятельное творческое решение в сложных ситуациях. Таким образом, притрадиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которыепредъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые предъявляются вреальной профессиональной деятельности.
Поэтому обучение следует ориентировать на работу мышления учащихся.Тогда и запоминание будет осуществляться непроизвольно и прочно, а сохранениепереработанного материала – много надежнее, и воспроизведение его – болееуверенно, сориентировано на практику. В этом случае учение будет носитьдействительно развивающий характер, т.е формировать приемы и способыдеятельности и тип мышления, вести к усвоению знаний и, наконец, к изменениювнутреннего мира учащегося.
4. Низкая управляемость процесса и результата обучения, так как притрадиционном обучении контролю со стороны учителя подвергается лишь некоторыйконечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Сам процессприобретения и наращивания знаний практически неуправляем, а как-то оцениваетсялишь итог этого процесса. В этой связи особые процессы ставит перед педагогом ишкольником отметка как оценка знаний. Что в ней количественно, а чтокачественно? Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также воценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений инавыков, установленных программой. Психологические исследования показали, чтооценка должна быть, прежде всего, качественной. Главное в ней – не простаяфиксация достигнутого школьником результата, а побуждение к дальнейшей работе,помощь в устранении отмеченных недоработок.
Понятие оценки шире и богаче, чем понятие отметки.Оценка выполняет ряд функций:
-    обучающую;
-    контролирующую;
-    воспитывающую.
Оценка имеет большое значение для управления как учебнойдеятельностью учителя, так и учащихся. Она должна служить также целисовершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе инравственного, воспитания учащихся. Оценке необходима объективность, гласность,но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности иучебной ситуации.
5. Неизбежность общей ориентировки обучения на середняка, нашкольников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошокак высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Переход школы к общемусреднему образованию ещё более остро ставит вопрос о необходимостииндивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных ииндивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний,оценок, а самое главное – программ. В условиях современного массового обучениявсе эти вопросы еще ждут своего решения.
Современная жизнь постоянно ставит перед школой множество другихвопросов, например:
-    физическая акселерация детей и её связь с развитием и зрелостьюпсихологической и социальной, с общим отношением школьников к учебе;
-    включенность современных детей в большое количество разнообразныхсоциальных общностей, а также необычайно широкие возможности для получениядетьми разнообразной информации;
-    разобщенность школы и производства, проблемы профориентации итрудового обучения и воспитания школьников;
-    необходимость коренного совершенствования и постепеннойактивизации воспитательной работы, её гибкость и соответствие современнымусловиям и задачам;
-    проблемы психологической готовности учителя к работе;
-    психологическое обеспечение и особенно мотивационное обеспечениеучебной деятельности;
-    необходимость смены технологии обучения и воспитания; в этомнаправлении достаточно много делает сегодня педагогическая психология.
Вопросы поматериалам лекции
1.   Каксоотносятся понятия «обучение» и «развитие»?
2.   Назовитеосновные возрастные периоды развития ребенка.
3.   Каксоотносятся понятия «воспитание» и «социализация»?
4.   Какиенедостатки имеет объяснительно-иллюстративный характер обучения, ориентацияглавным образом на восприятие и запоминание?
5.   Какиефункции выполняет оценка?
6.   Перечислитеосновные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современнойшколе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные термины по ценным бумагам
Реферат A Look Into The Computer Virus Essay
Реферат Автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии и мощности. Типовая методика выполнения измерений электроэнергии и мощности рд 153-34. 0-11. 209-99
Реферат Анализ текущего финансового состояния предприятия (на примере МП "Товары для детей")
Реферат Транспортное страхование ВЭД
Реферат Акт обследования музея образовательного учреждения Наименование музея
Реферат Стравинский И.Ф.
Реферат Bush Tax Cut Essay Research Paper After
Реферат Представления о человеке в истории науки. Индивидуальные и общественные потребности
Реферат Анализ федерального бюджета 2008-2010
Реферат Основні показники виробничо господарської діяльності підприємства
Реферат DSL Essay Research Paper Digital Subscriber LineDigital
Реферат Способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов
Реферат "Приказ" в авангардистской поэзии (футуризм и левый экспрессионизм)
Реферат Социально-этический бизнес