Министерство образования инауки Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственныйуниверситет»
факультет «Социальнаяпедагогика»
«Особенности влиянияподростковой субкультуры на социализацию личности»
Курсовая работа
студента факультета
Научный руководитель:
кандидат педагогическихнаук, доцент
САМАРА 2011
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы социализации личности подростка
1.1 Особенности развития подростка
1.2 Процесс социализации как явление
Глава II. Социализация личности подростка средствами подростковойсубкультуры
2.1 Специфика формирования подростковой субкультуры
2.2 Особенности влияния подростковой субкультуры на социализациюличности подростка
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность исследования. Перспективы развития культуры определяются духовным потенциаломмолодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейшихсвоих задач видит формирование культуры личности ребенка.
Подростковый возраст — самый трудный исложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что втечение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости,от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка.Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека какличности, определяет не только его включение в общественную жизнь, но инахождение им своей ниши.
Представления о роли подростковойсубкультуры в современной культуре противоречивы. Это связано с отсутствиемпостановки вопроса о теоретических основаниях подростковой субкультуры.Подростковая субкультура имеет множество связей с культурой взрослых. Очевидно,что невнимание к подростковой субкультуре, к состоянию межличностных отношенийоборачивается как личностными проблемами, так и дестабилизацией организационныхструктур общества. Вопросы, возникающие в подростковом возрасте и вподростковой субкультуре, касаются взаимодействия поколений. [1, 5]
Подростковая возрастная группарассматривается как особая субкультура современного общества, в которойвыделяются ценностные предпочтения, склонности, своеобразный характерсоциализации, идентификации в системе современной культуры. Глубокие изменения,происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе насистеме образования, воспитания и социально-культурной деятельности. Такимобразом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора инахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новыхсоциально-культурных ролей.
Актуальность курсовой работы обусловленатем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд сложныхсоциальных проблем: распад семей, рост количества неблагополучных семей,снижение рождаемости, рост численности беспризорных детей, преступность,алкоголизм и наркомания среди подростков, падение нравственности. Все этовызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, социальныхучреждений и широкой общественности.
Объект исследования: социализация подростка.
Предмет исследования: подростковая субкультура как фактор социализации личности.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему социализации подростка ирассмотреть особенности подростковой субкультуры как фактора социализацииличности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развитияподростка;
2. Раскрыть сущность процессасоциализации;
3. Выявить специфику подростковойсубкультуры;
4. Исследовать особенности влиянияподростковой субкультуры на социализацию личности.
Глава I. Теоретические основы проблемы социализации личности подростка
1.1 Особенности развития подростка
Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 15 лет.Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этогопериода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, отнезрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый:детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослостипронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, иинтеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности:учебную, трудовую и игровую.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни идеятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых,сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Школьники переходят ксистематическому изучению основ наук. А это требует от их психическойдеятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств,понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формированияотвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция,его положение в коллективе. Ученик начинает играть значительно большую роль вшколе и семье, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороныобщества и коллектива, со стороны взрослых.
Анатомо-физиологическая перестройка организма. В подростковомвозрасте происходит существенная перестройка всего организма подростка, котораяотражается и в некоторых психологических особенностях. Это период бурного и вто же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленныйрост тела совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивный процессокостенения скелета.
У подростков может наблюдатьсяповышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногдавыражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервнаясистема подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительнодействующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит всостояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.
Конечно, отсюда не следует делать вывод, что подростковый возраст— это какой-то «инвалидный» возраст, что к подростку должно быть какое-тоособенно бережное отношение. Наоборот, подростковый возраст — это возрасткипучей энергии, активности. Но учитывать указанные возрастные особенности приорганизации учебно-воспитательной работы необходимо.
Самый важный факт физического развития подростков — половоесозревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания вбольшой степени зависит от национально-этнографических и климатическихфакторов, а также от особенностей индивидуальной жизни (состояние здоровья,перенесенные болезни, питание, режим труда и отдыха, окружающая обстановка ит.д.). Большинство мальчиков созревают в половом отношении к 15 годам, адевочек — к 13-14 годам. Несмотря на то, что организм к 13-15 годам становитсяполовозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной,гражданской зрелости в этом возрасте, разумеется, нельзя.
Перестройка учебной деятельности. В подростковом возрастесущественно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не толькоусложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебныхпредметов, вместо одного учителя с классом работают 5-6 учителей, у которыхразные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся.
Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающееобщение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижаютнепосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительноеотношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет ихпознавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для нихопределенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельнойжизни.
Наиболее существенную роль в формировании положительного отношенияподростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научнаясодержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемныйи эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательнойдеятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельныхоткрытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы,являющимися предпосылкой для достижения успеха.
Развитие мышления. В процессе учения очень заметносовершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школепредметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют иразвивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать,сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственнымвозможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностямего личности.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка —нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменениесоотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением. Наглядныекомпоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая игратьсущественную роль в общей структуре мышления. Поэтому при однообразии,односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычленениеабстрактных существенных признаков объекта.
Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе ученияподросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическомувосприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым,последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, чтолежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения квоспринимаемому объекту. Отсутствие интереса, равнодушие к материалу — и ученикпоражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток можетдобросовестно смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают памятьи внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умениеорганизовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими.Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемыхи управляемых процессов.
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс взапоминании словесного и абстрактного материала. Умение организоватьмыслительную работу по запоминанию определенного материала, умение использоватьспециальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени,чем у младших школьников.
Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с однойстороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание,с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивностьподростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик можетсобранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь, работать на другом(«любимом») уроке.
Труд подростка. Как правило, подростки очень охотно трудятся.Во-первых, в этом выражается такая яркая возрастная черта, как активностьподростков. Во-вторых, в серьезном труде они получают возможность реализоватьформирующееся у них чувство взрослости, и этой возможностью ребята оченьдорожат. В-третьих, труд обычно проходит в коллективе, а значение жизни идеятельности в коллективе для подростка весьма велико. Таким образом, трудоваядеятельность подростков — это деятельность, в полной мере отвечающая ихвозрастным особенностям и потребностям. Наблюдающиеся случаи лени, уклонения оттруда, игнорирования своих трудовых обязанностей, нерадивого отношения ктрудовым поручениям есть исключительно следствие неправильного воспитания.
Труд дает возможность формировать у подростков навыкисамостоятельного планирования, что непосредственно связано с развитиемсамостоятельности мышления. Поэтому важно, чтобы подростки не всегда получалиготовые указания о способах выполнения и последовательности отдельных трудовыхопераций, а устанавливали это самостоятельно, разбирая полученное ими трудовоезадание.
В коллективном общественно полезном труде у подростков формируютсяценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость,трудолюбие, инициативность. В процессе труда у подростков рождаются новыечувства: радость за свой труд, гордость за созданное, чувство удовлетворения оттрудовых достижений.
Организации труда подростков следует уделять большое внимание.Если труд плохо организован, то у подростков пропадает интерес к труду, онибезразлично или даже явно отрицательно относятся к нему.
Общественная оценка результатов труда подростков, если к тому жеона исходит от работников шефствующих предприятий, рабочих-наставников, имеетогромное воспитательное значение.
Формируя личность подростка, учитель должен опираться начрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремлениеактивно участвовать в жизни коллектива. Приобретение опыта коллективныхвзаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. Вколлективе развивается чувство долга и ответственности, стремление квзаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда этонужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективомпоступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественнаяоценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителейили родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействиеколлектива товарищей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективеи через коллектив — одни из путей формирования его личности.
Влечение подростков к коллективу нередко выражается в том, что ониорганизуют уличные, дворовые компании. Большая часть этих групп представляетсобой устойчивые образования, которыми руководят более старшие ребята — юноши17-20 лет. Конечно, далеко не все такие компании должны вызывать настороженноеотношение со стороны воспитателей. Но во всяком случае необходимо присмотретьсяк ним, понаблюдать и постараться вовлечь их в сферу влияния общественныхорганизаций.
Следует выделить ряд важнейших направлений, по которым идетразвитие личности. Это интенсивное формирование и развитие: а) нравственного(морального) сознания, 6) самосознания, в) чувства взрослости и г) деятельностиобщения.
Нравственные представления и понятия подростков. Одна из важнейшихособенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания:нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений,которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Теперь для негоосновное значение приобретают собственные принципы поведения, собственныевзгляды и убеждения. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретаетподросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складыватьсяего личность.
Если подросток приобретает положительный опыт нравственногоповедения, если его нравственные представления и понятия складываются подправильным идейным руководством, то его отличает высокий уровень нравственногосознания.
В тесной связи с формированием убеждений складываются инравственные идеалы. Они служат своеобразным моральным эталоном, на которыйподросток равняет свое поведение.
В мечтах подростки проектируют свою будущую жизнь и деятельность,в мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Мечты наших подростковговорят об их стремлении активно участвовать в жизни страны.
Следует отметить, что моральные понятия и убеждения, формирующиесяу подростка стихийно, вне правильного идейного руководства, под влияниемневерно понятых фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведениявзрослых, могут быть ошибочными, незрелыми или искаженными и носить характер нетолько заблуждений, но и чуждых моральных принципов.
Имея некоторые неправильные моральные понятия, ошибочно оцениваянекоторые качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности,неумело пытаясь проявить свою волю, подростки нередко намеренно культивируют иразвивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными.
Самосознание и самооценка. Один из самых важных моментов вразвитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребностиосознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутреннейжизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлениисебя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремитсяпознать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознаниявозникает из жизни, практической деятельности, определяется растущимитребованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценитьсвои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе.
На основе развития самовоспитания, роста требований к подростку, егонового положения в коллективе у подростка возникает стремление ксамовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себяположительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолениюотрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшойжизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитаниеподростка принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья)формы: для развития воли ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которуюнарочно причиняют себе, заставляют себя прекратить чтение какой-нибудь книги насамом интересном месте, надолго задерживают дыхание и т.д.
Чувство взрослости. Важная особенность подросткового возраста —формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувствавзрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, астановится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективевзрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.
Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно.Он замечает, как быстро увеличиваются его рост, вес, физическая сила ивыносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подростокначинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются,что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых. Наконец,подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становитсязначительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни.Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят кубеждению, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют,чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие междупотребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправныхчленов и несоответствие этому их реальных возможностей.
Чувство взрослости вызывает стремление подростков ксамостоятельности и известной независимости. Отсюда их чувствительность коценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых(действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость.Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков бытьотносительно независимыми от взрослых, и в наличии собственных взглядов исуждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых.Отрицательные проявления чувства взрослости выражаются в том, что подросткисклонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета,игнорируют, предъявляемые им требования, критически относятся к словам ипоступкам родителей, учителей.
Воспитателям надо иметь в виду, что чувство взрослости — этоздоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, астараться ввести в правильное русло. Взаимоотношения с подростком надопостепенно и разумно перестраивать, признавая их права на относительно большуюнезависимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известныхразумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля,так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со сторонывзрослых. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля,навязчивой заботливости, назойливого руководства — всего того, что было вкакой-то мере оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику.
Потребность в общении и дружба. В подростковом возрасте очень яркопроявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников,заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общихинтересов, увлечений, совместной деятельности. Исследования показали, чтопривлекательность школы для подростка порой определяется не стольковозможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей.
Понятия «товарищество» и «дружба» имеют различное содержание.Товарищество предполагает более широкий круг участников, психологическая основаего — чувство коллективизма, товарищеская спайка, атмосфера товарищескогосотрудничества. Дружба охватывает более узкий круг лиц, она более избирательна,интимна, предполагает чувство личной симпатии и тесное сближение подростков,привязанность друг к другу, доверительность отношений.
Мотивы дружбы с возрастом становятся глубже. Дружат уже не толькопотому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почвеобщих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения,доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Дружеские отношения вподростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер.Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно.
Дружба подростков далеко не всегда носит положительный характер.Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместногопустого времяпрепровождения. Наблюдается и паразитическая форма дружбы порасчету.
Говоря о дружеских отношениях подростков, необходимо отметить,что, хотя и не часто, но встречаются случаи дружбы мальчиков с девочками. Средистарших подростков порой возникает симпатия, влечение и даже перваявлюбленность. К таким проявлениям надо относиться очень тактично иосмотрительно. Не следует запрещать дружить мальчику с девочкой, грубо высмеиватьи бестактно относиться к зарождающемуся чувству. Надо тактично добиваться того,чтобы взаимное влечение побуждало подростков к хорошим делам, чтобы влияниедруг на друга было только положительным, чтобы подросток под воздействиемпробуждающегося чувства становился чище, лучше, скромнее.
Развитие воли и характера. Заметно развиваются в подростковомвозрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели,умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток в отличие от младшего школьникаспособен не только к отдельным волевым действиям, но и к осуществлениюсвязанной единой целью многозвеньевой цепи волевых действий, т.е. к волевойдеятельности.
Подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели сампланирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростковсказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют волю вовсех видах деятельности.
Подростковый возраст — важный период характерообразования. Если доэтого можно было говорить скорее об отдельных характерологических проявлениях,то в подростковом возрасте характер постепенно стабилизируется, становитсяустойчивым, нарастает способность управлять своим поведением. Однако в связи сособенностями физического развития следует отметить обычную для подростковоговозраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией иактивностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательнымпоступкам, нарушениям дисциплины, возне, крикливости, беготне. Разумеется, этипроявления нельзя считать неизбежными спутниками подросткового возраста. Вхорошо организованных коллективах с твердыми требованиями руководителей ивоспитателей картина поведения подростков несколько иная. Но бодрость ижизнерадостность в сочетании с активностью и инициативностью делают подростков,особенно мальчиков, подвижными, деятельными, шумливыми импульсивными.
В процессе овладения основами наук вместе с обогащением жизненногоопыта и расширением кругозора формируются и развиваются интересы подростков, ипрежде всего интересы познавательного характера, интерес к технике.
Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезныхувлечений, подлинной страсти, которая буквально захватывает школьников, нередков ущерб всем другим занятиям.
Активная любознательность и любопытство, жадное стремление познатьбольше, характерные для подростков, могут породить разбросанность инеустойчивость их интересов. Наличие одновременно многих интересов, равно как ичастая и неоправданная смена их, обычно приводят лишь к удовлетворениюповерхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения кразличным областям жизни. Однако в некоторых случаях подросток (частонеосознанно) нащупывает свой основной, центральный, стержневой интерес какоснову жизненной направленности и пробует себя в разных областях.
В подростковом возрасте могут наблюдаться и нездоровые увлечения.В этих случаях необходима активная и твердая единая позиция семьи и школы инастойчивое преодоление нездоровых увлечений, активное формирование положительныхинтересов и склонностей.
В связи с интересами и склонностями под влияниемучебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений у подростковначинают формироваться и ярко проявляться способности.
К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы копределенной профессии. Однако представление о характере избираемых профессий убольшинства школьников пока еще смутное, неопределенное, подростки плохознакомы с теми требованиями, которые предъявляют различные профессии кчеловеку. Получая в школе широкое образование, трудясь в школьных мастерских ина пришкольных участках, лагерях отдыха, совершая экскурсии на фабрики изаводы, знакомясь с литературой о профессиях, беседуя с представителямиразличных профессий, подростки сумеют выбрать профессию, учитываягосударственные потребности, а также свои интересы, склонности и способности.Учителя же должны оказать старшим подросткам необходимую помощь в правильномвыборе профессии.
Таким образом, подростковый возрастохватывает период от 11-12 до 15 лет. В эти годы происходит перестройка всегоорганизма. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. В этовремя активно развиваются интеллектуальные, нравственные и физические силы.Современный подросток стремиться осмыслить себя и окружающий мир, имеет широкийкруг духовных запросов, интересов и увлечений. Подростка отличает повышенныйинтерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненнымцелям. Стремление подростка активно воздействовать на себя не всегда совпадает,а порой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшимижеланиями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность.Важной особенностью мышления подростков является критичность, особенно вотношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться вжизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработкесамостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становленииего личности. Физическое развитие в этом возрасте характеризуется интенсивнымростом тела в длину. Поэтому подросток выглядит длинным, узкогрудым,нескладным. Это сказывается на его осанке и походке. [9, 204]
1.2 Процесс социализации как явление
В гуманитарные науки термин«социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было«обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина«социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г.Гиддингс, который употребил его в значении, близком к современному, — «развитиесоциальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала ксоциальной жизни».
Анализ многочисленных концепцийсоциализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двухподходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессесоциализации.
Первый подход утверждает илипредполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а самусоциализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, котороеформирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этотподход может быть назван субъект-объектным (общество — субъект воздействия, ачеловек — его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый ЭмильДюркгейм и американский — Талкот Парсонс.
Сторонники второго подхода исходят изтого, что человек активно участвует в процессе социализации и не толькоадаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себясамого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположникамитакого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.
Основываясь на субъект-субъектномподходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека впроцессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействиичеловека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленносоздаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Сущность социализации состоит всочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретногообщества.
Приспособление (социальная адаптация) — процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптацияпредполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению кчеловеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок ипритязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Такимобразом, адаптация — это процесс и результат становления индивида социальнымсуществом.
Обособление — процесс автономизациичеловека в обществе. Результат этого процесса — потребность человека иметьсобственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметьсобственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельнорешать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненнымситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации,самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление — этопроцесс и результат становления человеческой индивидуальности.
В любом обществе социализация человекаимеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализацииможно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.
В самом общем виде человек в процессесоциализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года),раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьныйвозраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый(12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста,молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше70 лет).
Социализация протекает во взаимодействиидетей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, болееили менее активно влияющих на их развитие, — факторов. Факторы социализацииусловно можно объединить в четыре группы.
Первая — мегафакторы (мега — оченьбольшой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере черездругие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая — макрофакторы (макро — большой)- страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всехживущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другимигруппами факторов).
Третья — мезофакторы (мезо — средний,промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: поместности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок);по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио,телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию какпрямо, так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы. К нимотносятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с нимивзаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников,воспитательные организации, различные общественные, государственные,религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастаетчеловек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственномвзаимодействии с которыми протекает его жизнь, — агенты социализации. На разныхвозрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли в социализацииагенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека,как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами ониоказывают свое влияние.
Социализация человека осуществляетсяшироким набором универсальных средств, содержание которых специфично для тогоили иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возрастасоциализируемого. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиеническиеумения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры;стиль и содержание общения; последовательное приобщение человека кмногочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности- общении, игре, познании, спорте, а также в семейной, профессиональной,общественной, религиозной сферах.
Социализация человека во взаимодействиис различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов.
К психологическим исоциально-психологическим механизмам можно отнести следующие.
Импринтинг (запечатление) — фиксированиечеловеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующихна него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно вмладенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможнозапечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
Экзистенциальный нажим — овладениеязыком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных впроцессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либопримеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всегонепроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) — процесснеосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой,образцом.
Рефлексия — внутренний диалог, в которомчеловек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности,свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников,значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалогнескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленнымилицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться врезультате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет,своего места в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим механизмамсоциализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации(стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения,взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения(соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, нанеосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятиягосподствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьмарельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но этоего знание противоречит традициям ближайшего окружения.
Институциональный механизм социализациифункционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества иразличными организациями, как специально созданными для его социализации, так иреализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основнымифункциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а такжесредства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различнымиинститутами и организациями происходит нарастающее накопление имсоответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опытаимитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтногоизбегания выполнения социальных норм.
Надо иметь в виду, что средства массовойкоммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияютна социализацию человека не только с помощью трансляции определеннойинформации, но и через представление определенных образцов поведения героевкниг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными ииндивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или инымигероями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни ит.д.
Стилизованный механизм социализациидействует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем видепонимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений,типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального иликультурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышлениятой или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализациифункционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми длянего лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностногопереноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут бытьродители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своегоили противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут бытьчленами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, аесли это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Нонередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организацияхможет оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает нанего сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностныймеханизм социализации как специфический.
Социализация человека, а особенно детей,подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однакоу различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людейсоотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьмасущественно.
В целом процесс социализации условноможно представить как совокупность четырех составляющих:
— стихийной социализации человека вовзаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества,содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическимии социокультурными реалиями;
— относительно направляемойсоциализации, когда государство предпринимает определенные экономические,законодательные, организационные меры для решения своих задач, которыеобъективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненныйпуть тех или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп(определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы вармии и т.д.);
— относительно социально контролируемойсоциализации (воспитания) — планомерного создания обществом и государствомправовых, организационных, материальных и духовных условий для развитиячеловека;
— более или менее сознательногосамоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальныйвектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), всоответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопрекиобъективным условиям жизни.
Таким образом, социализацию можнотрактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения ивоспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека состихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиямижизни на всех возрастных этапах. В любом обществе социализация человека имеетособенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можносоотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Социализация протекает вовзаимодействии с огромным количеством разнообразных факторов (микрофакторы,мезофакторы, макрофакторы, мегофакторы) и механизмов. Важнейшую роль встановлении личности играют агенты социализации, в непосредственномвзаимодействии с которыми протекает жизнь человека. [13, 5]
Выводы
Таким образом, подростковый возраст —это возраст от 10-11 до 15 лет. Подростковый возраст называют переходнымвозрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переходот детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Подростковыйвозраст — это возраст кипучей энергии, активности. В подростковом возрастесущественно перестраивается характер учебной деятельности. В процессе ученияочень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логикаизучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельностиформируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить,рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. В процессе ученияподросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическомувосприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым,последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, чтолежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения квоспринимаемому объекту. Существенные изменения в подростковом возрастепретерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления ихпроизвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание,процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретаютхарактер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Как правило,подростки очень охотно трудятся. Одна из важнейших особенностей подростковоговозраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений,понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоватьсяв поведении. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка —формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Уподростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествамсобственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другимилюдьми. Важная особенность подросткового возраста — формирование центральногоновообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когдаподросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когдаон осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценногои равноправного участника этой жизни. В подростковом возрасте очень яркопроявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников,заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общихинтересов, увлечений, совместной деятельности. Заметно развиваются вподростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство вдостижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Социализациюможно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения ивоспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека состихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиямижизни на всех возрастных этапах. В любом обществе социализация человека имеетособенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можносоотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Социализация протекает вовзаимодействии с огромным количеством разнообразных факторов (микрофакторы,мезофакторы, макрофакторы, мегофакторы) и механизмов. Важнейшую роль встановлении личности играют агенты социализации, в непосредственномвзаимодействии с которыми протекает жизнь человека.
Глава II. Социализация личностиподростка средствами подростковой субкультуры
2.1 Специфика формирования подростковойсубкультуры
В последние десятилетия повышенныйинтерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с темобстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновлениясовременного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементемеханизма культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность.[1, 9]
Понятия «субкультура», «подростковаясубкультура» введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Этипонятия рассматриваются как система норм и ценностей, отличающих группу отбольшинства общества. В социологии рассматривается социальная природа явления,его роль в социальном взаимодействии, институтах и отношениях (В. Т.Лисовский); в социальной психологии В. В. Занковым, В. Ю. Хотинцом активнопривлекается понятие «субкультуральная подростковая психология». На современномэтапе широкое развитие получили исследования специфики подростковой субкультурыв контексте активно развиваемых гендерных исследований А. В. Кирилиной, И. С.Клециной, Е. Ф. Лаховой, Т. А. Мельниковой и др. [1, 6]
Субкультуральность подростковойсубкультуры определяется морфологией организации подростков, тяготеющих ксамостоятельному, автономному существованию внутри господствующей культуры,которое проявляется в наличии специфических параметров сознания и поведения. [1, 13]
В общем смысле под субкультурой понимаютсистему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальнойгруппы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамкахдоминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативнаяреакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру средиразличных социальных слоев и возрастных групп.
В узком смысле, субкультура – это один изкомпонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизациина разных уровнях. Субкультура – форма жизнедеятельности групп и общностей,являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов,отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайнасреды).
Одним из самых распространенных принциповобразования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить оподростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура – этосвоеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников иутвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так ивзрослого.
Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет)субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения иобщения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков считают, что на«уровне досуговой самореализации подростковую субкультуру отличают следующиечерты:
— «западная» направленность культурных потребностейи интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной,вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры,ориентированными на внедрение «западного, американского образа жизни» в егопримитивном и облегченном воспроизведении. Такое направление культурныхинтересов имеет более широкую сферу приложения: художественные образыэкстраполируются на уровне группового и индивидуального поведения подростков ипроявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жесткость,стремление любыми средствами к материальному благополучию;
— приоритет потребительских ориентаций надкреативными. Потребление в рамках художественной культуры превышает креативныеустановки в социокультурной деятельности, что косвенно обусловлено и самимпотоком преобладающей культурной информации, способствующей фоновому восприятиюи поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, какправило, отсутствует;
— слабая индивидуализированность и избирательностькультуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан сгрупповыми стереотипами достаточно жесткого характера, а также с престижнойиерархией ценностей в группе общения». [1, 28]
Но западные образцы субкультурных стилей, ритуалы иценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии сособенностями российской цивилизации и ментальности.
Особенность отечественных подростковых субкультурсостоит в том, что большинство из них ориентировано либо на проведение досуга,либо на передачу и распространение информации. Хотя на современном этапепоявляются различные молодежные клубы социальных инициатив. [1, 30]
Подростковый возраст отличается большейсамостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают инегативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость,неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведенияиндивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чемусоответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушениенекоторых норм), девиантное (нарушение порядка) и делинкветное (совершениеправонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток не видитвозможности реализовать свои интересы и ожидания.
В начале подросткового возраста уребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших детей ивзрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируясобытия, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым,требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то жевремя он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрестикачества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявленияэтих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им.Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что исами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а болеесерьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшегошкольника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяетсяпервоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник,может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Емупозволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники недопускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положениеподростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает уподростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком,перешагнувшем за порог детства. Новый этап в развитии этой формы научения уподростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.
Самый легкий способ достичь цели «бытькак взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения.Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее)копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюдавходит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манераповедения, способы отдыха, увлечения и т. п. Помимо взрослых образцами дляподражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники.Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастомувеличивается.
Для мальчиков-подростков объектомподражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящиймужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью,верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит«как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимсяпопулярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многиемальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с 5-6 классов школымногие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений,направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдаетсяподражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетстваи т. п.
Подростковая субкультура по сравнению ссубкультурой взрослых, которая уже имеет некоторую культурную форму и реализуетименно ее, является более активной и креативной, так как она обладает болеевысоким «поисковым» потенциалом, у нее нет еще независимости, цельности изаконченности. Она весьма неоднородна, включает в себя множество разных, подчасвраждебных друг другу течений. Так же, она текуча и изменчива. Но вместе с темона социально реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфическийнабор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнеговида; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения,ритуалы общения. [1, 13]
В подростковом возрасте продолжаетсяпроцесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущихвозрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию истановится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей.Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуетсяособенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» уподростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
Поскольку в качестве образцов для подражанияподростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеалоказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, каквзрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качестваоказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна изпричин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний поданному поводу.
Подростковыйвозраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации,так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группысверстников, выступающей источником референтных норм поведения и полученияопределенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, всоответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки;постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации итребующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерамиобоих полов.
Современныйподросток проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многихстарых ценностей и формирования новых социальных отношений. Поскольку трудностивозраста совпадают с системным кризисом общества, то растерянность, пессимизм,неверие в настоящее и будущее у современных подростков приобретают обостренныеформы. Характер ответа на различные общественные проявления структурируетподростковую субкультуру. [1, 23]
Еслирассматривать структурирование группировок в подростковой субкультуре, то можнонаблюдать следующее. Прежде всего это наличие постоянного лидера, довольножестко фиксированная роль каждого члена, его твердое место на иерархическойлестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыканиедругими). В группах есть такие роли, как «лидер», «адъютант лидера» (физическисильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держитгруппу в повиновении), есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть«шестерка», которым все помыкают. [1, 27]
В течениевсего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективнаяреальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становлениепсихосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подростковогосамосознания, включает в себя три основные задачи развития: осознание временнойпротяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющейпроекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от родительских образов;осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (восновном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологическихустановках).
Социальнаязащита подростков, разработка программ и проектов по созданию оптимальноймодели молодежной политики, обеспечивающей организацию подростковых объединений— клубов, студий, обществ, отрядов, должны строится на принципах подлиннойсамостоятельности и самоуправления. Требуется преодоление формализма ввоспитании, что предполагает ориентировку взрослых на развитие и всемерноеиспользование стихийно найденных самими подростками форм объединений.Необходимо открыть для этих объединений возможность широко обогащаться идеями,ценностями взрослых, что позволит преодолеть отчуждение подростковойсубкультуры. [1, 38]
Таким образом, подростковый период — это самыйтрудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой периодстановления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, посколькуздесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки,отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрастестабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активнымстремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание,самовыражение и самоутверждение.
Значительную роль в процессе социализации личностиподростка играют: общество, в котором живет и развивается подросток, семья,которая определяет ценностные ориентации ребенка и школа, которая развивает егоспособности. В современной культуре одной из форм стихийной социализацииявляется средства массовой информации.
Таким образом, сущность подростковой субкультурыпроявляет себя как источник культурных инноваций, обеспечивает социокультурнуюпреемственность и характеризуется следующими свойствами, которые отличают ее откультуры взрослых и младших детей:
— в структуре современной культуры подростковаясубкультура отличатся периферийностью своего положения, обусловленнойцеленаправленным обособлением задач субкультуры. Иногда обособление мираподростков от взрослых порождает культурный и социальный провинциализм,психологию «гетто», обитатели которого живут своими сугубо частными, локальнымиинтересами;
— она более активна и креативна (т.е. обладаетвысоким «поисковым» потенциалом), чем субкультура взрослых (которая уже нашланекую культурную форму и реализует именно ее);
— подростковая субкультура амбивалентна, т.е. она неявляется чем-то независимым, цельным и законченным. Она неоднородна, включает всебя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, онатекуча и изменчива;
— она, в отличие от культуры раннего детства,реальна в социокультурном отношении, поскольку имеет целый ряд постоянныхкомпонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенныевкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство общности и солидарности; характернуюманеру поведения, ритуалы общения;
— подростковая субкультура детерминирована влияниемценностей западной молодежно-подростковой субкультуры. [1, 39]
2.2 Особенности влияния подростковой субкультуры насоциализацию личности подростка
субкультура подросток характерсоциализация
В современном обществе существует большоемногообразие субкультур, однако само понятие находит наиболее частое применениев исследованиях подростковых субкультур, которые часто рассматриваются какдевиантные, развивающиеся на основе своебразных стилей в одежде и музыке,которые отличают их от прочих членов общества. Субкультурные атрибуты, ритуалыкак устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются оттаковых в господствующей культуре, хотя и связаны с ними. [1, 10]
В отличие от всех других возрастных групп, подросткиболее субкультуральны. В. Т. Лисовский пишет, что подростки чаще интегрированыв субкультурные группы, нежели взрослые. Это объясняется их естественнымстремлением объединиться в условиях «заброшенности и недружелюбия миравзрослых» и поисками столь значимых для подростков дружеских контактов,привязанностей, понимания ровесников при непонимании взрослых. [1, 11]
В условиях чрезвычайной подвижности всех социальныхпроцессов в обществе подростковую субкультуру можно рассматривать в несколькихплоскостях, равно обусловливающих уровень и направленность культурнойсамореализации, которая понимается как содержательная сторона культурнойжизнедеятельности подростка. Современное состояние подростковой субкультурыобусловливается следующими факторами:
1. Подростковый возраст отличают черты порывистости,неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниямиамбивалентности социального статуса (уже не ребенок, а взрослый). Именно этаспецифика приводит подростков в однородные по возрасту и социальнойпринадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные для нихпотребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группысверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию —преодоления социального отчуждения. Естественно в подобных группах складываютсясобственные культурные нормы и установки, обусловленные, в первую очередь,эмоционально-чувственным восприятием действительности.
2. Наличие существенных этнических различий.Наиболее естественным для человека является стремление сохранить иливосстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущениепсихологической безопасности и стабильности. В свою очередь, ослабление и вытеснениеиз структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей —этнической идентичности — грозит, с одной стороны, потерей целостности образа«Я», а с другой, — потерей связи с какой бы то ни было культурой.
3. Кризис, затронувший социальную структуру обществас переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальныхориентиров, переоценке традиционных ценностей. Поиск своего пути в новыхсоциально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусноепродвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность — все этообусловило специфический характер культурной самореализации подростка.
4. Современная российская культура как наинституциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится вкризисном состоянии, как и само общество. Значимость культурного развитиянаселения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса, атакже коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм иценностей «высокой» культуры к усредненным образцам массовой культуры, наиболееявственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также неможет не отразиться на системе установок, ориентаций и культурных идеаловподростка.
5. Попытки реализации целостной программыгуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом.Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, ачастные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных учебныхзаведениях, охватывают лишь немногочисленные группы подростков. В большинствешкол гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарныхдисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая нередко не столькоприобщает подростков к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользуразвлекательной самореализации. [1, 11]
Формирование субкультур определяется разнообразиемчеловеческой деятельности. «Каждый индивид в своих культурных практикахтяготеет или напрямую связан с одной или несколькими субкультурами. Онвоспринимает культуру (глобальное культурное пространство) через призмусубкультур, или он включен в культурные практики через различные субкультуры».
Подросток не является исключением. Он включается вкультуру, взаимодействуя с формами субкультур: семейной, детской, подростковой,молодежной, профессиональной и другими. Мозаика субкультур и этнических культуробразует ту реальную многоукладность культуры, которая позволяет индивидуобрести индивидуальность и, самоопределяясь, стать автономным носителем ееразнообразных ценностей. Многообразие культурных полей способствует болеебогатой жизнедеятельности индивида, создает условия для формирования егокультурного потенциала и социальных черт, важных для процессов социальноговзаимодействия — коммуникативности, толерантности, гибкости, социальнойответственности. [1, 14]
Нехитрый маскарад, который реализуется в структурегруппировок подростковой субкультуры, т.е. наличие постоянного лидера, довольножестко фиксированная роль каждого члена, его твердое место на иерархическойлестнице внутригрупповых взаимоотношений («лидер», «адъютант лидера»,«антилидер», «шестерка») позволяет подростку решать личные проблемы, в томчисле и самую важную: окружающие безоговорочно признают факт его существованияна земле. [1, 27]
Участвуя в жизнедеятельности группы сверстников,каждый из которых является носителем определенной информации о культуре,подросток продолжает приобретение культурных ценностей.
В группах подростки реализуют чрезвычайно важное дляформирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужнои выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Для них мода — это средствосамовыражения. Подростковый стиль претендует на уникальность иэкспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от стиля «взрослого».Мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) илислышимые (язык, музыка) знаки служат подростку средствами продемонстрировать,кто он такой, и распознать «своих». Наконец, это возможность приобретениястатуса в своей среде: поскольку нормы и ценности подростковой субкультурыявляются групповыми, овладение ими становится обязательным и служит способомсамоутверждения.
Таким образом, общие свойства функционирования группв подростковой среде не меняется. Они по-разному проявляются в конкретныхсоциальных условиях, но во всех случаях оказывают большое влияние наидентификацию подростков. Социальные требования преобразуются в личные качестваи черты характера. Сознание групповой принадлежности, солидарности,товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важное чувствоэмоционального благополучия и устойчивости. [1, 36]
Выводы
Таким образом, сущность подростковой субкультурыпроявляет себя как источник культурных инноваций, обеспечивает социокультурнуюпреемственность и характеризуется следующими свойствами, которые отличают ее откультуры взрослых и младших детей:
— в структуре современной культуры подростковаясубкультура отличатся периферийностью своего положения, обусловленнойцеленаправленным обособлением задач субкультуры. Иногда обособление мираподростков от взрослых порождает культурный и социальный провинциализм,психологию «гетто», обитатели которого живут своими сугубо частными, локальнымиинтересами;
— она более активна и креативна (т.е. обладаетвысоким «поисковым» потенциалом), чем субкультура взрослых (которая уже нашланекую культурную форму и реализует именно ее);
— подростковая субкультура амбивалентна, т.е. она неявляется чем-то независимым, цельным и законченным. Она неоднородна, включает всебя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, онатекуча и изменчива;
— она, в отличие от культуры раннего детства,реальна в социокультурном отношении, поскольку имеет целый ряд постоянныхкомпонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенныевкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство общности и солидарности;характерную манеру поведения, ритуалы общения;
— подростковая субкультура детерминирована влияниемценностей западной молодежно-подростковой субкультуры.Таким образом, общиесвойства функционирования групп в подростковой среде не меняется. Онипо-разному проявляются в конкретных социальных условиях, но во всех случаяхоказывают большое влияние на идентификацию подростков. Социальные требования преобразуютсяв личные качества и черты характера. Сознание групповой принадлежности,солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важноечувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Общие свойства функционирования групп в подростковойсреде не меняется. Они по-разному проявляются в конкретных социальных условиях,но во всех случаях оказывают большое влияние на идентификацию подростков.Социальные требования преобразуются в личные качества и черты характера.Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даетподростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия иустойчивости.
Заключение
Подростковая субкультура — это один из механизмовкультурных инноваций и важный фактор обновления современного общества, хотя онаимеет некоторую замкнутость и ограниченность. Базовой основой интеграцииподростка в культуру является культура повседневности, определяющая факторы иусловия идентификации своей, гендерной и возрастной общности.
Сущностное своеобразие подростковой субкультурыпроявляется в устойчивых характеристиках. В структуре современной культурыподростковая субкультура отличается периферийностью своего положения,обусловленной целенаправленным обособлением задач субкультуры. Она более активнаи креативна (т.е. обладает высоким «поисковым» потенциалом), чем субкультуравзрослых (которая уже нашла некую культурную форму и реализует именно ее).Подростковая субкультура не является чем-то независимым, цельным, законченным.Тем не менее она реальна в социокультурном отношении, поскольку имеет целый рядпостоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения;определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; ей присущи чувство групповойобщности и солидарности, характерная манера поведения, ритуалы общения.Подростковая субкультура детерминирована влиянием ценностей западноймолодежно-подростковой субкультуры. Функциональное своеобразие подростковойсубкультуры в культуре взрослого сообщества выступает в качестве источникакультурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность культуры ихарактеризующихся устойчивыми свойствами, которые отличают ее от культурымладших детей и взрослых.
Подросток — это завтрашний день страны, будущеенепременно связано с тем, кого мы формируем сегодня, каковы будут те, комучерез несколько лет предстоит встать у руля государства, возглавитьпроизводство и работать на процветание страны.
Библиография
1. ВасильковаЮ. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд. Стереотип. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2000. — 440 с.
2. ВолковЮ. Г., Добреньков В. И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. — 576 с.
3. ВороновВ., Черничкина Е. Что нужно знать о молодежной субкультуре // Воспитаниешкольников. — 2001. — № 4. — С. 20-25.
4. ГильС. С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. — М.: Социальный проект, 2003. — 192 с.
5. ЖимбаеваЦ. Ч. Подростковая субкультура: Специфика идентичности. — М.: КРАСАНД, 2010. — 160 с.
6. ЗанковВ. В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы //Психол. журнал. — 2004. — № 1. — С. 41-51.
7. КирилинаА. В. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании // Филолог.науки. — 2000. — № 3. — С. 18-20.
8. КлецинаИ. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии // Вопросыпсихол. — 2000. — С. 61-78.
9. КрутецкийВ. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
10. ЛисовскийВ. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологическихисследований российской молодежи) // Социс: Социологические исследования. — 1998. — № 5. — С. 98-104.
11. МардахаевЛ. В. Социальная педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2008. — 269 с.
12. МидМ. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1998. — 429 с.