Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержание
 
Введение
1.Теоретические аспекты проблемы развития почерка у детей дошкольного и младшегошкольного возраста
1.1 Истоки графологии
2. Характеристика особенностей почерка
2.1 Национальные особенности почерка
2.2 Некоторые закономерности
3. Основные параметры анализа почерка
3.1 Возможности анализа почерка
3.2 Как проводить анализ почерка
4. Особенности развития почерка дошкольников и младших школьников
Вывод
Список литературы

Введение
Графология – это оценка почерка сцелью определения характера, предрасположенностей и склонностей; это интересныйи ценный способ, позволяющий понять самого себя и познать природу других людей.Как и в мимике, и в жестах, и в других манерах, в почерке выражается личность:будучи последовательностью исключительно индивидуальных движений, он отражаетмысли, чувства и привычки, имеющие место в тот момент, когда пишущий опускаетручку на бумагу.
Почерк каждого человека уникален идемонстрирует определенные свойства личности. Сила нажима, наклон, размер букв,пунктуация, различные петли выявляют в каждом человеке индивидуума с особым,присущим только ему характером. Хотя большинство людей учатся писать, следуяуказаниям учителя, ни один не в состоянии точно скопировать школьную модель.Даже после многочасовых занятий, изучив механизм письма, люди используютполученный навык в соответствии с собственными предрасположенностями, добавляяперсональные движения и избавляясь от тех, которые кажутся им неудобными.
Очень важно, насколько сильно почеркотличается от школьной модели. Если он очень напоминает ее, то это означает,что человек стремится действовать в общепринятых рамках и мыслит в соответствиис общественными правилами и нормами. Напротив, человек, отступающий от стиляписьма, которому его учили в школе, вероятно, следует собственному образумыслей и действует согласно собственным стандартам.
В графологии больше всего о личностипишущего говорят именно отклонения от нормы.
Зигмунд Фрейд говорил: «Без сомнения,посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». Премьер-министрАнглии XIX в. Бенджамин Дизраэли писал: «Почеркавтора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с егохарактером». Подобного мнения придерживались Альберт Эйнштейн, Роберт иЭлизабет Баррет Браунинг, а также Эдгар Алан По.
Томас Гейнсборо во время работы предпочиталдержать перед глазами рукопись того человека, портрет которого он рисовал. Этопомогало ему лучше отразить внутренний мир индивидуума. Идея художника созвучнасо словами немецкого исследователя начала XX в. Уильяма Преера: «Почерк человека есть почерк егоиндивидуальности».
Мы многое слышали о том, что попочерку можно определить личность и характер человека. В связи с этим особенноинтересно выяснить, как происходит развитие почерка у детей и можно липроследить в нем становление личности? Ответ на этот вопрос мы хотим найти вэтой курсовой работе.
Цель курсовой работы: выявитьзакономерности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьноговозраста в процессе становления личности.
Объект: процесс развития почеркачеловека.
Предмет: особенности развития почеркау детей дошкольного и младшего школьного возраста.
При этом были поставлены следующиезадачи:
1. Обобщить теоретический материал ографологии и проблеме почерка в психологии.
2. Рассмотреть особенности развития почеркав дошкольном и младшем школьном возрасте.
При написании работы был использованметод научного познания — способ добывания, выявление достоверных, убедительныхфактов о реальной действительности, знаний, существующих между явлениями,связями и зависимостями, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщениядобытых сведений и их оценки. Также было проведено теоретическое исследование иего методы – анализ, оценка, приведение в систему эмпирического обобщенногоматериала с позиций определенного мировоззрения.
 

1. Теоретические аспекты проблемыразвития почерка у детей младшего школьного возраста
 
1.1 Истоки графологии
Основы современной графологии былизаложены в эпоху Античности. Древние римляне (как и древние китайцы) считалипочерк одной из основных «единиц измерения» человеческой личности [12, стр. 4].
Вероятно, одним из первыхподтверждений разнообразия человеческого почерка было высказывание Аристотеля(384-322 гг. до н. э.): «Слова, которые мы произносим, — отражение способностейнашего ума, написанные же нами слова – отражение слов в устной форме. Так жекак различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека».
Известны случаи, когда в качестведоказательства вины подсудимого римскому императору Нерону (37-68 гг. н. э.)представляли написанный этим человеком текст. При этом произносилось: «По его почеркуясно, что он изменник». Немного позднее (во II в.) римский историк Светоний отмечал связь почеркаимператора Августа с его характером. Другие выдающиеся личности – такие, какЭзоп, Юлий Цезарь, Цицерон, — также утверждали, что в почерке проявляетсяхарактер человека. Йо-Хао (1060-1110 гг.) – китайский философ и художник –говорил, что «по почерку совершенно точно можно определить, принадлежит онблагородному или грубому и вульгарному человеку». В 1270 г. Роджер Бэкон в своем сочинении «Краткое руководство по изучению философии» дважды упоминает опочерке как о показателе личностных черт человека [1, стр. 12].
Несмотря на то, что интерес к почеркуи личности уходит корнями в древность, организованной системы письменногоанализа до XVII в. не существовало. В 1622 г. Камилло Бальди – итальянский ученый, физик Болонского университета – опубликовал книгу«Трактат о методе познания натуры и личностных качеств автора по его письму».Но хотя эта книга вызвала живой интерес среди образованных круговобщественности, она не могла получить широкого признания в силу того, чтоотносительно мало людей в то время могли читать и писать.
Показательно, что средиинтеллектуалов число заинтересовавшихся почерковедческим анализом продолжалорасти. Автором следующей опубликованной работы на эту тему (1778 г.) стал ученый из университета в Цюрихе, поэт и теолог Иоганн Каспер Лаватер, заключивший, что«каждый человек обладает индивидуальным неподражаемым почерком». Он такжеобнаружил, что «существует закономерность между почерком человека и егоэмоциональным и физическим состоянием», а также «взаимосвязь голоса, походки ипочерка большинства людей» [1, стр. 13].
После выхода в свет работы Лаватерапочерковедческий анализ стал очень популярен среди писателей, художников,государственных деятелей и прочих знаменитостей того времени.
До первой половины XIX в. анализ почерка считался не болеечем просто игрой. Во Франции серьезным его изучением занимался аббат Луи Ж. Г.Фландрэн – епископ Амьена и впоследствии архиепископ Камбре. Основным еговкладом в историю графоанализа стало обучение его ассистента, аббатаЖана-Ипполита Мишона. В 1875 г. Мишон опубликовал научно обоснованную работупод названием «Практическая система графологии», расширившую познания в областиграфоанализа. В результате учение об анализе почерка стало обозначатьсятермином «графология». Метод исследования Мишона стал известен как «школафиксированных знаков».
Учение Мишона продолжил ЖанКрепье-Жамэн. В 1888 г. он опубликовал свою знаменитую работу «Почерк ихарактер». За 87 лет эта книга была переиздана 17 раз [15, стр. 6].
Приблизительно в начале XX в. графологией как методом изученияличности заинтересовался видный психолог Альфред Бине. За несколько лет дотого, как в 1905 г. появился его первый тест на определение умственныхспособностей, Бине экспериментировал с анализом почерка.
Многие годы наиболее выдающимсяпрактиком в области графологии в Германии был Людвиг Клягес. Профессор МаксПульвер из Швейцарии, занимавшийся анализом почерка, привнес в него элементыпсихоаналитической философии Карла Юнга. В Англии Роберт Саудек изучал почерк спомощью линейки, транспортира, кронциркуля, измерителя давления ручки наповерхность, микроскопа и даже использовал замедленную съемку. Английскийученый Ганс Якоби дополнил общие знания по графологии, написав прекраснуюпознавательную книгу «Анализ почерка» (1939 г.) [11, стр. 16].
В США долгое время графологиейпрактически никто не занимался, и научных материалов на эту тему там несуществовало. Лишь в 1919 г. Джун Доуни – профессор психологии из Вайомигскогоуниверситета, занимавшаяся изучением сходства почерка в семье, издала небольшуюкнигу по психологии почерка.
Наибольший вклад в развитие анализапочерка в Америке внес Милтон Банкер. В 1920 г. он основал школу для обучения графоанализу. Сейчас она носит название Международного общества графоанализа (Чикаго)и является крупнейшей в мире. Школа придерживается консервативных и жесткихметодов, а ее исследовательский отдел сосредоточен только на статистических данныхв области анализа почерка [1, стр. 16].
В 1930-х гг. выдающийся психологГордон Аллпорт (выпускник Гарвардского университета) и его коллега ФилиппВернон занялись изучением предмета графоанализа. В своей работе «Изучение выразительныхдвижений» ни писали: «Почерк есть кристаллизованная форма жестов, через призмукоторой не без труда можно рассмотреть если не все, то многие черты личности…
Изучение личности с помощью почеркаявляется более естественным и удобным, чем тестирование. Ввиду того, что почеркявляется статичным предметом анализа, этот материал для исследованияпревосходит столь неуловимые и трудные для фиксирования мимику, жесты ипоходку» [5, стр. 21].
Вернер Вульф, учитель и психолог изколледжа Бард, занимался изучением конфигурации подписей и выяснил, что ониявляются отображением особого внутреннего ритма, свойственного каждому человекуи находящегося на уровне бессознательного. Вульф опубликовал свои исследованияв книге под названием «Диаграммы бессознательного» (1948 г.).
Одним из наиболее выдающихсяграфологов США являлась Клара Роман. Она преподавала графологию в Новой школесоциальных исследователей в Нью-Йорке. Роман изобрела инструмент для измерениядавления ручки на поверхность листа, работала с почерками людей, страдающихрасстройствами речи. Ее книга «Почерк: ключ к познанию личности» (1952 г.) и сейчас является классикой в области графоанализа.
В России первой серьезной работой попочерковедческому анализу стала книга Ильи Федоровича Моргенштерна«Психографология», вышедшая в конце XIX в. и переизданная в 1994 г. Наиболее выдающимся русским исследователем вобласти графологии в XX в.стал Д. М. Зуев-Инсаров. Ему принадлежат такие работы, как «Почерк и личность»,«Строение почерка и характер» и другие [1, стр. 17-18].
Немало исследователей внесли свойвклад в графологию XX в.; многиеопубликовали интересные работы на эту тему. Назовем некоторых из них: УльрихСоннеманн, Даниель Энтони, Феликс Клейн, Надя Олянова, Тэя Стейн Левинсон,Альфред О. Мендель и Ирен Маркус [15, стр. 7].
Из всего выше сказанного можносделать вывод, что на протяжении многих веков проблема почерка занимала многихученых и исследователей, некоторые посвятили этой проблеме свою жизнь. Но многоеосталось неизведанным, и хочется пожелать исследователям добиваться своих целей.Надеемся, что в будущем приоткроется завеса тайн над проблемой почерка и егоанализа.
 

2. Характеристика особенностейпочерка
 
2.1 Национальные особенности почерка
Несмотря на то, что почти в каждойстране Западного мира люди пишут, используя буквы латинского алфавита, нетрудноувидеть различия в написании букв, которые используют люди различных стран.
Испанцы обычно пишут заглавные буквывычурно и с завитушками, что показывает их гордую и романтическую натуру.Французы пишут гораздо мельче, и их почерки отражают более логичный подход кжизни. Итальянское письмо с его простыми маленькими буквами отражает чувстворитма и изящества. Русская эмоциональная общительная природа отражается вразмашистом, крупном почерке. Немецкий почерк более угловат и тщателен, чем удругих народов. У англичан почерк сдержан, прост, без росчерков и завитушек [11,стр. 34].
Конечно, эти черты почерка отражаютлишь наиболее типичные проявления национальных характеров. Люди одной нациипишут разными почерками, отражая свои различия в индивидуальностях.
Американский почерк – свободный иразмашистый. Он представляет собой сочетание многих национальных традиций,потому что в этой молодой стране еще не до конца сложился национальный стиль почерка[13, стр. 25].
Письмо в Китае и Японии, арабскоеписьмо и иврит, а также другие виды письменности принципиальным образом отличаютсяот латинской. Однако графолог может без труда сделать соответствующий анализ. Вэтих случаях будут приниматься во внимание размеры букв, нажим, поля и другиехарактеристики письма. Китайское и японское письмо не является почерком в нашемсмысле этого слова. Однако ученые Китая и Японии утверждают, что они могутанализировать характер человека, исследуя те слова-картинки, которые китайцы ияпонцы изображают на бумаге [11, стр. 35].
В то же время, хотя у почерковсуществуют определенные национальные особенности, графолог не может сказать:«Вы родились в Англии, или во Франции, или в Германии», лишь взглянув наобразец почерка. Автор письма мог быть рожден в одной из этих стран, но еще вдетстве переехать в США, где его учили писать в американской школе, и поэтомуего почерк носит американские черты. Таким образом, по почерку можно будетскорее узнать страну, в которой обучался писать человек, или национальность егоучителя, который занимался обучением письму, но не страну рождения.
Несмотря на наличие у почерканациональных особенностей, это не влияет на характер анализа. Правда, делаетсяскидка на крайности: угловатость германского почерка, мелкость и вертикальностьанглийского и т. д. В целом же графолог осуществляет анализ так, чтобы вариациине стали препятствием в достижении результатов [13, стр. 27].
 
2.2 Некоторые закономерности
Многолетняя практика позволилаграфологам заметить определенные закономерности в почерке и их обусловленностьличностными особенностями человека. Основные наблюдения можно сформулировать ввиде следующих положений.
Первое положение. Почерк характеризуется степеньюгеометрической выраженности письма. Речь идет о ровности линий, строк и полей,величине интервалов между словами и строками, одинаковости нажима. Степеньвыдержанности письма зависит от воли человека, запасов его внутренней энергии,способности напряженно трудиться, уравновешенности характера.
Второе положение. Всякие преувеличения в почеркеуказывают на стремление человека выделиться, обратить на себя внимание, компенсироватьотсутствие желаемых качеств.
Третье положение. Украшенность почерка говорит осамодовольстве, хвастливости, ограниченности, нарочитости поведения.
Четвертое положение. Волнистые линии в строках и в подписиприсущи людям изворотливым, хитрым, умеющим приспособиться.
Пятое положение. Обилие угловатых линий в письмеуказывает на твердость, настойчивость, конфликтность.
Шестое положение. Закругленность линий в письмехарактерна для миролюбивых людей, сглаживающих конфликты, любящих и умеющихподдерживать добрые отношения [15, стр. 12-13].
Как мы выяснили, у каждойнациональности свой особенный почерк, который можно отличить по ряду признаков.Посмотрев на письмо человека, вы безошибочно сможете определить, в какой странеон живет. А если вы хотите узнать характер человека, написавшего письмо, то,зная приведенные выше закономерности, можете это с легкостью проделать.

3. Основные параметры анализа почерка
 
3.1 Возможности анализа почерка
Если говорить вкратце, анализ почерка(графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены внаписании букв. Почерки людей столь же различны, как и их индивидуальные качества,как и отпечатки пальцев [11, стр. 41].
У анализа почерка существуютопределенные пределы возможностей.
Во-первых, невозможно сказать,принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан. Авторомкрупного, размашистого письма, которое на первый взгляд написал мужчина, можетоказаться милая бабуся, обладающая сильной и агрессивной натурой. Часто мелкиебуквы с легким нажимом, которые по видимости писала женщина, на самом деле былиначертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности. Графолог неможет определить пол писавшего.
Во-вторых, почерк не показывает ивозраст автора письма. Может показаться, что почерк подростка принадлежит лицуболее старших лет, потому, что ум подростка зрел не по возрасту, а письмостарого человека может выглядеть ребяческим, потому, что у него сохранился юношескийзадор. Поэтому письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст [1,стр. 47-48].
Разумеется также, что графолог несможет дать ответ на вопрос, женат ли человек или холост, так как брак неизменяет основных черт характера. Следовательно, по почерку невозможноопределить, есть ли у автора письма дети или нет.
Нельзя по почерку узнать род работы,характер занятия или увлечения того или иного лица, так как многие людизанимаются делами, для которых они изначально не подходят, но успешносправляются с ними благодаря своему уму или способности приспосабливаться кразличным обстоятельствам или по необходимости.
В то же время почерк может открытьналичие состязательного духа, способность ясно мыслить, четко действовать,проявлять упорство в достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, атакже других качеств, которые помогают человеку преуспеть.
По почерку невозможно догадаться,принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому, что почерки не обладаютсемейным сходством. Даже в том случае, если люди похожи до такой степени, чтоих собственные родители с трудом могут отличать их друг от друга, их почеркимогут показать наличие совершенно разных черт [11, стр. 44-45].
Итак, как уже было сказано,чрезвычайно важно иметь в виду, что анализ почерка не позволяет отгадывать илипредсказывать судьбу человека. Графолог может рассказать человеку о егохарактере, его склонностях и темпераменте, что позволит ему направлять своидействия. Каким образом он использует знание о чертах своей личности для того,чтобы определить свою жизнь в будущем, не входит в компетенцию графолога. Все,что может сделать графолог – это указать на наличие сильных и слабых сторониспытуемого, а последний может воспользоваться информацией для того, чтобывсемерно укрепить свои достоинства и свести к минимуму свои недостатки.
 
3.2 Как проводить анализ почерка
Идеальный образец почерка должен бытьна большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для тексталучше не переписывать что-либо из книги или газеты, а предложить человеку написатьто, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным [15, стр. 90].
Желательно получит и подписьчеловека, потому что подпись отличается от основного текста.
Помимо образца почерка, полученногонепосредственно для анализа, желательно наличие образчика письма, подготовленногоранее, когда испытуемый не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка.
Если для образца выбрано письмо,состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу,так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того,чтобы красивее выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ почерка осуществляетсяодинаково вне зависимости от пола писавшего [13, стр. 65].
Для того чтобы получше, смаксимальной тщательностью рассмотреть черточки и крючки, которые частопоявляются перед началом буквы или в ее конце, рекомендуется пользоватьсяувеличительным стеклом.
Следует подчеркнуть, что ни одначерта не имеет абсолютного значения, на основе которой следует исследоватькаждый почерк. Различные черты характера, проявившиеся в почерке, должнырассматриваться индивидуально, прежде чем будет подведен окончательный итог.Допустим, написание одной буквы может свидетельствовать о склонности человека кпромедлению. Однако, рассматривая весь образец почерка, мы можем увидеть, чточеловек написал эту же букву по-другому или же в его письме есть другиепризнаки, которые не позволяют утверждать о медлительности. В этом случаеодиночный показатель, который не подтвержден другими данными, можно игнорировать[15, стр. 93-94].
Опытный профессионал графолог быстроулавливает различные вариации и сопоставляет различные признаки, достигаяправильного решения.
Часто противники графологии приводятв качестве довода о несостоятельности этой науки то, что в школе всех обучаютписать одинаково. Однако тут стоит заметить, что люди в дальнейшем не сохраняютэто единообразие. По прошествии короткого времени большинство учеников начинаютписать различно и таким образом проявляют индивидуальные черты характера и ума.Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают соответствующиеизменения и в написании букв.
Приводятся и замечания о том, чтолюди одной профессии не пишут одинаково. Ответ здесь таков: «Работа неформирует характер. Учитель может быть щедрым и скупым, скромным и агрессивным,но это вовсе не означает, что он не подходит для преподавательской работы. Уврача может быть чувство юмора или он может быть серьезным, он может бытьромантиком или рационалистом, но из этого не следует, что он не может бытьхорошим врачом» [11, стр. 67-68].
Можно услышать и высказывания о том,что письмо – это просто работа мышц и мускулов. Но это не так. Почерк – этовнешнее проявление ума и других сторон личности. Если бы почерк был лишьрезультатом работы мышц и мускулов, он бы не раскрывал человеческих эмоций.Бывали случаи, когда человек повредил свою правую руку, и ему приходилосьобучиться писать левой рукой. Хотя на первый взгляд слова, написанные левойрукой, отличаются от тех, что написаны правой, открываются все те же основныечерты, которые очевидны в написании слов левой рукой. Люди, которые потерялиобе руки, обучаются использованию ног для письма, и даже в тех случаяхпроявляются те же закономерности характера.
Надо заметить, что нельзя даватьопределенный ответ на вопрос: «это хороший или плохой почерк?». Графологанализирует характер, но не выносит суждений относительно него. Каждый почеркявляется индивидуальным для аналитика, и его дело указать благоприятные и слабыечерты личности, проявляющиеся в почерке, а не выносить суждения. Можно сказать,что в каждом почерке есть своя доля плохих и хороших черт, но то, что дляодного может быть достоинством, для другого может явиться недостатком илислабостью [15, стр. 100-102].
Как выяснилось, почерк раскрывает внутренниечерты характера человека. Вне зависимости от пола и возраста мы можемопределить основные черты характера, присущие этому человеку. По почерку нельзяпредсказать судьбу человека, но выявить, например, что у человека есть силаволи. Чтобы проанализировать почерк, не нужно относить его образец в какую-либосуперсовременную лабораторию. Достаточно просто попросить человека написатьчто-нибудь на листе формата А4. По приведенным выше параметрам вы можетеоткрыть для себя что-то новое в этом человеке и выстроить стратегию общения сним.

4. Особенности развития почерка дошкольникови младших школьников
Никто не рождается с умением писать.Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают,однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. Так чтособственно процессом письма управляет подсознание. Каждый штрих в буквахнеизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Наиболее сильныеэмоциональные переживания, душевные болезни и мощные явления окружающей среды оседаютв подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук [6, стр.54].
Сначала об общем.
Пишущий человек должен обладать, покрайней мере, хорошо развитым визуальным каналом, чтобы видеть продукт своеготруда. Необходима еще и достаточная координация для написания букв, слов,знаков препинания и так далее. Но и визуальный канал работает неодинаково уразных людей. Можно условно разделить всех пишущих людей на два типа: с доминирующимлевым или правым полушарием мозга, которые функционируют во взаимосвязи, вносясвою специфику, и это во многом определяет психологические особенностичеловека, а значит, и его почерк [15, стр. 124].
Левое полушарие оперирует вербальнойи знаковой информацией, правое оперирует образами, ориентацией в пространстве,в его функции входит распознавание сложных объектов, продуцирование сновиденийи снов наяву.
Основное различие между полушариямине столько в особенностях использования материала, сколько в способах егопереработки и организации.
Левое полушарие характеризуетсядискретным и аналитическим мышлением, оно осуществляет последовательныелогические операции, проводит анализ по определенному числу признаков. Врезультате возникает модель мира, которую можно выразить в словах и другихусловных знаках, что весьма удобно в условиях социального общения.
Правое полушарие наделенопространственно-образным мышлением, оно позволяет одновременно восприниматьмногочисленные свойства объекта в их взаимосвязи, что придает им определеннуюмногозначность, лежащую в основе творческого процесса [1, 76-78].
Так, люди с доминантным левымполушарием чаще всего пишут аккуратно, выписывают каждую букву, выдерживаютнаправление строк и полей, размеры букв, нет у них склонности к украшательству.Для них характерны связанность букв и равномерный нажим.
Те же, у кого доминирует правоеполушарие, не отличаются геометрической выдержанностью письма, гармоничностьдостигается за счет удивительного соединения в органичное целое относительнонеправильно написанных букв. Им трудно выдерживать направление, пляшут нетолько буквы, но и слова и строки. Существенно меньше связанность букв,используется большее пространство, очень много волнообразных линий, дуг,крючков. Почерк создает впечатление новизны и самобытности [15, стр. 125-126].
Теперь о частном.
В почерке человека отражается еголичность. Все действия, включая письмо, начинаются в мозгу. Когда человек беретв руку ручку или карандаш для того, чтобы написать что-то, мозг посылаетсигналы в мышцы руки и пальцев и направляет изображение отметок на бумаге.Линии, изгибы, петли, точки, появляющиеся в результате, служат отражениемсобственного «Я». Хотя инструмент письма держит рука, именно мозг побуждает насписать [1, стр. 4-5].
Уже в возрасте трех лет ребенок можеткопировать некоторые заглавные буквы, но он копирует, делая при этом такие движения,как при рисовании; рукописные движения появляются у него только шесть месяцевспустя. У ребенка, таким образом, очень рано проявляется различное отношение крисованию и письму.
В возрасте четырех лет ребенококазывается в состоянии копировать слова, но располагает их где попало, вполном беспорядке. В начале таких опытов он пишет внизу листа и только примерночерез шесть месяцев под влиянием инструкции начинает писать с верхней левойчасти листа.
В возрасте пяти лет он может ужекопировать фразы и писать (спонтанно) небольшое число слов, но при этомдопускает много перестановок в порядке следования букв.
В шесть лет у ребенка можно наблюдатьочень интересное явление: появление человеческого профиля, повернутого влево.Это явление дало повод к самым разнообразным толкованиям. Как бы то ни было, винтеллектуальном плане это представляется уже как значительный прогресс [8,стр. 145-147].
Вплоть до 5-6 лет графическаяспособность определяется моторной способностью.
После 6 лет интеллектуальные иаффективные факторы активно подключаются в процессе эволюции письма и рисованияк моторным факторам.
К девяти годам отмечается ориентация графическогоизображения в левую сторону не только при письме, но и при рисовании. Онавозникает как моторный эффект, но проявляется и в особенностях восприятия [8,стр. 147-149].
Среди результатов различныхнаблюдений можно найти указания на стадии и возрасты, которые представляютсянаиболее важными. Наряду с проявлением организованной графической способностипервой чрезвычайно важной стадией является исчезновение графического беспорядка,который представляет собой проявление характерной черты детства — отсутствиядифференциации. Эта стадия наступает в возрасте примерно 2 – 2,5 лет.
Еще одной важной стадией является та,которая отмечается в возрасте шести с половиной лет, когда ребенок уже способенк хорошо организованным действиям, связанным с рисованием, и делает первыепопытки писать [14, стр. 75-77].
Следующим важным возрастом являетсяпериод от девяти до десяти лет. В этом возрасте, когда имеет место опыт повосприятию профилей и когда рука больше не является ответственной заграфические действия, а ею уже руководит глаз, ребенок оказывается в состоянииподчинить себе моторные условия. Этот факт свидетельствует об организации полявосприятия, о своего рода гештальт-восприятии, генезис которого мы только чтонаблюдали: прежде всего, это были нейромоторные детерминанты, затем примерно кдевяти годам на первый план выдвигаются сенсорные элементы. В этом возрастепоявляются первые попытки беглого чтения и письма.
После десяти лет развитиепродолжается, но теперь уже факторы культуры заметно преобладают над факторамииндивидуального развития [8, стр. 149-156].
Конечно, в источниках литературыприведены средние данные о становлении почерка. У каждого ребенка, взависимости от его индивидуальных особенностей, становление почерка происходитв разные сроки. Но важно знать эти сроки, чтобы вовремя разобраться, все ли впорядке с психикой ребенка или есть что-то, что мешает ее нормальному развитию.Надеемся, что данная курсовая работа поможет разобраться с этой проблемой.
 

Вывод
Письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующийнепрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резкоменяется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависитот его готовности к новым учебным нагрузкам.
Графические навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, вотличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо втрудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаны сучебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этомзаключается специфика и сложность их формирования.
Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов ифизиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладываетребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнемвозрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линииили каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служитосновой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.
У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, незакончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкаявыносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений являетсянесовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыкомписьма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормированияобъема письменной работы, соответствия методических требований при обученииписьму возрастным возможностям ребенка.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обученияписьму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующихпространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения:соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность,протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма,выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающиесамо время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленностьписьма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечныхнапряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапеформирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитыватьиндивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно итребует от учителя глубоких психологических знаний.
Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьникаспособствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка иприменение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразныхприемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающихтруд ученика.

Список литературы
 
1. Бобров А. Языкпочерка – СПб.: Питер, 2007.
2. Бондаренко А. Гдепрячутся ошибки – М., 1999.
3. Геворкян С. Нашидети – Ростов-на-Дону, 2003.
4. Калинин М.И. Овоспитании и обучении – М., 1987.
5. Камиллина А.Е.Дошкольники и школьники – СПб., 1995.
6. Михеева Д. Почеркраскрывает тайны человека // Консультант – 2001, № 28.
7. Прохорова Е.В.Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа – 1999, № 5.
8. Развитие ребенка/ под редакцией Запорожца А.В., Венгера Л.А. – М.: Просвещение, 1968.
9. Рамзаева Т.Г.,Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1979.
10. Рогова К.С.Подготовка к обучению в школе. Книга для родителей – М., 2001.
11. Сара Д. Тайныпочерка – М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.
12. Тараненко В.Почерк, портрет, характер – М., 1995.
13. Улезько И.А.Характер и почерк – М., 2006.
14. Шевелева О.П.Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, 1999,№ 1.
15. Щеголев И. Тайныпочерка – СПб.: Питер, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.