Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности

Оглавление
Введение
Глава 1. Ценностно- смысловая сфера личности как важнейший
регулятор поведения и деятельности человека
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой
сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности
Заключение
ЛитератураПриложение 1. Анкета для оценки уровня компетентности в использованиикомпьютераПриложение 2. Результаты статистического анализадостоверности различий между испытуемымигруппы №1 и группы №3Приложение3. Гистограммы и таблицы, отражающие значимость терминальныхценностей и жизненных сфер для испытуемых трех групп

Введение
Проникновение компьютера вовсе сферы жизни человека является приметой нашего времени. С момента вхождения сетиИнтернет в повседневную жизнь человека стала возможной виртуализация жизничеловечества, формирование нового видения мира через образы и символы, новойсистемы ценностей. Виртуальное пространство, не тождественное среде обитаниячеловека, обрело свою физическую оболочку и способность проникновения в самыеотдаленные точки земного шара.
Эта тенденция не могла остаться вне поля зрения ученых разныхспециальностей. Оценке влияния компьютера на здоровье, развитие, социальнуюадаптацию человека посвящены работы медиков, педагогов, психологов. Проведение подобныхисследований имеет огромную социальную значимость, поскольку крайне важно своевременнои адекватно оценить влияние того или иного явления, поддержать позитивные иостановить негативные тенденции.
Наше исследование посвящено изучению особенностей ценностно –смыcловой сферы у старшеклассников сразным уровнем компьютерной компетентности. Мы выдвинули предположение, чторабота с компьютером оказывает влияние не только на психические функциичеловека (мышление, речь, внимание и т.д.), но и оказывает существенноевоздействие на ценностно — смысловую сферу личности.
В процессе анализа содержания журнала «Вопросыпсихологии» за последние 15 лет, нам не удалось найти работ, в которых бы рассматривалосьвлияние компьютера на ценностно- смысловую сферу личности.
Гипотеза: устаршеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности существуютразличия в ценностно-смысловой сфере.
Цель исследования:     изучитьособенности ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с различным уровнемкомпьютерной компетентности.
Задачи:
1)  Изучить литературу по интересующейнас проблеме.
2)  Провести эмпирическое исследование.
3)  Провести сравнительный анализрезультатов, полученных в группах старшеклассников с разным уровнем компьютернойкомпетентности с использованием компьютерной системы SPSS-13.
Объект исследования:ценностно — смысловая сфера личности.
Предмет исследования:терминальные ценности и актуальные смысловые состояния у старшеклассников сразным уровнем компьютерной компетентности.
Методы:
1.Анкета из 11 вопросовдля определения уровня компьютерной компетентности у старшеклассников. Анкетапредставлена в приложении №1,
2. Опросник терминальныхценностей (ОТЕЦ) И.Г. Сенина,
3. Тест смысложизненныхориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева,
4. Непараметрическийкритерий Манна – Уитни для определения различий и в уровне исследуемогопризнака
Для проведениястатистического анализа нами была использована компьютерная система обработкиданных SPSS-13.

Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности как важнейший регулятор поведения и деятельностичеловека
К исследованию ценностейи смыслов в разные годы обращались известные отечественные и зарубежныепсихологи: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.А., Леонтьев,Н.И. Непомнящая, В. Франкл, М. Рокич, К. Роджерс и др. Несмотря на различия в теоретическихи методологических подходах, все исследователи сходятся во мнении о том, чтоценности и смыслы играют важнейшую роль в регуляции поведения и деятельностичеловека.
Результатом психологическогоизучения ценностно — смысловой сферы явилась разработка теоретическихконструктов «ценности», «смыслы», «ценностные ориентации»,«направленность личности», «смысложизненные ориетации» идр., отражающих психологическую реальность, придающую жизни человекаопределенную направленность и структурированность, а также созданиеметодического инструментария для исследования этой реальности.
Основными категорияминашего исследования являются понятия терминальные ценности, актуальноесмысловое состояние, ценностно – смысловая сфера личности и компьютернаякомпетентность.
В нашем исследовании мыопирались на то понимание основных категорий, которое изложено в концепцияхавторов, разработавших использованные нами методики.
Для исследования терминальныхценностей мы использовали «Опросник терминальных ценностей» И.Г.Сенина — методику, позволяющую найти ответы на вопросы:
Какая терминальнаяценность является преобладающей в жизни данного индивида?
Какая жизненная сферанаиболее значима для данного индивида?
В какой жизненной сферепреобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е.какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающейтерминальной ценности?
Автор отмечает, чтометодика ОТЕЦ разработана на основе идей известного психолога М.Рокича. Подценностью М. Рокич понимал либо убеждение индивида в преимуществах каких-либоцелей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями, либоубеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению сдругими типами. Исходя из этого М. Рокич формулирует гипотезу о двух видахчеловеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах. Ценности-цели онназывает ТЕРМИНАЛЬНЫМИ, в них отражается приоритетность для индивидаопределенных жизненных целей. Ценности-средства носят названиеИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ, они свидетельствуют о приоритетности для индивидаопределенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальныхценностей.
И.Г.Сенин, подтерминальной ценностью понимает убеждение человека в преимуществах определенныхжизненных целей по сравнению с другими целями. В дальнейшем мы будем опиратьсяименно на это определение. Методика ОТЕЦ выявляет значимость для испытуемыхвосьми терминальных ценностей и пяти основных сфер жизни.
1. Собственный престиж,т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определеннымсоциальным требованиям.
2. Высокое материальноеположение, т. е. обращение к факторам материального благополучия как к главномусмыслу существования.
3. Креативность, т. е.реализация своих творческих способностей, стремление изменять окружающуюдействительность.
4. Активные социальныеконтакты, т. е. установление благоприятных отношений в различных сферахсоциального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализациясвоей социальной роли.
5. Развитие себя, т. е.познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своихспособностей и других личностных характеристик.
6. Достижения, т. е.постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненныхфакторов.
7. Духовноеудовлетворение, т. е. руководство морально-нравственными принципами,преобладание духовных потребностей над материальными.
8. Сохранение собственнойиндивидуальности т. е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений надобщепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
И.Г. Сенин отмечает, что "…реальная жизнь человека очень неоднородна. Одному и тому же человеку приходитсявыполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию видыдеятельности, реализовать в них определенные социальные роли. По своемусходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы".
Наиболее типичными, сточки зрения И.Г. Сенина, для большинства людей являются следующие сферы: а)профессиональной жизни; б) обучения и образования; в) семейной жизни; г)общественной жизни; д) увлечений.
И.Г. Сенин пишет, чтотерминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных вышежизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности вразличной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей,поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретаютдля индивида наибольшую значимость.
Для исследованиясмысложизеннных ориентаций мы использовали «Тест смысло-жизненныхориентаций» (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым. Опросник содержит 20пунктов, представляющих собой полярные суждения относительно «качествжизни» испытуемого, например, «Я обычно: ужасно скучаю – полон жизнии энтузиазма». В опроснике СЖО 5 шкал:
1. «Цели вжизни». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизнииспытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность,направленность и временную перспективу.
2. «Процессжизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Определяетудовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни какинтересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этойшкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни в том,чтобы жить.
3. «Результативностьжизни или удовлетворенность самоактуализацией». Измеряет удовлетворенностьпрожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того,насколько продуктивна и осмысленна прожитая ее часть.
4. «Локусконтроля – Я (Я – хозяин жизни)». Характеризует представление о себе как осильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить своюжизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле,контролировать события собственной жизни (Я-концепция).
5. «Локусконтроля – жизнь или управляемость жизни». Отражает убежденность в том,что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения ивоплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь подвластна сознательномуконтролю.
Первые три фактора образуютсмысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни(настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихсяфактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировозренческоеубеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлятьтакой контроль.
Необходимым условиемэффективной индивидуальной жизни является синхронизация временных локусовсмысла. Процесс синхронизации временных локусов исследователи описывают какособое состояние личности – актуальное смысловое состояние, которое регулируетпроцесс интеграции личности и окружающей действительности и во многомопределяет адекватность субъективного действия относительно объективнойреальности.
Это смысловое отношение иопределяет субъектную временную перспективу: значение (смысл) прошлого опыта,осмысленность настоящего (реальности здесь и теперь) и определяют состояниесубъективной смысловой реальности индивида – ее границы, ценностные компонентыи собственно направленность личностного смысла (к ситуации, к себе, к другим, кжизни).     Актуальное смысловое состояние (АСС) представляет собойсовокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных вовременной перспективе (опыт, реальность, цели). Это своего рода переживаниеситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы с болеенизкого уровня на более высокий.
Глава 2. Эмпирическоеисследование особенностей ценностно- смысловой сферы у старшеклассников сразным уровнем компьютерной компетентности
В нашем исследованииприняли участие 67 старшеклассников из школ № 73 и № 75 города Лесного, из них38 девушек и 29 юношей. Возраст испытуемых 16 –17 лет. На первом этапе спомощью анкеты мы выделили три группы испытуемых по уровню компьютернойкомпетентности. В таблице №1 представленыосновные характеристики уровня компьютерной компетентности и количественныйсостав групп.
Таблица №1 Характеристики группы Количественный состав Группа №1 Компьютер используется в основном как средство развлечения и общения. Испытуемые демонстрируют высокую осведомленность в игровых и развлекательных программах. Некоторые из них проводят немало времени в Интернете, посещая чаты, музыкальные и игровые сайты. Всего 24 человека, из них 15 юношей 9 девушек Группа №2 Компьютер используется преимущественно как средство решения учебных и познавательных задач. Испытуемые владеют программами, входящими в Microsoft office, владеют навыками поиска информации в Интернете. Всего 23 человека, из них 8 юношей, 15 девушек Группа №3 Испытуемые занимаются программированием, выходящим за рамки школьной программы, создают новые информационные продукты. Проявляют большую осведомленность в использовании ресурсов Интернет, активно их используют. Всего 20 человек, из них 13 юношей, 7 девушек
Интересным представляется факт, что старшеклассники группы№3 наиболее критично оценивают уровень своей компетентности (средняя оценка вгруппе 3,2 балла по 5-балльной шкале). В то время как старшеклассники, вошедшиев группу №2, чаще всего ставили себе оценки «5».
Особенности сферытерминальных ценностей у старшеклассников с разным уровнем компетентности виспользовании компьютера.
Анализ результатов показал, что независимо от уровня компетентностив использовании компьютера, у всех старшеклассников ведущее место в системеценностей занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и высокоематериальное положение. Это позволяют сделать вывод о том, что все испытуемыезаинтересованы в объективной информации об особенностях своего характера, своихспособностях, других характеристиках своей личности. Они стремятся ксамосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человекапочти не ограничены и что в первую очередь в жизни необходимо, добиватьсянаиболее полной их реализации. При этом они убеждены в том, что материальныйдостаток является главным условием жизненного благополучия. Для данныхстаршеклассников высокий уровень материального благосостояния часто оказываетсяоснованием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.
Наименее значимымиценностями является креативность и активные социальные контакты. Этосвидетельствует о том, что испытуемые в меньшей мере стремятся к реализациисвои творческих способностей, внесению различных изменений во все сферы своейжизни. Они не считают необходимым «ломать» стереотипы, тем самым, вносяразнообразие в свою жизнь. Их устраивает размеренный ход жизни, и они не всегдастараются внести в нее что-то новое. В данный момент своей жизнистаршеклассники не рассматривают в качестве важнейшей ценности благоприятныевзаимоотношения с другими людьми. Для них, как правило, не очень значимы многиеаспекты человеческих взаимоотношений, поэтому возможность общения с другимилюдьми они не считают самым ценным в своей жизни. Наиболее значимой сферой длявсех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть ихвозраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своейобразованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учитьсяи получать новые знания. Наименее значимой для себя считают сферу семейнойжизни. Можно предположить, что создание собственной семьи – довольно далекаяперспектива, а возможность реализации собственных ценностей в родительскойсемье несколько ограничены. Гистограммы и таблицы, иллюстрирующие особенностисферы терминальнх ценностей у испытуемых трех групп, представлены в Приложении№2.
Задачей следующего этапабыла проверка гипотезы о том, что у испытуемых с разным уровнем компьютернойкомпетентности существуют различия в ценностно — смысловой сфере. Для оценкидостоверности различий мы использовали непараметрический критерий Манна –Уитни, поскольку непарметрические критерии применимы как к выборкам,соответствующим закону нормального распределения, так и несоответствующих этомузакону. Использование компьютерной программы обработки данных SPSS-13 значительно облегчило нашуработу, что позволило проанализировать различия по достаточно большому числупараметров: 53 параметрам «Опросника терминальных ценностей» (ОТЕЦ) Сенинаи 5 параметрам «Теста смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А.Леонтьева. Таблицы, отражающие результаты статистического анализа, представленыв приложении № 3.
В результатестатистического анализа по ряду параметров были выявлены достоверные различия (р
Таблица №2. Достоверные различия между испытуемымигрупп №1 и №3 значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни (критерийМанна — Уитни)
Сферы
Терминальные ценности Образование Профессия Семейной жизни Увлечения Обществ. жизни «Активные социальные контакты» pПоказатели испытуемых группы№3 достоверно выше показателей испытуемых группы №1 по значимости ценности «Активныесоциальные контакты» в сферах образования, профессии и увлечений. Этоозначает, что старшеклассники, вошедшие в группу №3, отличаются желанием достигнутьопределенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты с людьми,принадлежащими к референтной для себя группе. Для них большее значение, чем дляиспытуемых группы №1, имеют факторы социально-психологического климата вколлективе, атмосфера доверия и взаимопомощи среди одноклассников. Испытуемыегруппы №3 склонны увлекаться теми занятиями, которые имеют коллективныйхарактер, в то время, как старшеклассники группы №1 не испытывают особогожелания искать единомышленников и взаимодействовать с ними в своем увлечении.
Более значимой дляиспытуемых группы №3 представляется ценность «Достижения». Особенно отчетливыразличия между испытуемыми двух групп в сфере образования. Это выражается вбольшем стремлении испытуемых группы №3 добиваться как конкретных результатовсвоего образовательного процесса, так и других жизненных целей, достижениекоторых зависит от уровня образования. Эти старшеклассники более тщательнопланируют все этапы образовательного процесса, стремятся повысить свою самооценкуза счет учебных успехов.
Значимость ценности «Духовноеудовлетворение» для испытуемых группы №3 достоверно выше в сферепрофессиональной деятельности, общественной жизни и в сфере увлечений.Испытуемые группы № 3 в большей мере стремятся иметь в будущем интересную,содержательную работу или профессию. Кроме того, старшеклассники группы №3стремятся через общественную деятельность реализовать свое желание сделатьжизнь общества как можно более благополучной. Их особенность заключается вготовности посвятить все свое свободное время какому-либо делу, в стремленииглубже проникнуть в сам предмет увлечения. Поэтому большее удовлетворение ониполучают от процесса своего занятия, нежели от его результатов. Для группы № 1,напротив характерно наибольшее удовлетворение от результатов работы и в меньшейстепени ориентировка на сам процесс. Мы выяснили также, что значимость ценности«Сохранение собственной индивидуальности» в профессиональнойдеятельности, в сфере семьи и увлечений у испытуемых группы №1 достоверно ниже,чем у испытуемых группы №3. Старшеклассники, вошедшие в группу № 3, намногосильнее стремятся посредством своей профессиональной деятельности «выделитьсяиз толпы». В выборе будущей профессии немаловажным фактором для них будетявляться ее уникальность, возможность подчеркнуть, таким образом, своеобразие инеповторимость их личности. Они хотят строить свою жизнь, ориентируясь насобственные взгляды, желания, убеждения. Испытуемые группы № 3 в большейстепени пытаются сохранить свою индивидуальность, избегая влияния даже членовсвоей семьи.
В оценке значимости такихценностей, как «Престиж» и «Креативность» также выявленыдостоверные различия. Испытуемые группы №3 достоверно выше оценивают значимостьдля себя свободного творческого самовыражения в сфере увлечений. Они в большеймере стремятся увлекаться таким занятием, которое представляет широкиевозможности для творчества, внесения разнообразия в сферу своего увлечения. Онивсегда стараются изменить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-тоновое.
Ценность престижа впрофессиональной деятельности и сфере увлечений более высока для испытуемых группы№3. Это означает, что эти старшеклассники стремятся иметь работу или профессию,которая высоко ценится в обществе. Они, как правило, очень заинтересованы вмнении других людей относительно своей работы или профессии и хотят добитьсяпризнания в обществе путем выбора наиболее социально — одобряемой работы илипрофессии.
В целом по результатамисследования, создается впечатление, что для испытуемых группы №1 компьютерявляется средством «защиты» от реальности, а для испытуемых группы№3- средством ее преобразования. Напомним, что группа испытуемых вторая группа занимаетпромежуточное положение между первой и третьей группами. Достоверных различиймежду второй и первой, второй и третьей группами выявлено не было. Смысложизненныеориентации у старшеклассников с разным уровнем компетентности в использованиикомпьютера. Анализ смысложизненных ориентаций устаршеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности показалследующее.У испытуемых всех групп все три временных локуса имеютвысокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущениемтого, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизнив настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, аосмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленностьи временную перспективу. При этом показатели «Локус контроля – Я» и «Локусконтроля — Жизнь», выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большейубежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью ибольшей вере в собственные силы.

Заключение
В ходе проведенного нами эмпирического исследования подтвердилисьгипотеза о том, что в ценностно- смысловой сфере старшеклассников с разнымуровнем компьютерной компетентности существуют различия.
Мы также пришли к выводу о том, что независимо от уровнякомпьютерной компетентности, у всех старшеклассников ведущее место в системеценностей старшеклассников занимают такие ценности, как достижения, развитиесебя и материальное положение. Наименее значимыми ценностями являетсякреативность и активные социальные контакты. Наиболее значимой сферой для всехиспытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть ихвозраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своейобразованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учитьсяи получать новые знания. Наименее значимой для себя большинство старшеклассниковсчитают сферу семейной жизни.
Вместе с тем, выявились идостоверно значимые различия между испытуемыми двух групп.
У испытуемых всех группвсе три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данноесостояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни былпродуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается какинтересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придаетвсей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этомпоказатели «Локус контроля – Я» и «Локус контроля — Жизнь»,выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этихиспытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере всобственные силы.
Выбранный нами подход кисследованию не дает ответа на вопрос о том. Что является причиной, а чтоследствием: особенности ценностно – смысловой сферы заставляют человека осваиватьвсе новые и новые средства или эти средства формируют особенности ценностно- смысловойсферы. Возможно, верно и то и другое. Ответить на эти вопросы можно с помощьюдругого метода психологического исследования- эксперимента.
Другим источникомповышения качества работы может быть повышение объективности оценки уровнякомпьютерной компетентности. В ближайшее время планируется публикация стандартизированныхтестов для оценки уровня компьютерной компетентности старшеклассников. В этоммы видим перспективы нашей исследовательской работы.

Литература
1. Белавина И. Г.Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопр. психол. 1993. №3. С.62
2. Братусь Б. С.Леонтьевские основания смысловых концепций личности // Вопр. психол. 2004. №4.С. 102-113
3. Будинайте Г. П.,Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопр.психол. 1993. №5. С. 99
4. Бурлачук Л. Ф.,Морозов С. М. Словарь–справочник по психодиагностике.-СПб.: Питер Ком, 1999.-528 с.; (Серия «Мастера психологии»)
5. Васильева И. А.,Пащенко Е. И., Петрова Н. Н., Осипова Е. М. Психологические факторыкомпьютерной тревожности // Вопр. психол. 2004. №5. С. 16
6. Головин С. Ю.Словарь практического психолога. Минск: Харвест,1998-800 с.
7. Гурьева Л. П.Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический иисторический аспекты // Вопр. психол. 1993. №3. С. 105
8. Доронина О. В.Страх перед компьютером, природа, профилактика, преодоление страха // Вопр.психол. 1993. №1. С. 68
9. Дьяконова Н. А.,Юртайкин В. В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации илокус контроля // Вопр. психол. 2000. №4. С. 51
10. Кожевникова Е. С.Читатель и Интернет // Вопр. психол. 2006. №1. С. 33-38
11. Куликов Л. В.Введение в психологическое исследование. Санкт-Петербург, 1994.
12. Психологиячеловека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
13. Леонтьев Д. А.Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
14. Леонтьев Д. А.Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. №3. С. 11-21.
15. Леонтьев Д. А.Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
16. Лэнгле А.Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение кценности // Вопр. психол. 2004. №4. С.3-22
17. Майерс Д.Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 668 с.: ил.
18. Марцинковская Т.Д. Психология смысла // Вопр. психол. 2000. №3. С. 139
19. Мойсеенко Л. А.Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопр.психол. 1993. №2. С. 122
20. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных впсихологии и социальных науках.- СПб.: Питер,2005.-416 с ил.
21. Непомнящая Н. И.Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопр. психол. 2005. №1.С.116-125
22. Психологическиеаспекты смысла жизни и акме // Вопр. психол. 2000. №4. С. 136
23. Психологиячеловека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
24. Сенин И. Г.Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ). Ярославль, 1991.
25. Франкл В. Человек в поискахсмысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.М., 1990.
25. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.Питер Пресс, 1997. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»).
Приложение1. Анкета для оценки уровня компетентности в использованиикомпьютера
Дорогой старшеклассник,просим Вас ответить на несколько вопросов
1. Являетесь ли Выпользователем сети Интернет?
2. Какие сайты наВаш взгляд наиболее популярны у ваших сверстников? Почему?
3. Какие сайты Вылично посещаете чаще всего?
4. Сколько времениВы проводите в сети в течение недели?
5. Какие виды работВы выполняете на компьютере?
6. Где находитсякомпьютер, которым Вы пользуетесь?
7. Какие программыиспользуете в своей работе?
8. Какимипрограммами хотели бы овладеть?
9. Занимаетесь ли Выпрограммированием? В какой среде? Какие информационные продукты создали?
10. Как вы оцениваетеуровень собственной компьютерной компетентности по пятибалльной системе?
11. Какие чувства Выиспытываете при использовании компьютера?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение2. Результаты статистического анализадостоверности различий между испытуемыми группы №1 и группы №3  Mann-Whitney U Wilcoxon W Z Asymp. Sig. (2-tailed) цели 60,500 105,500 -,158 ,874 процесс 61,500 106,500 -,095 ,924 результат 48,500 93,500 -,917 ,359 ЛКя 27,000 92,000 -1,013 ,011 ЛКж 22,000 97,000 -,697 ,046 СЖО 54,500 99,500 -,536 ,592 АСКоб 21,000 112,000 -2,855 ,004 АСКож 46,000 137,000 -1,208 ,227 АСКпроф 22,500 113,500 -2,674 ,007 АСКсем 52,500 107,500 -,785 ,432 АСКувл 15,500 106,500 -3,116 ,002 АСК 30,500 121,500 -2,155 ,031 ДОСТобр 34,000 125,000 -1,960 ,050 ДОСТож 58,500 113,500 -,415 ,678 ДОСТпр 58,500 149,500 -,415 ,678 ДОСТсем 53,000 108,000 -,760 ,447 ДОСТувл 61,500 116,500 -,222 ,824 ДОСТ 57,500 148,500 -,467 ,641 ДУобр 50,000 141,000 -,960 ,337 ДУож 56,500 147,500 -,542 ,588 ДУпроф 22,000 113,000 -2,711 ,007 ДУсем 47,000 102,000 -1,145 ,252 ДУувл 32,000 123,000 -2,075 ,038 ДУХУД 36,000 127,000 -1,803 ,071 ИНДобр 57,000 148,000 -,503 ,615 ИНДож 61,000 116,000 -,252 ,801 ИНДпроф 24,000 115,000 -2,577 ,010 ИНДсем 23,000 114,000 -2,640 ,008 ИНДувл 29,500 120,500 -2,238 ,025 ИНД 23,000 114,000 -2,610 ,009 КРобр 45,500 136,500 -1,225 ,221 КРож 53,500 144,500 -,725 ,468 КРпроф 58,500 149,500 -,414 ,679 КРсем 48,000 139,000 -1,069 ,285 КРувл 38,000 129,000 -1,696 ,090 КРотец 42,500 133,500 -1,405 ,160 МПобр 50,000 141,000 -,945 ,345 МПож 51,500 106,500 -,853 ,394 МПпроф 60,500 151,500 -,286 ,775 МПсем 50,500 141,500 -,917 ,359 МПувл 60,500 151,500 -,285 ,776 МАТПОЛ 51,000 142,000 -,870 ,384 ПРЕсобр 50,500 141,500 -,916 ,359 ПРЕСож 56,500 111,500 -,535 ,592 ПРЕСпр 10,500 101,500 -3,428 ,001 ПРЕссем 43,000 134,000 -1,389 ,165 ПРЕСувл 32,500 123,500 -2,036 ,042 ПРЕСТИЖ 33,500 124,500 -1,962 ,050 РАЗВобр 42,500 133,500 -1,429 ,153 РАЗВож 54,000 109,000 -,693 ,488 РАзвпроф 32,000 123,000 -2,121 ,034 РАзвсем 37,000 128,000 -1,761 ,078 РАзвувл 61,000 152,000 -,254 ,800 РАЗВСЕБЯ 41,500 132,500 -1,461 ,144 образ 51,000 142,000 -,874 ,382 Общжизнь 40,000 131,000 -1,554 ,120 професс 21,000 112,000 -2,737 ,006 семья 48,500 139,500 -1,024 ,306 хобби 22,500 113,500 -2,653 ,008
a Not corrected for ties.
b Grouping Variable: уровень
Приложение3. Гистограммы и таблицы, отражающие значимость терминальныхценностей и жизненных сфер для испытуемых трех групп
/>
/>
Таблица №1. Уровень значимости терминальныхценностей в разных сферах жизни для испытуемых группы №1Терминальные ценности Сферы жизни Образование ОЖ Профессия Семья Увлечение Активные социальные контакты 6,08 7,62 5,38 6,85 5,08 Достижения 7,15 8,31 6,77 7,31 6,85 Духовное удовлетворение 7,62 7,92 6,38 7,31 5,69 Индивидуальность 7,08 6,77 6,23 5,85 6,38 Креативность 6,15 6,54 6,7 5,38 5,54 Материальное положение 6,74 8,15 7,08 6,54 7,38 Престиж 6,38 6,31 5,64 4,92 4,77 Саморазвитие 7,46 7,92 6,62 6,15 7,54
/>
/>
Таблица №2. Уровень значимости терминальныхценностей в разных сферах жизни для испытуемых группы №2Терминальные ценности Сферы жизни Образование ОЖ Профессия Семья Увлечение Активные социальные контакты 7,67 6,92 6,17 6 6,42 Достижение 8,42 8,08 7,08 7,67 7,33 Духовное удовлетворение 7,92 7,33 7,67 6,67 6,42 Индивидуальность 6,92 6,75 7,42 6,17 6,83 Креативность 6,5 6,33 6,17 6,25 6,58 Материальное положение 8,42 7,58 7,33 7,08 8,5 Престиж 7,75 6,33 7,67 6,92 6,42 Саморазвитие 7,17 7,42 7,92 6,58 7,67
/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.