Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности организации театрализованных игр в разных возрастных группах и руководство ими

ГОУ СПО «Бендерский педагогический колледж»
Контрольная работа
«Особенности организации театрализованных игр
в разных возрастных группах и руководство ими»
студентки 41 группы
Раду Людмилы Федоровны
План
1. Что такое театрализованная игра. 3
2. Задачи и содержание работы… 5
3. Цели, задачи и содержание работыс детьми старшего дошкольного возраста  10
4. Классификация театрализованныхигр. 15
5. Методика руководстватеатрализованными играми. 19
6. Организация самостоятельнойтеатрализованной деятельностии развитие творческой активности дошкольников. 23
Литература. 29
1. Что такое театрализованная игра
«Каковребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтомувоспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся историяотдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитииигры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С. Макаренко.
Игра – путьк познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей,своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтомуигры – важное средство самовоспитания.
Театрализованнаяигра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольномучреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей смиром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию,сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогаютпсихологической адаптации ребенка в коллективе.
В настоящеевремя специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра какважнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкиеобщевоспитательные социальные функции.
Игра — наиболеедоступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных изокружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенностимышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность вобщении. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень общегоразвития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) длястановления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самимнамечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, ставитьцель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра,тем более в условиях общественного дошкольного воспитания, требует от ребенкаумения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детскихобъединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки,интересы, представления об окружающем, различные умения.
Игра — подлиннаясоциальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтомустоль актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игрыв целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственнойстороны личности ребенка. Например, игра, в которой дети воспроизводят внаглядно-образной, действенной форме взаимоотношения людей, не только позволяетлучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощнымфактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческихкачеств. К таким играм можно отнести театрализованные игры, в процессе которыхдети приобретают дополнительную возможность закрепить и такие навыки, какумение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способностьпонимать, что хотят от тебя другие. Такие занятия стимулируют развитие основныхпсихических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцветутворческого воображения, приобщают к театральной культуре.
2. Спецификацелей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.
Цели, задачии содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Основныенаправления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходеребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельнойигровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре вгруппе из трех — пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действийфольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачейосновных эмоций героя и освоению роли как созданию простого«типичного» образа в игре-драматизации. 2. Задачи и содержание работы
Прежде всегонеобходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессепросмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взявза основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшемважно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельныефразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Вниманиедетей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодаритьих, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются назанятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалитдетей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включаетфрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос иинтонацию.
Важнымаспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игровогоопыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация даннойзадачи достигается последовательным усложнением игровых заданий иигр-драматизаций, в который включается ребенок. Ступени работы следующие.
•Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (детипроснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоцийчеловека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали владоши, запрыгали на месте).
•Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачейосновных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчикувидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
•Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведьидет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
•Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летятпо ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Однотемнаябессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов иприбауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька… »,«Заинька, попляши… », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто«Снег, снег»).
•Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которыерассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский«Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «Намашине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевойдиалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»,«Три медведя»).
•Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот,петух и лиса»).
• Однотемнаяигра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам(«Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев«Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
У детейэтого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры- настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостноготеатра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включаетмини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов(«Этот пальчик — дедушка… », «Тилибом», К. Ушинский«Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев«Цыпленок и утенок») Фигурки пальчикового театра ребенок начинаетиспользовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащениеигрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Перваягруппа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение бытьдоброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши,сказать спасибо «артистам»).
Втораягруппа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист»,включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика,жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, егоэмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигуркугероя в режиссерской театрализованной игре.
Третьягруппа умений — это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные ролипо очереди и т.д.
Деятельностьвоспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству иимпровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно онивключаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем всовместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказаниепомощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детейразвивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободныетемы («Солнышко и дождик», «В лесу», «Веселыеобезьянки», «Котята играют» и т.п.).
Цели, задачии содержание. работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Основныенаправления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходеребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; отигры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс, ирезультат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные(«параллельные») роли, к игре в группе из пяти — семи сверстников,ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); отсоздания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощениюцелостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, ихсмена.

В данномвозрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работавоспитателя с детьми 4 — 5 лет должна состоять в поддержании их интереса ктеатрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтенииопределенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивацииинтереса к игре как средству самовыражения.
Расширениетеатрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоенияигры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций,которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднегодошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаютсяболее сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов,интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимоназванных выше игр, в работе с детьми используются:
•многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух — трехчастных сказок оживотных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса иволк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
•игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры»,«Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
• постановкаспектакля по произведению.
Содержательнуюоснову составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационногохарактера (например «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мнойтолько что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).
Расширениеигрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. Ввозрасте 4 — 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкойигрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостныхфигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступендетям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года — и с ширмой),театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическимтекстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский«Путаница»), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельнойдеятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек,сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков«Котята»; Л. Зубкова «Мы делили апельсин»).
Существенноусложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Перваягруппа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель»(быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительскойкультуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать напроисходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов»,благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игрусверстников-«артистов»).
Втораягруппа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главнымобразом это подразумевает умение использовать средства нсвербальной (мимика,жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образагероя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу — испугалась,увидела избушку — удивилась, придумала, как обмануть медведя, — обрадовалась),для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера(старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочетубежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил).Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно длязрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерскойтеатрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения,символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третьягруппа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» врежиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространствона плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертаягруппа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителяспектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбиратьатрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться впроцесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группаумений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры,включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владетьэлементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Воспитательдолжен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации впроцессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощьюразных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы наэтапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализарезультатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного итого же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрятьжелание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основекопирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своегопонимания содержания текста. 3. Цели, задачи и содержаниеработы с детьми старшего дошкольного возраста
Основныенаправления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходеребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту кигре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, вкотором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенкомили соединяются несколько произведений; от игры, где используются средствавыразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средствусамовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является«артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций«артист», «режиссер», «сценарист»,«оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждогоребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальныхспособностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровойдеятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Первая — формированиеположительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумеваетуглубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образугероя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причинположительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием илиотсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованнойдеятельности.
Новымаспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детейк театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей еговозникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей,работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрамитеатрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей,клоунада и пр)
В старшемдошкольном возрасте происходит углубление театралъно-игрового опыта за счетосвоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углублениеопыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активнымии самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшемудошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями,инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, втом числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новыеприключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игрыобогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевыхкукол.
Усложняютсятексты для постановок Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытыйподтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинаютиспользоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль»,«Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М.Зощенко, Н. Носова.
Яркойособенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевойплан. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой иливажной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный ифантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерныигры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «Втеатр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, наоснове знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановкеспектакля.
У детейразвиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Перваягруппа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного,доброго советчика».
Втораягруппа предполагает углубление позиции «артист», развитие способностивыражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощьюкомплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третьягруппа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», чтоподразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами,но и организуя деятельность других детей.
Четвертаягруппа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е.способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала»,отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельноизготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения ипр.
Пятая группаумений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками впроцессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в планреальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети болееярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию втеатрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулированияих интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игрыи воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. Наконкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что «лучшаяимпровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличиемпредшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливатьобразы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своихзадумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выборасредств для импровизации и самовыражения.
Реализацияназванных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требуетучета основных принципов организации театрализованной игры.
Важнейшимявляется принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой(свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленнопережитый) компоненты.
Принципкомплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видамиискусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Согласнопринципу импровизационности театрализованная игра рассматривается кактворческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого иребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера,поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своейточки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Всеназванные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, всоответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровойдеятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, втом числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественнойдеятельности.
Первый этаппосвящен углублению художественного восприятия литературного текста(содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цельработы — обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идеепроизведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий попознавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной имузыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературногопроизведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятийпроводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы,рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей,дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр). Материалыпредметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению скнигой.
Второй этапимеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной,интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализациивыступают образно-игровые этюды. Создание образа — задача сложная длядошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению пониманиядетьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний инастроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, поизобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексическиеупражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.
Предметно-развивающаясреда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельностьдетей на основе текста.
Третий этапсвязан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественнойдеятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель»,«артист», «сценарист-режиссер»,«оформитель-костюмер». Даннай цель может реализовываться как назанятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовлениеприглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшейгруппе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества иознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество всамостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Организованнаятаким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная играстанет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видахтворчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников вдетском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства,которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности. 4. Классификациятеатрализованных игр
Существуетмножественность точек зрения на классификацию игр, составляющихтеатрально-игровую деятельность.
Предметные инепредметные игры в классификации Л.С. Фурминой Дифференциация театрализованныхигр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослымобстоятельствам Е.Л. Трусовой.
В рядеисследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения взависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.
Театрализованнуюигру Л.В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.
Виграх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощьюкомплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производитсобственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняеткакой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жесткимканоном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизацияможет касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизациимогут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Еслиони разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации,костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называюттеатрализациями.
Видыдраматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевыедиалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей поодному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжетабез предварительной подготовки.
Драматизацииосновываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Л.В. Артемовавыделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизациис пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображениекоторого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним илинесколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясьза ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизациис куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычнодействуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовитьсамостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация.Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционнойпедагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структурусюжетно-ролевой игры.
Врежиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует заигрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляетигрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжетасчитают особенно важной для дальнейшего
формированияигры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он используетразные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выраженияв этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, посколькуребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Важнаяособенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности надругой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумываетмизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или простосопровождает игру «дикторским» текстом.
В этих играхребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое,согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображениякак новообразования дошкольного возраста.
Режиссерскиеигры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступаеткак режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опытобщения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Л.В. Артемовапредлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразиемтеатров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, нафланелеграфе и др.).
Настольныйтеатр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столеи не создают помех при передвижении.
Настольныйтеатр картинок. Персонажи и декорации – картинки.
Их действияограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего.Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности,вызывает интерес детей.
Стенд-книжка.Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг другаиллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различныесюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф.Картинки или персонажи выставляются на экран.
Удерживаетих фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланелина картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисункиподбираются вместе с детьми из ста/рых книг, журналов илисоздаются самостоятельно.
Теневойтеатр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостныеперсонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажиотбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук.Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игра-драматизациярассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду срежиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра,включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролеймежду игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, являетсяонтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организациине требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого длясюжетно-ролевой игры.
5. Методика руководстватеатрализованными играми
Театрализованныеигры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок — способомпознания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом,добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни,сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальныхнавыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенокполучает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа,непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость вбудущей жизни.
Методикаобъяснения ребенку задания «Запишем сказку» дана в книге «Чего на свете небывает?».
Приведемпримеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.
1. «Погружениев сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемойситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебныйритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или«волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Нес нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затемдетей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение исовместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная назнакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различнымичертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого вовремя драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, котороепозволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехомиспользуется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрываниеотрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснениемили разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действийперсонажей.
4. Режиссерскаяигра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование,раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок сречевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные,настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственныхправил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей послезанятия.
Еслинеобходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могутпроводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведенияили с заменой героев, сохранив содержание сказки.
В процессеработы над ролью рекомендуется:
— составлениесловесного портрета героя;
— фантазированиепо поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание еголюбимых блюд, занятий, игр;
— сочинениеразличных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
— анализпридуманных поступков;
— работа надсценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений,жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
— подготовкатеатрального костюма;
— использованиегрима для создания образа.
Правиладраматизации (по Р. Калининой)
Правилоиндивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нетстрого очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Детипереживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж своюличность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похожна героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя вовторой раз, может быть совсем другим.
Проигрываниепсихогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера,обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой кдраматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правиловсеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если нехватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектаклямогут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогатьгероям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главныхгероев.
Правилосвободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (ноэто будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор,пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правилопомогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли послезнакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить»каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешаетв этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает?Что он хочет сказать?
Правилообратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувстваты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика кдраматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детямпогрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать иххарактер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистовк восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика недолжна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеетнесколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояниегероев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление,злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство еес персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передачанастроения героя и нашего отношения к нему.
Правиломудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленныхправил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. Развитиетеатрализованных игр зависит от содержания и методики художественноговоспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе.
В основеруководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературногопроизведения. Р.И. Жуковская советует преподносить текст произведениявыразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложныйанализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
Обогащениюдетей художественными средствами передачи образа способствуют этюды изпрочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш(зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагментымузыкальных произведений.
Старшие детиактивно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Играповторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейсяроли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов».
С цельюусвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуетсяхудожественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по темепроизведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание,например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этомотпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Основнаяцель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создаватьусловия для изобретательности, творчества детей. 6. Организация самостоятельнойтеатрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников
Изучениепотенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельностипроводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого;театрализовано-игрового.
Гармоничноесочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игрепозволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческойактивности дошкольников.
Втеатральном искусстве творчество – это соединение и раскрытие драматургом,режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов,объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится быть ихудожниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзясравнивать с результатами работы взрослых.
По мнению Л.С.Фурминой, «… творчество детей носит характер открытий для себя. И втеатрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторскогозамысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно,творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматургическогоматериала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однакодеятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегдазафиксированной, импровизационность — характерное свойство всей детскойдеятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игроваядеятельность является активным творческим процессом».
Старшиедошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству, что являетсяпредпосылкой развития творческих возможностей ребенка. Вместе с тем удошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, несформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишьнемногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театреи игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованнуюдеятельность.
Восприятиедошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность — процессы,исходные точки которых различны. Последовательность восприятия сценического искусстваопределяется психологическими особенностями и характером восприятия ребенкомэтого возраста различных видов театра (восприятие различного сценическогодействия). Анализ истории театрального искусства, психологических особенностейвосприятия, а также сравнительных характеристик театрализованной и сюжетноролевойигр показывает, что восприятие театрального искусства целесообразно начинать снаиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида — кукольноготеатра.
Последовательностьформирования театрализованных игр соответствует историческому развитию разныхвидов сценического искусства. Поэтому самостоятельная театрализованнаядеятельность дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельностидетей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического действия.
Творчестводетей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях — кактворчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческаяинтерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское(декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.
Условия дляпроявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играхследующие (по О. Солнцевой):
— содержаниеигр должно соответствовать интересам и возможностям детей; —
— педагогическоесопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности итворчества ребенка;
— театрально-игроваясреда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участиедети.
В младшемдошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игрс помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками(куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участиепедагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании имбытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининойи др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенкав игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В среднейгруппе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. Впредметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразныйбросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующийразвитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуярежиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснитьсмысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел?), иногдавыступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек ипредметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включитьсяв подобную деятельность.
Ребенкупредлагаются творческие игровые задания, направленные на организациюиндивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показаннуювоспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжитвоспитатель или другой ребенок.
В среднейгруппе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх,которые постепенно превращаются в совместную деятельность.
Старшийдошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становитсяполноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастическиесюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игроваясреда для режиссерских игр конструируется на основе полифункциональногоигрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использованиепомогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетнуюканву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизироватьв процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близостьструктуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использоватьлитературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
На начальномэтапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогалребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметнуюситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиваниювоображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровыхситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей,который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а такжепостановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.
Педагог, непринимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детейвопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось? «. Егопозицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.
Развитиевоображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию,предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения,создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы,используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя всоответствии с характером персонажа.
Организацииигр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбраннойтеме. Задача педагога – научить детей согласовывать замыслы. Это требует отнего установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Онобращает внимание на то, что сочинять интересно когда каждый продолжает частьистории, придуманную другими. Педагог выступает как носитель умения проигрыватьчасть сюжета на основе приема «как будто».
В старшемдошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игровоготворчества каждого ребенка.
У детей — «сочинителей»творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлениемигры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.
Дети-»исполнители»проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровыхперсонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую иоценочную речь.
Дети-»режиссеры»максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступаяпосредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замысламиигроков, способствуя их согласованию.
Эффективностьдетской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценическихобразов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.
Готовность ктеатрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений,обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля икомфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания обискусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения,позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умениестроить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлениюсобственной сценической деятельности.
Педагогическоесопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельностиигры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты,ролевые диалоги и элементы предметно — игровой среды. Педагог стремиться пробудитьу ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальнымисобытиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.
Литература
1. Акулова О.Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
2. Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.
4. Ботнарь В.Д.,Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знаком-ства с культурой других народов// Дошкольное воспитание. – 1994. — № 3.
5.Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Под ред.В.С. Клюева, Н.А. Яковлева.– М., 1989.
6. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
7. Давыдов В.Г. Отдетских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование: Сб.научных трудов. -М. 1992.
8. Доронова Т.Н.Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок вдетском саду. – 2001. — №2.
9. Ерофеева Т.И.Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
10. Запорожец А.В.Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психологическиетруды: В 2т. – М., 1986. – Т.1
11. Зверева О.Л.Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М., 1994.
12. Иградошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
13. Козлова С.А.,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000.
14. Куцакова Л.В.,Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
15. МенджерицкаяД.В. Воспитателю о детской игре. — М., 1982.
16. Неменова Т.Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр //Дошкольное воспитание. – 1989. — №1.
17. Петрова Т.И.Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18. Реуцкая Н.А.Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой.- М., 1989…
19. Экки Л.Театрально-игровая деятельность // Дошк. воспитание, 1991. — №7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Robinson Crusoe Essay Research Paper Robinson CrusoeThe
Реферат The Science Of Galileo Essay Research Paper
Реферат Heart Of Darkness And Apocalyp Essay Research
Реферат Монетарная политика и принципы ее проведения мировой опыт и проблемы России
Реферат What Exactly Is Electronic Music Essay Research
Реферат Police Harrassment Essay Research Paper Police HarassmentThesis
Реферат Osi Reference Model Essay Research Paper The
Реферат Oti (Лого) Omeopatia Fitoterapia Integratori alimentari Италия Комплексная антигомотоксическая терапия хронической венозной недостаточности (методические рекомендации)
Реферат Стандартизация и сертификация продукции Иностранные сертификаты качества
Реферат сигналы BIOS
Реферат Применение информационных технологий в бухгалтерии
Реферат Крестьянский менталитет: наследие России царской в России коммунистической
Реферат Маранта - "молящаяся трава"
Реферат Антибиотические белки и пептиды и воспалительный процесс
Реферат Добри Войников "Криворазбраната цивилизация"