Основныеэтапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШим. С. Жаксыгулова Таскалинского района
«Правильнопоставленная работа позволяет обеспечить связь между предметами, датьвозможность учащимся применить свои знания на практике, воспитыватьположительные и устранять отрицательные черты характера, дать азы экологическойграмотности. Кроме того, как все формы работы с молодежью, экспедиционнаяработа решает проблемы занятости, организованного культурного досуга,взаимоотношения молодежи между собой…».
ФоминВ.П.
Природоохраннаяпросветительная и туристская деятельность в СОШ им. С. ЖаксыгуловаТаскалинского района всегда была стержневой в определении учебных планов школы,целей и задач учебно-воспитательной работы учительского коллектива. Более 20лет назад учащиеся школы под руководством учителей географии и биологииКостиной А.Е., Пудиковой Л.И., Осиновской В.А. и других, активно участвовали вобластных и республиканских соревнованиях по туризму, слетах натуралистов,представляли опыт работы школы на разных уровнях. Многое было сделано этимипедагогами в формирование структуры школьной туристско-краеведческой работы,придания ей практической и мировоззренческой направленности, разработкеметодологии поисково-исследовательской деятельности школьников.
Однако,это был такой период деятельности, когда интерес к полевым исследованиям,туристско-краеведческой деятельности поддерживался только у небольшой группышкольников, активно представляющей школу и район на различных уровнях.Занимаясь, длительное время, с небольшой группой учащихся по основам туризма учителясмогли за счет такой специализации и элементарного тренинга готовить школьниковдля участия в областных и республиканских соревнованиях. Во-вторых,особенностью этого периода является и то, что учащиеся овладевали тольконавыками туристкой техники; другие же вопросы формирования гармонично развитойличности, которые можно было бы решать по ходу основной деятельности, оказалисьнеохваченными или малорезультативными. В этот период массовость и всеохватностьдостигалась участием школьников и педагогов в экспедициях «Моя Родина-СССР»,туристических поездках по городам СССР.
Впостсоветский период, когда многие нравственные ценности в обществе канули влету, когда вопросы экологии и существования экосистем становятся не простоактуальными, но и жизненно необходимыми, учителя школы, независимо оттуристко-краеведческой деятельности, а зачастую и параллельно с ней,самостоятельно брались за ведение курсов по основам экологии, валеологии,охраны окружающей среды, в различных по возрасту, подготовленности и уровню сформированностиклассных коллективах. Это была пора становления, когда учителя сами хотели определитьсяв этом вопросе. Стало выделяться эколого-биологическое, туристско-краеведческоенаправления в общем процессе обучения и воспитания. Школа была объявлена опорнойв Таскалинском районе по туристско-экологической деятельности со всемивытекающими отсюда последствиями. В школе параллельно появилось несколькотуристических групп, между которыми шло соперничество, за участие в районных иобластных слетах туристов и натуралистов. Анализируя этот период работы, можносказать, что он был переломным в определение стратегического направленияучебно-воспитательной деятельности школы. Понимая комплексность вопросов,решаемых в ходе экологического обучения, воспитания и развития,туристско-экологическая деятельность в школе стала ориентироваться наспециализацию и научный подход школьников к изучению окружающей среды вообще иприроды своего края в частности. Учителя-предметники и педагоги дополнительногообразования свою работу в отрядах стали строить по должностным «специальностям»,то есть каждый член туристкой или экологической группы, помимо функциональнойдолжности, является носителем исследовательской специальности (топограф,ботаник, фенолог, гидролог, почвовед, орнитолог и др.). Школьник,систематически занимаясь по избранной профессии, отрабатывает методикуисследовательской работы по специальности, пополняет теоретические знания,ориентируется профессионально на выбор жизненного пути. Положительным являетсяи то обстоятельство, что школьники внутри отряда «ищут» свою профессию,отказываясь от одной и останавливаясь на другой. Учащиеся, овладевая этимизнаниями, свободно пользуются методикой исследовательской деятельности поклассификации, мониторингу, степени дигрессии отдельных природных комплексов иих компонентов. Стал регулярно, неформально проводиться районный слет туристско-экологическойэкспедиции «Жайык Урал» в рамках республиканской туристско-краеведческийэкспедиции «Атамекен». Школьные экологические отряды регулярно принимаютучастие в III этапе областной экологической экспедиции «Жайык-Урал», где последниешесть лет Таскалинский район, который представляют учащиеся средней школы им.С. Жаксыгулова, остается лидером.
Туристскийликбез продолжается в рамках платных походов, где желающих очень много. На базешколы работают кружки туризма, экологии и краеведения районного центра туристови экологов (директор Айтжанов Ж.Х.). Эколого-натуралистическая деятельность вшколе сосредоточена в рамках школьных кружков «Юный цветовод», «Комнатныерастения» и других, областной очно-заочной школы «Табигат». Их деятельностьметодически координируется районной экологической станцией, созданной 8 летназад. На уровне календарного планирования школьных учебных дисциплин (биология,география, литература, казахский, русский и английский языки, трудового иизобразительного обучения) учителя внесли свои коррективы в вариативную частьучебных планов, используя для этого резервное время курсов, интегрированныетемы. Содержание учебных дисциплин стало носить конкретный характер,приближенное к реалиям окружающей жизни, более интересное для школьников.Учебный план школы стал более цельным, монолитным, направленным на решениеконкретных образовательных и воспитательных задач, менее размытым иабстрактным. Силами учителей-предметников в школе разработана программа поэкологическому воспитанию для учащихся V-IХклассов, учитываются преемственность курсов начального среднего и старшегозвена обучения, по принципу имеющихся на вооружении школы обязательных программпо гражданской обороне и правилам дорожного движения в объеме 8-14 часов.
Этопозволило упорядочить всю воспитательную работу по экологическому становлениюшкольников, так как мы понимали, что оно напрямую связано с нравственным, правовымвоспитанием, формированием коллективистских качеств, активной жизненнойпозицией с положительной мотивацией в природоохранной и общественнойдеятельности. В конечном итоге, даже при высоком профессиональном мастерствеклассного руководителя, настоящее планирование помогает наставникам учащихсясистематизировать работу по экологическому воспитанию, определиться в тематикеклассных часов, приоритетности вопросов в этом направлении. Помимовышеперечисленных преимуществ, постоянно действующий эколого-биологическийразновозрастный кружок позволил придать этой работе целенаправленныйнаучно-исследовательский и прикладной характер. Учителя истории и правасформировали кружок краеведения, до этого действовавший на основе отдельныхшкольников, интересующихся вопросами истории своего края. В этой работе учителявыделили следующее содержание:
— специальные беседы в классах, на общешкольных мероприятиях о национальных и общечеловеческихценностях личности, отдельных этносов страны, социальных групп;
- государственнаясимволика республики Казахстан, своеобразие культуры, истории, обычаев,традиций, религий, промыслов, экономики своего края;
- увязываниевышеперечисленных вопросов с особенностями природы своего края, необходимостьюведения здорового образа жизни, ориентируя школьников на формирование стойкихморально-этических, нравственных идеалов;
- топонимическиеособенности природных, хозяйственных и общественно-культурных объектов своегокрая.
Разноплановаяи всеохватная работа вышеуказанного периода подготовила фундамент дляструктурных изменений внутри школы; на базе тематических кружков началфункционировать экологический клуб «Экос», деятельность которого позволиларешить множество организованных и педагогических задач:
- быласоздана внутришкольная детская общественная организация на основе реального, (ане формального, позерского) интереса учащихся и содержательной деятельности;
- внекласснаяи внешкольная деятельность учащихся приобрела системный и организованныйхарактер;
- содержаниеработы клуба, несмотря на явно выраженное экологическое направление, включалаширокий спектр деятельности: спорт и здоровье, культура и искусство, валеологияи экология, туризм и основы экологической безопасности жизни школьников,обычаи, традиции народов Казахстана, настольные национальные игры и другие.
Вшколе начал функционировать историко-краеведческий уголок, в работе которого поподготовке материалов, их систематизации принимают участие активисты-краеведы иэкскурсоводы. В районе с 1999 года начала работать районная экологическаяэкспедиция «Аймак- Край», которая в следующем витке своего развития становитсярегиональной, с приглашением к участию в ней туристско-экологических сводныхотрядов Озинского района Саратовской области, районов Западно-Казахстанскойобласти. В рамках этой экспедиции, в течение нескольких лет идет работа поизучению памятников природы Таскалинского района, проводится экологическиймониторинг природных и хозяйственных объектов села. При наличии большогоколичества выявленных интересных природных комплексов в районе, отличающихсясвоей экологической стабильностью, возникла необходимость проведениякомплексной специализированной экспедиции «Памятники природы Таскалинскогорайона». Помимо большого охвата школьниками вопросов общей экологии, краеведения,туристско-натуралистической работы, во всей деятельности учителей и учащихсястал присутствовать научно-исследовательский характер. Помимо традиционныхмероприятий: экспедиции, слеты, туриады, походы выходного дня, Дня школы,экскурсии, классные воспитательные часы, школьники стали активно участвовать вработе научно-практических конференций, семинаров, проводимых в школе, районе,области. В этот период под руководством учителей, школьники подготовилинаучно-исследовательские работы и издали тематические брошюры по темам:«Регрессия почв поймы реки Деркул, как результат антропогенного воздействия иприродных эрозионных факторов», «Река Деркул-важный природный и хозяйственныйкомплекс», «Экологический паспорт села Каменка и фруктового сада», «Комплекснаяфизико-географическая характеристика реки Деркул», «Экологическая тропа селаКаменка» и многое другое. Было сформировано научное общество школьников изчисла ребят, активно занимающихся туристко-краеведческой иэколого-натуралистической деятельностью. Сводный районный экологический отряд«Искатель» СОШ им. С. Жаксыгулова, принимая участие в областной экологическойэкспедиции «Жайык-Урал», проводит экологический мониторинг природных иантропогенных объектов области, разрабатывает мероприятия по их экологическойстабилизации, проекты их рационального использования, разрабатывает сигналыэкологической тревоги.
Заслуживаетотдельного внимания многолетняя исследовательская работа учащихся покомплексному изучению ландшафтного памятника природы «Гора Большая Ичка».Развитие клубного движения в школах района на основе опыта нашей школыпотребовало создания на базе районного Центра внешкольной работы с детьмирайонной экологической станции школьников. Подготовлены Положение и Программадеятельности станции, оформлены и функционируют учебные кабинеты длятеоретических и практических занятий. Таким образом, начата крупномасштабнаядеятельность по туристско-экологической и эколого-натуралистическойдеятельности с явно выраженным научно-исследовательским характером. Этопроявляется и в том, что экологическая станция школьников сама планирует ипроводит экологические экспедиции по различным направлениям исследовательскойдеятельности в рамках районной (региональной) экологической экспедиции «Аймак-Край» с привлечением специалистов и ученых из ВУЗов и природоохранныхорганизаций: «Гора Большая Ичка-памятник природы Таскалинского района», «Малымрекам-большую заботу», «Животные Красной книги Казахстана» и другие. В школепроводятся осенние и весенние туриады, Дни здоровья, заседания экологического клуба«Экос», научно-практические конференции по различным направлениям:естественно-географическому, историко-краеведческому, физико-математическому идругим. Курсы по общей и социальной экологии введены в ранг предмета для участияв школьной и районной предметных олимпиад. В летнее время стали традиционными стационарныепалаточные лагеря для проведения оздоровительных мероприятии среди школьников,отработке навыков по туристской технике, привлечения одаренных ипотенциально-перспективных школьников к работе по научным исследованиямприродных объектов. Сегодня календарь внешкольных и учебных мероприятий,предлагаемый внутри школы очень плотный, поэтому порой возникает необходимостьот дифференциации экологического обучения и, в целом, курса экологии, перейти кего интеграции с различными курсами. В современных условиях, когда речь идет непросто об экологическом ликбезе, а об экологическом образовании, интеграциянауки экологии с другими науками, проникновение знаний экологии в повседневнуюжизнь становится важной вехой исторического и социального развития цивилизации.
Современноечеловечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии,представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Люди уже столкнулисьс целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоенытенденцией нарастания неустойчивости природы. На этом фоне юношеский возраствыступает, как период принятия ответственных решений, определяющих всюдальнейшую жизнь человека- выбор профессии, своего места в жизни, смысла жизни,выработке мировоззрения и жизненной позиции, становления самосознания иустойчивости образа своей личности. Сегодня выпускать в жизнь молодоепоколение, не воспринимающего жизнь через призму экологической культуры сталоопасно; опасно не только для окружающих, но для самих молодых людей, особенно,если их интересы ограничены лишь сферой жесткого бизнеса. Экологическивоспитать, по мнению В.А. Сухомлинского, — не просто учить ребенка поливатьцветы, следить за чистотой улиц и дворов, но и «учить ребенка понимать природу,как единое целое, видеть единство человека и природы». Экологическая воспитанностьстарших школьников, как итог, предполагает высокий уровень экологическогосамосознания, которое становится регулятором всей деятельности и поведениясоциума, влияющего в свою очередь на перестройку прежних представлений,взглядов. Экологическое воспитание является универсальным средством любоговоспитания и воспитания вообще.
Исходяиз этого утверждения, школа идет по пути объединения научных дисциплин вокругважнейших проблем (в том числе и экологических), стоящих перед человечеством. Вкурсе изучения основ туризма, краеведения и экологии в школе продолжаетсяорганическое объединение понятий и знаний, полученных учащимися в разнообразныхшкольных дисциплинах, то есть идет междисциплинарная интеграция при обученииосновам наук через призму туристко-краеведческое и экологическое образование,воспитание и развитие.
Основныеэтапы дифференциации и интеграции экологического обучения в СОШ им. С.Жаксыгулова№п/п годы содержание этапа 1. 1993-19951 1993-1995 Образовательные дисциплины базисного учебного плана. 2. 1995-1997 Выделение большого количества авторских программ спецкурсов, факультативов, кружков по предметам, с обоснованием их важности. 3. 1997-1999 Появление вариативной части базисного плана, множества вариантов учебных планов. 4. 1999-2002 Сведение до минимума базовых образовательных дисциплин на фоне большого количества различных форм обучения, воспитания и развития. 5. 2003-2005 Выделение из большого количества дифференцированных курсов основополагающих наук (с точки зрения значимости в сфере обучения, воспитания, общего развития.) 6. 2006-2009 Интеграция дифференцированных курсов вокруг приоритетных наук, актуальных для настоящего социально-исторического этапа.
Идетперераспределение дифференцированных курсов с последующей интеграцией в новомкачестве и составе. Следует заметить, что дифференциация школьного обучения, тоесть разделение обучения на различные самостоятельные курсы, должна бытьвостребована обществом и решать ряд обучающих, воспитывающих и развивающихзадач. Момент интеграции таких самостоятельных курсов с приоритетной учебнойдисциплиной определяется основными методико-педагогической иучебно-воспитательной задачами, которые решает общество или педагогическийколлектив в данный момент. Сегодня это вопросы охраны природы, проблемынравственности, физического здоровья общества, то есть вопросы экологии природыи души.
Входе исследований учителями-предметниками, классными руководителями,педагогом-психологом, администрацией школы отслеживаются промежуточные итогивсего спектра деятельности. Мониторинг предполагает получение достовернойинформации по изменению уровня обученности, воспитанности и общего развитияучастников эксперимента, состояния их комфортности в обществе. Эта информацияпозволяла проводить коррекцию учебно-воспитательной деятельности в ходеисследований, определять стратегические цели школы на перспективу.
Условныепараметры обученности в школеПоказатели уровня обученности школьников параметры При анализе взяты стартовые показатели классов и учащихся с равными степенями обученности по состоянию на начало исследований. I различение II запоминание III понимание IV умения и навыки V перенос в повседневную жизнь
Динамикаизменения степени обученности учащихся как совокупность специальных знаний,умений и навыков по туристко-краеведческой деятельности, мониторингуэкологического состояния природных комплексов.
/>
Такимобразом, образовательные цели в ходе туристско-краеведческой иэколого-натуралистической деятельности были достигнуты; об этом свидетельствуетдаже нехитрая методика исследований с использованием тестовых заданий,практических и полевых работ, тематических экологических экспедиций. Попредметным курсам и в целом по школе увеличилось качество знаний учащихся.
Особоеместо в исследованиях заняло изучение уровня воспитанности учащихся. Реализациявсех задач предполагала, что уровень воспитанности учащихся 5-х классов и всегошкольного ученического коллектива значительно возрастет, однако отсутствие иоднобокость имеющихся методик по мониторингу уровня воспитанности подтолкнули кпоиску специфических для данной темы эксперимента. Были подготовленыдиагностические карты, которые позволили охватить значительный спектрличностных характеристик учащихся, проведен психолого-педагогический анализличности каждого школьника с участием классных руководителей,педагогов-предметников, родителей и общественности. Так, в основупсихолого-педагогических исследований легло выявление основной группыпрепятствий, которые сдерживают развитие личности вообще и личности школьника,особенно. К таким препятствиям были отнесены следующие: социальные,субъективные и материальные. К социальным препятствиям были отнесены всесредовые преграды: работники школы, друзья, сверстники, социально- культурнаяатмосфера. Субъективные или личностные препятствия формируются в ходе становленияличности и включают в себя эмоционально-волевые, поведенческие показателиличности, компоненты структуры личности и зависят, во многом, от когнитивных(наследственных) причин. Материальные препятствия включили в себя степеньматериального обеспечения всего образовательного процесса, благосостояние семьиребенка (см. схему). Так, при ответе на тестовый вопрос: «Какие источникипсихолого-педагогического дискомфорта препятствуют вашему образованию и самовоспитанию?»была отмечена динамика снижения таких видов препятствий для образования исамовоспитания школьников, как социальные (от 12% на начало до 5% на IVгод исследований), субъективные — с 16% до 11% соответственно. Приотносительной невозможности школьников влиять на показатель материальных препятствий,наблюдается некоторое снижение их доли с 45% до 44% за счет стабилизацииэкономики в селе и в регионе в последние годы. Явно прослеживается тенденциязначительного увеличения доли школьников, видящих отсутствие препятствий дляобразования и самовоспитания личности в следствии развития коммуникативныхвозможностей, разновозрастного коллективизма, активной жизненной позиции сположительной мотивацией. При многократных опросах, выявляющих у школьниковвиды препятствий для обучения, полноценной общественной жизни в школе, всеменьше школьников отмечают такие препятствия, как личную скованность,общественную изолированность, личностный дискомфорт в школьной среде. Активныеи постоянные члены школьного клуба отличаются устойчивыми личностнымипозитивными качествами, что в целом свидетельствует о положительных результатахисследований, которые могут стать основой для внутришкольного эксперимента поданной теме.
Следуетотметить, что возросший уровень обученности школьников в вопросах экологическойграмотности значительно снизил уровень правонарушений среди детей,способствовал формированию у детей позитивных личностных качеств:коммуникативность, верность школьным традициям, взаимовыручку, сострадание ближним,самодостаточность. Всеохватное и содержательное участие школьников во всехначинаниях, связанных с природоохранной деятельностью, позволяет утверждать,что модель туристско-экологического образования, воспитания и развития учащихсяэффективна, носит кумулятивный характер, нацелена на перспективу и, самоеглавное, она востребована и имеет поддержку в обществе. Являясь, по существу,разовой акцией в школе, данные исследования легли в основу глубокой имасштабной деятельности в рамках села, Таскалинского района, а по некоторымаспектам туристско экологического всеобуча – и в области.
Н.В.Вологин – учитель географии высшей категории, «Отличник образования РеспубликиКазахстан», профессор Международной Московской академии детско-юношского туризмаи краеведения.