Реферат по предмету "Философия"


Общественное сознание и идеология

Реферат по теме:
Общественное сознание и идеология

Содержание
Введение
1. Обыденное сознание и факторы егоформирования
2. Общественная психология иидеология как уровни общественного сознания
3. Диалектика общественного ииндивидуального сознания
4. Проблема идеологии в контекстесовременного белорусского общества
Заключение

Введение
Категория сознанияупотребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознаниеесть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаясядовольно сложным  многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознаниеявляется ядром психической деятельности человека  и связывается сабстрактно-логическим мышлением. Поскольку анализ структуры сознания долженбыть по возможности всесторонним, мы, чтобы избежать путаницы, понятие сознаниебудем употреблять в широком смысле слова как синоним высшей формы отражениямира, свойственный человеку.
Проблема структуры сознанияактуализировалась в последнее время в связи с интенсивным проникновением системно-структурногометода в различные области знания и повышенным интересом к проблеме сознания состороны языкознания, культурологи, этнографии, психологии, социологии,политологии и других наук. Каждая наука акцентирует внимание на определенныхструктурных элементах сознания с точки зрения своей предметной области, поэтомуперед философией стоит задача интегрирования конкретно-научных знаний осознании, сохранения целостности, нерасчлененности такого сложнейшего феномена,которым является сознание.
1. Обыденное сознание ифакторы его формирования
 
Обыденное сознание — это стихийный способ осознаниялюдьми своего опыта повседневной жизни. Индивиды «повторяют» на уровнеобыденного сознания содержание своего общественного бытия, не используя приэтом средств и методов специальной познавательной деятельности. Поэтомуговорить о полной свободе сознания от общества, об абсолютной уникальности инеповторимости каждого индивида, по-видимому, нельзя. Жить в обществе и бытьсвободным от него невозможно.
Обыденное сознаниепронизывает сферу классовых, национальных, религиозных, профессиональных и т.д.отношений. Люди, принадлежащие к той или иной социальной группе, вынуждены какбы автоматически принимать и «правила ее игры». Стихийно сформированноесодержание обыденного сознания выполняет роль своеобразной «смазки», котораяоблегчает движение механизма общественного бытия. Содержание этого сознаниясоответствует содержанию бытия, поэтому люди воспринимают последнее как норму.
Теоретическое сознание представляет собой отражениесущественных связей и закономерностей общественного бытия и находит своевыражение в науке и других своих формах, поскольку последние такжевоспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредованноготеоретического познания.
В реальной жизнитеоретическое и обыденное сознание плотно связаны между собой, взаимновоздействуют друг на друга, но для философского анализа их следует выделить иобособить. «Научное понятие в житейской ситуации окажется так женесостоятельно, как житейское понятие в научной ситуации». Теоретическоесознание видоизменяет, модифицирует, окультуривает обыденное сознание, но и безпоследнего обойтись невозможно. Но в то же время его выводы не всегда будутсправедливыми, потому что его возможности ограничены эмпирическими обобщениями.
Обыденное сознание являетсямассовым, коллективным сознанием и формируется оно в сознании определенныхгрупп. Определение  массового сознания представляется довольно сложным. Одниутверждают, что это разновидность обыденного сознания, другие, что это сознаниеразличных типов и видов масс (сознание больших социальных групп,общечеловеческое сознание), третьи интерпретируют общественную психологию какмассовое сознание. Это связано с тем, что в действительности массовое сознаниеявляется очень сложным духовно-социальным феноменом. Оно представляет собойсовокупность психических, гносеологических и социальных по природе духовныхобразований, включающих элементы всех уровней и форм общественного сознания.Оно выражает реальное состояние сознания больших масс людей, со всеми егопротиворечиями, особенностями и различием наполняющих его компонентов.
Обыденное сознание естьнизший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но это вовсе не уменьшаетего значения и важности для повседневной жизни. Однако если рассматривать спозиции обыденного сознания вопросы, которые могут быть правильно решены толькос научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии изаблуждения. В любом случае общественная наука должна оставаться натеоретическом уровне, чтобы не потерять свой научный статус.
Разделение на обыденный итеоретический уровни основано на противопоставлении жизненно-практического,несистематизированного (хотя и не полностью стихийного) и в то же времяцелостного жизнепонимания, а с другой стороны — того состава идей, которыеподверглись творческой разработке и рациональной систематизации. Есть мнение,что обыденное сознание — это нечто «неполноценное», «варварски» стихийное, неимеющее никаких других объективных причин для своего существования и развития,кроме низкой культуры масс. Однако на деле подавляющее большинство населениялюбого государства больше интересует то, что может быть полезным и надежнымименно в обыденной жизни.
Цельность сознания — это один из главных показателейего жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической системой, не бытьзнакомым с философскими построениями и не испытывать тем не менее серьезныхпсихологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно игармонично. Обыденное сознание ближе к повседневной реальности, чем еготеоретические формы, поэтому в нем полнее отражена специфика ситуации. Опытобыденного сознания — это то богатство, из которого черпают свое содержаниечастные науки, философия и искусство. 2. Общественная психология и идеологиякак уровни общественного сознания
Категория «массовое сознание» может рассматриваться в теснойсвязи с категорией «общественное мнение». Общественное мнение — это суждениялюдей по поводу фактов действительности, оценка состояния жизни в областиэкономики, политики, морали, науки, религии и т.д. В этих сужденияхпереплетается обыденный, эмпирический подход к событиям общественной жизни стеоретическим, научным.
На уровне обыденногосознания развивается общественная (или социальная) психология,являющаяся одной из составных частей обыденного сознания. Общественнаяпсихология — это эмоционально-переживательное отношение людей к своемуположению в обществе, выраженное в форме соответствующих чувств и эмоций. Как иобыденное сознание, общественная психология формируется стихийно в процессеповседневной практической жизни. Реальное положение людей в обществе взначительной мере определяет их душевное состояние. Нужда, лишения и тяготыборьбы за выживание порождают стихийную страстную ненависть, озлобливают людейпо отношению друг к другу, нивелируют нравственные ценности. Обществом можноманипулировать путем психологического воздействия на массы. В этом и состоитодна из функций массовых митингов и выступлений, суггестивно действующих налюдей ораторов. На современном этапе огромная роль психологической обработкиобщественного сознания принадлежит телевидению и другим средствам массовойинформации.
Общественная психологияиграет значительную роль в сфере национальных отношений. Национально-этническиеособенности (традиции быта и культуры, язык, цвет кожи, красота своих женщин и т.д.),историческое прошлое своего народа представители той или иной нации воспринимаютслишком эмоционально — это одна из причин национальной вражды. «Свое — здесьвоспринимается как хорошее, а «чужое», соответственно, как плохое. «Чужие» непринимают подобную установку, и становятся жертвами агрессивного национализма.
«Исключительность» тойили иной нации, народа, либо какой-то его части, выглядит нелепо в глазахподавляющего большинства людей, удаленных от эпицентра событий и наблюдающих напроисходящее со стороны, тем более спустя некоторое время.
Без учетаобщечеловеческих ценностей эмоциональное восприятие своей национальнойпринадлежности ведет к этноцентризму, оппозиции «мы — они», в рамках которойвсем «инородцам» приписываются отрицательные качества. Общественная психология,эмоционально-психологический настрой масс — главнейший фактор успеха илинеуспеха реализации экономических, политических и других преобразований иреформ. На уровне общественной психологии социальная действительностьотражается непосредственно, стихийно.
Общественная психологияесть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представленыразнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи,нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логиказдравого смысла. В общественной психологии как уровне общественного сознаниядоминирует не само по себе знание, а оценка действительности, отношение к этомузнанию. Общественная психология выражает интересы различных социальных групп,включая в себя эмоциональные отношения личности или социальной группы к тем илииным явлениям общественной жизни, чувства и настроения людей, социальных групп,сопровождающие любую общественную идею. Обыденное сознание и общественнаяпсихология, находясь на одном уровне общественного сознания, плотнопереплетаются и взаимодействуют друг с другом.
Роль общественнойпсихологии в общественных движениях чрезвычайно велика, поэтому при выработкекакой-либо политической стратегии очень важно учитывать общественную психологию- изучать настроения людей, уметь просчитывать их реакцию на те или иныеполитические акции.
Идеология — совокупностьполитических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философскихвзглядов, идей и теорий. Будучи частью общественного сознания, идеологияопределяется условиями материальной жизни общества, отражает общественныеотношения. Идеология — сложное духовное образование, включающее в себяопределенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий имеханизмы распространения идеологических установок в массах.
Если общественнаяпсихология возникает из повседневной деятельности людей, то идеология создаетсяидеологами, социальными мыслителями, политиками. Идеологические концепцииявляются духовным выражением определенных социальных интересов, однако ихсоздатели-идеологи не всегда это осознают и не всегда принадлежат к томуклассу, интересы которого выражают. Мыслитель, идеолог теоретически выражаетто, к чему класс приходит практическим путем. В идеологии социальные группыосознают себя, свое место в обществе, свое отношение к другим группам.
В политике под«идеологией» понимается система политических верований и убеждений,направленных на завоевание и укрепление власти. В этом контексте для достижениякакой-либо цели, в том числе и инспирированной ложной идеей, подходят всемыслимые средства. Здесь можно отметить, что на современном этапе своегоразвития Россия оказалась и без идеи, и без идеологии. Являясь следствием ломкиобщественного сознания, сопутствующего радикальным изменениям общественногостроя, подобная «идеологическая пустота» затрудняет развитие не толькообщественного строя, но и экономики.
В любом своем проявленииобщественная идеология по существу или формально, правильно или ложно, новсегда связана с отражением потребностей всего общества, его целей, ценностей,идеалов, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественнаяидеология необходима, обязательна для любого общества — классового инеклассового, — «открытого»- или «закрытого». Ибо всегда есть жизненнаяпотребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общихзадач, этапов социального изменения и их специфики, перспектив общественногоразвития.
В наши дни некоторыетеоретики (как на Западе, так и у нас) выступили с идеей конца идеологии(«идеологизация»). Это связывается ими либо с «природной» ложностью идеологии,либо с окончанием противостояния капитализма и социализма. Однако идеологиявсегда была, есть и будет — пока существует общество как «совокупность людей»,потребности и интересы которых она выражает.3. Диалектика общественногои индивидуального сознания
Наиболее общим основаниемструктурирования сознания является выделение в нем общественного и индивидуальногосознания, возникающих как отражение разных типов бытия. Как известно, сознаниезарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходитоформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознаниюкак таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания – мирощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые в свою очередьформируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные,условия социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовойдеятельности, возраст и др. Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваютсямнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие дляопределенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общиеинтересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.
Таким образом,индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознаниемобщественным. При этом они образуют противоречивое единство. Действительно,источником формирования как общественного, так и индивидуального сознанияявляется бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступаетпрактика. Да и способ выражения – язык – тоже один. Однако это единствопредполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет«границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное жесознание может «охватывать» жизнь множества поколений. Во-вторых,индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида,уровня его развития, личного характера и т.д. А общественное сознание вкаком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя то общее, чтохарактерно для  индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний иоценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессеразвития общественного бытия. Другими словами, общественное сознаниесвойственно обществу в целом или входящим в него различным социальнымобщностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которымиимеются существенные различия. И в это же время общественное сознаниепроявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное ииндивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают другдруга.
Уже в античной философииначало зарождаться мнение о том, что сознание существует в обществе не только виндивидуальных, но и в общественных формах. Так, Платон предполагал, что воснове общественного сознания лежат вечные надкосмические идеи, а Геродот иФукидид высказали предположение о психических особенностях, нравах, разномскладе мышления народов и племен. И в дальнейшем общественный феномен сознаниябыл предметом интереса мыслителей разных эпох. В современной литературесуществуют три точки зрения на проблему сущности и природы общественногосознания: 1) общественное сознание функционирует только посредствоминдивидуальных сознаний; 2) существует независимо от сознания индивида ипредшествует ему; 3) проявляется как в личной, так и в надличностной форме в виде культуры, отделенной от человека. В основе различий данных точек зрениялежат разные подходы к пониманию природы идеального.
Под общественным сознаниемследует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов,чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей,условия их жизни.4. Проблема идеологии вконтексте современного белорусского общества
Понятие “идеология”неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных иэстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкцияпозволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда,“подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебнаяи исполнительная ветви власти составляют единый блок.
Когда наступают знаковыепериоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формированиеместных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования затого или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личнымисимпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательныхтехнологий идеологическая составляющая может рассматриваться как системаценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. Сэтой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политическихрешений.
Идеология государства — это не застывшая идиома, а подвижнаяи постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей изапросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти.Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникаетнеобходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основеновых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро иэффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондажобщественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, дляидеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи“гражданин – государство”, которая особенно ярко проявляется в ходеизбирательных кампаний, должна работать обратная связь “власть, органыуправления – человек”.
У нас сформироваласьсоциальная ориентированность идеологических предпочтений. В КонституцииРеспублики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальноегосударство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальныхгарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической исоциальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологическойсоставляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидациейпоследствий на ЧАЭС.
Что касается диалогаученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будутзатронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономическиеотношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государстводолжно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов“государственность”, “идеология”, “национальная идея”, так как их нельзянавязать “сверху”, искусственным путем, а следует “собирать” по крупицам.
В идеологии должен быть,во-первых, мировоззренческий стержень. Этим стержнем является белорусскаягражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вотфундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно,существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другиесферы общественной жизни.
Идеология белорусскогогосударства – это идеология белорусского пути общественного развития, этоидеальная модель общественного устройства.
Заключение
Субъекту,рассматриваемому на различных уровнях общности — человечество, государство,этнос, семья, индивид – соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид,логически завершая иерархию структурной организации  общества, всегда«укоренен» в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальномсознании отпечаток социально-групповых интересов и требований,представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношенийбогаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, необъективируемое во неличностных формах культуры, неотчуждаемое от живойличности. В то же время содержание общественного сознания шире содержанийиндивидуальных сознаний, но его нельзя истолковывать как  абсолютно неличностное.Сложившееся в виде элементов духовной культуры общества, оно предшествуеткаждому формирующемуся сознанию, выступает как условие его формирования иразвития. Но только индивидуальное сознание является источником новообразованийв общественном сознании, источником его развития.
Литература
1. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводныйкурс. М.: Конкур, 1998.
2. Философия. / Под ред. Жукова Н.И.– Мн., 2000.
3. Основы идеологии белорусскогогосударства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. — Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь. — 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.