Содержание
Введение
1. Теоретические основыпрофессиональной ориентации школьников
1.1 Сущность и компоненты профессиональной ориентации
1.2 Цель, задачи ипринципы развития системы профессиональнойориентации школьников
1.3 Проблемы профессиональной ориентации школьников
2. Организациядеятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональной ориентации школьников
2.1 Сущность деятельностипедагога дополнительного образованияв области профессиональной ориентации школьников
2.2 Основные направленияработы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников2.3 Этапы развитияпрофессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительногообразования
2.4 Профессиональное просвещениешкольников педагогом дополнительногообразования
2.5 Профессиональнаяконсультация учащихся педагогом дополнительного образования
2.6 Основныеорганизационные принципы профориентационнойработы педагога дополнительного образования
2.7 Организационные модели профориентационной помощи
2.8 Основы составленияпрограмм профориентационной
помощи
Заключение
Список литературы
Введение
Школа всегдарешала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросыпрофориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенноактуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами кнастоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросамтеории и методики профориентации школьников (А.Е. Голоншток,Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров,С.Н. Чистякова и др.).
Профессиональнаяориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических,психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-техническихмер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональномсамоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам исклонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случаепрофессия приносит радость и удовлетворение.
Мир профессийочень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьникинуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном советена этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессиональногостановления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительногообразования.
Возросшиетребования современного производства к уровню профессиональной подготовленностикадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональнойориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной частиучащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрахопределенной профессии.
Подготовка квыбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частьювсестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать вединстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным,политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть совсей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделатьвывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитиикаждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Объектисследования: профессиональная ориентация школьников.
Предметисследования: деятельность педагога дополнительного образования в областипрофессиональной ориентации школьников.
Цельисследования: рассмотреть и проанализировать особенности деятельности педагогадополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников.
Задачиисследования:
– провестианализ литературы по теме исследования;
– выявитьсущность и компоненты профессиональной ориентации;
– выделитьцель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентациишкольников;
– рассмотретьпроблемы профессиональнойориентации школьников;
– проанализироватьсущность деятельности педагога дополнительного образования в областипрофессиональной ориентации школьников;
– охарактеризоватьосновные направления работы педагога дополнительного образования попрофессиональной ориентации школьников;
– выделитьэтапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационнойработы педагога дополнительного образования;
– рассмотретьпрофессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного образования;
– проанализироватьпрофессиональную консультацию учащихся педагогом дополнительного образования;
– выявитьосновные организационныепринципы профориентационной работы педагога дополнительного образования;
– охарактеризоватьорганизационные модели профориентационной помощи и основы составления программпрофориентационной помощи.
1.Теоретические основы профессиональной ориентации школьников
1.1Сущность и компоненты профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация – это система научнообоснованных мероприятий, направленных на подготовку школьников к выборупрофессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации нарынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении итрудоустройстве [16, c. 43].
Система профориентации школьников – это организованная,управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций,предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствованиепроцесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересахличности и общества.
Системапрофессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика,профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональнаяадаптация.
Профессиональное просвещение – ознакомление учащихсяи выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности,социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различныхпрофессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями,предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационногороста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированныепрофессиональные намерения, в основе которых лежит осознание имисоциально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей[21, c.87].
Профессиональноепросвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний осоциально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех илииных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинаетсяознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретногорайона, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могутактивно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формированиепрофессиональных мотивов [5, c. 87].
Профессиональнаядиагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретномучеловеку с использованием различных методик. В ходе профессиональнойдиагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека,состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки ввыборе профессии.
Профессиональноеконсультирование– оказание помощи учащимся в профессиональномсамоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направленияхпрофессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим,психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатовпсихологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональнаяконсультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов,врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями,предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическимиособенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходесправочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко ссодержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства,повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальнаяпрофконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности,в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностическойиндивидуальной профконсультаций должно быть определение не одной какой-либопрофессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультацияустанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии [11,c. 45].
Профессиональныйотборнаправлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Егоосуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющиеопределенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека наработу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции,мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.
Профессиональнаяадаптация– это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность,приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда,особенностям специальности. Успешность адаптации является показателемправильности выбора профессии.
Компонентыпрофориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе вомногом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальнойшколы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность инеобходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребностьбыть полезным людям. На ступени неполной средней школы раскрываютсянравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретнымивидами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых.Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применениемдостижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. Наступени полной средней школы профессиональные интересы школьников болеедифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают болееполные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации.Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из нихчетко определяются мотивы учебной деятельности [19, c. 41].
Психологическаяподдержка – методы, способствующие снижению психологическойнапряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
1.2 Цель,задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации школьников
Основнойцелью системы профессиональной ориентации является удовлетворение интересовобщества, государства и личности в обеспечении для школьников возможности испособности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности,оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям изапросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.
В связи сэтим важными социально-экономическими задачами является создание ипоследовательное развитие государственной системы профориентации, охватывающейвсю территорию России и обеспечивающей школьникам равные возможности полученияпрофориентационных услуг, разработка нормативной правовой базы еефункционирования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров[6, c.23].
Системапрофессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровойполитики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования иэффективной занятости.
Посколькуобъектом профориентационной деятельности является процесссоциально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулироватьгруппу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться)школьники, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
«Принципсознательностив выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своимвыбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принестикак можно больше пользы обществу.
Принципсоответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личностии одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражаетсвязь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии сизвестной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можнотакже сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственныхинтересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствияпотребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональнойструктуре кадров.
Принципактивности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности впроцессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искатьсамому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самихучащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей иих профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы,работа во время практики и многое другое.
Последнимпринципом в этой группе являетсяпринцип развития. Этот принципотражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможностьповышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта ипрофессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественнойработе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье,отдыхе и т.п. [12, c. 43]
«Впрофессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многомпересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы [13, c. 98]:
· связьпрофориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощичеловеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностяминародного хозяйства в квалифицированных кадрах;
· Связьпрофориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип,предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрывеот трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности,призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового ипрофессионального становления личности;
· систематичностьи преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса вкласс;
· взаимосвязьшколы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведенийи общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт пооказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагаетсяусиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
· воспитывающийхарактер профориентации состоит в необходимости осуществленияпрофориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности,в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового ифизического воспитания;
· взаимосвязьдиагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационнойработы – принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одногоподхода другому. Каждый из них решает свои задачи;
· дифференцированныйи индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровнясформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностныхориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихсяпо группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучиэффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой.Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
· оптимальноесочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы сучащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм,отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усилениевнимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
· соответствиесодержания форм и методов профориентационной работы потребностямпрофессионального развития личности и одновременно потребностям района (города,региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации».
Такимобразом, в теории профориентации школьников существуют и общепедагогическиепринципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационнуюдеятельность как общественное явление.
Наиболеепопулярные Интернет-ресурсы по профориентации приведены в Приложении 1.
1.3 Проблемыпрофессиональной ориентации школьников
Проблемаориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов:социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический [7, c. 98].
Во-первых,профориентация является социально-экономической проблемой по своимцелям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышениюэффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, еевсестороннему развитию.
Каждаярабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим,психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требованийзависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессиинеобходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностямичеловека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемоймедицинской и психологической.
Школьникимеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать поопределенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием длясознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений,который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такаяготовность может быть результатом длительного педагогически направляемогопроцесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогическогоаспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии,в частности.
Существуетдва основных направления ориентации подростков на рабочие профессии [16, c. 71]:
– профессиональнаяпропаганда и профессиональное просвещение;
– развитие интересов,склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение вразнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.
Ключевую рольв профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях,организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, еготребованиях к организму и личности человека, возможностяхпрофессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры);информация о текущем и перспективном кадровом спросе.
Выборпрофессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результатесопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективногосодержания и понимания каждым клиентом.
Полноценноепрофинформирование характеризуется следующими существенными признаками [14, c. 32]:
· достоверность(объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональноеобучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей ириска);
· актуальность(соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностямклиентов);
· перспективность (показпрофессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационногои должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);
· обновляемость(своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании иусловиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и срокахпрофессионального обучения, перспективах трудоустройства);
· доходчивость (ясность,упорядоченность, простота и четкость изложения);
· привлекательность идоступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительныхматериалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).
Профинформация,характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых,недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляетсиндром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности,пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека ксамопознанию и самоопределению в мире труда и профессий [8, c. 61].
2. Организациядеятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональнойориентации школьников
2.1 Сущностьдеятельности педагога дополнительного образования в области профессиональнойориентации школьников
В настоящеевремя система профориентационной работы педагога дополнительного образования включаетв себя деятельность по следующим направлениям [3, c. 98]:
1. Профессиональноепросвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительнаяпрофессиональная диагностика, направленная на выявление интересов испособностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональнаяконсультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборепрофессии со стороны специалистов-профконсультантов.
4. Профессиональныйотбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогутуспешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовыеобязанности.
5. Социально-профессиональнаяадаптация.
6. Профессиональноевоспитание, которое ставит своей целью формирование у школьников чувства долга,ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Педагогидополнительного образования общеобразовательных учреждений в областипрофессиональной ориентации школьников [4, c. 98]:
– участвуютв разработке профессиографических материалов;
– участвуютв оборудовании кабинетов профориентации в школах;
– осуществляютпрофессиональное информирование учащихся старших классов и выпускниковобщеобразовательных школ, учителей и родителей о ситуации на рынке трударегиона и города в целом о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда ивозможностях их получения в учебных заведениях региона и области, в том числепо направлениям органов государственной службы занятости;
– проводятгрупповое и индивидуальное профессиональное консультирование школьников;
– совместнос органами управления, общественными молодежными объединениями и организациямиучаствуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятийдля школьников;
– создаютспециализированные кабинеты профориентации и организуют их работу вобщеобразовательных учреждениях;
– взаимодействуютс местными органами образования, общественными молодежными объединениями иорганизациями, военными комиссариатами, профессиональными учебными заведениямии предприятиями в решении проблем профессиональной ориентации молодежи региона;
2.2Основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональнойориентации школьников
Вобщем направлении активизации профессионального самоопределения принятовыделять следующие направления: информационно-просветительское,диагностическое, консультационное и обучающее. Мы их опишем в контексте работы педагогадополнительного образования (ниже педагог ДО) [15, c. 43].
Информационно-просветительскоенаправление. Реализуя это направление, педагог ДО готовит серию занятий,рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляетпрофессиональный мир в конкретно-наглядной форме. Он привлекает вниманиеучащихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирает необходимуюлитературу, учитывая возрастные и психологические особенности, занимаетсяформированием специального раздела фонда.
Цельэтого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образосновных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный иосмысленный выбор.
Исследованияпоказывают, что реальный выбор профессионального пути даже у школьников изтаких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург не так уж велик и основан нанесущественных сведениях. Одна выпускница гимназии даже после прохожденияподготовительных курсов в университет на экономический факультет оченьприблизительно представляла себе содержание будущей профессии. Для нее решающимфактором был пример мамы, финансового аналитика, а именно – маминой заработнойплаты. Общительная, с трудом осваивающая математические дисциплины и нетерпящая интровертированной (связанной с анализом, размышлением) работы девушкас ужасом восприняла известие о том, что в будущем ей придется большую частьвремени работать с документами, расчетами, электронными таблицами. И даже еслиона изберет профессию брокера или специалиста по инвестициям (что подразумеваетвысокую частотность общения), ей не «уйти» от постоянных расчетов и анализа.Также, она не учла, что мама строила свою карьеру в течение двадцати лет итолько недавно стала получать заработную плату выше среднего. Готова ли девушкаждать и трудиться столько времени?
Целенаправленноеинформирование о реальном содержании профессий, о времени профессиональногостановления, разном для каждой профессии, позволит учащимся принять осмысленноерешение, которое, в свою очередь, будет способствовать развитию их личности.
Диагностическоенаправление. Это направление реализуется в двух планах [17, c. 61]:
· самопознание,исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (илигруппы профессий);
· оценкасвоих возможностей, определение степени выраженности тех или иныхпрофессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающихпрофессиональный выбор.
Вразвитии данного направления педагогу ДО было бы полезно использовать различныесборники тестов и анкет, помогающих определить уровень развития каких-топрофессионально важных качеств. Грамотно провести тестирование по ним и датькомпетентную рекомендацию может только специалист, но ничего плохого не будет,если школьник в целях самопознания сам заполнит какую-нибудь анкету [1, c. 12].
Еслипозволяет материально-техническая база, то в школе может быть установлена однаиз многочисленных компьютерных программ для определения возможногопрофессионального пути. Сразу же скажем, что эти программы и большинствосуществующих тестов предназначены для ситуации, когда у школьника есть какой-тоопределенный вариант выбора и он может более или менее адекватно оценить своикачества. А поскольку большая часть учащихся старших классов, – не говоря уж оболее младших школьниках – психологически не готовы к профессиональному выборуи не могут адекватно соотнести свои качества с той или иной профессией, то ииспользование тестов для них представляет не более чем простую забаву.
Консультационноенаправление подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего переднеобходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учетемотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем илиособенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический илиинформационный аспект, но может и не включать.
ПедагогДО, осуществляющий консультацию по профессиональному выбору, воспринимает самуситуацию как точку экзистенциального выбора, как событие, направляющее жизньчеловека в определенном русле. Поэтому он призван учитывать личность оптанта вовсей ее целостности. В школьной практике консультация по профессиональнойориентации подразумевает непременно наличие запроса школьника или его родителейи осуществляется усилиями педагога-психолога или сотрудника центрапрофориентации.
ПедагогДО, в рамках консультационного направления, может лишь предоставить учащемусяматериалы по интересующей профессии: профессиограмму (описание содержанияпрофессии), данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии ипериодические издания, в которых говорится о востребованности профессии нарынке труда.
Обучающее(или формирующее). В русле этого направления оптант воспринимается как носительопределенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения [9, c. 41]:
· умениеанализировать мир профессий;
· умениеанализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессиональноговыбора;
· владениестратегиями поиска работы и поиска путей профессиональной самореализации.
Тоесть, на специально организованных занятиях педагог ДО обучает учащихсякомпетенции в области профессионального выбора как общей социальнойкомпетенции. В рамках этого направления педагог ДО может проводить специальныеличностно ориентированные занятия, как с классом, так и с кружком, направленныена активизацию личности школьника в области профессионального самоопределения,а также строить традиционную библиотечную работу (в том числе с фондом ивыставками) с учетом знаний о психологических особенностях учеников, полученныхв этом курсе.
Какможно было догадаться из характеристики основных направлений профессиональнойориентации, наиболее близкими к деятельности педагого ДО относятся первое и последнеенаправления: информационно-просветительское и обучающее.
Основныминаправлениями в деятельности педагога дополнительного образования в областипрофессиональной ориентации школьников являются:
– знакомствос содержанием и перспективами рынка профессий; формами и условиями их освоения,требованиями предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированногороста;
– распространениепрофессиографических материалов;
– информированиешкольников о состоянии рынка труда, потребности экономики в квалифицированныхкадрах;
– ознакомлениешкольников с современными видами производства;
– проводятработу по профессиональной ориентации учащихся, формированию у них интересов кпрофессиям данного производства в процессе их трудового обучения и труда напредприятиях;
– осуществляютмеры по профессиональной, производственной и социальной адаптации школьников[10, c.65].2.3 Этапыразвития профессионального самосознания
и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования
Подпрофессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представленийчеловека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональнойдеятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой июношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не нужныпрофориентационные занятия. Этапы становления профессионального самоопределенияневозможно рассматривать вне связи с этапами развития направленности личности,поскольку профессиональная направленность если не всегда отражает, то, покрайней мере, взаимосвязана с доминирующей направленностью личности учащегося.Под направленностью личности мы будем понимать систему мотивов личности,ориентирующих ее в социальном мире. Если мы будем проводить профориентационныезанятия, не учитывая уровень развития личности наших учеников, то эта работавпустую [13, c.81].
Воспользуемсяклассификацией уровней направленности личности, предложенной Е.И. Роговым,чтобы показать, как направленность личности учащегося может определять егопрофессиональный выбор.
· Влечение– самый низший уровень развития личности, представляет собой биологическуюформу направленности. Если у учащегося преобладает именно этот уровень, то онрегулируется только кратковременными мотивами, связанными с базовымифизиологическими потребностями: отдых, еда, половое влечение, смена впечатленийи другое. Для таких учащихся выбор профессии является чем-то «не клевым», хотяони умом-то понимают, что «вообще надо где-то работать», но специально думать обэтом не хотят. В профессии привлекают, прежде всего, несущественные дляпроцесса стороны: служебная форма, заработок, возможность получения новыхвнешних впечатлений.
· Желание– это осознанная потребность, осознанное влечение к чему-либо. Курт Левин называлэтот уровень направленности квази-потребностью, то есть, преломленнойпотребностью. На этом уровне развития школьник уже может сформулировать своипрофессиональные цели, но они не отличаются устойчивостью. Для учащихся,находящихся на этом уровне личностного развития, важно организовыватьпрофориентационные занятия, направленные на самопознание, включающие небольшиеанкеты, работу в парах, обсуждение ситуаций, связанных с профессией. Этотуровень является обычным для учащихся 6–7-х классов.
· Стремленияи интересы. Этот уровень связан с волевым компонентом. Профессиональноестремление – это достаточно устойчивое желание реализовать свои актуальныепотребности с помощью определенной будущей профессии. Такие стремления выглядятсмешными и инфантильными, но являются необходимым этапом для развитияпрофессионального самосознания («быть машинистом, чтобы чаще ездить к бабушке сдедушкой»). А интерес – это уже устойчивая познавательная активность,проявляющаяся в планомерном освоении деятельности, связанной с будущейпрофессией (кружки, секции, клубы, дополнительные занятия). Эти учащиесязаинтересованы в изучении содержания будущей профессии, направлениях профессиональногороста. И для них занятия и консультации будут носить более прикладной и менееличностный аспект. Как показывают исследования, выпускники школ в своемличностном развитии достигают уровня интересов, хотя, при определеннойорганизации учебно-производственной практики, некоторые из них могут «выйти» наболее высокие уровни – уровни склонности и идеалов.
· Склонностии идеалы. Профессиональная склонность проявляется в устойчивомсамостоятельном освоении учащимся различных сторон профессии, а если у личностишкольника есть человек, на которого в освоении профессии он равняется, изучаетего работу, то тогда мы можем говорить об уровне профессионального идеала.Такие школьники уже сделали свой профессиональный выбор, поэтому для нихнеактуальны профориентационные занятия [11, c. 98].
Итак,как видно из вышеприведенного возрастно-психологического анализа этаповстановления профессионального самосознания, актуальной задачейпсихолого-педагогического сопровождения развития личности учащихся впрофессиональном плане является содействие развитию профессиональных интересов.
Всвязи с этим особенностью профориентационной работы педагога ДО являетсяорганизация работы в профориентационных центрах на базе общеобразовательныхучреждений. Эти центры эффективны тогда, когда совмещены с периодическимизанятиями (в том числе и в рамках элективных курсов) и выступлениями передродителями и учителями. Именно на этих занятиях формируются реальные запросы надополнительную информацию о мире профессий.
Профориентационныйцентр на базе школы является информационно-коммуникативным пространством,содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. Это можетбыть просто «Уголок профориентации» или специальный медиацентр, который, помимособственно информационных ресурсов по теме на различных носителях,предоставляет учащимся возможность целенаправленного пользования Интернетом: участияв молодежных интернет-проектах, пользования сайтами, на которых есть игры «попрофориентации» (такие уже есть), виртуального общения с различными кадровымиагентствами и профессиональными учебными заведениями. Поскольку само понятиеструктуры подразумевает совокупность взаимосвязанных элементов, то мы сейчас ирассмотрим основные элементы профориентационного центра в их взаимосвязи друг сдругом.
Собраниепрофессиограмм. Профессиограмма – это описание совокупности разноуровневых характеристикработника, необходимых для успешного овладения данной профессией ипрофессионального роста. Зачастую в профессиограммах есть информация о сроках испособах овладения профессией, о среднем времени профессионального развития иоб основных требованиях предъявляемых профессией к работнику [5, c. 17].
Естьспециальные сборники, в которых собраны профессиограммы различных профессий.Обычно они классифицированы по типологии, достаточно давно предложенной Е.А. Климовым:человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек –природа и человек – знак. Тем не менее, с усилением роли информатизации, сбыстро меняющимся рынком труда, стремительным появлением новых профессий и такдалее профессиограммы также постоянно меняются. Более того, появляются совершенноновые профессии, под которые еще не успели составить профессиограммы. Поэтому,если у вас в библиотеке есть сборник профессиограмм пятилетней давности, то оноднозначно должен быть заменен более поздним изданием.Именно заменен,потому что в связи с информатизацией мы наблюдаем укрупнение содержания многихпрофессий, не говоря уже о шквале абсолютно новых профессий.
Желательно,чтобы профессиограммы были снабжены наглядностью, иллюстрирующей рабочийпроцесс и результаты труда. Профессиограмма – это та основа, на которой педагогстроит свое занятие по ознакомлению с той или иной профессией.
Сборникипрофориентационных тестов и анкет. Использование любых тестов и анкет требуетспециальной подготовки, но, в целях самопознания школьника, мы все равно можемиспользовать указанные сборники.
ПедагогДО помогает школьнику найти тест, необходимый для оценки тех или иных качествили способностей, а учащийся, в свою очередь, сам его проходит и читаетинтерпретацию. Главное, чтобы предложенные выводы по тестам не воспринималисьшкольником как приговор. Необходимо уверить его, что человек – гибкое иприспосабливающееся создание, поэтому – если очень хочется – он все равно можетзаниматься любимой профессией вопреки всему. И всегда можно сослаться наненаучность некоторых методик, размещаемых в разных сборниках [8, c. 19].
Книжныйфонд и медиаресурсы о профессиях, популярная психологическая литература,помогающая школьнику получить информацию о свойствах своей личности, простобольше узнать о себе. Сейчас существует множество интерактивных программ,направленных на выявление профессиональных интересов старшеклассника (например,«Lifeline» и др.). Их также можно использовать педагогам ДО, но важно понимать,что, во-первых, не каждый школьник по своему личностному развитию сможетизвлечь пользу из этих разработок, а, во-вторых, для качественной интерпретациинужен все-таки спецалист.
Чтокасается медиаресурсов, то их – огромное количество и почти нет хороших.Большинство представляют собой электронные варианты профориентационных тестовна выявление профессиональных интересов, а мы с вами уже знаем, что многие изнаших учеников еще до уровня интересов и не «дошли».
Периодическиеиздания.В каждом регионе выходят свои специальные периодические издания, которые могутназываться по-разному: «Работа для вас», «Вакансия», «Персонал», «Требуются»,«Деловая газета» и др. Желательно, чтобы номера были более или менее свежими:хотя бы в пределах одного-двух месяцев, поскольку ситуация на рынке вакансийможет меняться достаточно стремительно.
Каталогресурсов по теме (или картотека, рубрика в электронном каталоге) может бытьвыделен в рамках общего каталога или существовать отдельно, и тогда о нем можноговорить как об отдельной части в структуре профориентационного центра.
Фондцентра профориентации в школе желательно выделить как отдельный тематическийраздел, обособив его и территориально, даже если помещение очень маленькое.Выставки новых поступлений по теме, выставки публикаций из периодики ирекомендательные выставки для раскрытия этой части фонда лучше тоже располагатьрядом. Если картотека (или тематическая часть каталога) располагается в общемкаталожном шкафу или выделена специальная рубрика в компьютерном каталоге, товозле фонда хорошо бы сделать наглядные, понятные отсылки к ним. Привозможности эту часть карточного каталога или тематическую картотеку желательноприблизить к фонду [6, c. 91].
2.4 Профессиональноепросвещение школьников педагогом дополнительного образования
Важнымкомпонентом системы профессиональной ориентации учащихся педагогом ДО является профессиональноепросвещение – «сообщение школьникам сведений о различных профессиях, ихзначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда,требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествамличности, способах и путях их получения, оплате труда» [10, с. 65].
Кроме того,учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: чтотакое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структурапредприятия и т.п.
Работа педагогомДО по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду ипрофагитацию.
Источникамизнаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники,знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногдамогут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картинынеоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательностик другим.
В связи сэтим перед педагогом ДО стоит довольно сложная задача – исправить идущиевразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторымпрофессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та частьпрофпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещениюни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий [2, c. 13].
Планироватьработу педагога ДО по профессиональному просвещению в школе, в частности попрофпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии спредварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можнопроводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формированиесознательного отношения к выбору профессии.Исходя из того, чтопрофпросвещение – процесс активный, следует больше опираться на такие методыработы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессеполучения информации.
Чтобы работа педагогаДО по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводитьсяумело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которыхстрана и общество испытывают недостаток, педагогу ДО нужно избегать всякогорода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь кокончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которымследует руководствоваться педагогу ДО в работе по профпросвещению, – связь егос жизнью. Исходя из этого, основные направления работы педагога ДО в этой областиможно выразить так [4, c. 98]:
· профпросвещениепредполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся онародном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
· впроцессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимоучитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данногоэкономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличиеобщеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
· профессиональноепросвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретныхпрофессиях;
· ознакомлениес миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами,склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностеймолодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должноучитывать состав учащихся по возрасту, полу.
Урок –основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе.Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтомунеотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению. Составнойчастью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами еепроведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различныхотраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.
Значительноеместо в работе педагога ДО по профпросвещению занимают беседы. Их можнопосвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственныхпрофессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этомтематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватыватькруг вопросов, интересующих самих учащихся [20, c. 28].
Ознакомлениеучащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
1. Общие сведения опрофессии:
Краткаяхарактеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткийисторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности,связанные с данной профессией.
2. Производственноесодержание профессии:
Место и рольпрофессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средстваи продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объеммеханизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и уменияспециалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) сдругими специальностями.
3. Условияработы и требования профессии к человеку:
Санитарно-гигиеническиеусловия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характертрудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим ипсихологическим особенностям человека, отличительные качества хорошегоработника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, егобыт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Системаподготовки к профессии:
Путиполучения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовкис учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональныхзнаний, умений и навыков, необходимых для получения начальногоквалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессиональногороста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.
2.5 Профессиональнаяконсультация учащихся педагогом дополнительного образования
В широкомсмысле словапрофконсультация – это система оказания действенной помощив трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Можновыделить три этапа в работе педагога ДО по профконсультации [7, c. 98]:
1.Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выборупрофессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цельзавершающей профконсультации – оказание помощи в выборе профессии в соответствиес интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Этуконсультацию в 8–11 классах проводят педагоги ДО совместно с учителями школы.
3.Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется всредних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
На каждом изэтих этапов профконсультация школьников педагогом ДО носит разный характер. Напервом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развитиясамооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация преждевсего носитразвивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы,отвечающие его способностям, то задача педагога ДО состоит в том, чтобынаправлять его деятельность.
На второмэтапепрофориентация носит рекомендательный характер и решает такие основныезадачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии,психологическая готовность личности к овладению избранной профессией,справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностяхполучения специального образования, профессиональной подготовки итрудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую,медицинскую и справочную.
Дляпроведения психолого-педагогической консультации педагоги ДО используют данныепредварительной профдиагностики личности школьников. Медицинскуюпрофконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подросткусамостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояниясвоего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работаосуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.
Отдельныепрофессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностямличности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессииможет привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеванию.
В том случае,если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследованияучащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания,профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможностьсделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этомнежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез сосклонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовалаему [9, c.20].
Третийэтаппрофконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебноезаведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибоосновная задача на этом этапе – помочь молодому человеку утвердиться впрофессиональном выборе. С помощью педагога ДО учащиеся знакомятся с будущимиусловиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении илинепосредственно поступлению на работу.
Профессиональнаяконсультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной,групповой и индивидуальной.
2.6Основные организационные принципы профориентационной работы педагогадополнительного образования
Для простоты и удобства все основныеорганизационные принципы профориентационной работы педагога ДО можнопредставить в виде таблицы (табл. 1). Чтобы лучше понять сущность каждогопринципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», междукоторыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этогопринципа – не доводить принцип до крайности, не извращать его.
Таблица 1. Основные организационныепринципы профориентационной работы педагога ДО
Крайности
«Золотая середина»
Крайности 1. Узкая специализация 1. Многообразие форм и методов работы 1. Хаос, бессистемность, следование методическим модам 2. Морализаторство 2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов 2. Безнравственность 3. Идеализация предшествующего опыта 3. Преемственность в работе, сохранение лучших традиций 3. Отрицание предшествующего опыта 4. Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши проблемы 4. Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе 4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы 5. Самоизоляция 5. Профессиональное содружество 5. Потеря профессионального самоощущения 6. Пессимизм, отчаяние 6. Вера в успех, в свои возможности 6. Излишня самоуверенность 7. Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом 7. Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость 7. Утеря специфики принципов
2.7 Организационные моделипрофориентационной помощи
Можно выделить следующие основные организационные вариантыпрофориентационной помощи педагогом ДО [12, c. 87]:
1. Педагог ДО работает в конкретной школе и обслуживает только учащихсяданной школы.
2. Педагог ДО имеет в конкретной школе основную базу (кабинет), нообслуживает несколько близлежащих школ.
3. Педагог ДО работает в специальном психологическом центре (Центрепрофориентации молодежи, Центре занятости населения или просто – вПсихологическом центре). Часто в таких центрах оказывается более специализированная(а иногда и более глубокая) помощь. Но педагог ДО нередко лишен возможностинаблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэтому в идеале предполагаетсявзаимодействие школьного психолога (профконсультанта) с психологами различныхпсихологических и медико-реабилитационных центров
4. Педагог ДО работает в органах управления образования, где он выступаеткак куратор (инспектор) по профориентации. Такой куратор координирует профориентационнуюработу в школах (работу педагогов, учителей труда…).
5. Дистанционная профориентационная помощь, например, по переписке(подросток по почте получает бланк с опросниками, отсылает свои ответы, послечего ему высылаются обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее времяширокие перспективы открываются в связи с внедрением компьютерной техники (вчастности, сети «Интернет»),
6. Работа «выездными бригадами» (на 2–3 недели бригада специалистоввыезжает в отдаленные и малонаселенные районы и проводит «массированную» помощьв выборе профессии).
7. Помощь через средства массовой информации СМИ (специальныециклы передач, рубрики в периодических изданиях…).
Естественно, нельзя выделить самый «лучший» вариант: все варианты«хорошие», так как все зависят от конкретных условии. Лучше стремиться ксовмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов былвыбор, куда обратиться). Именно в этом случае можно будет говорить осистемности профориентационной работы.Организация профессиональной ориентации вобщеобразовательной школе педагогом ДО
Ориентацияучащихся на выбор профессии должна проходить на протяжении всего периодаобучения в школе, начиная с младшего школьного возраста. В этом возрастеучащимся необходимо прививать любовь к труду с развитием и закреплениемпознавательных интересов школьников.
Организациюпрофессиональной ориентации в общеобразовательной школе педагогом ДО следуетразделить на три этапа, каждый из которых имеет свои задачи, средства и методы[15, c.34].
Первыйэтаппрофессиональной ориентации включает работу с учащимися 4–6 классов. Задачиэтого этапа заключаются в следующем: выявление первоначальных профессиональныхнамерений, склонностей и интересов у юных школьников; воспитание основнравственного, идейного и трудового характера при выборешкольниками-спортсменами профессионального жизненного пути.
Длярешения этих задач рекомендуется проведение уроков профессиональной ориентации навысоком методическом уровне; экскурсии в различные институты и на предприятия;обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о выборепрофессии; беседы о значении выбора профессии и др.
Примерныйплан работы по профессиональной ориентации с учащимися 4–6 классов может включатьизучение личности учащегося; проведение бесед на тематику выбора профессии идр.
Второйэтап /7–8классы/ работы по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие задачи:оказание помощи школьникам в поиске своего призвания; содействие учащимся вуглубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессиональногоидеала, правильной самооценки.
Этодостигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч с выпускникамишколы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальнойлитературы по избранной профессии и др.
Примерныйплан работы по профессиональной ориентации со школьниками 7–8 классовпредусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, атакже склонности к определенной деятельности.
Третийэтап /9–10–11классы/ – это этап профессионального самоопределения школьников. На даннойэтапе решаются следующие задачи: организация практической деятельности визбранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее ихразвитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулированиеучащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимыхпрофессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей.
Длярешения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы:индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только наположительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по «защите» будущейпрофессии; написание рефератов, сочинений по избранной специальности [19, c. 54].
Примерныйплан работы по профессиональной ориентации с учащимися 9–10–11 классов включаетизучение личности школьника: склонности к определенной деятельности,способностей, профессионального интереса; написание сочинения на тему «Моябудущая профессия» и реферата о профессии; проведение тематических бесед:факторы, определяющие правильный выбор профессии; профессиональная пригодностьк определенной деятельности; требования определенной деятельности кфизиологическим и психологическим особенностям человека; уровень и объемпрофессиональных знаний, умений и навыков у работников различных профессий; самостоятельноеизучение литературы по избранной профессии и т.д.
Учащихсяможно привлечь к созданию кабинетов и уголков профориентации. Работа ихнаправлена на получение и развитие интересов, склонностей и способностей к определеннойдеятельности школьников; проведение индивидуальных и групповых консультаций сучащимися и их родителями по вопросам выбора профессии, знакомство соспециальностями в различных областях; работу с родителями по профпросвещению;совместную работу с педагогическим коллективом школы.
Созданиекабинета, профуголка дает возможность: целенаправленно проводитьпрофориентационную работу со школьниками; использовать наглядность, справочную литературу,технические средства; самостоятельно работать над подготовкой к будущейпрофессии; проводить индивидуальную работу с учащимися; накапливать материал олучших выпускниках школы; совершенствовать содержание и методы профориентационнойработы; более углубленно и осознанно изучать свою будущую профессию.
Формыработы кабинета по профориентации различные и включают в себя встречи, беседы,лекции, экскурсии, диспуты, просмотр кинофильмов, «защиту» профессии и многиедругие.
2.8 Основысоставления программ профориентационной помощи
Каждый педагог ДО в той или иной мере должен уметь планироватьсвою работу. Можно порекомендовать следующие основные советы:
1. Понять цель данной работы: определить цель-максимум ицель-минимум в работе с данным классом, с данной группой или в данной школе(психологическом центре)…
2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направленийработы (с учетом специфики данной группы).
3. Расписать все занятия по дням и часам.
4. Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующихпроблем – к более конкретным).
5. Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретическиевопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть, чем«теория» – это важно для работы со школьниками).
6. Разбросать практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическимипроблемами (важен принцип «чередования»: немного теории – практика, немноготеории – практика…).
7. Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровыеупражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использоватьпринцип «разнообразия»: кому-то больше нравится работать с тестами, кому-то – большеиграть…).
8. На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов ипрактических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы иметодики в данном классе «не пойдут» или когда какие-то методики и процедурыпройдут слишком быстро и останется свободное время, которое «нечем заполнить»).
9. Составить небольшие конспекты для всего курса.
Кроме того, постараться подобрать некоторые методики так, чтобыучащиеся могли обсудить результаты со своими родителями. Также мы рекомендуемчаще использовать со школьниками активизирующие формы работы: (игры, дискуссии,обсуждение ситуаций…), но при этом не превращать занятия в «сплошную игру», таккак даже детям это надоедает или же они могут начать воспринимать работу педагогаДО как сплошное «развлечение». Игровые методы вполне могут занимать в работе состаршеклассниками около 25–30% общего времени занятий. Не следует увлекаться«сложным» и обширным материалом – лучше пусть вопросов будет меньше, но онибудут «понятными» и «значимыми» для подростков и именно эти вопросы обсуждатьболее подробно.
Заключение
В результатепроведенной работы нами: проведен анализ литературы по теме исследования;выявлены сущность и компоненты профессиональной ориентации; выделены цель, задачии принципы развития системы профессиональной ориентации школьников; рассмотреныпроблемы профессиональной ориентации школьников; проанализирована сущностьдеятельности педагога дополнительного образования в области профессиональнойориентации школьников; охарактеризованы основные направления работы педагогадополнительного образования по профессиональной ориентации школьников; выделеныэтапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационнойработы педагога дополнительного образования; рассмотрено профессиональноепросвещение школьников педагогом дополнительного образования; проанализированапрофессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования; выявленыосновные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительногообразования; охарактеризованы организационные модели профориентационной помощии основы составления программ профориентационной помощи.
Приведемосновные теоретические результаты исследования.
1. Система профориентации школьников – это организованная,управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций,предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствованиепроцесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересахличности и общества.
2. Системапрофессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика,профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональнаяадаптация.
3. Подготовкаподрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшаязадача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано спостоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания ипрофессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научныхисследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросовтрудового самоопределения школьной молодежи способствует успехупрофориентационной деятельности педагога дополнительного образования.
4. Роль педагогадополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового ктрудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позициюпедагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональнойориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагогдополнительного образования помогает школьникам осознать им склонности испособности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагогдополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогическойситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностейшкольников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия наличность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задачподготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
И в то жевремя профессиональная ориентация содействует рациональному распределениютрудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями,возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрахопределенных профессий.
Профессиональнаяориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам,социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
Такимобразом, цель исследования, заключающаяся в рассмотрении и анализе особенностейдеятельности педагога дополнительного образования в области профессиональнойориентации школьников достигнута, задачи выполнены.
Списоклитературы
1. Белова Т.В., Волошина И.А.,Солнцева В.А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. – М., 2008.
2. Бендюков М.А. Азбукапрофориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп.и дораб. / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, М.И. Ткачев. СПб.: ЗАО«Литера плюс», 2007.
3. Взаимодействиеобщеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональнойориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им.К.Д. Ушинского, 2004.
4. Захаров Н.Н. Профессиональнаяориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2008.
5. Климов Е.А. Каквыбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е.А. Климов. М.:«Просвещение», 2000.
6. Мартынова С.С. Профессиональнаяориентация школьников (методические рекомендации); Омск: Омский пед. ин-т,2006.
7. Поляков В.А., Чистякова С.Н. Профессиональноесамоопределение молодежи // Педагогика. – 2003. – №5. – С. 34–52.
8. Профессиональнаяориентация молодежи»/ А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшикови др. – М.: Высшая школа, 2003.
9. Профессиональнаяориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения/ Гусев Н.Г.,Н.П. Калашников, А.В. Качанов и др. – М.: Высшая школа, 2002.
10. Профессиональнаяориентация старших школьников в процессе трудового обучения / Под ред. канд.пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 2002.
11. Профессиональнаяориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов»; под ред. А.Д. Сазонова. –М.: Просвещение, 2005.
12. Профессиональнаяориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов». – Ярославль: ЯГПИим. К.Д. Ушинского, 2007.
13. Профориентационнаяработа в школе. Профессиональное самоопределение школьников / методическиерекомендации Челябинского областного центра профориентации незанятого населенияи профреабилитации инвалидов. Челябинск, 2006.
14. Профориентация:проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центрпрофориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда,2005.
15. Пряжников Н.С. Методыактивизации профессионального и личностного самоопределения», Издательство НПО«Модэк», 2002.
16. Пряжников Н.С. Карточныепрофконсультационные методики: Уч. пос. / Н.С. Пряжников. М.: Ассоциация«Профцентр», 2003.
17. Сластенин В.А. идр. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
18. Технологиипрофессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под. ред. Н.Б. Богдановой.М.: Российский учебный центр ФСЗ России, 2005.
19. Учебно-методическийкабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя» / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток,С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006.
20. Чернявская А.П. Психологическоеконсультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
21. Школа и выборпрофессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.– М.: Педагогика, 2007.
22. www.redline.ru/education.old/rubricator
23. www.infomost.ru/pmuz/number