Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Обучение дошкольников рисованию с натуры

План
Введение
1.        Оборудованиеурока рисования с натуры. Подготовка учителя к уроку
2.        Общие сведения оперспективе
Заключение
Список литературы

Введение
В образовательной системенашей страны большое внимание уделяется эстетическому воспитанию учащихся.Одной из главных задач ставится значительное улучшение художественногообразования и эстетического воспитания учащихся.
Одно из важных мест вхудожественном и эстетическом воспита­нии учащихся занимает рисование с натуры.Этой проблемой занимаются специалисты многих профессий: педагоги, художники,искусствоведы, психологи. Однако, несмотря на множество исследований, рядвопросов все еще остается открытым и требует дальнейших наблюдений и уточнений.
В частности, необходимоустановить оптимальный возраст, когда следует приступать к обучению детейрисование с натуры, выяснить, какой предмет должен быть выбран для предъявленияв качестве модели и какова роль педагога при этом. Решение этих вопросов, безусловно,будет способствовать более эффективному и целенаправленному обучению рисованию.
Детей обучают рисовать снатуры уже в детском саду. В школе этот вид рисования занимает значительноеместо.
Цель контрольной работы –рассмотреть подготовку учителя к уроку рисования с натуры и изучить общиесведения о перспективе.

1. Оборудованиеурока рисования с натуры. Подготовка учителя к уроку
Целенаправленноерисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает ихк сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности,воспитывает их художественный вкус.
Рисованию с натурыобязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение егоформы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимногорасположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его врисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этихуроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Учитель должен умеловыбрать объекты изображения, располагать их таким образом, чтобы они помогалиучащимся видеть и понимать закономерности строения формы и усваивать основныеправила построения изображения на плоскости.
Основная задача обучениярисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая врисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкциюпредметов.
Рисуя с натуры, учениквнимательно рассматривает предмет рисования, старается отметить его характерныеособенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия,суждения и умозаключения о предмете изображения становятся все болееконкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению,осязанию, измерению и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах,образной памяти у ученика развивается и способность воображения. Во времярисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивныйанализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению невозможно, а врисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надоотметить, что рисование с натуры как никакой другой вид изучения формыпредмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактногомышления.
На занятиях по рисованиюс натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравниватьсвой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенноезначение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую)линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными)линиями для проверки правильности рисунка.
Рассмотрим подробнее подготовкук уроку рисования с натуры и составление плана-конспекта урока.
1. Вид занятий. Преждевсего, мы указываем в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок:рисованию с натуры (рисунку или живописи).
Если работа предстоит очень сложная, например рисунок гипсовой вазы в шестомклассе, то можно запланировать несколько уроков, но не более двух, так как часына уроки рисования в школе крайне ограничены.
2. Тема занятий. Здесь мыуказываем содержание учебной работы. Например — «Рисунок гипсовой вазы».
3. Цель урока. После тогокак были указаны вид и тема занятий, необходимо раскрыть образовательные ивоспитательные задачи урока, диктуемые учебной программой.
По теме «Рисунок гипсовойвазы» наша цель — учить детей изображать предметы сложной формы, пониматьособенности конструктивного строения формы, развивать пространственное иобразное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка иживописи.
4. Оборудование.Перечислим оборудование, которое должно быть подготовлено к урокам.
Для учителя: три гипсовыевазы, три натурных столика, три драпировки для фонов, которые будут повешены завазой; таблицы, раскрывающие методическую последовательность работы надрисунком. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок вклассе.
Оборудование для учащихся:альбом или плотный лист бумаги, карандаши, резинка.
5. Использование класснойдоски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работытребует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяемособо.
Прежде всего, надо продумать, как рациональнее использовать классную доску, каккомпозиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.
Часто приходится заниматьклассную доску репродукциями, таблицами методической последовательностипостроения изображения и тут же давать педагогический рисунок. Иногдаоказывается возможным убрать таблицу или репродукцию, освободив место дляпостроения рисунка на классной доске, а иногда этого сделать нельзя. В такомслучае учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле длямелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобыодно не мешало другому, а дополняло его.
Когда же учительпредполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок,нужно заранее продумать композицию: где разместить основной рисунок и гдевспомогательные, какого размера должен быть основной рисунок и какогопояснительные, как все это будет выглядеть издали. Особое внимание надо уделитьпояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображениямкруга в перспективе, выражения в рисунке конструкции формы, правил передачиобъема предмета средствами светотени. Начинающие педагоги, как правило, даютрисунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим,вспомогательные линии построения не видны, а следовательно, объяснения учителяне подкрепляются наглядным изображением.
Все эти моменты надозаранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизовкомпозиционного использования классной доски.
Обратим внимание еще наодин момент — на эмоциональную силу воздействия педагогического рисунка. Когдаучитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, ихвосхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но иповышает интерес к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можновоспользоваться следующим методом: подготавливая классную доску к уроку,учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем,уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можнонаметить и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение.
Особенно тщательнаяподготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями покомпозиции, где нужны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы композиционногопостроения, богатство композиционных вариантов.
В общеобразовательнойшколе, где дети еще не подготовлены к самостоятельной творческой работе,учителю надо с особой тщательностью продумывать каждый этап урока, и класснаядоска является здесь незаменимым подспорьем.
6. План и ход урока. Длялучшей организации и проведения занятий по изобразительному искусству вконспекте надо раскрыть содержание урока. Содержание дается в виде методическойзаписки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности онбудет изложен и как распределится учебное время. В плане-конспекте урока мыделаем примерно следующую запись:
План урока
1. Организационная часть– 2-3 мин.
2. Сообщение новых знаний– 8-10 мин.
3. Практическая работаучащихся – 25-30 мин.
4. Сообщение задания надом – 3-5 мин.
5. Завершение урока – 2-3мин.
Затем излагается ходурока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий,раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемыиспользования наглядных пособий.
Особенно внимательнымнадо быть при изложений методических приемов построения изображения. То, чтодля преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказываетсянеобыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнееизлагать методику работы с классом.
Если учитель желает использоватьвысказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить вкавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и годиздания, издательство, страницу. Давая задание на дом, показать на класснойдоске, как надо вести работу, напомнить, как средствами тона выявлять объемформы. После урока учащиеся приводят класс в порядок.
2. Общиесведения о перспективе
Перспектива (фр. perspective от лат.  Perspicio- ясно вижу) — 1. Явление кажущегося искаженияпропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельныхрельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзадинаблюдателя); 2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственнуюпространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительномискусстве возможно различное применение перспективы, которая используется какодно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Привычная современнымлюдям прямая линейная перспектива — плод длительного развития человеческогоразума. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально человеку понятнееобратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных отсовременной цивилизации).
В зависимости отназначения перспективного изображения перспектива включает 6 видов:
Тональнаяперспектива — понятиетехники живописи, способ передачи светотеневых и колористических (а нелинейных) качеств изображаемых объектов. Тональная перспектива - этоизменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик всторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципытональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.
В некоторых случаях подтональной перспективой понимают такой вид изображений, который может иметьместо при изображении предмета с большой высоты или снизу. Тональнаяперспектива отличается наличием точки схода для вертикальных граней,расположенных ниже или выше линии горизонта.
Прямая линейнаяперспектива — вид перспективы, рассчитанный нафиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линиигоризонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их отпереднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у АмброджоЛоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески,Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждаласьпрактикой. Отображение пространства на плоскость сначала простой камеройобскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчиненозаконам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась какединственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, чтолинейная перспектива - это изображение, построенное на плоскости,плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально взависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, накоторой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется присоздании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутрипомещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построениеперспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальнойживописи - росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовыхсооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строятперспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния илиархитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построениеперспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписипотолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальныхплафонах станции метро «Маяковская» художника А. А. Дейнеки. Изображения,построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называютплафонной перспективой.
Линейная перспектива нагоризонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие отизображений на вертикальной картине.
В наше время доминируетиспользование прямой линейной перспективы, В большей степени из-забольшей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использованияданного вида проекции в 3D-играх.
Обратная линейнаяперспектива — вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, прикоторой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаленияот зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другиеособенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при ихудалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, авнутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическоепространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь смиром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечаетзадаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, нолишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условияхчеловеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратнойперспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами.
Среди причин ее появлениясамой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир,каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочнымприемом, а саму перспективу — ложной. Однако такое утверждение невыдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое математическоеописание, и математически равноценна. Обратная перспектива возникла впозднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика)как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратнойперспективе в теории (П. А. Флоренский) и художественной практике возрос в XXвеке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековомухудожественному наследию.
Аксонометрия (от греч. axon — ось и metreo — измеряю) — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования(получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядноизображают пространственные тела на плоскости бумаги. Аксонометрию иначеназывают параллельной перспективой. Как и обратная перспектива, онадолгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрическиеизображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохиспособ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако припередаче видимого облика близких и небольших предметов наиболее естественноеизображение получается именно при обращении к аксонометрии.
Аксонометрия делится натри вида:
1.        Изометрия(измерение по всем трем координатным осям одинаковое).
2.        Диметрия(измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей - другое).
3.        Триметрия (измерениепо всем трем осям различное).
В каждом из этих видовпроецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широкоприменяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгахблагодаря своей наглядности.
Сферическая перспектива- видперспективы, где несколько точек зрения; присутствуют также наклон вертикальныхосей к центру и разворот плоскостей к переднему плану. Сферические искаженияможно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителявсегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, котораяреально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. Приизображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметьточку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строгопрямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут помере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясьнаконец в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучипродлённой, является полуэллипсом.
Воздушнаяперспектива характеризуетсяисчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления отглаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшениемнасыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются),таким образом - глубина кажется более светлой, чем передний план. Первыеисследования закономерностей воздушной перспективы встречается еще у Леонардода Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными исомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоейкартине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные отглаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великийхудожник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано сизменением цвета предмета.

Заключение
Итак, можно сделатьвывод, что рисование с натуры является методом наглядного обучения и даетпрекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общегоразвития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вестинаблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливаетшкольника к дальнейшей учебной деятельности. При обучении рисованию мы должныиметь в виду, что целью изучения натуры является не только знакомство с еевнешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, чтокрайне необходимо для усвоения других учебных предметов. Процесс познанияобъективной реальности во многом зависит от степени развития зрительногоаппарата, от способностей человека анализировать и синтезировать получаемыезрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностямидля развития этой способности. Как бы ни была мала задача, поставленнаяучителем перед ребенком, решение ее невозможно без значительной активизации егоумственной деятельности. В рисовании с натуры процесс познания предметаизображения является не простым созерцанием, а переходом от единичных инеполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем.
Также в контрольнойработе были рассмотрены основные виды перспективы: тональная, прямая линейная,обратная линейная, аксонометрия, сферическая, воздушная.

Списоклитературы
1.        Виноградова Г.Уроки рисования с натуры. – М.: Просвещение, 1980.
2.        Комарова Т.С.Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1994.
3.        Кузин В.С.Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-еизд., перераб. и доп. — М., 1998.
4.        Программыспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. — М.:Просвещение, 2006.
5.        Раушенбах Б. В. Системыперспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. — М.: Наука,1986.
6.        Ростовцев Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентовхудож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. — М., 1998.
7.        Терентьев А.Е.Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособиедля учителей. 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1979.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы антиалкогольной пропаганды
Реферат Case study (кейс) Экология города Чебоксары
Реферат Разработка и создание автоматизированной системы обработки информации
Реферат Германия при монополистической стадии капитализма
Реферат История болезни - Неврология гипокинетический-гипертонический синдром
Реферат Определители и системы линейных уравнений
Реферат Особливості фітоценозів Корецького лісництва Рівненського лісгоспу
Реферат Народно-демократическая партия Афганистана
Реферат Importance Of Justice In A Society Essay
Реферат Методика преподавания естествознания
Реферат Экономическая эффективность инвестиций в производство диэлектрических перчаток
Реферат Bansonyi Essay Research Paper Sharon Matute October
Реферат Review Of The Movie The Deer Hunter
Реферат Вдосконалення організації допоміжного виробництва
Реферат 53. Реформа печати и цензуры в контексте реформ 1860-х годов