Министерство образования Украины
Курсовая работа
Обучение двигательным умениям и навыкамна основеиспользованиятехнологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе
Одесса. 2010
СодержаниеВведение1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкамна основе использования технологии личностно-ориентированного физкультурногообразования в учебном процессе1.1 Двигательные умения и навыки как предмет обучения вфизическом воспитании1.2 Использование технологии личностно-ориентированногофизкультурного образования в учебном процессе при овладении двигательнымиумениями и навыками2.Формирование знаний и методических умений школьников поорганизации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями.2.1 Двигательный режим учащихся. Организациясамостоятельных занятий2.2 Дифференцированное выставление отметки по физической итехнической подготовленности учащихсяВыводыСписок использованной литературыПриложения
Введение
На современном этапе развитиянашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталосьбы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
Под «физическим совершенством»прежде всего понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошоразвитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность. Из обширногокруга проблем, касающихся физического совершенствования мы хотим более внимательнорассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе возрастного развитияшкольников.
Главная черта, характеризующаявысокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владетьдвижениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшейзатрате сил.
Оздоровительный эффект развитияи формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвуетодновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обменавеществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуетсяподвижность нервных процессов.
В процессе развития двигательныхспособностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.
В ряде источников (Л.П. Матвеев,Н.Г.Озолин, А.О. Романов,; В.М. Заумерский, З.И. Кузнецова ) физическую подготовленностьхарактеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость,ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностямии функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь– сердечнососудистой и дыхательной систем.
Г.М. Куколевский и Н.Д. ГраевскаяВ.Л. Карпман отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенноеприспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологическойперестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей.
Физиологические сдвиги в организмев процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельнос совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладениемтехникой и тактикой в избранном виде спорта. Главная черта, характеризующая высокийуровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениямисвоего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затратесил.
Оздоровительный эффект развитияи формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвуетодновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обменавеществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуетсяподвижность нервных процессов, эффективной мышечной деятельности.
Проблема разработкисистемы воспитания в области школьной физической культуры в последнее время всебольше привлекает внимание специалистов. Это объясняется объективно сложившейсянегативной ситуацией в подготовке учащихся общеобразовательной школы по учебномупредмету «физическая культура».
В этой связи приобретаетрешающее значение знание личностных характеристик школьников разного возраста, которые,как показали исследования, определяют эффективность учебно-педагогического процессав области физической культуры .
Таким образом,можно предположить, что разработка образовательной программы по физической культуре,ориентированной на личностные показатели школьников, позволит более полно формироватьзнания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальнымиособенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптацииребенка в обществе.
Целью работы было выявление новых подходов к воспитаниюшкольников по физической культуре на основе реализации личностно ориентированногоподхода.
Были использованыследующие методы исследования:
— Оценка владениязнаниями по физической культуре, представленными в разработанной программе личностноориентированного воспитания по физической культуре и в комплексной программе физическоговоспитания, осуществлялась по пятибалльной системе учителем физической культурына основе разработанных рекомендаций
— Оценка уровнядвигательной подготовленности проведена на основе тестирования трех двигательныхкачеств — быстроты (бег на 30 м), силы (подтягивание на перекладине) и гибкости(наклон вперед из положения сидя). Все результаты оценивались по данным, представленнымв комплексной программе физического воспитания учащихся начальной школы .
— Исследован уровеньсформированности культуры движений школьников. Техника упражнений на точность выполненияосновных положений рук, ног, туловища, бросков малого мяча в цель, лазанья по гимнастическойстенке, ходьбы по гимнастической скамейке оценивалась по двенадцатибалльной системе,и высчитывался средний балл.
— Тестированиеуровня сформированности культурологических стремлений и социально значимых качествличности осуществлялось методом анкетирования .
— Отбор технологийличностно ориентированного воспитания по физической культуре осуществлялся на основекомпонентов личностно ориентированного физкультурного воспитания учащихся школы.
Цель личностноориентированного воспитания по физической культуре — формирование личности учащихся общеобразовательнойшколы средствами физической культуры.
Задачи личностноориентированного воспитания по физической культуре:
— формированиезнаний по физической культуре (образовательная деятельность);
— формированиеумений (оздоровительная деятельность);
— формированиедвигательной подготовленности (развивающая деятельность);
— формированиекультурологических стремлений (воспитательная деятельность);
— формированиесоциально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).
Основой содержанияличностно ориентированного воспитания по физической культуре учащихся школы являютсядвигательные умения и навыки, на базе которых строится система воспитания по физическойкультуре.
Базой для такогоподхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания пофизической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то естьдвигательные умения и навыки.
1. Характеристикаобучения двигательным умениям и навыкам на основеиспользования технологии личностно-ориентированногофизкультурного образования в учебном процессе
1.1 Двигательные умения и навыки как предметобучения в физическом воспитании
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизничеловека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретатьразличный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рациональнопостроенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствованиядвигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательныйпереход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – отумения к навыку.
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степеньюих освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основеследующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательногоопыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлениив процессе построения новой системы движений.
Для двигательного умения характерно постоянное совершенствованиеспособа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями.Это и составляет сущность двигательного умения.
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной.В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенноговладения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываютсябез последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуредолжен быть усвоен именно на уровне умения.
Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, посколькуглавным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтездвижений.
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальноедвигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательныйнавык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательныедействия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности.Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательныхвозможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательноедействие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степениавтоматизации) целенаправленных операций. К числу отличительных признаков первоначальногодвигательного умения относятся:
- постоянная концентрациявнимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальнаяили относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлениидвижениями;
- относительная нестандартностьпараметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданнаяпрограммой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушений), особеннопод влиянием сбивающих факторов;
- расчлененность илимало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действияво времени.
В данной характеристике двигательного умения подчеркнуты, кромевсего прочего, его отличия от двигательного навыка. Но отличия эти относительны.Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные ступени (стадии)на пути формирования двигательного действия.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократномповторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходитв навык (таб. 1). Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. Врезультате появляется слитность, устойчивость движения, а главное – автоматизированныйхарактер управления движением.
Двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательныхвозможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.
К числу таковых, в отличие от признаков двигательного умения,относятся:
- повышенная степеньучастия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющихдействие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столькона его детали, сколько на реализацию общей цели;
- выраженная стереотипностьчастных операций и параметров действия (если не возникает объективных условий, требующихварьирования их), повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающимфакторам;
- выраженная слитностьопераций и сокращение времени выполнения действия.
При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченныхособенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлятьпроцессом их формирования.
Таким образом, двигательный навык — это оптимальная степень владениятехникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контролесо стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
При навыке сознание направлено главным образом на узловые компонентыдействия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так,занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контролеза скоростью; при передвижении на лыжах – на изменении рельефа местности, темпепрохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при метаниях – на выполнении мощногофинального усилия, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эффективностидействия, в гимнастике на слитности движений.
Органическая взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит, прежде всего, в том, что умениеслужит основной предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательномудействию. Навык в этом отношении представляет собой ни что иное, как умение, доведенноедо определенного уровня автоматизации. В свою очередь, навык, возникший на основепервоначального умения («умения первого рода»), может стать предпосылкой возникновениянового, более сложного умения («умения второго рода»), включающего в себя в качествечастного элемента этот навык, а оно – перейти в новый навык («навык второго рода»)и т. д. Так бывает, например, при последовательном формировании умений и навыков(в гимнастике, спортивных играх и единоборствах), когда их поочередно вырабатываютприменительно к двигательным актам возрастающей сложности (вначале применительнок элементам гимнастических комбинаций или технико-тактических комбинаций в играхи единоборствах, затем применительно к более крупным частям комбинаций и затем применительнок комбинациям в целом).
Таким образом, двигательные умения и навыки в некотором смыслевзаимно переходят друг в друга. Поэтому было бы неверным абсолютно разграничиватьих. Вместе с тем надо иметь в виду и их особенности, их не сводимость друг к другуи их неодинаковую значимость, как в повседневной жизни, так и в физическом воспитании.Из того факта, что на определенной стадии формирования и совершенствования двигательногодействия умение закономерно сменяется навыком, не следует, что итогом обучения вфизическом воспитании всегда должен явиться лишь навык. Реальные достаточно сложныеформы двигательной деятельности принципиально не могут быть превращены целиком лишьв навык – в них представлены в совокупности, как навыки, так и как умения. Уже поодной этой причине навык может рассматриваться как конечный результат обучения тольков том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию,поддающемуся автоматизации. В целом же необходимым результатом обучения в многолетнемпроцессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательныхумений, навыков и связанных с ними знаний.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода отумения до уровня навыка зависят от:
1) двигательной одаренности(врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательныйопыт, тем быстрее образуются новые движения);
2) возраста обучающегося(дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
3) координационной сложностидвигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
4) профессиональногомастерства преподавателя;
5) уровня мотивации,сознательности, активности обучающегося и др.
Таким образом, развитию человека способствует не само по себеовладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельноосваивать двигательные умения и навыки как способ изменения собственной телесностипосредством усвоения двигательных умений и навыков. В результате приобретения учащимисяэтого новообразования обучение будет являться развивающим.
Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологическиеособенности.
1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит изряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык,а целостный характер действия. Он подчиняет составляющие элементы основной задачевыполняемого действия и превращает их в средство для осуществления этой задачи.
2. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного двигательногодействия требуется высокая степень совершенства: точность движений, устойчивостьи гибкость навыка. Точность движений — координированность по пространственным, временными силовым компонентам.
Устойчивость навыка – низкая подверженность воздействиям сбивающихфакторов. Гибкость навыка – разнообразие способов выполнять действия, которые целесообразноприменить в зависимости от изменения условий.
3. Автоматизм. Двигательные навыки следует довести до автоматизма,не исключая при этом функцию сознания.
4. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда должныбыть осознанными.
Процесс образования навыков и использование их в деятельности– сознательный процесс.
В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иныезаученные движения могут выполняться автоматически (неосознанно) или не автоматически(сознательно), с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие в целом всегдавыполняется осознанно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результатысвоей деятельности.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методическойпоследовательности.
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленностьи характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения — выработанныйв психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность– цель – «достижение успеха».
Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудитьих к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательнымидействиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в техникеупражнения.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знанияформируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающегопоказ комментария, цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которыхзависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и навнешних условиях (свойствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых такжезависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особенностиусловий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологииМ.М. Богена (1985), называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ,составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).
Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесьисключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействиядля обеспечения необходимых знаний и ощущений.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении покаждой ООТ. Эти представления должны включать:
1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основеопосредованного или непосредственного наблюдения;
2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемомпри рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основеуже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у неговозникают при выполнении подводящих упражнений.
4) Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнениюдвигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированынеобходимые знания и представления.
Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжениемвсего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением.Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленнымконтролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия,которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания приисполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методыи приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями.1.2 Использование технологии личностно-ориентированного физкультурногообразования в учебном процессе при овладении двигательными умениями и навыками
Совершенствованиеурока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработкивопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока– обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётомсостояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностейразвития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, скаким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В началеучебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощьютестов (проводит психолог или социальный педагог) и состояние здоровья обучающихся(по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихсяв овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюденияза умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданнойамплитудой.
Личностно-ориентированныйи дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокимирезультатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательныхкачеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физическойкультуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднегоученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальнуюгруппы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп(категорий):
· совершенно здоровые,но “тучные” дети, не желающие трудиться;
· дети, временно перешедшиев подготовительную группу из-за болезни;
· плохо физически развитыедети, которые боятся насмешек, замыкаются;
· хорошо физически развитыедети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легкои неинтересно.
Поэтому и необходимодифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала,и оценки достижений.
И здесь надо остановитьсяна технологии личностно-ориентированного физкультурного образования, которая являетсяосновной в учебном процессе.
Под личностно-ориентированнымфизкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человекапосредством развития его индивидуальных способностей. Личностно-ориентированныйподход — это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образованияпосредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективноедостижение цели образования. Содержание личностно-ориентированного обучения — этосовокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательнымдействиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических уменийи технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физическогосовершенства.А) Обучение двигательнымдействиям
Обучение проводитсяцелостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и «разведением»их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способамив зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественноговыполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможностьвыбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждыйобучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составеопераций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного,стиля деятельности. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебныйматериал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулироватьразличный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методовобучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильныхгрупп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессомразвития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабыхи средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократномувыполнению в стандартных условиях. Доказательством эффективности данного подходав обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по техническойподготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения- суть дифференцированного обучения двигательным действиям. Для закрепления и совершенствованиядвигательных навыков и развития соответственных координационных способностей науроке необходимо многократно использовать специально-подготовительные упражнения,целенаправленно и часто изменять отдельные параметры движения, их сочетания, условиявыполнения этих упражнений.
Очень эффективнымв основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группыв зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Однакоорганизация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапаобучения.
Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковоезадание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.
Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала.Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительныеили подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённыеподводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д…Например, кувырок вперёд: слабо подготовленныё ученики выполняют его на наклоннойплоскости в облегчённых условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матахв обычных условиях. Подъём переворотом в упор: наиболее сильная группа упражняетсясамостоятельно на перекладине; менее подготовленные с помощью учителя – на высокойжерди разновысоких брусьев (перед жердью поставлен конь), переворот выполняетсяс отталкиванием ногами от коня в облегчённых условиях; наиболее слабые ученики выполняютв это время задания на гимнастической стенке на силу рук и брюшного пресса. Прыжкив высоту: оборудуется четырёхугольная прыжковая яма, вдоль каждой стороны которойна стойках устанавливаются планки разной высоты, поэтому работать могут одновременно4 группы разной подготовленности, планки повышаются для каждой группы отдельно.Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Обучающиеся, отнесенныепо состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованныеврачами специалистами задания и упражнения.
Третий этап – совершенствование двигательного действия.Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьегоэтапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти детипродолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленныедети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённыхусловиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а также для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленныеобучающиеся работают в стандартных условиях.
На занятиях погимнастике можно разрешить детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорномпрыжке изменять высоту снаряда и расстояние до мостика. Каждый вид может содержатькак базовый компонент, так и вариативную часть, в которой предусмотрено углубленноеизучение техники акробатических и других упражнений.
На уроке необходимообязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получаетсявыполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальныезадания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию.Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранениюфизического, нравственного и социального здоровья обучающихся.
Б) Развитие физическихкачеств
На основании полученных нами данных по физической подготовленностиучащихся, рекомендуется для усиления деятельности органов дыхания и кровообращенияиспользовать в уроках по физической культуре прыжки со скакалкой, различные видыбега, танцевальные шаги, акробатические упражнения.
Наши исследования показали, что в развитии отстает силовой показатель,тогда как в младшем и среднем возрастах применение физических упражнений должнобыть направлено на гармоническое развитие, и особенно развитие мышечной силы, наподдержание необходимой подвижности и прочности в суставах, что имеет непосредственнуюсвязь с формированием осанки.
Для развития силы как двигательного качества использовать набивныемячи, палки гимнастические, упражнения в парах с сопротивлением партнера. Лазаниепо гимнастической скамейке, подтягивание на перекладине, лазание по канату, упоры,висы, статические упражнения.
Способность человека преодолевать внешнее сопротивление (динамическаясила) можно развить силовыми упражнениями начиная с 1-го класса, только следуетпомнить, что возможности младших школьников в проявлении силы невелики и возрастаютк 10-12 годам.
При выполнении силовых упражнений следует чередовать их воздействиена различные мышечные группы частей тела, начиная с малых мышечных групп и постепенновключать в работу все более крупные мышцы.
На основании опыта учителей и нашего небольшого опыта представляетсявозможность планировать на уроках физкультуры для развития силовых физических качествследующие упражнения: с набивными мячами и гантелями (различные массы); парные упражненияс партнерами (с 5-го класса); перетягивание каната; подтягивание на высокой перекладине(со 2-го класса мальчики) и на низкой из виса лежа (со 2-го класса девочки); лазаниепо канату (с 3-го класса); подъем и переноска грузов (матов, инвентаря); упражненияна гимнастических снарядах, предусмотренные школьной программой по физическому воспитанию;висы и упоры; статические упражнения, подъемы силой, прыжком и т.д.
Для улучшения и повышения ЖЕЛ могут быть рекомендованы упражненияна выносливость. Различают общую и специальную выносливость. Общая развивается циклическимиупражнениями (бег), спортивными играми. Специальная – при продолжительной работеи проявляется преимущественно в быстроте и силе; бег на 20, 60, 80 м (сериями);упражнения с отягощением.
Главным показателем контроля выполнения упражнений должна бытьчастота пульса, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполненияупражнений.
Дифференцированное развитие физических качеств в группах разнойподготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средстви методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровеньфизической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходнымуровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у нихостаётся больше времени для отдыха и восстановления. Для обучающихся, имеющих недостаточныйуровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальныхзаданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнениякарточек-заданий соответственно с возрастом усложняются.
Перед началом занятия учитель обязательно обращает внимание наэмоциональное состояние ребенка, выясняет причины нежелания заниматься физическойкультурой: не хочется, боюсь. Чаще всего родители, боясь, что ребенок нанесет себетравму, отправляясь в школу предупреждают, чтобы ребенок вел себя хорошо. Такихродителей приходится убеждать в пользе занятий, учить детей готовиться к занятиям.В общении с родителями учителя используют средства наглядной агитации, папки – передвижки,причем материалы подбираются с учетом особенностей развития детей.
На уроках желательноприменять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки,обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальнымсопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксациимышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность урокови сделать их более интересными.
Обязательно контролироватьфизические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончаниязанятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физическихнагрузок различного характера не только сравнивать величину сдвигов пульса с характероми величиной нагрузок, но и прослеживать быстроту восстановления пульса во времяотдыха. Детей, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленныхдетей при построении ставить на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителейможно сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальныеупражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островокздоровья). В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но дляболее слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём,интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящиеи подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузыотдыха.
В практике физкультурно-оздоровительнойработы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решатьне только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации.В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение,потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно вигре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворновлияет на здоровье.
При проведенииупражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяютсяпо всем командам и чаще проводится замена этих игроков. Если преодолевается полосапрепятствий, часть из них исключается для слабых детей. В эстафетах более подготовленныешкольники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разныепо сложности упражнения, при этом также можно использовать карточки с заданиямии со схемами упражнений.
Особое вниманиена уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматьсяиз-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечьтаких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогаютв судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стеснятьсясвоей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти детиприобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия.Двигательный режим со слабыми детьми осуществляется при частоте пульса до 130-150уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим,тонизирующим или щадящим.
В заключительнойчасти урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения.Исключения составляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последнийи в конце его можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менееподготовленных детей ограничивается.
Необходимо достаточновремени на уроках в 1-4 классах уделять профилактике плоскостопия, формированиюправильной осанки, разработке комплексов утренней гимнастики. В ходе выполненияупражнений знакомить обучающихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение(осанка, сила, ловкость и т.д.), обращать внимание на технику выполнения и техникубезопасности при выполнении упражнений; давать общий анализ выполнения упражненийи обращать внимание на технические ошибки.
2. Формированиезнаний и методических умений школьников по организации самостоятельных форм занятийфизическими упражнениями
2.1 Двигательный режимучащихся. Организация самостоятельных занятий
Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьноговозраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы,появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточнаядвигательная активность снижает функциональные сердечнососудистой и дыхательнойсистем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку,уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижныйребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкийуровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой ивыносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.
Сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в средней11%. А максимально (при большей моторной плотности) 40% необходимого объема движений.Это говорит о том, что два урока физической культуры компенсирует только 11% движенийот нормы. Даже ежедневные уроки не способны ликвидировать дефицит движений.
Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигатьсяна 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К такимотносятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма,труда, рисования, выход к доске и т.д. однако спонтанно созданные движения на урокахне могут полностью удовлетворить движения учащихся.
В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицитдвигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%.Исходя их данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологическойпотребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен бытьне менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.
Очень важная проблема– домашние занятия по физической культуре. С первого класса при хорошей системезанятий и проверок формируется привычка к систематическим занятиям. На выполнениезанятий ежедневно отводится не менее 15-20 мин. Родители должны знать, что объеми интенсивность заданных упражнений учитель подбирает индивидуально в зависимостиот подготовленности школьника и состояния его здоровья, и контролировать эти «уроки»следует не менее строго, чем по математике и чтению. Обучающимся предлагаются заданияразные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, болееразвёрнутые доклады, проектная деятельность (презентации), составление комплексаутренней гимнастики или разминки, упражнений с предметами.
Технология дифференцированногоформирования знаний и методических умений самостоятельной (домашней) работы предполагает:
1) выявление уровнейобученности школьников в области знаний и методических умений с помощью диагностическоготеста (проводится в конце каждой темы и служит основанием для деления учащихся нагруппы разной подготовленности).
2) «разведение»задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности;
3) «разведение» содержания программы.
Разговор с родителями о домашних занятиях целесообразно продолжить рассказомо подготовке места занятий физическими упражнениями. Хотя в школе учащимся и объясняют,какие требования предъявляются к местам занятий, многое зависит от родителей, Детимладшего школьного возраста еще недостаточно самостоятельны.
Домашние задания в младших классах – это комплексы простых упражнений, и оборудованиемест для занятий особой сложностью не отличаются. Но ребенка легче заинтересоватьфизическими упражнениями и регулярными занятиями, если оборудовать «домашний стадион»,подобрать – сделать или купить – специальные снаряды и тренажеры. Это могут бытьподвешенная трапеция, укрепленная в дверном проеме перекладина, гантели, эпандеры,массажеры. При этом очень важно, чтобы на снарядах занимались, например, подтягиваниемна перекладине не только дети, но и взрослые члены семьи. Родителям следует проявитьвоображение и выдумку, тем более, что в итоге все хлопоты окупятся улучшением здоровьядетей, повышением их работоспособности и успеваемости.
Контроль и страховка – это не только физическая поддержка и показ правильноговыполнения упражнения. Это еще и полезные советы, иногда совместные с ребенком обсуждениятехники выполнения упражнения или отдельных элементов. Уточнить можно и развитиюкаких функций или физических качеств способствует то или иное упражнение. Это относитсяк области так называемой психологической страховки ребенка, когда взрослые формируюту него правильное отношение к выполняемой работе, позволяющее не бояться нагрузок,преодолевать неуверенность в своих силах.
Все усилия учителя могут оказаться напрасными, если родители не осознают сказанноеим и не создают ребенку условий для рационального режима дня, чередования труда,отдыха, физических упражнений, сна.
С первых дней школьной жизни первоклассники родителям необходимо следить засоблюдением детьми режима дня, режима питания. Это все влияет на состояние организмашкольника, формирует привычки и образ жизни.
Таким образом, преподаватель, реализуя инструктивнуюнаправленность уроков физической культуры, формирует навыки самостоятельной деятельностиучащихся, (табл.2) учитель определяет цель, задачи, содержание, принципы, методы,формы и средства, в результате этого у школьников формируются умения, навыки самостоятельноговыполнения физических упражнений через приобретённую сумму знаний.
В процессе организациисамостоятельных занятий должны соблюдаться следующие условия:
1. Упражнениядолжны быть несложными по координации и не требующие страховки.
2. Необходимостремиться к осознанному выполнению упражнений детьми, доходчиво объясняя цель каждого.
3. Задания пофизкультуре дети получают после ознакомления с учебным материалом на уроке.
4. Каждое заданиядолжно подробно объясняться с тем, чтобы учащиеся ясно представляли содержание итехнику выполнения упражнения.
5. Для самостоятельноговыполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическомвыполнении, увеличиваются через определённое время.
6. По временивыполнения задания делятся на кратковременные и долговременные. Задаются индивидуальнои по группам. По данным опроса учителей индивидуальные задания по физкультуре болееэффективны, чем групповые по данным опроса учителей.
7. Контроль заих выполнением осуществляется на уроках преподавателем физической культуры, в домашнихусловиях взрослыми.
8. Проверка проводитсятекущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оцениваетсяприрост количественных показателей. Поэтому важно на начальном этапе точно определитьмаксимальные возможности учащихся в выполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельноговыполнения, чтобы быть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельнойдеятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практически каждыйучащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательной подготовки.С учётом уровня физической подготовленности, задания со временем усложняются.
9. Для формированияпозитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражненийнеобходима постоянная, положительная мотивация к физической культуре, т.к. отношениеучащихся к урокам физкультуры, интерес к самостоятельному выполнению упражненийявляется одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности
10. Параллельнос формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитываетсяинтерес к физической культуре:
11. Большое значениев формировании интереса к занятиям физкультуры играет занимаемая позиция семьи учащегосяв этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родителипривлекают детей к занятиям физической культуры с младшего школьного возраста
12. Каждый ребёнокнуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатомего собственного труда.
Собственный опытработы по данному направлению позволяет утверждать, что домашние задания по физическойкультуре, особенно в начальной школе, повышают интерес к предмету «физическаякультура», способствуют повышению физической подготовленности и воспитаниюсамостоятельности, чувства ответственности.
2.2 Дифференцированноевыставление отметки по физической и технической подготовленности учащихся
При оценке физическойподготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата.Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение.При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания,и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлятьфизкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесныеодобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить;других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формируету школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественнойактивности. Все отметки обязательно аргументируются.
Временно освобожденныедети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группедолжны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играхим интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд дляорганизации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимыхзаданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнениянекоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могутвыполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также можетоцениваться. При оценивании деятельности обучающихся, ориентироваться не толькона усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его мотивационнойсферы гигиенического поведения в реализации усвоенных знаний и представлений. Оценкаявляется одним из самых мощных путей мотивации детей к изучению предмета. Если убратьэтот стимул к хорошему освоению предмета, то сразу катастрофически снизится посещаемость,а также желание детей качественно усваивать материал. Во-вторых, оценка являетсякак бы связующим звеном в отношениях между детьми, учителями и родителями. Еслиотметки по физкультуре не будет, как вы думаете, пойдут ли к нам родители на собраниях,будут ли хоть как-то заниматься со своими детьми? По-моему, это возможно теперьлишь только в таких случаях, когда у ребенка предвидится «незачет» по предмету.В-третьих, отметка является еще и организующим звеном для детей. Не хочешь получитьплохую отметку – не пропускай уроки, не забывай спортивную форму, старайся на урокахи тогда добьешься желаемого. Как же без отметки ученик сможет оценить, стал ли онлучше?Оценка и отметка. Прежде чем мы выясним, почему есть такая тенденция в оценивании,давайте четко определим, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное(цифровое) выражение оценки. «Пятерки», «семерки», «тройки», «десятки»– это всеотметки. Оценка же может быть самой различной.Словеснаяоценка. Это самая распространенная оценка. Вы похвалили ученика за хорошее выполнениеупражнения, помощь учителю. Вы пожурили рассеянного ученика за невнимательность.Вы не поставили за это никакой отметки, но вы его оценили.
Знак внимания.Да, это тоже вид оценки. Вы жестом похвалили игрока за хорошо выполненное действие,улыбнулись, погрозили пальцем. Этим вы тоже не оставили без внимания деятельностьученика.
Анализ. В короткойбеседе с учеником вы подчеркиваете его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем,уроком, в то же время указываете на то, над чем еще нужно поработать, чтобы бытьеще лучше. Как ни странно, но дети очень любят, когда их успехи сравнивают с другими.С одноклассниками, братом или сестрой, учениками других классов, выпускниками. Поройэтот вид оценки детям наиболее важен.
Ну и, наконец,отметка. Это то количество баллов, которое получил ученик за свое упражнение, работуна уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнетот всяких мыслей. Как видите, это тоже всего лишь вид оценивания, но какой сильный!Экспертная оценка Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенкаправильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники являетсяоценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используемэтот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений,техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требованияк технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке.
Активностьна уроке и вне него.Многие использовали такой метод оценивания для поощрения активно работающих на урокеучащихся, за помощь учителю, за активное участие во внеклассной работе, соревнованияхразного уровня и т.д.
Прогресс вобучении В работе необходимо оценивать высокимиотметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Дажеесли ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенноприбавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Многие моиколлеги придерживаются этого принципа. Это будет служить дополнительным стимуломдля дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматьсяфизическими упражнениями. Возможно, это не полный перечень того, что оценивают учителяна уроках физкультуры. Но почему-то всегда считают, что мы можем оценивать детейтолько по нормативам. Лично меня это больно задевает.Суммативное и формативноеоценивание В отдельных документах по оцениванию можно встретитьтакие понятия: суммативное и формативное оценивание, а также итоговое оценивание.Чем же они отличаются друг от друга?
Итоговое оцениваниевключает в себя общий итог работы ученика. Это может быть выставление итоговой отметкиза четверть, семестр, полугодие или даже большую итоговую работу, в которой учитывалосьнесколько составляющих. Суммативное или, правильнее, саммативное оценивание (отанглийского Summative) – оценивание по итогам пройденной темы. Это может быть зачет,финальный тест, контрольное тестирование и т. п. Словом, оценивание не одного урока,а целого периода обучения. Формативное оценивание, наоборот, подразумевает оцениваниедеятельности ученика на отдельно взятом уроке. Здесь может быть его активность науроке, помощь учителю или своим одноклассникам и т. д. Кстати, формативное оцениваниене всегда выражается отметкой. Даже похвала, добрый взгляд или поддерживающий жестявляются видами формативного оценивания.
Всестороннее изучениешкольников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставаниядетей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие,основанное на методике дифференцированного обучения.
Данная технологияоблегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплениемзапаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатстваупражнений, форм и методов их применения уроки становятся более разнообразными,а процесс обучения — более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимаютпосильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствиеот самого процесса выполнения.
Обеспечение дифференцированногоподхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности;достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательнойи инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и уменийсамостоятельных занятий физическими упражнениями — всё это важнейшие требованиясовременного урока физической культуры.
Выводы
1.Дифференцированныйподход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когдасам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило,неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своегоразвития.
2.Задачей педагогов при осуществлении такого подходав обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировалиобразовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыраженияв ходе овладения знаниями. Разрешить поставленную задачу можно, только проектируятакую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подходна индивидуальном (субъектном) уровне. Одним из вариантов реализации данного подходаможет стать индивидуально-ориентированная система обучения. Она призвана адаптироватьурочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешениеосновного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организацииобучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
3.Смысл названиярассмотренной технологии обучения мы видим в том, что она, во-первых, ориентированана учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости. В ней заложенымеханизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент,специфику интересов, качества персептивных процессов и интеллекта, потребностейи способностей индивида. Поэтому рассмотренная технология называется индивидуально-ориентированной.
Во-вторых, она названа так потому, что ориентируетучащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредствомактивности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретениясоциального опыта и т.д.
В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждымучеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.
В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальнойработы с формами коллективной учебной деятельности.
В-пятых, она ориентирована на учет и реализациюиндивидуальных особенностей также и учителя.
4. Основой разработаннойнами технологии обучения является индивидуально-ориентированный учебный план попредмету. План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей,желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебногоматериала по предмету, тем самым создаются условия для движения по коллективномуучебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.
5. Данный подходпозволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможностьк самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основнойзадачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом,а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Таковыдостоинства дифференцированного подхода. Главное — не абсолютировать подходы, а применять их в разумных сочетаниях.
Список использованной литературы
1. Гимнастика с методикойпреподавания / Под. ред. И. Б. Павлова, В.М. Баршая. М., 1985. – 208 с.
2. Гогунов Е.Н., МартьяновБ.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 288 с.
3. Лях В. И., МейксонГ.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательныхкачеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах // Физкультура в школе. – 1994. № 4. С. 28 -37
4. Матвеев Л.П. Теорияи методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания:теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физическойкультуры): Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
5. Методика тренировки. –М.: Физкультура и спорт, 1976. – 171 с.
6. Теория и методикафизического воспитания: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1979. –360 с.
7. Холодов Ж.К., КузнецовВ.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов.– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
8. Шаулин В.Н. Обучениедвигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура вшколе. – 1994. № 3. С.8-12
9. Шаулин В. Н. Развивающееобучение на материале физической культуры // Физкультура и спорт. – 1994. № 6. С.8-13
Приложения
ПриложениеА
Таблица.1 Формирование двигательного умения и двигательного навыка
/>
Приложение Б
Таблица 2. Содержаниепроцесса формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся
/>