Омагистратуре как высшей ступени образования и актуальности иностранного языка всовременной ее структуре
Учебный 2009/2010 год учебный год пройдет под знакомБолонского процесса. В следующем году он должен окончательно превратить Европув единое образовательное пространство. А с 1 сентября этого года в него вошла иРоссия [1].
Болонскийпроцесс задумывался в конце прошлого века как ответ на вызовы глобализации всфере образования. Сложившееся к тому времени в Европе единое экономическое,финансовое и политическое пространство требовало также образовательнойунификации. Ведь если человек родился и окончил школу в одной стране, получилдиплом в другой, а нашел работу в третьей, понять, чего стоят его квалификации,можно, лишь научившись сравнивать их с теми, что получены претендентами изпрочих частей объединенной Европы. А для этого надо не только признаватьдипломы и сертификаты друг друга, но и сопоставлять учебные программы и курсы,изучаемые в рамках одной специальности в разных странах.
Характернойчертой нашего времени являются активно протекающие во всех сферах общественнойжизни интеграционные процессы. Важным направлением современной интеграции –отмена социально-культурных и образовательных барьеров, сближение системобразования и стремление России к мировым стандартам и эквивалентности высшегообразования.
В современноммире всоответствии с европейскими стандартами магистратура – это второй уровеньвысшего образования. По установленному порядку для зачисления в магистратурунеобходимо иметь высшее образование, то есть обладать дипломом специалиста (вРоссии), бакалавра или магистра по другой специальности. После переходароссийских вузов на двухуровневую систему обучения выпускникам присваиваютсястепени бакалавра или магистра. Бакалавриат и магистратура это самостоятельныеуровни высшего образования. Для получения степени бакалавра потребуется четырегода учебы в вузе, степени магистра – шесть лет. При этом для продолженияобучения в магистратуре студенту необходимо сдать вступительные экзамены наконкурсной основе. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и натесное сотрудничество с работодателями. Кроме того, они учитывают условиявхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшегообразования.
Вместе с тем покасохраняется еще одна ступень высшего образования – специалист, срок обучения которойсоставляет пять лет.
Магистратура– это, прежде всего, научная школа, призванная подготовить выпускников кнаучным исследованиям, вооружить их современной методологией и методикойнаучного познания. Магистратуру не имеет смысла открывать там, где нет науки. Слушателяммагистратуры учебный план позволяет сознательно выбирать базовые и элективныекурсы, ориентироваться в логике изучения учебного материала, производить выборнужных дисциплин, самостоятельно определять траектории своего обучения.
Сегодня вРоссии около 140 вузов открыли программы для магистрантов. В Москве их сегодняоколо 30, в Санкт-Петербурге – более 15. И все же такая система остаетсяновшеством для современной России.
Каковы же преимуществаданной многоуровневой системы образования?
· Умагистратуры есть и одна из важных функций – принимать в свои ряды взрослыхлюдей, стремящихся получить второе (или более) образование.
· Магистратураспособна выработать у выпускника вуза универсальный подход к конкретнойпрофессиональной деятельности. По сравнению с другими формами высшегообразования в магистратуре больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации,исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этомумагистерские программы в значительной степени нацелены на потребностикомпаний-работодателей. Магистры получают комплекс компетенций, позволяющихсразу квалифицированно выполнять определенные функции, согласно определеннойспециализации.
· Длясерьезного российского вуза магистратура – это возможность передать студентузнания, которые не были включены (по той или иной причине) в достаточно жесткиерамки стандартов полного высшего образования.
· Магистратурапозволяет сделать плавный переход из одной специальности в другую или дополнитьбазовое образование. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человекаповышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость.
· Одноиз известных преимуществ магистратуры – учет индивидуальных потребностейстудентов. Студенты-магистранты могут не только выбирать отдельные курсы, но,что еще важнее, определять индивидуальную траекторию обучения. Она определяетсясамим магистрантом совместно с его руководителем.
· Обучаясьв магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемымтребованиям близка к кандидатской диссертации. В дальнейшем (примерно загод-полтора после окончания) выпускник при желании и должном трудолюбии вполнеможет свою выпускную работу довести до уровня кандидатского исследования.
· Магистратуруможно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию.
Магистерскиепрограммы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целомкомплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательскойработы, умеют систематизировать и обобщать информацию. В результате у студентовформируется адекватное представление о современной науке. Выпускникмагистратуры – это профессионал в выбранной специализации, более подготовленныйк профессиональной деятельности, нежели бакалавр или специалист. Спецификаподготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, тоесть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводитьанализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеютпользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, а что еще более важно– готовы транслировать их другим лицам.
Но как бы нибыла эта система удобна и привлекательна (например, взаимное признаниедипломов, единые стандарты образования или единство подходов к образованию вцелом), относительно нашей страны с ее особенностями на сегодняшний день онаимеет и большие минусы [1], которые можно свести к следующему:
· Во-первых,в России нет инфраструктуры, типичной для англо-американской системыобразования, прежде всего, имеется в виду бакалавриат. Мы привыкли, чтополноценное высшее образование дает диплом специалиста, отучившегося 5–6 лет.Поэтому на них в основном и спрос, а бакалавры считаются специалистами снеполным высшим образованием и не могут найти работу.
· Во-вторых,болонская система предполагает единую степень доктора наук. Однако согласнонаучной табели о рангах в России эта степень соответствует кандидату наук, а российскийдоктор – ученый гораздо более высокого уровня.
· В-третьих,среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты,что не совсем отражает суть данной структуры. Поэтому сегодня в магистратуруидут в первую очередь не устроившиеся нигде бакалавры, которые заведомо обладаютменьшей профессиональной подготовкой, чем сегодняшние специалисты, а это в своюочередь в будущем вызовет еще большие нарекания по качеству подготовки в высшейшколе.
«В связи сэтим, ускоренное введение Болонской системы в России оставляет много вопросов»[2].
· В-четвертых,при переходе на двухуровневую систему очень важна также академическая мобильность.Студент не должен «вариться в одном соку», он должен поучиться в разныхуниверситетах. В Болонском процессе это очень важный элемент: студент выбираетнесколько вузов, чтобы год поучиться в одном, затем год – в другом и т.д.,набирая при этом опыт различных школ. В Европе это часто практикуется. В нашейстране пока, к сожалению, академическая мобильность нулевая. По мнениюспециалистов, идея разделения уровней обучения заключается в том, что человекдолжен иметь более свободную траекторию образования, чтобы, получив базовоеобразование в одном месте, продолжить его в другом.
Студенческаямобильность предполагает обучение и практику не только в вузах одного региона,но и по всей России. Что же касается обучения российского магистранта за рубежом,то пока эта перспектива остается под вопросом и первое препятствие тому – иностранныйязык. Второе – безусловно – деньги, но это не является предметом обсуждения даннойстатьи.
С учетом вышесказанного, нельзя не упомянуть о преимуществах знания специалистамииностранного языка, и в первую очередь, английского языка как ставшегомеждународным (особенно для специалистов сферы туризма) поскольку большинствоученых из разных стран, работающих над одним общим проектом, используют приобсуждении и решении своих задач, как правило, именно английский язык.
Современныетенденции образования, развитие новых коммуникативных систем, стремительноеразвитие интернет, международные проекты, осваивающие новые экономические игеографические просторы – все эти отрасли и направления уже давно не просят, а требуютот своих сотрудников и претендентов на работу четких и стабильных знаний нетолько английского, но и испанского, немецкого, французского.
Студентымагистратуры, владеющие иностранными языками, имеют большие привилегии вотличие от их коллег, которые не знают языка. Есть масса примеров тому, что вмосковских вузах студенты-магистранты имеют возможность в течение одногосеместра учиться в университетах Франции, Германии, Великобритании, Испании и прочихевропейских стран. Невозможно не согласиться с тем, что соискатель с западнымдипломом магистра в глазах работодателя приобретает дополнительные баллы.
Однакопо последним данным ЮНЕСКО, Россия входит в десятку стран мира, посылающих зарубеж наибольшее число студентов, а значит, возможности наших ребят растут.Сегодняшняя реальность, по словам первого проректора – проректора по учебнойработе РУДН Александра Ефремова, показывает, что времена закрытых экономик ирынков труда прошли. «Если выпускники вузов России в условиях мировойконкуренции хотят оказаться востребованными, они должны быть не толькоотличными профессионалами, но пройти уровни обучения, которые определенымировым сообществом. Они должны знать иностранные языки, владетьинформационными технологиями и предъявить своему будущему работодателю понятныево всем мире документы» [1]. И такая возможность у них появляется.
Основупрофессиональной подготовки магистрантов по иностранному языку на наш взгляддолжно составлять формирование навыков работы с аутентичными текстами(оригинальными источниками). Поскольку в настоящее время на изучениеиностранного языка в магистратуре отводится ничтожно малое количество времени(например, в ТГУ на геолого-географическом факультете их количество составляет20 часов в семестр!) – необходимо грамотно организовывать самостоятельнуюработу студентов, в связи с этим, рекомендуется особое внимание уделять анализудокументов. Нужно уметь добиваться того, чтобы студент мог понять и объяснитьсодержание подобных документов, должен уметь их классифицировать по видам, атакже мог оценить материал критически с точки зрения его надежности иубедительности. Мы должны научить студентов сравнивать, противопоставлять икомментировать доказательства, почерпнутые в разных источниках, рассматриватьизучаемый материал в более широком контексте, и с этих позиций либоиспользовать его, либо давать ему позитивную или негативную оценку. Задачастудента магистранта использовать полученную информацию для устноговыступления, написания реферата, курсовой работы и пр. Только такая кропотливаяработа с источником позволяет вооружать будущего магистра навыками творческоготруда, умениями самостоятельно ставить и решать научные проблемы. Немало важентакже и тот плюс, если статьи будущего магистра будут публиковаться в зарубежныхсборниках, журналах и другой периодике. В связи с этим показателем научнойзрелости выпускников магистратуры является их участие в конференциях различногоуровня, в том числе международных, а также в Интернет – конференциях.
Пользуясьопытом московских вузов (МЭСИ, МГУ, МГИМО) становится очевидным то, что вперспективе и в региональных вузах студентам магистратуры будут предлагаться различныевиды международной составляющей обучения. А это:
· стажировки– краткосрочные выезды за границу, включающие визиты в компании и обучение;
· программыобмена различные по продолжительности обучения (преимущество обучения заграницей состоит в том, что изучение нескольких модулей за рубежом дает правона получение дополнительного сертификата или свидетельства);
· возможностьучиться за границей и получить диплом магистра зарубежного вуза;
· студентымогут получить опыт работы или практики в международных и зарубежных компаниях,что очень полезно для развития карьеры;
· участиев международных проектах;
Так, например,В РГГУ (Российский Государственный Гуманитарный Университет) в настоящее времяоткрыта международная магистратура, совместно с университетом города Констанц(ФРГ). По словам Евгения Ивахненко (начальникотдела магистерских программ РГГУ) «студенты магистратуры РГГУимеют возможность в течение семестра пройти обучение в Германии, а магистрантыиз вуза-партнера – в России. Уровень сотрудничества позволяет выдавать поокончании магистратуры диплом с приложением (Diploma Supplement), а договорпредусматривает выдачу успешным магистрантам двух дипломов. В следующем учебномгоду предполагается открытие ряда международных магистерских программ, где вкачестве партнеров рассматриваются университеты США, Великобритании, Японии,Германии и Франции» [3].
В России внастоящее время получают распространение признанные магистерские степени Masterof Arts, Master of Science и Master of Law – именно так «классифицируют» магистровза рубежом. В странах Европейского союза это наиболее понятный и приемлемый дляработодателей документ.
Кроме того,жизнь показывает, что сегодня далеко не всегда есть необходимость в полномпятилетнем образовании, т. к. в наше время существуют принципиально новыетехнологии, которые значительно увеличивают скорость образовательного процесса.В первую очередь это касается программ дистанционного образования в открытыхуниверситетах. Например, одна из крупнейших европейских корпораций – НациональнаяАкадемия Дистанционного Образования «КНЕД» во Франции, имеющая огромный опыт вдистанционном обучении. В арсенале КНЕД, имеется целый ряд разнообразных курсови программ по различным направлениям, продолжительность которых варьируется от двух-трехмесяцев до нескольких лет.
В заключениехочется сказать, что времена, когда магистратура считалась чем-то экзотическим,проходят. Студенты начинают понимать, что она дает возможность повысить уровеньобразования, при необходимости сменить направление подготовки, пойти в болеепрестижный вуз или продолжить учебу за рубежом. Работодатели тоже постепеннопривыкают к тому, что магистры, как правило, лучше подготовлены, чем бакалаврыи специалисты. С каждым годом количество желающих поступить в магистратурурастет, и российским вузам необходимо более активно открывать новые магистерскиепрограммы, т. к. по всей стране повышается спрос на образование. Поскольку,если человек хочет получить углубленные, полные знания по своему предмету, тоон в праве иметь возможность выбирать интересующее его направление. Нередкослучается так, что человек получил определенный багаж знаний, поработал, понял,что обладает недостаточным арсеналом умений и навыков, и он в праве дальшеосознанно продолжить обучение, так как новая многоуровневая система даетбольшую свободу выбора.
В сегодняшнеммире нет системы образования «на всю жизнь». Современный ритм заставляетчеловека повышать свой образовательный уровень в течение всей его жизни. Исистема «бакалавр-специалист-магистр» – это как раз шаг к более высокому уровнюобразования.
Литература
1. Московский комсомолец //режим доступа:www.tomget.info/index/nph-index.cgi/000000A/http/www.examen.ru/main2/news_and_articles/articles/Plyusy-i-minusy-Bolonskogo-processa
2. Тюменская Область Сегодня –08.10.2009
3. «Элитный персонал» №18(506) 15 мая 2007