Научно-исследовательскаяработа студентов
Задачи,выдвигаемые современным производством перед инженерными кадрами, настолькосложны, что их решение требует творческого поиска, исследовательских навыков. Всвязи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммойфундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческогорешения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстроадаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формироватьв вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательскойработе.
В современныхусловиях научно-исследовательская работа студентов (НИРС) превращается изсредства развития творческих способностей наиболее успевающих и одарённыхстудентов в систему, позволяющую повысить качество подготовки всех специалистовс высшим образованием.
Понятие ²научно-исследовательскаяработа студентов² включает в себя следующие элементы:
– обучение студентовосновам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;
– выполнение научныхисследований под руководством преподавателей.
В связи сэтим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделитьна научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс иследовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами ирабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научныхисследований, различного вида учебные занятия с элементами научныхисследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также нанаучно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.
Учебно-исследовательскаяработа студентов (УИРС) выполняется в отведённое расписанием занятий учебноевремя каждым студентом по специальному заданию под руководством научногоруководителя (преподавателя кафедры). Основной задачей УИРС является обучениестудентов навыкам самостоятельной научной работы, ознакомление с реальнымиусловиями труда в лабораториях, в научных коллективах. В процессе выполненияучебных исследований будущие специалисты учатся пользоваться приборами иоборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, обрабатывать ихрезультаты, применять свои знания при решении конкретных задач.
Дляпроведения учебно-исследовательской работы студентам отводится рабочее место влаборатории, выдаются необходимые материалы и приборы. Тема и объём работыопределяются индивидуально научным руководителем. Кафедра, включающая в свойучебный план УИРС, заранее разрабатывает тематику исследований, определяетсостав соответствующих руководителей, готовит методическую документацию,рекомендации по изучению специальной литературы.
В составнаучных руководителей включаются преподаватели, активно занимающиеся научнойработой, научные сотрудники, инженеры и аспиранты.
Завершающимэтапом УИРС является оформление отчёта, в котором студент излагает результатысвоей научной работы. Отчёт защищается перед специальной комиссией спроставлением зачёта.
Перспективнымнаправлением является создание в высших учебных заведениях студенческихнаучно-исследовательских лабораторий (СНИЛ), в которых ведутся научныеисследования и одновременно организуется учебно-исследовательская работастудентов.
В некоторыхвузах учебно-исследовательской работе предшествует специальный курс по основаморганизации и методике научных исследований, по организации библиографической ипатентной работы (в дисциплинах ²Введение в специальность², ²Основы научныхисследований² и др.).
Важной формойнаучно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время,является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. Привыполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполненияработы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку ианализ результатов, оформляет отчёт.
Многимикафедрами вузов организуются научные семинары или студенческиенаучно-технические конференции (СНТК). Семинары проводятся регулярно в течениисеместра, чтобы каждый студент мог выступить на нём с докладом или сообщением орезультатах проведённой работы. СНТК проводится, как правило, 1–2 раза в годмежду семестрами или в конце каждого семестра.
Для младшихкурсов основными формами СНТК в рамках учебного процесса являются подготовкарефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска,участие в предметных кружках.
Научно-исследовательскаяработа студентов во время производственной практики осуществляется путёмвыполнения на производстве индивидуальных заданий по тематикенаучно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой, а также ²узких² мест производства.Выполняются задачи по совершенствованию технологических процессов,оборудования, научной организации труда, собирается фактический материал ипроизводится его первичная обработка с целью дальнейшего использования прикурсовом и дипломном проектировании.
Научноеруководство студентами в период производственной практики осуществляютсовместно преподаватели вуза и специалисты предприятия. Результаты работыизлагаются в отчёте, который студенты защищают перед комиссией после окончанияпроизводственной практики.
Научно-исследовательскаяработа студентов при курсовом и дипломном проектировании связана с разработкойспециальных разделов с элементами научного поиска и исследования выполняемые впроцессе решения реальных задач конкретных предприятий. Такие дипломные проектымогут заканчиваться внедрением и в этом смысле действительно являютсяреальными.
Получаетразвитие выполнение комплексных дипломных проектов, разрабатываемых группойстудентов-дипломников различных специальностей. Каждому студенту поручаетсявыполнение отдельного самостоятельного раздела комплексного дипломного проекта.Общее руководство разработкой такого проекта осуществляется одной из ведущихкафедр, по каждому из разделов назначается свой руководитель от той кафедры,которая обеспечивает его разработку.
При защитекомплексного дипломного проекта создаётся комиссия с участием представителейзаказчика и вуза. Ею оценивается каждая тема дипломного проекта, выполненнаяотдельным студентам, а также принимается решение по проекту в целом и овозможности использования его на предприятии заказчика.
Многиекафедры вузов совместно с предприятиями составляют перечень ²узких² мест производства, изкоторых затем формируют тематику курсовых и дипломных проектов. Такой подходдает возможность эффективно использовать научный и творческий потенциалстудентов для решения конкретных задач производства, повышает ответственностьстудентов за качество работы.
Научнаяработа студентов, выполняемая во внеучебное время, реализуется путём участия студентовв исследованиях по тематике плановых госбюджетных и хоздоговорных НИР кафедр инаучных учреждений вузов, организации студенческих бюро и объединений типастуденческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ). СНИЛ могут выполнять конструкторские,технологические экономические задания, шефскую работу в школе, лекторскуюработу по распространению знаний в области науки, техники, культуры.
Основнойформой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентовдля выполнения научных исследований, проводимых кафедрами и научнымиучреждениями вуза по госбюджетной и хоздоговорной тематике. Обычно в группу,занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включаетсянесколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяет обеспечитьпреемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Студенты старшихкурсов оформляются на должности техников либо лаборантов с оплатой и записью втрудовой книжке. Работа проводится по плану-графику, утверждаемому научным руководителем.Руководство работой студентов осуществляют преподаватели, научные сотрудники,инженеры и аспиранты, работающие в группе.
Студенты,успешно выполнившие задание по своему разделу, включаются в число авторовотчёта в качестве соисполнителей. По результатам работы может быть поданазаявка на изобретение или опубликована статья.
Хорошозарекомендовали себя коллективные формы творческой работы студентов –студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ), студенческиеконструкторские, технологические, экономические бюро (СКБ), научные ивычислительные центры и т.д.
СНИЛорганизуется в вузе на правах его структурного подразделения. Тематика работформируется или на основе хозяйственных договоров с организациями или в видегосбюджетных тем вуза и внутривузовских заказов.
Штатсотрудников СНИЛ составляют в основном студенты, выполняющие работу подруководством профессорско-преподавательского и инженерно-технического состававуза. Начальник СНИЛ и несколько инженерно-технических работников, включенных всостав СНИЛ, осуществляют организационно-методическое руководство работойстудентов.
Параллельно спроведением научно-исследовательской работы студенты выполняют в СНИЛорганизационные и управленческие функции, приобретая одновременносоответствующие навыки.
Схемакомплексной программы научно-исследовательской работы студентов за весь периодобучения представлена на рис. 1.
Важную роль вактивизации научно-технического творчества студентов играют проводимые вреспублике организационно-массовые мероприятия: ²Студент инаучно-технический прогресс², смотры-конкурсы на лучшую организацию научнойработы студентов, республиканские научные конференции студентов, выставкинаучно-технического творчества.
Современныйуровень участия студентов в научной работе, многообразие её форм и методовтребуют комплексного подхода к её планированию и организации. Комплекснаяпрограмма НИРС должна обеспечивать ступенчатую последовательность мероприятий иформ научной работы студентов в соответствии с логикой учебного процесса.
Осуществлениекомплексного планирования НИРС в высших учебных заведениях по каждойспециальности и создание на этой основе единой комплексной системынаучно-исследовательской работы студентов позволяют полнее использовать научныйпотенциал вузов в подготовке современных высококвалифицированных специалистов.
Классификациянаучно-исследовательских работ
Научноеисследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностейизменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов дляпоследующего практического использования этих закономерностей. Научныеисследования классифицируются по различным признакам: методам решенияпоставленных задач, сфере применения результатов исследования, видамисследуемого объекта и другим факторам
Исследованиямогут быть теоретические, теоретико-экспериментальные и экспериментальные.Отнесение исследования к одному из видов зависит от применяемых методов исредств научного исследования.
Теоретическиеисследования базируются на применении математических и логических методовпознания объекта. Результатом теоретического исследования является установлениеновых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результатытеоретических исследований должны быть подтверждены практикой.
Теоретико-экспериментальные исследованияпредусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретическихисследований на натурных образцах или моделях.
Экспериментальныеисследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторныхусловиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости изакономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретическихпредположений.
Научныеисследования по сфере использования результатов подразделяются на фундаментальныеи прикладные.
Фундаментальныеставят целью решение принципиально новых теоретических проблем, открытие новыхзаконов, создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачиприменительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства.
Прикладныеисследования представляют собой поиск и решение практических задач развитияотдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований.
По составуисследуемых свойств объекта исследования подразделяются на комплексные идифференцированные.
Комплексныепредставляют собой изучение разнородных свойств одного объекта, каждое изкоторых может предусматривать применение различных методов и средствисследования. Выполняются они в различное время и в различных местах. Примеромкомплексного исследования может служить оценка надежности нового автомобиля.Надежность автомобиля является интегральным свойством и обусловливается такимиего отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемостьи долговечность деталей.
Дифференцированнымназывается такое исследование, в котором познается одно из свойств или группаоднородных свойств. В рассмотренном примере каждое в отдельности исследуемоесвойство надежности автомобиля является дифференцированным.
Исследованияподразделяются и по признаку места их проведения, так как это предопределяетприменение различных методов и средств научного исследования. В этом смыслеэкспериментальные исследования, проведенные в лабораторных или впроизводственных условиях, именуются лабораторными или производственными.Исследуемый объект может быть натурным или представлять его модель.В каждом случае выбор вида исследуемого объекта подлежит обоснованию. В техникемногие исследования и испытания проводятся на моделях и образцах, так как этозначительно упрощает создание лабораторной базы для проведения исследований (нередконатурные испытания являются принципиально невозможными). Наиболее достовернымиявляются результаты натурных испытаний.
По стадиямвыполнения исследования подразделяются на поисковые,научно-исследовательские и опытно-промышленные разработки. При разработкекрупной научно-технической проблемы первой стадией является поисковое исследование,в результате которого устанавливаются принципиальные основы, пути и методырешения поставленной задачи. Вторая стадия представляет собой научно-исследовательскиеразработки, целью которых является установление необходимых зависимостей,свойств и закономерностей, создающих предпосылки для дальнейших инженерныхрешений. Третья стадия – опытно-промышленная разработка, главная задачакоторой состоит в доведении исследования до практической реализации, т.е. егоапробации в условиях производства. На основе результатовопытно-производственной проверки вносятся коррективы в техническую документациюдля широкого внедрения разработки в производство.
Каждуюнаучно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Поднаучным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которыхведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое,физико-техническое, историческое и другие направления с возможной ихпоследующей детализацией.
Структурнымиединицами научного направления являются: комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы.Комплексная проблема представляет собой совокупность проблем, объединенныхединой целью. Проблема – это совокупность сложных теоретических и практическихзадач, требующих разрешения в обществе. С социально-психологической точкизрения проблема отражает противоречие между общественной потребностью в знаниии известными путями его получения, противоречие между знанием и незнанием.Проблема возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения илидаже наталкивается на «невозможность» в достижении цели. Проблема может бытьглобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой, что зависитот масштаба возникающих задач. Так, например, проблема охраны природы являетсяглобальной, поскольку ее решение направлено на удовлетворение общечеловеческихпотребностей. Кроме перечисленных различают проблемы общие и специфические. Кобщим относят проблемы общенаучные, общенародные и т.д. Общенародная проблеманашей страны – внедрение малоотходных и безотходных, энерго- иматериалосберегающих технологических процессов и систем машин.
Специфическиепроблемы характерны для определенных производств отраслей промышленности. Так,в автомобильной промышленности такими проблемами являются экономия топлива исоздание новых видов горючего.
Тема научногоисследования является составной частью проблемы. В результате исследований потеме получают ответы на определенные научные вопросы, охватывающие часть проблемы.
Под научнымивопросами обычно понимаются небольшие научные задачи, относящиеся к конкретнойтеме научного исследования.
Выборнаправления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросовявляются весьма ответственной задачей. Актуальные направления и комплексныепроблемы исследований формулируются в директивных документах правительствастраны. Направление исследования часто предопределяется спецификой научногоучреждения или отраслью науки, в которых работает исследователь. Конкретизацияже направления исследования является результатом изучения состояния запросовпроизводства, общественных потребностей и состояния исследований в том или иномнаправлении. В процессе изучения состояния и результатов уже выполненныхисследований могут формулироваться идеи комплексного использования несколькихнаучных направлений для решения производственных задач. При этом необходимоотметить, что наиболее благоприятные условия для выполнения комплексныхисследований имеются в высшей школе в связи с наличием в вузах научных школ,сложившихся в различных областях науки и техники. Выбранное направлениеисследований часто становится стратегией научного работника или научногоколлектива на длительный период.
При выборепроблемы и тем научного исследования на первом этапе на основе анализапротиворечий исследуемого направления формулируется сама проблема иопределяются в общих чертах ожидаемые результаты. Затем разрабатываетсяструктура проблемы:выделяются темы, вопросы, исполнители.
Темы научногоисследования должны быть актуальными (важными, требующими скорейшего разрешения),иметь научную новизну (т.е. вносить вклад в науку), быть экономическиэффективными для народного хозяйства. Поэтому выбор темы должен базироваться наспециальном технико-экономическом расчете. При разработке теоретическихисследований требование экономичности иногда заменяется требованием значимости,определяющим престиж отечественной науки.
Каждыйнаучный коллектив (вуз, НИИ, отдел, кафедра) по сложившейся традиции имеет свойнаучный профиль, компетентность, что способствует накоплению опыта, повышениютеоретического уровня разработок, их качества и экономической эффективности.Вместе с тем недопустима и монополия в науке, так как это исключает соревнованиеидей и может снизить эффективность научных исследований. Выбору темы должнопредшествовать ознакомление с отечественными и зарубежными источниками.Проблема выбора темы существенно упрощается в научном коллективе, имеющемнаучные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную проблему.
Важнойхарактеристикой темы является возможность быстрого внедрения полученныхрезультатов на производстве.
Для выбораприкладных тем большое значение имеет четкая формулировка задач заказчиком(министерством, объединением и т.д.).
При этомнеобходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны и некоторыеизменения в тематике по предложению заказчика и в зависимости от складывающейсяпроизводственной обстановки.
Экономичностьявляется важным критерием перспективности темы, однако при оценке крупных темэтого критерия оказывается недостаточно и требуется более общая оценка,учитывающая и другие показатели. В этом случае часто используется экспертнаяоценка, которая выполняется высококвалифицированными экспертами (обычно от 7 до15 человек). С их помощью в зависимости от специфики тематики, ее направленияили комплексности устанавливаются оценочные показатели тем. Тема, получившаямаксимальную поддержку экспертов, считается наиболее перспективной.
Этапынаучно-исследовательской работы
Каждоенаучное исследование предполагает общую последовательность выполнения условносамостоятельных его составных частей, которые в дальнейшем будем называтьэтапами научного исследования. В самом общем случае можем считать, что научноеисследование включает следующие четыре основные этапа.
1. Подготовка кисследованию. Сначала определяется цель исследования, обосновывается предмет иобъект исследования, осваиваются накопленные знания по предмету исследования,проводится патентный поиск и обосновывается необходимость выполнения данногоисследования, формируется рабочая гипотеза и задачи исследования,разрабатывается программа и общая методика исследования.
2. Экспериментальноеисследование и обработка опытных данных. Этот этап исследования предполагаетпланирование опытов, подготовку к опытам их проведения, проверку и исключениярезко отклоняющихся значений, статистическую обработку опытных данных.
3. Анализ и синтезрезультатов экспериментального исследования. Этот этап предусматривает переходот наблюдения к аналитическому описанию состояния системы и раскрытию характеравоздействия отдельных факторов на процесс при помощи моделирования систем иматематических методов анализа.
4. Проверкарезультатов обобщения на практике и оценка экономической эффективностирезультатов исследования.
Рассмотримболее подробно выполнение научных исследований, для чего введем некоторыепояснения и методические рекомендации по отдельным этапам.
В началелюбого исследования необходимо определить цель, выбрать предмет и обосноватьобъект исследования. Под целью исследования понимается результатпознавательного процесса, т.е. ради чего выполняется исследование. Цельисследования должна быть четко сформулирована и допускать количественную оценку.Целью исследований, выполняемых в области ремонта автомобилей, является,например, повышение производительности труда, снижение затрат на ремонт,повышение долговечности востоновленных деталей и т.д. Под предметомисследования понимается содержательная его часть, зафиксированная внаименовании темы и связанная с познанием некоторых сторон, свойств и связейисследуемых объектов, необходимых и достаточных для достижения целиисследования. В качестве объекта исследования выбирают типичный представитель,характерный для изучения сущности явления или раскрытия закономерности.
Освоениенакопленных знаний и их критическая оценка – многоаспектная работа. Преждевсего необходимо ориентироваться, в какой мере освещена разрабатываемая тема влитературе отечественных и зарубежных авторов. Одним из первых условий чтениянаучной литературы служит умение отыскать ее. Работая в библиотеках, обычнообращаются за справками и консультациями к библиотечным работникам или ищуториентирующие сведения в библиотечных каталогах. По группировке материаловразличают следующие основные виды каталогов: алфавитные, систематические,предметные и др. Алфавитный каталог содержит описания книг, расположенных впорядке алфавита фамилий авторов или заглавий книг (если авторы их необозначены). Систематический каталог содержит библиографическое описание книгпо отраслям знаний в соответствии с их содержанием. Огромную помощь в поискенеобходимой литературы оказывают специальные справочно-библиографические,реферативные и другие издания.
Чтение научнойлитературы обычно состоит из ряда приемов:
общиеознакомление с произведением в целом по оглавлению и беглый просмотр книги,статьи, рукописи и т.п.;
чтение впорядке последовательного расположения материала и штудирования наиболееважного текста;
выборочноечтение материала;
²партитурное чтение² или одновременное ознакомление с содержаниемтекста в объеме полстраницы или целой страницы;
составлениеплана прочитанного материала, конспекта или тезисов, систематизация сделанныхвыписок;
оформлениеновой информации на перфокартах ручного обращения;
повторноечтение материалов и сопоставление его с другими источниками информации;
переводтекста из иностранных изданий с записью на родном языке;
обдумываниепрочитанного материала, критическая оценка его, записи своих мыслей по поводуновой информации.
Наиболее распространеннойформой накопления научной информации являются записи разного рода при чтениикниг, журналов и других источников письменной информации. Ниже приводитсянаиболее часто встречающиеся приемы записей:
записи в видедословной выдержки из какого-либо текста с указанием источника информации иавтора цитаты;
записи всвободном изложении с точным сохранением содержания источника и авторства;
записи ирисунки на вкладных чистых листах и прозрачной бумаге чертежей, таблиц и т.д.;
составлениеплана прочитанного произведения;
составлениеконспекта по материалам прочитанной книги, статьи и т.п.;
отчеркиваниеи подчеркивание отдельных слов, формул, фраз на собственном экземпляре книги,иногда цветными карандашами;
записи цитатиз нескольких литературных источников на определенную тему;
записидословные с комментариями;
записи,оформленные на перфокартах ручного обращения или на карточках, в тетрадях,блокнотах и т.п. путем условных обозначений, стенографических знаков и т.д.;
изложениесвоих замечаний по прочитанному материалу в виде афористических записей.
Записи поматериалом чтения научной литературы могут делаться в обычных общих тетрадях,на бланках или листах бумаги произвольных размеров, на перфокартах,библиографических карточках. Каждый из этих способов имеет свои достоинства инедостатки. Записи в тетрадях затрудняют подборку выписок по одной теме илипроблеме, нахождение выписок среди серии других. Карточная система хотя итребует увеличения расхода бумаги, облегчает систематизацию выписок в личнойкартотеке и быстрое нахождение нужных материалов. Эта система имеет неоспоримыепреимущества по сравнению с традиционной формой записи в общих тетрадях.
В результатеизучения научно-технической и патентной литературы раскрывается физическаясущность развития явлений и связей отдельных элементов между собой.Исследователь знакомится с применением технических средств измерения, методамианализа процессов исследуемой системы, критериев оптимизации факторов, влияющихна процесс. Производится ранжирование факторов на основе априорной информации,обосновывается необходимость проведения данного исследования и возможностьиспользования ранее полученных результатов для решения задач выполняемогоисследования.
Рабочаягипотеза формулируется по результатом изучения накопленной информации опредмете исследования. Гипотеза – это научное предложение о возможныхмеханизмах, причинах и факторах, обуславливающих развитие изучаемых явлений,которые еще не доказаны, но являются вероятными. Одно из главных требований кгипотезе – это возможность ее последующей экспериментальной проверки. Рабочаягипотеза – важный элемент исследования, она синтезирует априорное представлениео предмете исследования и определяет круг решаемых задач для достиженияпоставленной цели.
Программа иметодика исследования обосновывают выбор методов исследования и в том числеметода экспериментального исследования. Под методом вообще подразумевается путьисследования, способ, применения которого позволяет получить определенныепрактические результаты в познании. Наряду с всеобщим методом диалектическогоматериализма широко применяют и конкретно – научные методы, такие, какматематических анализ, регрессионный и корреляционный анализы, методы индукциии дедукции, метод абстракции и т.д.
Программа иметодика исследования включают:
составлениекалендарного плана выполнения работ поэтапно с укрупненным представлениемсодержания в каждом этапе;
выбор техническихсредств экспериментального исследования для воспроизводства и генерацииразвития явлений или связей объектов исследования, регистрации их состояний иизмерения воздействующих факторов;
математическоемоделирование объекта исследования и планирование эксперимента;
оптимизациювыходных показателей исследуемых процессов;
выбор методовстатистической обработки опытных данных и анализа результатов эксперимента;
выбор методаэкономического анализа результатов исследования.
Рассмотримнекоторые наиболее общие вопросы экспериментальных исследований.Технологические исследования характеризуются необходимостью учета большогочисла факторов, которые по-разному влияют на выходные показатели процессов.Например, при изучении влияния на эффективность и качества ремонта автомобилейтехнологических факторов, а также при оптимизации условий осуществлениятехнологии возникают три типа задач:
выявлениесущественности влияния факторов на показатели свойств ремонтируемой детали и ихранжирование по степени влияния (задачи оценки факторов на существенность ихвлияния);
поиск такихусловий (режимов и т.п.), при которых будет обеспечиваться либо заданныйуровень, либо более высокий, чем достигнутый к настоящему времени(экстремальные задачи);
установлениевида уравнения на основе раскрытия связи между факторами, их взаимодействиями ипоказателем свойств ремонтируемой детали (интерполяционные задачи).
Любойтехнологический процесс, как объект исследования при воздействии различныхфакторов рассматривается в виде плохо организованной системы, в которой трудновыделить влияние отдельных факторов. Основным методом исследования таких системявляется статистический, а метод проведения эксперимента – активным илипассивным. Проведение ²активных² экспериментовпредполагает использование методов планирования, т.е. активное вмешательство впроцесс и возможность выбора способа воздействия на систему. Объектисследования, на котором возможен активный эксперимент, называется управляемым.Если оказывается, что заранее не представляется возможным выбрать способывоздействия на состояние системы, то проводится ²пассивный² эксперимент. Например,такими экспериментами являются результаты наблюдений за автомобилями иотдельными их агрегатами в процессе эксплуатации.
Математическоепланирование эксперимента, выбор факторов, уровней их варьирования иматематическая обработка результатов производится с использованием специальныхприемов и имеет свои специфические особенности при решении конкретных задач ирассматривается в специальной литературе.
Послезавершения теоретических и экспериментальных исследований проводится общийанализ полученных результатов, осуществляется сопоставление гипотезы срезультатами эксперимента. В результате анализа расхождений проводятсядополнительные эксперименты. Затем формулируются научные и производственныевыводы, составляется научно-технический отчёт.
Следующимэтапом разработки темы является внедрение результатов исследований впроизводство и определение их действительной экономической эффективности.Внедрение фундаментальных и прикладных научных исследований в производствоосуществляется через разработки, проводимые, как правило, в опытно-конструкторскихбюро, проектных организациях, опытных заводах и мастерских. Разработкиоформляются в виде опытно-технологических или опытно-конструкторских работ,включающих формулирование темы, цели и задач разработки; изучение литературы;подготовку к техническому проектированию экспериментального образца;техническое проектирование (разработка вариантов технического проекта срасчётами и разработкой чертежей); изготовление отдельных блоков, ихобъединение в систему; согласование технического проекта и его технико-экономическоеобоснование. После этого выполняется рабочее проектирование (детальнаяпроработка проекта); изготавливается опытный образец; производится егоопробование, доводка и регулировка; стендовые и производственные испытания.После этого осуществляется доработка опытного образца (анализ производственныхиспытаний, переделка и замена отдельных узлов).
Успешноевыполнение перечисленных этапов работы даёт возможность представить образец кгосударственным испытаниям, в результате которых образец запускается в серийноепроизводство. Разработчики при этом осуществляют контроль и дают консультации.
Внедрениезавершается оформлением акта экономической эффективности результатовисследования.
Аудиторнаяи внеаудиторная работа студента
Прианализе процессов реформирования высшей школы, образовательной ситуации вгосударственном университете, а также при изучении национальных и мировыхнаправлений развития университетского образования совершенно отчетливопроявляется следующие тенденции:
а)современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывногообразования, когда от студентов (и не только) требуется постоянноесовершенствование собственных знаний;
б)в условиях информационного общества требуется принципиальное изменениеорганизации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, заменапассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов:
в)центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение каксамостоятельную деятельность студентов в образовании.
Видыи структура самостоятельной работы студентов
Взависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею состороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется наследующие виды:
–самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров,лабораторных работ);
–самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановыхконсультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
–внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданийучебного и творческого характера
Конечноже, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и вреальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.
Вцелом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателяявляется педагогическим обеспечением развития целевой готовности кпрофессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средствообразовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организациии управления деятельностью обучающихся.
Такимобразом, структурно СРС можно разделить на две части: организуемаяпреподавателем (ОргСРС) и самостоятельная работа, которую студент организует посвоему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя(подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам,коллоквиумам и т.п.) В этой связи подчеркнем, что управление СРС – это преждевсего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей. ОргСРС должнасоставлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану насамостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на ОргСРутверждается по каждой дисциплине научно-методическим советами направлений испециальностей. Предполагается, что ОргСРС должна быть предусмотрена для всехдисциплин учебного плана.
СодержаниеОргСРС может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено нарасширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах – также ина усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышатьнормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по даннойдисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов,назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работустудента, учитывать форму ОргСРС, ибо разные ее формы, естественно, требуютразных временных затрат.
Технологическаяорганизация самостоятельной работы студентов
Еслиговорить о технологической стороне, то организация СРС может включает в себяследующие составляющие:
1.Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели,определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целейпо курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории исистемы, профессиональные технологии и др.
Отобранныецели отражают таксономию целей, например: знания источников профессиональногосамообразования, применение различных форм самообразования при организациисамостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должнысоответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию,включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
2.Технология отбора содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельнойработы являются Государственный образовательный стандарт, источникисамообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологическиеособенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация,особенности учебной деятельности).
3.Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должнысоответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждойпредлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательнойдеятельности студентов.
4.Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля,определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.
Основныехарактеристики самостоятельной работы студентов
АналитикиРоссийского научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО)выделяет основные характеристики СРС:
1.Психологические условия успешности СРС. Прежде всего – это формирование устойчивогоинтереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которыезависят от следующих параметров:
–взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе;
–уровень сложности заданий для самостоятельной работы;
–включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.
Каклюбой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологическойточки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличиеучебных задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменениесамого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия,а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость впостановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае,если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежатобобщения теоретического типа.
Рассматриваяучебную деятельность как процесс решения задач, следует выделить следующие еезвенья.
Во-первых,постановка учебной задачи. В психологии (педагогической психологии) известно,что цель возникает в результате конкретизации смыслообразующих мотивовдеятельности. Функцию таких мотивов может выполнить только интерес к содержаниюусваиваемых знаний. Без такого интереса невозможна не только самостоятельнаяпостановка учебной задачи, но и принятие задачи, поставленной учителем. Поэтомуобучение, имеющее своей целью подготовку студентов к самостоятельной учебнойдеятельности, должно обеспечить, прежде всего, формирование таких интересов.
Во-вторых,применение оптимальных способов решения задачи. Между учебной деятельностью подруководством преподавателя и самостоятельными ее формами существуетпринципиальное различие, на которое не обращается достаточного внимания. Когдапреподаватель ведет студентов от понятия к действительности, такой ход имеетсилу только методического приема. Когда речь идет о формировании понятия путемсамостоятельной работы с учебными материалами и средствами, условиядеятельности решительно изменяются:
Первымсреди этих условий является формирование способов логического анализаисточников учебной информации, в частности, способы логического анализаинформационных моделей, в которых фиксируется содержание научных понятий, чтоодновременно составляет одну из важнейших задач обучения, рассчитанного наподготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Вторымважным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности являетсяовладение продуктивными способами решения учебных задач, и обеспечение этогоусловия практически невозможно без активного методологического и методическогоучастия преподавателя.
В-третьих,осуществление контроля и оценки за ходом и результатом решения задачи. Формированиеконтрольно-оценочных операций должно идти от овладения способами контроля иоценки действия преподавателя и других студентов через контроль и оценкусобственной работы под руководством преподавателя к самоконтролю и самооценкесамостоятельной образовательной деятельности.
2.Профессиональная ориентация дисциплин. Бесспорность этого учебно-содержательного тезисас точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности,эффективного личностного взаимодействия в профессии не должна умалять значениезнаний общей гуманитарной культуры соответствующих блоков дисциплин учебногоплана.
Крометого, глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологическиезакономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры,специалисты, магистры.
3.Ограниченный бюджет времени студента. Во-первых, при формировании временного объемасвоего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузкустудентов вне зачастую весьма субъективного мнения несомненной важности именно«моей» дисциплины.
Во-вторых,интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность СРС за счетуменьшения рутинной работы студента в семестрах.
4.Индивидуализация СРС, которая включает:
–увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленнымистудентами;
–деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихсясамостоятельно справиться с более трудными и, главное, – нестандартнымизадачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т.д.)
–регулярность консультаций с обучаемыми;
–исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержаниисамостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательныхсредствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов собязательным сравнением с ожидаемыми.
Важноподчеркнуть, что учение студента – это не самообразование индивида пособственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателемсамостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной, особеннов современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистоввысшего образования в БГУ и в системе высшего образования в целом.
Вэтой связи пропорциональность между аудиторными и внеаудиторными занятиямивызвала пристальное внимание к проблеме организации самостоятельной работыстудентов (СРС) в целом, а не только и не столько в традиционных границахконкретных дисциплин. Стратегически на первый план выступает исходный уровеньсамостоятельности, с которым пришел абитуриент в сопоставлении с требованиями квыпускнику высшей школы.
Эффективноеписьмо
Ценностьзаметок
1) ониубыстряют задачу обзора. Повторное чтение отчетов или деловых книг полностьюявляется тратой ценного времени. Если заметки сделаны хорошо, с ключевымипунктами и существенными определениями для запоминания, тогда необходимо лишьпросматривать заметки.
2) написаниезаметок при встречах или в течение процесса обучения позволяет активновключаться в этот процесс. Письмо использует визуальные и кинестетические (тоесть ощущения мышц) функции, что помогает концентрации и укрепляет память.
3) люди,которые делают и используют заметки, вообще более эффективно вспоминаютинформацию, чем люди, которые этого не делают.
4) написаниезаметок – хорошая проверка умения слушать, понимания и навыков запоминания вкраткосрочной памяти. Заметки также могут формировать основу для обсуждения иисследования.
Существуюттри основных метода составления заметок.
1. Заметки вобщих чертах (схематические).
2. Детальныезаметки.
3. КартыМышления.
Схематическиезаметкикомпилируются путем составления списка ключевых слов, которые вызываютмысленные образы ключевых понятий и идей из основного текста. Схематическиезаметки в, основном сохраняются в стандартном линейном формате. Они могут бытьтакже перенесены на карточки карманного размера, которые можно носить с собой ипросматривать, когда представляется возможность, например, при поездке вавтобусе или трамвае.
Детальныезаметки –система, используемая многими людьми, боясь пропустить что-то важное. Еслидоклад был сделан логично, заметки можно оставить без дальнейшего Изменения.Однако это не всегда имеет место, и заметки могут требовать редактирования иреорганизации. Часто они нуждаются в добавлениях, включающих дальнейшее чтение,исследования и размышления.
Вследствиесхожести формы заметок третьего типа с паутиной паука их иногда называютпаутинными диаграммами. Они также известны как Карты Мышления, которые являютсяметодом составления заметок, предлагающим большую гибкость и преодолевшимнедостатки схематических и детализированных заметок. Карты Мышления являютсянелинейной, пространственной, графической методикой, в которой обсуждаемыйпредмет (сюжет) кристаллизуется в центральном изображении. Основные темыпредмета (сюжета) исходят от центрального изображения как ветви. Ветви включаютключевые изображения или ключевые слова, напечатанные на соответствующихлиниях. Темы меньшей важности также представляются в виде ветвей,присоединенных к ветвям более высокого уровня. Ветви формируют связаннуюузловую структуру. Карты Мышления могут быть расширены и обогащены цветом,изображениями, кодами, символами и третьим измерением для стимуляции интереса.Эти расширения помогают запоминанию, пониманию, мотивации и воспроизведениюинформации.
Например, принаписании заметок Карта Мышления может быть визуальным представлением и схемойключевых слов главы, скажем, деловой книги или программы саморазвития. Выможете нарисовать ряд микрокарт Мышления для каждой главы деловой книги имакрокарту Мышления для всего текста. Тогда Вы будете иметь схематическуюмакрокарту Мышления для всей книги, поддерживаемую схематическими микрокартамиМышления для каждой главы.
КартыМышления –только один метод схематического представления Информации, который используетсяв бизнесе и образовании в течение более чем двадцати лет. С появлениемкомпьютерной графики, включая программы отображения Карт Мышления,использование такого метода становится все более популярным и доступным. Другиесхематические системы представления информации включают в себя таблицы,графики, столбцовые, круговые и организационные диаграммы, деревья решений,диаграммы Вена, алгоритмы и так далее.
СозданиеКарт Мышления
1.Используйте лист форматом А4 (ил АЗ, если это необходимо) чистой бумаги.
2. НачнитеКарту Мышления в центе страницы и двигайтеськ краям.
3.Присоедините основные темы к центральному изображению.
4.Используйте технику «вил» ил «скелета рыбы», чтобы соединить вспомогательныелинии с основными.
5.Напечатайте одиночные ключевые слова на соединительных линиях.
6.Используйте образы, рисунки, символы и коды.
7.Сегментируйте основные теш, рисуя вокруг них ограничивающие линии.
8.Используйте индивидуализированные коды. и общеизвестные аббревиатуры.
9. Чтобысделать информацию более запоминающейся, используют мнемоники для ключевыхпункта. Пример карты мышления:
Эффективноеписьмо – это технологии оптимального составления заметок.
Толковыесловари, тезаурус, глоссарий
Словарь
Материал изВикипедии – свободной энциклопедии
Перейти к:навигация, поиск
Многотомныйлатинский словарь. Вот какое определение дают словарю разные источники:
Словарь – справочнаякнига, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т.д.),расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях,употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т.п. (лингвистическиесловари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях вкаких-либо областях науки, культуры и др. (Новый энциклопедический словарь. М.,2000).
Словарь,словник, словотолковник, словотолк, словарик, словарчик; словаришка; словарища;речник, лексикон; сборник слов, речений какого-либо языка, с толкованием или спереводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные (Даль В.И. Толковыйсловарь живого великорусского языка).
Словарь – собраниеслов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями,толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковыйсловарь русского языка).
Словарь – собраниеслов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных(Словарь Академии Российской. СПб., 1806–1822).
Словарь – книга,содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом надругой язык. (Словарь современного русского литературного языка: в 17 т.)
Словарь – книга,содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например поалфавиту), с теми или иными объяснениями (Толковый словарь русского языка: В 4т. / Под ред. Д.Н. Ушакова).
Словарь – этовселенная в алфавитном порядке. (Вольтер)
Любой словарьсостоит из словарных статей.
СЛОВНИК
В словниквключены слова всех частей речи, встречающиеся в источниках, а также имена собственные– личные имена, географические и другие названия. Варианты оформляются в видесамостоятельных статей, связанных перекрестными ссылками. Исключение составляютварианты, различающиеся написанием со строчной или прописной буквы (см. разделВАРИАНТЫ). В виде самостоятельных статей оформляются причастия и деепричастия,прилагательные и причастия в краткой форме, прилагательные в сравнительной,превосходной степени и в значении существительного. В виде отдельных ссылочныхстатей оформляются части составных слов, присоединенные дефисом (см. разделССЫЛОЧНЫЕ СТАТЬИ). Формы ед. и мн. ч. существительных даются в одной статье(см. раздел ЗАГОЛОВОЧНОЕ СЛОВО). Все заголовочные слова, реально встречающиесяв текстах источников, печатаются прописными буквами жирным шрифтом. Вквадратных скобках даются заголовочные слова, реально в тексте невстречающиеся, но раскрывающие в комментариях к контексту то или иное лицо(предмет) (см. раздел ССЫЛОЧНЫЕ СТАТЬИ). Словарные статьи располагаются валфавитном порядке их заглавных форм (буквы е и ё в алфавитном порядке неразличаются). Иноязычные вкрапления даются в Словаре отдельным блоком послеосновного корпуса статей.
ЗАГОЛОВОЧНОЕСЛОВО
а) Усуществительных заглавной формой служит форма им. п. ед. ч., кроме случаев типаАВСТРИЙЦЫ, АВГУРЫ, АКРИДЫ и т.п. (как это принято в современных словарях,например в Русском орфографическом словаре*/>).Части речи, выступающие в значении существительного, снабжаются пометой субст.(например: АЛОЕ [субст. прил.], БОЛЬШОЙ [субст. прил.],ВЕРЯЩИЙ [субст. прич.], АХ [субст. междом.]);
б) уприлагательных заглавной формой является форма им. п. ед. ч. муж. р., заисключением слов типа АЗОРСКИЕ (о-ва). Краткие прилагательные выделяются вотдельные статьи (например: АЛ, АВТОМАТИЧЕН, БАГРОВ, ВЕРОЛОМЕН). Прилагательныев сравнительной и превосходной степени – тоже (например: АЛЕЕ, АРОМАТНЕЙ,ВЕЛИЧАЙШИЙ);
в) уместоимений и числительных заглавная форма та же, что у соотносительныхсуществительных и прилагательных. Заглавными формами притяжательных местоименийего, ее, их служат сами эти формы;
г) у глаголов заглавной формой служит инфинитив (совершенного илинесовершенного вида, с частицей – ся или без нее);
д) у причастийзаглавная форма та же, что у прилагательных; причастия (в том числе краткие)наст. и прош. времени оформляются в самостоятельные статьи (например: АЛЕВШИЙ,АЛЕЮЩИЙ, ВДАВЛЕННЫЙ, АТАКОВАН, ВДЕТ);
е) у наречий,деепричастий и других неизменяемых разрядов слов заглавной формой служитреально встретившаяся форма (например: АППЕТИТНО, БЕЗЗВЁЗДНО, АЛЕЯ, АСЬ);
ж) внекоторых случаях в качестве заголовочных слов выступают отмечаемые впроизведениях словоформы окказионального характера (например: АРОМАТНЫ-ЛЕГКИ).
ВАРИАНТЫ
В Словарепроводится принцип максимальной самостоятельности вариантов, то есть вотдельные статьи оформляются разнообразные типы вариантов – от устаревшихсловоупотреблений (например: АЛАВАСТРОВЫЙ [устар.;вар. к[АЛЕБАСТРОВЫЙ]]) до авторских окказионализмов (например: АЛЬ [нов.; вар.к АЛОСТЬ]). Варианты, как правило, связываются взаимными ссылками, которыепомещаются вслед за заголовочным словом. Нормативный вариант сопровождаетсяотсылками см., см. тж, ср., ср. тж. При ненормативном варианте могутстоять пометы: вар., вар. к, устар., прост., разг., нов. и т.п.Если нормативный вариант не присутствует в текстах источников, то онзаключается в квадратные скобки, например: [АЛЕБАСТРОВЫЙ], и оформляется какссылочная статья. В качестве нормативного варианта может выступать иноязычноеслово – в тех случаях, когда автор употребил его транскрипцию. Так, для слова АЛАС[англ. alas – увы!] вводится статья [ALAS] см. АЛАС.
ССЫЛОЧНЫЕСТАТЬИ
Ссылочнымиявляются такие статьи, в которых не приводятся контексты; в Словаре онираспадаются на две группы. К первой группе относятся статьи на слова, реальноне присутствующие в источниках. Каждое такое слово заключается в квадратныескобки и вслед за ним приводится, если необходимо, справочная информация, азатем ссылка на основную словарную статью. Например, в статье: АЛЕКСАНДР [А.Г. Айзенштадт]Жил А. Герцевич, Еврейский музыкант. Он Шуберта наверчивал, Как чистыйбриллиант. ОМ931 (172) – речь идет о скрипаче АлександреГерцевиче Айзенштадте, соседе по квартире брата О. Мандельштама. Вреальном контексте фамилия «Айзенштадт» не встречается. Поэтому в Словарьвводится статья: [АЙЗЕНШТАДТ] [Александр Герцевич – музыкант, сосед по квартиреАлександра Мандельштама, брата поэта; см. АЛЕКСАНДР (А.Г. Айзенштадт)].
Ко второй группе ссылочных статей относятся части сложносоставных слов,присоединенные дефисом, например: [-КОМ] см. А-БЕ-ВЕ-ГЕ-ДЕ-Е-ЖЕ-ЗЕ-КОМ, [-АРФИСТКА]см. МЭРИ-АРФИСТКА.
2. СТРУКТУРАСЛОВАРНОЙ СТАТЬИ
В структуресловарной статьи Словаря выделяется пять зон: ЗАГОЛОВОЧНОЕ СЛОВО (ЗАГЛАВНАЯФОРМА СЛОВА), ЗОНА ЗНАЧЕНИЯ, ЗОНА КОНТЕКСТОВ, ЗОНА КОММЕНТАРИЕВ и ЗОНА ШИФРОВ.
ЗОНА ЗНАЧЕНИЯ
Зона значенияявляется факультативной и следует сразу за заголовочным словом. Информация,содержащаяся в этой зоне, дается в квадратных скобках (кроме ссылок на другиестатьи) прямым светлым шрифтом со строчной начальной буквы и предусматривает:
а) сведениялингвистического характера (грамматические и стилистические пометы,этимологический комментарий, краткие толкования – при лексических единицах,отсутствующих в словаре С.И. Ожегова, – и др.), например: АЛЕЙ [сравн.ст. прил. АЛЫЙ]; АВОСЬ [разг.]; АВИОН [франц. avion –самолет]; АЛМЕЯ [танцовщица-певица в странах Востока];
б) сведенияэнциклопедического и иного характера; как правило, они приводятся в статьях,относящихся к историческим лицам – см. выше раздел ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ, но могутприсутствовать и при географических названиях, например: АЛФЁРОВО [село вАрдатовском уезде б. Симбирской губ.];
в) ссылочнуюинформацию (см. выше раздел ССЫЛОЧНЫЕ СТАТЬИ).
ЗОНАКОНТЕКСТОВ
Зонаконтекстов является основной и отсутствует лишь в ссылочных статьях. Еесоставляют один или несколько контекстов, разъясняющий комментарий к контексту(факультативно); по существу к ней же относится зона шифров. Контексты внутриодной статьи располагаются в хронологическом порядке (дат написанияпроизведений, с точностью до года), а внутри одной даты – по алфавиту авторов.Контексты могут быть двух типов:
а) Фрагментстихотворения. Целью составителей Словаря было дать такое контекстное окружениеслова, чтобы выявить те новые и неожиданные «приращения» смысла, которыевозникают в поэтическом словоупотреблении; в то же время составители стремилиськ максимальному «сжатию» контекста; поэтому границы контекстов колеблются отсловосочетаний (ангельские латы П943 (II, 553); пышная алая роза АБ898(I, 374); В бешеном автомобиле М927 (539)) до целыхстихотворений (см. статью А-АХ, где почти полностью приводится стихотворениеЦветаевой «Плач цыганки по графу Зубову»). Составители стремились также датьфрагменты так, чтобы не была утеряна информация о ритмике стиха и не упущенавозможность показать читателю необычные рифменные конструкции. Например, встатье АВЕССАЛОМ из стихотворения Цветаевой взят фрагмент, включающий рифмующеесяслово: «Ивы-провидицы мои! Березы-девственницы! Вяз – яростный Авессалом, Напытке вздыбленная Сосна – ты, уст моих псалом». При подаче контекстасоставителями использовались некоторые формальные приемы, указывающие напропуск в контексте (), на границу строфы ( // ), а также награницу стиха (/) в тех случаях, когда стих начинается со строчной буквы(например у Маяковского, Кузмина, Хлебникова). В конце контекста сохраняетсязнак пунктуации, проставленный в источнике. Внутри контекста или сразу посленего могут даваться краткие комментарии в квадратных скобках, например: АБСЕНТЛет сорок / вы тянете / свой а. / из тысячи репродукций. [о Поле Верлене] М925(149); БЛУД И разжигая во встречном взоре Печаль и б.,Проходишь городом – зверски-черен, Небесно-худ. [о Дон-Жуане] Цв917 (I, 338.1). Кроме того, составители используют пометы типа Ирон., Шутл.,РП, НАР и т.д. (см. «Список условных сокращений»).
б) Заглавие,подзаголовок, посвящение, эпиграф. Если контекстом является один из такихфрагментов текста, то при подаче его в статье сохраняется шрифтовое оформление,принятое в источнике (прописные буквы для заголовков, курсив для эпиграфов ит.д.). После контекста такого рода ставится соответствующая помета, например: АРФАМЕЛОДИЯ ДЛЯ АРФЫ Загл. Анн900 (189.1); ВАРИАЦИЯ ВАРИАЦИИ Подзаг.П918 (I, 184); АПУХТИН [Алексей Николаевич (1840–1893) – рус. поэт] (ПамятиАпухтина)Посв. Анн900 (79.1); АННЕНСКИЙ [ИннокентийФедорович (1855–1909) – поэт, лит. критик, переводчик] Ты опять сомной, подруга осень! Ин. Анненский Эпгрф. Ахм956 (225).
ЗОНАКОММЕНТАРИЕВ
Зонакомментариев является факультативной. Комментарий располагается послеконтекста, дается в квадратных скобках прямым светлым шрифтом со строчнойначальной буквы. В отличие от информации в зоне значения (относящейся ко всемконтекстам данного слова) комментарий относится только к конкретному единичномуконтексту, но также должен способствовать более глубокому раскрытиюособенностей словоупотребления. В комментариях (основывающихся, главным образом,на информации, приводимой в источниках) могут даваться названия стихотворений,исторические сведения, указываться лингвопоэтические соображения составителя,рифмы и т.д., например: АЛЛЕЯ Я думаю о пальцах – очень длинных – Вволнистых волосах, И обо всех – в аллеях и в гостиных – Вас жаждущих глазах.[обращ. к Дж.Н.Г. Байрону] Цв913 (I, 186); АЛЕКСАНДР [А. Македонский(356–323 до н.э.); тж в назв.] «Подвиги Александра»ваяете чудесными руками – [о книге М.А. Кузмина «Подвиги ВеликогоАлександра»] Хл909 (56); АРХАНГЕЛ На парусах, подкуполом, четыре Архангела прекраснее всего. [о храме св. Софии вКонстантинополе] ОМ912 (83.1); БЛИНДАЖ Воры / с дураками / заселив блинда'жи / растрат / и волокит. [рфм. к даже] М926 (268).
ЗОНА ШИФРОВ
Зона шифров являетсяобязательной и сопровождает каждый контекст. В этой зоне указываются автор идата создания произведения, а также дается ссылка на страницу источника. Длякаждого из 10-ти авторов вводятся краткие обозначения: Анн – Анненский, Ахм– Ахматова, АБ – Блок, Ес – Есенин, Куз – Кузмин, ОМ– Мандельштам, М – Маяковский, П – Пастернак, Хл –Хлебников, Цв – Цветаева. Для указания даты обычно используются трипоследние цифры года; дата печатается сразу, без пробела за шифром автора,курсивом: АБ898, Анн900, Ахм963. Иногда может указываться интервал междудатами (или предположительный период) создания стихотворения: П913,28, АБ908–10,Анн900-е. Предположительная дата создания произведения заключается вквадратные скобки: Цв[911]. Шифр ~ ссылка на страницу соответствующегоиздания ~ печатается через пробел после даты в круглых скобках курсивом. Длякаждого стихотворного текста (отдельного стихотворения, стихотворения в составецикла, фрагмента поэмы) в качестве ссылки дается страница, на которойрасположена первая строка данного текста. Если на странице расположенонесколько стихотворений, то указывается соответствующий порядковый номер:Ахм910 (305.2). Для многотомных изданий перед страницей указывается римскимицифрами номер тома: Цв921 (II, 7); Ес924 (II, 159).
СОКРАЩЕНИЯ
В Словареиспользуется такой прием сокращения (прежде всего в зоне контекстов и зонекомментариев): заголовочное слово внутри статьи может быть сокращено до егоначальной буквы, но лишь в словоформе, совпадающей с заглавной формой(практически – существительные и прилагательные в им. п. ед. ч., глагол винфинитиве и т.д.). Это правило обычно не распространяется на слова, состоящиеиз двух-трех букв или входящие в заглавия, подзаголовки произведений, вэпиграфы к ним, а также имеющие знак ударения. Все сокращения, принятые вСловаре, представлены в «Списке условных сокращений».
Глоссарий
Материал изВикипедии – свободной энциклопедии
Перейти к:навигация, поиск
Глоссарий – этонебольшой словарь, в котором собраны слова на определённую тему. Часто располагаетсяв конце книги.
Слово«глоссарий» произошло от слова «глосса», которое означает перевод илитолкование непонятного слова или выражения преимущественно в древних памятникахписьменности. Греческое слово glossa означает устаревшее или диалектное словоили выражение.
Глоссарий –это древнейший тип одноязычного словаря. Можно сказать, что глоссарий – этосписок трудных для понимания слов какого-либо текста (устаревших слов,исчезнувших из языка и т.д.) с комментариями и объяснениями. При этом глоссарийкомментирует и поясняет текст, который по культовым или иным соображениямсчитается особенно важным.
Например,александрийские грамматики создали глоссарий к произведениям Гомера. В средниевека был создан глоссарий к сохранившимся памятникам римской литературы(лексикографические сочинения Исидора, Папия, Януензиса и др.). Индийскиеспециалисты создали глоссарий к Ведам, которые являются совокупностьюдревнейших памятников религиозной литературы Индии. Таких примеров можнопривести немало.
В наше времяглоссарий – это комплексное введение в какую-либо тему. Глоссарий состоит изстатей, в которых дается определение терминов. Каждая статья состоит из точнойформулировки термина в именительном падеже и содержательной части, котораяраскрывает смысл термина
Глоссарийсвоими статьями в совокупности описывает ту или иную область знаний.
Глоссарийможно читать подряд, так как расположенные рядом статьи относятся к одной и тойже теме.
Сейчасиздаются многие справочные издания с подзаголовком «Глоссарий», то естьпонятием «глоссарий» часто определяют просто словарь, который объясняетмалоизвестные слова и выражения в какой-либо области знания или в каком-либосочинении.
Тезаурусы
Следующий тип словарей – тезаурусы (греч. thesauros – сокровище сокровищница)[1].Тезаурус – это идеографический словарь в котором показаны семантическиеотношения (родовидовые синонимические и др.) между лексическими единицами.Структурной основой тезауруса обычно служит иерархическая система понятий обеспечивающаяпоиск от смысла к лексическим единицам (т.е. поиск слов исходя из понятия). Дляпоиска в обратном направлении (т.е. от слова к понятию) используется алфавитныйуказатель.
В идеале тезаурус должен быть устроен следующимобразом. Выбирается самое общее понятие связанное с человеческимипредставлениями о мире скажем Вселенная. Оно задается некоторым словом.Потом это понятие расчленяется на два (в тезаурусе лучше использовать бинарнуют.е. двоичную систему членения хотя это и необязательно) других понятия.Например живое – неживое (т.е. Вселенная будет членитьсяна живую природу и неживую природу). Живая природа может бытьрасчленена на разумное и неразумное. Разумное членится на мужчини женщин. Неразумное – на органическое и неорганическое ит.д. В результате последовательного двоичного членения каждого понятияполучается древообразная структура.
Тезаурус – это огромное понятийное дерево заключающееобщее знание человека о мире. Внизу этого дерева находятся далее нечленимые всмысловом отношении конкретные понятия. Например слово слеза котороевряд ли в смысловом отношении можно разделить. Те единицы которые находятсявнизу дерева т.е. далее нечленимые называются терминальными элементами. Вневсякого сомнения может быть нарисовано не все такое дерево а только какой-тоузел. Поэтому обычно в тезаурусе дерево представлено так: каждый узел дереваснабжен номером – первая цифра соответствует удалению от вершины втораяпоказывает соответствует эта единица более левой или более правой ветви. Всловаре около каждого слова должен стоять номер вне зависимости от того терминальноеэто слово т.е. связанное с нечленимым понятием или находящееся в узлах.
Словарь-тезаурус в частности является блестящимсловарем синонимов потому что в один и тот же узел попадают слова представляющиев языке сходное значение (ведь это понятийный словарь).
Два множества на которые распадается узел междусобой являются антонимами. Такой словарь антонимов оказывается полным и точным таккак каждое понятие представлено набором конкретных языковых единиц. Словарисинонимов и антонимов – побочные результаты создания тезауруса. Первый тезаурусизданный в середине прошлого века построен П.М. Роже. Он существует в двухвидах: на английском и французском языках. По-английски он называется «Roget'sInternational Thesaurus of English words and phrases». Тезаурус Роже построен нена бинарном принципе членения. В качестве главного выделено понятие «Категории»(«Categories») которое членится на 8смысловых частей: «Абстрактные отношения» («Abstract relations») «Космос» («Space») «Физические явления» («Physics») «Вещество» («Matter») «Ощущение» («Sensation») «Разум» («Intellect») «Воля» («Volition») и «Любовь» («Affections») каждая из которых всвою очередь членится на несколько других и т.д. пока не образуютсясинонимические ряды слов которые и представляют собой терминальные блоки[2].
Для абсолютного большинства языков мира полныхтезаурусов не существует до сих пор. Но существуют тезаурусы частичные не всегоязыка а подъязыков например тезаурус металлургии медицинский тезаурус и т.д. Впрактике информационной работы большое распространение получили информационно-поисковыетезаурусы главная задача которых – единообразная замена лексических едиництекста стандартизованными словами и выражениями (дескрипторами) прииндексировании документов и использование родовидовых и ассоциативных связеймежду дескрипторами при автоматизированном информационном поиске документов.
В теоретическом отношении тезаурус имеетнепреходящую ценность так как структурирует представление человечества о мире.Кроме того тезаурус является одной из возможных моделей семантической системылексики.
Словарь – справочнаякнига, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т.д.),расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях,употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т.п. (лингвистическиесловари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях вкаких-либо областях науки, культуры и др. (Новый энциклопедический словарь. М.,2000).
Словарь,словник, словотолковник, словотолк, словарик, словарчик; словаришка; словарища;речник, лексикон; сборник слов, речений какого-либо языка, с толкованием или спереводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные (Даль В.И. Толковыйсловарь живого великорусского языка).
Словарь – собраниеслов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями,толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковыйсловарь русского языка).
Словарь – собраниеслов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных(Словарь Академии Российской. СПб., 1806–1822).
Используемаялитература
1. Алтайцев А.М.,Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебныхматериалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетскоеобразование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1–3марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблемразвития образования. – Мн., Пропилеи, 2002. – 288 с., С. 229–241.
2. Попов Ю.В.,Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г., Андросюк Е.Р. Практическиеаспекты реализации многоуровневой системы образования в техническомуниверситете: Организация и технологии обучения. М., 1999. – 52 с., р. 3.1Самостоятельная работа студентов С. 15–24. – (Новые информационныетехнологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениямразвития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).
3. В.П. Шишкин,Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ, г. Иваново).Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работыстудентов.
4. Семашко П.В.,Семашко А.В., Нижегородский государственный технический университет (НГТУг. Н. Новгород). Организация самостоятельной работы студентов на старшихкурсах.
5. Кравец В.Н.,Нижегородский государственный технический университет (НГТУ г.Н. Новгород).Организация и контроль самостоятельной работы студентов.
6. Папкова М.Д.,Носков В.В., Волго-Вятская академия государственной службы (ВВАГС г.Н. Новгород).Особенности организации самостоятельной работы студентов на старших курсах.
7. Магаева М.В.,Плеханова А.Ф., Нижегородский государственный технический университет(НГТУ г.Н. Новгород) Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗахНидерландов.
8. Тишков К.Н.,Кошелев О.С., Мерзляков И.Н., Нижегородский государственный техническийуниверситет (НГТУ г.Н. Новгород). Роль и методы самостоятельной работыстудента в современных условиях.
9. http://pravoved.jurfak.spb.ru/Default.asp?cnt=83Пучков О.А., Солопова Н.С. Самоорганизацияучебной деятельности в юридическом вузе (методологические основы).
10. Ковалевский И.Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России№1, 2000, с. 114–115.
11. Кузин Ф.В. Подготовкаи написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.
12. Кун Т. Структура научныхреволюций. – М., 1975. – 345 с.
13. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методынаучных исследований. Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТУТИС. 2000.
14. Попов Ю.П., Пухначев Ю.В. Математикав образах. – М.: «Знание».1989. – 208 с.
15. Уокер Дж. Введение вгостеприимство. – М. 1999. – 463 с.
16. Голосов О.В. и др.Введение в информационный бизнес. М. 1996. – 240 с.
17. Гуляев В.Г. Новыеинформационные технологии в туризме. М. 1999. – 144 с.
18. Кузнецов С.Л. Компьютеризацияделопроизводства. М. 1997
19. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методынаучных исследований. Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТУТИС. 2000.