РЕФЕРАТ
Курсоваяработа 34 с., 30 ист., 4 прил., 1 рис.
Объектисследования — воспитание любви к родному краю у детей среднего дошкольноговозраста.
Предметисследования — процесс влияния произведений белорусского искусства наформирование любви к родному краю у детей среднего дошкольного возраста.
Цельисследования — изучить возможности детей среднего дошкольного возраста чувствалюбви к родному краю под воздействием произведений белорусского искусства.
Методыисследования:
— методсравнительного анализа психолого-педагогической литературы;
— наблюдениеза педагогической деятельностью воспитателя, беседы с детьми,опытно-экспериментальная работа;
— обработкарезультатов при помощи количественного и качественного анализа.
Практическая (социальная)значимость полученных результатов.
Теоретическиеи экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях дляродителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так ис родителями.
Гипотеза: подвоздействием произведений искусства у детей среднего дошкольного возраста можносформировать чувство любви к родному краю, если правильно осуществить подборпроизведений, которые способствуют воспитанию патриотических чувств.
Авторподтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно иобъективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимственные излитературы и других источников теоретические, методологические положениясопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Гуманизация общественнойжизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечествапересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал.
Музыкальное искусство всвоем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Черезприобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческийпотенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньшезаложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении кхудожественным ценностям мировой культуры.
Понимание музыкальногоискусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление одействительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно черезформирование музыкально-сенсорных способностей, развитие которых остаетсяактуальным в современном музыкальном воспитании.
По утверждениюспециалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формированиямузыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимознать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, какимстанет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.«Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».
Раннее проявление музыкальныхспособностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенкакак можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта,творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо.Поэтому область исследования – методика музыкального воспитания детей старшегодошкольного возраста.
В настоящее времяформированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. Амежду тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С.,Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формированияпамяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия,в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видомдеятельности. Исходя из этого объект исследования использованиенаглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, какнаиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.
Безусловно,сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагогапонимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большоготворчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлятьматериал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальныйруководитель.
Проведенная работапоказала, что из всех игр на музыкально-сенсорные способности самым сложнымвидом игр для детей являются игры на развитие чувства ритма.
Главная проблемаисследования заключалась в необходимости использования фрагментов занятий, направленныхна развитие чувства ритма у детей средствами музыкально-дидактических игр ипособий.
Цель работы заключается втом, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитиемузыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкальногозвука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкальноговоспитания.
Для достижения болеевысокого результата работы был внесен элемент новизны — сочетание любоймузыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма.
Цель работы определила ипоставила следующие задачи:
1. Изучить ипроанализировать научно-методическую литературу по проблеме использованиямузыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитаниидошкольников.
2. Определитьпсихолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр и пособий наразвитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.
3. Выявить условиямузыкально-сенсорного воспитания в дошкольном учреждении.
4. Совершенствовать формыи методы проблемного обучения, развивающие самостоятельность, творческуюмузыкальную активность в процессе использования музыкально-дидактических игр.
5. Наработатьвспомогательный музыкальный дидактический материал и использовать его вучебно-педагогическом процессе.
Предмет исследования – развитие музыкально-сенсорных способностей у детейстаршего дошкольного возраста средствами музыкально дидактических игр ипособий.
Объект исследования — развитие музыкально-сенсорных способностей у детейстаршего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования — на развитие музыкально-сенсорных способностей удетей старшего дошкольного возраста влияют музыкально дидактические игры ипособия.
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХСПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХИГР И ПОСОБИЙ
1.1 Музыкально-сенсорное развитиедошкольников на основе их интонационного восприятия музыки
Исследования известныхученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенкапамяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением ивозможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные,которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в периодбеременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организмчеловека в дальнейшем.
Музыка всегдапретендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинскиецентры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеванийсердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие,ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно влиять наэмоциональное самочувствие человека.
Эмоциональное воздействиегармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладаеттонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет болеевысокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховоевосприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чемдетство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональнойотзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культурычеловека, как части его общей духовной культуры в будущем».(15; с.200)
Педагоги,музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеютсяу каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Понятия«неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в областиисследования проблем музыкальности само по себе является абсурдным.
Считается доказанным, чтоесли для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимыеусловия, то это дает более значительный эффект в формировании егомузыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того,чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.
Все от природымузыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как отнего зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможетраспорядиться своим природным даром. Музыка детства — хороший воспитатель инадежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит онеобходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время,упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальныхспособностей ребенка, будет невосполнимо.
Специальныеили основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство,чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыкуновым содержанием, именно они позволяют подняться на «вершины более глубокогопознания тайн музыкального искусства».
Развитиемузыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей:представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются врезультате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.
На разных историческихэтапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время вразработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемыразвития музыкальных способностей существуют различные подходы.
Б. М.Тепловв своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальныхспособностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденностимузыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешногоосуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются впонятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихсядля занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но втоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».
У человекаесть и общие способности, проявляющиеся в разных видах деятельности.Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкоепо сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.
У каждого человекаимеется оригинальное сочетание способностей определяющие успех протекания тойили иной деятельности.
Музыка – это движениезвуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определеннымобразом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющихопределенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубжевоспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностьюдифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и восприниматьвыразительность ритма.
Музыкальные звукиобладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику,длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основупростейших сенсорных музыкальных способностей.
Длительность звука лежит воснове музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности, музыкальногоритма и воспроизведения его образуют одну из музыкальных способностей человека– музыкально-ритмическое чувство. Высота, тембр и динамика составляют основусоответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
Ладовоечувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют триосновные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Ладовоечувство. Музыкальные звуки организованны в определенном ладу.
Ладовоечувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того,в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторонмузыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звукилада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие — неустойчиво. Изэтого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общегохарактера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношениймежду звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовоечувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание,«прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным,эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться приузнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрастепоказателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Изначит ладовое чувство 0 одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкально-слуховыепредставления.
Чтобывоспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметьслуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно,скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотногодвижения.
Чтобывоспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховыепредставления включают в себя память и воображение.
Музыкально-слуховыепредставления различаются по степени их произвольности. Произвольныемузыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха.Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себемузыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховымипредставлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольногопредставления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиесяигре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев,имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связьмузыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда,когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.
«Активноезапоминание слуховых представлений, — отмечает Б. М. Теплов, — делает участиедвигательных моментов особенно существенным».
Педагогическийвывод, который вытекает из этих наблюдений – возможность привлекать вокальнуюмоторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способностимузыкально-слуховых представлений.
Такимобразом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся ввоспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивнымкомпонентом музыкального слуха.
Чувстворитма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Каксвидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятиямузыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму,акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого,дыхательного аппаратов.
Часто онивозникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить этидвижения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либопереживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связидвигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкальногоритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но иэмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно извыразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтомучувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональнойотзывчивости на музыку.
Чувстворитма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствоватьэмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Итак, ТепловБ.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядромузыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувстворитма.
Н.А. Ветлугинаназывает в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух ичувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального(ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентовмузыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентовмузыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимостьразвития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.
Нередкоперед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельностиразвиваются музыкально-сенсорные способности?
Например, эмоциональнаяотзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальнойдеятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходимадля прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, иего выражения.
Эмоциональнаяотзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцыжизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки –непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманиемвоспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся болеепроизвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.
Ладовое чувство можетразвиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу,контролируют слухом правильность интонации.
Музыкально-слуховыепредставления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения ивоспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, впении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чувство ритмаразвивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующихпо характеру эмоциональной окраске музыки.
Тембровый и динамическийслух, исполнительские и творческие способности.
Тембр и динамический слух– разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всейполноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха– различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются наоснове звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствуетвыразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Детиузнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительноесредство музыки. С помощью музыкально-дидактических игр моделируютсязвуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.
Музыкальные способности увсех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все триосновные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко.Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаютсяпозже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детеймузыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом,точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.
У большинствадошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является,по мнению Б.М.Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей.
Большое значение имеет тоокружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннеепроявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей,получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Бывает так, что есликакая-либо способность отстает в развитии, то это может тормозить и развитиедругих способностей. Поэтому, признавая динамичность и развиваемостьмузыкальных способностей бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания ина основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Помнению Л. С. Выготского, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведениемдиагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей,проводимая 1-2 раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развитиякаждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учетработы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контрольза приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того, чтобыобучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитиенавыков и умений, но в первую очередь музыкальных способностей детей.
1.3 Основные видымузыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитиидошкольников
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитаниемузыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связибольшое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальныхзанятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников иразвлечений.
Содержание музыкальноговоспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любвик музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их кразнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общуюмузыкальность ребенка, его творческие способности.
Восприятие музыки сложныйпроцесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления,разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимонаучить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства,сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности(темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой цельюприменяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенкакомплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, темсамым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Все пособия условноделятся на три группы:
1. Пособия, цель которых дать детямпредставление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах(песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»
2. Пособия, которые дают представление осодержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»
3. Пособия, которые формируют у детейпредставление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик»,«Кого встретил колобок».
Как показала практика,систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке,к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Музыкально-дидактическиепособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяютв доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, помнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детеймузыкальной культуры».
Видысамостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них имузыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением,самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуюттеатрализованные представления. Одним из важнейших средств развитиясамостоятельной музыкальной деятельности детей являютсямузыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служатэти игры и пособия.
Основное назначениемузыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальныйспособностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношениизвуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух;побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных намузыкальных занятиях.
Музыкально-дидактическиеигры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у нихинициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основныхсвойств музыкального звука.
Педагогическая ценностьмузыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенкомпуть применения полученных знаний в жизненной практике.
В основе дидактическогоматериала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровоедействие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить,сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактическиеигры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этомслучае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать,играть, танцевать.
В процессе игр дети нетолько приобретают специальные музыкальные знания, у них формируютсянеобходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества,ответственности.
музыкальныйсенсорный дошкольник способность
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХЗАНЯТИЙ
2.1 Методика использованиямузыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности
Музыкальные занятия строятся с учетомобщих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранеенамеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание иструктура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованиемразнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение,понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Применения музыкально-дидактическихигр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно иинтересно.
В играх дети быстрее усваиваюттребования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений ив области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают какотдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
Использованиемузыкально-дидактических игр и пособий в процессе пения.
Развитие певческих навыков являетсяодной из задач музыкального воспитания детей в детских садах.
Песня звучит на утренниках иразвлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, онасопровождает многие игры, танцы, хороводы. Играя, ребенок напевает своюнезамысловатую мелодию.
Музыкально-дидактические игры,проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно,непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его доконца фразы.
Например, для чистого интонированияочень часто используют игру «музыкальный телефон», которая может помочь детямвыразительно исполнять ту или иную песню.
Для закрепления знакомых песен можноиспользовать игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению,припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всемиили индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах.
При исполнении любой песни детей учатправильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красотузвучания мелодии. В свободное время также можно провестимузыкально-дидактические игры, связанные с пением, например «Музыкальныймагазин».
Свои представления о той или инойпесне дети передают в рисунках. Содержание их составляют понравившиеся песни, музыкальныепроизведения, инструменты.
Немаловажную роль в развитии у детейслуха, ритма играют распевки и попевки. Их можно проводить даже в качествемузыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальныефразы из знакомых детям песен.
Дети очень любят игры, которыепомогают им определить движение мелодии: это и «музыкальная лесенка» ифланелеграф, на котором, выкладывая ноты-кружочки, дети учатся правильнопередавать мелодию, определять звуки по высоте.
Использование музыкально-дидактическихигр и пособий в процессе слушания музыки
В процессе слушания музыки детизнакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера онипереживают, испытывают определенные чувства. Для того, чтобы ребенок лучшепонимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, словаобращаются к музыкально-дидактическим играм. Применениямузыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать однои тоже произведение в ненавязчивой форме. Например, «Чудесный мешочек»: игрушкимогут разговаривать, двигаться с малышами все это способствует лучшемувосприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Благодаря играм «В лесу»,«Найди нужную иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка» дети закрепляют пройденныйматериал, знания о различных музыкальных инструментах, приобщаются к умениюразличать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части.
Большое влияние на воспитание имузыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты,выразительны и доступны детям всех возрастов. Это и «Ладушки, «Петушок», «Лисапо лесу ходила». Дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне,кселофоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание многихмузыкально-дидактических игр.
Использованиемузыкально-дидактических игр и пособий в процессе ритмических движений
Одним извидов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения.
В процессесистематических занятий по движению у детей развивается музыкально-слуховоевосприятие. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобыточно выполнять движения.
Вмузыкально-дидактических играх используются игрушки, которым дети охотноподражают.
Игровая форма разучиваниядвижений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок.
При разучивании плясок,хороводов, танцев лучше использовать озвученные игрушки и музыкальныеинструменты.
Музыкально-ритмическаядеятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальныхдвижений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми свыполнением творческих заданий.
Роль воспитателя вдетской игре велика: он направляет ее, следит за взаимоотношениями играющих.Еще А.С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я толькобуду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может бытьполезной, но не близкой. Я должен немного играть, и я этого требовал от всехсвоих коллег». (9; с.38)
Результативность обученияв музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активноучаствует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра прекраснаяформа деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить ксебе всех детей, в том числе и малоактивных.
Организуя музыкальныеигры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практикапоказывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнееони относятся к порученному.
Музыкально-дидактическиеигры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенныхправил, игровых действий или сюжета.
Музыкально-дидактическиепособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижнымидеталями).
Различение свойствмузыкальных звуков (высота, динамика, тембр) лежит в основемузыкально-сенсорных способностей.
Развитие музыкально-сенсорныхспособностей является средством активизации слухового внимания детей,накопления первичных ориентировок в языке музыки.
Существуют разныеквалификации игр и пособий. Например, Н.А. Ветлугина разделяет игры дляразвития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные ихороводные.
Иногда игры и пособияподразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваиваетсяс их помощью.
Так Л.Н. Комиссаровавыделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкальноговосприятия. Для различения характера музыки, элементов изобразительности исредств музыкальной выразительности.
Поскольку одной изосновных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальныхспособностей, можно квалифицировать игры и пособия именно по этому основанию –их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей:ладового чувства, музыкально-слуховых представлении и чувства ритма.
Игры и пособия дляразвития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определениюхарактера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различениюжанра. Здесь могут применяться все виды игр и пособий. Это и настольные игрытипа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии, используютсяподвижные игры, сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движенияперсонажей с характером музыки, сменой жанров.
Игры и пособия дляразвития музыкально-слуховых представлений связанных с различением ивоспроизведением звуковысотного движения.
Детям нравятся игры,включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
Для активизациимузыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия,настольные и хороводные игры.
Моделирование отношенийзвуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способностьмузыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные, идвигательные представления детей.
Развитие чувства ритма,способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональнуювыразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагаетиспользование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных своспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальныхинструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Применяются все виды игрдля передачи ритма и характера музыки в движениях.
Таким образом,музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетаниеметодов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применениеразнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности,осуществлять ее более успешно.
Развитие у детеймузыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога,осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощьюмузыкально-дидактических игр и пособий.
2.2 Проведениепрактической работы, заключающейся в использовании музыкально-дидактических игри пособий на развитие музыкально сенсорных способностей у детей и особенно наразвитие чувства ритма
Работа велась на базе ГУО «Ясли-сад» № 46 г. Барановичи сдетьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей ивозможностей (Приложение А).
Музыкальные занятияпроходили в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющемпроводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкально-сенсорныхспособностей.
Результативностьмузыкальных занятий позволила судить о том, что они проводились поустановленному расписанию и в соответствии и программными требованиями.
В качестве ведущихметодов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный инаглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Широко использовалисьсловесные пояснения, указания, вопросы к детям.
Для того, чтобы музыкально-сенсорныеспособности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути ихформирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.
Это можно выявить тольков ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнениюЛ.С.Выготского, можно судить об уровне музыкального развития ребенка.
Поэтому впрактической части работа велась по двум этапам:
ü подготовительный
ü основной.
На подготовительномэтапе, который длился в течение двух месяцев, детям было дано общее представлениеобо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующихмузыкально-сенсорных задач.
1. Развитие звуковысотного слуха
2. Развитие динамического слуха
3. Формирование тембрового восприятия
4. Совершенствование чувства ритма
Были использованымузыкально-дидактические игры Кононовой Н.Г., Комиссаровой Л.Н., Костиной Э.П.,Михайловой М.А. На занятие к детям всегда приходил игровой персонаж Незнайка.Дети общались с ним, выступали в роли старших товарищей и «учителей», когдаставилась цель чему-то обучить. Стремясь всему научить Незнайку, дети обучалисьсами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были оченьэмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием.
Незнайка в какой-тостепени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимыхмузыкально-дидактических игр. «Колобок» (Приложение Б).
Потом детям былопредложено в качестве усложнения задания изобразить героев сказки. Им были данышапочки, для того, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спетьопределенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого герояони изображают, и при этом еще придумать движения.
НапримерЯ серенький зайчишка
Меня зовут трусишкой.
Ребенок должен былпропеть это с трусливой интонацией.
Я волк – зубами щелк,
Свирепая интонация.
Я медведь – люблю реветь.
Интонацияголоса должна быть грозная.Я рыжая лисичка
Я хитрая сестричка.
Интонацияголоса нежная и в то же время хитрая. (Лиса могла петь и нежной, ласковойинтонацией).
Игра позволялавоспитывать у детей внимание, быстроту реакции, умения слушать пение детей. Азадания в занимательной игровой форме способствовали не только тому, что детибыли очень эмоциональны и активны, но и совершенствованию динамического слуха ипевческих навыков.
Для повышения интереса иэмоциональной активности у детей была использована музыкально-дидактическаяподвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая героев,должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» иизображать это.
Каждый разгероев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, идень ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей (ПриложениеВ).
Вся работапомогла выявить, что чувство ритма развито у старших дошкольников наиболееслабо, что и послужило основанием в дальнейшем для проведения, на основномэтапе музыкально-дидактических игр только на развитие этой способности. Какизвестно, чувства ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.И подобранные музыкально-дидактические игры и пособия, несомненно, должны былислужить этой цели.
Дляуспешного формирования музыкально-сенсорных способностей и для достижения болеевысокого результата работы был внесен элемент новизны – сочетание любоймузыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма.
Былииспользованы следующие игры.
«Подумай иотгадай»
Цель: придумыватьдетали ритмических рисунков, повтор уже знакомых, закрепление длительностейнот.
Материал: карточки(по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.
Ход: Детямраздаются карточки. На фортепиано звучат соответствующие мелодии: «Зайчик»Н.Старокадамского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнаютмелодии и поднимают соответствующие карточки.
В качествеусложнения на следующем занятии детям было предложено прохлопатьсоответствующие мелодиям, ритмические рисунки и попробовать придумать свои,очень простые.
На следующемзанятии дети уже должны были под песню «Вместе весело шагать» попробоватьпоказать движениями героев: зайка прыгает — используются четвертные и восьмыеноты; медведь — целые ноты и половинки; птички – восьмые и шестнадцатые.
Этамузыкально-дидактическая игра значительно улучшила реакцию детей на различениедлительностей нот, способствовала более быстрому формированию звуковысотногослуха и чувства ритма.
«Прогулка»
Цель: закреплениедлительностей нот, развитие чувства ритма.
Игровойматериал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен,кселофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).
Ход игры: Взрослый:«Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычнаяпрогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы свами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мывышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые ударыпо барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдругпоявилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь.Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритмускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону,ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используютсявсе инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильныйчастый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у нихзакрепляются знания о длительностях нот)».
Взрослый:«Испугались ребята такой погоды и побежали домой, — снова быстрые и ритмичныеудары».
Играпостепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события,которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становилисьвсе разнообразнее и сложнее.
2.3 Анализ и результаты практической работы
Всеиспользуемые музыкально-дидактические игры и пособия применялись в течениенескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и сложней, что позволилосудить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственнокорректировать содержанием музыкальных занятий.
Кроме того,для более успешного развития у старших дошкольников чувство ритма былииспользованы фрагменты системы элементарного музицирования австрийскогокомпозитора Карла Орфа.
В результатемузыкальных занятий было выявлено:
— слуховоевнимание детей стало более организованным;
— появиласьбыстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;
— ритм,передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче егозвучащими жестами и на металлофоне;
— улучшиласьреакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическомузвучанию.
Завершаетработу конкретный практический материал, который отражен в приложении(Приложение Г).
Проведеннаяработа показала, что в соответствии с целью, объектом, предметом исследования,и в процессе изучения методической литературы по проблеме у детеймузыкально-сенсорных способностей, мы пришли к выводу, что именно дошкольныйвозраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка,в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждогоребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальноруководителя, осуществляться различными методами и средствами. В том числе спомощью музыкально-дидактических игр и пособий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впрактической части проводимой работы мы убедились в том, что если в процессемузыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности увсех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующегомузыкально развития.
Предлагаемыемузыкально-дидактические игры, фрагменты занятий не являлись самоцелью, а лишьспособствовали развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но итворческих.
Наработанныйнаглядный вспомогательный музыкальный материал позволил в простой доступнойигровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, овыразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений,предаваемых ею.
Мы пришли квыводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактическихигр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развиваютсамостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческийхарактер.
Предлагаемый обобщенный,систематизированный опыт со старшими дошкольниками по развитию у нихмузыкально-сенсорных способностей доступен в овладении любым педагогом,музыкальным руководителем, и может быть рекомендован для использования его вдетских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, таки в индивидуальной работе с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1 Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детскомсаду. – издательство «просвещение». – Москва. — 1989. — 367с.
2 Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Изд-во центр «Академия», 2000. — 280с.
3 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д.Бокум. — СПб.: Питер, 2005. — 940с.
4 Кураев, Г. А. Возрастнаяпсихология. Курс лекций / Г. А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов — на-Дону,2002. – 140 с.
5 Мухина, В. С. Возрастнаяпсихология. Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М: Академия, 1999. – 456 с.
6 Никашина, Г. А. Воспитаниеэстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях: Пособие для музык.рук. и педагогов дошк. Учреждений. Мн., 2000. – 168 с.
7 Никашина, Г. А. Восприятие музыкикак творческий процесс // Новые технологии в воспитании и обучениидошкольников: Материалы междунар. научн. — практ. конф., 27 -29 мая 1996 г.Могилёв, 1996. – С. 26-29.
8 Нікашына, Г. А. Музычнае ўспрыманне //Пралеска. 1993. №10. – С. 18-20.
9 Нікашына, Г. А. Музычнаягульня як сродак развіцця эмацыянальнай спагадлівасці // Пралеска. 1995. №3(2). – С. 16-21.
10 Никашина, Г. А. Педагогические условия воспитанияэстетических чувств у старших дошкольников на музыкальных занятиях // Материалыисследований молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Могилев,1997. – С. 101-104.
11 Павлова, Л. С. Раннеедетство: воспитание любознательности / Л.С. Павлова Дошкольное воспитание.-2006.- №12. – С. 113-118.
12 Петрова, И.А. Обучение,воспитание и развитие детей шестилетнего возраста.: Пособие для учителя / И. А. Петрова.- М.: Просвещение,1990.- 95с.
13 Рева, В. П.Восприятие музыки школьниками: Пособие для учителей: В 2 ч. Мн., 2000. Ч. 1:Развитие музыкального восприятия у школьников. – 134 с.
14 Смирнова, Е. А. Раннийвозраст: игры, развивающие познавательную активность Е. А. Смирнова Дошкольноевоспитание. — 2009. — № 2. — С. 22-27.
15 Стулова Г.П. Развитие детскогоголоса в процессе обучения пению. – Москва, 1992.- 387с.
16 Тарасова, К. В. Онтогенезмузыкальных способностей: (Педагогичская наука – реформе школы). М., 1988. –176 с.
17 Теплов, Б. М. Избранные труды:В 2 т. Сост. Н. С. Лейтес. М., 1985. Т. 1 – 329 с.
18 Ходонович, Л. С. Игра какформа диагностики в музыкальном воспитании дошкольников Личность и музыка:Материалы междунар. конф., 1-3 окт. 1988 г. Мн., 1998. – С. 49-51.
19Холопова, В. Н.Музыка как видискусства: В 2 ч М., 1990. Ч. 1: Музыкальное произведение как феномен. – 139 с.
20Цеплитис, Л. К. Анализ речевойинтонации. Рига, 1974. – 272 с.
21 Чехонина, О. Н.Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. / О. Н. Чехонина// Дошкольное воспитание. — 2007.- № 6. — С. 13-16.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Список детей группы
1. Алексеенко Алексей (5 лет 2 мес.)
2. Грицевич Антон ( 5лет 11мес.)
3. Громыко Марк (6лет 3мес.)
4. Климко Евгений (6лет 4 мес.)
5. Лемешевская Валерия (5лет 1мес.)
6. Моисеев Илья (5лет 2 мес.)
7. Малащенко Егор (5лет 3 мес.)
8. Наливко Максим (6 лет 3 мес.)
9. Петкун Андрей (5лет 4 мес.)
10. Покало Анна (5лет 3мес)
11. Плиско Карина (6лет 4 мес.)
12. Рубашкина Александра (6лет 1мес.)
13. Талерчик Александра (6 лет)
14. Севрук Варвара (5лет 4 мес.)
15. Чернобай Евгений (6лет 1мес.)
16. Шепелюк Маргарита (5лет 3мес)
17. Ёрш Ангелина (5лет 4 мес.)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Игра «Колобок»
Цель: развитие слухового внимания,динамического слуха, учить менять интонацию голоса.
Игровой материал: вырезанный из бумаги колобок,небольшие предметы, изображающие стог сена, елку, пенек, домик, гриб, указка,игровое поле-стол, шапочки зайца, волка, лисы и медведя.
Ход игры: все предметы расставлены на игровомполе. Водящий выходит за дверь или отворачивается от играющих. Участникидоговариваются, за какую фигурку они спрячут колобка, затем зовут водящего.Входит водящий и в это время звучит текст:
Укатился колобок, колобок– румяный бок.
Как же нам его найти, кдеду с бабой принести?
Ну-ка, Оля…(имя любогоребенка) по дорожке походи
И по песенке веселойколобок ты отыщи.
Играющие поют песню«Журавлики» Парцхаладце. Водящий берет указку, водит ею от фигурки к фигурке.Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то всепоют тихим голосом, если близко – громким.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Игра «Кот и мыши»
Жил кот Василий. Ленивыйбыл кот!
Острые зубы и толстыйживот.
Очень тихо всегда онходил.
Громко настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печкехрапел.
Вот Вам и все что онделать умел.
Кот как-то раз видит сонвот такой
Будто затеял с мышами онбой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистоюлапой.
В страхе тут мыши тиховзмолились:
— Ой, пожалей, пощади,сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнулкот «Брысь!»-
И врассыпную онипонеслись.
Пока кот спал,происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потишесмеялись над котом
Они ему хвост завязилибантом.
Василий проснулся и громкочихнул;
К стене повернулся иснова заснул.
А мыши лентяю на спинузабрались,
До вечера громко над нимпотешались.
Игра «К нам гости пришли»
Цель: развитие тембрового восприятия,совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети,изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальныеинструменты.
Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к намдолжны прийти гости». Стук дверь.
Приходит медведь(взрослыйв костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблюплясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму,выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальныебудут угадывать, какой же это волшебный инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбираетинструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случаеэто будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончаниипляски медведя дети должны угадать под какой инструмент он плясал.(Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используютсяразные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне,лошадка – под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка– под звон колокольчиков.
Игра «Что музыкальный инструмент расскажет о себе»
Цель: закреплениезнаний о музыкальных инструментах.
Игровой материал: музыкальные инструменты, озвученные и не озвученные(спрятанные в коробку), карточки с изображением музыкальных инструментов.
Ход игры: Коробка с инструментами стоит за ширмой. Ребенок подходит к ширме,вытаскивает из коробки инструмент, и, не показывая детям, начинает рассказыватьо нем. Если ребенок затрудняется, взрослый задает ему вопросы: «Что умеетделать инструмент?», «Как извлекаются звуки?», «на что похож звук инструмента».
Дети могут задавать рассказчику вопросы. Игра повторяется дотех пор, пока дети не устанут, или пока все не побывают в роли рассказчика.Игру можно разнообразить тем, что в конце взрослый читает интересные истории исказки о музыкальных инструментах.
Игра «Принц и принцесса»
Цель: совершенствованиединамического восприятия и чувства ритма.
Ход:дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину.Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной издевочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу погромкой музыке. Звучит «Вальс» Е. Доги, принц медленно идет под музыку по кругурядом с детьми взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до громкого.
Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу.Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.
Потом в качестве усложнения игры принц и принцесса должнытанцевать, при этом придумав свой ритмический рисунок.
Игра «Бубенчики»
Цель: развитиезвуковысотного слуха.
Игровой материал: бубенчики.
Ход:Взрослый рассказывает: «Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. Укаждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» –звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчикаДон голосок был потолще, пониже чем у его братьев. «Дон-дон» — грозно звучалаего песенка (используется фланелеграф, на котором три линеечки и бубенчикидолжны быть в своих домиках)».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Результаты наблюдения задетьми в начале исследования, при проведении занятий Фамилия, имя Уровень развития слухового внимания реакция на высокие и низкие звуки ритм, передаваемый детьми реакция на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию высокий низкий Быстрая медленная точный Не точный хорошая плохая 1 Алексеенко Алексей + + + + 2 Грицевич Антон + + + + 3 Громыко Марк + + + + 4 Климко Евгений + + + + 5 Лемешевская Валерия + + + + 6 Моисеев Илья + + + + 7 Малащенко Егор + + + + 8 Наливко Максим + + + + 9 Петкун Андрей + + + + 10 Покало Анна + + + + 11 Плиско Карина + + + + 12 Рубашкина Александра + + + + 13 Талерчик Александра + + + + 14 Севрук Варвара + + + + 15 Чернобай Евгений + + + + 16 Шепелюк Маргарита + + + + 17 Ёрш Ангелина + + + + 24% 76% 29% 70% 35% 65% 35% 65%
Результаты наблюдения задетьми в конце исследования, при проведении занятий Фамилия, имя Уровень развития слухового внимания реакция на высокие и низкие звуки ритм, передаваемый детьми реакция на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию высокий низкий Быстрая медленная точный Не точный хорошая плохая 1 Алексеенко Алексей + + + + 2 Грицевич Антон + + + + 3 Громыко Марк + + + + 4 Климко Евгений + + + + 5 Лемешевская Валерия + + + + 6 Моисеев Илья + + + + 7 Малащенко Егор + + + + 8 Наливко Максим + + + + 9 Петкун Андрей + + + + 10 Покало Анна + + + + 11 Плиско Карина + + + + 12 Рубашкина Александра + + + + 13 Талерчик Александра + + + + 14 Севрук Варвара + + + 15 Чернобай Евгений + + + + 16 Шепелюк Маргарита + + + + 17 Ёрш Ангелина + + + + 60% 35% 75% 25% 70% 30% 80% 25%