Содержание
Введение
Глава 1Теоретические основы: мультимедийные презентации как средство развитияпознавательной активности младших школьников
1.1Мультимедийные презентации
1.2Познавательная активность младших школьников
1.3Развитие познавательной активности младших школьников через применениемультимедийных презентаций
Глава 2Исследовательская работа по развитию познавательной активности младших школьниковсредствами мультимедийных презентаций
2.1Методы использования мультимедийных презентаций
2.2Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активностимладших школьников
2.3Разработка урока с использованием мультимедийных презентаций, направленного наразвитие познавательной активности
Заключение
Списоклитературы
Приложения
Введение
В концепции Федеральной целевой программыразвития образования на 2006 – 2010 г.г. первой задачей указано «совершенствованиесодержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственныхобразовательных стандартов общего образования на основе компетентностногоподхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебногопроцесса, в том числе с использованием современных информационных икоммуникационных технологий [12].
Современные информационные технологии всеплотнее входят в нашу жизнь. Учреждения образования как носители культуры изнаний также не могут оставаться в стороне. И речь идет не только о включенииуроков информатики в учебный план, но, в большей степени, об использованииинформационных технологий (ИТ) учителем для повышения эффективностипреподавания.
Применение обучающих мультимедийных презентацийпозволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка,открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей всостоянии творческого поиска [12].
Младшему школьнику, с его наглядно — образныммышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать,подействовать или оценить действие объекта. Потому — то так важно при обученииобращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
На современном этапе образования практическинет исследований по развитию познавательной активности младших школьниковсредствами ИТ, поэтому выбранная тема исследования актуальна.
Актуальность исследования определяетсяпротиворечием между необходимостью развития познавательной активности ипрактическим отсутствием методических пособий по применению ИТ для развитияпознавательной активности, что сдерживает процесс развития младших школьников.
Объект исследования: развитие познавательнойактивности младших школьников
Предмет исследования: мультимедийныепрезентации как средство развития познавательной активности младших школьников
Цель исследования: изучить литературу поданному вопросу, и разработать урок с использованием мультимедийнойпрезентации, направленный на развитие познавательной активности.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по данному вопросу
2) рассмотреть опыт работы поиспользованию мультимедийной презентаций
3) провести диагностические мероприятия поопределению уровня познавательной активности
4) разработать урок с использованиеммультимедийной презентации, направленный на развитие познавательной активности
Методы исследования:
1) аналитический метод изучения литературы
2) тестирование
3) обработка и интерпретация результатов
База исследования: МОУ средняя школа № 12, младшиешкольники, ученики 2-го класса, в количестве 17 человек.
Глава 1 Теоретические основы: мультимедийныепрезентации как средство развития познавательной активности младших школьников 1.1 Мультимедийные презентации
Мультимедийные презентация – обучающий минимультик,это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособиедля учителей рассказать младшим школьникам об окружающем мире [4].
В основе любой презентации лежит набор слайдов,на которых размещаются текст, графики, рисунки. Электронные слайды подобныобычным фотографическим, но издаются гораздо проще. Программа PowerPoint самазапрашивает всю необходимую текстовую и числовую информацию, а такжепредоставляет множество готовых вариантов дизайна и шаблонов содержания.
Процесс создания презентации в MicrosoftPowerPoint состоит из таких действий, как:
- выбор общего оформления;
- добавление новых слайдов и ихсодержимого;
- выбор разметки слайдов;
- изменение при необходимости оформленияслайдов;
- изменение цветовой схемы;
- применение различных шаблоновоформления;
- создание таких эффектов, как эффектыанимации при демонстрации слайдов.
PowerPoint позволяет создавать презентации сочень большим количеством слайдов. Чтобы управлять этим огромным объемоминформации, в программе Microsoft PowerPoint существуют три основных режима:обычный режим, режим сортировщика слайдов и показ слайдов [4].
Обычный режим — это основной режимредактирования, который используется для записи и разработки презентации. Этотрежим позволяет упростить выполнение многих операций. Он имеет три рабочиеобласти. Левая область содержит вкладки, позволяющие переходить от структурытекста слайда (вкладка Структура) к слайдам, отображаемым в виде эскизов(вкладка Слайды). Правая область — область слайдов, которая отображает крупныйвид текущего слайда. Нижняя область — область заметок.
Режим сортировщика слайдов — это монопольноепредставление слайдов в форме эскиза. Демонстрирующий миниатюры всех слайдов,равномерно расположенные в окне просмотра. По окончании создания иредактирования презентации сортировщик слайдов дает общую картину презентации,облегчая изменение порядка слайдов, их добавление или удаление, а такжепросмотр эффектов перехода и анимации.
Показ слайдов занимает весь экран компьютера,как при реальной презентации. Презентация отображается во весь экран так, какона будет представлена аудитории. Можно посмотреть, как будут выглядетьрисунки, временные интервалы, фильмы, анимированные элементы и эффекты переходабудут выглядеть в реальном виде [4].
Добавлять новые слайды к презентации можноразличными способами:
1. С помощью меню дайте команду Главная→Создатьслайд;
2. С помощью комбинации клавиш [CTRL]+[M];
3. В режиме структура нажав клавишу[ENTER];
4. В области структуры вызовитеконтекстное меню правой кнопкой мыши и выберите Создать слайд.
Удаление слайда. В области Структура или Слайдыв обычном режиме выделите слайды, которые требуется удалить. (Если требуетсявыделить слайды по порядку, щелкните их, удерживая клавишу [SHIFT]. Дляпроизвольного выделения файлов удерживайте нажатой клавишу [CTRL].) на вкладкеГлавная выберите команду Удалить или нажмите кнопку [DELETE] [3].
Последовательность созданных слайдов можнолегко изменять перетаскивая их с помощью мыши.
Для обеспечения единообразного оформленияслайдов и сохранения особенностей стиля каждой презентации текст следуетвводить в специальные рамки. В рамках для ввода текста находятся либостандартный текст, либо подсказки, например, Заголовок слайда. Соответствующиеподсказки программа помещает также в рамки, предназначенные для ввода рисункови диаграмм.
PowerPoint содержит двенадцать стандартныхцветовых схем. Таким образом, у вас существует возможность один и тот же шаблоноформления презентации представить двенадцатью различными способами. Причемсделать это можно как для одного, так и для всех слайдов презентации. Если ниодна из стандартных цветовых схем не подходит, можно создать свою.
Многие стандартные шаблоны содержатместозаполнители (рамки), которые предназначены для вставки рисунков, диаграмм,автофигур и других объектов. Все эти объекты повышают привлекательность презентации,но не стоит забывать и об аудитории – не заставляйте ее просматривать слишкоммного иллюстраций.
В презентацию могут быть добавлены музыка извуковые эффекты. На слайде, в который добавлена музыка или звуковые эффекты,появляется значок, соответствующий звуковому файлу. Вы можете как будетзапускаться музыка и какое время она должна звучать [3].
Фоновые видеофайлы в PowerPoint называютсяфильмами. Обычно фильм включает речь докладчика, который не может личноприсутствовать на презентации. Фильм можно также использовать как пособие приобучении.
Презентация несет в себе образный типинформации, понятный младшим школьникам; формирует у них познавательнуюактивность, интерес к обучению. Младшему школьнику, с его наглядно — образныммышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать,подействовать или оценить действие объекта. Потому — то так важно при обученииобращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяютпредставить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов,наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическомпорядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяетзаложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде впамять детей [3].
Таким образом, мультимедийные презентация –обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками,это отличное пособие для учителей рассказать младшим школьникам об окружающеммире. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаютсятекст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представитьобучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. 1.2 Познавательная активность младших школьников
Развитие личности — есть бесконечный процессзарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающеевлияние не только на психику, но и на познавательную активность [10].
Дети младшего школьного возраста могут нетолько продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий,эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными всаму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способамиучебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности.Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностныекачества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и какследствие повлияет на успешность в учебной деятельности [13].
Познавательная активность младшего школьникарассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойстволичности, направленное на осознание предмета деятельности и достижениеконечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность,творчество являются ведущими в определении направленности развития личности всовременных условиях. Проблема развития познавательной активности младшегошкольника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль вразвитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобыон смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое местов жизни.
Основными характеристиками познавательнойактивности являются:
1. Естественное стремление школьников кпознанию;
2. Положительное отношение к учебе;
3. Активная познавательная деятельность,направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого дляребенка результата;
4. Проявление воли в процессе овладениязнаниями.
Познавательная активность человека не являетсянеизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ееформировании и развитии [14].
Проблема развития познавательной активности младшихшкольников находится в центре внимания педагогов с давних времен.Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обученияпроходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
В содержании понятия «познавательнаяактивность», можно выделить несколько направлений.
Познавательная активность понимается какхарактеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность инапряженность.
Познавательная активность отражает определенныйинтерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков,внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разныеспособы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Познавательная активность как качестволичности, которое включает стремление личности к познанию, выражаетинтеллектуальный отклик на процесс познания [14].
Таким образом, познавательная активность – этои интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка крешению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения.1.3 Развитие познавательной активностимладших школьников через применение мультимедийных презентаций
Способы и условия, способствующие развитиюпознавательной активности младшего школьника на уроках информатики [15]:
- обеспечение внутреннего принятия детьмицели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо этоделать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети неподготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться вучебную деятельность;
- исключение поверхностного оцениванияитогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
- комбинирование различных форморганизации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
- обсуждение результатов деятельности иприменение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
- обучение младших школьниковрациональным способам умственной работы;
- эмоциональная насыщенность занятия,«взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоциональногофона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми впроцессе обучения, стимулируют их познавательную активность;
- стимулирование и поощрение самих актовпознавательной активности учащихся со стороны педагога;
- на каждом занятие ребенку должна бытьпредоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитиерефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
- организация домашнего задания попринципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний вобщении со сверстниками;
- занятия целесообразно строить с учетоминдивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильноопределить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы,средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода кучащимся различных групп в условиях обучения [15].
Всем этим условиям отвечают уроки информатики.Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваемличность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросыразвития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны длякаждого педагога.
Презентация несет в себе образный типинформации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательнуюактивность, интерес к обучению. Младшему школьнику, с его наглядно — образныммышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать,подействовать или оценить действие объекта. Потому — то так важно при обученииобращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяютпредставить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов,наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическомпорядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяетзаложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде впамять детей [12].
Возможности компьютера позволяют увеличитьобъём предлагаемого для ознакомления материала. Многие учителя отмечают, чтопри этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровеньпознавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмовобъяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольноевнимание детей, помогает развить произвольное.
Осваивая детские электронные энциклопедии,младшие школьники активны. За счёт высокой динамики эффективно проходитусвоение материала, тренируется память, развивается познавательная активность,воображение и творческие способности.
Мультимедийные презентации – это удобный иэффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Онсочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболеедолго удерживают внимание ребенка [12].
Одновременное воздействие на два важнейшихоргана восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации спомощью ярких образов – это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможностьучителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностейконкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобыдобиться максимального учебного эффекта.
Использование мультимедийных презентаций науроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обученияшкольников [12].
Кроме того, фрагменты уроков, на которыхиспользуются презентации, отражают один из главных принципов создания современногоурока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям,дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активновысказывать свое мнение, рассуждать.
Применение мультимедийной презентации позволяетзначительно повысить уровень познавательной активности младших школьников.
Современнаяшкола должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но ипробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.Необходимым условием развития этих процессов является активизацияучебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важнаяроль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс,начиная с его самых ранних этапов. Поэтому уроки информатики в начальной школевносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельностидетей [4].
Всепрограммы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебнойдеятельности. Поэтому каждому учителю необходимо ставить перед собой следующиезадачи:
- закреплениеинтереса, с которым дети пришли в школу;
- развитиеи направление интереса к учению;
- учетиндивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения впроцессе обучения и воспитания;
- достижениевысокого качества образования.
Известно,что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения ктруду, к происходящему вокруг происходит прежде всего на уроке. Необходимопонимать, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работатьдети на уроках зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать,доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях [4].
Чтобыактивизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес накаждом этапе урока информатики, необходимо работать, на наш взгляд, винновационном режиме, используя информационные технологии, что и являетсяосновным направлением модернизации образования. В этом огромную роль играетизучение курса информатики в начальных классах. Этот курс и вносит значимыйвклад в развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков,формирование которых является одним из приоритетов начального общегообразования.
Удетей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинаетскладываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, безкоторых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснитьнеобходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах [16].
Известно, что если детям предложить что-тоновое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными,изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новыеинформационные технологии на любом уроке. Использование мультимедийныхпрезентаций может преобразить преподавание традиционных учебных предметов,рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминанияучебного материала, а главное подняв на неизмеримо более высокий уровеньинтерес детей к учебе.
Грамотноеиспользование компьютера решает проблему дефицита подвижной наглядности спомощью программы Power Point.
Использование мультимедийной презентации развиваетвнимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развитияпознавательной активности [].16
Возможности использования новых информационныхтехнологий, зачастую не находят взаимопонимания в учительской среде. Одни невладеют новыми информационными технологиями и не представляют необъятныхвозможностей в плане рационализации учебной деятельности и стимулированияпознавательной активности детей, другие ссылаются на отрицательное влияниекомпьютера на здоровье ребенка и т.д. Однако мультимедийные презентации создаютбольшие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальнойшколе [12].
Таким образом, применение мультимедийнойпрезентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам,формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Основные приемы,способствующие развитию познавательной активности младших школьников на урокахинформатики: широкое применение игровых форм занятий, высокая автономностьработы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств,создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.
Глава 2 Исследовательская работа по развитиюпознавательной активности младших школьников средствами мультимедийныхпрезентаций
2.1 Методы использования мультимедийныхпрезентаций
Формы и место использования мультимедийнойпрезентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, отсодержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее,практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемыприменения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяетиллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенновыгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либопроцесса [12].
При закреплении новой темы
Для проверки знаний Компьютерное тестирование –это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способдеятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественногоконтроля знаний, программированный способ накопления оценок.
Для углубления знаний, как дополнительныйматериал к урокам.
При проверке фронтальных самостоятельных работ.Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
При решении задач обучающего характера.Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролироватьпромежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану
Средство эмоциональной разгрузки. Во времяпроведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами — стоитвключить видеозаставки экспериментов или мультфильмы при этом у учениковисчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаютсяк учителю с вопросами, заряжаются новой энергией [12]. Мультимедиа — программысмотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вестидиалог.
Как средство для изготовления раздаточногодидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в рукахучителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.
В учебной деятельности применение компьютеравозможно в трех формах:
- машина как тренажер,
- машина как репетитор, выполняющийопределенные функции за преподавателя, причем такие, которые машина можетвыполнить лучше, чем человек.
- устройство, моделирующее определеннуюсреду и действия специалистов в ней.
Тренировочные системы наиболее целесообразно применятьдля закрепления ранее приобретенных навыков. Репетиторские системы лучше всегоиспользовать при условии, что цели и задачи обучения четко определены.Имитационное учебное моделирование наиболее пригодно тогда, когда учебныйматериал не носит системного характера и его границы четко не определены [12].
При использовании мультимедийной презентации ееможно использовать в классно-урочной системе либо использовать новые модели ееприменения.
Можно отметить метод проектов как наиболееперспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболееполно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться вогромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственностьна себя и принимать решения.
Безусловно, метод проектов требует высочайшейквалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, уменияагрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторскихспособностей.
На наш взгляд наиболее прогрессивныевозможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе вкачестве интерактивного многоканального инструмента познания. Информационныетехнологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессеобучения независимо от преподавателя узнать новое.
Методы обучения имеют тесную связь с характеромподачи и восприятия информации как для ученика так и для учителя. И в связи сэтим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологийсущественно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методыобучения [12].
Появляются возможности использованияметодического приема делай как я – речь идет о совместной деятельности учителяи ученика.
Или вариант презентация не доводится до конца,а предлагается ученику самому иллюстрировать текст.
Находят широкое применение игровые методыобучения.
Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры,способствующие восприятию и запоминанию материала, например подведение итогов вкаждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией,настраивающими обучаемого на определенный вид работы.
Наиболее эффективно использованиекомбинированных методов обучения.
На занятиях по информатике рекомендуетсясочетать как традиционные формы обучения (беседа, лекция, самостоятельноеизучение, групповое занятие с наглядным показом на компьютере), так и различныеновые формы организации учебной деятельности (метод проектов, работа в малыхгруппах, игровые методы, широкое использование индивидуализированных обучающихпрограмм, обучающее тестирование).
Таким образом, на смену традиционнымтехнологиям обучения должны придти новые информационные развивающиепедагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такиепедагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана наиспользовании современных информационных технологий, и носит исследовательский,эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должениметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действийдля достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объектыи явления путем построения информационных структур; проводить и организовыватьпоиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему,задачу, мысль и др. 2.2 Диагностические мероприятия поопределению уровня познавательной активности младших школьников
Предлагаемый метод диагностики познавательнойактивности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучениеуровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состоянийи как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новымвариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательнойактивности» (Приложение А).
Уровень познавательной активности младшихшкольников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла повсем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении А и распределялся всоответствии с оценочной шкалой.
- Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
- Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
- Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии определения уровней познавательнойактивности представлены в Таблице 1. Таблица 1 – Критерии определения уровнейпознавательной активностиВысокий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. Средний уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. Низкий уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Методика проводится фронтально – с группой учащихся.После раздачи бланков младшим школьникам предлагается прочесть инструкцию,обратить внимание на пример, затем экспериментатор должен ответить на всезадаваемые школьниками вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихсявыполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. Послеэтого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросыне отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин. Опросниксостоит из 19 вопросов.
При обработке данных подсчитывались баллы ивыводилось среднее значение для каждого младшего школьника в отдельности, затемвыводилось среднее значение по испытуемому классу. Полученные результатызаносились в протокол. Обработка данных проводилась в программе Excel.
В Таблице 2 представлены результаты младшихшкольников по уровням познавательной активности, которые были распределены всоответствии со шкалой. Таблица 2 – Результаты оценки познавательнойактивности младших школьников №№ Имя, Ф. Средний балл
Уровень усвоения
знаний 1 Диана Б. 4,5 Высокий 2 Ксения Г. 3,5 Средний 3 Маша Е. 4,3 Высокий 4 Ира Ф. 4,3 Высокий 5 Тимур К. 2,5 Низкий 6 Миша Г. 3,3 Средний 7 Саша Г. 3,2 Средний 8 Илья П. 2,7 Низкий 9 Валя З. 3,2 Средний 10 Дима К. 2,6 Низкий 11 Олеся К. 4,4 Высокий 12 Катя Р. 3,4 Средний 13 Юлия К. 4,3 Высокий 14 Витя Ф. 3,1 Средний 15 Коля Г. 2,4 Низкий 16 Лариса П. 3,5 Средний 17 Роман П. 3,1 Средний Общий уровень по классу 3,4 Средний
По полученным результатам, отраженным в Таблице2 средний балл оценки познавательной активности младших школьников составил 3,4– это не высокий показатель.
Проанализируем по некоторым показателям познавательнойактивности младших школьников представляющие на наш взгляд наибольший интерес.
Так, первый показатель познавательнойактивности, «вывод из информации» умеет получить от главной мысли доконкретного завершения только 5(28,4%) младших школьников. Практически совсемне умеют делать выводы 3(17,6%), остальные 9 (52,9%) справляются с этим струдом, средний балл по этому показателю познавательной активности – 3,3 балла,это показатель немного выше низкого.
«Испытывает непрерывную потребность в полученииновых знаний» – всего 2(11,7%) младших школьников, 6(35,2%) – младшихшкольников периодически проявляют интерес к новым знаниям и остальные, большеполовины младших школьников – 9(52,9) почти совсем не проявляют интереса кполучению новых знаний, не из учебника.
В динамике уровень познавательной активностимладших школьников испытуемого класса представлен на Рисунке 1.
Из Рисунка 1 видно, что такой показатель оценкипознавательной активности, как «может охватить большой объем информации владеетумениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форметезисов и конспективной форме» свойственен 3(17,6%). Владеют умениямисистематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов иконспективной форме – 4(23,5%) младших школьников, однако они не могут охватитьбольшой объем информации и поэтому не могут в полном объеме использовать своиумения.
Овладевают материалом в том же объеме ипорядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений в основном всемладшие школьники. В случае изменения не испытывают трудности только 2(11,7%),остальные либо затрудняются, но потом овладевают материалом, совсем не понимаетматериал – 1(5,8%) младший школьник.
/>Рисунок 1 – Уровень познавательнойактивности младших школьников испытуемого класса
Из одной темы в другую легко переносят знания3(17,6%) младших школьника, испытывают трудности 12(70,5%) – это большеполовины класса, и совсем практически ни чего не усваивают и в связи с этим непонимают следующей темы – 2(11,7%) младших школьника.
И так, анализ оценки познавательной активностив испытуемом классе показал низкие результаты по отдельным показателям, хотяобщий уровень познавательной активности в целом по классу средний. 2.3 Разработка урока с использованиеммультимедийных презентаций направленный на развитие познавательной активности
Использование мультимедийных презентаций науроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. Вданном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержаниесобственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иныхвозможностей PowerPoint [5].
На этапе разработки урока с использованиеммультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
1. Психологические особенности учащихсяданного класса.
2. Цели и результаты обучения.
3. Структуру познавательного пространства.
4. Местоположение учащихся.
5. Выбор наиболее эффективных элементовкомпьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
6. Цветовую гамму оформления учебногоматериала.
При работе с мультимедийными презентациями науроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерностивосприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана.Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности,т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения.Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами [5].
При создании слайдов необходимо учесть рядосновных требований:
1. Слайд должен содержать минимальновозможное количество слов.
2. Для надписей и заголовков следуетупотреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
3. Предпочтительнее выносить на слайдпредложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать втетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
4. Размер букв, цифр, знаков, ихконтрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнегоряда парт.
5. Заливка фона, букв, линийпредпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение иутомление глаз.
6. Чертежи, рисунки, фотографии и другиеиллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномернозаполнять все экранное поле.
7. Нельзя перегружать слайды зрительнойинформацией.
8. На просмотр одного слайда следуетотводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся моглисконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательностьдействий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат,сделать записи в рабочие тетради.
9. Звуковое сопровождение слайдов недолжно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер [5].
Для обеспечения эффективности учебного процессанеобходимо:
1. Избегать монотонности, учитывать сменудеятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение.
2. Ориентироваться на развитиемыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности,ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения,воображения и т.п.
3. Дать возможность успешно работать науроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабымучащимся.
4. Учитывать фактор памяти ребенка (оперативной,кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, чтовведено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Сформулируемнесколько основных принципов организации урока информатики для младшихшкольников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательнойдеятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока [5].
1.Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапеобучения. Для детей 5-10 лет игра преобладает над другими видами деятельности.Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыкинепроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержаниедисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детейестественны.
2.Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий,использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возрастаактивную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимоиспользовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению даннойзадачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическоеобеспечение уроков.
3.Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером.Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, асамостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатамидает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желаниевозобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, накоторых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером —основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новойболее сложной учебно-познавательной деятельности.
4.Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средствамультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническимисредствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежитведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того,средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержкиигровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер» [5].
5.Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительноймере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих иразвивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередкомногократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делаетдаже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
6.Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на урокахинформатики широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяетэффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждатьдополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи,формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картинумира.
Активизацияучебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметоминформатики, а с использованием компьютерных технологий. Широкое использованиекомпьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствованияобразовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной меререализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметьравные с информатикой шансы стать любимым детьми [5].
Такимобразом, перечисленные принципы организации уроков информатики в начальнойшколе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинстваучеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному,осознанному овладению знаниями.
Учитывая все особенности организации уроковинформатики нами был разработан урок с использованием мультимедийныхпрезентаций направленный на развитие познавательной активности. Презентациюможно использовать при объяснении темы симметричные фигуры и оси симметрии во 2классе. (Приложение В).
Заключение
В процессе теоретического изучения вопроса поразвитию познавательной активности средствами мультимедийных презентаций былисделаны следующие выводы:
1) мультимедийные презентация – обучающийминимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, этоотличное пособие для учителей рассказать младшим школьникам об окружающем мире.В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст,графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий иразвивающий материал как систему ярких опорных образов;
2) познавательная активность – это иинтерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка крешению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения.Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников кполучению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность ипостоянную потребность использовать разные способы действия к наполнениюзнаний, расширению знаний, расширение кругозора.
3) применение мультимедийной презентациинесет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует уних познавательную активность, интерес к обучению. Основные приемы,способствующие развитию познавательной активности младших школьников на урокахинформатики: широкое применение игровых форм занятий, высокая автономностьработы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств,создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.
4) на смену традиционным технологиямобучения должны придти новые информационные развивающие педагогическиетехнологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогическиеситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использованиисовременных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристическийхарактер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыкипользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достиженияцели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путемпостроения информационных структур; проводить и организовывать поискэлектронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу,мысль и др.
5) анализ оценки познавательной активностив испытуемом классе показал низкие результаты по отдельным показателям, хотяобщий уровень познавательной активности в целом по классу средний;
6) принципы организации уроков информатикив начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить длябольшинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала кактивному, осознанному овладению знаниями.
Учитывая все особенности организации уроковинформатики нами был разработан урок с использованием мультимедийныхпрезентаций направленный на развитие познавательной активности. Презентациюможно использовать при объяснении темы симметричные фигуры и оси симметрии во 2классе.
Список литературы
1 Бабанский Ю.К. активность исамостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю.Бабанский. — М., Педагогика, 2003, с. 560
2 Возрастная и педагогическая психология.Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского.- М., Просвещение,2003, с. 86
3 Гейн А.Г. Основы информатики ивычислительной техники. / А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2003. – 254 г.
4 Гусева А.И. Учимся информатике: задачии методы их решения / А.И. Гусева – М.: Диалог – МИФИ, 2001. – 156 с.
5 «Незаметки» Сидорова // Информатика –2001 — № 13
6 Графический редактор Paint. Редакторпрезентаций PowerPoint (+ CD)/под. ред. Житковой О.А. и Кудрявцевой Е.К. — М.:Интеллект-Центр. 2003 – 80 с.
7 Давыдов В.В. Проблемы развивающегообучения. — М., 2006, с. 89
8 Зубков Т.И. Формирование познавательнойактивности учащихся нач. кл. — Дисс. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2003
9 Корриган Д. Компьютерная графика /Корриган Д – М.: Энтроп, 2005 – 185
10 Красновский Э.А. Активизация учебногопознания. / Сов. Педагогика, -
2009, №5 с.10-14
11 Лозовая В.И. Целостный подход кформированию познават. актив. школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Тбилиси, 2005
12 Нужина Е. В. Применение ИКТ на урокахистории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностеймладшего школьника [Электронный ресурс] – www.openclass.ru/
13 Талызина Н.Ф. Формирование познавательнойдеятельности уч-ся. — М., 2003, с. 93
14 Тельнова Ж.Н. Развитие познават. акт.детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах иметодах обучения. Дисс. канд. пед. наук. — Омск, 1997
15 Шамова Т.И. Активизация ученияшкольников. — М., Педагогика, 2003, с. 208
16 Щукина Г.И. Активизация познавательнойдеятельности в учебном процессе. -М., Просвещение, 2005, с. 160
Приложение А
Методика «Оценка уровня познавательнойактивности» Показатели 1 Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения 2 Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия. 3 Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей. 4 Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации. 5 Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы. 6 Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний 7 Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям. 8 Содержательно высказывает свою мысль, идею. 9 Легко генерирует идеи. 10 Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи. 11 В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения. 12 Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении. 13 Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. 14 Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. 15 Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей. 16 Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности. 17 Видит пути совершенствования. 18 Может проявить собственное отношение к фактам. 19 Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.
Оценку познавательной активности дает учительпо пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заноситв таблицу.Имя, Ф. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Ср.
Обработка результатов:
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением нетолько проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти дляэтой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждениемвысокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что ужевстречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, каккачество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателемреализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося квыявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи междуявлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененныхусловиях.
Характерный показатель: большая устойчивостьволевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довестиначатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, аищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять,запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием уучащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»