Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Сущность метода моделирования…………………………………………..5
2. Видымоделей…………………………………………………….……………6
3.Моделирование в развитии математических представлений дошкольников…………………………………………………………………..7
3.1 Моделирование в раннем и дошкольном детстве………………………..10
3.2Использование моделирования в развитии математических представлений детейсреднего дошкольного возраста……………………………………...13
3.3Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников………………………………………………………18
3.3.1Сложение………………………………………………………………...20
3.3.2Вычитание……………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЯ……………………..…………………………………...30
ВВЕДЕНИЕ
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитаниячрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которогостоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающиеи образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимостькомпетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чембыли 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающегопоколения.
На первый план выдвигается задача формирования способности к активнойумственной деятельности.
Воспитание и обучение детей в детскомсаду носит образовательный характер и учитывает два направления получениядетьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, иорганизованный учебный процесс.
“Умное” детство закладывает хорошийфундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи(А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80%интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования корганизации воспитания и обучения старших дошкольников.
Сообщение детям новых знаний,формирование более сложных умений позволяет воспитателю подчеркивать значениезанятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определеннымобразом влияет на развитие личности ребенка.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитаниядошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапенадо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться кисчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе умственноговоспитания.
Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения –от дошкольных учреждений до университетов – отмечаются, с одной стороны, ростинформированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний,умственного развития обучающихся.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детствоопределяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Таксчитали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания – Ф.Фребель,М.Монтессори.
Но в исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера,Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детейдошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может нетолько познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как этопредусмотрено в системах Ф.Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваиватьпредставления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы,социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
С этой точки зрения представляется актуальным исследование всехаспектов умственного воспитания, его задач и организационных методов. Одним изнаиболее перспективных методов реализации умственного воспитания являетсямоделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметнойобразностью и наглядной конкретностью.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительныхвозможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математическихпредставлений дошкольников.
Именно поэтому темой курсовой работы было избрано использованиемоделирования в развитии математических представлений дошкольников
1. Сущность методамоделирования
Моделирование–наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенныйобраз существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическаякарта, глобус и т.д.)
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером,Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенкаразвивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступнойдля него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предметребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условнымзнаком.
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре(камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой,шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, визобразительной деятельности.
В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковомуанализу слов (Л.Е.Журова), конструированию (Л.А.Парамонова), для формированияприродоведческих знаний (Н.И.Ветрова, Е.Ф.Терентьева), представлений о трудевзрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др.
При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенкупознание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемымсвойствам, качествам вещей, их связям.
Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемогообъекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровеньобобщения, приближаются к понятиям.
2. Виды моделей
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.
Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивныеособенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут бытьтехнические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; моделипостроек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, гдепредставлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройствоглаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, амозга – с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей косознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическомуи психическому здоровью.
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки исвязи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Примертакой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальныезначки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учитдетей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка),схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространеннымипредметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагогпредлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детейпредставление о мерке, о моделировании одежды.
При анализе содержания литературного произведения целесообразнообратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказкиделят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумагидети схематично рисуют картинку (пиктограмма).
В результате получается апперцептивная схема – полное представление осодержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказываютсказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.
«Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условиисформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать,абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоениемодели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, соспособностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов».(7, с.126)
3. Моделирование в развитии математических представлений дошкольников
Поиск эффективных средств познавательного развития детей,выявление условий становления познавательной деятельности в дошкольном детствеявляется темой научных работ многих современных исследователей. (Е.Л.Агаева, Л.А. Венгер, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова, О. В. Суворова идр.).
В своей работе «Освоение средств отношений предметов детьми пятогогода жизни посредством моделирования» (Спб., 2002) А.М. Вербенец говорит отом: «что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легкоадаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладаетспособами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается какличность. Для становления ребенка как субъекта деятельности важнопредоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватноцели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним изэффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использованиедетьми моделей и активное участие в процессе моделирования».
По своей сути познание рассматривается как процесс моделированияреальности. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отражением свойств.Например, геометрически фигуры обобщенно отражают существующие вдействительности многообразные формы. Процесс соотношения свойств и эталонованалогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием.Ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предметапосредством отнесения к эталону.
В дошкольные годы, осваивая в практической деятельности различныесвойства и отношения, дети, с одной стороны, получают сведения о разнообразныхмоделях, с другой, накапливают обширные представления, которые им необходимо«выстроить» в виде моделей.
Существующая практика дошкольного воспитания не всегда в должноймере предоставляет дошкольникам разнообразные средства освоениядействительности. Большинство программ и технологий предусматривают лишьфрагментарное использование моделей, развитие обособленных, необобщенныхумений моделировать на конкретном ограниченном содержании.
Современные исследователи рассматривают моделирование с разныхпозиций.
В одних работах моделирование выступает как общаяинтеллектуальная способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская идр.), в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С.А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможностьиспользования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности(Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н.Сомкова и др.).
Следует отметить, что недостаточно полно изучены соотношениереального и идеального в процессе познания, влияние стихийного опыта освоениямодели на развитие умений использовать модель в деятельности, особенностиосвоения модели как средства знаково-еимволической деятельности. Недостаточнопредставлена в работах связь освоения модели как средства познания свойств иотношений предметов и средства знаково-еимволической деятельности.
В теории педагогики рассматривается взаимосвязь познания имоделирования. Из этого следует необходимость более тщательного изучениявозможностей их взаимодействия и взаиморазвития.
Это положение стало темой исследования, основой которогопослужили работы, рассматривающие возможности использования модели и моделированиякак средства освоения определенного содержания и развития познавательнойдеятельности (Л. А. Венгер, Н. И. Ветрова, Н. Н. Кондратьева, А. К. Матвеева,Н. И. Непомнящая и др.). Большой интерес представляли исследованияособенностей становления моделирования как средства знаковой деятельности, этаповего развития (Л. А. Венгер, Р.И.Говорова, Г.А.Глотова, Н.Г.Салмина и др.).
Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываютсяв раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре ипродуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, конструирование идр.). По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменениев содержании и в структуре моделирования — модели начинают чаще использоватьсяв познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и, измерительная функции.Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы моделирования, чтопроявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания,выделении и установлении связи «замещаемое — замещающее», некоторых правилмоделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.
детьми среднего дошкольного возраста посредством модели, и без ееприменения. При этом мы исходили из следующих положений.
«Освоение свойств и отношений предметов в дошкольном детстве,утверждает в своей работе «Воспитание сенсорной культуры ребенка” Венгер Л.А. (М.,1988) — сложный неравномерныйпроцесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логическогопознания. На первых ступенях развития дети выделяют и абстрагируют свойства измногообразия свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познанияпредметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, темлегче ребенку перейти на более высокие ступени — освоить обобщение, научитьсяупорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам, подойти кпониманию существенных связей, логических отношений между предметами иявлениями мира.
Сложность познания свойств и отношений предметов в дошкольномвозрасте обусловлена противоречием между образностью мышления дошкольника илогикой, абстрактностью свойств, отношений, связей.
В ряде исследований доказана необходимость разработки ииспользования дополнительных моделей — более конкретных, сконструированных всоответствии с особенностями детского восприятия, с целью эффективного ихпонимания и использования дошкольниками.
3.1 Моделирование в раннем и дошкольном детстве
Моделирование — приблизительное воспроизведение каких либообъектов которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаютсяисследованию и изготовлению в натуре. Моделирование, проводимое в процессеобучения и воспитания детей, служит развитию их способностей, углублениюзнаний по основам наук и по технологии обработки материалов. Оно способствуетсвязи теории с практикой, формированию практических навыков, является средством расширения политехнического кругозора ребят. Объекты, выбираемые длямоделирования, должны отражать в своей тематике достижения науки и техники,иметь общественно полезную направленность, соответствовать возрастнымособенностям, интересам и уровню подготовки детей.
Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделироватьту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи инормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать эторебенок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступнымидетям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовыхвзаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основевозникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать всмысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей ролии своих действий.
Сенсорное развитие ребенка—это развитие его восприятия иформирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного моделирования в раннем и дошкольном детстветрудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен длясовершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений обокружающем мире.) Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольнойпедагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известныепредставители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева,А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, чтосенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорногоразвития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
В книгеЗеньковского В.В.„Психология детства”(Екатеринбург, 1995) автор говорит о том, что: «сенсорное развитие, содной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, сдругой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятиенеобходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и длямногих видов труда».
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинаетсяпознание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение —строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценноевосприятие.
В детском саду ребенок обучается сенсорному моделированию,рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинаетосваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всехэтих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, ихучета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство сизображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности егоформы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца),его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве исоотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Формированиеэлементарных математических представлений предполагает знакомство сгеометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точноедифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Этипримеры легко можно было бы умножить.
Не менее важно иметь в виду значение развития сенсорногомоделирования для человеческой деятельности в целом, особенно для творческойдеятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехиархитектора, конструктора, занимают сенсорные моделирование способности,позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передаватьтончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов иявлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорногоразвития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развитияребенка для его будущей жизни выдвигает перед, теорией и практикой дошкольноговоспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств иметодов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорноговоспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленноговоспитания, так или иначе воспринимает все. Но если усвоение происходитстихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередкооказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощьсенсорное моделирование — последовательноепланомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детейпредставлений о сенсорных эталонах— общепринятых образцах внешнихсвойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветовспектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы —геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталоновимеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотныеотношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорного моделирования— длительный и сложный процесс,не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть тоили иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги).Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и,главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделениясвойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря,усвоение сенсорного моделирования— это использование их в качестве «единицизмерения» при оценке свойств веществ.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержаниесенсорного моделирования в детском саду. И это естественно, так как именноформа, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительныхпредставлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятиеформы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебныхпредметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видамтворческой деятельности.
3.2 Использованиемоделирования в развитии математических представлений детей среднего дошкольного возраста
«Большинство современных исследований посвящено изучениювозможности развития моделирования и использования модели в старшем дошкольномвозрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосылкиразвития моделирования, использования модели в познании. В этом возрастепроисходят изменения в познавательной деятельности ребенка, изменяютсясодержательная и операционная стороны, зарождаются познавательные мотивы.Поэтому данный возраст называют возрастом «множества открытий». Ребенокактивно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать ииспользовать свойства предметов в практической деятельности. Дошкольникосваивает разнообразные способы исследования, становится «почемучкой»,интересующимся всем, что его окружает». (13, с.146)
При выраженном интересе к окружающему миру ребенок среднегодошкольного возраста не владеет адекватными средствами получения необходимойинформации поэтому педагог призван помочь ему в овладении средствами дознания,выработанными человечеством и позволяющими самостоятельно открывать новое. Всвязи с этим давайте рассмотрим возможности овладения моделированием каксредством познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольноговозраста.
Часть свойств и отношений (цвет, размер, форма) осваивается детьмидостаточно полно. Дети устанавливают отношения, успешно понимают простыелогические связи, поясняют их. Другие свойства и отношения осваиваются недостаточноглубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, «смешивают» объемыпредставлений (например, неверно употребляют термины — большой вместо тяжелый,мягкий вместо легкий и т.п.). Неравномерность освоения свойств и отношенийсвязана как с особенностями самих свойств (частотой их проявления, степеньювыраженности), так и с уровнем овладения способами их познания. Низкий уровеньосвоения свойств и отношений, их «размытость» обусловлены, по нашему мнению,следующими причинами:
В существующей практике наблюдается перенос акцентов на развитиепознавательных операций без достаточного расширения сенсорных представлений.Расширение и углубление представлений о свойствах и отношениях происходитпопутно, следствием чего является разрыв связи между сенсорными и логическимикомпонентами познания.
Обособленное изучение свойств и отношений не всегда способствуетразвитию системного видения объектов мира. Так форму и размер рассматриваюткак математические свойства и отношения, цвет связывают с изобразительнойдеятельностью, шероховатость ассоциируют с природоведческими знаниями.Разделение содержания согласно методикам отражается на развитии таких же раздельныхпредставлений об объектах.
В программах развития и воспитания детей дошкольного возраста содержаниесвойств и отношений объединено, нет четкого определения представлений и уменийих обследования детьми.
У педагогов отсутствуют конкретные знания и умения, позволяющие имрасширять и развивать опыт освоения свойств и отношений предметов детьмидошкольного возраста.
Применение модели при группировке фигур позволяет детям болееуспешно выделять и удерживать основания для образования групп. Если до этогодети часто изменяли основания, группировали предметы по двум свойствамодновременно, переключались на игру, то при использовании модели они болееуспешно обследуют предметы, группируют их, поясняя свои действия педагогу.
Количественный анализ показал, что у большинства детей пятогогода жизни уровень освоения свойств и отношений предметов при использованиимодели повысился Сенсорные модели помогают детям выявить конкретныеотличия свойств, а модели логического содержания способствуют лучшемувыделению связей, отношений, обобщению и логизации содержания.Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ееэлементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желаниеэкспериментировать, исследовать предметы и модель. Это свидетельствует о том,что использование модели в освоении свойств и отношений предметов может статьувлекательным средством познания.
Одной из форм организации детской деятельности, учитывающейвыявленные особенности освоения свойств и отношений предметов и способствующейпроявлению детской самостоятельности в познании, наряду с экспериментированием,решением практических и познавательных задач, является игра и игровыеупражнения.
Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставленияпредметов и модели, вариативность форм проведения игр и игровых упражнений смоделями позволяют:
• последовательно усложнять систему работы по освоениюмоделирования как средства познания свойств и отношений предметов детьмисреднего дошкольного возраста, развивать умения осваивать содержание,моделировать, осознавать семиотическую функцию;
• использовать разнообразные виды моделей (по отражениюсодержания, по степени условности содержания, по способу выражения), оптимальносочетая познание самой модели и новые знания об окружающем мире при ееприменении;
• накапливать опыт познания посредством моделирования ииспользования модели в повседневной деятельности через обогащениепредметно-развивающей среды;
• повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желаниенаблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями мира.
Освоению умений моделировать разнообразное содержаниеспособствуют игры и игровые упражнения представленные в работах Л.А.Венгера,О.М.Дьяченко, Г.А.Глотовой и других авторов. С учетом индивидуальных особенностейдетей можно сконструировать интересные игры для любой группы. Общая цельтаких игр — расширение и углубление представлений детей о свойствах иотношениях предметов посредством модели. Материалом для игр и исследованиямогут выступать «привычные» на первый взгляд объекты: игрушки, природный,бросовый материал, любые предметы, окружающие дошкольника. Использованиеразличных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех жепредметов позволяет ребенку «увидеть» многообразие свойств, отношений и связейпредмета, активизирует его интерес к обычным, хорошо знакомым вещам. Однакоследует помнить, что модель является лишь средством познания содержания,«подсказкой-помощником», следовательно, она не должна заменять собой реальныесвойства и отношения. Модели могут лишь направлять исследование, помогать абстрагированиюсвойств, логизированию и обобщению отношений, выступать средством измерения.
Преимущество игр заключается в возможности их усложнения ивариативности форм проведения, при этом как индивидуально с тем или инымребенком, так и с различными группами детей.
На первом этапе работы с дошкольниками, целью которого являетсянакопление опыта практического использования модели для выделения свойств иотношений предметов, восприятия модели, замещения, целесообразно использоватьигры типа «Составь картинку», «Отгадки», «Домики свойств», «Клады», «Какаякрона у дерева?» и др. Сопоставление в играх модели и реальных предметов даетвозможность дошкольникам успешно различать, абстрагировать разнообразныесвойства предмета, увидеть предмет в единстве его свойств и отношений.Конкретность модели облегчает понимание ее содержания, обеспечивает успешностьустановления детьми связи «реальность—модель». Вариативность игр, необычностьформ, забавные обозначения свойств вызывают эмоциональный интерес у детей кигре, желание самостоятельно рассматривать предметы, выделять свойства. Играпозволяет оптимально учитывать особенности освоения признаков предметовпосредством модели.
В среднем-дошкольном возрасте дети лучше устанавливают связь«реальность—модель» в практической ситуации, чем могут пояснить ее.
Успешность установления связи «реальность—модель» зависит отстепени сходства предмета и модели. Если модель не сохраняет черты подобияпредмету, дети затрудняются установить связь. Необходимость сопоставления свойствпредмета и их обозначений в играх позволяет развивать умения устанавливатьданную связь, повышает интерес к обследованию предметов.
Так, в игре «Подбери модель к...» дошкольникам было предложенорассмотреть предмет и выбрать карточки-обозначения свойств, которыми данныйпредмет обладает. Георгий Ч. (4 года, 6 месяцев), рассматривая шишку, стал сувлечением перекладывать карточки, «тасовать» их, раскладывать на столе,быстро и уверенно называя свойства. Выбрав обозначение «твердость—мягкость» он уточнил:«Они жесткие». Надавив на стол, заметил: «Нет, они мягкие». Рассмотрев крошкии шишку, заключил: «Ой, я понял, твердые, а так маленькие кусочки — мягкие».
Второй этап работы направлен на развитие у детей умений использоватьмодель в установлении отношений, сопоставлять, сравнивать реальность и модель.При этом дети осваивали модель как средство измерения отношений.
Они с увлечением участвуют в играх типа «Волшебная фотография»,«Волшебный компьютер», «Что чем узнаем?», «Рассадим гостей» и др.«Расчлененность» модели, наличие элементов-заместителей позволяет расширитьдействия детей при исследовании модели, повысить самостоятельность и интерес кустановлению отношений.
Наглядность модели позволяет детям самостоятельно осваиватьсвойства и отношения предметов. Одна из особенностей игр с моделями —эмоциональное отношение детей к содержанию, реальному и модельному. Дети вносят свой эмоциональный опыт в содержание модели, дополняют ее, создают образы. Приописании предмета они выделяют значимое для них содержание. Так, при измеренииразмерного соотношения более половины дошкольников обозначали фигуры: «горы»,«семья: мама и дочка», «это медведи такие». Дети играли с фигурами, придумывалиреплики героям. Вариативность игр, возможность введения героев, изменениемотивов (помощь герою, исправление ошибок, соревнование и т.п.) помогали детямпроявить эмоциональное отношение к познаваемому содержанию.
Целью третьего этапа работы развитие у детей уменийиспользовать модель в совместной со взрослым и самостоятельной деятельностидля обобщения, схематизации представлений. Осваивались игры типа «Общеесвойство», «Похожи — не похожи», «Найди семейку» и т.п.
Применяя модели, дошкольники успешно выделяют общее-различное впредметах, упорядочивают и группируют предметы. Занимательность игры,возможность практических действий, участие в игре нескольких детей повышает интерес к математическим действиям: упорядочиванию и группированию.
В игре «Найди семейку» на «экране» (листе с тремя прорезами — «окнами»)дети выстраивали упорядоченный ряд по размеру. Участник игры Саша «выставил» впервом «окне» изображение большого яблока: «Здесь будет яблоко большое». Оляпродвинула во втором «окне» ленту с обозначениями: «Сюда яблоко тоже надо. Вотэто поставлю. Здесь — большое, здесь — маленькое». Третий участник, Тагир,установил в третьем «окне» изображение большого яблока: «Яблоко поставлю». Нодети не согласны: «Смотри, здесь не это яблоко надо. Большое — маленькое, асюда совсем маленькое надо. Вот так». Исправили ошибку.
Учитывая возраст детей, нецелесообразно проводить
игры в соревновательной форме. Для повышения интереса к играм можно«награждать» детей за верный ответ — фишкой (мелкой фигурой, маркой, желудем).
В ходе освоения игр можно придумывать совместно с дошкольниками
новые варианты игр, условные обозначения свойств и отношений, видоизменятьмодели.
Последовательность игр, усложнение их содержания, вариативностьформ проведения, разнообразие используемых моделей дают возможность дошколятамосваивать различные функции модели — как средства познания, фиксации,контроля, оценки правильности выполнения задания.
3.3Применение моделирования для развития математических представлений старшихдошкольников
Моделирование –наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенныйобраз существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическаякарта, глобус и т.д.)
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером,Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенкаразвивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступнойдля него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предметребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условнымзнаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре(камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой,шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, визобразительной деятельности.
В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковомуанализу слов (Л.Е.Журова), конструированию (Л.А.Парамонова), для формированияприродоведческих знаний (Н.И.Ветрова, Е.Ф.Терентьева), представлений о трудевзрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова) и др. При этом учитывается основноеназначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым,непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Этискрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. Врезультате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения,приближаются к понятиям.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные,в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязьчастей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которыхотражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее времяпоявилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели,которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), свнутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – сдвижениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознаниюсвоих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому ипсихическому здоровью.
Старшимдошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенныепризнаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.
«В дошкольномвозрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математикапредставляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудностиво время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности иобладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важнопознакомить ребенка с основами счета». (25, с.13)
Запоследние 20 – 30 лет значительно изменились методические подходы.
Насегодня принята четырех ступенчатая последовательность с применением методамоделирования.
Первый этап предполагает знакомство со смыслом арифметических действий наоснове теоретико-множественного подхода.
Второй — обучение описанию этих действий на языке математическихзнаков и символов (выбор действия и составление математических выражений всоответствии с предметными действиями).
Третий — обучение простейшим приемам арифметических вычислений(пересчет элементов количественной модели описываемого множества,присчитывание и отсчитывание по одному, сложение и вычитание по частям и др.).
Четвертый этап — обучение способам решения задач (выбордействий, вычисление результата).
Обратим внимание: содержание первых трех частей — это подготовкак решению задач. Предлагаем рассмотреть процесс формирования представленийоб арифметических действиях с иных позиций — в соответствии с новыми методическимиподходами. Знакомство с Действиями «сложение», «вычитание» целесообразнопроводить в такой последовательности.
1. Учить понимать различные сюжетные ситуации, соответствующиесмыслу Действий (т.е. через задания, требующие адекватных предметных действий сразличными совокупностями).
2. Знакомить со знаками действия; обучать составлениюсоответствующего математического выражения.
3. Обучать дошкольников вычислительным действиям.
3.3.1 Сложение
С теоретико-множественной стороны сложению соответствуюттакие предметные действия с совокупностями, как объединение иувеличение на несколько элементов либо данной совокупности, либо совокупности,сравниваемой с данной. В этой связи ребенка учат моделировать на предметныхсовокупностях все эти ситуации, понимать (т.е. правильно представлять) их сослов, показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, азатем характеризовать словесно.
Виды подготовительных заданий для усвоения смысла сложениямогут быть следующие.
Ситуации, моделирующиеобъединение двух множеств
1. Задание. На столе три морковки и два яблока. Возьмите три морковки,два яблока (наглядность) и положите их в корзину. Как узнать,сколько стало морковок и яблок вместе?
Цель. Подвести к пониманию необходимости выполнять дополнительныедействия (в данном случае речь идет о пересчете) для определения общего количествапредметов совокупности.
2. Задание. На полке две чашки и четыре стакана. Обозначьте чашкисоответствующим числом кружков, стаканы — квадратами. Покажите, сколько ихвместе. Сосчитайте.
Цель. Подвести к пониманию смысла операции «объединение»; обучить переводусловесно заданной ситуации в условную предметную модель. (Модель помогаетдетям, абстрагируясь от конкретных признаков и свойств предметов, сосредоточитьсятолько на количественной характеристике ситуации.)
3. Задание. В вазе конфеты и вафли. Надо взять четыре конфеты и одну вафлю,обозначить их фигурками, показать, сколько всего сладостей взято из вазы, исосчитать.
Цель. Подвести к пониманию того, что смысл ситуации определяется несловом «взяли», а соотношением между данными и тем, что требуется найти.(Условная предметная модель помогает абстрагироваться от «мешающего» слова«взяли», поскольку показ рукой «всего, что взято», охватывает всю совокупность.)
Ситуации, моделирующие увеличение на несколько единиц даннойсовокупности или совокупности, сравниваемой с данной
1. Задание. У Вани три значка. Обозначьте значки кружками. Ване дали ещезначки, и у него стало на два значка больше. Что надо сделать, чтобы узнать,сколько у него теперь значков? Сосчитайте результат.
Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситуации,заданной словесно; соотносить словесную формулировку «на сколько больше» сдобавлением элементов.
2. Задание. У Пети два игрушечных грузовика. Обозначьте грузовики квадратиками.У Пети столько же легковых машин. Обозначьтелегковые машины кружками и скажите:сколько потребуется кружков? На день рождения Пети подарили еще три легковыемашины. Каких машин теперь больше? Обозначьте количество машинкружками. Покажите, на сколько больше.
Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситуации,заданной словесно; соотносить словесную формулировку «столько же» ссоответствующим предметным действием; сочетать в последовательных предметныхдействиях ситуации заданий первых двух видов.
3. Задание. В одной коробке шесть карандашей, в другой на два больше.Обозначьте карандаши из первой коробки зелеными палочками, карандаши из второйкоробки — красными палочками. Покажите, сколько карандашей в первой коробке,сколько во второй. В какой коробке карандашей больше? В какой меньше? Насколько?
Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситуации,заданной словесно; соотносить словесную формулировку «на сколько больше» ссоответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой сданной.
3.3.2 Вычитание
С теоретико-множественной точки зрения вычитанию соответствуютчетыре вида предметных действий:
а) удаление части совокупности (множества); б) уменьшение даннойсовокупности на несколько единиц; в) уменьшение на несколько единиц совокупности,сравниваемой с данной; г) разностное сравнение двух совокупностей (множеств).На подготовительном этапе педагог учит детей моделировать на предметных совокупностяхперечисленные выше ситуации, понимать и представлять их со слов, показыватьруками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризоватьих словесно.
Виды подготовительных заданий для усвоения смысла действиявычитания
1. Задание. Удав, отдыхая на полянке, нюхал цветы. Всего было семьцветов. Обозначьте их кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на двацветка. Как показать, что случилось? Сколько цветов теперь сможет нюхать Удав?
Цель. Подвести к пониманию смысла ситуации «удаление части множества»;учить моделировать ситуацию на условной предметной наглядности. (Методикапомогает абстрагироваться от несущественных частных признаков предметов исосредоточить внимание на изменении количественной характеристики.)
2. Задание. У Мартышки шесть бананов. Обозначьте это количество кружками.Несколько бананов Мартышка съела. У нее стало на четыре меньше. Как показать,что бананов стало на четыре меньше? Покажите оставшееся количество бананов.Сколько их?
Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситуации,заданной словесно; соотносить словесную формулировку «на сколько меньше» сзаданием «удалить элементы»..
3. Задание. У Жука шесть лапок. Обозначьте количество лапок красными палочками.У Лисицы на две лапки меньше. Обозначьте количество лапок Лисицы зеленымипалочками. Покажите: у кого меньше? У кого больше? На сколько?
Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственноситуации, заданной словесно; соотносить словесную формулировку «на сколькоменьше» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности,сравниваемой с данной.
4. Задание. На одной полке пять чашеек. Обозначьте их кружками. Надругой полке восемь стаканов. Обозначьте их квадратами. Расположите кружки иквадраты так, чтобы сразу было видно, чего больше — стаканов или чашек? Чегоменьше? На сколько?
Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственноситуации, заданной словесно; учить соотносить словесные формулировки «насколько больше», «на сколько меньше», сравнивать множества и оцениватьколичественную разницу.
К знакомству со знаками действий переходят после того, какдети научатся понимать на слух и моделировать все обозначенные виды предметныхдействий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, — это условные соглашения. Поэтому педагог просто сообщает, в каких ситуацияхиспользуется знак «сложение», а в каких — знак «вычитание». В качествепримера предлагаем несколько взаимосвязанных заданий.
Упражнение 1
Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситуации,заданной словесно.
Материал. Фланелеграф; карточки с рисунками, числами, знаками действий;дидактический набор (для каждого ребенка).
Воспитатель. Я расскажу вам историю про Воробья. Жил он во дворе детскогосада. (На фланелеграфе выставляется изображение птички?) Любил наш Воробейпо утрам сидеть на кусте рябины и ждать, когда дети выйдут на прогулку ипринесут ему крошки — любимое лакомство. Однажды утром, как обычно устроившисьна ветке, воробьишко увидел нежданных гостей. (На фланелеграфе выставляютсякарточки с изображением трех снегирей — на каждой карточке одна птица.)
Прилетели снегири из леса и принялись за рябину. РассердилсяВоробей, раскричался: «Вы чего мою рябину клюете?» А снегири в ответ: «Не гонинас, Воробей. Голодно в лесу, холодно, позволь здесь покормиться, а то мыпогибнем». Не стал Воробей жадничать, сжалился. «Ладно, ешьте, — говорит, — амне дети из садика еще хлебных крошек принесут, накормят». Так и остались житьснегири в саду.
Скажите: сколько было воробьев? Правильно, один. Сколькоснегирей? Правильно, три. Откройте коробки «Дидактического набора», положитена стол фигурки, обозначающие птиц, причем положите так, чтобы было видно: увас один воробей и три снегиря.
Дети самостоятельно выкладывают количество фигурок: например, одинкруг и три квадрата или один квадрат и три треугольника. Педагог, обращаясь ккаждому, спрашивает: «Кто у тебя? Воробей? Где видно, что это три снегиря?»Когда дети выполнят задание, педагог выкладывает на фланелеграфе заместители иобъясняет тем, кто ошибся.
Воспитатель. Воробей отличается от снегирей, значит, фигуркадолжна быть другая. Один кружок и три квадрата. Или один квадрат и тритреугольника. Скажите, а как назвать одним словом воробья и снегирей?Правильно, словом «птицы».
Упражнение 2. Продолжение
Цель. Знакомить детей со знаком «сложение».
Воспитатель. Обозначим воробья и снегирей числами. Какие числа надо взять?Правильно, 1 и 3. А теперь я вам покажу, как обозначить, что числа эти вместе«сидят на дереве». В математике используют вот такой знак (показ) — «+». Называют этот знак «плюс». Действие, которое обозначается знаком «плюс»,называют «сложение». Вот такая запись (показывает) 1 + 3 означает, чтомы собрали числа вместе, соединили, «сложили». А теперь скажите, сколько всегоу нас птиц? Правильно, четыре.
Упражнение 3
Цель. Учить умению соотносить математическое выражение с сюжетным рассказом.
Воспитатель. Посмотрите на эту запись 2 + 1. Вы должны придумать рассказ,используя эти числа. Можете воспользоваться сюжетом про птиц или каким-либодругим, например: «У Маши были две конфеты, ей дали еще одну». (Дети придумываюткраткий сюжет) Теперь обозначьте фигурками то, о чем вы рассказывали. (Фигуркидети выбирают самостоятельно)
Упражнение 4
Цель. Учить переводу символической модели сначала в предметную, затем всловесную.
Воспитатель. Я буду составлять запись чисел на фланелеграфе, а вы — обозначать эти числа на столе фигурками.
Из карточек на фланелеграфе (по одному) составляются числовыевыражения, например: 2 + 3; 3 + /; 4 + 2; 3 + 3; 4 + 1. Детимоделируют числа фигурками и составляют на их основе соответствующий рассказ.
Чтобы дети смогли выполнить задание, обратное данному, т.е.перевести ситуацию, заданную словесно, на язык математической символики,воспитатель предлагает, например, обозначить числом или кружками, палочкамисначала четыре белых тюльпана, что стоят в вазе, затем три розовых. Спрашивает:какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят водной вазе?
Разумеется, педагог знает, что запись вида 4 + 3 называют«математическое выражение»; что оно характеризует количественные признакиситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.
Запись математического выражения и его значения, в данном случае 4+ 3 = 7, называемого «равенство», следует вводить после ознакомления со знакомравенства (=). Для подготовки к знакомству с понятием «равенство» предложитезадания на
— соотнесение ситуации и выражения («Подбери выражение к даннойситуации» или: «Измени ситуацию в соответствии с выражением»);
— составление выражений по ситуациям («Составь выражение всоответствии с ситуацией»).
Тема «Знакомство с действием «вычитание» и знаком «вычитание» вводитсяпосле того, как дети усвоят все виды заданий, т.е. научатся правильно соотноситьситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями. Психологическипонять смысл действия «вычитание» и соотнести его с математической записьюсложнее, чем понять смысл действия «сложение». Объяснить это можно тем, что впроцессе моделирования ситуации «вычитание» множество, соответствующеевычитаемому, убирается из поля зрения. Перед ребенком остается множество,соответствующее остатку. Чтобы составить правильную запись, он должен помнитьпервоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами уженет. Как облегчить усвоение материала? В качестве примера далее приведемвзаимосвязанную серию заданий.
Упражнение 1
Цель. Сосредоточить внимание на изменениях количественных характеристикситуаций.
Материал. Фланелеграф, моделифигур.
На фланелеграфе выставляется несколько любых фигур (илиизображений). По просьбе педагога дети закрывают глаза, на фланелеграфеубираются (или добавляются) фигурки. Дети должны сказать, что изменилось:убрали или добавили фигурки, больше их стало или меньше. Подчеркнем: фигуркиберутся одинаковые или похожие, например яблоки и треугольники. Каждый раз,услышав ответ, педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Предполагаемыйответ: «Было пять яблок. Теперь стало три. Стало меньше, значит, яблокиубрали».)
Упражнение 2
Цель. Учить соотносить предметную ситуацию с записью действия.
Воспитатель. Будем учиться составлять запись изменений. (На столвыставляются три яблока) Скажите, каким числом обозначим количествояблок? (Ответы) Теперь закройте глаза. (Добавляются три яблока) Откройте.Что я сделала? Что изменилось? Правильно, яблок стало больше, значит, добавилитри яблока. Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? (Ответы) Какойматематический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала?Правильно, плюс. Составим запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте громкозапись: к трем прибавить три. А теперь скажите, сколько всего стало яблок?Правильно, шесть.
Упражнение 3- Продолжение
Цель. Учить соотносить предметную ситуацию с записью действия; знакомствос действием «вычитание» и знаком вычитания.
Воспитатель. Запомните, сколько у нас яблок (Запись убирается) Закройтеглаза. (Убираются два яблока) Откройте. Что я сделала? Правильно, убраладва яблока. Изменилось ли количество? Конечно, стало меньше. Сейчас составимзапись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? Правильно, шесть.Сколько я убрала? (Ответы) Ставим на фланелеграф числа 6 и 2. Можно липоставить между ними вот этот знак (показ):«+»? Правильно, нельзя. Знак«плюс» ставят тогда, когда добавляют, а мы убрали. В этом случае используютдругой знак, вот такой (показ) -«-». Называется он «минус» и обозначает,что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так «От шести отнятьдва». Это значит, что мы отняли число 2. Сколько осталось яблок? (Ответы)
Упражнение 4- Продолжение
Цель. Учить соотносить предметную ситуацию на вычитание с записьюсоответствующего действия.
Воспитатель (на фланелеграфе меняются фигурки). Представьте, что на лугурастут четыре ромашки. Закройте глаза. (Добавляется одна фигурка) Что ясделала? Правильно, добавила одну фигурку.
Кто может составить запись? (Кто-то из детей составляет записьи объясняет употребление знака «плюс».) Сколько всего стало фигурок?Правильно, пять.
Теперь представим, что на столе четыре апельсина. Закройте глаза.(Убираются три фигурки) Откройте. Что я сделала? Правильно, убралафигурки-апельсины. Сколько их осталось? (Ответы) Кто может составитьзапись? (Кто-то из детей составляет запись и объясняет употребление знака«минус») Сколько осталось апельсинов? (Ответ во всех случаях полученметодом пересчета.)
К теме «Составление равенства; фиксирование результатадействия» можно переходить только после того, как дети научатся правильновыбирать знак действия и объяснять свой выбор.
Поскольку обучение специальным приемам вычислительных действий непредусмотрено образовательной программой, дети получают результат либопосредством пересчета, либо присчитыванием (отсчитыванием). Но вычислительноедействие может опираться и на знание состава числа («Шесть — это два и четыре,значит, шесть без двух — это четыре»). Как обучать этому приему? Вот примерныйплан обобщающего занятия по теме «Действия «сложение» и «вычитание»».
Цель. Уточнить представление о действиях «сложение», «вычитание».
Упражнение 1
Цель. Учить соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выборомзнака действий.
Материал. Фланелеграф, наборы фигур; набор карточек с изображением чисел(от 1 до 9), знаков «плюс» и «минус» -для каждого ребенка. (Наиболее приемлемыдеревянные фишки из набора «Учись считать».)
Воспитатель (выставляя на фланелеграфе фигурки двух рыбок). К этим двум рыбкам я будуприбавлять рыбки или убавлять их. Ваша задача — показывать мне знак, с помощьюкоторого можно будет записать то, что я делаю.
Педагог меняет количество рыбок. Дети показывают соответствующийзнак (плюс или минус), объясняют, почему они так считают.
Упражнение 2
Цель. Учить соотносить предметные ситуациина сложение и вычитание с записью действия (составление выражения).
Если дети научились правильно выбирать знаки, можно предложить имдля моделирования различные ситуации. Постановка каждого числа объясняется.Например, дети составляют запись 3 + 2.
Воспитатель. Что означает число 3 в этой записи?
Ребенок. Было три цветка.
Воспитатель. Что означает число 2 в записи?
Ребенок. Добавили двацветка.
Воспитатель. Почему поставили знак «плюс»?
Ребенок. Добавили цветы, их стало больше.
Упражнение 3
Цель. Развивать у детей зрительно-моторную координацию, восприятие и воображение.
Материал. Образец рисунка; рамка с геометрическими прорезями альбомныйлист бумаги; цветные карандаши (для каждого ребенка).
Педагог предлагает по образцу рисунка с помощью рамкисамостоятельно нарисовать рыбок в соответствии с записью 3 + 2.
Дети выполняют задание и по окончании поясняют свой рисунок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходя из всего выше написанного можно сделатьследующие выводы: использование моделирования в развитии математическихпредставлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:
- позволяетвыявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманиюребенка;
- улучшаетпонимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта илиявления;
- повышаетнаблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающегомира;
Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, чтометод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственногоразвития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.
Все формы использования моделирования, а именно: предметноемоделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективныйметод моделирования дают положительные результаты в практическом применении,активизируя познавательную деятельность детей.
Моделирование являетсяодним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания,поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и нагляднойконкретностью.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительныхвозможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математическихпредставлений дошкольников.
Предлагается использовать метод моделирования шире в практикедошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направленияхдошкольного воспитания, поскольку данный метод дает наиболее ощутимыерезультаты.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции,посвященной 90-летию А.В.Запорожца.-М.: Просвещение,1995
2. Белкин А.С. Основывозрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебныхзаведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2005
3. Венгер Л.А. и др.Воспитание сенсорной культуры ребенка.-М.:Высш. шк.,1988
4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мирвокруг.-М.: Просвещение,1993
5.Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Математическая азбука.— М.: Педагогика, 1989
6. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург: Кн.изд — во,1995
7. Игры и упражнения поразвитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Под.Ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,- М.: Просвещение,1989
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.:НОРМА,2000
9. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду.- М.:Учпедгиз,1963
10. ЛеушинаА. М. Формированиеэлементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.— М.:Просвещение, 1984
11. Математика оттрех до семи: Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. –М.: Академия, 2001
12. Метлина Л.С.Математика в детском саду: Пособие.- М.: Просвещение,1994
13. Методические советы кпрограмме «Детство».- С Пб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2002
14. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.— М.:Просвещение, 1985
15. Новосёлова С.Л. Иградошкольника. — М.: Наука, 1999
16. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца,Т.А.Марковой.-М; Просвещение.,1980
17. Поддьяков Н.Н. Особенности психического равзития детейдошкольного возраста.-М.: Наука,1996
18. Программа воспитания и обучения в детском саду.— М.: Просвещение, 1985
19. Психология воспитания/Под ред. В.А Петровского.-М.:Просвещение,1995
20. Смоленцева А.А.Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Просвещение,1993
21. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.-М.:Просвещение,1975
22. Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических представлений удошкольников.— М.: Просвещение, 1980
23. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Подред. Н.Н.Поддьякова.-М.: Просвещение,1984
24. Фидлер М. Математикауже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:Просвещение,1981
Периодические издания
25. БелошистаяА. Знакомство с арифметическими действиями// Дошкольное воспитание.- 2003.-№8.- с.13