Федеральноеагентство по образованию государственного образовательного учреждения высшегопрофессионального образования
ВЯТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Педагогическийфакультет
Кафедра педагогики
Контрольная работапо учебной дисциплине «Детская психология»
Тема«Моделирование в учебной деятельности дошкольника»
Работу выполнила студентка
2 курса факультета педагогики
группы ПП-23
очной формы обучения
Проверила
Киров, 2009
Содержание
Введение… 3
Глава1. Метод моделирования как средство развития мышления дошкольников 4
1.1 Историямоделирования как метода познания. Классификация моделей и видов моделирования… 4
1.2 Развитиеобразного мышления дошкольника… 6
1.3 Моделированиев учебной деятельности дошкольников… 8
Глава2. Использование метода моделирования в работе с дошкольниками 10
2.1 Обоснованиевыбора программы и методики экспериментального исследования 10
2.2 Анализполученных результатов исследования… 11
2.3 Методическиерекомендации по использованию метода моделирования в учебной работе сдошкольниками… 12
Заключение… 15
Списоклитературы… 16
Приложение1… 17
Введение
Родившийся ребенок попадает не только в реальный, вещноопределенный мир, в котором каждый элемент является именно этим, а некаким-либо другим, но одновременно и в мир условностей, знаков, символов.Будучи втянутым активным освоением мира в обе эти действительности, ребенокпоставлен перед объективной необходимостью в разных формах своейжизнедеятельности строить средства их познания. В совместном бытии со взрослымребенок учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами, использовать ихв собственной деятельности, и эта специфическая активность являетсясущественным фактором развития, «очеловечивания» психики ребенка.
Моделирование как познавательный приём неотделим отразвития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, обобществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания.Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшимспособом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-тогрань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, иисследование вначале этой модели.
Многовековой опыт развития науки доказал на практикеплодотворность такого подхода.
Глава 1. Метод моделирования как средство развитиямышления дошкольников
1.1 Моделирования как метод познания. Классификациямоделей и видов моделирования
Моделирование ныне приобрело общенаучный характер иприменяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке иобществе.
Многочисленные факты, свидетельствующие о широкомприменении метода моделирования в исследованиях, некоторые противоречия,которые при этом возникают, потребовали глубокого теоретического осмысленияданного метода познания, поисков его места в теории познания.
Этим можно объяснить большое внимание, которое уделяетсяфилософами различных стран этому вопросу в многочисленных работах.
А. Н. Аверьянов дает следующее определение моделирования:«Моделирование – это опосредованное практическое или теоретическое исследованиеобъекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект,а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:
1) находящаяся в некотором объективном соответствии спознаваемым объектом;
2) способная замещать его в определенных отношениях;
3) дающая при её исследовании, в конечном счете,информацию о самом моделируемом объекте» [1].
При дальнейшем рассмотрении моделей и процессамоделирования будем исходить из того, что общим свойством всех моделей являетсяих способность, так или иначе, отображать действительность. В зависимости оттого, какими средствами, при каких условиях, по отношению к каким объектампознания это их общее свойство реализуется, возникает большое разнообразиемоделей, а вместе с ним и проблема классификации моделей.
Автор отмечает, что единая классификация видовмоделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия«модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям:
по характеру моделей;
по характеру моделируемых объектов;
по сферам приложения моделирования;
по уровням моделирования.
В связи с этим любая классификация методов моделированияобречена на неполноту, тем более что терминология в этой области опирается нестолько на «строгие» правила, сколько на языковые, научные и практическиетрадиции, а ещё чаще определяется в рамках конкретного контекста и вне егоникакого стандартного значения не имеет [1].
А. Н. Аверьянов рассматривает наиболее известнуюклассификацию – по характеру моделей. Согласно ей различают следующие пятьвидов моделирования.
1. Предметное моделирование, при котором модельвоспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональныехарактеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолетаи т.д.
2. Аналоговое моделирование, при котором модель иоригинал описываются единым математическим соотношением. Примером могут служитьэлектрические модели, используемые для изучения механических, гидродинамическихи акустических явлений.
3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделейвыступают схемы, чертежи, формулы.
4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, прикотором модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данномслучае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.
5. Наконец, особым видом моделирования является включениев эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последнийприобретает характер модельного эксперимента. Этот вид моделированиясвидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического итеоретического познания [1].
Таким образом, можно различать «материальное»(предметное) и «идеальное» моделирование. Первое можно трактовать как«экспериментальное», второе — как «теоретическое» моделирование, хотя такоепротивопоставление, конечно, весьма условно не только в силу взаимосвязи иобоюдного влияния этих видов моделирования, но и наличия таких форм, как«мысленный эксперимент».
1.2 Развитие образного мышления дошкольника
Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. Впростейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решенииузкого круга задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применениемпростейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такиезадачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено надостижение практического результата, — перемещение предмета, его использованиеили изменение.
В. С. Мухина отмечает, что в усложняющейся деятельностиребенка появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым,а косвенным и его достижение требует учета связи между двумя или несколькимиявлениями, происходящими одновременно или последовательно [2].
Автор подчеркивает, что возможность переходить к решениюзадач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок,сами приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета,ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или инойзадачи [2].
Г. А. Урунтаева обращает внимание на то, что в процессеигры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходитразвитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построениемособого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которыхотображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо отдействий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам,как, например, в орудийном действии, а выявляет и учитывает их при решениистоящей перед ним задачи. Отображение объективных связей – необходимое условиеусвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и ихсвойствами [5].
Как отмечает автор, многие виды знаний, которые ребенокне может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованныхвзрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему ввиде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений[5].
Таким образом, при соответствующих условиях обученияобразное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольникамиобобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления об отношении части ицелого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, озависимости строения тела животных от условий их жизни и другие. Рассматриваяформирование учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, мы ужезнакомились с тем, какое значение имеет усвоение такого рода обобщенных знанийдля развития познавательных интересов ребенка. Но оно имеет не меньшее значениеи для развития самого мышления. Обеспечивая усвоение обобщенных знаний,образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знанийпри решении разнообразных познавательных и практических задач.
Приобретенные представления о существенных закономерностяхдают ребенку возможность самостоятельно разбираться в частных случаяхпроявления этих закономерностей.
1.3 Моделирование в учебной деятельности дошкольников
Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте вразных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др.благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным копосредованному решению познавательных задач.
Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей исхем ребенок материализует математические, логические, пространственные,временные отношения. Для моделирования этих отношений ребенок можетиспользовать условно-символические изображения, и даже несложные графическиесхемы. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношенияпредметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенкаи важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительнойдеятельности [4].
Автор подчеркивает, что важно строить процесс обучениятак, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало иформированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастногоэтапа деятельности – учебной [4].
Л. С. Выготский считал, что программа дошкольногообучения, созданная взрослыми, должна быть одновременно программой для самогоребенка. Поэтому обучение старших дошкольников, отвечающее этому требованию,следует понимать не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детскихпонятий более развитыми понятиями взрослых, а как перестройку под влияниемпедагогических воздействий отношения ребенка к окружающей действительности, какизменение его характера деятельности.
Г.А. Урунтаева констатирует, что необходимо правильноопределить наиболее уместные на занятиях с дошкольниками формы и методы обучения,учесть возрастные возможности детей. Необходимо помнить, что учебная цель, несвязанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, неудерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучнымис привычными побуждениями ребенка [5].
Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя,познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточноразвита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов ученияпри обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию – игровую,соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированностицелесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только кконцу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организоватьучение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же ондошкольник – опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, преждевсего – игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых сталапрограммой и для самого ребенка.
Глава 2. Экспериментальное исследование по использованиюметода моделирования в работе с дошкольниками
2.1 Обоснование выбора программы и методикиэкспериментального исследования
В своей экспериментально-исследовательской работе мыостановились на методе предметного моделирования, а именно на степени развитияматематических представлений у дошкольников.
Цель: Выявить степень сформированности математическихпредставлений у дошкольников.
Задачи:1. Разработать программу исследования (проведениеорганизационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования,подготовка раздаточного материала);
2. Дать оценку степени сформированности математическихпредставлений у дошкольников.
Для решения поставленных задач мы использовали программупо развитию математических представлений, основанную на развивающих играх изанятиях с палочками Кюизенера.
Ребенок по своей природе – исследователь,экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушенныхвзрослых. Существует множество способов предоставить детям возможностьсамостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понятьпринцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии спредложенной ситуацией.
В настоящее время в практике дошкольных образовательныхучреждений можно встретить использование работы с палочками известногобельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основамматематики.
Существует множество наборов с разным количеством счетныхпалочек, но у всех наборов единый принцип конструкций:
все палочки разной длины имеют форму прямоугольногопараллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см;
палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборепалочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые,черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочкубелого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»;
каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см;следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждаяпалочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая– 3 и т.д.
Символическая функция обозначения числа цветом и размеромдает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения[3].
В своей экспериментально-исследовательской работе мыостановились на методе предметного моделирования. В процессе данного видамоделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом,дерево, человека и т.д.) с помощью творческого воображения, на основе которогоформируется творческое мышление.
2.2 Анализ полученных результатов исследования
Для проведения исследования мы выбрали 10 участниковдетей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Дети,участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (5-6 лет): БердинскихДанил, Бетехтина Полина, Гребенкина Настя, Дегтерева Лена, Ермолин Кирилл,Жуков Ваня, Колчин Матвей, Свалов Вася, Сурков Матвей, Тарасов Стас.
На наше предложение поучаствовать в новой интересной игрена внимание дети откликнулись охотно и заинтересованно.
В результате исследования мы можем сделать следующиевыводы:
У детей формируется умение выполнять задание,моделировать по условию (построение модели моста).
Формируется умение сопоставлять и сравнивать (соотношениедлины, цвета палочки с определенным числом).
Дети упражняются в счете.
Применение данной методики позволяет организовать детейпосредством привлечения их внимания новой необычной для них деятельностью.Работа дошкольников с палочками Кюизенера помогает им контролироватьвыполняемые действия.
Обоснование выбора данной программы: исследованиепроводилось среди старших дошкольников, многие из которых уже в этом годусобираются переступить порог школы, а мы знаем, что игры способствуютформированию мышления и развитию воображения дошкольника. Игры и упражнения спалочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли,положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность,самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Размышления, догадки, выводы,обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеконе весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новыхзнаний.
2.3 Методические рекомендации по использованию методамоделирования в учебной работе с дошкольниками
Моделирование рассматривается как совместная деятельностьвоспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цельмоделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностяхобъектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектовпредметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создатьобраз наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных вданном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков,связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекатьдетей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию следует осуществлять в такойпоследовательности.
Воспитатель:
Предлагает детям описать новые объекты природы с помощьюготовой модели, ранее усвоенной ими.
Организует сравнение двух объектов между собой, учитвыделению признаков различия и сходства.
Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектовдо трех-четырех.
Обучает детей моделированию существенных или значимых длядеятельности признаков.
Руководит созданием моделей элементарных понятий.
Модели многофункциональны. На основе моделей можносоздать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные моделивместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
Модель должна отображать обобщенный образ и подходить кгруппе объектов.
Раскрывать существенное в объекте.
Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми,чтобы она была им понятна.
Моделирование позволяет раскрыть важные особенностиобъектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе удетей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
Моделирование как новый вид работы дает простор длятворчества и фантазии детей, обеспечивая развитее их мышления.
При помощи картинок-моделей можно организовать различныевиды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут бытьиспользованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детскойдеятельности.
Заключение
Выявлено, что учебно-игровая деятельность являетсянаиболее эффективной на первых этапах овладения учением.
Моделирование – это еще один метод, использованиекоторого способно активизировать процесс учения старших дошкольников,содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.
Эффективность использования наглядных моделей в качествесредств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этотвозрастной период такой умственной способности, как способность к построению ииспользованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условияхжизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чемуспособствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры,рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируютвзаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов.Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развитияумственной способности к наглядному моделированию. Однако без специальногообучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.
Моделирование используется на разных видах занятий состаршими дошкольниками.
Список литературы
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.:Наука, 1998. – 204 с.
2. Мухина В. С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.
3. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочкамиКюизенера: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.:ил.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.:Тривола, 2001. – 358 с.
5. Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебное пособие. – М.: Академия,2006. – 368 с.
Приложение 1
Конспект занятия «Строим мост через реку» (из программыпо развитию математических представлений у детей 5-7 лет)
Цель. Учить детей моделировать по условию; измерять спомощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом. Упражнять всчете.
Материал. Цветные счетные палочки; голубая, желтая,бордовая палочки – мерки для мостов; карточка.
Предварительная работа. Просмотр слайдов, видеозаписей,иллюстраций с изображением рек (где река берет начало, в самом широком и самомузком месте).
Описание.
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек реку;узкую в начале – у истока, широкую в середине, сужающуюся в конце. Говорит, чточерез реку будут проложены мосты, равные по длине голубой, желтой и бордовойпалочкам, поэтому ширина речки в каждой части должна соответствовать этимпалочкам.
Когда только дети сделают реку, они устанавливают мостынад ней. По окончании работы педагог предлагает им сделать ступеньки к мостам.
Вопросы
— Сколько всего мостов?
— Какой мост самый длинный? Чему он равен?
— Насколько бордовый мост длиннее голубого?
— Насколько мост с левой стороны короче моста с правойстороны?
— По какому мосту сможет проехать машина; пройти человек?
— Сделайте так, чтобы по мосту могла проехать машина.(Дети добавляют палочки, равные ширине любого моста.)
— Какой из этих мостов шире? Сколько палочек пошло намосты?
— Назовите главную реку Москвы. Назовите главную рекуРоссии. А по какой реке вы плавали?