Министерство общего ипрофессионального образования
Свердловской области
ГОУ СПО Ревдинский государственныйпедагогический колледж
Специальность 050705 «Специальное дошкольноеобразование»
Реферат
по дисциплине:
Основы семейной педагогики идомашнее воспитание
Тема:
Неразрывная связь общественного и семейноговоспитания
Выполнила: Воронова О.А.
Группа № 305
Проверила: Сурнина В.И.
2010
Содержание:
Введение
1. История взаимодействия ДОУ с семьей
2. Воспитание детей в семье
3. Сочетание семейного и общественноговоспитания
4. Современные проблемы взаимодействиядетского сада и семьи
Заключение
Список литературы
Введение
«Дошкольноедетство» — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье,осуществляется развитие личности.
В то же время этопериод, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающихвзрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие,социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят ктяжёлым последствиям в будущем. Семья и дошкольные учреждения – два важныхинститута социализации детей. Их воспитательные функции различны, но длявсестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждениеиграет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование,приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенокбудет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольномуучреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия егородителей в образовательном процессе вряд ли возможно. В то же время, посколькувзаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитииребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимодетальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влиянияна взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективностьэтого взаимодействия. Поэтому, взаимодействие детского сада и семьи следует рассматриватькак двусторонний процесс: «Детский сад – семье» — процесс, направленный наоптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культурыродителей, оказания им помощи; «Семья – детскому саду» — процесс,характеризующийся включением родителей в воспитательно-образовательную работудетского сада.
1. Историявзаимодействия ДОУ с семьей.
С тех пор каксуществует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавнасчитают первыми воспитателями своих детей. Однако характер их влияния во многомзависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений. Вклассовом эксплуататорском обществе в семье складывались неравноправныевзаимоотношения. Общество в своих интересах насаждало, как правило, деспотиюотца и мужа, превращая женщину в его собственность. Главной целью семьи в этихусловиях становится накопление богатства, жажда наживы, которая порождаетсоперничество между членами семьи и не создает необходимых условий дляправильного воспитания детей.
В этих условиях немогло быть и речи о содружестве между семьей и детским садом. На пути этогосодружества возникали и продолжают, и сейчас существовать противоречиясоциального, национального и религиозного порядка.
Социалистический стройоказал огромное влияние на семью. Постепенно в семье сложились новые отношения,основанные на полном равноправии, ликвидировано бесправное положение женщины.Изменилось экономическое положение семьи. Ее благосостояние зависит теперь нетолько от личного труда ее членов, но и от благосостояния общества в целом. Этиизменения создали необходимые условия для установления тесного сотрудничествасемьи и ДОУ в воспитании детей.
Совершенствованиеобщественного и семейного воспитания не может осуществляться без развитиясемейной педагогики. Она имеет давние положительные традиции. Первымруководством по вопросам семейного воспитания детей-дошкольников была книгаЯ.А. Коменского «Материнская школа», получившая всемирную известность.Разработке этих вопросов уделяли большое внимание И.Г. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо,а также К.Д. Ушинский и революционеры-демократы В.Г. Белинский и А.И. Герцен,Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский.
Н.К. Крупская внеслабольшой вклад в развитие семейной педагогики. Она дала марксистское обоснованиевоспитательного значения семьи при социализме, связала семейное воспитание сзадачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи, особенноповышения уровня сознательности женщины. Н.К. Крупская поставила вопрос осоздании правильных отношений между членами семьи, рассматривая советскую семьюкак дружный коллектив, в котором органически сочетаются личные и общественныеинтересы.
Также в трудах А.С.Макаренко дана научная разработка важных вопросов теории семейного воспитания.Он глубоко обосновал связь воспитания детей в семье с общим направлением нашегосоветского воспитания и его целями, выступил инициатором широкогопедагогического просвещения родителей. Его «Книга для родителей» и лекции овоспитании детей вошли в золотой фонд советской семейной педагогики.
Педагогика того периодапризнавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признаниюнеобходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее квзгляду на семью как на такой социальный институт, который противостоитобществу в целом и дошкольному учреждению в частности. Признание роли семьи ввоспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей стем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что иобщественное.
Более глубокиеизменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-егоды. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системедошкольного воспитания. Изменение государственной политики в областиобразования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитаниидетей и необходимости взаимодействия с ней.
Но жизнь идет вперед. Внастоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центреэтой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса.Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитиеличности. Сейчас возникают новые формы сотрудничества между ДОУ и семьей,возникают и новые общественные организации. Возникают проблемы передпедагогикой, связанные с ролью и функциями современной семьи и еевзаимодействиями с общественными организациями.
В данное время, всоответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением одошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих переддетским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспеченияполноценного развития ребёнка».
Поэтому необходимактивный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, таки в семье.
воспитаниедетский дошкольный семья
2. Воспитание детей всемье
Бессмертный певецсемейной жизни и семейного воспитания, великий педагог Генрих Песталоцциутверждал, что «семейные радости человека — самые прекрасные в мире, арадость родителей, возбуждаемая детьми, есть самая святая радостьчеловечества».
Семейная педагогика охватываетразличные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и досовершеннолетия. В семейной педагогике детально разработаны и общие путиформирования всесторонне развитого человека, которого растит семья вместе сдошкольными учреждениями, школой, и многие частные вопросы семейноговоспитания.
Педагогу, изучаясемейную педагогику, необходимо учитывать некоторые общие условия правильноговоспитания детей в семье.
Главной особенностьюсемейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодарякоторому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувствосамоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностныеориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферахобщественной жизни.
Родители, воспитываядетей, должны помнить, что в их семье растет будущий гражданин, они отвечаютперед обществом и государством за воспитание детей.
В семье каждый имеетсвои обязанности. Эти обязанности возлагаются и на детей, которые выполняютпосильную работу и вносят свой вклад в общее дело. Дети, которые уважают трудродителей и старших, вырастают трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми,организованными и инициативными.
Родители успешносправятся со своими обязанностями, если будут помнить о цели воспитания. Покаеще далеко не все родители понимают важность постановки цели и точного еевыполнения. Более того, многие считают, что цели воспитания должны ставиться вдетском саду, а семья обойдется и без этого. Такое убеждение глубоко ошибочно.Оно отрицательно сказывается на воспитании детей. Поставив перед собойопределенную цель, родители найдут и правильные средства воспитания.
Намечая цель и средствавоспитания, родителям важно помнить, что в их семье растет гражданин, деятель,борец за общее счастье.
Родители не должнызабывать и о том, что они смогут воспитать гражданина в том случае, если онисами будут настоящими гражданами. Дети должны видеть общественное лицородителей. Поэтому поведение родителей, их пример оказывают огромное воспитательноевлияние на детей.
Родительское требованиек себе, писал А.С. Макаренко, родительское уважение к своей семье, родительскийконтроль над каждым своим шагом — вот главный метод воспитания.
Родителям не следуетопекать детей. Надо, чтобы они общались с другими детьми, но взрослые должныхорошо знать, где бывает ребенок. Детям нужно вовремя помочь, направить их, ачасто и проконтролировать, как они выполняют указания родителей.
Не менее важноезначение имеет правильная организация жизни семьи. Здесь все оказывает влияниена детей: распорядок жизни и отношение к вещам, чистота обуви, платья иквартиры и многие другие вопросы. Под влиянием жизненного уклада формируютсяположительные или отрицательные привычки.
Большое формирующеевлияние на детей оказывает характер взаимоотношений между родителями, а такжемежду родителями и детьми. Взаимоотношения создают своеобразную атмосферу всемье, а она, в свою очередь, определяет характер детей, их взаимоотношения сдругими людьми. Если в семье господствует дух сотрудничества, взаимопомощи,доверия друг к другу, взаимного уважения, такая атмосфера содействуетформированию человека прямого, открытого, отзывчивого, всегда готового прийтина помощь своим товарищам. И наоборот, подозрительность, недоверие,неуважительное отношение друг к другу влекут за собой проявлениенедоверчивости, грубости, эгоизма и других отрицательных черт в характере иповедении детей. ДОУ трудно противостоять такому влиянию семьи.
Важность семейноговоспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи идошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов,прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг отдруга.
3. Сочетание семейногои общественного воспитания
Продолжая семейноевоспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного иобщественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо.Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенныхобластей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие еевлечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, какправонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детскогосада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.
В организованномребячьем общении наши мальчишки и девчонки привыкают к дисциплине и режиму.Здесь познают драгоценное чувство локтя, приобретают навыки товарищества ивзаимопомощи. Здесь проникаются ощущением ответственности перед товарищами и затоварищей. Здесь приучаются беречь честь коллектива и считать себя частьюединого целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающиеих достойными членами общества.
Общественные формывоспитания должны совершенствоваться не в противовес семье, не взамен ее, а каксредство, которое, органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его,обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождаетродителей от их родительского долга, нисколько не зачеркивает того, чтовыращивание детей является основной социальной функцией семьи. Но затообязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейнымивоздействиями на ребенка, обязывает активно участвовать в работе техучреждений, где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам ввоспитании детей.
Единство усилий,постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности — это то, к чему мыдолжны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающегопоколения.
Итак, каким бы замечательнымни было воспитание общественное, где конечным назначением является формированиеидеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействиемродительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей,семейных традиций. Ведь все то, что он видит и слышит в семье, он повторяет,подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребенка (именно действий,а не поступка) — ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершенномудействию ребенок входит в контекст социальных отношений, уже играя определеннуюсоциальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала иликонца. Родители для детей — это жизненный идеал, ничем не защищенный отдетского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участниковвоспитательного процесса школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка тумодель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детейобеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такиеобласти человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящемуформировать.
Воспитание детей — конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплятьавторитетДОУ и педагога, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливатьих к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об ихфизическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению иосознанному выбору профессии. Естественно, что ДОУ должно использовать этупомощь со стороны семьи.
Детский сад не может несчитаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано сэффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основыличностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнеговозраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годыпоследующего формирования человека.
4. Современные проблемывзаимодействия детского сада и семьи
За всю историючеловечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное иобщественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семьяили общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи,другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современнаянаука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что безущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейноговоспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, дажеочень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспеченияблагоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основполноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие теснойсвязи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественногои семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовыхдокументов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания»,«Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Обобразовании» и др.
Так, в законе «Обобразовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Ониобязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развитияличности ребёнка в раннем возрасте».
В соответствии с этимменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольноеобразовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультируетродителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – нетолько воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Ещё Н.К. Крупская всвоих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе сродителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знанийсамих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известнымпедминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существеннойстороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К. Крупская,является то, что детский сад служит «организующим центром» и«влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучшеорганизовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…Вих содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила".Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимопомогать.
Основными направлениямивзаимодействия с семьёй являются:
— Изучение потребностиродителей в образовательных услугах.
— Просвещение родителейс целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этихнаправлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Педагог в ДОУ долженработать таким образом, чтобы родитель смог:
— Преодолетьавторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
— Достичь пониманиятого, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
— Узнать сильные ислабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
— Быть эмоциональнойподдержкой ребёнку.
Для определенияперспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводитсяанкетирование родителей, опросы.
Родителям былапредложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты:
Отношение родителей кисточникам информации, откуда они подчерпывают её:
60% родителейпользуются своей интуицией
46% пользуютсяпедагогической литературой и литературой по психологии
40% берут информацию увоспитателей.
От детского садародители хотели бы получить:
86% максимально полнуюинформацию от ребёнка
48% советы по общению сребёнком
22% советы психолога.
Мало заинтересованыродители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможностьбольшего общения с родителями других детей.
Безусловно, что решениеэтих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этогонеобходима систематическая и целенаправленная работа.
Второе направлениевзаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения ихправовой и педагогической культуры.
Попробуем определить, скакими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повыситьих правовую культуру.
При ООН создан детскийфонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этимфондом был создан ряд документов:
Декларация прав ребёнка(1959г.) -10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство,материнское обеспечение, соц. защиту и др.;
Конвенция ООН о правахребёнка (1989г.) – 54 статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностямиродителей;
Семейный кодекс РФ;
Закон «Об образовании»;
Изучение Конституции РФв части прав и обязанностей родителей и детей;
Закон РФ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии;
Повышениепедагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям:
Изучениезакономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психическогоразвития на разных возрастных этапах);
Знакомство ссовременными системами семейного воспитания;
Пропаганда здоровогообраза жизни;
Содействие в приобщениидетей к культурным и духовным ценностям;
Заключение
При рассмотрениивопросов обучения и воспитания неоднократно подчеркивалось положение онеобходимости совместных усилий ДОУ и семьи по воспитанию дошкольников. Вчастности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь шла о том,что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательноговлияния семьи и детского сада.
В основе современнойтеории семейного воспитания следует в большей мере акцентировать внимание наценностях активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства,общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства,ответственности перед собой, обществом и государством. При этом культурныеоснования теории семейного воспитания должны строиться с учетом вариативностивоспитательной практики, демократизации отношений субъектовучебно-воспитательного процесса, ответственности каждого гражданина игосударства в целом за воспитание детей и молодежи.
Я думаю, что вдошкольных учреждениях должны создаваться условия, имитирующие домашние, кобразовательно-воспитательному процессу привлекаться родители, которыеучаствовали бы в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга,театрализованных представлениях. Весь педагогический коллектив ДОУ долженработать над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Необходимо улучшить иусовершенствовать как семейное воспитание, так и воспитание общественныхорганизаций, помогающих семье, признав первоначальное воспитание детейсовместным делом семьи, общества и государства.
Учитывая большую рольсогласованной, воспитательной работы детского сада, семьи и общественности, этуработу необходимо умело координировать и направлять.
Список литературы
1. Ашикова,С. Воспитатель и родители. / С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №10- с.44-47.
2. Петренко,В.О. Детский сад и семья – единое образовательное пространство./ В.О. Петренко //Дошкольная педагогика. – 2009. — №3(52). – с.61-62.
3. Савин,Н.В. Педагогика. / Н.В. Савин. – М.: «Просвещение» — 1978.
4. kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_10.html.
5. www.portal-slovo.ru/pedagogy.