Реферат по предмету "Педагогика"


Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 14 «Солнышко»
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
НА КАТЕГОРИЮ
Тема: «Народное творчество как средство приобщения детейстаршего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
на занятиях по музыкальному воспитанию»
 
 
 
 
Подготовила: Шпилевая Н.М.
г. Нижневартовск 2005 год

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Фольклор как средство приобщения детей старшегодошкольного возраста к истокам русской народнойкультуры на занятиях по музыкальному воспитанию
Глава 2. Практическая часть
2.1 Результаты работы с детьми
Заключение
Литература
Введение
В последние годы в российскойсистеме дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены:обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годомувеличивается количество комплексных программ (например, «Радуга»,«Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Истоки»и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, носледует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и из парциальныхпрограмм проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позициикардинальных изменений в общественном сознании практически совсем незатрагивается.
Согласно положению Концепциидошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящимобщечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов означении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического ипатриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимовести работу с детьми и в обозначенном направлении.
Если обратиться к понятию «патриотизм»,в контексте — «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения»,то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать внаших детях. Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организациюобщественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовногоподобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что всвою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особоесвоеобразие культуре.
«Русский народ не должен терятьсвоего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойнозавоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своемкультурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мыбудем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура,как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращаетсянациональная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам,традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладномуискусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурныхдостижений, просеянных сквозь сито веков.
Так, сегодня повсеместновозрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искатьистоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от техлет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное — обращаетсявнимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям,которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имелтаких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенскихоколицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах — протяжнуюпеснь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенномлугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавшихв Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы,ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, таки в городе.
Исходя из актуальности этогонаправления в работе с детьми, мною определена тема настоящей квалификационнойработы.
На протяжении двух лет ведуработу в направлении изучения народного творчества, воспитывая в детяхбережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям.
Исходя из вышеизложенного, длясвоей практической работы (как одно из направлений в работе с детьми помузыкальному воспитанию) по приобщению детей к истокам русской народнойкультуры были определены приоритеты намеченной работы:
Окружающие предметы, впервыепробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты,любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннеговозраста понять, что они — часть великого русского народа.
Использование всех видовфольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.).
Проведение народных праздников иукрепление традиции.
Обобщая сказанное, можнозаключить, что поставленная мною цель состоит в приобщении детей ко всем видамнационального искусства — от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такойпредставляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основыего любви к Родине.
Глава 1. Теоретическая часть1.1 Фольклор как средство приобщения детей старшегодошкольного возраста к истокам русской народной культуры на занятиях помузыкальному воспитанию
Детство — период расцвета вжизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своимилепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанноевзрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному,научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такиекачества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизмак Родине и родным истокам.
Россия — родина для многих, нодля того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовнуюжизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык,историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизмнадо прививать с раннего детства.
Нельзя сказать, что педагогираньше этого не понимали. Однако, типовая «Программа воспитания и обучениядетей в детском саду» как руководство и основной документ для воспитателейтаких задач не ставила. Правда, уже в младших группах Программойпредусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке,качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми,хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей сдекоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской,филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию ивоспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народномискусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представлениявыпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны.Можно предположить, что это происходило потому, что в «Программе…» задачипо знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишкомобобщённо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»;«Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. Приэтом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данныхзадач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий.Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детейк народной культуре.
Давно забыты и не употребляютсяв разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (отслучая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богатрусский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народногобыта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги,опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведенийнедоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в нихочень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки насовременном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички,потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегдамогли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народныепесенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники,увлекаясь современным материалом.
Исходя из вышеизложенного, дляпрактической работы (как одно из направлений в работе с детьми помузыкальному воспитанию) по приобщению детей к истокам русской народнойкультуры мною были определены приоритеты в предполагаемой работе:
Окружающие предметы, впервыепробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты,любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннеговозраста понять, что они — часть великого русского народа.
Использование всех видовфольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). Вустном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера,присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде,храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческимнравственно-эстетическим ценностям. В русскомфольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм,напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковыйговорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах ипоговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваютсянедостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место впроизведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение ктруду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклорявляется богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Проведение народных праздников иукрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюденияза характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведениемптиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны струдом и различными сторонами общественной жизни человека во всей ихцелостности и многообразии.
Таким образом, цель работыпо приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическомиспользовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народноготворчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора,который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному иживотному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствоватьее, соприкасаться с ней; простые попевки произведений детского фольклора, апотом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонированиеприбауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложныхпроизведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных,лирических песен и уже как вершина творческих достижений — это участие детей впостановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые всовокупности включают различные жанры народного песенного и поэтическоготворчества — именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыкисольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий,плясок и хороводных движений.
Именно такой представляется мнестратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине назанятиях по музыкальному воспитанию.
Русский фольклор представленширокой палитрой жанров — прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовыепесни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления ифольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждыйиз жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Так, прибаутки важны длявоспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становленияречи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы — это необычныепроизведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, изачастую все поставлено «с ног на голову». Какие толькофантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают;мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца взубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падаетпельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в нихпонимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают уребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательнуюдеятельность.
Скороговорки. Не каждомуиз детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселаясловесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя иговорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь»,детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговоркипомогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы,знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый рядскороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнятьскороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чемпросто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе посовершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильнойдикции.
Игровые и плясовые песни — образнояркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраиватьимпровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженноеигровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляетим радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почтив любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия посюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы,заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Загадки. В них богатаявыдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Меткоопределил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, которыйзагадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказаниемили намеком, окольной речью, обиняком. Каких только загадок ни придумано, чтобыпроверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простоговопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошопредставляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеетразгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мирвнимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякиймудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можновставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.
Все свободное время детииграют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки…Почти в каждойместности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Вомногих играх поются короткие или длинные песни — игровые припевы, исполняющиесяна простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра — всегда развлечение,забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйтипобедителем.
Хоровод — это жанр, вкотором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементамитеатрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественностьнапевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. Всюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особеннов ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга — местохороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудряваяберезка… Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов.Участвуя в хороводе — маленьком театрализованном представлении, — ребенок будтопереносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д. Здесь всезависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыгратьто или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себясильными, ловкими, меткими. Другие — развивают сообразительность и смекалку.Третьи — дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающегомира и воспеть ее.
Произведения народноготворчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться,загадка — загадываться, игра — играться; песня только тогда и песня, когда еепоют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них,то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей — устной. Для этого надоустраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, гдевесело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает иотгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый игость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того,насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре — этоне просто знание того, что за чем идет и по каким правилам — это, прежде всего,самое серьезное отношение к ней.
На мой взгляд, фольклорныепраздники, в частности, ярмарки — это наиболее яркое, интересное, красивое,веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениямидействие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он неявляется участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, чтостанет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки.Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно еговозрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмаркаобъединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленнымвремя провождением русского народа в былые времена и остается веселымпраздником в жизни современных детей.
На протяжении двух лет ведуцеленаправленную и систематическую работу в направлении изучения народноготворчества (как одно из направлений в работе с детьми по музыкальномувоспитанию), воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русскойкультуре и народным традициям: все это происходит в интересной игровой форме, смалышами учим народные прибаутки, колыбельные песенки. Ежегодно принимаюучастие в организации, подготовке и проведению весеннего праздника Пасхи; Зимой- «Колядки» и т.д.
Глава 2. Практическая часть2.1 Результаты работы с детьми
Работа музыкального руководителямногогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель используетразличные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесьимеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системевзаимодействия профильных специалистов и как участника образовательногопроцесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.
Хотелось бы заметить, что работапо приобщению детей к истокам русской народной культуры следует рассматриватькак одно из направлений работы музыкального руководителя, но следует сказать,что проводимая работа в данном направлении оказывает влияние на развитиеребенка в целом.
Считаю важным проведениесвоевременного мониторинга (отслеживания) успехом воспитанников, т.к. именномониторинг позволяет оценить не только успехи детей, но и проанализироватьстепень эффективность работы самого педагога, а педагог исходя из полученныхрезультатов делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работыкак с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимостивнести коррективы в план своей работы.
Если исходить из позиции, чтоприобщение детей к истокам русской народной культуры — это составная часть всейработы музыкального руководителя, то имеет место при оценке эффективности этогонаправления в работе опираться на общие результаты музыкального развития детей.
Правда, существует при этомопределенного рода формальность, т.к результат — это не всегда есть цифры,выведенные в уровень, а наилучший показатель музыкального развития способностейдетей — это участие ребёнка (детей) в мероприятиях, в данном случае, вфольклорных праздниках, театрализованных действиях и т.д.
Итак, детское музыкальноетворчество определено рядом показателей, каждый показатель имеет уровневуюдифференциацию:
Восприятие музыки
Пение
Музыка и движение
Элементарное музицирование
Песенное творчество
Танцевальное творчество
Музыкально-игровое творчество
Импровизационное музицирование
В своей работе по музыкальномувоспитанию детей я достигла определенных положительных результатов, чтоподтверждают результаты диагностики (начало учебного года — середина учебногогода — конец учебного года).
В диагностическом исследованииприняли участие 15 детей старшей логопедической группы: диагностика проводиласьв сентябре 2004-05 уч. года и январе 2004-05 уч. года.
/>
/>

Сравнительные результаты двухдиагностик
/>
/>
/>
Так, из диаграмм видно, чтоувеличилось в %-ном соотношении количество детей, имеющих высокий уровеньмузыкального творчества. Например, значительное увеличение по показателю (соответственно)«восприятие музыки» 0% -38% (5 чел) в январе, «элементарноемузицирование» 14% (2 чел) — 71% (10 чел), «музыкально-игровоетворчество» 14% (2 чел) — 50% (7чел). Снизился %-ный показатель количествадетей, имеющих низкий уровень как в целом, так и по отдельным показателямзначительно. Например, «песенное творчество» 43% (6 чел) — 7% (1чел),«импровизационное музицирование» 29% (4чел) — 0%.
Таким образом, сравнительныерезультаты двух диагностик позволили выявить положительную динамику в планеразвития детского музыкального творчества у детей данной возрастной группы — старшей логопедической.
Для достижения полученныхрезультатов проводится определенная работа, предполагающая (со сторонымузыкального руководителем) не только изучение практического программногоматериала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детейдошкольного возраста.
В работе по приобщению детей кистокам русской народной культуры использую материалы «Программыэстетического воспитания» /авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина/,учебно-методические рекомендации Программы «Приобщение детей к истокамрусской народной культуры» /авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханёва/,музыкально-литературные разработки журнала «Музыкальная палитра» идр.
Музыкальные занятия проходят винтересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственноеучастие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и формапроведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятиемаксимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные иразвивающие. Так, работа по обучению пению занимает значительное место всистеме работы. Например, при обучении детей сольному, ансамблевому и хоровомународному пению, учу преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора. Всистему такого вокального воспитания включаю развитие основных певческихнавыков: правильного, естественного дыхания; протяжённого, гибкого и подвижногозвуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.На музыкальных занятиях навыки пения прививаю детям постепенно, по известномупринципу — от простого к сложному. Основой нового репертуара, предназначенногодля обучения ребят, являются произведения детского музыкального фольклора,которые они хорошо знакомы детям.
В рамках реализации обозначеннойцели по приобщению детей к истокам русской народной культуры также планируетсяпроведение музыкальных досугов для детей — русских ярмарок, театрализованныхпредставлений; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьейразработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси,разработан цикл родительских встреч и т.д.; осуществила подборку исистематизацию материала для музыкальных занятий (репертуар музыкальныхпроизведений, декорации для театрализованных действий и т.д.).
Заключение
«Русский народ не должентерять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета,достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать освоем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабоченывоспитанием душ, а не только передачей знаний», — говорит Д.С. Лихачев.
Именно поэтому родная культура,как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,порождающим личность.
Сейчас к нам постепенновозвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться кстаринным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное изсвоих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Развитием души следуетзаниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигатьазы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народноетворчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить,верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любитьлюдей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.
Одним из направлений работымузыкального руководителя является воспитание патриотических чувств у детей.Реализацию обозначенного направления вижу в приобщении детей к истокам русскойнародной культуры через знакомство с различными жанрами русского фольклора,каждый жанр интерес, красив и несёт в себе образовательно-воспитательныйэффект.
Считаю, что предложенныйматериал в настоящей квалификационной работе имеет практическую значимость иможет заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве теоретическойконсультации (теория вопроса) и методического пособия (Приложение) для работыпо приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народнойкультуры.
Литература
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детскийфольклор. — М., 1999
2. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольноговозраста. — Смоленск, 1998
3. Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр.14
4. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. — М., 1992
5. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детскоемузыкальное творчество. — М., 1998
6. Науменко Г.М. От зимы до осени. — М., 1979
7. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. — М., 1999
8. Науменко Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх,обрядах. Часть 1 — зима, весна. Часть — 2 — лето, осень. — М., 1999
9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000
10. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. — Спб.,1998
11. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т.С., Антонова А.В.,Зацепина М.Б. — М., 2002
12. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.