Введение
Игра — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр — спортивные, интеллектуальные, компьютерные и другие.
Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности) выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности».
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста».
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра — это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».
Из истории деловых игр
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.
Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров» [5, с. 26].
По оценкам экспертов метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране [6, с. 7].
В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений» [8, с. 143].
Первая деловая игра («Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы») была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно — экономическом институте и была названа ее автором Марией Мироновной Бирнштейн организационно-производственным испытанием. В игре участвовали как студенты, так и руководители предприятий.
Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях» и т.п. [9, с. 65 — 66].
Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции [7, с. 12]. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации» [5, с. 42].
По мнению экспертов во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные результаты: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем».
Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться» [10, с. 166].
1970-80 годы — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.
Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация деловой игры, «…когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей» [10, с. 167].
В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических проблем.
На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм [1, с. 39].
Виды деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.
«В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные» [1, с. 128].
Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
– оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
– обучающие — направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
– констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;
– поисковые — направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
5. По методологии проведения:
– ролевые игры — каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием.
– групповые дискуссии — связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии.
– имитационные — имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях.
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность.
– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд [2, с. 85].
К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях [3, с. 49].
Деловая игра как метод активного обучения
Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:
– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
– наличие ролей.
Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения [6, с. 14].
Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…» [4, с. 4].
Активные методы обучения
Неимитационные
Имитационные
Имитационные
Неигровые
Игровые
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция, семинар.
Тематическая дискуссия.
Курсовая работа.
Программированное обучение.
Дипломное проектирование.
Научно-практическая конференция.
Занятие на производстве.
Стажировка без выполнения ролей.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Стажировка с выполнением ролей.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п. [9, с. 102]
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения деятельности и мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций» [3, с. 132].
Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных отношений» [7, с. 4].
2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метод. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности» [5, с. 63].
Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:
– Игра позволяет радикально сократить время накопления личностного опыта [4, с. 26].
– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. [5, с. 6].
– В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры [3, с 129].
– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт [8, с. 13].
Определение темы и целей деловых учебных игр
Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав и условия обстановки.
При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:
Для чего проводится данная деловая игра?
Для какой категории обучаемых?
Чему именно следует их обучать?
Какие результаты должны быть достигнуты
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей [6, с. 9].
Очень важным моментом является то, что в силу двуплановости игры как феномена (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский) целеполагание реализуется в реальном и условном плане. В реальном плане — это дидактические и воспитательные цели, в условном — игровые. Причем «чисто игровые цели нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть учащийся. Они нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона. Такого рода цели выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей» [10, с. 145].
Особенностью деловой игры является ее возможность, как указывалось выше, целеобразования самими обучающимися. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему [1, с. 12].
Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры
«В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности» [3, с. 129].
«Основой разработки деловой игры является созданиеимитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ» [3, с. 143].
«Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст учебной деятельности в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст деятельности обучающегося» [9, с. 143].
Разработчик деловых игр должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты, на сегодняшний день такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке деловых игр. «На практике преимущественно решаются чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается» [4, с. 20].
«Подавляющее большинство методических разработок по учебным играм напоминают наставления по управлению производством, строительству объекта либо распределению ресурсов, а не методику проведения занятия в игровой форме» [7, с. 131].
Структура деловой игры
При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней.
Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры [3, с. 21].
В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:
– цели,
– предмет игры,
– графическая модель взаимодействия участников,
– система оценивания.
Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:
– цели,
– комплекс ролей и функций игроков,
– сценарий,
– правил игры.
Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Создавая его необходимо разобрать: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определить учебную цель, подготовить инструкцию каждому игроку, определить полный комплект ролей, время игры, место игры, подготовить вводный материал или лекцию [1, с. 47].
Как правило «в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги». Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:
реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п. [2, с. 148].
Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.
«способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры» (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный). Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий» [2, с. 149].
Заключение
Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.
Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения.
В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучающиеся не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)
Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к азартной игре.
Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры».
Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении учащихся. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из класса) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.
Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 2 часа.
Список использованной литературы
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]: метод. пособие / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с. — 500 экз. — ISBN.
2. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр [Текст]: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. Заведений / Е.А. Хруцкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 320 с. — 300 экз. — ISBN.
3.Красовский, Ю.Д. Мир деловой игры [Текст] / Ю.Д. Красовский. — М.: Экономика, 1989. — 175 с. — 200 экз. — ISBN.
4. Габрусевич, С.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству [Текст]: учеб. метод. Пособие / С.А. Габрусевич. — Мн.: Университетское, 1989. — 125 с. — 100 экз. — ISBN.
5. Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст]: науч. — метод. пособие. / А.М. Смолкин. — М.: Высшая школа, 1991. — 176 с. — 200 экз. — ISBN.
6. Кашель, Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения [Текст] / Н.Н. Кашель. — Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994. — 96 с. — 200 экз. — ISBN.
7. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение [Текст]: учеб. метод. пособие. / В.Я. Платов. — М.: Профиздат, 1991. — 156 с. — 350 экз. — ISBN.
8. Коряк, Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр [Текст]: Методология и практика. / Н.М. Коряк. — Новосибирск: Наука, 1987. — 77с. — 100 экз. — ISBN.
9. Атаманова, Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст]: Метод. Пособие. / Р.И. Атаманова. — М.: Высшая школа, 2008. — 120 с. — 350 экз. — ISBN.
10.Шматков, Е.В. Методика профессионального обучения [Текст]: метод. Пособие. / Е.В. Шматков. — Харьков, 2002. — 214 с. — 100 экз. — ISBN.
11. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст]: учеб. метод. пособие. / Н.Ф. Талызина. — М.: Высшая школа, 1975. — 239 с. — 250 экз. — ISBN.