Реферат по предмету "Психология"


Типы поведения участников конфликтной ситуации

Федеральноеагентство по образованию и науке
Белгородскийгосударственный университет
Педагогическийфакультет
Кафедрадомоведения
Темаработы: типы поведения участников конфликтной ситуации
Белгород2008

Содержание
 
Введение
ГлаваI. Теоретическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации
1.1.Сущность конфликта в отечественной и зарубежной литературе
1.2.Структура конфликта. Конфликтная ситуация
1.3.Характеристика стратегий поведения в конфликте
ГлаваII. Эмпирическое исследование типов поведения участников конфликтной ситуации
2.1. Исследованиестратегий поведения в студенческой группе
2.2. Анализ тактикповедения в конфликте
Заключение
Список использованнойлитературы32
Приложения

Введение
Сегодня никому не надодоказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право насуществование. К проблемам возникновения и эффек¬тивного разрешения конфликтов,проведения переговоров и поиска согласия про¬являют огромный интерес не толькопрофессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги,социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельностисвязан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возрастающийинтерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферахсоциального взаимодействия, и острой потребнос¬тью различных общественныхструктур, и отдельных людей в практической помо¬щи в разрешении конфликтов.
Сегодня сложиласьситуация, когда конфликтная проблематика актуализирова¬на и в реалияхобщественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходи¬мость созданиямеханизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществле¬ния контроля надконфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологовпо самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые,не существовавшие ранее возможности для исследова¬тельской и практическойработы в области конфликтов. Конфликт стал реальностью нашей жизни, онпорождает проблему его эффективного управления во всех областях проявления.
Для развития конфликтаважными являются такие психологические моменты, как восприятие ситуации ееучастниками, их отношение к ней, стратегии их поведения. Поэтому одним изцентральных вопросов, требующих своего разрешения в исследовании конфликтов,является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновениеконфликтных ситуаций, перерастание их в конфликты и типы поведения людей вконфликтных ситуациях. Сложность изучения данного вопроса состоит в том, чтотрудно проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации.
Сегодня каждомучеловеку важно знать свой собственный стиль поведения, стиль других вовлеченныхв конфликт людей, а также природу самого конфликта, чтобы не допуститьвозникновение конфликта, успешно его разрешать. В определении этих стилей и ихнаиболее эффективном использовании людям могут помочь профессиональныепсихологи.
В отечественной изарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природуконфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как взарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К.Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, У. Самнер, А. Смолл, K. Tомас, К. Томпсон, К.Хорни, К. Юнг), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская,B.C. Алишев, О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, С.И.Ерина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, Т.И. Марголина, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев,В.В. Новиков, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П.Трусов, Б.И. Хасан, В.А. Хащенко, Р.Х. Шакуров, А.И. Шипилов). Все теорииконфликта в чистом виде поддерживаются достаточно искусственно.
Цель исследования:теоретическое и экспериментальное исследование типов поведения участниковконфликтной ситуации.
Объект исследования — конфликтные ситуации.
Предмет исследования –типы поведения людей разного уровня конфликтности.
Гипотеза исследования:типы поведения участников конфликтных ситуаций и разрешение конфликта зависятот выбранной тактики и стратегии поведения в конфликте.
Исходя из этого, мыставим перед собой следующие задачи:
1)      провести анализсовременных зарубежных и отечественных исследований по проблеме конфликта;
2)      изучитьконфликтные ситуации и стратегии поведения в конфликте;
3)      провестиэмпирический анализ моделей поведения личности в конфликте.
Конфликты, являясьсоставной частью жизни каждого индивида, порождают проблемы какиндивидуального, так и социального характера; требуют единой методологии, как висследованиях, так и в практическом их регулировании. Существует множествометодов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ,систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования,сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования. Новсе эти методы не всегда способны обеспечить психологов надежной информацией.Наибольшее распространение в психологическом изучении конфликтов получи¬лиопросные методы.
Конкретными методиками,использованными в работе, являются: тест К.Томаса «Стиль конфликтногоповедения», тест «Тактика поведения в конфликте».
Базой проведенияисследования стал Белгородский государственный университет. В исследованииприняли участие студенты 2 — го курса специальности Домоведение. Всего висследовании приняло участие 15 человек мужского и женского пола. Их возрастсоставил 18-19 лет.
Структура курсовойработы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, спискаиспользованной литературы и приложения.

Глава I. Теоретическое исследование типов поведенияучастников конфликтной ситуации
 
1.1.    Сущность конфликта в отечественной изарубежной литературе
Социальнаянеоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д.нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частьюобщественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества.Все это обуславливает пристальное внимание ученых к исследованию конфликтов.Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своихинтересов как членов тех или иных социальных групп. Конфликт — это столкновениепротивоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектоввзаимодействия (6, с. 7). Социолог Скотт Д. дает такое определение конфликта:«Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми илигруппами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства,мобилизуемые каждой из сторон» (20, с. 123). Конфликт — это распространеннаячерта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому долженрассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт долженбыть принят как одна из форм нор¬мального человеческого взаимодействия.Конфликт — это нормально (16, с. 66). Конфликт не всегда и не обязательноприводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащихсохранению целого. При определенных условиях даже открытые конфликты могутспособствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так жеодно¬значно оценивать.
Современное пониманиеконфликтов предполагает, что конфликт содержит в себе потенциальные позитивныевозможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится кследующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, чтоконфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет квыживанию». Конфликт —► изменение —► адаптация —► выживание(5, с.197).
Ценность конфликтов втом, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям.Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. Вконфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт- это может быть хорошо (17, с. 46).
Конфликт, может быть,управляем, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивныепоследствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивныевозможности усилены. Это означает, что конфликт — это то, с чем можно работать.Современная конфликтология исходит из принципов признания конфликта в качествезакономерной и естественной характеристики социальных отношений, возможностипротекания конфликтов в разнообразных, в том числе конструктивных формах,утверждения принципиальной возможности управления конфликтами (2, с. 65).
Существует два основныхподхода в изучении конфликтов.
1) Социологическийподход. Функционалистская бесконфликтная модель общества, особенно популярная в30-40-е годы, была разработана в рамках структурно-функционального анализа,основоположником которого был Талкотт Парсонс. Исходным пунктомструктурно-функциональной теории является принцип системного строения общества.Т. Парсонс рассматривает общество как целостную систему, состоящую из множествафункционально взаимосвязанных элементов. С его точки зрения общественноеравновесие достигается интерпретацией мотивов действий, гармонизацией ролейчерез общенормативные культурные стандарты, сохраняющие единство социальнойсистемы и функцию социальной структуры. Социальные институты призваны недопустить девиаций элементов системы конфликтов, обеспечить порядок и стабильностьпутем определенных ограничений, запретов, контроля в общественной жизни.Следовательно, с точки зрения Т. Парсонса, конфликт нарушает социальныйпорядок, нормальное функционирование общества. Естественным состоянием обществаявляются гармоничные и бесконфликтные отношения между элементами социальнойсистемы. Поэтому следует не допускать конфликтов, а если они возникли — ликвидировать. Это делают системные механизмы саморегулирования — социальныеинституты (11, с. 158).
Основное положениетеории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и являетсяодной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу,объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества(21, с. 34).
Л. Козер в своейклассической работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что конфликтнесет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложенстабилизации общества. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые,по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества испособствуют его развитию:
1)      образованиегрупп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
2)      установление иподдержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповыхотношений;
3)      социализация иадаптация, как индивидов, так и социальных групп;
4)      создание иподдержание баланса сил и, в частности, власти;
5)      получениеинформации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах инедостатках);
6)      стимулированиенормотворчества и социального контроля;
7)      способствованиесозданию новых социальных институтов.
Л. Козер доказывает,что конфликты есть продукт внутренних изменений в обществе, результатвзаимодействия различных элементов социальной системы. (12, с.112).
А.Я. Анцупов исследуясущность конфликта, анализирует его через понятие противоречия. Под социальнымконфликтом у него понимается наиболее острый способ развития и завершениязначимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия,заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся ихнегативными эмоциями по отношению к друг к другу (3, с. 235).
Д.Л. Зеркинрассматривает конфликт как «противоборство общественных субъектов с цельюреализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов» (10, с.38).
А.Н.Леонтьев замечает,что с расширением связей субъекта с миром расширяется и число многообразныхотношений, которые являются объективно противоречивыми. Такие перекрещивающиесясвязи порождают конфликты, которые могут фиксироваться и входить в структуруличности. Причем эта структура не сводится к совокупности отношений с миром ииерархии между ними, а характеризуется соотношением систем жизненных отношений,между которыми происходит борьба (15, с. 278).
Р. Дарендорф предложилиной взгляд на мир общественных отношений: конфликты являютсявсепронизывающими, вездесущими компонентами общественной жизни. Р. Дарендорфпредложил рассматривать социальные системы в состоянии непрерывных изменений.Социальные изменения приобретают различные формы, в том числе формы конфликта(14, с. 107).
Некоторые социологимарксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликтвсего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональнымисредствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественногоразвития, когда социальные конфликты исчезнут. Большинство же социологов немарксистскойориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтовневозможно (19, с. 125).
2) Психологическийподход.
По традиционнойпсихоаналитической концепции человек имеет конфликтную природу. Центральнымпонятием теоретической системы К. Хорни является понятие базисной тревожности,однако, в отличие от 3. Фрейда и К. Юнга, К. Хорни не считает, что конфликтсвойственен природе человека изначально. Уже начиная со своих ранних работ, онаисходит из того, что «неврозы вызываются культурными факторами, — что болееточно означает, что неврозы генерируются нарушением равновесия в человеческихвзаимоотношениях». Под влиянием базисного чувства тревожности человеквырабатывает компенсирующие стратегии поведения, приобретая характерпотребностей. Так появились три основные тенденции личности — «движение клюдям», «движение против людей», «движение от людей» (24, с. 71).
С.Л. Рубинштейн,Е.Л.Доценко рассматривают конфликт в плане целостной структуры личности какнарушение связей ее подсистем и отношений. Они считают, что личность являетсяконфликтной по самой своей природе, поскольку, с одной стороны, она стремится кразвитию, самореализации, к эффективной адаптации в социуме, достижениюгармонии, а, с другой, — подобные стремления могут наталкиваться напрепятствия, обусловленные характером ее противоречивых отношений и связей (15,с.281).
При обращении кпроблемам психологии личности почти всегда затрагиваются понятия внутреннихпротиворечий, борьбы мотивов, а сам конфликт рассматривается как источникразвития индивида, приобретение им качественно новых образований: такихвзглядов придерживаются Л.И. Божович, К.А. Коваль, Л.М. Митина, О.В.Кузьменкова, В.Г. Асеев.
Таким образом, в ходеанализа литературных источников было установлено, что не существует единойуниверсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определеннойобласти науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своимсодержанием. Словом «конфликт» обозначают довольно широкий спектр явлений. Одниученые считают, что конфликт — одна из форм нор¬мального человеческоговзаимодействия, конфликт не обязательно приводит к разрушениям, служитсохранению целого, может быть управляем, содержит в себе потенциальныепозитивные возможности. Другие ученые полагают, что следует не допускатьконфликтов, а если они возникли – ликвидировать. Психологический исоциологический подход способствуют уточнению понятия конфликта, а также егопредметной области.
1.2.   Структураконфликта. Конфликтная ситуация
Конфликт какмногомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура»трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальнойжизни часто под структурой понимается совокупность элементов, состав¬ляющихобъект. Иногда структура рассматривается как устройство, поря¬док расположенияэлементов.
Применительно кконфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он являетсясистемой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликтапонимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих егоцелостность, тождественность самому се¬бе.
Структура конфликтавключает:
1)      конфликтныеотношения;
2)      конфликтныепротиворечия;
3)      конфликтныепричины;
4)      участникиконфликта;
5)      объект ипредмет.
Конфликтные отношения — форма и со¬держание взаимодействия между субъектами, их дейст¬вия для завершенияконфликта. Конфликтные  противоречия — основные пункты разногласий субъектовконфликта, их противополож¬ных интересов, устремлений, потребностей. Причиныконфликта — те условия, которые привели к обостре¬нию противоречий,возникновению конфликта. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретныхконфликт¬ных ситуациях, устранение которых является необходимым условиемразрешения конфликтов (13, с. 60). Участников конфликта часто называютсторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которыенепосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия другпротив друга. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта.Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если вмежличностном конфликте один из участ¬ников заменяется новым, то и конфликтизменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы ицели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. Часто в конфликтеможно выделить сторону, которая пер¬вой начала конфликтные действия. Ееназывают инициатором конфликта.
Выделяют такуюхарактеристику участника конфликта, как его ранг. Ранг — это уровеньвозможностей участника по реализации своих целей в конфликте, его физические,социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки иумения, его социальный опыт. В число участников конфликта входят субъекты,кото¬рые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Этоподстрекатели, пособники и организаторы. Подстре¬катель — лицо, организация илигосударство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекательможет за¬тем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спрово¬цировать,развязать конфликт и его развитие. Пособник – лицо, содействующее конфликтусоветами, технической помощью и другими способами. Организатор — лицо илигруппа, планирующие конфликт, различные пути обес-печения и охраны участников,и др. (8, с.107).
Одним из непременныхэлементов конфликта является объект, т. е. конкретная причина, мотивация,движущая сила конфликта. Объектом конфликта может быть материальный ресурс,соци¬альная власть или духовная идея (норма, принцип), ценность, к обладаниюили пользованию которой стремятся оба оппонента. Важно уметь выделить объектконфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта,ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняет процесс решенияпроблемы (22, с.34).
Предмет конфликта — этовоображаемая или объективно существующая проблема, лежащая в основе конфликта.Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство (3, с.254). Предметом конфликта может быть конкретная возможность (одна должность, накоторую претендуют два человека, или одна путевка в санаторий), или некоеценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение/несоблюдениекаких-то правил (16, с. 141). Предмет конфликта, как правило, связан целямиконфликтующих сторон, однако, не все цели в конфликте связаны с предметомконфликта (5, с. 158).
Каждый конфликт имеетсвою динамику развития, которая включает следующие стадии:
1)      1-я стадия — предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешенность, появлениенапряженно¬сти в отношениях;
2)      2-я стадия — обострение противоречий, устойчивый не¬гативный психологический фон в отношениях;постоян¬ная негативная, порой агрессивная конфронтации;
3)      3-я стадия — конфликтная ситуация, открытый конф¬ликт между субъектами, отсутствиевзаимопонимания;
4)      4-я стадия — разрешение конфликта;
5)      5-я стадия — постконфликтная стадия, но¬вое содержание отношений между участниками конфликта(20, с. 7).
Немаловажное значение визучении конфликтов играет понятие конфликтная ситуация. В большинствесовременных учебников по конфликтологии принято считать конфликтной ситуациейтакую совокупность обстоятельств, которая содержит предпосылки конфликта. Такимобразом, принято различать конфликтную ситуацию и конфликт, как самостоятельныестадии общего процесса (7, с. 136).
Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, свя¬занные с деятельностью субъектов социальноговзаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними (23,с. 87). Конфликтная ситуация может сложиться объективно помимо воли и желанияпотенциальных противоборствующих сторон, а может быть вызвана или создана однойстороной или обеими. Каждая ситуация имеет объективное содержание (оноопределяется происходящими в действительности событиями) и субъективноезначение (оно зависит от того, какую интерпретацию этим событиям дает каждаясторона), в соответствии с которым субъект начинает действовать в конфликте.Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствуетдействительному положению дел. Осознание конфликта всегда несет в себе элементысубъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным. Искажения ввосприятии могут быть весьма значительными. В этой связи специалисты выделяютпонятия «частично понятого» и «ложного» конфликтов.
В частично понятомконфликте оценка сторонами ситуации существенно расходится с реальнымположением дел (преувеличиваются или преуменьшаются масштабы возникшейпроблемы). В ложном конфликте объективная конфликтная ситуация полностьюотсутствует, между субъектами нет никакого видимого противоречия, но тем неменее стороны ощущают конфликтность взаимодействия и вступают в противоборство.Восприятие субъектом ситуации, как конфликтной не всегда обуславливается какими– либо действиями другой стороны. Исходя из посылки о враждебных намеренияхчеловека, субъект сам ведет себя агрессивно, чем вызывает действительнуювраждебность (8, с. 115).
Разные люди оцениваютодну и ту же ситуацию и реагируют на нее по-разному, порой прямопротивоположно. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют три типаконфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем,что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта вбудущем. Второй – это конфликт познания или когда существует ситуация, вкоторой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемойпроблеме. Третий – это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда уучастников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг сдругом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилемсвоего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом (1, с.154).
Таким образом, вконфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметомконфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Далеко невсегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем более формулируютсяв терминах достижения конкретных результатов. Вместе с тем образ желательногоисхода конфликта становится регулятором конкретных действий участни¬ковситуации. Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимымкомпонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитиеконфликта. С практической точки зрения, более существенным представляетсярассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамикиконфликтов. Именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на егоконструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на егопоследствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязываетдействовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстротапресечения возникающего конфликта с его зачастую непредсказуемыми последствиямизависит от характера конфликтной ситуации и от поведения участников конфликта.
1.3. Характеристикастратегий поведения в конфликте
Широкое распространениев конфликтологии получила разработан-ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмернаямодель стратегий пове¬дения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегияповедения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) поотношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуацииконфликта. В основе этой моде¬ли лежат ориентации участников конфликта на своиинтересы и ин¬тересы противоположной стороны (10, с. 54). Согласно модели,конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат,где: по вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворениисобственных интересов, представляемая как важность результатов; погоризонтальной оси – степень уступчивости в удовлетворении интересов другихпартнеров, представляемая, как важность отношений.
/>

Минимальная (нулевая)заинтересованность по обеим осям в точке    пересечения образует стратегиюизбегания (ухода), максимальная по вертикальной оси – соперничество, погоризонтальной — приспособление, сочетание максимальной заинтересованности пообеим осям обеспечивает сотрудничество и серединное положение соответствуеткомпромиссу (см. рис. 1.).
В любом конфликтекаждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника,задавая себе вопросы: «Что я выиг¬раю…?, «Что я потеряю...?», «Какое значениеимеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализаон созна¬тельно выбирает ту или иную стратегию поведения (избегание (уход),соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). Оценка интересов вконфликте — это качественная характеристи¬ка выбираемого поведения. В моделиТомаса — Киллмена оценка интересов соотно¬сится с количественными параметрами:низким, средним или высо¬ким уровнем направленности на интересы. На основерассматриваемой модели важ¬но помнить, что уровень направленности насобственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержанияпредмета конфликта, ценности межличностных отношений,индивидуально-психологических особенностей личности (23, с. 61).
Соперничество.
Тот, кто выбираетданную стратегию поведения, прежде всего, ис-ходит из оценки личных интересов вконфликте, как высоких, а инте¬ресов своего соперника — как низких (3, с. 163).Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интересаборьбы, либо взаи¬моотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилемповедения, который ха¬рактерен для деструктивной модели. При такой стратегииактивно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Онаявля¬ется целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защитеинтересов дела от посягательств на них со стороны конфликт¬ной личности. И,во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. Нередкосоперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто какэмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие (18, с. 66).
Приспособление.
Человек,придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленностьна личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая.Чело¬век, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интереса¬ми впользу интересов соперника (5, с. 111).
При анализе даннойстратегии следует учитывать некоторые моменты:
1)      иногда в такойстратегии отражается тактика решительной борь¬бы за победу, уступка здесь можетоказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегическойцели;
2)      уступка может статьпричиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности длясебя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет кразре¬шению конфликта.
Нередко уступкастановится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение наболее благоприятное (9, с. 97).
Компромисс.
Компромиссная стратегияповедения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднемуровне. Иначе ее мож¬но назвать стратегией взаимной уступки (21, с. 147). Прианализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существен¬ных моментов:
1)      компромисснельзя рассматривать как способ разрешения кон¬фликта. Взаимная уступка частоявляется этапом на пути поис¬ка приемлемого решения проблемы;
2)      иногдакомпромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при измененииобстоятельств, вызвавших на¬пряженность;
3)      компромиссможет принимать активную и пассивную формы.
Активная формакомпромисса может проявляться в заключе¬ние четких договоров, принятии каких-тообязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ откаких-либо активных действий по достижению определенных взаим¬ных уступок в техили иных условиях.
Компромисс часто служитлишь временным выходом, поскольку не одна из сторон не удовлетворяет своиинтересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Если компромисс неявляется равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, ториск возобновления конфликта становится еще выше (11, с. 77).
Сотрудничество.
Стратегиясотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как насобственные интересы, так и на интересы сопер¬ника (25, с. 35). Даннаястратегия строится не только на основе баланса интере-сов, но и на признанииценности межличностных отношений. Если предмет конфликта имеет жизненно важноезначение для одного или обоих субъектов конфликтного взаи¬модействия, то осотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы,соперничества. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие страте¬гии (избегание(уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). При этомдругие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, онив большей степени выступают пси¬хологическими факторами развитиявзаимоотношений между субъектами конфликта. Стратегия сотрудни¬чества отражаетстремление противоборствующих сторон совместны¬ми усилиями разрешить возникшуюпроблему. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход ототстаивания своих интересов к более глубокому уровню, на котором обнаруживаетсясовместимость и общность интересов (9, с. 99).
Также, при анализеконфликта и выборе адекватных решений по управлению конфликтом выделяютследующие модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия:конструктивную, деструктивную и конформистскую (см. Приложение. 1.). Каждая изэтих моделей обусловлена предметом конфликта, конфликтной ситуацией, ценностьюмежличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностямисубъектов конфликтного взаимодействия. (9, с.93).
Давая общую оценкуданных моделей поведения, желательной и необходимой моделью являетсяконструктивная. Деструктивная же модель не может быть оправданной. Она способнапревратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность конформистскоймодели поведения заключается в том, что она способствует агрессивностисоперника, а иногда и провоцирует ее. Но если противоречия, вызвавшие конфликтносят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстромуразрешению такого конфликта.
Таким образом,универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность,дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) являетсястремление преодолеть эту дисгармонию. Внутренние противоречия рассматриваютсякак проявления конфликтов, разрушающих психику человека. Ни одну из приведенныхстратегий и моделей поведения нельзя назвать однозначно «хорошей» или «плохой».Каждая из них может быть оптимальной и обеспечить наилучший эффект взависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то жевремя именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в конфликте внаибольшей степени соответствуют современным представления о долгосрочномвзаимодействии между людьми. Достижение внутренней гармонии не может бытьпроблемой, решенной человеком для себя раз и навсегда. Стратегии, используемыес целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки зрения,интегрирующей противостоящие позиции, должны быть приоритетными для каждого.
Таким образом, врезультате проведенного теоретического исследования типов поведения участниковконфликтной ситуации нами были сделаны следующие выводы:
1)      конфликтыиграют исключительно важную роль в жизни отдельного человека, семьи,организации, государства, общества и человечества в целом;
2)      не существуетединой универсальной теории конфликта, одни ученые наделяют понятие конфликтапотенциальными позитивными возможностями (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина, Г.М.Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель), другие полагают, что следует не допускать конфликтов,а если они возникли – ликвидировать (Т. Парсонс, Р. Дарендорф, А. Смолл, К.Левин);
3)      структуракаждого конфликта включает: конфликтные отношения, конфликтные противоречия,конфликтные причины, участники конфликта, объект и предмет;
4)      образ желательногоисхода конфликта есть регулятор конкретных действий участников конфликтнойситуации;
5)      от характераконфликтной ситуации и от поведения участников конфликта зависит; быстротапресечения возникающего конфликта;
6)      происходящее вконфликте оказывает решающее влияние на его конструктивный или деструктивныйисход, на разрешение конфликта и на его последствия;
7)      для болееэффективного решения конфликта необходимо выбрать определенную стратегиюповедения, основные стратегии поведения связаны с общим источником любогоконфликта – несовпадением интересов сторон;
8)      удовлетворениеинтересов всех конфликтующих сторон приводит к исчезновению конфликта, и рисквозникновения постконфликтных осложнений сводится к минимуму;
9)      выбираястратегию поведения в конфликте, целесообразно в каждом конкретном случаеисходить из того, насколько важно достижение результата, с одной стороны, исохранение хороших отношений с другой стороны.

Глава II. Эмпирическое исследование типов поведенияучастников конфликтной ситуации
 
2.1. Исследованиестратегий поведения в студенческой группе
Сегодня интересисследователей конфликтов явным образом смещается в сторону изучения реальныхконфликтов в семье, на работе, в реальных жизненных обстоятельствах и кризисныхситуациях, переживаемых людьми. Существует множество методов исследованияконфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщениенаучной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическаяобработка результатов исследования. Наибольшее распространение впсихологическом изучении конфликтов получи¬ли опросные методы.
Для изучения типовповедения участников конфликтной ситуации нами было происследовано 15 студентов2-го курса специальности Домоведение Белгородского государственного университета.Нами было опрошено пять юношей и 10 девушек в возрасте 18-19 лет. Согласно этойцели был проведен тест К.Томаса «Стиль конфликтного поведения» (см. Приложение2).
Тест К.Томаса направленна выявление типов поведения личности в противоречивых ситуациях. Испытуемымпредлагалось 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможныхстратегий поведения. Они выбирали из каждой пары суждений то, которое считалисоответствующим их типичному поведению («обычно я веду себя так», «скорее всегоя бы повел себя таким образом»). Обработка ответов (в соответствии с ключом)позволяет выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегиисоперничества, сотрудничества, избегания, приспособления или поискакомпромисса. Формулировки вопросов позволяют диагностировать именно личностныетенденции к преимущественному использованию данных стратегий. Ответы испытуемыхпредставлены в Приложение 3.
Результат подсчетаполученных данных позволяет говорить о том, что у одного человека преобладаетстратегия соперничества, у 4-х – сотрудничества, шесть человек предпочитаютстратегию компромисса, один человек предпочитает избегание, три из испытуемыхпредпочитают стратегию приспособления. Анализ данных представлен нами в табл.1., которая отражает выбор определенной стратегии поведения респондентами вразличных ситуациях в процентном отношении.
Итоговый результат№ Стратегии поведения в конфликте Предпочитаемость стратегии, % 1 Соперничество 6 2 Сотрудничество 27 3 Компромисс 41 4 Избегание 6 5 Приспособление 20
Наглядно результатыисследования представлены на графике (см. рис. 2.).
 />
Рис. 2.Предпочитаемость стратегии
В результатеисследования с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» былодоказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями ибольшинство испытуемых предпочитают стратегию компромисса (42 %). Зная этиданные, можно избежать излишних конфликтов. Учитывая стиль поведения человека изная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастанияконфликта. В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу отом, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждыйучастник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать всестратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучшийподход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера оппонентов.Предпочитать одни стратегии другим – естественно, но жесткое предпочтениеограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться сприоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентамбыть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтнымиситуациями.
2.2. Анализ тактикповедения в конфликте
На втором этапе нашегоисследования испытуемым был предложен тест «Тактика поведения в конфликте» (см.Приложение 4).
Стратегии в конфликтереализуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso – выстраиваювойска) – это совокупность приемов воздействия на оппонента.
Тест «Тактика поведенияв конфликте» направлен на выявление определенного типа поведения в конфликте.Он помогает лучше разобраться в характере человека. Тест «Тактика поведения вконфликте» содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом».Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да»или «нет». За ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов.Испытуемые должны выбрать один из предложенных ответов. Затем подсчитываются искладываются те баллы, которые набрали испытуемые. Обработка ответов (в соответствиис ключом) позволяет установить, как выражены тактики «Избегающий конфликта» и«Действующий напролом». Определены следующие параметры: тактика не выражена,средне выражена, ярко выражена.
Результаты, полученныепосле подсчета баллов, набранных испытуемыми, представлены в Приложении 5.
Количество баллов даетпредставление о выраженности тенденции к конфликтности. Обработка полученныхданных представлена нами в табл. 2, которая показывает соотношение количествачеловек со степенью выраженности конкретной тактики в процентном отношении.
Таблица 2.
Итоговый результат№ Тактика поведения в конфликте Количество человек, в соответствии со степенью выраженности тактики Низкая степень выраженности, % Средняя степень выраженности, % Высокая степень выраженности,% 1 «Избегающий конфликта» 27 67 6 2 «Действующий напролом» 67 33
Наглядно результатыпредставлены на графике (см. рис. 3).
/>
Рис. 3. Соотношениеколичества человек в соответствии со степенью выраженности тактик поведения
В результатеисследования с применением теста «Тактика поведения в конфликте» было доказано,что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция кконфликтности, практически у всех, средняя и ниже среднего. Каждому участникуконфликтной ситуации следует более осознанно делать выбор в пользу той или инойтактики, спокойнее реагировать на конфликты.

Заключение
В ходе проведенноготеоретического исследования было установлено, что не существует единойуниверсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликтасвоим содержанием. Одни ученые считают, что конфликт — одна из форм нор¬мальногочеловеческого взаимодействия, конфликты помогают сплотиться окружающим,мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшитьморально-психологический климат в коллективе (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина, Г.М.Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель). Другие ученые полагают, что следует недопускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать (Т. Парсонс, Р.Дарендорф, А. Смолл, К. Левин). В некоторых ситуациях столкновение междулюдьми, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить,осудить и не допустить неправильное поведение, чем не реагировать, опасаясьиспортить отношения.
Анализ причин поведениясторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить своиинтересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать свои цели и потребности.Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем болееформулируются в терминах достижения конкретных результатов. Образ желательногоисхода конфликта становится регулятором конкретных действий участни¬ковконфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние наего конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на егопоследствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязываетдействовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстротапресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации иот поведения участников конфликта.
Универсальной реакциейкаждого человека на возникающие противоречия, конфликты, дезинтеграцию являетсястремление преодолеть эту дисгармонию. Установка на определенные формыповедения в ситуации конфликта, ориентация личности (группы) по отношению кконфликту рассматриваются как стратегии поведения в конфликте. В основедвухмерной моде¬ли стратегий поведений личности (избегание (уход),приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс), разработан-ной К.Томасом и Р. Киллменом, лежат ориентации участников конфликта на свои интересыи ин¬тересы противоположной стороны. Каждая модель поведения может бытьоптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условийвозникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество,конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуютсовременным представления о наилучшем взаимодействии между людьми.
В результатеисследования группы студентов с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтногоповедения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтнымиличностями и предпочитают стратегию компромисса и сотрудничества. Учитываястиль поведения оппонента и зная свой, можно избежать возникновения конфликтнойситуации и разрастания конфликта. В результате проведенного исследования сприменением теста «Тактика поведения в конфликте» были получены данные о том,что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция кконфликтности практически у всех средняя и ниже среднего. Также в результатеисследования была получена информация о том, что каждый человек в какой – тостепени использует все стили поведения, но в определенных условиях (ситуациях),люди отдают предпочтение тому или иному стилю. Некоторые стратегии поведениямогут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.Если участник конфликта в большей мере приспосабливается к другим участникам,чем отстаивает собственное мнение, то ему следует поработать над увеличениемнапористости и укреплении воли, в соответствующих ситуациях применять стильконкуренции. Если участник конфликтной ситуации слишком часто соглашается накомпромисс, будучи нетерпеливым человеком, то ему необходимо научитьсятерпению. Всем участникам конфликта следует более спокойно и осознаннореагировать на конфликтные ситуации.
Таким образом, врезультате исследования была достигнута цель работы: теоретическое иэкспериментальное исследование типов поведения участников конфликтной ситуации.Также были решены задачи исследования: проведен анализ современных зарубежных иотечественных исследований по проблеме конфликта, изучены конфликтные ситуациии стратегии поведения в конфликте, проведен эмпирический анализ моделейповедения личности в конфликте. Была доказана гипотеза исследования,заключающаяся в том, что типы поведения участников конфликтных ситуаций иразрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения вконфликте.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.