Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы применения метода наблюденияпри обучении естествознанию в начальных классах
1.1 Из истории развития преподаванияестествознания
1.2 Психолого-педагогическиеособенности младших школьников
1.3 Специфика уроков естествознания
1.4 Система природоведческих знаний как методическоеусловие формирования познавательных интересов
1.5 Сочетание различных методов приобучении естествознанию
1.6 Виды экскурсий, условия и технология организацииэкскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию
Глава 2. Применения метода наблюденияпри обучении естествознанию в 3 классах
2.1 Организация и методика экспериментального изучения
2.2 Выявление уровня экологическойобразованности младших школьников
2.3 Формирование экологических знаний и культуры прииспользовании экскурсии
2.4 Изучение уровня сформированностиэкологических знаний и культуры при использованииэкскурсии
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивноразвивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываютсяосновы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.Важный фактор воздействия на детей — систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательнаяработа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.
Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источникзнаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном воспитательномзначении материалистических представлений была сформулирована А.И. Герценом:«Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать. мощное умственноеразвитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительномушагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестномупринятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы. „'. Оченьважное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возрастарусский педагог К.Д. Ушинский.
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служилосредством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особоважным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельностьчеловека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинуласьзадача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценноеинтеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Обучение в школе рассматривается большинством ученых как комплекснаяпроблема формирования физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальныхкачеств личности дошкольника. Первоочередное значение придается достижению надлежащегоумственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическомуобучению. Ознакомление с природой при специальной организации обучения приноситположительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.
Развивающее обучение есть средство активизации познавательныхпроцессов, направленных на осознанное, более быстрое усвоение знаний учащимися.Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают вниманиена содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они выявлению причинно-следственныхсвязей, в раскрытии которых развиваются многие черты личности школьников, их психическаядеятельность, и прежде всего мышление.
Ввиду комплексного содержания предмета природоведения, базирующегосяна многих науках, на первый план выдвигается задача приведения его в единую систему,установления строгой последовательности в изучении. По существу, все виды работыпри изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления,памяти, воображения, интереса.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования:“Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе».
Проблема исследования: возможности использования игрыкак средства экологического образования младших школьников.
Цель исследования: использование экскурсии как формы наблюденияпри обучении естествознанию в 3 классе.
Объект исследования: теоретически обосновать и экспериментальнопроверить эффективность образования младших школьников 3 класса с помощью методанаблюдения.
Предмет исследования: экскурсии как формы наблюдения приобучении естествознанию в 3 классе.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования намисформулированы следующие задачи
1. рассмотреть историю преподавания естествознания;
2. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теории экскурсий.
3. провести экспериментальное исследование по оценке эффективности примененияэкскурсии.
Гипотеза исследования: обучение естествознанию будет болееэффективным, если, применять экскурсию как метод обучения.
Методы исследования:
Теоретические:
· Анализ;
· Сравнение;
· Обобщение.
Эмпирические:
· Анкетирования;
· Тестирование;
· Наблюдение;
· Психолого-педагогический эксперимент.
Исследовательской базой являются учащиеся школы №52 г.Орска 3 «А» и 3 «Б» классы
Обоснование выбора литературных источников: теоретико-методологическуюоснову исследования составляют теория Ф. Шиллера и Г. Спенсера, теория К. Гросса,Р. Холла, К. Бюлера, В. Штерна, Дж. Дьюи, К. Коффки; взгляды на игру Ж. Пиаже, теорияфизиолога и психолога К. Бойтендейка; психологическая теория игры Л.И. Божович,Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.В. Королевой, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Лугова, Т.А.Марковой, Н.Г. Морозовой, С.А. Новоселовой, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славиной, Л.П.Стрелковой, Д.Б. Эльконина, педагогическая теория игры В.А. Аванесовой, Ф.Н. Блехер,А.К. Бондаренко, В.А. Дрязгуновой, Р.И. Жуковской, И.А. Комаровой, А.С. Макаренко,Д.В. Менджеринской, А.И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е.И. Удальцовой и др.
естествознание метод наблюдение начальный
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, спискалитературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяетсяпроблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы применения методанаблюдения при обучении естествознанию в начальных классах» рассмотрена историяпреподавания естествознания, методы обучения естествознанию, выявлены особенностиметодов наблюдения естествознания.
Во второй главе "Применения метода наблюдения приобучении естествознанию в 3 классах" представлены результаты опытно-экспериментальнойработы.
В заключении изложены основные выводы по исследованию,намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 56 страницы машинописноготекста. Список литературы включает 11 наименования.
Приложение содержит 4 таблицы, 4 диаграммы.
Глава 1. Теоретические основы применения метода наблюденияпри обучении естествознанию в начальных классах1.1 Из истории развития преподавания естествознания
Останавливаясь на истории развития обучения естествознанию игеографии в школе, условно можно выделить три периода.
Первый период с 60-70-х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистическойреволюции, когда возникли и по существу создались начальные курсы естествознанияи географии. В это время работали передовые педагоги К. Д — Ушинский, А.Я. Герд,В.П. Вахтеров и др.
Второй период с 1917 г. и до начала 30-х годов — этап, который характеризуется поисками в области методики преподавания естествознания игеографии в начальных классах школы и ломкой традиций старой школы.
Третий период начался после постановлений ЦК ВКП (б) и Советскогоправительства о школе в 1931, 1932, 1934 гг. Постановления осудили «теориюотмирания» школы, определили содержание обучения, организационные формы (урок)и методы преподавания в начальной школе.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) — крупнейший методисти педагог в области начального обучения. К.Д. Ушинский придавал огромное значениеосознанному усвоению знании и считал, что обучение дает детям полноценные знаниятолько тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью.Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. ВзглядыК.Д. Ушинского на изучение географии и естествознания в начальных классах раскрытыим в книгах «Родное слово» и «Детский мир», предназначенныедля чтения младшим школьникам, а также в «Родном слове» — книге для учащихи в предисловии к учебнику «Детский мир».
Сведения по естествознанию, К.Д. Ушинский группировал так, чтобыучащиеся систематически уясняли единство строения животного и растительного мира,единство состава органической и неорганической природы и т.д. К.Д. Ушинский считал,что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значениедля развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.
Наглядность понималась К.Д. Ушинским не только как непосредственноезнакомство детей с природой, но и как использование на уроках карт, картин, глобусов,теллуриев, коллекций, макетов и других пособий, помогающих учащимся создать в ихсознании определенный образ предмета или явления.
Герд Александр Яковлевич (1841-1888) — основоположник передовойрусской методики преподавания естествознания в школах России. Он боролся за возможностьправильного обучения детей в начальных классах основам естественных наук, был последователемЧ. Дарвина, переводчиком его трудов и одним из первых в России воплотил в учебникезоологии идеи дарвинизма.
В своих методических высказываниях А.Я. Герд отстаивал передовыеметоды и приемы обучения: самостоятельные наблюдения учащихся в природе, экскурсиидетей в природу, проведение лабораторных работ, предметных уроков. До настоящеговремени огромное методическое значение имеет разработанная А.Я. Гер-дом системаизучения природы в начальных классах.
В методическом пособии «Предметные уроки в начальной школе»(1883) А.Я. Герд объяснял учителям, как следует работать по изучению природы в начальныхклассах, и обосновывал, почему необходимо сначала изучать природу неживую, а потомживую. Он писал, что целью предметных уроков, помимо развития учеников, являетсясообщение им правильного и цельного представления об окружающем мире, о Земле ио тех живых существах, которые обитают на Земле. В «Предметных уроках»А.Я. Герд дает образцы этих уроков с показом того, какими пособиями следует пользоваться,какие опыты и каким образом проделывать учащимся, к каким выводам они должны прийти[1].
В журнале «Учитель» на протяжении ряда лет публиковалисьстатьи А.Я. Герда, в которых ярко проявлялась его последовательная борьба с консерватизмоми идеализмом в преподавании естествознания в школе.
Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) — педагог-методист начальнойшколы.
В своих методических взглядах он продолжал и развивал теоретическиеосновы школьного образования К.Д. Ушинского и А.Я. Герда. Вахтеров В.П. критиковалсловесное обучение естественным наукам и требовал, чтобы учителя при изучении сдетьми природы опирались на наблюдения, опыты, демонстрацию предметов природы. [2]
Особый интерес представляют его книги для чтения «Мир врассказах для детей». Они были построены на осуществлении принципа наглядностии содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материалпо естествознанию. В своем основном труде «Предметный метод обучения»он раскрывает требования к проведению наглядного обучения.
Севрук Людовиг Степанович (1867-1918) — методист по естествознанию.Основными методами работы на уроке он считал беседу и рассказ учителя, тесно связанныес наглядностью.
Ягодовский Константин Павлович (1877-1943) — автор большого количестваработ по методике преподавания естествознания в начальной школе. В работах К.П.Ягодовского впервые ярко и убедительно была раскрыта психологическая потребностьдетей младшего школьного возраста в изучении природы.
Перроте Александра Александровна (1880-1963) — методист по естествознаниюв начальных классах. Она проводила большую работу с учителями, практически обучаяих работе по естествознанию, вела систематические семинары в институте усовершенствованияучителей, выступала на курсах и в печати с работами по методике естествознания.Большое значение она придавала наглядным пособиям по естествознанию. Ею созданыколлекции «Известняки», «Соль», «Торф» и методическиерекомендации к ним.
Павлович Сергеи Андронникович (1884-1976) — известный методист-биолог,много внимания уделявший преподаванию естествознания в начальной школе и оснащениюуроков необходимыми наглядными пособиями. Во многих его статьях и книгах освещалсявопрос правильного оснащения уроков естествознания и природоведения учебными пособиями,а также были даны описания изготовления этих пособий самими учащимися. [3]
Валерьянова Екатерина Александровна (1885-1970) — методист поестествознанию в начальных классах. Много сил и времени она уделяла работе с учителями,подчеркивая большую роль и значение принципа наглядности при обучении естествознанию.Ею созданы «Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека»для учеников I, II, III, IV классов.
Е.А. Валерьянова создала ряд наглядных пособий и методическихруководств к ним, в том числе диафильмов, диапозитивных серий, была консультантомучебных кинофильмов, автором ряда печатных работ в помощь учителю начальных классов.
Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970), выдающийся советскийпедагог. Он создавал детям условия, при которых расцветали их фантазия, мечта, чувства.Василий Александрович знал духовный мир детей, всячески содействовал их умственномуразвитию, пробуждению у них интереса к знаниям.
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образжизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразнойдеятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках.Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, делать все толькотак, как того требует педагог. До школы ребенок познавал только то, что ему былонеобходимо в играх или в сложных трудовых операциях. Теперь он познает и то, чтонеинтересно, но нужно. Учение вносит ряд изменений в понятия, приобретенные до школы,донаучные житейские понятия.
В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формированиеанатомической структуры головного мозга. Мощный стимул его функциональному развитиюдает обучение. Так создаются условия для постепенного перехода от предметно-образногок абстрактному, словесно-логическому мышлению. И все-таки учителю нельзя забывать,что младший школьник всюду ищет опору на личный чувственный опыт, собственные впечатления,знания, близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственноговосприятия, чтобы переводить мысли ребенка к постижению закономерных связей вещейи явлений[4].
В.А. Сухомлинский рассказывал, как он использовал для оживлениямысли и воображения детей общение с природой. Однажды он повел детей вечером наблюдатьзаход солнца, попросил ребят посмотреть на зеленые кусты, растущие по склону балки,и сказать, что они им напоминают. Одни дети видят зеленые тучки, которые прилепилисьотдохнуть, другим кажется, что кусты похожи на морские волны, третьим — на муравьиныекучи. А одна девочка сказала, что кусты напоминают ей отару овец, остановившуюсяна ночлег. [5]
Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще отвлекаютсяот неинтересной для них работы, им трудно сосредоточиться на материале, лишенномнепосредственной эмоциональной привлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзяв то же время все обучение строить на
одном интересе, на переживании приятного. Устойчивость внимания,способность к регулированию и произвольной организации действий в учебной деятельностипридут к учащимся тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение- это труд, требующий серьезного волевого напряжения. [6]
Младшему школьнику свойственна интенсивная двигательная активность,которая в сочетании с недостаточным еще умением управлять своим поведением нередкопорождает импульсивность, несдержанность. неорганизованность. Между тем, замечалА.С. Макаренко можно с успехом проводить движение упорядоченное, с торможением,с уважением к соседу, к имуществу и т.д. Нельзя просто запретить двигаться. Надоорганизовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумныйвыход. В распоряжении учителя — экскурсии и лагеря с палатками и шалашами, катаниена лодках и рыбная ловля, совместный труд, туризм. (Баранов, Болотина, Сластенин,1987)
1.3 Специфика уроков естествознания
Для многих учителей начальных классов наиболее сложным из всехпредметов является природоведение (или естествознание, что одно и то же) — как вплане подготовки к уроку, так и его проведения. Причины могут быть самые разные,но наиболее часто приходится сталкиваться с недооценкой специфики этого предметаи неумением конструировать урок, выстраивая его логику.
Чем же природоведение отличается от других предметов?
Прежде всего это единственный действительно интегрированный посвоей сути предмет, поскольку он изучает мир как единое целое. Для того чтобы раскрытьперед детьми его содержание, найти наиболее действенные, результативные и в то жевремя наиболее короткие пути к цели обучения, учитель должен сам обладать глубокимиестественно-научными знаниями, понимать фундаментальные природные закономерности,уметь находить их проявления в окружающем мире.
Другой, не менее важной особенностью являются специфические длянаучного естествознания экспериментальные и теоретические методы исследования: наблюдение,эксперимент, обобщение, выработка гипотез с последующей проверкой их на практике,создание теорий. Школьное естествознание, в том числе начальное, с необходимостьюдолжно отражать научные методы исследования, ибо в противном случае суть науки(объективность предмета исследования) выхолащивается. Для реализации этого требованияучитель должен владеть знаниями и опытом организации научных исследований в областиестественных наук. [7]
Начальное естествознание имеет огромные потенциальные возможностидля всестороннего развития ребенка, оно органично соответствует детской психике,поскольку удовлетворяет исследовательский инстинкт ребенка, позволяет во время урокамногократно менять формы деятельности детей, используя как наглядно-образное, таки наглядно-действенное, и логическое мышление, избегая при этом как физиологической,так и интеллектуальной перегрузки.
Начальное естествознание, как ни один другой предмет, позволяетактивно использовать в учебном процессе жизненный опыт ребенка, а также организовыватьувлекательную внеурочную работу.
На каждом уроке по этому предмету каждый ребенок должен открытьнечто новое для себя. Если мы ранжируем новизну по сложности усвоения и значениюдля интеллектуального развития детей, то получим следующий ряд (по мере увеличениясложности и значимости): новые факты — новые закономерности — новый уровень понимания,теоретические обобщения[8].
Разрабатывая природоведческие уроки, необходимо стремиться выполнитьследующие правила:
1. Дети на уроке должны наблюдать изучаемые предметы, явленияи процессы.
2. Дети на уроке должны напряженно мыслить.
3. Обобщения дети должны по возможности делать сами.
4. На каждом уроке дети должны получать новые для них знания,т.е. каждый урок должен иметь элемент новизны.
5. Знания, полученные на уроке, должны будить детскую мысль,стимулируя интерес к предмету, новые вопросы, творческое мышление.
Для достижения этого от учителя в первую очередь требуется вычленениеглавной идеи урока (иногда, редко, их несколько), осознание его учебной задачи.Именно главная идея должна быть в центре внимания учителя как при подготовке урока,так и на самом занятии. Без этого невозможно выстроить урок логично и правильно.Затем, сообразно с главной идеей урока, учитель должен: — продумать ход урока;- подобрать необходимый и достаточный фактический материал; — использовать натуральныеобъекты, схемы, модели, таблицы и другие формы наглядности и краткой записи, облегчающиеобобщение; — направлять мысли ребенка к правильному выводу, вести обсуждение с необходимойдля этого точки зрения; — сделав обобщение, найти новые факты, подчиняющиеся установленнойзакономерности, и объяснить их.
Чтобы проиллюстрировать сказанное, используем “универсальную”тему, с которой начинаются практически все природоведческие программы. Необходимоподчеркнуть, что это — вводный, самый первый урок по природоведению и уже на немдолжны ярко проявиться отличительные качества этого школьного предмета. [9]
1.4 Система природоведческих знаний как методическоеусловие формирования познавательных интересов
Система природоведческих знаний, которой овладевают школьникив процессе обучения естествознанию, включает систему познавательных задач. Нарядус содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) условиемформирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихсязаданий (познавательных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметахи явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанностьусвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.
Познавательные задачи по естествознанию включают задания, вопросыи проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями.Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержаниеи требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материалапознавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе(солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разныевремена года.
В учебном процессе следует выделить основные познавательные задачи,решаемые в течение всего учебного года, раздела программы или урока, и частные,решаемые на отдельных этапах урока:
1) принцип единого целого, т.е. содержание всех задач должнобыть объединено одной идеей (природоведческой закономерностью). Такой идеей являетсязависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводев разные времена года;
2) принципам усложнения познавательных задач: усложнение учебногоматериала; повышение степени его обобщения; увеличение объема знаний, которыми долженовладеть ученик. [10]
Усложнение природоведческого содержания познавательных задачзаключается в последовательном включении новых «порций» знаний о природе.
Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны(признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растенийи животных).
Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитиии размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа «Как развивается бабочка-капустница?»,он должен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожихнасекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.
Сложны также задачи, отражающие условия жизни живых организмов,которые влияют на строение, развитие, размножение, происхождение растений и животных.Примеры таких заданий: «Почему дятел может жить только в лесу?»,«Докажи, что белка — житель леса» и т.п.
Другое направление в усложнении познавательных задач связанос повышением степени обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зренияпознавательные задачи, содержанием которых служат конкретные единичные явления ипредметы, например: «Как зимует белка?», «Определить температурувоздуха в классе». [11]
Природоведческие представления характеризуют довольно высокуюстепень обобщения знаний учеников. Задания типа «На какие группы можно разделитьживотных: лисица, сорока, пчела, медведь, воробей, муравей?», используемыена первых уроках естествознания требуют обобщенных знаний о животных.
Степень обобщения познавательных задач повышается, если для ихвыполнения ученику необходимо знать существенные признаки группы явлений (ученикдолжен оперировать понятиями): «Доказать, что утка — птица», «К какойгруппе животных относится еж?».
Задания, требующие умений устанавливать закономерности явлений,представляют самый высокий уровень обобщения. Задачи типа «Расскажите о жизниживотных в разные времена года» наиболее трудны для учеников. Они требуют владениятакими понятиями, как «животные», «звери», «птицы»,«насекомые», требуют знаний обобщенных признаков жизни животных осенью,зимой, весной, летом, способов питания и развития животных.
Следующее направление в усложнении познавательных задач характеризуетсяколичественно: задачи, содержащие больший объем знаний, необходимых для решения,- самые сложные. Например, задача «Что это?» (показывается изображениерастения) требует прямого ответа ученика. Но чтобы ответить на вопрос «Какиезвери живут в наших лесах?», необходимо промежуточное знание: что такое звери?Для ответа на вопрос о жизни растений или животных в разные сезоны ученики такжедолжны иметь промежуточные знания о растениях или животных, их классификации в природе,о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, зверях, птицах, насекомых, местахих распространения в наших лесах и охране. [12]
Таким образом, программой предусмотрено сообщение детям системызнаний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной областидействительности. К ним относятся представления о физических изменениях агрегатногосостояния веществ (например, воды), перемещении тел в пространстве, о приспосабливаниирастений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимосвязейв природе и т.п. В результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышление(расширяется круг представлений, появляется способность манипулировать ими, видоизменятьих и пр.), развивается словесно логическое мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязьявлений, видеть их причину и следствие, строить логические суждения, делать выводыи пр.). В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природеслужит основой правильного отношения детей к растениям и животным.
Школьники проявляют большой интерес к физическим явлениям неживойприроды. Поддерживая этот интерес детей, необходимо давать им определенные знанияв данной области. Остановимся подробнее на содержании таких знаний.
Формирование представлений о различных состояниях веществ (твердом,жидком, газообразном), об их переходе из одного состояния в другое, например, притепловом воздействии, о способах распространения тепла (теплопроводности и конвекции)позволяет показать характер и причины изменений некоторых предметов и явлений окружающейдействительности.
Знакомство со свойствами воздуха (он есть повсюду, имеет вес,может сжиматься), магнита (притягивает к себе некоторые металлические предметы),которые обнаруживаются в лабораторных условиях, дает возможность продемонстрироватьшкольникам, как широко распространены скрытые от глаз физические явления. Воздухневидим, но легко обнаруживает себя, если им надувать воздушный шарик; магнитноеполе также невидимо, но его интересное свойство отчетливо проявляется, как тольковблизи появляются мелкие металлические предметы. Выявление скрытых свойств предметовв процессе обучения, которое происходит под руководством педагога, положительновлияет на формирование у школьников материалистических представлений о природе,служит основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе. [13]
Сообщение школьникам знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленнымнаправлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности ихразвития, многообразие видов живых существ. При этом главное — научить ребенка пониматьсвязь между живым организмом и средой обитания.
Рост и развитие есть не что иное, как упорядоченная во времени,строго последовательная цепочка взаимосвязей развивающегося организма с внешнейсредой. Связь третьего понятия — «многообразие организмов» — с первымидвумя легко прослеживается, если рассматривать его как результат исторического развития.Это легко продемонстрировать на разных живых существах, приспособившихся к однотипнымусловиям жизни. Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, детипостоянно убеждаются в том, что все живое требует питания (животных надо кормить,растения — поливать и удобрять), надлежащих условий жизни (рыбам нужна вода определеннойтерпературы, освещение, растения и пр.; птицам необходимо воздушное пространство,песок, вода и пр.). В результате складывается реальное представление о живом организме.
Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, заложенные в предметеприродоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся.Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которыхпостепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступеньобобщений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятийк представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении младшихшкольников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений, умозаключений.1.5 Сочетание различных методов при обучении естествознанию
Главная забота учителя должна быть о том, чтобы на уроке началасьсодержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят,которая стала бы ростком того нужного, что поможет развить постоянный интерес кприроде, потребность в знаниях о ней.
В работе должны правильно сочетаться различные методы: словесноесообщение учителя и учащихся с демонстрацией натуральных или изобразительных наглядныхпособий, с общественно полезными делами детей, направленными на формирование практическихумений и навыков, наблюдения и опыты и др.
Одна из важнейших задач, стоящих перед школой и учителем, — научитьдетей работать с книгой вообще и с учебником в частности. Каждый учебник обеспечиваетдетям определенный минимум знаний и служит для закрепления полученных на уроке сведений,учит применять полученные знания на практике. Видный методист проф.В.П. Будановписал: «Без учебника преподавание теряет точность и определенность. Учебникобеспечивает определенный уровень знаний». [14]
В изучении естествознания значительное место отведено работес учебником как в классе, так и дома. Учителю необходимо помнить, что учебник незаменяет наблюдения детей в природе, а только направляет их внимание на определенныеобъекты, способствует обобщению наблюдаемых явлений и их систематизации. Дети спомощью учебника (статей, заданий, вопросов, иллюстраций) учатся выделять основноев наблюдаемых явлениях, обобщать их и на этой основе создавать представления и элементарныепонятия.
Учебник помогает школьникам освоить определенные программой представленияо живой и неживой природе, их взаимодействии и влиянии на труд человека.
«Знать карту — значит овладеть возможно лучше и полнее картографическойграмотой. т.е., пользуясь ее азбукой, научиться свободно читать карту»1. Овладетькартографической грамотой — значит понять условную символику карты, а для этогонеобходимо последовательно знакомить учащихся с условным языком сначала простейшегочертежа (схемы) местности, плана а затем карты. Постепенное, последовательное изучениеплана и карты в III классе подготавливает школьников к работе с картой в старшихклассах. Вначале дети должны понять смысл и значение условных знаков плана и карты(ее легенды, масштаба изображения направлений на плане и карте).
В начальных классах на уроках естествознания учителя широко применяютнатуральные наглядные пособия (образцы почв, коллекции полезных ископаемых с раздаточнымматериалом, гербарии культурных и дикорастущих растений, живые растения, принесенныес экскурсии, коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т.п. Этипособия, показывающие предметы природы в натуральном виде, важны и необходимы науроках естествознания, работа с ними увлекает школьников и помогает в приобретениизнании.
Часто учащиеся не имеют возможности наблюдать многие объектыи явления непосредственно в природе. Для знакомства с ними на уроках естествознанияучителя используют печатные наглядные пособия: картины, таблицы, фотографии, открытки,иллюстрации. Учебные таблицы и картины в сочетании с другими пособиями создают уучащихся образное представление о многих природных объектах и явлениях.
Методика использования таблиц имеет следующие основные моменты:рассматривание таблицы, изучение и выделение отдельных объектов, установление связеймежду ними, сравнение объекта с другими и определение его места в природе. Путемвопросов учитель выясняет, что учащиеся знают о показанном объекте, направляет ихвнимание на наиболее характерные признаки. С этой целью можно дополнительно использоватьнатуральные объекты: гербарии, чучела, модели. [15]
Таблицы, картины, рисунки в учебниках, создавая общее впечатлениео природном явлении или объекте, не всегда могут показать их детали, наглядно объяснитьпричины данного явления. В таких случаях на помощь учителю приходят детализирующиекартинки, схемы, чертежи и рисунки на доске.
Рисунок на доске — это упрощенная схема, раскрывающая детям содержаниестатьи в учебнике, рассказа учителя, выполненного опыта. Например, при объяснениив III классе образования родника учитель чертит на доске схему расположения водопроницаемыхи водоупорных слоев, показывает движение воды над водоупорным слоем. Дети нагляднопредставляют себе весь процесс образования родника.
Рисунок не только объясняет содержание темы урока, но и делаетее более доходчивой и интересной для школьников.
А.А. Половинкин, рассматривая данный вопрос, подчеркивал, чтоученик с помощью рисунка на доске может проследить весь ход рассуждения учителя.«Слух и зрение участвуют вместе. Это дает возможность не только глубже понятьизлагаемую мысль, но и крепче запечатлеть ее в памяти»1.
Особое значение на уроках естествознания приобретает использованиеигровых приемов и занимательных материалов. [16]
1.6 Виды экскурсий, условия и технология организацииэкскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию
Изучение природы нельзя представить себе без непосредственногонаблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподаванияестествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведениеэкскурсий — необходимое условие формирования естественнонаучных знаний.
Экскурсия — это форма организации учебного процесса, направленнаяна усвоение учебного материала, но проводимая вне школы, которая позволяет проводитьнаблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессыв естественно или искусственно созданных условиях.
Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсиитесно связан с программой по природоведению, она становится формой общекласснойработы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебногопроцесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводятс группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.
Велико педагогическое значение экскурсий. Следует прежде всегоотметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программныйматериал, расширяет кругозор и укрепляет знания учащихся. [17]
Важное место в плане работы педагога занимают экскурсии в природу,где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средойобитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений,учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмовдруг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретногоизучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказовили книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческойработы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практическихзанятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся сосбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала(на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развиваету учащихся навыки изучения своего края.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсияху учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатсявидеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это такназываемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях,оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуютформированию экологического сознания учащихся. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательнуюдисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условияэкскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке,сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом. Экскурсииимеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.
Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся.Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде, содействует закалкеи укреплению здоровья учащихся. Это особенно проявляется в многодневных экскурсиях,но и при организации однодневных экскурсий цели физического развития не должны бытьзабыты. [18]
Экскурсии — очень важная органическая составная часть нормальнойработы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматриватькак случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания,нечто вроде весенних школьных прогулок. Экскурсии — это те же уроки, но уроки вприроде или музее, на выставке, то есть в иной внешней обстановке. Поэтому и отношениешкол к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы,связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическомпланировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно бытьсогласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала другихуроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществлять их без срыва другихзанятий.
Тематика экскурсий определяется программой по природоведению.По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы:
— ознакомлениес многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различноевремя года;
— ориентированиена местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми своеместности;
— экологическиеэкскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видовприродных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемамиохраны окружающей среды;
— экскурсиив краеведческий музей, на выставки, производства.
(Петросова, Голов, Сивоглазов, 2000)
Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательнымии проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение природоведения. Ихсодержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала,а полученные в ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметышироко используются на последующих уроках темы.
Экскурсии по природоведению бывают вводными (по курсу или теме),текущими (по мере изучения материала темы) и обобщающими (после изучения материалатемы).
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление обизучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременныенаблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами илиявлениями в самой природе. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темыили части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученногоматериала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природето, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили на поставленные учителемвопросы. (Пакулова, Кузнецова, 1990)
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезнойпредварительной подготовки руководителя и учащихся. Подготовка начинается с составлениятематического и годового плана, где определяются время и тематика экскурсий. Передпроведением конкретной экскурсии учитель должен ознакомиться по литературным источниками имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить ориентировочныйплан. После этого он знакомиться с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пунктыостановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления сместом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены наэкскурсии, и составляется их описание.
Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методыего осуществления, преподаватель определяет содержание и составляет конспект экскурсии.Кроме того, необходимо определить, какую конкретную работу учащиеся будут выполнятьна экскурсии, и составить карточки-задания для организации их самостоятельной работы.При составлении конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседыс учащимися, форму записи результатов, выводы, то есть окончательное оформлениепроделанной на экскурсии работы.
Для успешного проведения экскурсии необходимо предусмотреть экскурсионноеоборудование или снаряжение. Некоторые предметы необходимы каждому экскурсанту,часть снаряжения выдают небольшим группам учащихся, а часть может быть взята навесь класс. Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадьдля записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для каждойэкскурсии определяется тематикой и характером задания.
Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщаетучащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы.Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движениина маршруте, о поддержании определенной дисциплины. Тогда же необходимо разбитьучащихся на группы для выполнения самостоятельной работы и продиктовать им спискинужных для экскурсии пособий. Общие задания необходимо сообщить всей группе, а болееконкретные индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужноподготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результатынаблюдений.
Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочетов,которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим педагогам следуетпомнить о некоторых правилах. Основное требование — организовать активную работуэкскурсантов, но не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели имследует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбори распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями природы, выполнениеконкретных замеров и пр.
Далее необходимо организовать просмотр собранного материала,беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательнозавершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают сразуже после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформлениярезультатов. Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминови названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно узнатьназвание того или иного предмета — это совершенно естественное стремление соотнестипредметное и словесное представление о конкретном объекте. Но, как правило, на экскурсияхс младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более восьми — десяти объектов.Задача экскурсии — вскрыть те связи и взаимоотношения, которые наблюдаются в природе.Это цель отнюдь не достигается нагружением памяти терминологией. Давать названиянеобходимо, но в небольшом количестве, чтобы они «не засоряли» памятьи не утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать что-либоиз научно-популярной и художественной литературы.
Следующее требование — это умение правильно показывать на экскурсииразличные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учительдолжен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. Поэтому учащиесязаранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии. Рассмотрение на экскурсиикрупных, всем хорошо видимых объектов не требует особой техники. Сложнее изучатьмелкие объекты, иногда очень малого размера (мелкие насекомые, какие-нибудь деталив строении растений и т.д.). Самое главное здесь — приучить детей становиться вокругруководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя,находящегося в центре такого живого кольца.
Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтомунеобходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради,не полагаясь на свою память; иначе многое будет ими забыто. Наконец, нужно приучитьребят собирать только необходимые материалы и, принося их в школу, обрабатывать,укладывать в порядке; живые объекты помещать в удобные для них условия. Без этогомногое погибнет — испортиться, и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано.Учителю необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзясобирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых растений, таких, какпервоцветы, ландыш майский, представители семейства губоцветных и другие. Из насекомыхотлову не подлежат бабочки, за исключением белянки, нельзя также собирать моллюскови некоторых других животных. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным,а сами объекты должны быть использованы в последствии для пополнения школьных пособийили подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюденияна экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков иэкологическому воспитанию не на словах, а на деле. [19]
Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимыеработы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведеныитоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранныематериалы. Содержание записей. Дневников оформляется в виде выводов или краткихсообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных растений,коллекциями насекомых, горных пород и прочее. Из собранных материалов и рисунковможно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные результаты экскурсииобсуждают в классе. Лучшие результаты передают в школьный кабинет для последующегоиспользования в классной работе.
В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсиии при подведении итогов, выставить оценки. Лучшие работы следует отметить, но выставлятьнеудовлетворительные оценки нет необходимости.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать45 минут, так как более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют перерывав работе и отдыха. [20]
Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключаетсяв том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологическиепроблемы. Учащимся можно поручить выполнение какой-либо полезной работы, направленнойна выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которойпроходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельностии т.д. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся,раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. им необходимо рассказатьо растениях, формирующих облик сообщества и в значительной мере определяющих наличиев них тех или иных животных. Можно рассказать детям о Красных книгах и объяснить,что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительныйи многообразный мир.
Перед началом экскурсии учащихся, будь то в парк, в лес, на лугили водоем, необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе.Им можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанностиучастков парка или ближайшего леса, загрязненности водоема, реки, пруда, озера.Такая работа вызывает у школьников большой интерес, желание сделать что-то полезное,помогать воспитать бережное отношение к природе.
Можно провести очень полезные экскурсии по знакомству с городскимиптицами. В парках и скверах города всегда можно найти неожиданных и интересных обитателей.Даже о птицах, которых дети каждый день встречают рядом с собой, на экскурсии можноузнать много нового. Во время экскурсии необходимо рассказать детям о пользе земляныхчервей, лягушек, жаб, многочисленных насекомых — стрекоз, шмелей, муравьев, кузнечиков.Найдя их, на экскурсии не следует предлагать их коллекционировать. Нужно приучатьдетей видеть и наблюдать красоту живой природы, а не засушенного, мертвого объекта.(Петросова, Голов, Сивоглазов, 2000)
Таким образом, исключительно важной формой экологического просвещенияи воспитания школьников являются учебные экскурсии на природу, в краеведческие музеии на предприятия. Являясь органической частью учебного процесса, они способствуютзнакомству с конкретными объектами и явлениями природы в естественной обстановкеи формированию у учащихся чувства любви к родному краю. Вместе с тем экскурсии помогаютдетям убеждаться в необходимости использования комплекса мер по охране природы.
Во время экскурсий в лес школьники знакомятся с ним как к естественнымбиоценозом, в пределах которого организмы находятся в тесной пищевой, пространственной,видовой и размерной зависимости. При внимательном наблюдении не составляет особоготруда отыскать различного рода цепи пищевой зависимости, потому что в лесу имеетсявозможность познакомиться с различной растительностью и многочисленными его обитателями(птицами, мелкими зверьками, насекомыми, червяками). Экскурсия в лес, на луг, водоем,поле помогает увидеть и характер воздействия человека на природную среду, выявитьих экологические последствия.
Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависитне только от умения педагога ставить образовательные и воспитательные цели, и предварительнойподготовки учащихся к занятию, но и от удачного выбора маршрута. (Костенков, 1995).
Глава 2. Применения метода наблюдения при обучении естествознаниюв 3 классах2.1 Организация и методика экспериментального изучения
Экспериментальное исследование проводилось на базе 52 школы г.Орска. Контрольную группу составили 15 детей 3 «Б» класса. В экспериментальнуюгруппу вошли 15 учащихся 3 «А» класса.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетированиеи наблюдение.
Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальнойгрупп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Анкета состоит из восьмивопросов. Экспериментатор предлагает ответить на вопросы анкеты.
Оценка результатов:
7 — 8 правильных ответов — высокий уровень;
4 — 6 правильных ответов — средний уровень;
1 — 3 правильных ответов — низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмовв природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботойо них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знанияи элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответына все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязейорганизмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведенияв природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостейорганизмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформированнизкий уровень экологических знаний и культуры.2.2 Выявление уровня экологической образованности младшихшкольников
Цель: выявить уровень сформированности экологической культурыи экологических знаний у учащихся.
Показатели сформированности экологической культуры у младшихшкольников на втором этапе дополняются:
· интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попыткамиребенка их анализировать;
· участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлениемсамостоятельности и творчества;
· общением с представителями животного и растительного мира, вызванномв большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
· выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычнымделом.
Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированностиэкологической культуры ребенка, нами были составлены вопросы (см. Приложение 1).
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь наЗемле.
согласен не согласен
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Также нами была составлена анкета для выявления уровня экологическихзнаний.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
1. Птиц зимой следует подкармливать.
согласен не согласен
2. Береза, клен, рябина относятся к лиственным деревьям.
согласен не согласен
3. Если уничтожить всех мышей, то в природе не произойдет никаких изменений.
согласен не согласен
4. Наша котельная загрязняет окружающую среду.
согласен не согласен
5. Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных.
согласен не согласен
6. Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять.
согласен не согласен
7. Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых.
согласен не согласен
8. На закрытых местах покров снега больше.
согласен не согласен
Для выявление уровня сформированности экологической культурыи экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовалсяметод математической обработки данных эксперимента — метод ограниченного выбора,когда число выборов определено.
Данные обрабатывались по трем критериям:
· Высокий уровень;
· Средний уровень;
· Низкий уровень.
Результаты отражены в таблице 1.
Высоким считается уровень, когда из предложенных вопросов на7 учащиеся давали правильный ответ. К среднему мы отнесли от 4 до 6 верных ответов.Низкий уровень — 1-3 верных ответа.
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
· учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной- 0 человек;
· учащихся со средним уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной- 5 человек;
· учащихся с низким уровнем в контрольной группе 11 человек, в экспериментальной- 10 человек.
Контрольная группа:
7 — 8 правильных ответов — высокий уровень — 1 человек
4 — 6 правильных ответов — средний уровень — 3 человека
1 — 3 правильных ответа — низкий уровень — 11 человек
F / N * 100%,
где F — количество верных ответов, N — количество учащихся.
1/15*100% = 6,7%
3/15*100% = 20%
11/15*100% = 73,3%
Экспериментальная группа:
7 — 8 правильных ответов — высокий уровень — 0 человек
4 — 6 правильных ответов — средний уровень — 5 человека
1 — 3 правильных ответа — низкий уровень — 10 человек
F / N * 100%,
где F — количество верных ответов
N — количество учащихся.
0/15*100% = 0%
5/15*100% = 33,3%
10/15*100% = 66,7%
По полученным данным мы видим, что доля учащихся с высоким уровнемэкологической культуры составила в обеих группах 0% — 6,7%, со средним уровнем 20%- 33,3%, с низким уровнем 66,6% — 73,3%.
Таким образом, подводя итоги опроса мы можем сделать вывод отом, что говоря об экологической культуре детей можно констатировать, что экологическаякультура с направленностью на ответственное отношение к окружающей природной средеу учащихся находится на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет целенаправленноеформирование экологической культуры у учащихся.
Нами были выявлены имеющиеся у учащихся экологические знания,тем самым мы смогли определить уровень сформированности экологический знаний у учащихся.
Для определения уровня экологических знаний нами также было проведеноанкетирование учащихся. В эксперименте участвовало 2 класса (экспериментальная иконтрольная группы).
Анкета была составлена по теме «Природа зимой» (см.Приложение 2.)
Для опроса нами было выбрано анкетирование, так как вопросы раскрываютв большей мере ещё не известные или малоизвестные сведения, потому что полных иразвернутых ответов большинство учащихся дать не могут, но в то же время, результатыанкетирования покажут знания детей по ключевым вопросам этой темы, а уже более полноеизучение этой темы — это задача предстоящего урока.
Результаты анкетирования отражены в таблице 2.
Полученные данные были обработаны по трем критериям
Контрольная группа.
7 — 8 правильных ответов — высокий уровень — 1 человек
4 — 6 правильных ответов — средний уровень — 4 человека
1 — 3 правильных ответа — низкий уровень — 10 человек
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7%
4/15*100% =26,6%
10/15*100% = 66,7%
Экспериментальная группа.
7 — 8 правильных ответов — высокий уровень — 1 человек
4 — 6 правильных ответов — средний уровень — 5 человека
1 — 3 правильных ответа — низкий уровень — 9 человек
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7%
5/15*100% =33,3%
10/15*100% = 60,0%
Из полученных данных правильных ответов 33,3% — 40%. Это говорито том, что у детей недостаточно сформированы знания по этой теме. Также по результатаманкетирования мы видим, что уровень знаний в контрольной и экспериментальной группахпо данной теме " Природа зимой" примерно одинаков.2.3 Формирование экологических знаний и культуры прииспользовании экскурсии
Цель эксперимента: использовать на практике такую форму обучениякак экскурсия при изучении естествознания.
Для достижения этой цели нами были проведены в экспериментальнойгруппе экскурсии по темам «Осенние изменения в жизни растений и животных»и «Природа зимой». В контрольной группе по данным темам проводились уроки.
Рассмотрим методику проведения предложенных экскурсий.
Тема: «Осенние изменения в жизни растений и животных».
Задачи экскурсии:
· закрепление и уточнение знаний учащихся об осени как времени увяданияприроды;
· понаблюдать за осенними изменениями в жизни растений и животных;
· воспитывать бережное отношение к природе.
Тип экскурсии: текущая.
Снаряжение: блокноты, авторучки, папки для сбора листьев и трав.
Место проведения: сельский парк
План экскурсии:
1. Вступительная беседа.
Эта беседа проводилась в классе. Учитель сообщает тему, цель,задачи экскурсии, необходимое снаряжение.
2. Проведение экскурсии:
а) вводная беседа;
б) основная часть.
2.1. Проведение наблюдений в природе:
а) изменения в природе при наступлении осени;
б) растения парка:
· научить детей распознавать деревья, кустарники, травянистые растенияпо предложенным критериям;
· проанализировать изменения, которые произошли с растениями в связис наступлением осени.
2.2. Изучение осенних изменений в жизни животных:
а) наблюдение за птицами;
б) наблюдение за насекомыми.
2.3. Правила поведение в природе.
2.4. Степень загрязнения территории. Бытовые отходы. Следы отдыха посетителей.
2.5. Проблемы экологии и охраны природы. Действия каждого человека для сохраненияприроды.
3. Подведение итогов экскурсии.
Окончательное закрепление знаний проводится на следующий деньв классе. Учащимся предлагается по плодам назвать растения, рассказать об осеннихизменениях и явлениях в природе, раскрыть проблемы охраны природы.
Тема: «Природа зимой».
На данной экскурсии решались следующие задачи:
· уточнение знаний учащихся о зиме, как о времени года;
· наблюдать за зимними изменениями в жизни растений и животных;
· воспитывать бережное отношение к природе.
Тип экскурсии: текущая.
Снаряжение: деревянная рейка с делениями для измерения глубиныснега, лопатки для раскапывания снега, корм для птиц, коробки.
Место проведения: сельский парк.
План экскурсии:
1. Вступительная беседа.
Эта беседа проводилась в классе. Учитель сообщает тему, цель,задачи экскурсии, необходимое снаряжение.
2. Проведение экскурсии:
а) вводная беседа;
б) основная часть.
2.1 Практическая работа по измерению глубокого снега на открытоми закрытом местах.
2.2 Проведение наблюдений в природе:
· проанализировать изменения, которые произошли с растениями с приходомзимы;
· сделать вывод о том, какое значение имеет снег для защиты зимующихрастений от вымерзания.
2.3 Изучение зимних изменений в жизни животных.
а) наблюдение за насекомыми;
б) наблюдение за птицами;
в) наблюдение за следами присутствия зверей.
2.4 Правила поведения в природе.
2.5. Степень загрязнения территории.
2.6. Проблемы охраны природы.
3. Подведение итогов экскурсии.
Окончательное закрепление знаний проводится на следующем уроке.Учащимся предлагается по веткам и плодам определить лиственное или хвойное растение,показать роль снегового покрова для защиты растений от вымерзания, раскрыть проблемыохраны природы.
Анализ хода уроков показывает, что в начале урока познавательныйинтерес детей был очень низкий. Начало урока и его организационный этап были направленына мобилизацию внимания детей и нейтрализацию последствий «бурной» перемены.Высокий интерес ученики проявили при изучении новой темы. Самую большую познавательнуюактивность вызвали непосредственные изменения в природе. Выступление с сообщениямипо вопросам учителя носили высокую познавательную активность учащихся, они имеливозможность проявить себя и задать вопросы друг другу. Спад интереса произошел вовремя подведения итогов, так как дети уже устали.
Большой интерес у детей вызвали объекты окружающего мира. Общениес представителями животного и растительного мира, вызваны в большей степени заботойо них. У детей возникает потребность в приобретении экологических знаний и их практическомприменении. Учащиеся придерживались правил и норм поведения в природе.2.4 Изучение уровня сформированности экологических знанийи культуры при использовании экскурсии
Цель: Изучитьуровень сформированности экологических знанийи культуры на завершающем этапе эксперимента.
Для выявления влияния эксперимента, проведенного с детьми экспериментальнойгруппы, мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп.При этом использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
· учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальнойгруппе — 2 человека;
· количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 5 человек,в экспериментальной — 8 человек;
· учащихся с низким уровнем в контрольной группе 9 человек, в экспериментальной- 5 человек.
Контрольная группа:
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7%
5/15*100% = 33,3%
9/15*100% = 60%
Экспериментальная группа:
F / N * 100%,
2/15*100% = 13,3%
8/15*100% = 53,3%
5/15*100% = 33,4%
Результаты опроса представлены на диаграмме 3.
Из полученных данных мы видим, что высокий уровень составил вконтрольной группе 6,7%, в экспериментальной — 13,3%. Средний уровень в контрольнойгруппе — 33,3%, в экспериментальной — 53,3%, низкий уровень в контрольной группе60%, в экспериментальной — 33,3%.
Таким образом, подводя итоги опроса, мы можем сделать вывод отом, что, говоря об экологической культуре детей можно констатировать, что данныйопрос показал, что экологическая культура с ее направленностью на ответственноеотношение к окружающей природной среде у учащихся стало выше по сравнению с итогамиконстатирующего эксперимента. Но, если сравнивать уровень экологической культурыв контрольной и экспериментальной группах, то мы можем утверждать, что в экспериментальнойгруппе уровень экологической культуры намного выше. Это было достигнуто благодаряиспользованию в нашем исследовании экскурсии.
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
· учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальнойгруппе — 3 человека;
· количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек,в экспериментальной — 8 человек;
· учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной- 4 человека.
Контрольная группа:
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7%
6/15*100% = 40%
8/15*100% = 53,3%
Экспериментальная группа:
F / N * 100%,
3/15*100% = 20%
8/15*100% = 53,3%
4/15*100% = 26,7%
Результаты опроса представлены на диаграмме 4.
Из полученных данных мы видим, что высокий уровень составил вконтрольной группе 6,7%, в экспериментальной — 20%. Средний уровень в контрольнойгруппе — 40%, в экспериментальной — 53,3%, низкий уровень в контрольной группе 53,3%,в экспериментальной — 26,7%.
Итак, анализ данных контрольного эксперимента показал, что уровеньэкологических знаний возрос в обеих группах по сравнению с результатами констатирующегоэксперимента. Но, если сравнивать показатели экологических знаний в контрольнойи экспериментальной группах, то уровень знаний в экспериментальной группе намноговыше уровня экологический знаний контрольной группы. Это стало возможным при использованииэкскурсии.
Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуюто том, что, если систематически использовать экскурсии на уроках природоведения,то:
· расширяются и систематизируются представления младших школьников обэкологии как науке;
· формируются навыки заботливого отношения к объектам природы.
Заключение
Познавательные интересы младших школьников не устойчивы и недифференцированы. Они находятся в стадии развития и становления. Детей занимаютвсе стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире ит.д. Младшие школьники одинаково увлекаются одновременно всем, они быстро переключаютсяс одних увлечений на другие. Но именно младший школьный возраст благоприятен дляразвития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальныхклассов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности.Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обучения, воспитания и развития условия,которые бы наиболее активно способствовали становлению личности школьника.
Задачи естествознания как учебного предмета не только в том,чтобы ученики получили знания о природе, но и в том, чтобы они овладели системойзнаний, т.е. понимали доступные их возрасту причинные зависимости в природе, связьмежду деятельностью людей и особенностями природы.
Именно такое обучение гарантирует эффективное усвоение знаний,формирование личности школьника в целом и развитие любознательности как важнейшейинтеллектуальной черты.
Использование метода наблюдения на уроках естествознания способствуетболее прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интереск предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их напрактике.
Литература
1. Буданов В.П. Методика преподавания физической географии. М., 1947.
2. Герд А.Я. Избр. пед. труды. М., 1953.
3. Горощенко В.П., Никитина В.С. Таблицы по природоведения, 2 класс.2-е изд.М., 1984.
4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение,1984.
5. Методические рекомендации для работы в подготовительном классе (работа сдетьми шестилетнего возраста). М., 1981.
6. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. — Мн.: Нар. асвета, 1980.
7. Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьниковв процессе изучения природоведения во втором классе. — Свердловск: Свердловскийпедин-т, 1983.
8. Половинкин А.А. Методика преподавания физической географии. М. 1950.
9. Скаткин М.Н. Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе. — М.,1953.
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Избр. пед. соч. М., 1979.
11. Ушинский К.Д. Избр. соч.М., 1968.
12. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания.2-е изд., дополн. М.,1954.
13. Поглазова О.Т. методические рекомендации по изучению интегрированногокурса «окружающий мир», издательство ассоциация xxi век, 2004 год
Приложение
Таблица 1.
Данные экспериментальногоизучения на начальном этапе уровня сформированности экологической культурыКонтрольная группа Экспериментальная группа Учащийся, № Количество правильных ответов Учащийся, № Количество правильных ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
7
5
4
4
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
6
5
4
4
4
3
3
3
3
3
3
2
2
2
1
/>
Диаг.1. Выявление уровня экологической культуры на начальномэтапе по теме «Осенние изменения в жизни растений и животных»
Таблица 2.
Данные экспериментальногоизучения на начальном этапе уровня сформированности экологических знаний. Контрольная группа Экспериментальная группа Учащийся, № Количество правильных ответов Учащийся, № Количество правильных ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
6
5
3
3
3
7
4
1
2
4
3
2
3
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
5
6
5
6
4
1
3
7
2
2
2
2
3
3
3
/>
Диаг.2. Выявление уровня сформированности экологических знанийна начальном этапе по теме «Природа зимой».
Таблица 3.
Данные экспериментальногоизучения уровня сформированности экологической культуры в контрольном эксперименте.Контрольная группа Экспериментальная группа Учащийся, № Количество правильных ответов Учащийся, № Количество правильных ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
7
5
5
5
3
3
3
5
3
5
3
3
3
3
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
8
6
5
6
7
4
5
4
5
3
3
3
4
3
3
/>
Диаг.3. Выявление уровня экологической культуры учащихся настадии контрольного эксперимента по теме «Осенние изменения в жизни растенийи животных».
Таблица 4.
Данные экспериментальногоизучения уровня сформированности экологических знаний в контрольном эксперименте.Контрольная группа Экспериментальная группа Учащийся, № Количество правильных ответов Учащийся, № Количество правильных ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
6
4
3
4
4
7
5
2
3
4
2
2
3
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
7
6
5
7
5
3
5
8
5
3
3
3
5
4
4
/>
Рис.4. Выявление уровня экологических знаний учащихся на стадииконтрольного эксперимента по теме «Природа зимой».