Реферат по предмету "Педагогика"


Методы и приемы интеллектуального развития младших школьников на занятиях изобразительного искусства в условиях коррекционной школы

/>/>Содержание
Содержание
Введение
Глава 1.Теоритические основыискусства пейзажа
1.1 Изображение пейзажа
1.2 Изображение пространства. Видыпейзажа
1.3 Зрительно-двигательная готовностьк изобразительной деятельности
1.4 Отражение в пейзаже пространственныхотношений предметов
Глава 2. Специфический характердеятельности учащихся в процессе рисования пейзажа
2.1 Методика рисования пейзажа
Заключение
Библиография
/>/>Введение
Наш народ и странапереживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только вполитике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание наискусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетическоговоспитания оказались в фокусе всеобщего внимания.
 Нонравственно-эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. Науроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи,магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словноутратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитанияличности.
 Причины сложившегосяположения кроются во множестве проблем нравственно-эстетического воспитания вшколе. Это недостатки существующих программ дисциплинхудожественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточнаяразработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащенностьучебного процесса.
Эти проблемы требуютскорейшего решения, т. к. нравственно-эстетическое воспитание играет огромнуюроль для формирования личности младшего школьника. Какие же задачи ставит передсобой нравственно-эстетическое воспитание? Глобальная цель — это формированиетворческого отношения человека к действительности, так как сама сутьэстетического — в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетическихявлений.
 Среди более конкретныхзадач одна из важнейших — формирование нравственно-эстетической потребности,которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности позаконам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широтунравственно-эстетической потребности, то есть способность личности эстетическиотноситься к возможно большему кругу явлений действительности; и качествонравственно-эстетической потребности, которое выявляется на уровнехудожественного вкуса и идеала. Также нужно обращать внимание на активнуютворческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся нетолько искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признакиможно считать критериями воспитанности личности.
Значениенравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно.Нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства — это лишь подсистемареализации принципов целостной системы.
В своей работе ярассмотрю возможности эстетического и нравственного воспитания на образцахпейзажной живописи. Сама природа является средством такого воспитания, акартины моря, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающиенастроение художника, его отношение к изображаемому, — еще более сильный факторнравственно-эстетического воспитания.
Таким образом эстетическоевоспитание детей на образцах пейзажной живописи в коррекционной школе — этонеобычайно интересная проблема, так как представляет собой синтезнравственного, эстетического и исторического воспитания.
Подавляющее большинствоучащихся коррекционной школы, особенно в младших классов, любят рисовать. Детиохотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствиемпринимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразнуюигру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Такая заинтересованность наблюдатьсякак на уроках рисования, так и во время внеклассной работы по изобразительнойдеятельности. Лишь в отдельных случаях можно услышать: “Я не знаю, что рисовать”.
Особую активностьучащиеся проявляют во время “свободного” рисования, когда педагог не ограничиваетих в выборе темы, не побуждает к рисованию с натурой определенного предмета.Радуясь цветным карандашам и краскам, дети рисуют, как правило, ранееизображавшиеся ими излюбленные предметы.
Если учащимся конкретнуютему для рисования или предложить выполнить рисунок с натурой, то большогожелания и интереса проявлено не будет. Отсюда следует вывод: учащиеся охотнорисуют только то, что умеют. Там, где от них требуется соответствующие знания иумения, наблюдается пассивность, инертность, негативное отношение к работе.
Заметное снижениеинтереса и активности к изобразительной деятельности иногда проявляется устаршеклассников. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, свозрастом умственно отсталые школьники начинают более критично относиться ксвоим работам, а слабые уменья передавать в графической форме образ того илииного предмета не позволяют им сделать это достаточно точно.
Во-вторых, у учащихсястарших классов может наблюдаться так называемая “интеллектуальнаяпассивность”, обусловленная тем, что у них своевременно не был сформированинтерес к учебной работе, и, в частности, к занятиям рисованием.
В-третьих, учащиесястарших классов, как и младшие школьники, могут быть равнодушны к выполнениюзаданий, если оно организовано формально, а объект изображения не затрагиваетих чувств, не вызывает никаких переживаний.
В результате деятельногоизучения изобразительной деятельности этих детей обнаруживается, что они всостоянии выполнить лишь одну-две картины, которые ими позаимствованы из книгили открыток или просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков,несомненно, говорит об их хорошей зрительной и моторной памяти. Однакосознательное построение рисунка и тем более проявление творчества в их работене наблюдается.
Объектисследования – процесс обучения рисования младших школьников на уроках И.З.О.
Предметисследования – процесс развития изобразительной деятельности младших школьников,коррекционной школы на уроках И.З.О.
Развитиеизобразительной деятельности в этом возрасте очень важно для формированияразвитой и самостоятельно мыслящей личности.
Гипотеза– процесс развития изобразительной функции младших школьников может бытьэффективным, если при объяснении определенных заданий тематические рисунки,способствует:
1)  применение цвета, графики, звука,современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации исреды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
2)  Тематические заданные рисункипозволяют усилить познавательные интересы ученика:
Цельисследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формированияэстетических чувств, интеллектуального развития младших школьников на занятияхизобразительного искусства в условиях коррекционной школы.
Задачиисследования: изучить психолого-педагогические,методические аспекты использования тематических рисунков в процессе обучениямладших школьников на уроках изобразительного искусства.
 на основе полученных данныхразработать комплекс методических рекомендаций по проведению уроковизобразительного искусства
ü анализпсихолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;
ü изучитьпсихолого-педагогические, методические аспекты использования тематическихрисунков в процессе обучения младших школьников на уроках изобразительногоискусства.
ü Наблюдение заучебно-воспитательным процессом тематическими рисунками проводимых вкоррекционных классах (с последующем проведением в ВКР)
ü на основеполученных данных разработать комплекс методических рекомендаций по проведениюур/>оков изобразительногоискусства.Глава 1./>/>Теоритические основыискусства пейзажа/> 1.1 Изображениепейзажа
Окружающая человекаприрода издавна волновала его, восхищала своей красотой, величием, помогала вего нелегкой жизни, защищала и укрывала, от врагов. Элементы пейзажавстречаются на украшениях стен гробниц и дворцов Древнего Востока. Многие сюжетыкартин Мазаччо, Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тинторетто, Тициана,П. Рубенса, А. Дюрера, Г. Голыбейна Старшего, Н. Пуссена, А. Ватто, Т. Жерико,Э. Делакруа, Д. Энгра, Ф. Гойи включают пейзажи или построения на его фоне. Помере развития человеческого общества, соответственно и культурыизобразительного искусства изображение пейзажа выделяется в самостоятельныйжанр. Д. Констебель, Ш. Мишель, Т. Руссо, К. Коро, П. Гоген во многом определилиразвитие пейзажа в Западной Европе в 19 веке и начале 20-х веков. Большихуспехов достигло, развитие реалистического пейзажа в русском искусстве 19 века.
Успешно развивалитрадиции русского реалистического пейзажа советские художники: А.А. Рылов, Б.Н.Яковлев, П.П. Кончаловский, М.С. Сарьян, Г.Г. Нисский и др.
Изображение пейзажаобычно начинают с изучения и рисования отдельных кустарников, деревьев, сучьев,а затем деревьев с частью двора, и только затем рисуют пейзаж с дальним планом.
Кусты и деревья изображатьзначительно сложнее, чем отдельные листья и ветки, так как в них большоеколичество деталей. Но, так же как и при рисовании листьев, цветов, плодов,рисунок куста или дерева надо начинать с очерчивания общей массы куста илидерева.
Чтобы лучше видеть общееочертание куста, дерева и не увлечься изображением отдельных листьев, сучьев,надо выбрать точку наблюдения и изображения не ближе двух – трех кратного ихбольшего размера. Такое расстояние от рисующего до натуры позволяет видеть всев целом и вместе с тем вычленять отдельные сучья, ветки и листья. Обычноотдельные листья показываются на переднем плане в освещенных местах или покраям, где они выступают силуэтом.
Начинать рисовать дереволучше всего очертания общей силуэтной формы зеленого покрова и ствола.Предварительно, в самом начале рисования можно короткими штрихами наметитькрайние точки дерева по высоте и ширине, то есть основания, верхнюю точкузеленого покрова и боковые крайние точки кроны. Затем намечаются направление итолщина ствола, направление основных сучьев – от них зависит пространственноерасположение основных масс зелени. Уточняются пропорции всей массы зелени,которая членится на большие группы сучьев. Эти основные массы зелени постоянносравниваются между собой по величине, пространственному положению, расстояниюмежду сучьями.
Работа акварельюцелесообразно начинать с локального цветового тона зеленой массы, ствола спостепенным цветовым насыщением теневых мест и проработкой цветом ствола,сучьев, отдельных листьев. Главное при этом – чувствовать и стремиться передатьобъемность всей зеленой массы, кроны в целом и отдельных ее частей, объемностькруглой формы стволов. При рисований самое главное – правильный контур.
Изображая пейзажакварельными красками, не следует забывать, что воздушность, материальностьизображения объектов, отношения пространственных планов, настроений. Передаютсяв акварели, прежде всего точным соблюдением всех закономерностей воздушнойперспективы, удачным выбором, техники и приема работы и обусловлены побужденнымчувством взволнованности от красоты природы./>1.2 Изображение пространства.Виды пейзажа
Неисчерпаемоемногообразие природы породило в изобразительном искусстве различные видыпейзажного жанра.
В парковом пейзажеизображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетическихпотребностей людей. Эта природа оказывает свое воздействие то геометрическистрогой, то свободной планировкой, гармоничным сочетанием природных форм декоративнойскульптурой и архитектурой.
Природа – это книгамудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным вней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях ипоэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит ивоспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко. К.Д. Ушинский неоднократноотмечал благотворное влияние природы на человека. Он восторженно писал: “Аволя, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые оврагии колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень разве небыли нашимивоспитателями? Зовите меня варваром педагогики, но я вынес из впечатлений моейжизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательноевлияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога”.
Воздушная перспектива – называетсякажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушнойсреды и пространства.
Воздух – прозрачнаясреда. Но прозрачность его непостоянна она меняется, с увеличением пространства,то есть толщи воздушного слоя, с увеличением влажности частиц пыли, давления ипрочие. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с этимследует учитывать и зависимость внешнего облика формы от особенностей нашегозрительного восприятия, от солнца, от времени суток, времени года, погоды, отсвойств зеленой поверхности. Рассмотрим некоторые закономерности.
Известно, что видимостьпредмета определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближепредмет тем больше величина его углового размера, тем больше размер егоизображения на сетчатке. Значит, оно, распределяясь на множествосветочувствительных клеток сетчатки и раздражая их, дает больше сведений оформе предмета, что обеспечивает наилучшую видимость его. Напротив, чем дальшепредмет от наблюдателя, тем меньше величина его углового размера, тем меньшеинформация о предмете, что не обеспечивает хороший видимости его. Идействительно все ближние к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающейполнотой, а дальше неполно обобщенно.
Изображениепространственной глубины требует определенной характеристики и предметов,находящихся на значительном расстоянии друг от друга, требует решениякачественно разных задач. При изображении первопланных предметов раскрываютиндивидуальные особенности формы через прорисовку характерных для каждогопредмета мелких и крупных частей и передачу целостности большой формы в которойвсе элементы согласованы и соподчинены; при изображение предметов среднегоплана отбирают наиболее типичные по форме крупные части и показывают, какформируется из них характер всей массы, цельной и несколько уплощенной; приизображений предметов дальнего плана крайне обобщают форму схематизациейпредметов, показом не частей, а всей их плоской массы через контур, светлоту исвет.
Из сказанного можновывести законы воздушной перспективы:
1. все ближниепредметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно; для передачипространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные резче.
2. все ближниепредметы воспринимаются четко, а удаленные неопределенно; для передачипространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных мягче.
3. на большомрасстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; дляпередачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, атемные – осветить.
4. все ближниепредметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние –слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространстваближние предметы надо изображать объемно, а дальние плоско.
5. все удаленныепредметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки –фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для передачи пространства надоближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.
6. все ближниепредметы кажутся многоцветными, а удаленные одноцветными; для передачипространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, аудаленные одинаковыми.
Законы воздушной перспективыпомогают грамотно передать пространство, однако этого мало: чтобы создатьреалистический пейзаж, надо овладеть приемами и средствами изображения наиболеераспространенных природных форм, способами передачи различных состоянийприроды.
Элементы пейзажа
К основным формам иявлениям природы относятся земля, растительный покров, вода, небо, воздух исвет. Рассмотрим некоторые приемы их воспроизведения в пейзажном жанре.
Земля
Первоначально задачарисующего – показать положение земной поверхности. В акварельной техникеповерхность земли пишут цветом предметным, общим и обусловленным, однакопредметный, ровно окрашивая поверхности милаеж их движения в глубину, поэтомуего дополняют линиями и штрихами. При удалении поверхностей различные оттенкисливаются в один общий цвет, который получают механически смешиванием красок,наносимых заливкой.
Живописное решениеперспективы поверхностей требует воспроизведения обусловленного цвета, которыйнакладывается небольшими мазочками разных оттенков.
Кустарники и деревья
Выполняя определеннуюфункцию, каждая часть дерева (корни, ствол., ветви, листья, цветы, плоды) имеетопреденленую форму. Чтобы реалистически правдивого изображения формы дерева,следует учитывать функциональную взаимосвязь его частей.
В акварельной техникепользуется несколькими приемами изображения деревьев. Художник И.Я. Билибин,например, ствол, ветви, крону ровно окрашивает предметным цветом, стремясь всилуэте дерева наибольшей остротой выявить характерное, а в цветовой гамме –гармонию целого.
А.П. Остроумова –Лебедева в акварели “Пруд в Павловке” создает обобщенный образ дерева, неупрощая его форму, как у Билибина: она моделирует светлые поверхности объемноймассы зеленой краской, полутемные – сине – зеленой, а темные – черно зеленой.
Выбор того или иногоприема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей, атакже и художественным замыслом.
Рисование пейзажа
Пейзаж представляетбольшие возможности для изучения и практического освоения приемов передачиглубины пространства. Для построения перспективно — грамотной пейзажнойкомпозиции важно, чтобы эти элементы располагались в пространстве в видецелостных взаимосвязанных и уравновешенных групп, находящихся в разныхпространственных планах.
Следует также обратитьвнимание на положение линии горизонта. При низкой точки зрения, когда линиягоризонта соответственно понижается, зеленая поверхность сильно сокращается иэлементы пейзажа, расположенные на земле загораживают друг друга. Такаяпейзажная композиция обычно строится на основе немногих элементов ближнего идальнего планов. Это сближение равноудаленных предметов приводит к резкомуобозначению разнице между ними по всем признакам, включая и расстояние. Привысокой точке зрения зеленая поверхность широко развертывается перед рисующим,он видит, как элементы пейзажа последовательно уходят, вдаль захватываяпространство от первого плана до самого горизонта и утверждая каждый свое местов этом пространстве. Композиция с высоким горизонтом строится многоплановая.Поэтому здесь решающее значение для передачи глубины имеет не резкоепротивопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана кплану.
Изображение пейзажногомотива начинается с определения формата и положения места бумаги. Затем набумаге проводят линию, горизонта определяющую соотношение земли и неба. Наземле рисуют основные элементы пейзажа. Отмечают их обобщенную пространственнуюформу по внешним контурам светлыми линиями.
Начиная живописноеизображение пейзажа, следует хорошо представлять себе его цветовой строй.
Цветовой строй задается –пейзажу – освещением. (солнцем, небом, луной) состоянием атмосферы. Перваяобобщающая цветовые отношения земли и неба и связанных с ними компонентов сучетом изменения цвета от плана к плану. Эти отношения определяются разницеймежду цветовыми тонами всех главных элементов пейзажа их насыщенностью ицветовой. Первая цветовая прокладка является той основной, на которой будетстроится вся следующая работа. Поэтому ее выполняют вдумчиво, неторопливо,ответственно.
Моделировка формыпроизводным цветом осуществляется с таким расчетом, чтобы:
1)  Передать объем каждого элементапейзажа.
2)  Передать объем обусловленногоцветовыми оттенками.
3)  Установить цветовую связь между всемипланами пейзажа.
В результате детального изучения изобразительной деятельностиэтих детей обнаруживается, что они в состоянии выполнить лишь одну -двекартины, которые ими позаимствованы из книг или открыток и просто заучены.Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит об их хорошей зрительнойи моторной памяти. Однако сознательное построение рисунка и тем болеепроявление творчества в их работе не наблюдается.1.3 Зрительно-двигательная готовность к изобразительнойдеятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых,отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых,умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящимвеществом (карандашом, фломастером, гуашью и т. п.). Иначе говоря, требуетсятолько особая организация восприятия с целью образования соответствующихпредставлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений инавыков.
 Процесс рисования тесно связан с кинестетическимиощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессепринимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации.
Движения руки у ребенка уже к трем-четырем годамсформированы. Действия неуверенные, скованные, неточные.
Графические умения и навыки требуют единства и взаимодействиязрительной и двигательно-моторной координации.
Нельзя полагать, что движения, могут возникать спонтанно инаправляться самим процессом изображения.
У них отмечаются отклонения в области зрительных восприятий имоторики, зрительные расстройства среди умственно отсталых встречаются чаще,чем среди нормальных детей.
Помимо дефектов зрения, детям свойственно в той или инойстепени недоразвитие двигательной сферы. Это проявляется в неумении производитьточные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу,скорость, ритм и т. д.
Это, отрицательно влияет на написание букв и цифр, наразвитие умения рисовать.
Одной из причин, затрудняющих развитие рабочих движений уучащихся коррекционной школы, является нарушение общей ориентировочнойдеятельности.
Другими причинами нарушением работоспособности. Недоразвитиеглазомерных навыков затрудняет зрительное сопоставление протяженности инаправления.
Фронтальное обучение без учета уровня графической готовностиучащихся не принимаются во внимание двигательных функций.
Процесс изобразительной деятельности требует достаточногоразвития мышц руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю,т. е. осуществлять зрительно-двигательную координацию. Учащиеся не могутсовершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием,допускают много нерациональных движений.
Первую группу: образуют дети, которые сравнительно легковыполняют по показу и по словесной инструкции простейшие графические задания.Действия этих учащихся уверенны, целенаправленны, достаточно расчетливы исвободны. При раскрашивании рисунка движения карандаша точны и ритмичны, чтообеспечивает хорошее качество раскраски (штрихи наносятся равномерно, в одномнаправлении и не выходят за пределы контура).
Вторую группу: составляют учащиеся, которые допускают в процессерисования много лишних, нецелесообразных движений, проявляют чрезмернуюторопливость и расторможенность. Движения их рук быстрые, размашистые, иногдаимпульсивные. Работать" медленно и точно управлять карандашом, соблюдаяконтуры рисунка, этим учащимся довольно трудно. В графической деятельности уних отсутствует достаточная ритмичность. Темп движений носит непостоянныйхарактер; как правило, он увеличивается к концу выполнения задания.
Наконец, можно выделить третью группу школьников, для которыххарактерны заторможенность и вялость. Движения рук у этих детей при выполненииграфических упражнении скованные, напряженные, очень замедленные. Предлагаемыезадания выполняются учащимися неуверенно, вяло, пассивно. Штрихи в основном елезаметные, направление движения часто теряется, а замедленный темп еще болееослабевает к концу задания. Мелкие движения рук плохо координированы.
Трудности, связанные с недостаточным развитиемзрительно-двигательной координации, в процессе систематических занятийпостепенно преодолеваются.
Моторика совершенствуется с возрастом: убыстряется темпдвижений, улучшается соразмерность силовых усилий в пространственныхкоординатах, вырабатывается одновременность (согласованность) движений, уменьшаютсясинкенезии (дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся кпроизвольным). Этому способствуют активные упражнения в условиях специальногообучения. Несмотря на значительную задержку и нарушение развития двигательнойсферы, сформировать у умственно отсталых детей двигательные навыки возможно.
изобразительный пространство пейзаж рисование1.4 Отражение в пейзаже пространственных отношенийпредметов
У большинства умственно отсталых детей отмечаются резкиенарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений.
Характерные для умственно отсталого ребенка недостаткинаходят свое выражение и в изобразительной деятельности.
В процессе занятий рисованием перед учеником встают несколькозадач, которые касаются прежде всего композиции рисунка.
Изобразительные задачи, связанные с организацией рисунка впространстве, имеют синтетический характер. Их реализация требует от учащихсяналичия представлений о величине, положении, направлении, расстоянии и другихпространственных соотношениях и связях.
Пространственные представления формируются и развиваются наоснове зрительных восприятий и тактильно-моторной чувствительности, однаковедущая роль все же принадлежит зрению. Только с помощью зрения происходитнепосредственное соизмерение пространственных соотношений между предметами впределах листа бумаги. Выполнить такое соизмерение ребенку значительно сложнее,чем установить пространственные признаки самого предмета (в частности, формы).По этой причине дети сначала рисуют отдельные предметы, а позднее объединяют их«общим» сюжетом, создавая тем самым несложные композиции.
А. В. Бакушинский выделяет три этапа композиционного решенияизображения.
На первом этапе лист бумаги представляется в виде горизонтальнойплоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются наней.
На втором этапе все предметы располагаются по одной линии, наодной узкой полосе.
На третьем этапе лист бумаги делится горизонтальной линией надве равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, аверхняя-вертикальной.
По мнению Н. П. Сакулиной, способ заполнения листа бумагиразличными изображениями всецело зависит от содержания рисунка.
1. Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги.
Этот вид ориентировки является принципиально важным, так какосновная часть работ выполняется учащимися на бумаге определенного формата. Чтоучащимся в процессе обучения приходится постоянно выполнять задания пословесной инструкции, содержащей пространственные характеристики.
Учащиеся коррекционной школы затрудняются в решении задач, вкоторых требуется определить правую и левую стороны, верх, низ, середину листа.Особенно много ошибок допускают учащиеся 1 класса.
Таким образом, ориентировка умственно отсталых школьников наплоскости листа бумаги находится на низком уровне и, следовательно, тормозитформирование изобразительных навыков.
2. Умение учащихся ориентироваться в пространственныхотношениях изображаемых предметов.
Многие умственно отсталые школьники допускают разнообразныеошибки по пространственному размещению изображений не только в рисунках,выполненных по представлению, но и с натуры.
Учащиеся затрудняются в выполнении графических действий иболее простого характера, например при соединении расставленных в определенномпорядке точек-ориентиров. Особенно много ошибок возникает в тех случаях, когдазадание имеет несколько абстрактное содержание.
Все это свидетельствует о наличии у многих умственно отсталыхшкольников резко выраженного недоразвития пространственной ориентации впроцессе изобразительной деятельности.
Учащиеся редко могут правильно объяснить свои действия впроцессе ориентировки на плоскости листа бумаги. Они не в состоянии словеснообозначить расположение предметов, их элементов или ориентиров в пространстве,описать направление движения карандаша, указать протяженность линии. Крометого, многие школьники не различают или неправильно используют термины,указывающие на положение предметов: справа, слева, вверху, внизу, над, около ит. д.
3. Передача в рисунке расположения предметов в пространстве.
Слабое умение ориентироваться на плоскости диета бумаги,недоразвитие процесса ориентировки в пространственных отношениях предметов,безусловно, проявляются в графических работах учащихся.
В рисунках некоторых нормально развивающихся детейдошкольного и младшего школьного возраста (1—2 классов) встречаютсянесообразности. В рисунках умственно отсталых школьников они наблюдаютсягораздо чаще.
В работах учащихся младших классов, выполненных на свободнуютему, часто соседствуют изображения, не связанные общим замыслом. В рисункахотсутствует какая-либо пространственная организация; изображенные объектыоказываются разбросанными по бумаге.
Между тем для работ учащихся коррекционной школы характерно чрезмерноеизмельчение рисунка. Увеличение изображения отмечается очень редко.
Особенно сложной задачей для умственно отсталых детейявляется передача расстояний! Между изображаемыми предметами.
Иногда предметы изображаются «развернутыми» или «прозрачными»(например, окружающий дом забор изображается на рисунке лежащим на земле;сквозь нарисованные детьми стены школьного здания оказываются видны сидящие запартами ученики и т. д.).
Не обладая в достаточной степени анализирующим восприятиемучащиеся коррекционной школы плохо разбираются в случаях неполногозагораживания одних предметов другими.
Отмеченные недостатки должны преодолеваться в процессекоррекционно-воспитателыюй работы.
Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги — звено вподготовке ребенка к обучению в школе.
Умение ориентироваться в пространстве, ограниченномплоскостью листа бумаги, является необходимым условием для развитияизобразительной деятельности.
Своевременное решение данной задачи способствует болеебыстрому переходу к занятиям, связанным с анализом пространственных отношениймежду предметами. Это позволяет успешнее корригировать недостатки предметныхдействий, что особенно продуктивно осуществляется в ходе обучения детейрисованию, лепке, аппликации, конструированию, черчению. Значение работы поразвитию пространственного анализа особенно велико для профессионально-трудовойподготовки учащихся коррекционной школы.
Глава 2. Специфический характер деятельности учащихся впроцессе рисования пейзажа 2.1Методика рисования пейзажа
Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционнуюнаправленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенностидеятельности учащихся коррекционной школы.
К числу умственных действий, которые ученик выполняет наразных этапах создания рисунка, следует отнести:
осмысление изобразительных задач и конечного результатапредстоящей работы;
ü пониманиеразличного рода инструкций;
ü предварительноеосмысление особенностей наглядно воспринимаемого
ü объекта (натурыили образца);
ü планированиеизобразительной деятельности;
ü осуществлениеконтроля за своей работой;
ü самооценкаизобразительной деятельности и ее результатов.
Рассмотрим общую характеристику деятельности умственноотсталых школьников в процессе занятий рисованием.
1. Осмысление изобразительных задач и конечного результатапредстоящей работы.
Учащиеся младших классов, не могут самостоятельно полностьюосмыслить поставленные перед ними изобразительные задачи. Только благодаряпомощи учителя они выполняют начальную стадию рисунка в соответствии синструкцией.
В силу слабости аналитико-синтетической деятельности учащиесякоррекционной школы не в состоянии понять конструкцию объекта и усвоить порядокпостроения изображения. В связи с этим рисунок выполняется, как правило, безучета выдвинутых учителем требований.
2.Понимание различного рода инструкции.
На уроках рисования детям даются различного рода инструкции:устные объяснения, указания, рекомендации; демонстрация готовых рисунков, схем;выполнение учителем на доске зарисовок в ходе объяснения материала.
Какая же форма инструкции наиболее приемлема для умственноотсталых школьников?
Было установлено, что учащиеся коррекционной школы не могутсамостоятельно руководствоваться устной инструкцией.
Учащиеся коррекционной школы не могут должным образомпользоваться и такими дидактическими средствами, как рисунок, схема и т. п. Прикопировании (срисовывании) какого-либо рисунка школьники действуют безанализирующего рассматривания образца, не соотносят с ним свои рабочиедвижения. В результате многие детали демонстрируемого на доске материаламеханически копируются и при этом грубо искажаются. Допущенные ошибки, какправило, не замечаются и не исправляются.
В связи с этим встает вопрос об особом значении рациональногосочетания словесных и наглядных компонентов в коррекционно-воспитательнойработе на уроках рисования. В этом отношении особого внимания заслуживаетпедагогический рисунок.
Правильные изображения учащиеся делают тогда, когда учитель используетпоказ всех этапов построения рисунка, сопровождая его подробными объяснениями иуказаниями.
3. Предварительное осмысление особенностей наглядновоспринимаемого объекта.
Как уже отмечалось ранее, чтобы нарисовать какой-либопредмет, надо иметь о нем четкие представления. Такие представления можносформировать путем специальной организации восприятия предмета.
Под специально организованным восприятием мы понимаем системупедагогических приемов, с помощью которых можно получить наиболее полные и точныепредставления о предмете. Чем совершеннее представления, тем меньше будетискажений при передаче изображения.
Типичным для учащихся является, сразу же приступают крисованию.
4.Планирование изобразительной деятельности.
Создание рисунка требует предварительного планированияпредстоящей работы. Однако планирование предстоящей работы. Однако планированиеодна из наиболее интеллектуальных операций.
Для того чтобы составить план, необходимо всестороннепроанализировать объект изображения и установить последовательностьизобразительных действий.
При самостоятельном рисовании большинство учащихся не в силахразумно и целесообразно развернуть свою деятельность, принять правильноерешение в ходе выполнения задания, точно следовать логике построенияизображения.
Неумение планировать свою работу проявляется не только впостроение рисунка, но и в отсутствии рациональной организации деятельности вцелом.
Отсутствие плана работы приводит к тому, что некоторыеученики, не закончив рисунок, приступают к его раскраске, а затем,спохватившись, начинают дорисовывать недостающие детали.
5. Осуществление контроля за своей работой.
Отсутствие полноты, точности зрительных представлений испособности прочно удерживать в памяти воспринятое приводит к тому, чтонарисованные предметы оказываются похожими друг на друга.
Наряду с планированием необходим постоянный зрительныйконтроль за процессом изображения. Такой контроль осуществляется в процессевыполнения рисунка на основе его сопоставления с изображаемым предметом.
Для подавляющего большинства умственно отсталых школьниковобраз создаваемого изображения оказывается как бы “ смазанным ”, “ размытым ”,неопределенным.
Другая причина отсутствия умения проверять свой действия впроцессе рисования заключается в недоразвитии, у учащихся способностисравнивать изображаемое с натурой или образцом, а также части рисунка междусобой.
Заключение
Из анализа прочитанной литературы можно сделать выводы:
ü Изобразительнаядеятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка,поскольку в процессе изображения участвует не какая – то отдельная функция, аличность в целом.
ü Умственноотсталые школьники располагаются значительными потенциальными возможностями,которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики науроках рисования.
ü Под влияниемправильного осуществляемого обучения изобразительной деятельностисовершенствуется познавательные процессы: дифференцируется восприятие,обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание,происходят положительные сдвиги в выполнение умственных операций. Изобразительнаядеятельность в значительной степени соответствует совершенствованиюэмоционально – волевой сферы и двигательно-моторной сферы. Кроме того, онаспособствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служитодним из средств социальной и трудовой адаптаций учащихся.
ü Необходимо вмаксимальной степени использовать изобразительную деятельность для развитияпознавательных интересов. Важно, чтобы занятия рисованием служили однимсущественных элементов коррекционно – развивающего обучения. В целях усиленияруководства изобразительной деятельностью умственно отсталых детей на разныхэтапах их развития следует обеспечить преемственность в работе специальногодетского сада или коррекционной школы.
Соблюдение этих всех правил позволит более рациональноиспользовать изобразительную деятельность в соответствии с особым задачамиспециальных учреждений.
Итак,наиболее эффективные методы и приемы формирования эстетических чувств,интеллектуального развития младших школьников на занятиях изобразительногоискусства в условиях коррекционной школы, развивает познавательные способностиучащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшаетвосприятие мира.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.