Конструктивистское основание длятестов, проверяющих навыки и умения в чтении
Гапочка И.К.
В тестовыхматериалах, входящих в корпус Государственного стандарта порусскому языку как иностранному (РКИ), представленыразличные модели субтестов по всем четырем видам речевой деятельности.
Вданном случае нас интересует тест «Чтение», который в части, обращеннойк тестируемому, представлен текстами для разных видов чтения(изучающего и ознакомительного), инструкциями к выполнениютеста и тестовыми заданиями. В части, обращенной к преподава-телю-тестору,определены цель теста, структура и содержание теста, процедураего проведения, обработка и оценка результатов тестирования.Составлению этого теста предшествовали подготовительные процедуры,благодаря которым можно было создать его конструктивистскоеоснование. У конструктивистского основания есть важноеследствие: выявляются компоненты, образующие базис модели теста. Все это имеетзначение как для тестирующих, так и для разработчика теста. Мы не будемполностью описывать базу знаний, мнений, представлений — все то,что дает необходимую информацию для различных операций при создании теста почтению.
Исходя из самыхобщих оснований, образующих базис модели теста, охарактеризуем тольконекоторые из ее составляющих: стратегический подход присоздании текстовой базы, определении уровней понимания, а такжетипов тестовых заданий, оценочных критериев и т.д. Оценка понимания при чтениивсегда связана со значительными трудностями, обусловленнымисложностью и глубинным характером мыслительных процессов трансформациитекстового материала читающим. А в условиях проведения тестового контролячтения эти трудности еще более усиливаются.
Наэкзамене мы предлагаем одну и ту же модель теста, хотя и признаем,что не может быть единого и однородного процесса понимания -вразных обстоятельствах (ситуациях) читающий по-разному понимаетразные типы текстов. В связи с этим следует оговорить теоретическуюи эмпирическую неполноту тестовой проверки чтения на иностранномязыке. Мы не склонны переоценивать возможности такой формыконтроля и по следующим мотивам. С одной стороны, тесты даютвозможность судить о полноте/неполноте понимания информации текста при проверкеразных видов чтения, особенно тех, при которых можно фиксировать время. Сдругой стороны, следует отметить ограниченность тестового контроля: не всюнужную информацию текста можно заложить в жесткие рамки тестовыхзаданий. Кроме того, часто бывает трудно определить однозначно,когда наступает правильное понимание — в процессе чтения, или впроцессе выполнения тестовых заданий, или в результате угадывания правильногоответа.
Невсе виды чтения допускают проверку тестами. Например, тестовыйконтроль изучающего чтения, имеющего установку на воспроизведениесодержания прочитанного текста, препятствует выявлению заданногорезультата. Тестовые задания лишь частично могут проверитьуровень воспроизведения. Однако названные выше факторы не позволяютполностью отрицать тестовый контроль чтения: существующие модели обученияиноязычной речевой деятельности, в том числе и модели контролей,являются апроксимированными. Следовательно, ограниченнымивозможностями тестового вида контроля, как и любого другого вида, можнопренебречь.