Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«Шадринский государственный педагогический институт»
Факультеттехнологии и предпринимательства
Кафедраобщетехнических дисциплин
Курсовая работа
по методике профессиональногообучения
Тема:
Методика преподавания
«Основ взаимозаменяемости истандартизации» на базе ВУЗа
Выполнил студент 468 группы
Пайвин С.В.
Руководитель ст. препод. каф. ОТД
Осипов В.А.
Работа допущена к защите «____»___________ 2010 ____________________
Работа защищена «___» ____________2010 с оценкой __________________
Шадринск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Методические особенности обучения «Основамвзаимозаменяемости и стандартизации» студентов ВУЗа
1.1 Характеристика специальности 540500 «Технологическоеобразование»
1.2 Методы и формы обучения «Основам взаимозаменяемости истандартизации» в педагогическом ВУЗе
1.3 Реализация принципа профессиональной направленности приобучении «Основам взаимозаменяемости и стандартизации» в педагогическом ВУЗе
2. Методическая разработка системы занятий
2.1 Тематический план изучения дисциплины
2.2 Фрагмент календарно-тематического плана каждого разделадисциплины
2.3 Планы-конспекты занятий
2… Методический анализ разработанных занятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
введение
В подготовке учителятехнологии особое место занимает изучение предметов общетехнического цикла.Вместе с тем, как отмечается в исследованиях С.Х.Абдуллаева, А.Н.Богатырева,А.М.Дорошкевича, Г.Н.Некрасовой, А.Н.Морозова, Г.П.Шишкина и др., по своемусодержанию и методам преподавания эти предметы мало отличаются от тех, которыеизучаются в технических вузах.
В основном, напрактических занятиях по решению задач и лабораторных работах применяются задания,используемые для подготовки по инженерным специальностям. При этом неучитывается специфика будущей педагогической деятельности. Как следствие,студенты получают достаточную конструкторско-технологическую подготовку, но невсегда готовы к передаче учащимся полученных знаний и умений, к руководствупроектной деятельностью школьников. Зачастую будущие учителя технологии непонимают и не видят необходимости изучения некоторых предметов общетехническогоцикла в своей последующей профессиональной деятельности.
Педагогическаядеятельность учителя технологии предполагает не выполнение инженерных расчетов,а применение технических задач в процессе обучения для развитиятехнологических, проектно-конструкторских умений и навыков учащихся,творческого мышления, развития интереса к технике, подготовки к осуществлениюпроектной деятельности. При этом необходимо обладать способностьюпреобразовывать материал, переводить его на школьный уровень, подбирать исоставлять технические задачи, проектные задания и т.п. Поэтому одной из важныхсоставляющих профессиональной подготовки учителя (в отличие от инженера)является методическая подготовка, т.е. формирование умений будущего специалистаосуществлять учебно-воспитательный процесс по предмету.
Таким образом, цельюнашей курсовой работы является рассмотреть методы и особенности преподавания«Основ взаимозаменяемости и стандартизации» на примере 161 группы ШГПИ.
Для достижения даннойцели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить ипроанализировать литературу по дисциплине «Основы взаимозаменяемости истандартизации», а так же изучение особенности методики преподаваниятехнических дисциплин в педагогическом ВУЗе.
2. Изучитьструктуру, функции и элементы методики преподавания курса «Основывзаимозаменяемости и стандартизации».
3. Рассмотретьвозможности преподавания технических дисциплин на занятиях по основамвзаимозаменяемости и стандартизации (на примере 161группы).
4. Выявить методы иформы обучения основам взаимозаменяемости и стандартизации.
5. Разработать планы-конспектызанятий по курсу «Основы взаимозаменяемости и стандартизации» и дидактическоесопровождение уроков в виде электронных материалов.
1. методические особенности обучения основам взаимозаменяемости истандартизации студентов педагогического вуза
1.1 Характеристикаспециальности 540500 «Технологическое образование»
Методика обучениярассматривается как методика углубленного обучения студентов ВУЗов и учащихсяпрофессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направлениибудущей профессии и специальности. В современном образовании — это прежде всегоподготовка молодежи к культурно- и природосообразной, разумной, рациональнойпреобразующей материальный мир деятельности. Содержание специальностисоставляют предметные циклы дисциплин Государственных образовательныхстандартов подготовки преподавателей и рабочих в отрасли (машиностроение итехнологическое оборудование), является основой профессиональной подготовкиспециалистов в различных сферах технико- технологической деятельности человека.
В промышленномпроизводстве необходимы прежде всего профессиональные общетехнические знания иумения, в частности, инженеру-конструктору, инженеру-технологу,инженеру-механику, техникам, технологам, а также рабочим различных профессий испециальностей.
Общетехническаяподготовка включает в себя знание конструкционных материалов, основконструирования изделий, технологий изготовления деталей и сборки изделия,расчетов на прочность элементов конструкций, процедуры испытаний и т.д.
Выпускник, получившийстепень (квалификацию), бакалавр технологического образования, должен бытьготов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные нанаучно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании;использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученныхэкспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которыеприменяются в области технологического образования; конструировать,реализовывать и анализировать результаты процесса обучения технологическихдисциплин в различных типах учебных заведений, включая специализированныегимназии, лицеи, а также средние специальные и высшие учебные заведения;проектировать и реализовывать в практике обучения новое учебное содержаниеучебных предметов; диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений,возникающих в процессе обучения; осознавать необходимость соблюдения прав исвобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»,Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональнуюквалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединенийи в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами,их заменяющими) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности ипротивопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся вобразовательном процессе.
Выпускник, получившийстепень (квалификацию) бакалавр, должен знать Конституцию Российской Федерации,законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации иорганов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правахребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решенияпедагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техникибезопасности и противопожарной защиты. Выпускники понаправлению 540500Технологическое образование подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии суровнем своей квалификации:
- научно-исследовательской;
- преподавательской;
- коррекционно-развивающей;
- консультационной;
- культурно-просветительской;
- организационно-воспитательной;
- организационно-технологической;
- управленческой;
- проектной.
В области «Основвзаимозаменяемости и стандартизации» ГОС специальности «Технологическоеобразование» определяется следующий минимум содержания: изделие и его качество.Взаимозаменяемость изделий. Допуски и посадки. Шероховатость поверхностей.Основы технических измерений.
1.2 Методы и формыобучения общетехническим дисциплинам
Доминантойпрофессионального обучения является информационно-предметное обеспечение (ИПО),которое включает средства обучения (СО) и учебное оборудование (УО) ипредставляет компоненты технологий обучения.
Средствамипрофессионального обучения являются: учебная литература (книги, наглядныепособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к индивидуальным средствамобучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, пленки с изображениями);программно-методическое обеспечение учебного процесса (компьютерные технологии,обучающие и контролирующие программы, программы для ПЭВМ, задания дляграфических работ); специальное оборудование (тренажеры, триммеры);дидактические материалы (обучающие программы, сценарии игр, опросники).
Учебное оборудование: ТСО(кинопроектор, магнитофон, кодоскоп, компьютер); лабораторное оборудование(приборы, устройства, микроскопы, измерительные средства, чертежноеоборудование); учебная мебель и приспособления (столы, доски, плакатницы).
Таким образом, средстваинформационно-предметного обеспечения профессиональной подготовки представляютсредства информации и учебно-технические средства.
Средстваучебно-методического обеспечения учебного процесса общетехнической подготовки(СУМО) содержат учебно-методический комплект (УМК) и учебно-материальную базу(УМБ).
УМК содержит программу,учебник, опорный конспект (ОК) и печатный раздаточный материал (ПРМ),аудиовизуальные средства и носители информации, магнитные ленты, объектыизучения и образцы, тесты; методические рекомендации к изучению курса,лабораторный практикум, курсовой проект, атласы конструкций, ГОСТы, справочники,программы ПЭВМ, мультимедиа технологии.
УМБ включает: аудитории,кабинеты, лаборатории, оборудование, технические средства обучения (ТСО);технические средства учебной деятельности (ТСУД), технические устройстваобучения (ТУО): приспособления, приборы, машины, стенды, станки; информацииконтроля, тренажеры.
Компонентами СУМОявляются такие носители информации как учебник, опорный конспект, печатныйраздаточный материал, методические рекомендации.
Опорный конспект — система в виде ключевых слов и фраз, активизирующая познавательную деятельностьстудентов. При его разработке обычно вначале составляются матрицы связей междудисциплинами и внутри дисциплины, затем строятся графы интегрирования иобобщена логика изучения (гносеология) дисциплины, лист основного содержания и,наконец — опорный конспект.
По основному содержаниюдисциплины составляется массив кадров, затем производится анализ кадров,кодирование, составляется эскиз опорного конспекта, оригинал. Наконецсоставляется смысловой блок полноты алгоритма и система связей блоков.
В последнее времяпрактикуется освоение учебного материала, особенно технического характера, наоснове видеотерминалов — демонстрации материалов из памяти ПЭВМ.
Программные средства (ПС)могут быть обучающими (приобретение ЗУН) и контролирующими: тренажеры,информационно-поисковые, имитационные, моделирующие, демонстрационные, игровые.Дидактические требования к ним: научность, доступность, адаптивность,систематичность и последовательность, сознательность обучения (самостоятельностьи активность), прочность ЗУН, интерактивность диалога (выбор варианта),развитие интеллекта (мышление).
Учебно-методическийкомплект (УМК) на базе новых информационных технологий включаетучебно-методическую литературу и средства обучения: обеспечения преподавания — учебно-наглядные пособия, таблицы, раздаточный материал, кинофильмы, диафильмы,транспоранты, программы, модели, приборы, электронные конструкции,электрические схемы и т. д.; средства развивающего характера — системаискусственного интеллекта для самообразования; информационные — текстовый,музыкальный и графический редакторы, базы данных, электронные таблицы,информационные датчики в объектах.
Вся деятельностьпреподавателя реализуется в тех или иных методах обучения. Слово “метод”применяется вместе с выяснением того, что надо делать, требуется установить,как это делать. Под методом подразумевают средства, способы, пути достиженияопределенных целей, решения определенных задач. Таким образом, методы обученияопределяются как способы работы преподавателя и студентов, учителя и учащихся,при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками,формируется мировоззрение и развиваются способности. Методы обучения могут бытьсловесными, наглядности в обучении, демонстрации, наблюдения вещей и ихизображений, иллюстративные (изобразительные), работы над книгой и другие.
Методами преподавания иосвоения образовательной области «Технология» предусматриваются: догматический,исторический, непосредственного наблюдения, экспериментальный, проектный. Но влюбом случае обучающиеся должны овладеть способами приобретения технологическихзнаний, научиться логически мыслить.
Для общетехническойподготовки студентов используются активные методы обучения: решение техническихи технологических задач (расчеты режимов обработки, регулировки, разработкауправляющих программ, кинематических и динамических характеристик, разработкаконструкций изделий, технологических процессов обработки и карт,конструирование и изготовление приспособлений, выбор наиболее рациональнойконструкции изделия и технологического процесса изготовления).
Методы обученияпреобразовательной деятельности могут быть: репродуктивный, проблемный,поисковый, исследовательский, самостоятельной работы, практический, проектный идругие.
Комплексными активнымиметодами инженерной и профессиональной подготовки являются: дизайн-анализ,морфологический анализ, метод проектов, метод мозговой атаки и фокальныхобъектов, компьютеризации, деловой игры, учебный эксперимент и другие.
Форма в учебном процессе(учебный план, программы, расписание занятий, экзамены, зачеты, практика,проекты) — это не только выражение порядка организационной и методическойструктуры обучения, но и система, обоснованно представляющая содержание.
Формы учебнойдеятельности: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные ивнеклассные, школьные и внешкольные и другие. Контролем качества обучения могутбыть: наблюдение, проверка знаний и умений, тестирование. Под объективным,диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимойточностью и воспроизводимостью.
Традиционные принципыобучения: связь теории с практикой, научность, систематичность ипоследовательность, доступность, посильность, активность, наглядность и другиедополняются инновационными принципами: проектность, целостность и системность,интегративность и универсальность, природо- и культуросообразность,вариативность, информативность, модульность, ценностная и практическаянаправленность.
Результатом деятельности преподавателяявляется уровень образования учащихся: знания основ техники, технологии итехнологической культуры, освоение проектной деятельности по изготовлениюпростейших изделий, функциональная грамотность, профессиональная мобильность,умения и навыки выполнения простейших технологических операций, организациясамостоятельной работы и другие.
Будущему специалисту вобласти технологического образования (учителю технологии, бакалаврутехнологического образования) необходимо овладеть теоретическими и практическимизнаниями по технике, технологии и методам их приобретения, знать историюразвития изучаемых предметов, в совершенстве владеть практическими умениями инавыками по тем видам трудовой деятельности, которым он будет обучать будущихрабочих.
Методика исследуетсвоеобразное содержание и цели предмета и выясняет закономерности процессаобучения, например, труду, технике и технологии.
Общетехническаяподготовка позволяет преподавателю свободно ориентироваться в общихзакономерностях устройства и применении технических объектов, знать перспективыи пути технического прогресса в различных отраслях производства,рационализировать технику и технологию. Знания по общетехническим дисциплинамявляются базой, на которой строится теоретическая и практическая подготовкаучителя по специальности.
Содержание этойподготовки устанавливается стандартом, а также целями и программнымитребованиями обучения учащихся.
Технологическимизнаниями, которые становятся важнейшими в специальной подготовке преподавателяпрофессионального обучения, являются: знания базовых понятий (технология,технологическая среда и культура, способы преобразовательной деятельности идр.); знания способов, средств и путей преобразовательной деятельности;представление о техносфере; представление о технике и технологии; знаниеприменяемых и перспективных технологий материальной и духовной сфержизнедеятельности людей; знание и понимание влияния техники и технологии начеловека, природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы,правил безопасной преобразовательной деятельности как условий существованияцивилизации.
Технологическими умениямикак способами преобразовательной деятельности на основе приобретенных знанийстановятся: умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидетьее результаты; сознательно и творчески выбирать оптимальные способыпреобразовательной деятельности с учетом последствий для природы и общества;быстро осваивать технологические операции и технологии; выявлять потребности винформационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниямии применять их; выполнять графические изображения, разрабатыватьдизайн-спецификацию и осуществлять дизайн-анализ изделия; выполнять проектнуюдеятельность от зарождения идеи до ее воплощения и т.д.
Содержаниеобщетехнической подготовки будущего преподавателя может оцениватьсяпоказателями:
— качественные — целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания иразвития;
— структурноесоответствие содержания обучения принятой психолого- педагогической концепцииусвоения;
— отражение в содержанииобучения современного уровня развития науки, техники, технологии ипроизводства;
— гносеологически верноесоотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного,конкретного и абстрактного.
Общетехническаяподготовка будущего преподавателя слагается из общетехнологической подготовки,базовой технологической подготовки и специальной технологической подготовки.
Общетехнологическойподготовкой могут служить учебные курсы, например, «Основытехнологии» и «Основы технологической культуры». Базоваяинвариантная технологическая подготовка определена образовательным стандартом ивключает обязательные технологические дисциплины, например: «ТКМ»,«ОВЗ», «Резание материалов, станки и инструменты»,«Основы производства», а также «Творческо-конструкторскиедисциплины», «Практикум в учебных мастерских» и технологическуюпрактику. Специальная технологическая подготовка различна в различных учебныхзаведениях в зависимости от многих факторов, например, специализациипреподавтельской деятельности, региональных особенностей и отличаетсясодержанием, методами, средствами и формами подготовки.
Таким образом,специальная технологическая подготовка будущего преподавателя рассматриваетсякак процесс и результат освоения студентом в рамках специализации углубленных,опережающих и проблеморешающих технологических знаний, умений и навыков. Эточасть готовности к творческой преобразовательной деятельности как формированияпрофессиональных качеств личности, углубленного обучения, воспитания и развитияв том направлении предстоящей педагогической деятельности, в котором учителюнепосредственно предстоит работать с учащимися, в частности, по специализации«технология обработки конструкционных материалов и техническоетворчество» по технологическим, творческо-конструкторским,электрорадиотехническим и графическим дисциплинам.
1.3 Реализацияпринципа профессиональной направленности при обучении «Основамвзаимозаменяемости и стандартизации» в педагогическом ВУЗе
Под принципом, какизвестно, понимается основное исходное положение какой-либо теории, учения,науки и т.п. В отношении количества принципов есть такое мнение, что оно должнобыть единым и оптимальным.
Проблема профессиональнойнаправленности подготовки специалистов различных профилей является предметомисследования многих педагогических и методических работ.
В исследовании проблемыпрофессиональной направленности в обучения дисциплины основы взаимозаменяемостии стандартизации в ВУЗах можно выделить четыре основных направления.Представители первого направления исследуют данную проблему в общеметодическомаспекте: выявляют средства, пути, условия, способствующие наиболее эффективнойреализации принципа профессиональной направленности (С. И. Федорова, Г. А. Бокарева,С. В. Плотникова и др.). Ряд исследователей связывают профессиональнуюнаправленность с применением математических знаний и методов в профессиональнойобласти (Е. В. Василевская, Р. М. Зайкин, Л. Н. Трофимова, И. Г. Михайлова, Н.В. Чхаидзе, Р. П. Исаева, С. В. Плотникова, Т. Н. Алешина и др.). Представителитретьего направления раскрывают значение профессиональной направленности каксредства мотивации учебной деятельности студентов (Е. В. Василевская, С. В.Плотникова, А. Б. Каганов, Р. М. Зайкин и др.).
Наиболее содержательныйвариант профессиональной направленности отражен в четвертом направлении (Н. Р.Жарова, Р. А. Жаренкова Р. А. Исакова и др.). Он соотносится с личностнойнаправленностью процесса обучения и подразумевает такое использование педагогическихсредств (содержания, форм, методов обучения), которое, обеспечивая усвоениестудентами программного объема знаний, умений и навыков, способствуетформированию и развитию профессиональных качеств личности. В работах данногонаправления выделяется ряд профессионально значимых качеств личности педагога:понимание роли основ взаимозаменяемости и стандартизации в профессиональнойдеятельности; приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых дляуспешного усвоения ими основной сути дисциплины; умение осуществлять адекватныйвыбор того или иного педагогического метода при решении определеннойнаучно-педагогической задачи; умение найти соответствующий поставленной задачеспособ ее решения в литературе или другом источнике информации; умениеанализировать результаты, сравнивать различные способы решения одной и той жезадачи, проявлять инициативу и активность; умение адекватно оценивать своюдеятельность и т. д. Однако выделенные качества имеют весьма обобщенныйхарактер и не отражают специфики профессиональной деятельности педагога. Вчастности, у студентов не формируются: представление о взаимосвязи содержанияматематического образования и содержания дисциплин специализации (предметныйаспект); интеллектуальные умения, обусловленные характером профессиональнойдеятельности (интеллектуальный аспект); восприятие математики как средствапрофессионального совершенствования своей личности (мотивационный аспект).
В литературе, в этомконтексте, выделяют следующие признаки профессиональной направленности:
— взаимосвязьпрофессиональной, общественной и познавательной направленности;
— связь профессиональнойнаправленности с сущностью деятельности;
— осознанность ипсихологическая готовность к деятельности;
— всеобъемлющийустойчивый интерес к профессии на основе склонностей и способностей.
Цель проектирования заключаетсяв разработке теории и методики обучения метрологии, ориентированной наформирование профессиональных качеств личности педагога: профессиональноймотивации, представления о взаимосвязи метрологии и дисциплин специализации,профессионального мышления педагога.
На основании анализаразличных подходов к профессионально ориентированной подготовке мы в даннойработе рассмотрим следующие возможности реализации данного принципа:
1. Сообщение учащимся овозможных практических областях применения изучаемого материала.
2. Использованиепроизводственно-технического материала при формировании понятий по метрологии.
3. Решение задач спроизводственным содержанием.
4. Применение на занятияхданной дисциплины учебной инструкционно-технологической документации.
5. Проведениелабораторно-практических работ по метрологии производственного характера.
6. Изготовлениеучебно-наглядных пособий (технические схемы, таблицы, плакаты, эскизы и др.) имоделей производственных деталей с объяснением их геометрических форм иназначения.
7. Использование длясамостоятельной работы учащихся различного рода заданий, содержащихся вучебно-технологической документации; конкретных расчетных работ, выполнениекоторых связано с применением знаний и умений по общетехническим испецдисциплинам, что способствует формированию у учащихся навыков творческойдеятельности.
Вышесказанное позволяет заключить,что обучение основам взаимозаменяемости и стандартизации является одним из основныхспособов формирования как учебно-познавательных, так и профессиональных навыкову студентов педагогических ВУЗов.
Практическая реализацияпринципа профессиональной направленности в данном контексте заключается вцеленаправленном развитии у студентов интереса к изучаемой дисциплине,активному выполнению различных учебных заданий, а затем — к выработкепотребности применять полученные знания и умения в практических ситуациях.
2. методическая разработка системы занятий
2.1 Тематическийплан изучения дисциплины
Таблица 1
Сводный тематический план№ урока Название темы Количество часов Дата
1
2
3
Основы государственной системы стандартизации.
8
1,2 Общие положения о системе стандартов. 2 3,4 Задачи стандартизации. 2 5,6 Государственная система стандартов. 2 7,8 Применение стандартов. 2
Работы, выполняемые при стандартизации.
6 9,10 Деятельность гос. органов при стандартизации. 2 11,12 Формирование и реализация гос. стандартов. 2 13,14 Переподготовка специалистов в области стандартизации. 2
Категории и виды стандартов.
4 15,16 Виды стандартов. 2 17,18 Категории стандартов. 2
Основные понятия и термины единой системы допусков и посадок.
8 19,20 Посадки. 2
21,22 Допуски и посадки гладких элементов деталей. 2 25,26 Волнистость и шероховатость. 2
Воспроизведение единиц физических величин единство измерений.
4 27,28 Обеспечение единства измерений. 2 29,30 Точность измерений. 2 31,32 Виды измерительных инструментов. 2 33,34 Микрометрические инструменты. 2
ИТОГО
32
Содержание профильнойподготовки выбранного профиля формируется исходя из государственного стандартаначального профессионального образования по соответствующей профессии.
2.2 Фрагменткалендарно-тематического плана занятий по дисциплине «Основы взаимозаменяемостии стандартизации»
2.3 Планы-конспектызанятий
План-конспект занятия№1
Тема: Посадки.
Тема раздела: Основныепонятия и термины единой системы допусков и посадок.
Тип: лекция
Группа: 161
Дата проведения: 16 апреля 2010 г.
Цель урока: сформировать у студентов необходимыезнания о посадках и соединениях.
Задачи:
Образовательная: 1) дать начальное представление опосадках;
2) Формировать знания обосновных требованиях к подсчету наибольших и наименьших зазоров и натягов.
Воспитательная: 1) воспитывать инициативу исамостоятельность в трудовой деятельности, а так же чуткость ицелеустремленность;
2) способствоватьвоспитанию технологической культуры, бережного отношения к оборудованию;
Развивающая: 1) развивать умение приниматьсамостоятельные и решения;
2) развивать у учащихсяпрофессиональные интересы.
Оснащение занятия:
1.МТО: компьютер,мультимедийный проектор
2.ДО: презентация «Посадки»
3.МО: план-конспект.
Оформление доски:
/>
Структура занятия:
1. Организационный момент(1-2мин.).
2. Сообщение темы, цели,задачи урока; мотивация учебной деятельности.(3 мин.).
3. Объяснение новогоматериала (70-75 мин.).
4. Закрепление изученногоматериала (3-4 мин.).
5. Подведение итога урока(1-2мин.).
/> 90 мин.
Ход занятия:
1. Организационныймомент (1-2мин.).
Учитель входит в класс,приветствует учеников. Ученики садятся. Отметка присутствующих.
2. Сообщение темы,цели, задачи урока; мотивация учебной деятельности.(3 мин.).
После того как учительпроверил готовность студентов, он просит открыть тетради и записать тему урока.И объясняет задачи урока: сформировать у студентов необходимые знания опосадках. Преподаватель объясняет ученикам, что изучение этой темы необходимо,например: при обучении учеников токарному делу (работе за станком), и выработкинаиболее правильной методики обучения школьников.
4. Объяснение новогоматериала (70-75 мин.).
Посадки.
Посадкойназывают характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в немзазоров или натягов. Посадка характеризует свободу относительного перемещениясоединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению. (Презентация: слайд 1)
Двеили несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей называютсопрягаемыми. Поверхности, по которым происходит соединение деталей, называютсопрягаемыми. Остальные поверхности называют несопрягаемыми(свободными). В соответствии с этим различают размеры сопрягаемых и несопрягаемых(свободных) поверхностей. В соединении деталей, входящих одна в другую, естьохватывающие и охватываемые поверхности.
Взависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадкаможет быть: с зазором, натягом или переходной, при которой возможно получениекак зазора, так и натяга.
ЗазорS — разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размеравала. Наибольший, наименьший и средний зазоры определяют по формулам:
Smax = Dmax – dmin; Smin = Dmin– dmax; Sm = (Smax + Smin)/2.
Натяг( N ) — разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала большеразмера отверстия. Натяг обеспечивает взаимную неподвижность деталейпосле их сборки. Наибольший, наименьший и средний натяги определяют поформулам:
Nmax = dmax – Dmin; Nmin = dmin– Dmax; Nm = (Nmax + Nmin)/2.
Посадкас зазором — посадка, при которой обеспечивается зазор в соединении (поледопуска отверстия расположено над полем допуска вала. (Презентация:слайд 2, рис.1.1.а)
Посадкас натягом — посадка, при которой обеспечивается натяг в соединении (поледопуска отверстия расположено под полем допуска вала. (Презентация:слайд 2, рис.1.1.б)
Переходнаяпосадка — посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга(поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью. (Презентация:слайд 2, рис.1.1.в)
Допускпосадки — разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми зазорами (допускзазора ТS в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим допускаемыминатягами (допуск натяга ТN в посадках с натягом): ТS = Smax — Smin;ТN = Nmax – Nmin .(Презентация: слайд 2).
Впереходных посадках допуск посадки — сумма наибольшего натяга и наибольшегозазора, взятых по абсолютному значению. Для всех типов посадок допуск посадкичисленно равен сумме допусков отверстия и вала.
Дляобеспечения точности размеров в России действует Единая система посадок (ЕСДП),которая создана на основе системы ИСО. В 1949 г. было решено в основу системы ИСО положить систему ИСА, опубликованную в бюллетене ISA25 (1940 г.) и отчете комитета ISA-3 об этой системе (декабрь 1935 г.). В настоящее время система ИСО принята большинством стран-членов ИСО.
В ЕСДП в первую очередь стандартизованы базовые элементы,необходимые для получения различных полей допусков, а не посадки и образующиеих поля допусков отверстий и валов. Каждое поле допуска можно представитьсочетанием двух характеристик, имеющих самостоятельное значение — величиныдопуска и его положения относительно номинального размера.
Основноеотклонение (положение поля допуска относительно нулевой линии), зависящее отнормального размера, обозначается буквой латинского алфавита — прописной для отверстий(от А до Z) и строчной — для валов (от а до z) На рис. 2.3 приведеныосновные отклонения отверстий и валов в системах ИСО и ЕСДП.
Отклоненияa – h (A – H) предназначены для образования посадок с зазором, js –zc (Js – ZC) – для посадок с натягами и переходных, причем для переходныхобычно применяют отклонения js, k, m, n (Js, K, M, N).Поля допусков вала js и отверстия Js располагаютсясимметрично по обе стороны от нулевой линии. Для каждого буквенного обозначения абсолютная величинаи знак основного отклонения вала определяются по эмпирическим формулам,приведенным в государственном стандарте.
Общееправило определения основных отклонений отверстий — основноеотклонение отверстия должно быть симметрично относительно нулевой линииосновному отклонению вала, обозначенному той же буквой:
ЕI = — es — для отверстий от А до Н, ЕS = — ei — дляотверстий от I до ZC.
Различают две равноценные системы образования посадок— систему отверстия и систему вала ( Презентация: слайд 3, рис.1.2). Посадкив системе отверстия — это посадки, в которых различные зазоры и натягиполучаются соединением различных валов с основным отверстием (Презентация:слайд 3, рис.1.3 а) У основного отверстия нижнее отклонение равно нулю, аосновное обозначается Н. На чертеже такие посадки обозначаются следующимобразом: Æ50Н9/d9; Æ50H7/r6; Æ50H7/k6.
Посадкив системе вала — это посадки, в которых различные зазоры и натяги получаютсясоединением различных отверстий с основным валом (Презентация:слайд 3 рис. 1.3 б). У основного вала верхнее отклонение равно нулю, а основноеобозначается h. На чертеже такие посадкиобозначаются, например, Æ50 D9/h9; Æ50R7/h6; Æ50K7/h6.
Начертеже такие посадки обозначаются, например, Æ50 D9/h9; Æ50R7/h6; Æ50K7/h6.
Допускаетсяприменение комбинированных посадок, в которых отверстие и валвыполнены в разных системах. Например, у посадки Æ50F8/f7 отверстиевыполнено в системе вала, а вал – в системе отверстия.
Для построения рядов допусков каждыйиз диапазонов размеров, в свою очередь, разделен на несколько интервалов. Дляноминальных размеров от 1 до 500 мм установлено 13 интервалов: до 3, свыше 3 до6, свыше 6 до 10 мм, ..., свыше 400 до 500 мм.
Для полей, образующих посадки сбольшими зазорами или натягами, введены дополнительные промежуточные интервалы,что уменьшает колебание зазоров и натягов и делает посадки более определенными.Для всех размеров, объединенных в один интервал, значения допусков приняты одинаковыми,поскольку назначать допуск для каждого номинального размера нецелесообразно, т.к. таблицы допусков в этом случае получились бы громоздкими, а сами допуски длясмежных размеров отличались бы один от другого незначительно.
Диаметры по интервалам распределены так, чтобыдопуски, подсчитанные по крайним значениям в каждом интервале, отличались отдопусков, подсчитанных по среднему значению диаметра в том же интервале, неболее чем на 5—8 %.
Допускии отклонения, устанавливаемые стандартами, относятся к деталям, размеры которыхопределены при нормальной температуре, которая во всех странах принятаравной +20 °С (ГОСТ 9249 — 59). Такая температура принята как близкая ктемпературе рабочих помещений машиностроительных и приборостроительных заводов.
Сочетаниелюбых основных отклонений дает свыше 1000 полей допусков для валов и отверстий.Поэтому внедрение системы ИСО происходит на базе отбора ограниченного числаполей допусков из этой системы. Рекомендация ИСО/Р 1829 — 1970 «Отборполей допусков для общего применения». Из них выделено по 17 полейдопусков для валов и отверстий для предпочтительного применения.
Полямидопусков предпочтительного применения, выделенными по принципу унификации поГОСТу 25347 – 82 (для размеров 1 – 500мм) являются 16 полей валов (g6, h6, js6,k6, n6, p6, r6, s6, js7, h7, e7, h8, d9, h9, d11 и h11) и 10 полейотверстий (Н7, Js7, K7, P7, N7, F8, H8, E9, H9 и Н11).
Посадки,как правило, должны назначаться в системе отверстия или системе вала.Применение системы отверстия предпочтительнее. Систему вала следуетприменять только в тех случаях, когда это оправдано конструктивными илиэкономическими условиями, например, если необходимо получить разные посадкинескольких деталей с отверстиями на одном гладком валу. При посадкеподшипников качения в корпус в первую очередь рекомендуется назначатьпредпочтительные посадки.
Приноминальных размерах от 1 до 500 мм рекомендуется назначать предпочтительныепосадки в системе отверстия: Н7/е8; Н7/f7; Н7/g6; Н7/h6; Н7/ls6; Н7/k6; Н7/n6;Н7/р6; Н7/r6; Н7/s6; Н8/е8; Н8/h7; Н8/h8; Н8/d9; Н9/d9; Н11/d11; Н11/h1; всистеме вала: F8/H6; Н7/h6; Js7/h6; К7/h6; N7/h6; Р7/h6; Н8/h7: Е9/h8; Н8/h8;Н11/h11.
Кроме указанных посадок допускается применениедругих посадок, образованных полями допусков валов и отверстий. При этомрекомендуется, чтобы посадка относилась к системе отверстия или системе вала ичтобы при неодинаковых допусках отверстия и вала больший допуск был у отверстияи допуски отверстия и вала отличались не более чем на два квалитета.
Обозначение посадок на чертежах линейных размеров указывают начертежах условными (буквенными) обозначениями полей допусков или числовымизначениями предельных отклонений, а также буквенными обозначениями полейдопусков с одновременным указанием справа скобках числовых значений предельныхотклонений (Презентация: слайд 5, рис 1.4 а, б).
Посадкии предельные отклонения размеров деталей, изображенных на чертеже в собранномвиде, указывают дробью: в числителе — буквенное обозначение или числовые значения предельных отклонений отверстия либо буквенное обозначение с указананием справа в скобках их числовых значений, в знаменателе —аналогичное обозначение поля допуска вала (Презентация: слайд 5, рис 1.4. в, г).
Иногдадля обозначения посадки указывают предельные отклонения только одной изсопрягаемых деталей.
Вусловных обозначениях полей допусков обязательно указывать числовые значенияпредельных отклонений в следующих случаях: для размеров, не включенных в рядынормальных линейных размеров, например, 41,5Н7(+0,025); приназначении предельных отклонений, условные обозначения которых не предусмотреныГОСТом 25347 – 82*, например, для пластмассовой детали с предельнымиотклонениями по ГОСТу 25349 – 88.
Для поверхности, состоящей из участков с одинаковымноминальным размером, но разными предельными отклонениями, наносят границумежду этими участками тонкой сплошной линией и номинальный размер ссоответствующими предельными отклонениями указывают для каждого участкаотдельно.
Предельныеотклонения размеров, не указанные непосредственно после номинальныхразмеров, а оговоренные общей записью в технических требованиях чертежа,называются неуказанными предельными отклонениями. Неуказаннымимогут быть только предельные отклонения относительно низкой точности.
Основныеправила назначения неуказанных предельных отклонений размеров установленыГОСТом 25670 — 83. Для линейных размеров, кроме радиусов закругления и фасок,неуказанные предельные отклонения могут быть назначены либо на основеквалитетов по ГОСТу 25346 — 89 и ГОСТу 25348 – 82* (по 11—13-му квалитетам дляразмеров менее 1 мм и по 12 — 17-му квалитетам для размеров от 1 до 10 000 мм), либо на основе спе-циальных классов точности неуказанных предельных отклонений,установленных в ГОСТе 25670 — 83. Эти классы точности имеют условныенаименования «точный», «средний», «грубый»,«очень грубый». Допуски по ним обозначаются соответственно t1,t2, t3 и t4 и получены грубым округлениемдопусков.
Дляразмеров валов и отверстий неуказанные предельные отклонения допускаетсяназначать как односторонними — «в тело» материала (для валов от нуляв минус, для отверстий — от нуля в плюс), так и симметричными (Презентация:слайд 6, таблица 1.1). Для размеров элементов, не относящихся к валам илиотверстиям, назначаются только симметричные неуказанные предельные отклонения.Согласно ГОСТу 25670 — 83 допускается четыре варианта назначения неуказанныхпредельных отклонений линейных размеров (табл. 1.1).
Вариантыназначения неуказанных предельных отклонений линейных
размеровпо ГОСТу 25670 – 83
Таблица1.1Вариант Линейные размеры (кроме радиусов закругления и фасок) валов отверстий элементов, не относящихся к валам и отверстиям с круглым сечением (диаметры) остальные с круглым сечением (диаметры) остальные 1 -IT (h) +IT (H)
±t2/2 2 -t +t
±t2/2 3
±t2/2
±t2/2 4 -IT (h)
±t2/2 +IT (H)
±t2/2
±t2/2
Допускаетсядополнять условные обозначения поясняющими словами ( Таблица 1.1),например, «Неуказанные предельные отклонения размеров: Н14; h14; ±t2/2 » или «Неуказанные предельные отклоненияразмеров: отверстий по Н14, валов по h14, остальных ±t2/2»; «Неуказанные предельные отклонения размеров ±t2/2».
5. Закреплениеизученного материала (3-4 мин.).
Учитель дает заданиеученикам самостоятельно прочитать чертеж рис. 240 на стр. 188 по плану изаписать в тетрадь. После выполнения задания преподаватель спрашивает двухжелающих.
6. Подведение итогаурока (1-2мин.).
Преподавательподводит итоги о том, как прошло занятие.
План-конспект занятия№2
Тема: Посадки.
Тема раздела: Основныепонятия и термины единой системы допусков и посадок.
Тип: практический
Группа: 161
Дата проведения: 29 апреля 2010 г.
Цель урока: Закрепление теоретическогоматериала. Формирование практических умений (по применению знаний о посадках).
Задачи:
Образовательная: 1) Закрепление теоретического материала. Формирование практических умений(по применению знаний о посадках);
2) Закрепить знания опосадках.
Воспитательная: 1) Воспитание технологической культуры;
2) Способствоватьвоспитанию бережного отношения к оборудованию;
Развивающая: 1) развивать умение приниматьсамостоятельные и решения;
2) развивать у учащихсяпрофессиональные интересы.
Оснащение занятия:
1.МТО: компьютер,мультимедийный проектор
2.ДО: карточки стестовыми заданиями по теме «Посадки»
3.МО: план-конспект.
Оформление доски:
/>
Структура занятия:
1. Организационный момент(1-2мин.).
2. Сообщение темы, цели,задачи занятия; мотивация учебной деятельности.(5 мин.).
3. Актуализация опорныхзнаний учащихся (10 мин.).
4. Этап самостоятельнойработы учащихся (60 мин.).
5. Рефлексия (2-5 мин.).
6. Заключительный этап(2-5 мин.).
8. Подведение итога занятия(1-2мин.).
/> 90 мин.
Ход занятия:
1. Организационныймомент (1-2мин.).
Преподаватель входит в аудиторию,приветствует студентов. Студенты садятся.
Преждечем мы начнется занятие, преподаватель сообщает студентам что нужно настроитсяна практическое задание.
2.Сообщение темы, цели, задачи занятия; мотивация учебной деятельности.(5 мин.).
Послетого как учитель проверил готовность студентов, он объясняет задачи урока:Закрепление теоретического материала. Формирование практических умений (поприменению знаний о посадках). Преподаватель объясняет ученикам, что изучениеэтой темы необходимо, например: при обучении учеников токарному делу (работе застанком), и выработки наиболее правильной методики обучения школьников.
Сегодняшнеезанятие мы и посвятим выработке этих умений и навыков.
Нопрежде чем мы приступим к практической работе, давайте кое-что вспомним.
3. Актуализацияопорных знаний учащихся (10 мин.).
Преподаватель проверяетзнания студентов по пройденному материалу, чтобы актуализировать знаниястудентов, задавая ученикам вопросы:
1. Дать определениепосадок? (Посадки – это характерсоединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров илинатягов, а так же характеризует свободу относительного перемещения соединяемыхдеталей или степень сопротивления их взаимному смещению)
2. Что такое зазор? (Разность размеров отверстия и вала, если размеротверстия больше размера вала)
3. Дать определениенатяга? (разность размеров вала иотверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия)
4. Дать описание посадкис зазором? (В посадках, при которыхобеспечивается зазор в соединении поле допуска отверстия расположено над полемдопуска вала)
5.Дать определениепосадки с натягом? (Это посадка, прикоторой обеспечивается натяг в соединении (поле допуска отверстия расположенопод полем допуска вала.)
6. Как называется посадка, при которой возможно получение какзазора, так и натяга (поля допусков отверстия и вала перекрываются частично илиполностью (Переходная посадка)
7. Что такое допуск посадки?(Это разность между наибольшими наименьшим допускаемыми зазорами или наибольшим и наименьшим допускаемыминатягами).
4.Этап самостоятельной работы учащихся (60 мин.).
Преподавательсообщает студентам что на столах находятся каточки задания, в которых указаныупражнения, которые нужно выполнить. Упражнения включают в себя 4теоретических, и одно практическое задание (Приложение 1, карточки задания).Учитель дает указания по выполнению упражнений.
Учащиесявыполняют практическую работу, делают выводы по ней, заполняют персональные карточки,вместе рассматривают итоги своей работы.
Преподавательпроводит консультационную индивидуальную работу.
5. Рефлексия (2-5мин.).
Преподавательсообщает что занятие подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, вкоторой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчасмне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя наэтом занятии, каждый из вас, все вместе как группа, и понравилось ли вам тодело, которым мы с вами сегодня занимались.
6. Заключительный этап(2-5 мин.).
Преподавательвыслушивает студентов, на основании выполненной работы, выставляет студентамоценки за выполненные задания.
План-конспект занятия№3
Тема: Допуски и посадки гладких элементов деталей.
Тема раздела:Основные понятия и термины единой системыдопусков и посадок.
Тип: комбинированный
Группа: 161
Дата проведения: 26 апреля 2010 г.
Цель урока: сформировать у студентов необходимыезнания о допусках и посадках гладких элементов деталей.
Задачи:
Образовательная: 1) Формировать о допусках и посадкахгладких элементов деталей;
2) Закрепить знания одопусках и посадках гладких элементов деталей.
Воспитательная:1) воспитывать инициативу исамостоятельность в
трудовой деятельности, атак же чуткость и целеустремленность;
2) способствоватьвоспитанию технологической культуры, бережного отношения к оборудованию;
Развивающая:1) развивать умение принимать самостоятельныеи решения;
2) развивать у учащихсяпрофессиональные интересы.
Оснащение занятия:
1.МТО: компьютер,мультимедийный проектор
2.ДО: презентация «Допуски и посадки гладких элементов деталей»
3.МО: план-конспект.
Оформление доски:
/>
Структуразанятия:
1. Организационный момент(1-2мин.).
2. Сообщение темы, цели,задачи занятия; мотивация учебной деятельности.(3 мин.).
3. Актуализация знанийучащихся (10 мин.).
4. Объяснение новогоматериала (17-25 мин.).
5. Закрепление изученногоматериала(8-10мин.).
6. Практическая часть(38-40 мин.).
7. Задание на дом (1мин.).
8. Подведение итога урока(1-2мин.).
/> 90 мин.
Ход занятия:
1. Организационныймомент (1-2мин.).
Преподаватель входит вкласс, приветствует учеников. Ученики садятся. Отметка присутствующих.
2. Сообщение темы,цели, задачи занятия; мотивация учебной деятельности.(3 мин.).
После того как учительпроверил готовность студентов, он просит открыть тетради и записать тему урока.И объясняет задачи урока: сформировать у студентов необходимые знания одопусках и посадках гадких элементов деталей. Учитель объясняет ученикам, чтоизучение этой темы необходимо, например: при обучении учеников токарному делу(работе за станком), и выработки наиболее правильной методики обученияшкольников.
3. Актуализация знаний учащихся (10мин.).
Преподаватель проверяетзнания студентов по пройденному материалу, задавая ученикам вопросы:
1. Дать определениепосадок? (Посадки – это характерсоединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров илинатягов, а так же характеризует свободу относительного перемещения соединяемыхдеталей или степень сопротивления их взаимному смещению)
2. Что такое зазор? (Разность размеров отверстия и вала, если размеротверстия больше размера вала)
3. Дать определениенатяга? (разность размеров вала иотверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия)
4. Дать описание посадкис зазором? (В посадках, при которыхобеспечивается зазор в соединении поле допуска отверстия расположено над полемдопуска вала)
5.Дать определениепосадки с натягом? (Это посадка, прикоторой обеспечивается натяг в соединении (поле допуска отверстия расположенопод полем допуска вала.)
6. Как называется посадка, при которой возможно получение какзазора, так и натяга (поля допусков отверстия и вала перекрываются частично илиполностью (Переходная посадка)
7. Что такое допуск посадки?(Это разность между наибольшими наименьшим допускаемыми зазорами или наибольшим и наименьшим допускаемыминатягами).
4. Объяснение новогоматериала (17-25 мин.).
Допускии посадки гладких элементов деталей
Общиесведения об ЕСДП. В гл. 1 была показана необходимость назначения конструкторомдопусков и посадок в соответствии с определенными правилами и требованиями —стандартами.
Действующаяв настоящее время система стандартов на допуски и посадки для гладкихцилиндрических и плоских соединений разработана в соответствии с рекомендациямии положениями международной организации по стандартизации (ИСО) (Приложение3, таблица 3). В соответствии с этими рекомендациями национальные системыдопусков и посадок, ранее существовавшие в ряде стран, должны заменяться единойсистемой, что является необходимым условием непрерывно расширяющихся иуглубляющихся международных связей в области машиностроения, обеспечениявзаимозаменяемости и унификации деталей и сборочных единиц, единообразияоформления технической документации.
Разработаннаяи введенная с 1.1. 1977 г. система получила название Единой системы допускови посадок (ЕСДП) и включает ряд стандартов (Таблица 2, приложение 2).Основными из них являются следующие: «Общие положения, ряды допусков и основныхотклонений» (ГОСТ 25346—89), «Поля допусков и рекомендуемые посадки» (ГОСТ25347—89). Эти стандарты распространяются на сопрягаемые (т. е. применяемые приобразовании посадок) и нееопрягаемые размеры гладких элементов (цилиндрическихили ограниченных параллельными плоскостями) деталей с номинальными размерами до3150 мм*, область их действия не ограничена какими-либо определеннымиматериалами или способами обработки, за исключением тех случаев, которыеохвачены специальными стандартами, например, на допуски и посадки деталей из пластмасс,дерева, на допуски отливок и т. п.
Знаниесистемы допусков и посадок и умение использовать ее при обработке изделий,соединений их в сборочные единицы, ремонте является обязательной частьюквалификационных требований токаря, фрезеровщика, слесаря, наладчика автоматов,полуавтоматов и автоматических линий металлообрабатывающих станков, всех другихпрофессий металлообработки. Без знания системы допусков и посадок невозможночитать конструкторскую и технологическую документацию (чертежи, технологическиекарты), пользоваться технической литературой и справочниками, владеть техникойи средствами измерений.
5. Закреплениеизученного материала(8-10мин.).
После того как преподавательсо студентами разобрали пункт «Общие сведения о ЕСДП» преподаватель предлагаетзаполнить ученикам таблицу «Условие годности и чтение чертежей» (Таблица 2, приложение2) по своему изделию.
И в конце работы преподавательпросит сделать вывод, почему выбрали именно данный размер изделия. Затемпроисходит опрос 1 студента по выполнению данного задания.
6. Практическая часть(37 мин.).
А затем преподавательдает задание письменно ответить на вопросы:
1. Что такое системадопусков и посадок?
2. Как называютсяряды точности в ЕСДП?
3. Как обозначаютсяна чертежах поля допусков отверстий и валов?
4. Чем отличаютсяобозначение полей допусков отверстий от обозначения полей допусков валов?
7. Задание на дом (1мин.).
Преподаватель даетученикам домашнее задание: подготовится к практической работе по теме: «Допускии посадки гладких элементов деталей».
8. Подведение итогаурока (1-2мин.).
Преподаватель подводититоги о том, как прошло занятие и выставляет оценки за работу на занятии.
2.4.Методическийанализ разработанных мероприятий
Выберем для методическогоанализа мероприятие № 2 по теме «Допуски и посадки гладких элементов деталей».
Тип занятия –комбинированный, что соответствует методике воспитательной работы в высшемучебном заведении, месте мероприятия в плане, содержанию материала и задачаммероприятия. При подготовке к мероприятию были учтены:
— особенности восприятиятеоретического материала как на слух, так и с помощью наглядных пособий,
— особенностивнимания и его устойчивость (преподаватель применял различные методы – рассказ,беседу, объяснение, чередовал их),
— особенности мышленияучащихся.
Структура занятия (орг.момент — актуализация знаний — сообщение нового материала – закреплениематериала — подведение итогов) что соответствует типу занятия, его задачам итребованиям.
На мероприятииприменялись как наглядные пособия, так и технические средства обучения(компьютер). Темп, дикция и эмоциональность преподавателя были на достаточномуровне, педагог точно употреблял научную терминологию, имел контакт саудиторией.
По окончанию мероприятиябыли подведены итоги. На занятии были использованы приёмы и методыколлективной, групповой работы с учащимися. Сочетание этих методов и приёмов,позволили осуществить скрытый контроль развития речевых умений и увидетьусвоение учащимися теоретического материала с помощью наглядных пособий.
Я считаю, что данное занятиепрошло успешно, так как никаких негативных моментов в мероприятии непрослеживалось. Учащиеся с охотой и интересом вступали в диалог друг с другом,активно работали в группах. Никаких изменений в ходе мероприятия не было. Студентыактивно работали и стремились изложить правильные ответы. Во время проведениямероприятия в классе царила атмосфера дружбы и взаимовыручки.
Санитарные требования,оформление доски, освещение в аудитории, климат, соблюдались, как и правилатехники безопасности при работе с ТСО.
Поставленные цели изадачи мероприятия были реализованы. Оценка мероприятия в целом была хорошей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения цели нашейкурсовой работы, а именно, рассмотреть методы и формы преподавания дисциплины«Основы взаимозаменяемости и стандартизации» на базе ВУЗа, мы решали ряд задач:
1. Изучить ипроанализировать литературу по дисциплине «Основы взаимозаменяемости истандартизации, а так же изучение особенности методики преподавания техническихдисциплин в педагогическом ВУЗе.
2. Изучитьструктуру, функции и элементы методики преподавания курса «Основывзаимозаменяемости и стандартизации».
3. Рассмотретьвозможности преподавания технических дисциплин на занятиях основывзаимозаменяемости и стандартизации (на примере 161группы).
4. Выявить методы иформы обучения основы взаимозаменяемости и стандартизации.
5. Разработатьпланы-конспекты занятий по курсу «Основы взаимозаменяемости и стандартизации» идидактическое сопровождение уроков в виде электронных материалов.
В результате изученияпроблемы мы пришли к следующим выводам:
1. Под основамивзаимозаменяемости и стандартизации понимают свойство независимо изготовленных деталей и сборочныхединиц обеспечивать сборку изделий при изготовлении или замену одноименныхдеталей и сборочных единиц при ремонте без применения подбора, пригонки илирегулировки; при этом должно быть обеспечено соответствие готового изделияпредъявляемым к нему требованиям по всем показателям качества.
2. Показателями эффективнойметодики преподавания являются знание и понимание аспектов преподаванияобщетехнических дисциплин, а так же использование различных наглядных пособий.
3. Цель методикипреподавания общетехнических дисциплин — получение профессиональноприоритетных технологических знаний и навыков педагогического проектированиясодержательного и процессуального блоков учебного процесса по предметампрофессионального цикла, а также приобретение навыков осуществления учебногопроцесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированныхрабочих…
4.К формам и методампреподавания общетехнических дисциплин относят решение технических итехнологических задач (расчеты режимов обработки, регулировки, разработкауправляющих программ, кинематических и динамических характеристик, разработкаконструкций изделий, технологических процессов обработки и карт,конструирование и изготовление приспособлений, выбор наиболее рациональнойконструкции изделия и технологического процесса изготовления). Методы обученияпреобразовательной деятельности могут быть: репродуктивный, проблемный,поисковый, исследовательский, самостоятельной работы, практический, проектный идругие.
Формы учебнойдеятельности: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные,классные и внеклассные, школьные и внешкольные и другие.
5. Особое место занимает приобретениестудентами ЗУМ непосредственно во время учебных занятий средствамисамого предмета, при выполнении каких либо практических или лабораторных работ.Студенты знакомятся на занятиях с основными определениями и понятиями вметрологии, нормативными актами при изучении сертификации, так же входящей вкурс этой дисциплины.
6. Исходя из методическихособенностей преподавания курса «Основы взаимозаменяемости и стандартизации» мывыделили следующие группы методов на занятиях метрологии в 161 группе:
· Методы,направленные на формирование ЗУМ– словесные (рассказ, беседа, объяснение,работа с книгой) и наглядные (демонстрация наглядных пособий, фильмов, слайдови т.п.)
· Методы,направленные на формирование логического мышления – метод убеждения, методпедагогической оценки.
· Методы,направленные на формирование «привычки», т.е. правовых поступков – практическиеметоды (показ, упражнение).
Нами был разработанфрагмент календарно-тематического плана учебных занятий по курсу «Основывзаимозаменяемости и стандартизации» для студентов 161группы, 3 плана-конспектазанятий и электронные дидактические материалы к урокам. При создании этихматериалов особое внимание уделялось изучению основных понятий и определений курса«Основы взаимозаменяемости и стандартизации».
Таким образом, мы считаемцель нашей работы достигнутой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Сластенин, В. А.Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональнойподготовки. — М.: Просвещение, [Текст] / В.А. Сластенин — М., 1976. — 160 с.
2. Краевский, В. В.Содержание образования: вперед к прошлому [Текст] /В. В. Краевский — М.: Педагогическое общество России,2001. — 36 с.
3. Венгеров, А.Б. Практикаобучения: современные образовательные технологии [Текст] / А.Б.Венгеров. — М.,1998.
4. Горячева, А. И.Общественная психология [Текст] /А.И.Горячева. — Л., 1979.
5. Селевко, Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [Текст] /Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
6. Чернилевский, Д.В.Технология обучения в высшей школе. Учебное пособие. [Текст] / Д.В.Чернилевский — М.: Экспедитор, 1996. – 288 с.
7. Маликов, М.Ф. Сущьностьметодики преподавания метрологии в высшей школе [Текст] М.Ф. Маликов /. — М.,1992.
8. Ильин, И.А. Осущности правосознания [Текст] / И.А.Ильин. — М., 1993.
9. Калинская, В.И.Правосознание как элемент правовой культуры [Текст] / В.И.Калинская, А.Р. Ратипов// Правовая культура и вопросы правового воспитания. — М., 1974.- 43 с.
10. Качалова, Л.П. Педагогическиетехнологии [Текст] / Л.П.Качалова, В.И.Телеева. — Шадринск, 2001.
11. Аванесов, В.С. Форматестовых заданий [Текст] / В.С. Аванесов. М., 1991. — 33 с.
12. Челышкова, М. Б.Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. [Текст]/ М.Б. Челышкова — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовкиспециалистов, 1995. — 32 с.
13. Концепцияпрофильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] .- М., 2002
14. Кругликов, Г.И.Методика преподавания технологии с практикумом: [Текст]: учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр«Академия», 2002.- 480 с.
15. Долинский, Е.Ф. Обработкарезультатов измерений [Текст] / Е.Ф. Долинский – М.: Изд-во стандартов, 1973.
16. Долинский, Е.Ф. Стандартизация[Текст] / Е.Ф. Долинский //Естественно научные дисциплины. 1980. N4.
17. Настольная книгаучителя технологии [Текст]: справ. — метод. пособие /Сост. А.В. Марченко.-М.: АСТ: Астрель, 2005.- 430 с.
18. Общая и профессиональнаяпедагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /Под ред.В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2005.- 368 с.
19. Основы взаимозаменяемостии стандартизации [Текст]: учеб. для ВУЗов. — М., 1994
20. Педагогика[Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред.П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 640 с.
21. Педагогикапрофессионального образования [Текст]: учебное пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия»,2004.- 368 с.
22. Основополагающиестандарты в области метрологии [Текст] / Гос. стандарт– М.: Изд.-во стандартов,1986.
23. Методикапреподавания метрологии на базе вуза [Электронный ресурс]: учебное пособие /Сост. В.П.Рисунов // lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N12/p55-58.htm
24. Тюрин, Н.И. Введениев метрологию [Текст] / Н.И. Тюрин.- М., Изд-во стандартов, 1985.
Приложение1
Задание по теме«Посадки».
Вариант № 2.
1.Что такое посадка?
2. Какие группы посадоксуществуют?
3.Как расположено поледопуска основного отверстия в системе отверстия?
4.Как расположено поледопуска основного вала в системе вала?
5. Сформулировать условиягодности размеров детали, записать полученные размеры в таблицу 1.
Задание по теме«Посадки».
Вариант № 1.
1.Что такое посадка?
2. Какие группы посадоксуществуют?
3.Как образуются посадкив системе вала?
4.Как образуются посадкив системе отверстия?
5. Сформулировать условиягодности размеров детали, записать полученные размеры в таблицу 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Таблица 2.Предельные отклонения отверстий.
/>
Приложение 3
Таблица 3.Предельноеотклонение валов.
/>