Концепция как условиеразвития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогическийколледж»
Тотьма 2009
Введение
Школьныймузей или музей образовательного учреждения – это одно из ярких проявленийотечественной культуры и образования, эффективное средство обучения ивоспитания, результат краеведческой работы детского и педагогическогоколлектива. Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительнойпоисково-исследовательской деятельности, когда накопленные материалы по историигорода, края, села, улицы, учебного заведения требуют размещения.
Музейобразовательного учреждения – это особая культурно-образовательная среда, воснове которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейнойкоммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляютсяпутём демонстрации музейных предметов [7, 3]. Главной особенностью школьногомузея является то, что это «музей для детей и руками детей». Данное выражениеподразумевает активное участие школьников, студентов во всех видах деятельностимузея.
Высокийстатус музею образовательного учреждения придаёт интеграция его в учебныйпроцесс через музейные уроки, кружки, исследовательскую работу. Только в этомслучае школьный музей становится важной составляющей жизни учебного заведения,импульсом для личностно-ориентированного образования и воспитания молодёжи ватмосфере творчества.
Изучая опыт музееведческойдеятельности школ города, области, всей России, мы пришли к выводу, что музей,созданный в образовательном учреждении, часто становится просто хранилищеммузейных предметов, шкатулкой с древностями, парадной комнатой для почётныхгостей, потому что его основной функцией становится хранение музейных предметови их показ через представленную экспозицию; год от года в музее уменьшаетсяколичество посетителей, редко используются в работе новые технологии.
Современныесоциально-культурные условия подталкивают музеи образовательных учреждений кпоиску новых форм, жанров, методов и приёмов работы, к поиску нового вектораразвития. Одна из важнейших научно-организационных задач руководителя музея,педагогического коллектива и актива музея – это разработка концепции.
Концепция –это система взглядов авторов музея на то, каким они его представляют: профиль, название,статус, назначение функций музея и методы их реализации, структура музея исистема обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и ихиспользование, экспозиционные и культурно-просветительские формы работы и т.д. Концепция– это своеобразная научно-обоснованная программа деятельности музея и егоразвития. Именно это и способствовало выбору темы нашего исследования:«Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО«Тотемский педагогический колледж»».
Цельисследования: выявление роли концепции как фактора развития музея историиучебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
Объектисследования: процесс создания и развития общественного музея в Тотемскомпедагогическом колледже.
Предметисследования: концепция как руководящая идея перспективного развития музея.
В основуработы была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что развитиемузея образовательного учреждения невозможно без научного обоснования егодеятельности.
Для достиженияцели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучитьтеорию вопроса.
2. Показатьпроцесс создания музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическомколледже.
3. Раскрытьособенности культурно-образовательной деятельности музея.
4. Создатьконцепцию музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
5. Разработатьпути реализации концепции.
Исследованиепроходило на базе музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическомколледже. Использовались следующие методы:
· анализописания опыта создания музеев образовательных учреждений в педагогическойтеории и практике;
· методыизучения системы деятельности, содержания деятельности по созданию музея вТотемском педагогическом колледже;
· методобобщения;
· методконкретизации (воспроизведение процесса создания музея в конкретных условияхГОУ СПО «Тотемского педагогического колледжа»);
· методпроектирования.
Даннаяисследовательская работа состоит из титульного листа, оглавления, введения,основной части, состоящей из двух глав, заключения, глоссария, спискалитературы и приложений. В первой главе рассматриваются условия, факторы, этапысоздания музея в Тотемском педагогическом колледже, а во второй главе представленоописание концепции музея данного образовательного учреждения и идеи еёреализации. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования и определенаеё научно-практическая значимость. Приложения наглядно подтверждают проделаннуюработу.
Данная исследовательскаяработа даёт возможность познакомиться с историей создания музея в Тотемскомпедагогическом колледже и может быть использована в качестве методическихрекомендаций будущим учителям, руководителям музеев, педагогическим коллективампо созданию и развитию музеев.
1. Музейистории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»
1.1 Историясоздания музея
В последнеедесятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываютсяи реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит своёотражение в организации различных видов краеведческой образовательнойдеятельности и работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубови других объединений в учреждениях образования [9, 5]. А также ведёт к созданиюмузеев. В Вологодской области в каждом районе создано огромное количествомузеев, в том числе и музеев образовательных учреждений. Например, комплексныйкраеведческий музей Верховской средней общеобразовательной школы Верховажскогорайона или краеведческий музей Красногорской основной общеобразовательной школыЧагодощенского района [9, 135]. К музеям образовательных учреждений относится имузей истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
По словамВладимира Ивановича Даля, музей – это собрание редкостей илизамечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств [1, 357]. АСергей Иванович Ожегов трактует понятие музея следующим образом: музей –это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированиемпредметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а такжепросветительской и популяризаторской деятельностью [10, 369].
Музейобразовательного учреждения – это особая культурно-образовательная среда, в основекоторой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации,образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрациимузейных предметов. Но, прежде всего, музей – это хранилище социальной памяти,а уж потом – многоёмкое и комплексное учреждение с разнообразными формами деятельности.Это и сбор лиц, представляющих собой все поколения. Это и склад вещей, гдехранятся памятники истории и культуры (музейные фонды). Это и магазин, которыйпредлагает свою продукцию (информацию) посетителю. Это и кладбище, гдесохраняется память отцов. Это и клуб, где собираются люди по интересам. Это итеатр, где экспозиция является декорацией к историческим событиям. Это ибиблиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятнуюкнигу человечества. Это и архив, где хранится всевозможная информация,зафиксированная на разных материальных носителях. Это и мастерская, гдереставрируются и возвращаются к жизни свидетельства деятельности человекаразных исторических эпох. Это и храм с его духовным содержанием. Это и научноеучреждение, занимающееся исследованиями. Это и школа, в широком смысле слова,где формируются знания подрастающего поколения [7, 3]. Каждый музей имеетогромное значение и несёт в себе много пользы. Так детский музей в молодомгороде Ноябрьске Тюменской области стал для родителей школой семейноговоспитания и собственного культурного развития [13, 459].
Музейобразовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такимикачественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечномитоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Музейобразовательного учреждения имеет некоторые особенности. Во-первых, онслужит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги)являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает егоот многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которыесоздаются одной группой лиц (специалистами-музеологами) для другой (аудитории).Во-вторых, музей образовательного учреждения интегрирован вучебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности онсвязан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительнымобразованием. Подобная связь существует между образовательными учреждениями имузеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной [18, 3].
Ктрадиционным функциям музея образовательного учреждения относятся:комплектование, изучение, учёт, хранение коллекций, а также использование их вцелях образования и воспитания. Такой музей должен обладать достаточным дляреализации этих функций фондом музейных предметов, а такжеэкспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом иосуществляет свою деятельность [8, 2].
Чаще всего кидее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когданакопленные материалы требуют размещения.
Музейнеобходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способендополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения ивоспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательныхучреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как формагражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, какрезультат Поисково-исследовательской деятельности, как показатель гражданскойзрелости учебного заведения [4, 144].
22 декабря2005 года в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж» был открыт музей историиучебного заведения. К этому шли целых четыре года. На торжественном открытиимузея с уникальными экспонатами – фотографиями, книгами, документами инаградами – присутствовали студенты, преподаватели, ветераны педагогическоготруда – выпускники Тотемского педагогического училища, работники фондовТотемского музейного объединения и архива. Право перерезать ленточку предоставиливетерану войны и труда, почётному гражданину г. Тотьмы Б.Д. Поповуи студентке педколледжа, победительнице областного конкурса сочинений«Педагогическое мастерство» Юлии Акишевой [6, 2].
Тотемскийпедагогический колледж является преемником одного из старейших учебныхзаведений дореволюционной России – Учительской семинарии, которая была открытапо указу императора Александра I в 1872 году. За такую длинную жизнь учебное заведениене однажды меняло свой статус: семинария – педагогические курсы – педагогическийтехникум – педагогическое училище – педагогический колледж. Историю учебногозаведения воссоздать не так-то легко, когда столько лет ушло в небытие. В 1957году Тотемское педагогическое училище было закрыто «за ненадобностью». И толькочерез сорок лет начато его восстановление буквально из ничего.
Идея созданиямузея одного из старейших педагогических учебных заведений области оформилась вноябре 2002 года. В преддверии 130-летнего юбилея со дня открытия Тотемскойучительской семинарии был дан старт операции «Поиск» под девизом «Знать, чтобыпомнить!» [2, 44]. Каждая студенческая группа получила задание: восстановитьсписки выпускников педагогического техникума, педучилища разных лет, завязатьпереписку, провести встречи с целью восстановления той эпохи. Результатомоперации «Поиск» стал материал музейного значения (воспоминания, фотографии,газетные и журнальные статьи, документы). 27 октября 2003 года Совет училищапринял решение о создании общественного музея истории учебного заведения. Напринятие данного решения повлияли следующие факторы:
· наличиеписьменных, вещественных источников по истории учебного заведения;
· потребностьв формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качествбудущих учителей средствами музейной педагогики;
· социальнаяпотребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебногозаведения.
Рабочаягруппа, возглавляемая Завгородней Ольгой Николаевной, составила перспективныйплан-проект создания музея на 2003–2005 год. Он состоял из трёх основныхэтапов.
Iэтап: 2003–2004 г.
· Операция«Поиск».
· Организационно-правоваядеятельность.
· ВыборыСовета музея, распределение обязанностей.
· Организацияучёбы по хранению и учёту экспонатов.
II этап: 2004–2005 г.
· Регистрация,изучение, систематизация экспонатов.
· Проектированиемузейной экспозиции (определение тематической структуры экспозиции, составлениетематико-экспозиционного плана).
· Операция«Поиск».
III этап: сентябрь – декабрь2005 г.
· Техническиймонтаж экспозиции.
· Декабрь– открытие музея истории учебного заведения.
Общеучилищнаярабочая группа, в которую входили преподаватели, студенты, ветераныпедагогического труда, сотрудники музея, проделала огромную работу в процессереализации данного плана-проекта создания музея.
В рамках организационно-правовойдеятельности в сентябре 2003 года было разработано Положение о музее, а воктябре – Положение о Совете музея. 27 октября данные положения и сам«План-проект создания музея» были утверждены на Совете училища. Была такжепроведена работа по ознакомлению педагогического коллектива инаучно-методического совета училища с данными положениями.
Научно-фондоваяи экспозиционная работа, проводимая на втором этапе создания музея, включала всебя:
· регистрациюсобранных экспонатов в книге основного и вспомогательного фондов (октябрь 2003 г.– февраль 2004 г.). Музейные предметы оформлялись в инвентарной книгеосновного и вспомогательного фондов. Каждый музейный предмет имел свой номер(ТПК о/ф №4, ТПК в/ф №5), краткое описание, фиксировался материал, из которогосделан предмет, размеры предмета, короткая информация об истории поступления.
· систематизациюэкспонатов, формирование музейных коллекций (октябрь 2003 г. – февраль 2004 г.);
· тематико-экспозиционныйплан, включающий задачи экспозиции, ведущие темы, тематические комплексы (март 2003 г.– май 2004 г.);
· созданиеименной картотеки (октябрь 2003 г. – май 2004 г.).
На третьемэтапе осуществлялась работа по оформлению экспозиции:
· выделениепомещения, соответствующего требованиям российского законодательства пообеспечению сохранности музейных коллекций;
· созданиематериальной базы музея;
· оформлениеэкспозиции;
· открытиемузея.
Общеучилищнаярабочая группа работала по следующим направлениям:
· фондоваяработа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;
· научно-исследовательскаяработа, осуществляющая комплектование музейного собрания;
· экскурсионнаяработа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.
В рамкахфондовой работы были проведены следующие мероприятия: 23 октября 2003 года былапроведена учёба по учёту музейных экспонатов.
Музейныйэкспонат –это памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший всестадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания благодаряспособности характеризовать историю и культуру определённого общества [7, 13].Среди музейных экспонатов выделяют раритеты – редкие предметы,сохранившиеся в ограниченном количестве; и реликвии – вещи, которыехранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то выдающемсячеловеке или событии [7, 14].
В ноябре –декабре 2003 года был проведён учёт музейных экспонатов и проведена ихсистематизация. В феврале – апреле 2004 года была проведена работа посоставлению именной картотеки.
Работа понаправлению научно-исследовательская и поисковая деятельность включала в себявыбор и утверждение заданий для поисковых групп. Студенты работали в архивах сархивными документами, писали письма, обрабатывали воспоминания, оформлялисобранный материал. Благодаря операции «Поиск» удалось уточнить спискивыпускников через Тотемский архив, отыскать сведения об учащихся по группам,сведения об учебно-опытном сельскохозяйственном участке, документы,рассказывающие о материальной базе училища ещё в 40-е годы, материалы обучастии студентов в общественной работе города.
В основувыбора направления поисковой деятельности был положен хронологический принцип:
· Тотемскаяучительская семинария (1872–1918 гг.)
· Тотемскиепедагогические курсы (1918–1924 гг.)
· Педагогическийтехникум (1924–1937 гг.)
· Тотемскоепедагогическое училище (1937–1957 гг.)
· Историявозрождения учебного заведения (1996–2002 гг.)
Каждая группапоиска, а их было семь, работала по трём направлениям.
1. Архивныесведения.
2. Письма,переписка, газетные заметки. Например, группа поиска 412 б группыпереписывалась с одиннадцатью выпускниками из Вологды, Бабушкина, Тарноги,Нюксенского района, Барнаула, Таймырского автономного округа. А в группу 414 пшли письма из Ярославля, Воронежа и других мест.
3. Встречи.Студенты встречались с выпускниками училища, проживающими в Тотьме, Тотемском иБабушкинском районах. Записывали воспоминания, уточняли сведения, бралиинтервью и составляли анкеты.
Анкетирование–письменная форма общения с респондентом; интервьюирование – устная форма[17, 26].
Результатомданной научно-исследовательской деятельности, помимо открытия музея, сталапубликация книги «Учреждение это благодетельное для земства всей нашейгубернии», автором которой является Завгородняя Ольга Николаевна. Книгарассказывает об истории Тотемского педагогического колледжа, начиная с открытияТотемской учительской семинарии в 1872 году и заканчивая историей возрожденияучебного заведения в 1996 году[3].
Что касаетсяэкспозиционной работы, то в основе её лежит экспозиция – индивидуальноелицо музея, и в представлении большинства людей музей ассоциируется именно сней. Экспозиции различают по форме представления: стационарная и временная; попринципам структурной организации: тематическая, систематическая,монографическая, ансамблевая.Отбор экспозиционных материалов – этоопределение состава экспонатов будущей экспозиции с целью наиболее полногораскрытия темы [7, 40].
Экспозициямузея в Тотемском педагогическом колледже построена по принципу историзма ихронологии, она носит монографический характер и состоит изтематико-экспозиционных комплексов, размещённых на стендах.
Первый стенд:«Учебные заведения г. Тотьмы в конце 19 в. – начале 20 века».
Второй итретий стенды: «Открытие Тотемской учительской семинарии».
Четвёртыйстенд: «История ускоренных педагогических курсов (1919–1924 гг.)».
Пятый стенд:«Тотемский педагогический техникум (1926–1937 гг.)».
Шестой иседьмой стенды: «Педучилище в годы Великой Отечественной войны».
Восьмой идевятый стенды: «История Тотемского педагогического училища в 50–60-е гг.».
Десятыйстенд: «Педагогическая практика».
Одиннадцатыйи двенадцатый стенды: «История возрождения (1996 год)».
Экспозициюдополняют две боковые угловые витрины, где размещены учебники, учебные пособия,авторские книги и четыре горизонтальные витрины с персональными вещамипреподавателей, творческими работами студентов.
Музей историиучебного заведения в Тотемском педагогическом колледже – это результат организованной,целенаправленной поисково-исследовательской деятельности, как преподавателей,так и студентов данного образовательного учреждения. В октябре 2007 года музейполучил статус музея образовательного учреждения.
1.2Основные направления деятельности музея образовательного учреждения
Музей историиучебного заведения работает по плану, который утверждает Совет колледжа, ноглавным органом в управлении музеем является Совет музея. Он состоит из 2-хсекций: секции ветеранов педагогического труда -7 человек и секции студентов ипреподавателей – 12 человек. Работает он по следующим направлениям:
· комплектованиефондов;
· экспозиционно-выставочнаяи экскурсионная деятельность;
· научно-просветительскаядеятельность.
Работа покомплектование фондов, т.е. сбор, обработка, изучение, регистрация исистематизация музейных предметов проводилась и проводится с целью созданиямузейного собрания, комплексно отражающего историю учебного заведения. Проходитоно по следующим направлениям:
· учебноезаведение в разные годы его существования;
· фотографиипреподавателей, студенческих групп;
· свидетельстважизни учебного заведения как процесса (расписания, отчёты администрации, планыкураторов, планы педагогических практик, планы работы кружков, занятийиндивидуальной музыкой);
· атрибутыжизни учебного заведения разного времени (учебники, тетради, письменные принадлежности,мебель);
· творческиеработы (поделки, рисунки);
· воспоминаниявыпускников разных лет.
Выделеныкритерии отбора предметов в фонд музея истории учебного заведения:
1. информативность,т.е. свойство предмета давать информацию, быть источником знаний;
2. экспрессивность,т.е. способность музейного предмета оказывать на человека эмоциональноевоздействие;
3. репрезентативность,т.е. способность предмета наиболее полно отражать событие, явление, процесс;
4. физическаявозможность хранения предмета в музее.
Общее числоединиц хранения в музее на 1 сентября 2009 года составляло – 464. Из нихосновного фонда – 198, научно-вспомогательного – 266. В основной фонд входятвещественные памятники, фотоматериалы, письменные источники. Анаучно-вспомогательный фонд включает в себя цветные фотографии, ксерокопии,вырезки из газет и другое. Наиболее ценными экспонатами основного фондаявляются книги из библиотеки Тотемской учительской семинарии, аттестат обокончании Тотемского педагогического училища Некрасовой М.С., выданный 22июня 1941 года, воспоминания (рукописный журнал) Величутина Э.В.,выпускника 1951 года, медаль «За доблестный труд в ВО войне 1941–1945 гг.»преподавателя Копытовой Е.А.
Длярасширения экспозиционно-выставочной деятельности периодически пополняетсясуществующая экспозиция: в неё включаются новые экспонаты, новые средствапоказа (мультимедийные презентации, турникеты).
Тематикавыставок определяется:
· юбилейнымидатами в истории учебного заведения, датами в судьбах лиц, внёсших вклад висторию учебного заведения, в истории развития народного образования Тотемскогокрая, Вологодской области;
· наличиемв собрании музея тематических коллекций музейных предметов;
· поступлениемв музей новых материалов по истории учебного заведения.
Расширение экспозиционнойдеятельности позволяет увеличить музейную аудиторию, включить в культурныйоборот музейные предметы, хранящиеся в фондах музея.
За 2008–2009учебный год в музее истории учебного заведения в Тотемском педагогическомколледже было проведено 3 выставки:
· «Нашидостижения»;
· «Выставка-бенефисодного предмета»;
· «Слово– добро есть».
Советом музеясоставлена программа экскурсий:
– обзорнаяэкскурсия (разработан маршрут осмотра, текст);
– тематическиеэкскурсии-беседы:
· «Народноеобразование в Тотемском районе в 19 начале 20 века»;
· «Тотемскаяучительская семинария»;
· «Средниеучебные заведения города Тотьмы в конце 19 начале 20 века»;
· «Учительучителей» (о директоре Тотемского педагогического училища Г.И. Коркиной);
· «Отучительской семинарии к педагогическому колледжу: история возрождения»;
· «Учитель-солдат»и др.
Только за2007–2008 учебный год в музее Тотемского педагогического колледжа былопроведено 39 экскурсий.
Основной приёмпроведения экскурсий – демонстрационный, сочетающий показ экспонатов скомментариями экскурсовода. Разработана программа подготовки экскурсоводов(Школа экскурсоводов), включающая в себя занятия:
· Экскурсиякак традиционная форма работы музея: формы, структура, методы, приемы.
· Практическоезанятие: прослушивание экскурсии с последующим обсуждением.
· Практическоезанятие: разработка маршрута осмотра.
· Подготовка(конспект) экскурсии.
В рамкахнаучно-просветительской деятельности (культурно-образовательной) осуществляетсявключение в образовательный процесс музейных уроков, лекций, тематическихлекториев, бесед. Постоянно совершенствуются формы и методыкультурно-образовательной деятельности. Музейная аудитория расширяется свведением новых образовательных целевых программ.
Впервые в2007 году практику «Внеучебная воспитательная работа» по специальности 050709«Преподавание в начальных классах» студенты проходили на базе музея с цельюовладения методами воспитательной работы средствами музея. Для этого быласоздана программа кружка «Здравствуй, музей!» для учащихся 3–4 классов. В 2008году данный кружок провели во второй раз. Занятия кружка в совокупностипосетило 189 учащихся 3–4 классов Тотемской средней школы №3.
Материалымузея используются для научно-исследовательской деятельности студентов ипреподавателей. Исследования на базе музея – это деятельность студентов пополучению новых исторических знаний об истории учебного заведения, историиобразования; средство организации образовательного процесса будущих учителей,социальных педагогов; способ удовлетворения потребности в познании. Материалыфондов музея – это уникальный первоисточник, служащий основой для курсовых ивыпускных квалификационных работ. Исследовательские работы студентов по темам:«Роль Тотемской учительской семинарии в общественно-политической жизни города вХIХ начале ХХ века»,«Средние профессиональные учебные заведения города в ХIХ начале ХХ века»,«Участие Тотемского педагогического училища в общественной жизни в 50–60 годаХХ века» восстановили педагогическую, профессиональную, общественную деятельностьколлектива учебного заведения в разные исторические эпохи. С докладами студентывыступают на семинарах руководителей школьных музеев и других собраниях. Многиеработы публикуются в сборниках по научно-исследовательской деятельности,например, работа Московкиной Виктории «Музейный предмет как объектисследования», работа Житнухиной Ангелины «Изучение учительских династий какусловие формирования ценностного отношения к профессии учителя» и др.
Работа музеяистории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже по перечисленнымнаправлениям является нужной и востребованной, что подтверждает хотя бы то, чтос декабря 2005 года экскурсии, беседы, встречи с выпускниками, музейные уроки,выставки, проводимые в стенах нашего музея, посетило уже 2086 человек.
2. Концепциямузея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»
2.1 Теориявопроса: этапы создания концепции
Одна изважнейших научно-организационных задач в создании и развитии музея – разработкаконцепции музея образовательного учреждения. Концепция – одна из формпедагогического проектирования, документ, в котором описывается создание,развитие педагогического процесса; документ, посредством которого излагаетсяточка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы. По словам С.И. Ожегова,концепция – это система взглядов на что-либо, основная мысль [10, 293]. Подконцепцией музея образовательного учреждения следует понимать систему взглядоворганизаторов музея на то, каким они его представляют: профиль, название,статус в музейной сети, назначение функций музея и методы их реализации,структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплектованияфондов и их использования, экспозиционные и просветительские формы работы,общественно-полезную деятельность музея. Концепция музея – это своеобразнаядолговременная программа деятельности музея [15, 24].
Назначениеконцепции: изложение теории развития в конструктивной, прикладной форме. Задачаконцепции – определить цели, принципы и направления культурно-образовательной,просветительской, фондовой и исследовательской деятельности музея.
Идея созданияконцепции музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледжевозникла как естественное продолжение, условие развития музея и дальнейшая егоинтеграция в учебно-воспитательный процесс (см. прил. 7).
Созданиеконцепции музея проходило через три этапа:
1. изучениетеории вопроса и анализ деятельности музеев образовательных учреждений;
2. исследованиесистемы взглядов на музей образовательного учреждения;
3. разработкапутей реализации концепции.
При созданииконцепции мы опирались на работы известных музееведов и историков по даннойтеме. Ещё в начале 20 века немецкий теоретик-музеевед А. Лихтворк оформилидею об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителюкак к участнику диалога.
Немецкийпедагог и музеевед Г. Кершенштейнер создал в своих трудах концепцию«педагогики музейной экспозиции», построенную по педагогическому принципу сучётом возможности её восприятия и в соответствии с задачами образования.
Г. Фройдентольвпервые предложил термин «музейная педагогика» и занялся разработкой проблемывзаимодействия музея и школы.
Теоретик ипрактик музейной педагогики – Н.В. Нагорский – стал автором идеи о том,что музей является институтом социально-культурной деятельности, дополняющим иуглубляющим работу учебно-воспитательных учреждений.
Б.А. Столяровговорит о музейной коммуникации и роли объединения усилий музея и школы в делевоспитания эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниямичеловека.
Е.Л. Галпинаи М.Ю. Юхневич – сторонники идеи о школьном музее как открытой системе,элементами которой являются:
· музей– ядро (центр) музейно-педагогической и краеведческой работы в школе;
· интеграциямузея в учебно-воспитательный процесс;
·связь музея с местным сообществом.
Они жепредложили идею о самовыражении музея в выборе жанра (как оптимального способареализации самобытности).
В основуконцепции музея Тотемского педагогического колледжа были положены следующиеидеи:
· музей– это специфическое культурно-образовательное пространство;
· музей– это открытая педагогическая система;
· музей– это средство патриотического и гражданского воспитания;
· музейобразовательного учреждения – это музей, созданный руками студентов, учащихся идля студентов, учащихся.
Дляреализации концепции был выбран новый жанр музея: «музей – экскурсионное бюро».
2.2Краткое изложение концепции
Концепцияобщественного музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемскийпедагогический колледж» включает в себя:
· историювопроса;
· концептуальныеположения деятельности музея;
· основныенаправления деятельности музея.
В историювопроса входят сведения о факторах, повлиявших на создание музея в педколледже;раскрыты этапы и основные направления работы его создателей:
· 2003–2004 гг.– организационно-правовая деятельность, включающая в себя разработку,обсуждение и принятие Положения о музее, Положения о Совете музея, выборыСовета музея, распределение обязанностей, организацию учёбы по систематизации,документированию, регистрации, хранению музейных предметов, комплектованиефондов;
· 2004–2005 гг.– фондовая, экспозиционная деятельность, включающая в себя формированиемузейных коллекций, тематических папок, регистрацию предметов музейногозначения в книге поступлений, составление и утверждениетематико-экспозиционного плана;
· сентябрь– декабрь 2005 г. – оформление экспозиции, открытие музея истории учебногозаведения в Тотемском педагогическом колледже.
Концептуальныеположения деятельности музея включают в себя раскрытие правовой основымузееведческой деятельности, особенности музея образовательного учреждения,цель, задачи и принципы работы музея.
Правовойосновой деятельности музея истории учебного заведения в Тотемскомпедагогическом колледже являются:
· ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 12 марта 2003 года №28–31–181/16 «Одеятельности музеев образовательных учреждений»;
· ПриказМинистерства РФ от 25 марта 1988 года №134 «Инструкция по учёту и хранениюмузейных фондов в музеях, работающих на общественных началах»;
· ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 7 декабря 1998 года №658/19–15 «Опрограмме туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации«Отечество»»;
· Положениео музее истории учебного заведения Тотемского педагогического колледжа;
· Положениео Совете музея истории учебного заведения Тотемского педагогического колледжа.
Музей –это специфическое культурно-образовательное пространство. Культурно-образовательнаясреда музея – это не только созерцательное пространство, где человек выступаетв роли наблюдателя, но и живое развивающее пространство, обладающее высокойсилой информации и эмоционального воздействия. В центре музейного образованиявсегда находится подлинник истории и культуры. В музее информация, знанияприобретают наглядность, образность, активизируют визуальное мышление,становятся эффективным средством преемственности культуры и передачи социальнойпамяти. Музейное образование – это процесс освоения человеком в условиях музеясистемы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практическойдеятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образовательными функциямимузея являются:
· передачазнаний музейными средствами от поколения к поколению;
· распространениенациональной культуры;
· хранениекультурных ценностей общества;
· социализацияличности и её интеграция в общество;
· расширениеобщего кругозора.
Культурно-образовательнаясреда музея помогает человеку обрести нравственность, пробудить Человека вчеловеке, творит духовное в человеке, а духовность становится тем каркасом,который формирует и развивает полноценную целостную личность.
Музей –это открытая педагогическая система. Музейно-педагогический процесс – специально организованноесотрудничество воспитателя и воспитанника, направленное на достижениепоставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств икачеств воспитанника. Воспитательный процесс в музее строится на принципахмузейной педагогики. Именно современная педагогика должна стать посредникоммежду музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизмвключения человека в мир культуры с помощью музея и педагогики сотрудничества.Музейная педагогика ставит цель – создание таких условий, когда бы все учащиесяв соответствии со своими потребностями и интересами включились в процессмузейной коммуникации, благодаря объединению различных формкультурно-образовательной деятельности в систему.
Музей –это средство патриотического и гражданского воспитания. Патриотизм – этокачество человека, коллектива, общества. Развивается оно постепенно, зачастуюсо словом и делом учителя. В связи с этим значительно возрастает социальнаязначимость краеведческой работы, которая строится с учётом интересов детей ипредполагает развитие их инициативы и общественной активности. Только в музее,где в центре находятся подлинники истории и культуры такие понятия как «связьвремён», «наследие», «национальная традиция», «гражданский долг», «служениеОтечеству» приобретают реальность и значимость. Краеведение – это одна изсущественных основ корневой культуры человека, основ его нравственности игражданственности. Краеведческая работа с педагогической точки зрения, оченьмногогранна. Одновременно она может носить поисковый и прикладной,общественно-полезный и образовательно-воспитательный характер. Выбор содержанияи методов краеведческой работы – важнейшая педагогическая задача. Сущностькраеведческого обучения – в деятельности, направленной на активное познаниеокружающей действительности. Источником такой деятельности являются путешествияпо родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми,Поисково-исследовательская деятельность учащихся.
Музейобразовательного учреждения – это музей, созданный руками студентов, учащихся идля студентов, учащихся. Школьный музей строит свою работу в расчёте на учащихся.Поэтому понятия «актив», «активность», «орган музейного самоуправления»являются ключевыми в концепции школьного музея. Работа музея образовательного учреждениястроится на основе самоуправления. Руководит ею Совет музея. Из числа членовСовета избирается председатель совета, его заместитель, руководители групп(секций) музея: поисковой, экскурсионной, экспозиционной. Основная задачапедагога построить работу с активом таким образом, чтобы учащиеся совмещалиобщественную деятельность с практической, ведь именно в процессе «делания»музея, участия в его создании они становятся исследователями, хранителями,реставраторами, экскурсоводами, экспозиционерами, художниками, лекторами. Музей– это определённый итог деятельности: показатель гражданской зрелости какученического, так и педагогического коллективов.
Миссиямузеяистории учебного заведения – способствовать сохранению исторической памяти иформированию исторического самосознания будущих учителей, социальных педагогови социальных работников через музейные средства.
Цельдеятельности музея истории учебного заведения: гражданско-патриотическое воспитаниемолодёжи музейными средствами. Для достижения данной цели музей ставит передсобой следующие задачи:
· формироватьисторико-познавательную, информативно-коммуникативную,поисково-исследовательскую компетентность студентов педагогического колледжа;
· формироватьцелостное представление об истории развития образования в России, обисторическом прошлом и настоящем учебного заведения;
· воспитыватьнравственные, гражданские, патриотические качества личности, чувство уважения,гордости и сопричастности к прошлому и настоящему учебного заведения;
· привлечьмаксимальное количество студентов ко всем сферам деятельности музея;
· изучитьи расширить музейную аудиторию.
Своюдеятельность музей истории учебного заведения строит по следующим принципам:
· принципнаучности;
· принцип«музей руками студентов и для студентов»;
· принципдальнейшего развития на основе достижений и положений музеелогии и музейнойпедагогики.
Свою работуобщественный музей в Тотемском педагогическом колледже ведёт по следующимнаправлениям:
· комплектованиефондов;
· экспозиционно-выставочнаядеятельность;
· научно-просветительскаядеятельность.
2.3Условия реализации концепции
Изучив опытдеятельности школьных музеев города, Вологодской области и анализируядеятельность нашего музея, мы пришли к выводу, что многие музеи вобразовательных учреждениях недостаточно выполняют свои функции. В нихуменьшается количество посетителей, используется только витринно-стендовыйпоказ экспонатов, не привлекаются новые информационные технологии,интерактивные формы работы со школьниками, одним словом, школьные музеипревратились в «шкатулки с древностями», в парадные комнаты для почётныхгостей.
Современныесоциально-экономические условия подталкивают школьные музеи к поиску новыхмеханизмов реализации своей жизнедеятельности, к выбору нового вектора развития.
Определитьоптимальный способ реализации своей самобытности и своих возможностей на уровнесовременных музейных технологий мы считаем возможным при интеграции вдействующий жанр «музей – экспозиция» нового жанра – «музей – экскурсионноебюро».
Основаниемвыбора данного жанра послужили следующие факторы:
· активнаякраеведческая работа;
· поисково-исследовательскаядеятельность;
· наличиекраеведческих исследовательских изысканий в области истории образования;
· опытучастия в Российских, региональных краеведческих конференциях;
· опытиспользования интерактивных форм культурно-образовательной деятельности.
Цельдеятельности такого музея– это сохранение исторической памяти ипередача через организованную систему информационного обеспечения материаловкраеведческой тематики образовательным учреждениям района.
Длядостижения данной цели мы предполагаем строить свою деятельность по следующимнаправлениям:
· изучениепотребностей образовательных учреждений района в краеведческой тематике;
· систематизациякраеведческого материала фондов музея по истории образования в Тотемскомрайоне;
· созданиетематических экскурсий, бесед, лекториев, исходя из потребностейобразовательных учреждений района в краеведческой тематике;
· подбормузейных экспонатов, находящихся в фондах музея, по принципу «музей вчемодане»;
· использованиеновых информационных технологий;
· обучениеактива музея, создание школы экскурсоводов;
· созданиепроекта «музей – экскурсионное бюро».
Для работы поданным направлениям музей истории учебного заведения в Тотемском педагогическомколледже имеет все возможности, так как студенты умеют работать с различнымиисточниками, составлять и проводить экскурсии, организовывать выставки,внедрять в работу новые технологии.
Заключение
Проводяисследование по теме данной работы, мы установили, что представляет собой музейобразовательного учреждения и чем он отличается от обычного музея: выявилиособенности, функции музея образовательного учреждения, указали задачи посозданию и развитию музея, в частности это разработка концепции музеяобразовательного учреждения и формирование актива музея из учащихся ипедагогов. Мы смогли установить факторы, повлиявшие на создание музея историиучебного заведения в Тотемском педагогическом колледже:
· наличиеписьменных, вещественных источников по истории учебного заведения;
· потребностьв формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качествбудущих учителей средствами музейной педагогики;
· социальнаяпотребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебногозаведения.
Помимофакторов, повлиявших на создание музея, в своей работе мы отразили основныеэтапы создания музея и содержание деятельности общеучилищной рабочей группы.Работала она по следующим направлениям:
· фондоваяработа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;
· научно-исследовательскаяработа, осуществляющая комплектование музейного собрания;
· экскурсионнаяработа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.
Помимо всеговышеперечисленного в данной исследовательской работе мы подробно раскрыли особенностикультурно-образовательной деятельности музея, программу экскурсий,разработанную Советом музея, а также программу подготовки экскурсоводов. Кромеэтого мы создали концепцию музея истории учебного заведения в Тотемскомпедагогическом колледже и разработали пути её реализации.
Музейнеобходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способендополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения ивоспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательныхучреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как формагражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, какрезультат поисково-исследовательской деятельности [4, 144].
Участие впоисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство систорическими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края,приобщившись к ним душой. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков,бережное отношение к культурному и природному наследию своего края [9, 3].
Специальнымиметодами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощьюбесценных сокровищ, хранящихся в музеях, располагает музейная педагогика [11, 5].
Воспитаниеребенка средствами искусства с помощью музейной педагогики начинается еще сдетского сада. В садике ребенка поэтапно готовят к посещению музея, знакомят смузеями, учат выражать свои впечатления и т.д. [12]. Затем это продолжается вшколе. Поэтому деятельность музея истории учебного заведения в Тотемскомпедагогическом колледже имеет огромное воспитательное, нравственное,культурно-образовательное значение, так как готовит будущих учителей исоциальных педагогов к участию в краеведческой работе, к созданию музеев и применениюметодов и средств музейной педагогики.
Списоклитературы
1. Даль В.И. Толковыйсловарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. –779 с.
2. Завгородняя О.Н. Музейистории учебного заведения как результат и форма привлечения студентов кпоисково-исследовательской деятельности // Организация исследовательскойдеятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков/ Под ред. Л.А. Коробейниковой. – Вологда, 2007. – С. 44 – 46.
3. Завгородняя О.Н. Учреждениеэто благодетельное для земства всей нашей губернии. – Вологда, 2002.
4. Завгородняя О.Н.,Зобнина О.В. Музей истории учебного заведения // Организациявоспитательной работы в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков /Под ред. Л.А. Коробейниковой, А.А. Огаркова. – Вологда, 2008. – С. 144– 146.
5. Коджаспирова Г.М.,Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн.пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – С. 37.
6. ЛавроваО. Любимое, родное, дорогое… // Тотемские вести. – 2006. – №1. – С. 2.
7. Маленькоеокно в большой мир: методические рекомендации в помощь организаторам музеевобразовательных учреждений / Под ред. Н.А. Бритвиной, О.Б. Карповой.– Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004. – 79 с.
8. Методическиерекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защитыдетей Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 01. 2007 №06–11по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений. – 56 с.
9. Музеиобщеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования:аннотированный каталог. – Вологда, 2004. – 198 с.
10. Ожегов С.И. Толковыйсловарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
11. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятияи сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников:учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
12. Пантелеева Л.В. Музейи дети. – М.: Изд. Дом Карапуз, 2000. – 256 с.
13. Педагогика: учебн.пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого.– М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 640 с.
14. Сеченова Л.С. Сотрудничествовзрослых и детей в школьном музее // Образование в современной школе. –2005. – №4. – С. 51 – 52.
15. Создаём музей вместе:методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования /Сост. О.Б. Карпова – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2007. – 98 с.
16. Хенкин Я. Из опыта работышкольных музеев // Воспитание школьников. – 2001. – №3. – С. 7 – 9.
17. Школьные музеи. Из опытаработы / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М.: Просвещение,1977. – 143 с.
18. Школьный музей: жизнь втворчестве: методические рекомендации / Под ред. О.Б. Карповой. – Вологда –Молочное: ИЦ ВГМХА, 2006. – 100 с.
19. Шмакова М.П. Поисковаяработа в школьном музее как средство воспитания патриотов // Внешкольник.– 2003. – №6. – С. 10 – 11.