Введение
Сольфеджио –это первый систематический курс в цикле музыкально-теоретических предметов,призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального развития.
Сольфеджио –дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь рядапрактических навыков. Если раньше – на первом этапе формирования этого предмета– занятия сольфеджио состояли в основном из пения по нотам, то в настоящеевремя в содержание курса вошли и другие формы работы, способствующие воспитаниюи развитию музыкального слуха: анализ на слух, диктант, интонационныеупражнения, чтение с листа. Поэтому было бы правильнее весь этот комплекснавыков, знаний и умений назвать СИСТЕМОЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.Правильное обоснование такой системы является одной из задач курса методики.
Содержаниекурса сольфеджио является изучение основных средств музыкальной выразительности– музыкальных звуков, интервалов, ритма и др. — первоначально в изолированномвиде, а в дальнейшем в некотором взаимодействии. Курс сольфеджио так же должендать учащимся необходимые сведения о музыке как об искусстве и о мелодии как оглавном средстве музыкальной выразительности, объединяющем все основныеэлементы музыки. Усвоение курса сольфеджио должно выработать у учащегосясознательное отношение к музыкальным явлениям, с которыми он встречается пожизни.
Цели и задачисольфеджио:
1. Датьучащемуся систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средствмузыкальной выразительности.
2. Выработатьу учащегося элементарные музыкально технические навыки, необходимые как впроцессе прохождения курса, так и для дальнейшего музыкального развития.
3. Заложитьреалистические основы музыкального воспитания и образования, дать верноенаправление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.
Организациязанятий
В настоящеевремя предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебныхзаведений: детских музыкальных школ, музыкальных училищ и вузов. Безусловно, взависимости от целей и задач каждого учебного заведения изменяются содержание иметоды преподавания сольфеджио. Основная же задача – всестороннее развитиемузыкального слуха — остается прежней.
Как известно,задачи детских музыкальных школ состоят в том, чтобы достичь всестороннего игармоничного развития музыкальных способностей у детей. Учебный план школ вцелом должен осуществлять эту задачу комплексно, связывая специальные итеоретические предметы друг с другом. Это значит, что в работе над развитиемслуха следует использовать репертуар и навыки, полученные в классе поспециальности, а на индивидуальных занятиях в этом классе – знания и понятия,освоенные в курсе сольфеджио.
В детскихмузыкальных школах группы комплектуются по возрастному принципу – этотребование педагогики. Методику работы по сольфеджио должны определятьвозрастные особенности детей.
Так, вмладших классах основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей,яркость и осознанность музыкальных ощущений. Педагог должен воспитатьдисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность внакоплении слуховых впечатлений.
В среднихклассах, где уровень интеллектуального развития детей выше, основной работойдолжно быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. На этомуровне педагог обязан воспитать самостоятельность детей и продолжать прививатьим интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученныхзнаний и умений.
В старшихклассах основное внимание педагога должно быть направлено на воспитаниемузыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности ктеоретическим обобщениям.
Учитываявозрастные особенности детей разных классов, педагог должен использоватьразличные приемы и формы работы. Так, в младших классах необходим яркий,эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, движений, и толькопостепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний. В среднихклассах – на основе имеющегося музыкального опыта детей – развитиесамостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качествупения, совершенствование знаний и навыков. В старших классах – усиление работынад освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления итворческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков.
Задачейсольфеджио является воспитание и развитие профессиональных навыков на томуровне и в том объеме, какой требуется для данной специальности. Поэтому вметодике должны дифференцироваться требования и разные формы работы.
Урок и егоорганизация
В нашихусловиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один или два раза внеделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение. Некоторые формыработы, например: анализ на слух — вообще не могут быть проведены без педагога.Да и пение, в записи диктанта, в чтении с листа основное направление и контрольможет быть осуществлен только педагогом, то есть на уроке. Поэтому умениеправильно спланировать работу и на хорошем уровне провести урок – одна изважных задач педагога.
Подготовка курокам должна начинаться с составления полугодового плана. Материал программыраспределяется по количеству уроков. В основном определяются сроки прохождениятого или иного теоретического материала: тональности, ритмы, аккорды,последовательности и т.д.
Для педагоганадо считать обязательным составление поурочных рабочих планов. В них долженбыть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый материал. Этопозволит педагогу строго и последовательно вести работу, помня о четырех этапахв усвоении каждого нового раздела: объяснение нового, проработка и закреплениеэтого материала, усвоение, то есть самостоятельное выполнение заданий, контрольуровня усвоения.
Построениеурока может быть или всегда одинаковым – типовым – или свободным, то естьтаким, когда последовательность форм работы будет меняться. Однако на каждом урокедолжны быть использованы все новые формы работы: пение интонационныхупражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.
Чтобы урокбыл полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередоватьформы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия.
Примерный планурока в детской музыкальной школе:
3-4 минуты –проверка присутствующих, мобилизация внимания;
10 минут –распевание, проверка домашнего задания, пение повторение примеров;
8-10 минут –слушание, объяснение нового;
8-10 минут –диктант;
10 минут –чтение с листа, пение песен хором, группами;
5 минут –домашнее задание, заключение.
Домашниезадания по сольфеджио просто необходимы. Важно добиться ежедневной планомернойработы учащихся над развитием слуха. Однако домашние задания лишь тогдаэффективны, когда они правильно составлены.
При проверкедомашних заданий педагог должен требовать высокого качества их выполнения, тоесть чистой интонации, правильного темпа и ритма, выразительности. То же можносказать и в отношении выучивания наизусть: лучше дать задание меньше, нотребовать более высокого качества исполнения.
Формыдомашних заданий могут быть следующие:
1.Интонационныеупражнения и распевы, пройденные на уроке в классе. Хорошие результаты даетповторение их на каждый день перед началом занятий на инструменте.
2.Сольфеджированиепримеров. Повторение и отработка исполнений мелодий, пройденных в классе;самостоятельное разучивание новых примеров.
Формыдомашние работы могут быть так же следующие: пение в транспорте, подбираниепримера в разных тональностях и от разных звуков. При выучивании наизусть можнопеть с текстом, сольфеджировать, петь без названий нот на слог или на гласную.
Самодиктант,то есть запись знакомых мелодий по памяти, — очень полезная форма работы, ноона возможна только тогда, когда учащиеся уже умеют писать диктанты, знаютприемы. Поэтому прежде чем давать такое задание, надо несколько раз провестиподобные диктанты в классе.
Письменныезадания в детской музыкальной школе – списывание, транспонирование, построение,сочинение. Во всех звеньях полезно нахождение примеров на данную тему, анализсвоего репертуара по специальности.
Для оценкиуспеваемости учащихся применяются разные виды опросов:
1.Беглый, безоценки по баллам, но с краткой словесной характеристикой ответа. Такой опросдолжен производится на каждом уроке, — он служит укреплению пройденногоматериала.
2.Проверочныйопрос по темам. Его задача – выяснить усвоение материала каждым учащимся. Можновыставлять оценки, но главное характеристика учащегося.
3.Опросучащихся по домашнему заданию. Рекомендуется использовать приемы коллективнойпроверки, чтобы не тратить много времени и вместе с тем проверить всех. Можнопроверить задание выборочно.
4.Контрольныйопрос. Должен производится по четвертям. Оценки при этом обязательны. Педагогуочень важно умело провести опрос, подобрав материал так, чтобы трудность длявсех была одинакова.
Не следуетслишком часто делать контрольные опросы: в сольфеджио самое важное – процессработы, с применением беглого и проверочного опроса.
Привыставлении оценки по сольфеджио нужно учитывать и природные данные учащегося,и его работу.
Итак,основные требования к занятиям сольфеджио: методичность и последовательность впостроении урока;
-ясность иконкретность в объяснениях и в постановке задач;
-умелое сочетаниегрупповых форм занятий с индивидуальными и с пристальным вниманием к каждомуучащемуся;
-четкаяорганизованность классной работы и домашних заданий;
— требовательность к качеству выполняемой работы, к активному участию всехучащихся в работе группы.
В целоматмосфера занятий должна быть творческой и увлекательной, урок должен вызыватьинтерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенным музыкой,высоким качеством музыкального исполнения.
Слух
Роль слуха вмузыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, ввоспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика.
Понятия«музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» — различны; музыкальнаяодаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей, куда входят,кроме музыкального слуха, так же сила, богатство и инициативность воображения;особая концентрация душевных сил, внимания; волевые особенности,организованность, целеустремленность и любовь к музыке.
Развитыймузыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку,переживать ее, творчески как бы создавать при исполнении. Эти задачи и являютсяконечной целью музыкального образования.
Посколькумузыкальный слух – это главное орудие музыканта, постольку значение предметасольфеджио очень велико. Однако нельзя думать, что развитие музыкального слухаосуществляется исключительно на этих занятиях.
Музыкальныйслух – явление сложное, состоящее из следующих взаимосвязанных компонентов:звуковысотного слуха, чувства лада, чувство метроритма, гармонического слуха.
Звуковысотныйслух определяет способность, посредством которой ухо отличает интервалымузыкальные от интервалов неупотребительных в музыке, то есть стройность, ильнастройку, от нестройности, иль расстроенности. Слух ладовый он определял какспособность различать и определять отношения между высотами разных звуков, чтодает возможность воспроизводить интервалы и определять их величину, узнаватьаккорды.
Говоря очувстве метроритма, Римский-Корсаков выделяет чувство темпа как способностьпридавать равным ритмическим единицам одну, установленную сначала длительность,и чувство размера как способность находить и определять отношения междуритмическими единицами; к этому он добавляет чувство музыкальной логики, тоесть способность слышать голосоведение, соотношение аккордов между собой.Большое значение он придает способности инстинктивно чувствовать «законыбезусловной красоты и логической связи последовательностей, осмысливающихся иосвещающихся ходом мелодии, то есть музыкальной речи».
Чувствометроритма – это простейшее, первичное проявление музыкальности, заключающеесяв ощущении равномерности, подчиненной размеру и художественным задачам4 этоосознание и воспроизведение разных длительностей.
Слух бываетгармонический и мелодический.
Мелодическийслух – это есть качественное своеобразие восприятия мелодии, проявляющее вособенностях самого восприятия, в узнавании и воспроизведении мелодий и вчувственности к тональной интонации.
Гармоническийслух – это переход от «простого» ощущения к «сложному», переход от восприятияединства к восприятию единства и множества одновременно (по Теплову).
Извышесказанного можно сделать вывод, что само явление музыкального слухачрезвычайно сложно и многогранно. Так у одних учащихся при хорошем слухе слабееразвито чувство метроритма, у других – лучше развит гармонический слух, номенее чувствителен мелодический и т.д. Качество музыкального слуха определяетсяуровнем развития всех его сторон.
Музыкальныйслух — явление сложное, состоящее из ряда взаимопроникающих компонентов,основные из которых следующие:
— звуковысотный слух, чувство лада и чувство метроритма то есть мелодическийслух;
— ощущениефизической окраски аккордов, восприятие множества звуков как единого целого,чувство строя, ансамбля и функциональных связей – гармонический слух.
Можноговорить о других сторонах слуха: чувствительности к тембрам, обархитектоническом слухе и чувстве формы, о динамическом слухе – громкость, ополифоническом слухе как способность вычленять голоса в многоголосии; однакоэти стороны не являются определяющими.
По характерувосприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется на относительный иабсолютный.
Абсолютныйслух – это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков без сравнения скаким-нибудь исходным звуком. Абсолютный слух может быть пассивным, то естьозначает способность узнавать высоту, базируясь на тембровых критериях, но приэтом не может воспроизвести самостоятельно отдельные звуки или тональности.Активный абсолютный слух предполагает способность человека не только узнавать,но и воспроизводить любую заданную или написанную высоту.
В практикечасто встречается относительный слух. Поэтому в основе методики сольфеджиолежит развитие относительного слуха. Правда, у многих, более способных учащихсяв результате занятий музыкой появляется способность определять конкретнуювысоту, то есть пассивный абсолютный слух.
Анализ наслух
Эта формаработы в курсе сольфеджио чрезвычайно важна. В ней объединяются все знания иумения, получаемые учащимися на уроках. Но самое главное состоит в том, что ванализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различныеэлементы музыкального языка и связи между ними. Поскольку в музыке основнымявляется звучание всех изучаемых элементов, постольку слушание их, осознание изапоминание лежит в основе всего обучения музыке. «Слуховая наглядность» — такможно определить специфику метода работы над анализом на слух. Осознаниеслышимого зависит прежде всего от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократноеслушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развиваетмузыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее– проникать в образную сущность музыки.
Работа наданализом на слух имеет большое практическое значение для занятий поспециальности, для чтения с листа и особенно для записи диктанта.
Такимобразом, основные задачи этой формы работы следующие:
-воспитатьцеленаправленное восприятие;
-служитьосновным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;
-способностьнакопления в памяти различных слуховых впечатлений, являющихся основой дляформирования определенных понятий;
-развиватьмузыкальное мышление учащихся, то есть способность осознавать слышимое,проводить сравнения, синтезировать и дифференцировать явления;
-помогатьразвитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.
Особеннобольшое значение имеет на слух в работе над развитием гармонического слуха.Освоением фонической окраски созвучий, их функциональных связей возможно лишьпри слышании всего комплекса звуков в одновременности. Ученик, участвующий,например, в хоровом пении, не может полностью осознавать созвучие, потому чтопри этом поет один голос, свою партию. Не столько исполнение, сколько слушаниеи последующее осознание слышимого является основным методом в развитиигармонического слуха.
В практикепреподавания применяются два вида анализа на слух: анализ и усвоение элементовмузыкального языка; анализ целостный; то есть анализ различных элементовмузыкального произведения в их взаимосвязи.
При анализеэлементов музыкального языка следует использовать контрастные сочетанияэлементов. Например, при анализе интервалов после секунды брать октаву, послетерции – септиму. Контрасты по высоте и по диссонатности помогут лучшезапомнить звучание. Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение напервом этапе, при знакомстве с этими элементами. В примерах для анализа ритмобычно используется простой, нейтральный. Но это не значит, что метроритмсовсем не влияет на восприятие. Так, для определения ряда созвучий аккорд илиинтервал на сильной доле воспринимается ярче и определяется легче, а на слабойдоле – труднее. Все это надо учитывать педагогу, обдумывая примеры анализа ивопросы к ним.
В отличие отанализа на слух отдельных элементов музыкального языка, в целостном анализевстает новая задача – уметь схватить целое, осознать течение музыки. Вместе стем, учащиеся нередко, слушая произведение, все внимание сосредотачивают на тойконкретной задачи, которая перед ними стоит. Если это гармонический анализ,думают прежде всего об определении последовательности аккордов, модуляций ит.д. Однако при отсутствии непосредственно целостного эмоционального восприятияэти примеры запоминаются плохо, с трудом.
Поскольку вцелостном анализе путь освоения идет от общего к частному. Не следует боятьсяиспользовать сложные по фактуре или жанру музыкальные произведения. Важно,чтобы они были художественно выразительными, логичны и ярки в образномотношении. Материалом для анализа может служить мелодия, одноголосная песня,детские пьесы и любые произведения художественной музыкальной литературы. Оченьхороши при этом использовать звучание разных инструментов.
Количествопроигрываний зависит от продвинутости учеников и от продолжительности примера.Но во всех случаях не рекомендуется начинать анализ сразу после первогопроигрывания. Лучше сыграть два раза подряд, дать время подумать, вспомнить азатем начать анализ.
Для проверкивосприятия учащихся могут быть использованы различные формы: беседы, ответы наотдельные вопросы, рассказ.
Примернаясхема анализа:
1.Определитьхарактер музыки: дать ей название, ассоциации связанные с ней.
2.Определитьжанровые особенности, определить инструменты, исполнявшие произведение.
3.Охарактеризоватьлинию развития музыки.
4.Определитьструктуру мелодии: установить сколько фраз, какие они.
5.Определитьтемп, размер, лад; продирижировать.
6.Выделитьотдельные характерные интонации, обороты и ритм фигуры.
7.Установитьтональность, определить отклонения, наличие хроматизмов, альтераций.
8.Подробнопроанализировать структуру, определив средства формообразования:секвенционность, варьирование, расширения, дополнение и т.д.
Чтение слиста
Для чтения слиста необходимы теоретические знания, достаточно развитые интонационно-ладовыйслух и чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы илогики музыкальной мысли, умение выразительно передать её содержание приисполнении. Таким образом, для чтения с листа требуется определеннаяпредварительная подготовка: даже при хороших музыкальных данных без обучениячитать с листа учащиеся не могут.
В практикивстречается слишком раннее включение в программу чтения с листа, потому удаетсяучащимся с трудом; многие недостатки этого периода остаются на всю жизнь.
Для того,чтобы начать работу над чтение с листа, нужно владеть следующими навыками:умением петь без поддержки инструмента; чистотой, распевностью пения; умениеммысленно представлять себе звуки; знанием нот и пониманием нотной записи.
Особенноевнимание нужно обратить на воспитание внутренних представлений. «Мысленноготовлюсь» — один из важнейших этапов в процессе чтения с листа. Умениепредставлять себе внутренним слухом звучание нотной записи, иначе говоря –«предслышать» написанное – главное условие для успешной работы над чтением слиста.
Вся работанад развитием внутреннего слуха основана на осознании видимого нотного текста,на умении охватить его и понять. Этап «мысленно говорю» требует времени, вомногом зависит от индивидуальных особенностей и поэтому не следует торопитьучащихся.
Для чтения слиста большое значение имеет развитая память.
Упражнениядля развития внутреннего слуха нужны не только на первоначальном этапе, но и вдальнейшем – при появлении новых интонаций в примерах для чтения с листа.
Педагогуследует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутреннихпредставлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их.
Одним изважнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность внарастании трудностей, умение правильно подбирать примеры. Определениетрудности примера требует анализа довольно большого числа признаков. Обычносчитают главными признаками тональность, ритмический рисунок, наличиехроматизмов, модуляций и т.д. При выборе пример следует учитывать еще следующиепризнаки: вокальные трудность, метроритм и форма.
Из этогоследует, что педагог обязан специально работать над выбором примеров, чтобыобеспечить систематичность и последовательность в воспитании навыка чтения слиста.
Техникачтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе.Но вопрос о качестве навыка, об умении петь с листа решает не количествопрочитанного, а разнообразие музыкально материала.
Интонационныеупражнения
Выборприемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависитот условий работы, от состава группы.
Педагог приэтом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приемав постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, накоторые нацеливает программа.
Разнообразныеслуховые упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений иявляется средством развития разных сторон слуха, как бы гимнастикой слуха. Онидают возможность совершенствовать восприятие различных элементов музыкального языка,овладеть навыками их воспроизведения. В дальнейшем интонационные упражнениядолжны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записидиктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыков чтения слиста.
Длядостижения прочности знаний и умений нужно помнить, что процесс усвоения любогоэлемента музыкального языка имеет четыре стадии: ознакомление, слушание,запоминание путем многократного повторения, умение точно, красиво и быстровоспроизвести. Поэтому все интонационные упражнения надо сперва слушать, затемпеть хором всем классом и лишь после этого проверять каждого учащегосяотдельно, устраняя выявленные индивидуальные недостатки.
Формыисполнения интонационных упражнений могут быть самыми разными: это может бытьпение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевания вслух ипро себя, сольфеджируя, с закрытым ртом, с текстом и т.д.
Ритм припении упражнений лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный.
Возможныспециальные ритмические упражнения:
1.Насольмизацию, то есть названия нот без пения в заданном ритме;
2.Навоспроизведение ритма примера без пения, путем выстукивания или выполнения егона слоги;
3.Навыстукивание ритмического сопровождения в мелодии.
Припостроении интонационных упражнений надо избегать штампов, заученных схем:менять ритм, расположение, направление движения. Так, интервалы и их разрешениянеобходимо петь вверх и вниз.
Работая надчистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работенад развитием голоса учащихся. Многие педагоги в начале урока проводят хоровоераспевание, своеобразную вокальную зарядку. В течение всего урока педагогдолжен неустанно следить за качеством пения, чтобы не пели учащиеся.
Основныетребования, которые можно предъявлять к качеству пения на уроках сольфеджио:пение legato, распевно, а не «точечным» звуком; свободное организованноедыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в тексте указаниям; пениелегким звуком с динамикой от piano до mezzo forte; четкое, ясное произнесениеназваний нот или текста; осмысленность, выразительность исполнения.
Материаломдля интонационных упражнений могут быть: тетрахорды, гаммы, ступени гамм,попевки, интервалы, аккорды, последовательности, секвенции тональные имодулирующие, распевы, настройки, песни.
Как правило,в начале пения каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой,затем постепенно переходить к пению а cappella. При пении a cappella следует неторопить ученика, а дать ему возможность сперва услышать звучание внутреннимслухом, а затем уже воспроизвести голосом. Многоголосные упражнения следуетвключать в работу как можно раньше и далее вести работу параллельно.
Написаниедиктанта
Наиболееполной формой анализа слышимого является запись музыки – музыкальный диктант.Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющийуровень музыкально-слухового развития ученика.
Основныезадачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом:
-создавать изакреплять связь слышимого и видимого, то есть научить слышимое сделатьвидимым;
-развиватьпамять и внутренний слух;
-использоватьдиктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков,полученных на занятиях сольфеджио.
Совершенноочевидно, что процесс записи диктанта требует не только определенных знаний,уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Эта одна изважнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант.
В процессезаписи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойствапсихологической деятельности: мышление, обеспечивающее осознание слышимого;память, дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое; внутренний слух,способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающихграмотно записать услышанное.
Такимобразом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен втом, что учащиеся подготовлены к этой работе. Поэтому целесообразнее начинатьработу над записью музыки во втором классе, а в первом классе провести большуюподготовительную работу.
Работа наддиктантом в основном проходит в классе, на уроках. Поэтому важна правильнаяорганизация процесса записи, а так же обстановка, которую педагог создает вклассе. Прежде всего необходимо собрать внимание, пробудить интерес к тому, чтобудет сыграно. Перед первым проигрыванием не следует давать настройку, чтобы немешать первому, непосредственному восприятию музыки. Первое исполнение диктантадолжно быть, по возможности, красивым, выразительным, в настоящем темпе. Длятого чтобы музыка запомнилась учащимся, стала интонационно близкой, полезно ссамого начала проиграть пример не один раз, а два – три раза подряд.
После этогоможно провести беседу в классе, выяснить результат первых, наиболее общихвпечатлений: определить лад, размер, структуру и т.д. Затем дается настройка, идиктант снова проигрывается, причем учащимся предлагается уточнитьладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки иприступить к записи, главным образом, по памяти.
В детскоймузыкальной школе и вообще на первых порах хорошо проверить усвоение мелодии,пропев её всем классом наизусть без названий нот, на слоги.
Роль педагогав процессе работы над диктантом очень ответственна – он должен, учитываяиндивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учитьписать. К сожалению, часто приходится встречаться с тем, что педагог «диктует»и затем ждет, когда способные ученики напишут быстро и верно, а слабые – плохо,с ошибками или совсем не смогут закончить.
Руководствуясьработой класса, педагог должен знать индивидуальные особенности каждого ученикаи учитывать их.
Как правило,учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем,у кого внутренний слух еще слабо развит и музыкальные представления неясны,непрочны, модно разрешить тихо напевать вслух при записи, чтобы приучить кточности интонации, к более ясному различению звуковысотных взаимоотношенийзвуков. Только постепенно, приучая учеников напевать все реже и тише, развиваяих внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самымсделать ненужным напевание вслух.
На раннихстадиях следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи.
Количествопроигрываний зависит от музыкального материала, от того, насколько развитапамять учеников. В конце отведенного для записи диктанта времени диктантпроверяется. Для проверки можно использовать как коллективные так ииндивидуальные формы.
Одноголосие.
1.Структура.Для того чтобы учащийся не воспринимал мелодию как сумму звуков, не записывалотдельно ноту за нотой, нужно, чтобы для записи он уяснил себе структурумелодии, количество построений, фраз, характер заключительных оборотов.
2.Лад.Определение ладофункционального значения отдельных частей и оборотов должнобыть основой записи диктанта, одним из средств самостоятельной проверкинаписанного.
3.Линеарность.Уметь записывать ряды звуков и отдельные интонационные обороты, осознавая линиюдвижения мелодии.
4.интервалы.Значение интервалов при записи мелодии бесспорно очень велико, но значение ихдолжно быть началом, не основой методики, а итогом осознания структурных,ладовых и графических особенностей мелодии.
5. Метроритм.Методы осознания метроритмической организации звуков при записи их тесносвязаны со специфической областью восприятия и часто требуют особых приемов освоения.В методике диктанта следует исходить с самого начала из того, что звуковысотныеи метроритмеические соотношения неотделимы друг от друга и только в единстве ихобразуется логика и смысл мелодии. Правда, в процессе педагогической работы надзаписью диктанта это – одна из самых трудных методических задач.
Болееправильно с самого начала в предварительной беседе обратить внимание навыразительную сторону ритма, так же как на лад, тональность, структуру.
Двухголосие.
В работе надусвоением многоголосия первым этапом является запись двухголосной музыки.Начинать двухголосные диктанты можно тогда, когда уже выработаны навыки записи одноголосноймелодии, которые лягут в основу дальнейшей работы над многоголосием. Нопоскольку восприятие двух — и многоголосия представляет собой новое качествомузыкального слуха, для овладения им требуются новые методические приемы, новаясистематика. В практике преподавания используются различные методыпервоначальные методы работы над двухголосным диктантом.
Одни педагогипрактикуют систему записи «по голосам», то есть фиксация линии каждого голосаотдельно, по горизонтали. Хотя этот прием практически полезен и в отдельныхслучаях может быть применен в дальнейшем, на первом этапе он не способствуетразвитию гармонического слуха учащихся, не опирается на осознание фоническойстороны гармонических интервалов и ладофункциональных связей.
Другой,противоположный способ состоит в том, что в начале учащимся предлагается, припрослушивании двухголосия строго гармонического склада записать цифровкой, безнот, только название интервала.
Примерыподголосочного склада являются методически удобной формой для перехода отодноголосия к двухголосию. Здесь максимально используется умение записыватьодноголосие, ведущую мелодию и вместе с тем хорошо организуется слушаниевертикали в момент появление двухголосия. Возможность записи каждого из голосовпо отдельности почти исключена, так как голоса то сливаются, то разделяются надва. Учащимся рекомендуется записывать мелодию, а в местах появлениядвухголосия подписывать образующийся интервал.
Дальнейшееусложнение музыкального материала за счет использования фортепианной фактуры,где бас основан на гармонической фигурации, потребует от учащихся уменияобъединять группу звуков в аккорд, писать не линию голоса по горизонтали, авыражать в соответствующей фигурации услышанную гармонию, то есть вертикаль.Такой тип диктантов является переходом к записи четырех – и трехголосныхдиктантов.
Заключение
Сольфеджио имузыкальное искусство в целом неразрывно связано с исполнительством. Безучастия исполнителя музыкальное произведение не может прозвучать полноценно.Тем не менее роль исполнителя не ограничивается тем, что он озвучивает дляслушателя нотные знаки, в которых зафиксирована фактура музыкальногопроизведения. Исполнитель в то же время дает содержанию произведения своютрактовку и доносит ее до слушателя в форме, переломленной через призмуиндивидуального творческого сознания.
Конечная цельмузыкального творчества – воздействовать на слушателя, на его чувства,настроение, вызывать в нем новые переживания и новые мысли в соответствии свыраженным в музыкальном произведении идейно-эмоциональным содержанием. Номузыкальное произведение впечатляет и воздействует только в момент своегоисполнения, не только когда его слушают. От одного исполнения до другогомузыкальное произведение продолжает жить и внутренне интонируется теми, кто егослушал и в меру уровня своего воспитания запомнил.
Музыкаобъединяет мысль, волю, чувства масс и вместе с тем удовлетворяет эстетическиезапросы народа, приобщает слушателя к огромным радостям, которые несет в себеискусство. Именно через слушателя музыка воздействует на жизнь, помогаетпреобразованию жизни.
Ведь безмузыки жизнь теряет некий смысл, нет той самой грани, которая заставляла бызадуматься, заставляла бы восхищаться ею, помогала бы людям жить и творить.Музыка – это одно из тех богатств, которое дано людям.
Списоклитературы
1.А.Л. Островский«Методика теории музыки и сольфеджио»
2.Е.В.Давыдова «Методикапреподавания сольфеджио»
3. Никольская-Береговская К.«Методика вокально-хоровой работы»
4. Юрлов А.«Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культурыпевцов хора» 1955
5.Вахромеев В.А «Методикапреподавания сольфеджио»