Реферат по предмету "Педагогика"


Аномалии личности. Проблема нормы в психологии

Московскаяфинансово-юридическая академия
Реферат
По психологии ипедагогике
На тему: Аномалииличности. Проблема нормы в психологии
Выполнил:
студент 2 курса, группыЮЗ-09-6(2)
Лисеенко ЕвгенийВикторович
Калининград,2010 г.

1. Аномалии личности
Оценка и описанияпатологических личностей содержатся еще в источниках, принадлежащих древнимкультурам. Например, Гиппократ выделял 4 классических темперамента, зависящихот преобладания определенной жидкости в организме (холерики, сангвиники,флегматики, меланхолики). В психиатрии начали появляться различные теории,касающиеся лиц с расстройствами личности с начала XIX века, а научноеобоснование сложилось лишь к 30-50 гг. XX столетия.
В трудах Филиппа Пинеля(1809) неправильное поведение без признаков психоза определяется как«мания без бреда». Причард (1835) описывал некоторыепатохарактерологические изменения под названием «моральноепомешательство», а Эскироль (1838) рассматривал их как «инстинктивнуюмономанию», а Трела (1853) — как люцидное помешательство. В этот же периодотечественный психиатр Ф.И. Герцог (1846) сообщил о лицах со странностямихарактера, гневливостью, раздражительностью, необузданностью влечений.
Исследования аномалийличности расширились во второй половине XIX в. благодаря работам Мореля (1875),Грезингера (1866), Модсли (1868), Крафт-Эбинга (1890). Эти выдающиеся деятелиописали ряд пациентом со «странными характерами», с необычными типамимышления.
Что имеют в виду под«аномальным» поведением? По каким критериям его отличают от«нормального»? Единого мнения здесь нет, но большинство описанийаномальности включают одно или более из нижеследующих определений. Многиехарактеристики, например вес, рост и интеллект, когда их замеряют у группылюдей, попадают в некоторый диапазон величин. Большинство людей имеют среднийрост, и только немногие люди слишком высоки или низкорослы. Одно из определенийаномальности связано со статистической частотой: аномальное поведение являетсяболее редким или отклоняющимся от нормы в статистическом смысле. Но, согласнотакому определению, человек чрезвычайно умный или необычайно счастливый долженбыть отнесен к аномальным. Поэтому, определяя аномальное поведение, следуетучитывать не только его статистическую частоту.
Согласно Л. Кошчу(1974) аномалия — это общее понятие, включающее практически все, часто оченьнеточно и неопределенно используемые понятия, такие как, например,исключительный, гендикепированный, инадаптированный, дискордантный,дефицильный, нарушенный, дефективный и т.п. Чеплинопределяет аномалию как «очевидное отклонение от того, что являетсятипичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние».
В основе аномальногоразвития всегда лежат органические, либо функциональные нарушения нервнойсистемы или периферические нарушения определенного анализатора. Однако в рядеслучаев, отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чистосредовыми причинами, не связанными с нарушением анализаторных систем илицентральной нервной системы. Так, неблагоприятные семейные формы воспитанияребенка могут привести к «педагогической запущенности».
Причины, приводящие квозникновению детских аномалий, подразделяются на врожденные и приобретенные.Подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития ребенка,развитие аномального имеет и ряд собственных закономерностей, в определениикоторых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенноЛ.С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномальногоразвития ребенка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатораили интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит кцелому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картинасвоеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развитиязаключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, ивторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходепоследующего аномального развития.
Важной закономерностьюаномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичныхнарушений. Недоразвитие высших психологических функций и высшиххарактерологических образований, являющееся вторичным осложнением приолигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, болееподдающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов,непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессеразвития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может бытьпрофилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено».
Процесс обученияаномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и наформирующиеся. Задача обучения -постепенно и последовательно переводить зонуближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсацияаномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоныближайшего развития, помня, что «принцип и психологический механизм воспитанияздесь те же, что и у нормального ребенка.
К основным направлениямдеятельности психолога при работе с аномальным поведением относятся в первуюочередь следующие:
Выявление исистематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.
Осуществлениеструктурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных сболезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием вусловиях болезни.
Разработка программыпсихокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения иконкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшениеили устранение.
Основными типамианомального развития считаются регрессии, распад, ретардации и асинхрониипсихического развития.
Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного,функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного сповреждением функции (стойкая регрессия). Регрессивные черты поведения могутпроявляться и временно. При определенных обстоятельствах у человека могутнарушиться, ослабеть или просто «выключиться» более высокие и легкоуязвимые функциональные системы, и тогда управление поведением перейдет к болеестарым, примитивным системам. Регрессия может продолжаться и очень короткоевремя, например, в случае опьянения, во сне, и может продолжаться месяц, год, аиногда и до конца жизни. Однако, регрессия никогда не представляет собойпростого возвращения к прошлым ступеням развития, потому что современные, болеевысокие структуры не полностью отделены от деятельности, а социальное окружениев значительной мере ограничивает возможности подобного регресса.
Явления регрессадифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции наболее ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чемтяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятенраспад.
Под ре-ардациейпонимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую(тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнемслучае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психическихфункций, отдельных свойств личности. Когда ретардация относится к физическомуразвитию и к совокупности душевных явлений, к развитию всей личности индивида,тогда принято говорить о психосоматической ретардации. Самой частой причинойретардации являются повреждения (нарушения) головного мозга. Существуют,однако, и другие причины (наследственные врожденные аномалии обмена веществ ит.д.). Самой важной характеристикой «отстающего» развития являетсянарушение темпа развития, причем общий ход развития и его структурные характеристикимогут быть такими же, как и в случае нормального развития.
Асинхрония, какискаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев),характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций исвойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроковсозревания других функций и свойств, что становится основой дисгармоническойструктуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как вколичественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологическойгетерохронии развития, т.е. разновременности созревания церебральных структур ифункций (Анохин). Основные проявления асинхронного развития в соответствии спредставлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результатеперестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают вопределенной хронологической последовательности, обусловленной закономгетерохронии — разновременностью формирования различных функций с опережающимразвитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою«хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаютсясенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции ипериоды относительной замедленности ее формирования.
К основным проявлениямасинхронии относят следующие:
Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более раннихформ, характерные для олигофрении и задержки психического развития.
Явления патологическойакселерации отдельных функций.
Сочетание явленийпатологической акселерации и ретардации психических функций.
Отклонения темпаполового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще — егоретардация, у девочек — дисгармоничная акселерация. Проявления асинхрониивызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемымдетям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на болеестарший — паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка,так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, кнему нередко предъявляются требования более «взрослые», чем этосоответствует даже его истинному возрасту.
психическийнорма патологический аномалия
2. Проблема нормы в психологии
В настоящее время в психологиивсе ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущихисточников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, вчастности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует ввиде дихотомии «норма — патология».
Впервые вопрос о нормевозник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с такназываемыми порграничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса кпроблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, включивший«психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.
Важным импульсом кразвитию понятия «норма» послужили социально-психологические методы изучениячеловеческой психики, в результате было выяснено, что содержание понятий«норма» и «патология» зависит от культуры, в условиях которой живет человек.
В литературесправедливо отмечается, что понятие “норма”, особенно “психическая норма”,является проблемой, трудной для определения. (Неплох Я.М. Человек, познай себя.Записки психиатра. — С.-Пб, 1991). Признаки, долженствующие сформироватьпонятие “норма”, трудноуловимы и изменчивы, что имеет отношение в особенности ксоциальным нормам.
В литературе под нормойпринято понимать нечто среднее, устоявшееся. (Братусь Б. С. Аномалии личности.- М., 1988).
Понятие «аномалия» впереводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности,неправильность в развитии. Вопрос об аномалиях в развитии психическихпроцессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знанийо нормальных параметрах этих процессов и поведения.
Проблема нормы и еевариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Онавключает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), нормакогнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции,эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых ивозрастных различий.
Одно из основныхзначений термина «норма» (лат norma) — установленная мера, средняя величиначего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит откультуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериевнормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность, вконтексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.В практической психологии и педагогике сегодня существуют следующие понятиянормы: предметная норма; социально-возрастная норма; индивидуальная норма;нормы психического развития.
Если подвергнутьанализу существующие в психологии учения о норме (культурный релятивизм,выраженная патология, статистический релятивизм и т.п.), то окажется, что поднормой понимается некий средний показатель. Б.С. Братусь отмечает в связи сэтим: “Пожалуй, самым расхожим остается для многих психологов и психиатров пониманиенормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося измассы, и, во-вторых (что необходимо связано с первым) — наиболееприспособленного, адаптированного к определенной среде”.
Определение, данноеН.Е. Бачериковым с соавт.: «Психическая норма представляет собой индивидуальнуюдинамическую совокупность психических свойств конкретного человека, позволяющаяему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познаватьокружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять своибиологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными иобщественными потребностями. С понятием психической нормы тесно связано понятиепсихического здоровья, поскольку по внутренней логике психическая нормапредполагает и наличие психического здоровья, т. е. отсутствие чёткоопределимого психического расстройства, наличие определённого функциональногорезерва организма, позволяющего человеку преодолевать психо-социальные стрессыи экстремальные ситуации». Авторы вводятряд дополнительных квалифицирующих признаков — динамическая совокупностьсвойств, адекватное возрасту, полу познание действительности, адаптация,функциональный резерв и др.
Под нормой понимаетсябаланс сил, средняя величина между “много” и “мало”, баланс, благодаря которомусистемы приходят в равновесие, образуя соразмерность, или гармонию. Отсюдаможно предложить лапидарное определение нормы, патологии и аномалии. Итак:норма есть такое состояние системы, которое характеризует ее как среднее междуизбытком и недостатком, аномалия представляет собой такое отклонение от этойвеличины, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границыпатологии, патология — крайняя противоположность нормы, которая можетхарактеризоваться как некое вырождение. Предложеннаяформулировка требует учета трех методологических факторов.
Во-первых, отклоненияот нормы должны носить количественный и качественный характер. Качественноесостояние выражается в системе количественных характеристик. Если единицыколичества столь объемны, что не могут находиться в рамках данного качества, токачественные характеристики меняются.
Во-вторых,незначительные отклонения от нормы допустимы. Например, греческий идеал — гармония тела, ума и духа -может выражаться в большей или меньшей рельефности мышц,большем или меньшем умственно-духовном потенциале. Но если один из компонентовискажен, то будет искажено качество, не соответствующее идеалу. Такоеотклонение следует считать столь существенным, что можно говорить о патологии вотличие от отклонения несущественного, способного привести к аномалии.
В-третьих, отклонениеот нормы не должно переходить границ патологии. Если это произошло, то такоеположение приобретает статус качественно противоположного состояния, т.е.антипода нормы.
В то же время каждыйчеловек индивидуален и неповторим и загонять психическое развитие конкретнойличности в рамки «нормы» было бы не только бесполезно, но и опасно для этойличности.
В целом стоит отметить,что теория «нормы» сейчас находится в процессе разработки. Мир постоянноменяется, скорость обработки информации возрастает, возрастает количествострессов, нервных срывов из-за экстремальных ситуаций, однако это неприравнивается к отклонению от нормы – само понятие нормы претерпеваетизменение по мере развития психологии и психиатрии, а также медицины в целом.

Список литературы
1. АнцыфероваЛ. И. Системный подход в психологии личности. В кн.: Принцип системности впсихологических исследованиях. М., 1990.
2. БратусьБ.С. Аномалии личности — М.: Мысль, 1988.
3. БалабановаЛ.М. Судебная психология (вопросы нормы и отклонения). Донецк, 2008.
4. ГаннушкинП.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Некоторые общиесоображения и данные.
5. ЗейгарникБ. В. Патопсихология. 2-е изд. М., 2003.
6. Психология/ Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998
7. ПушкинаТ.П. Медицинская психология. Методические рекомендации. Новосибирск, 2006.
8. РепинаН.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. М., 2003.
9. Учебникклинической психологии, 2-ое изд., под ред. Б.Д. Карвасарского, Питер, 2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование теплофикационной электростанции
Реферат Монетный акт 1792 года
Реферат Использование метода ветвей и границ при адаптации рабочей нагрузки к параметрам вычислительного
Реферат Организационный инструментарий управления проектами (сетевые матрицы, матрица разделения административных задач управления, информационно-технологическая модель)
Реферат Типы научности в социологии. Структура социологического знания
Реферат Лизинг в законе
Реферат Тренировочные устройства и тренажеры
Реферат Рідкі кристали
Реферат Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)
Реферат Разработка моста
Реферат Проектирование трехфазного двухобмоточного масляного трансформатора
Реферат Social StratificationWomen In Sports Essay Research Paper
Реферат Творческий характер произведения как признак объекта авторского права
Реферат Художній світ Чарлза Діккенса
Реферат Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений