Реферат по предмету "Педагогика"


Аномалии личности. Проблема нормы в психологии

Московскаяфинансово-юридическая академия
Реферат
По психологии ипедагогике
На тему: Аномалииличности. Проблема нормы в психологии
Выполнил:
студент 2 курса, группыЮЗ-09-6(2)
Лисеенко ЕвгенийВикторович
Калининград,2010 г.

1. Аномалии личности
Оценка и описанияпатологических личностей содержатся еще в источниках, принадлежащих древнимкультурам. Например, Гиппократ выделял 4 классических темперамента, зависящихот преобладания определенной жидкости в организме (холерики, сангвиники,флегматики, меланхолики). В психиатрии начали появляться различные теории,касающиеся лиц с расстройствами личности с начала XIX века, а научноеобоснование сложилось лишь к 30-50 гг. XX столетия.
В трудах Филиппа Пинеля(1809) неправильное поведение без признаков психоза определяется как«мания без бреда». Причард (1835) описывал некоторыепатохарактерологические изменения под названием «моральноепомешательство», а Эскироль (1838) рассматривал их как «инстинктивнуюмономанию», а Трела (1853) — как люцидное помешательство. В этот же периодотечественный психиатр Ф.И. Герцог (1846) сообщил о лицах со странностямихарактера, гневливостью, раздражительностью, необузданностью влечений.
Исследования аномалийличности расширились во второй половине XIX в. благодаря работам Мореля (1875),Грезингера (1866), Модсли (1868), Крафт-Эбинга (1890). Эти выдающиеся деятелиописали ряд пациентом со «странными характерами», с необычными типамимышления.
Что имеют в виду под«аномальным» поведением? По каким критериям его отличают от«нормального»? Единого мнения здесь нет, но большинство описанийаномальности включают одно или более из нижеследующих определений. Многиехарактеристики, например вес, рост и интеллект, когда их замеряют у группылюдей, попадают в некоторый диапазон величин. Большинство людей имеют среднийрост, и только немногие люди слишком высоки или низкорослы. Одно из определенийаномальности связано со статистической частотой: аномальное поведение являетсяболее редким или отклоняющимся от нормы в статистическом смысле. Но, согласнотакому определению, человек чрезвычайно умный или необычайно счастливый долженбыть отнесен к аномальным. Поэтому, определяя аномальное поведение, следуетучитывать не только его статистическую частоту.
Согласно Л. Кошчу(1974) аномалия — это общее понятие, включающее практически все, часто оченьнеточно и неопределенно используемые понятия, такие как, например,исключительный, гендикепированный, инадаптированный, дискордантный,дефицильный, нарушенный, дефективный и т.п. Чеплинопределяет аномалию как «очевидное отклонение от того, что являетсятипичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние».
В основе аномальногоразвития всегда лежат органические, либо функциональные нарушения нервнойсистемы или периферические нарушения определенного анализатора. Однако в рядеслучаев, отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чистосредовыми причинами, не связанными с нарушением анализаторных систем илицентральной нервной системы. Так, неблагоприятные семейные формы воспитанияребенка могут привести к «педагогической запущенности».
Причины, приводящие квозникновению детских аномалий, подразделяются на врожденные и приобретенные.Подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития ребенка,развитие аномального имеет и ряд собственных закономерностей, в определениикоторых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенноЛ.С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномальногоразвития ребенка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатораили интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит кцелому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картинасвоеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развитиязаключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, ивторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходепоследующего аномального развития.
Важной закономерностьюаномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичныхнарушений. Недоразвитие высших психологических функций и высшиххарактерологических образований, являющееся вторичным осложнением приолигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, болееподдающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов,непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессеразвития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может бытьпрофилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено».
Процесс обученияаномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и наформирующиеся. Задача обучения -постепенно и последовательно переводить зонуближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсацияаномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоныближайшего развития, помня, что «принцип и психологический механизм воспитанияздесь те же, что и у нормального ребенка.
К основным направлениямдеятельности психолога при работе с аномальным поведением относятся в первуюочередь следующие:
Выявление исистематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.
Осуществлениеструктурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных сболезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием вусловиях болезни.
Разработка программыпсихокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения иконкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшениеили устранение.
Основными типамианомального развития считаются регрессии, распад, ретардации и асинхрониипсихического развития.
Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного,функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного сповреждением функции (стойкая регрессия). Регрессивные черты поведения могутпроявляться и временно. При определенных обстоятельствах у человека могутнарушиться, ослабеть или просто «выключиться» более высокие и легкоуязвимые функциональные системы, и тогда управление поведением перейдет к болеестарым, примитивным системам. Регрессия может продолжаться и очень короткоевремя, например, в случае опьянения, во сне, и может продолжаться месяц, год, аиногда и до конца жизни. Однако, регрессия никогда не представляет собойпростого возвращения к прошлым ступеням развития, потому что современные, болеевысокие структуры не полностью отделены от деятельности, а социальное окружениев значительной мере ограничивает возможности подобного регресса.
Явления регрессадифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции наболее ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чемтяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятенраспад.
Под ре-ардациейпонимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую(тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнемслучае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психическихфункций, отдельных свойств личности. Когда ретардация относится к физическомуразвитию и к совокупности душевных явлений, к развитию всей личности индивида,тогда принято говорить о психосоматической ретардации. Самой частой причинойретардации являются повреждения (нарушения) головного мозга. Существуют,однако, и другие причины (наследственные врожденные аномалии обмена веществ ит.д.). Самой важной характеристикой «отстающего» развития являетсянарушение темпа развития, причем общий ход развития и его структурные характеристикимогут быть такими же, как и в случае нормального развития.
Асинхрония, какискаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев),характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций исвойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроковсозревания других функций и свойств, что становится основой дисгармоническойструктуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как вколичественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологическойгетерохронии развития, т.е. разновременности созревания церебральных структур ифункций (Анохин). Основные проявления асинхронного развития в соответствии спредставлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результатеперестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают вопределенной хронологической последовательности, обусловленной закономгетерохронии — разновременностью формирования различных функций с опережающимразвитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою«хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаютсясенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции ипериоды относительной замедленности ее формирования.
К основным проявлениямасинхронии относят следующие:
Явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более раннихформ, характерные для олигофрении и задержки психического развития.
Явления патологическойакселерации отдельных функций.
Сочетание явленийпатологической акселерации и ретардации психических функций.
Отклонения темпаполового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще — егоретардация, у девочек — дисгармоничная акселерация. Проявления асинхрониивызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемымдетям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на болеестарший — паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка,так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, кнему нередко предъявляются требования более «взрослые», чем этосоответствует даже его истинному возрасту.
психическийнорма патологический аномалия
2. Проблема нормы в психологии
В настоящее время в психологиивсе ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущихисточников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, вчастности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует ввиде дихотомии «норма — патология».
Впервые вопрос о нормевозник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с такназываемыми порграничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса кпроблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, включивший«психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.
Важным импульсом кразвитию понятия «норма» послужили социально-психологические методы изучениячеловеческой психики, в результате было выяснено, что содержание понятий«норма» и «патология» зависит от культуры, в условиях которой живет человек.
В литературесправедливо отмечается, что понятие “норма”, особенно “психическая норма”,является проблемой, трудной для определения. (Неплох Я.М. Человек, познай себя.Записки психиатра. — С.-Пб, 1991). Признаки, долженствующие сформироватьпонятие “норма”, трудноуловимы и изменчивы, что имеет отношение в особенности ксоциальным нормам.
В литературе под нормойпринято понимать нечто среднее, устоявшееся. (Братусь Б. С. Аномалии личности.- М., 1988).
Понятие «аномалия» впереводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности,неправильность в развитии. Вопрос об аномалиях в развитии психическихпроцессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знанийо нормальных параметрах этих процессов и поведения.
Проблема нормы и еевариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Онавключает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), нормакогнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции,эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых ивозрастных различий.
Одно из основныхзначений термина «норма» (лат norma) — установленная мера, средняя величиначего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит откультуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериевнормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность, вконтексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.В практической психологии и педагогике сегодня существуют следующие понятиянормы: предметная норма; социально-возрастная норма; индивидуальная норма;нормы психического развития.
Если подвергнутьанализу существующие в психологии учения о норме (культурный релятивизм,выраженная патология, статистический релятивизм и т.п.), то окажется, что поднормой понимается некий средний показатель. Б.С. Братусь отмечает в связи сэтим: “Пожалуй, самым расхожим остается для многих психологов и психиатров пониманиенормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося измассы, и, во-вторых (что необходимо связано с первым) — наиболееприспособленного, адаптированного к определенной среде”.
Определение, данноеН.Е. Бачериковым с соавт.: «Психическая норма представляет собой индивидуальнуюдинамическую совокупность психических свойств конкретного человека, позволяющаяему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познаватьокружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять своибиологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными иобщественными потребностями. С понятием психической нормы тесно связано понятиепсихического здоровья, поскольку по внутренней логике психическая нормапредполагает и наличие психического здоровья, т. е. отсутствие чёткоопределимого психического расстройства, наличие определённого функциональногорезерва организма, позволяющего человеку преодолевать психо-социальные стрессыи экстремальные ситуации». Авторы вводятряд дополнительных квалифицирующих признаков — динамическая совокупностьсвойств, адекватное возрасту, полу познание действительности, адаптация,функциональный резерв и др.
Под нормой понимаетсябаланс сил, средняя величина между “много” и “мало”, баланс, благодаря которомусистемы приходят в равновесие, образуя соразмерность, или гармонию. Отсюдаможно предложить лапидарное определение нормы, патологии и аномалии. Итак:норма есть такое состояние системы, которое характеризует ее как среднее междуизбытком и недостатком, аномалия представляет собой такое отклонение от этойвеличины, которое способно нарушить баланс, но не переходящее границыпатологии, патология — крайняя противоположность нормы, которая можетхарактеризоваться как некое вырождение. Предложеннаяформулировка требует учета трех методологических факторов.
Во-первых, отклоненияот нормы должны носить количественный и качественный характер. Качественноесостояние выражается в системе количественных характеристик. Если единицыколичества столь объемны, что не могут находиться в рамках данного качества, токачественные характеристики меняются.
Во-вторых,незначительные отклонения от нормы допустимы. Например, греческий идеал — гармония тела, ума и духа -может выражаться в большей или меньшей рельефности мышц,большем или меньшем умственно-духовном потенциале. Но если один из компонентовискажен, то будет искажено качество, не соответствующее идеалу. Такоеотклонение следует считать столь существенным, что можно говорить о патологии вотличие от отклонения несущественного, способного привести к аномалии.
В-третьих, отклонениеот нормы не должно переходить границ патологии. Если это произошло, то такоеположение приобретает статус качественно противоположного состояния, т.е.антипода нормы.
В то же время каждыйчеловек индивидуален и неповторим и загонять психическое развитие конкретнойличности в рамки «нормы» было бы не только бесполезно, но и опасно для этойличности.
В целом стоит отметить,что теория «нормы» сейчас находится в процессе разработки. Мир постоянноменяется, скорость обработки информации возрастает, возрастает количествострессов, нервных срывов из-за экстремальных ситуаций, однако это неприравнивается к отклонению от нормы – само понятие нормы претерпеваетизменение по мере развития психологии и психиатрии, а также медицины в целом.

Список литературы
1. АнцыфероваЛ. И. Системный подход в психологии личности. В кн.: Принцип системности впсихологических исследованиях. М., 1990.
2. БратусьБ.С. Аномалии личности — М.: Мысль, 1988.
3. БалабановаЛ.М. Судебная психология (вопросы нормы и отклонения). Донецк, 2008.
4. ГаннушкинП.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Некоторые общиесоображения и данные.
5. ЗейгарникБ. В. Патопсихология. 2-е изд. М., 2003.
6. Психология/ Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998
7. ПушкинаТ.П. Медицинская психология. Методические рекомендации. Новосибирск, 2006.
8. РепинаН.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. М., 2003.
9. Учебникклинической психологии, 2-ое изд., под ред. Б.Д. Карвасарского, Питер, 2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.