Реферат по предмету "Педагогика"


Анализ учебного занятия

Министерствообразования и науки РФ
Ярославскийгосударственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского
Институтпедагогики и психологии
Кафедрапедагогической психологии
Контрольнаяработа по теории обучения
студентки3-го курса заочного отделения факультета ИПП
Тема — Анализ учебного занятия
Ф.И.О. – Сапункова Анастасия Игоревна
ПП – 0343
Преподаватель – Новожилова МаринаВадимовна
Ростов,2008

Содержание
1. Введение. Актуальность темы
2. Анализ учебного занятия
3.Урок — как форма учебного занятия (виды,структура)
4. Анализ урока – системный и структурный
5.Заключение
Список использованной литературы

Введение
Я выбрала темуконтрольной работы « Анализ учебного занятия», т.к. считаю, что для будущегопедагога очень важно иметь полное представление о структуре учебных занятий.Учебное занятие – это основная форма организации учебного процесса, оно имеетцелостную структуру, постановку четких целей и задач. Поэтому, в своей работе япланирую провести анализ учебного занятия на примере одного из его видов –урока.

2.Анализ учебного занятия
Учебноезанятие-форма организации учебного процесса, направленное на гармоничное развитиечеловека с последующим приобретением знаний, умений и навыков. Учебные занятия подразделяютсяна виды: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы,практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповоезанятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применениюконцепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг(специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочегосамочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) ит.д. В свою очередь каждая из этих форм может быть расклассифицирована и подругим основаниям. Так, игровые формы могут быть классифицированы по одному изоснований (по организации): предметные, сюжетные, ролевые, эвристические,имитационные, деловые, организационно-деятельностные и т.д.; по другомуоснованию (по коммуникативному взаимодействию): индивидуальные, парные,групповые, фронтальные.
В даннойработе я проведу анализ одного из видов учебных занятий – урока.
 
3.Урок — как форма учебного занятия
Урок — основная форма учебного процесса всовременной школе. Организационно урок характеризуется определённостьюотводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением поустановленному расписанию, преимущественно в учебном классе (кабинете) и приколлективной форме обучения. Дидактически урок характеризуется единствомдидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и учащихся,определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями изакономерностями усвоения учебного материала. Как часть учебного процесса урокможет содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление впамяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытомтворческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношенияк миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль учителя и учащихся. Приэтом на каждом уроке целенаправленно решаются и задачи воспитания. Различаютобычно следующие основные типы уроков: организации восприятия и усвоения новыхзнаний; формирования навыков и умений; формирования опыта творческойдеятельности (или проблемный урок); т. н. комбинирующий урок (объединяющий 2или 3 первых типа). Традиционное выделение специальных уроков для закреплениязнаний и опроса учащихся неправомерно: то и другое реализуется при усвоениизнаний, формировании умений и навыков и творческом применении знаний.
Правильно организованномуна уроке учебно-воспитательному процессу свойственны черты, не зависящие отсостава учащихся, учебного оборудования, личности учителя и др.: единствообучающей и воспитательской функции взаимодействия учителя и учащихся,содержания и средств обучения; активность учащихся; развитие познавательнойсамостоятельности (т. е. стремления и умения познавать новое в процессетворческого поиска); единство дидактической цели и подчинение ей отдельныхэлементов или частей урока; построение урока и его частей с учётом содержанияобразования, закономерностей усвоения учебного материала, методов обучения иместа урока или его части в целостной системе обучения (теме, разделе, курсе).Обязательность этих черт, обеспечивающих эффективность урока, отражает, с однойстороны, объективность процесса обучения, с другой – его зависимость отосознания учителем особенностей содержания, закономерностей усвоения и т.д.(субъективный аспект процесса обучения). Вместе с тем соблюдение предъявляемыхк уроку требований не ограничивает творчества учителя, свободы егометодического почерка в соответствии с уровнем развития и особенностями группучащихся.
Урок как формаколлективной, фронтальной работы с классом не исключает и групповой – призаданиях на самостоятельное усвоение и применение знаний; практических работах,требующих коллективных усилий; для усиления активности части учащихся и т.д.Групповые занятия в рамках урока являются определённой формой индивидуализацииобучения наряду с индивидуальными заданиями, предоставлением учащимсясвободного темпа для усвоения материала, программированием действий отдельныхучащихся.
Для усвоения содержаниясовременных программ и смежного материала урока дополняется домашнимизаданиями, углубляющими знания учащихся, вырабатывающими у них навыкисамостоятельной работы и самообразования.
Рассмотриманализ эффективности урока с позиций деятельностного подхода, ключевым моментомкоторого является характер деятельности учащихся.
При этомопределяются следующие основные характеристики урока; цель деятельности,субъект, содержание и способы деятельности.
ПЕРВЫЙкомпонент урока как системы — его главная дидактическая цель (ГДЦ), котораяанализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень соответствиядиагностической цели урока требованиям программы; оптимальное сочетаниеобразовательной, развивающей и воспитательной задач урока; обоснованность инаправленность на высокий конечный результат; доведение целей урока доосознания и принятия учениками; степень достижения заданной ГДЦ к концу урока.
ВТОРОЙкомпонент урока как системы — учитель (субъект деятельности). Личность педагогана уроке анализируется и оценивается примерно по следующим ее проявлениям:
— общаяэрудиция и профессиональная компетентность;
— уровеньпедагогической техники;
— степеньдемократичности в общении с учащимися в ходе урока (создание на урокепсихологического комфорта и обеспечение гуманного отношения к ученика)
ТРЕТИЙкомпонент урока как систем — учащиеся, которые являются субъектом и объектомдеятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям:
— уровеньобщеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствуютсяна уроке);
— готовностьучащихся к постановке и принятию учебной задачи;
— уровеньпознавательной активности учащихся в ходе вашего урока, что в целом и позволяетговорить о них как об активных субъектах деятельности;
— наличие инавык коллективной работы (парной, групповой).
ЧЕТВЕРТЫЙкомпонент урока как системы — содержание деятельности учителя и учащихся. В общемвиде — это информация циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценкиявляется примерно следующее:
— содержаниедеятельности учителя и учащихся, степень новизны учебной информации,рассматриваемой на этом уроке;
— актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы;гуманизация знаний (исторический экскурс, ориентация на использование знаний вжизни, установление межпредметных связей...).
ПЯТЫЙкомпонент урока (системообразующий) — способы деятельности которые включают:
— организациюсамостоятельной работы учащихся (объем, характер, виды, последовательностьработ),
— наличиеоптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной;
— созданиеситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальныхзаданий;
— реализацияна уроке индивидуального и дифференциального подхода;
— приемыразвития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Цели анализа урока:
1. Контроль, за качествомпреподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.
2. Контроль, засостоянием учебно-воспитательного процесса.
3. Инструктированиепедагога.
4. Помощь в овладенииболее высоким педагогическим мастерством.
5. Выяснение причинуспехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.
6.Выявление системыработы учителя и др.
4.Анализ урока – системный и структурный
 
Анализ урокапо педагогическому общению
1. Краткаяобщая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методическиеприемы и формы обучения на уроке.
2. Стильпедагогического общения; в центре — педагог, в центре — ученик какиндивидуальность, открытость и скрытость управленческой работы учителя.
3.Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способамобучения: монологическое, диалогическое или групповое общение, общение какинформирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то, соотношениепроблемности и информированности, обращенность, четкость, конкретность,целенаправленность общения, вербальное и невербальное общение; различные видыречевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение)
4. Прямое иопосредованное воспитательное воздействие через общение.
5. Культураречи учащихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность учащихсяи ее выражение в их речи.
6. Культураречи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности,логичности и эмоциональности в речевом и в не речевом поведении учителя.
7.Сравнительный характер речи учащихся и учителя и его обоснование.
8. Внешняякомфортность общения учителя и учащихся на уроке.
Форма анализаи самоанализа урока
1 — Краткий(оценочный) анализ — это общая оценка учебно-воспитательной функции урока,характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач идающая оценку их реализации;
2 — Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов)урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностейучащихся;
3 — Системныйанализ — эторассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главнойдидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока,обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения имиспособов учения;
4 — Полный — эта система аспектныханализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебнойдеятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимисязнаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализациядидактических принципов и результативности урока;
5 — Структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому егоэтапу;
6-Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока иструктурных элементов;
7 — Психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к уроку(обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
8 — Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализацияпринципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и уменияшкольников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическоеруководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
9 — Аспектныйанализ — эторассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным угломзрения какой-либо стороны или отдельной деятельности учащихся. Примеры аспектовурока:
— реализацияучителем триединой задачи урока;
— использование развивающих методов на уроке;
— изучениеспособов активизации познавательной деятельности учащихся;
— путиразвития познавательного интереса;
— формирование общеучебных умении и навыков у школьников;
— проверка иоценка ЗУН учащихся;
— организацияпроблемного обучения на уроке и т.п.
10 — Комплексный анализ — это одновременный анализ дидактических, психологических идругих основ урока (чаще всего системы уроков).
Система посещения уроков.
1. Посещение всех уроков,отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системойработы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальностисочетания методов и приемов обучения.
2. Посещение уроковучителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучениясоответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.
3. Посещение уроков разныхучителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемойучащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашнихзаданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда наразных уроках, стиля и сравнительной методики работы.
4. Посещение уроков втечение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работыкаждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качествавыполнения домашнего задания.
5. Посещение уроков уразных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательногопроцесса (эффективность организации самостоятельной работы, степеньсформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков,формирование интереса к предмету и т.д.).
Классификации целейпосещения уроков:
1 — по временидействия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Этозависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой,основных направлений методической работы. характеристики вопросов, обсуждаемыхна педсоветах и производственных совещания;
2 — по широте охвата иглубине изучаемых аспектов:
а) масштабные целевыеустановки, характеризующиеся общедидактической направленностью (развитиепознавательного интереса, формирование общих учебных умений и навыков и др.);
б) локальные целевыеустановки, характеризующиеся частно-дидактической направленностью(результативность работы по развитию устной речи, организация на урокетворческой работы учащихся);
3 — по содержанию,когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ(работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках математики; работас первоисточниками на уроках истории, эффективность работы учителя иностранногоязыка по закреплению языкового материала и др.).
Системный анализ урока
Общие требования канализу урока. Научный подход к анализу урока, опора напсихолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина ивсесторонность анализа, оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентови их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урокаво взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе нанаиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степеньусвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся.Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов,их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данногоучебного предмета. Предложения.
Виды и планированиепосещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутришкольного контроля.Виды посещения уроков, выборочное, тематическое, параллельное, целевое.Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебногодня.
Планирование посещенийуроков перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю);календарное и графическое.
Подготовка к посещениюурока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, сфактическим материалом данного урока и методикой его проведения (по учебнику,методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования,ИУУ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету.Установление по классному журналу состояния выполнения государственныхпрограмм, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков иколичества проведения контрольных работ, предусмотренных программой попредмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторныхработ, экскурсий), объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений изаданий (они даются учителю после посещения урока в ходе его анализа).Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качествазнаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашениина урок других учителей школы, определение цели такого приглашения.
Схема наблюдений итехника записи хода урока. Схема наблюдений за уроком — условие рациональнойорганизации работы проверяющего, обеспечивающая четкую, последовательнуюфиксацию хода урока и последующий его анализ.
Подготовка проверяющего канализу посещенного урока. Просмотр записей посещенных уроков у данногоучителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю,связанных с планом урока и его реализацией. Определение формы анализа урока иместа подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии,на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителя иучащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыковучащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя,заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостаткиурока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов ипредложений в адрес учителя.
Анализ урока учителем.Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков поизучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока ивыполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбораучебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценкасистемы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценкаразвития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбораметодов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока,выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач,удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельнымичастями); меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков,оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно изусловий творческого труда учителя.
Уровни проведения урока: Высший:прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучениярезультату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений вработе с учащимися.
Высокий: включение учащихся в разрешениегипотезы, предусмотренной задачам урока.
Средний: выявление знаний и умений учащихся исообщение информации соответственно теме и задачам урока.
Низкий: организация опроса школьников иобъяснение нового материала по заранее составленному плану без активизациипознавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительногорезультата.

5. Заключение
Урок во всём егомногообразии и во всех разновидностях – необычайно сложное педагогическоеявление. О сложности его можно судить хотя бы по тому, что за последние сто летодна только продолжительность урока варьировалась от 80 до 30 минут!
Как получить от каждойминуты максимальную отдачу? Над этим вопросом постоянно бьется научная иучительская мысль. Вполне естественно, что единой модели для всех, безисключения, уроков нет и быть не может. На уроках математики, где решениеупражнений чередуется с поисковой деятельностью при выполнении разноплановыхсамостоятельных заданий, случается так, что на протяжении двух и более недельучащиеся не получают нового учебного материала – идет отработка операционныхнавыков и осмысления связей между ранее изученными разделами. А вот учителямистории почти на каждом уроке приходится сообщать новые сведения, факты, имена,даты и т.д.
Но для всех урокаххарактерна общая педагогическая проблема, точнее, беда. Как часто учителяуповают на открытие некоего универсального метода, который бы позволил бырешить одновременно все педагогические проблемы. Искать такой метод не болееперспективно, чем искать философский камень. Но в суете школьных будней мы чащевсего не замечаем или не придаем значения, как нам порой кажется, мелочам,неспособным масштабно решать основную педагогическую задачу – готовитьподрастающее поколение к активному труду на благо общества. Сколь недальновиднатакая позиция! В педагогике не бывает мелочей. Каждый методический приём икаждая учебная ситуация должны быть осмыслены учителем всесторонне.

Списокиспользованной литературы
1.Основы дидактики, под ред. Б. П. Есипова, М., 1967;
2.Дидактика средней школы, под ред. М. А. Данилова и М. Н.Скаткнна, М., 1975.
3. Общая педагогика, В.А.Сластенин, М., 2003
4. Теория обучения, В.И. Загрязнинский, М., 2001
5.Педагогика, под ред. Л.И.Крившенко, М., 2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.