«Анализсовременных методов обучения в ВУЗе»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ. 3
I. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГОПРОЦЕССА… 4
I. 1. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерныхтехнологий 5
I. 2. Проблемы машинных методов обучения. 7
II. МУЛЬТИМЕДИА-КУРСЫ… 8
II. 1. Классификация электронных средств учебного назначения. 8
II. 1.1. Принципы классификации электронных средствучебного назначения 8
II. 1.2. Структура мультимедиа курса. 9
II. 2. Использование мультимедиа курсов в учебном процессе. 11
II. 2.1. Особенности мультимедиа курсов по видам учебнойдеятельности 11
III. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. 14
III. 1. Основы теории дистанционного обучения. 14
III. 1.1. Дистанционное обучения в системе непрерывногопрофессионального образования. 14
III. 1.2. Дидактическая система дистанционного обучения. 16
III. 2. Дидактические проблемы применения средств новыхинформационных технологий в системе дистанционногообучения. 20
III. 2.1 Дидактический анализ средств новых информационныхтехнологий……………………………………………………………………...20
IV. МЕДИАТЕКА… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 28
ВВЕДЕНИЕ
В последние пять–десятьлет, технические средства обучения (ТСО) находят широкое применение во всехвидах и формах обучения. Расширяется ассортимент, методы и способы ихприменения. Накоплен опыт их организации и эффективного применения на всехступенях непрерывного обучения на протяжении всей жизни человека.
При рассмотрении ТСОследует учитывать такие их параметры, как: мобильность (переносимость илиперевозимость – габаритные размеры и вес, а также возможность измененияконфигурации); функциональность (возможность широкого применения); возможностьработы в различных климатических условиях и освещения; надёжность (в том числегарантийный срок службы – моральное и физическое старение) и др.
Важным аспектомиспользования ТСО являются средства распространения (передачи и приёма) данных,необходимые для осуществления учебного процесса. Это могут быть учебная илииная аудитория, телекоммуникации и др. Последние означают проводные ибеспроводные системы связи и Интернет.
Таким образом, можноутверждать, что ТСО – это не просто комплекс технических средств, необходимыхдля проведения учебного процесса; важный аспект любого современного учебногопроцесса. Эффективное их использование возможно при условии тщательнойразработки необходимых инструктивных материалов, проведения научных ипрактических мероприятий (исследований).
I.КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Последние техническиедостижения часто находят применение в учебном процессе, и персональныйкомпьютер (ПК) в этом смысле не является исключением. Использованиевычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процессаобучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальнойпомощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить созданиеи постановку новых курсов.
ПК является мощнымсредством для обработки информации, представляемой в виде слов, чисел,изображений, звуков и т. п. Наряду с другими известными инструментами ПКрасширяют человеческие возможности. Главной особенностью ПК как инструмента являетсявозможность его настройки (программирования) на выполнение различного родаработ, связанных с получением и переработки информации.
Применение вычислительнойтехники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления иумения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможностидля активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельныезанятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный потокизучаемой информации легко доступным.
Главными преимуществамиПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость,возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а такжеиндивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМдает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характерисследования и поиска. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальномтемпе.
От преподавателей ПКвыгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, чтомашины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, неиспытывает разочарования со слабыми учениками.
С использованием КОПобучаемые получают возможность работать в своем собственном ритме всоответствии со своим уровнем подготовки. Это оказывает положительное влияниена процесс обучения, т. к. обучаемый получает большую свободу в выборе решений,в ходе процесса обучения присутствует элемент соревнования с ПК и т. д. I.1. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерныхтехнологий
Несмотря на то, чтотехнические средства обучения (ТСО) активно используются в учебном процессе,они являются вспомогательным дидактическим средством. Определяющая роль втрадиционном обучении принадлежит преподавателю. Общение преподавателя состудентом составляет основу передачи информации, важной особенностью которойявляется наличие оперативной обратной связи.
Иная ситуация возникает сиспользованием компьютера в учебном процессе. Главной особенностью, отличающейкомпьютер от обычных ТСО, является возможность организации диалога человека скомпьютером посредством интерактивных программ. При наличиителекоммуникационного канала компьютер может как выступать посредником междупреподавателем и студентом, так и брать на себя часть учебного процесса. Дляэтого компьютер обладает возможностями хранения и оперативной обработки информации,представленной в мультимедиа виде. К этому следует добавить возможность доступак удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет,возможность общения с любыми партнерами посредством электронных конференций,возможность передачи информации в любом виде и любого объема.
Использованиекомпьютерных средств позволяет получать первичную информацию с помощью интерактивныхобучающих программ, которые помогают студенту при определенной степеникомпетентности освоить ту или иную дисциплину. Имея неограниченныепространственные и временные рамки получения информации, студент в процессе самостоятельнойработы может находиться в режиме постоянной консультации с различными источникамиинформации. Кроме того, компьютер позволяет постоянно осуществлять различныеформы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности итворческий характер обучения.
В основе формы обучения сприменением компьютерных средств лежит определенная дидактическая концепция,основные положения которой можно сформулировать следующим образом:
1. Процесс обучениястроится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента. Необходимосоздать такую образовательную среду, которая в максимальной степениспособствовала бы раскрытию творческих способностей студента. И здесь, преждевсего, необходимо обеспечить максимальный доступ студента к учебной информации.Сейчас практически все образовательные учреждения высшего профессиональногообразования имеют информационные ресурсы, обеспеченные средствами удаленногодоступа посредством Интернет.
2. Познавательнаядеятельность студента должна носить активный характер. Активное участиеопределяется, прежде всего, внутренней мотивацией, выраженной как желаниеучиться. Активные методы обучения по типу коммуникаций между преподавателем истудентом относятся к группе «многие многим» и подразделяется на:ролевые игры, дискуссионные группы, форум, проектные группы и т.п. Вдистанционном обучении они могут эффективно применяться даже в так называемыхвиртуальных классах, когда студенты разделены во времени и пространстве.
3. Обучение должно бытьличностно-ориентированным. Повышение эффективности учебного процесса возможнотолько на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. Такоеперсонифицированное обучение в условиях массового спроса возможно только наоснове высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах итехнологиях.
Очевидно, что новаякомпьютерная форма обучения может применяться как в стенах ВУЗа, так и за егопределами. И в этом отношении понятие расстояния и времени теряет первичныйсмысл: становится не важным, где находится источник информации — в соседнейкомнате или за океаном. I. 2. Проблемы машинных методов обучения
Машинные методы обученияс опорой на вычислительную технику, т.е. компьютер, выступают в качествепомощника преподавателю.
В настоящее время вбольшинстве учебных заведений имеются компьютерные классы с объединениемкомпьютеров в локальные вычислительные сети. Эффективность использованиясредств, вложенных в их создание определяется прежде всего количеством и качествомпроводимых в них занятиях. По многим гуманитарным дисциплинам такие занятия непроводятся из-за отсутствия соответствующего программного обеспечения.
Следующей являетсяпроблема обработки результатов работы учащихся. Решение этой проблемы вкомпьютерных системах обучения в значительной степени может бытьавтоматизировано, что может существенно сократить рутинную работу учителей ипреподавателей по проверке и контролю работ учащихся.
II.МУЛЬТИМЕДИА-КУРСЫ
Внедрение новыхинформационных технологий в образование привело к появлению новыхобразовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронныхсредствах обработки и передачи информации. Появление мощных компьютерныхмультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основойинтенсивного развития дистанционного обучения (ДО).
Внедрение компьютера вучебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы ворганизации учебного процесса, оно дает возможность создать богатый справочныйи иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст,графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерныепрограммы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую,физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуютприобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системыанализируют качество знаний. II. 1. Классификация электронных средств учебного назначения II.1.1.Принципы классификации электронных средств учебного назначения
В настоящее времяутвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для ВУЗов,которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональномупризнаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:
- программно-методические(учебные планы и учебные программы);
- учебно-методические(методические указания, руководства, содержащие материалы по методикепреподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломныхработ);
- обучающие(учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
- вспомогательные(практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
Информационные технологиипозволяют выделить по этому критерию пятую группу: контролирующие (тестирующиепрограммы, базы данных). II.1.2.Структура мультимедиа курса
Современный учебныймультимедиа курс — это не просто интерактивный текстовый (или дажегипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами ипредставленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальныйэффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различныхформах и на различных носителях. В комплект курса рекомендуется включать видео-и аудиокассеты, а также печатные материалы. Наличие у учащегося ведущейсенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому,что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играетзвук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность(кинестетики).
Основой УМК (мультимедиакурса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована толькона компьютере. В нее входят: электронный учебник, электронный справочник, тренажерныйкомплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры), задачник, электронныйлабораторный практикум, компьютерная тестирующая система.
Электронный учебникпредназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса ипостроен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальнойобразовательной траектории. Гипертекстовая структура позволяет обучающемусяопределить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобныйтемп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическимособенностям его восприятия. В электронном учебнике может быть предусмотренавозможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализапреподавателем.
Электронный справочникпозволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочнуюинформацию в компактной форме. В настоящее время наличие справочной системы являетсяобязательным для любого УМК. При этом электронный справочник может бытьпредставлен как самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник.
Компьютерные модели,конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки ихпрактического применения в ситуациях, моделирующих реальные. Это позволяетиспользовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также дляотработки навыков управления моделируемыми процессами.
Компьютерный задачникпозволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связатьтеоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могутбыть направлены.
Электронный лабораторныйпрактикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальныхобъектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях.При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объектыисследования и условия проведения эксперимента.
Компьютерная тестирующаясистема обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого,а с другой — принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.II. 2. Использованиемультимедиа курсов в учебном процессе II.2.1.Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности
Основным видом учебнойдеятельности, направленным на первичное овладение знаниями, является лекция.
Применение информационныхтехнологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционноосуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиакурсов.
Для организации изучениятеоретического материала могут быть использованы следующие виды мультимедиакурсов.
Видеолекция. Лекцияпреподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа онаможет быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложениелекции. Достоинством такого способа изложения теоретического материала являетсявозможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь кнаиболее трудным местам.
Мультимедиа лекция. Длясамостоятельной работы над лекционным материалом могут быть разработаныинтерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которыхтеоретический материал благодаря использованию мультимедиа средствструктурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальнуютраекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способизучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия.
Практические занятия — форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретическихзнаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящеепод руководством преподавателя. Использование информационных технологий требуетизменения характера организации практических занятий и усиления их методическойобеспеченности. Практические занятия по решению задач могут быть проведены с помощьюэлектронного задачника или базы данных, в которых собраны типовые и уникальныезадачи по всем основным темам учебного курса.
Лабораторные работыпозволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыкиучащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа- форма организации учебного процесса, направленная на получение навыковпрактической деятельности путем работы с материальными объектами или моделямипредметной области курса. Мультимедиа курсы позволяют организовать работу стренажерами, имитирующими реальные установки, объекты исследования, условияпроведения эксперимента. Такие тренажеры виртуально обеспечивают условия иизмерительные приборы, необходимые для реального эксперимента, и позволяютподобрать оптимальные параметры эксперимента.
Семинарские занятия.Теоретический характер семинарских занятий определяет специфику применяемыхмультимедиа курсов, которые должны быть представлены, главным образов, втекстовом виде. К числу электронных дидактических средств, применяемых насеминарских занятиях, можно отнести следующие: хрестоматия, сборник документови материалов, опорные конспекты лекций, электронный учебник, учебное пособие ит.д.
Внедрение в учебныйпроцесс информационных технологий сопровождается увеличением объемовсамостоятельной работы студентов. Это, в свою очередь, требует организациипостоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателей. Важное местов системе поддержки занимает проведение консультаций.
Расширение объемасамостоятельной работы студентов с использованием НИТ сопровождаетсярасширением информативного поля, в котором работает студент.
Информационные технологиипозволяют использовать как основу для СРС и НИРС не только печатную продукциюучебного или исследовательского характера, но и мультимедиа курсы, ресурсы сетиИнтернет — электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.
Педагогический контрольявляется одной из основных форм организации учебного процесса. Практически всевозможные виды контроля могут быть реализованы с помощью электронных изданий,на основе специально разработанных компьютерных программ, позволяющих снятьчасть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность и своевременностьконтроля. Таким образом, применение НИТ расширяет возможности контроля учебногопроцесса.
Мультимедиа курсыявляются несомненно перспективным дидактическим средством, которое приопределенных условиях может значительно повышать эффективность учебногопроцесса. Основными условиями являются учет индивидуальных особенностей обучающегося,его уровня компетенции и мотивации, соответствие образовательных потребностей ицелей обучения. Использование мультимедиа курсов в учебном процессе требуетопределения соответствующих педагогических технологий. Таким образом, мультимедиакурс как основное дидактическое средство должен объединять в себе трикомпоненты: содержание учебного материала, методы и технологии обучения. Этикомпоненты неразрывно связаны друг с другом и образуют обучающую систему,позволяющую реализовать процесс самообразования личности.
III.ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
III. 1. Основытеории дистанционного обучения III. 1.1.Дистанционное обучения в системе непрерывного профессионального образования
В настоящее время в миренакоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мироваятенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа ВУЗов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям.
Процесс развития ДО вРоссии сдерживается отсутствием хорошего материально-технического обеспечения,дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низкимматериальным стимулированием преподавателей.
Дистанционное обучение(ДО) является формой получения образования, при которой в образовательномпроцессе используются традиционные и специфические методы, средства и формыобучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основуобразовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемаяинтенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобномдля себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплектспециальных средств обучения и согласованную возможность контакта спреподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычнойпочте, а также очно.
Анализ теории и практикиДО позволил отметить характерные особенности, присущие ДО. Среди них:
1. «Гибкость». Обучающиеся занимаются вудобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учитьсястолько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получениянеобходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. «Модульность». Позволяет из наборанезависимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальнымили групповым потребностям.
3. «Параллельность». Обучение можетпроводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой.
4. «Дальнодействие». Расстояние от местанахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественнойработы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
5. «Асинхронность». В процессе обученияобучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
6. «Охват». Количество обучающихся неявляется критичным параметром.
7. «Рентабельность». Под этойособенностью подразумевается экономическая эффективность ДО.
8. «Обучающийся». Требования кобучающемуся существенно отличаются от традиционных.
9. «НИТ» (Новые информационныетехнологии). В СДО используются преимущественно новые информационныетехнологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети,мультимедиа системы и т.д.
10. «Социальность». ДО в определенной степениснимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность полученияобразования независимо от места проживания и материальных условий.
11. «Интернациональность». ДОобеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.
Перечисленные особенностиопределяют преимущества ДО перед другими формами получения образования,одновременно предъявляя определенные специфические требования как кпреподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчасувеличивая трудозатраты и того и другого.III.1.2. Дидактическая система дистанционного обучения
Обучающиеся. Обучающиесяпри ДО оказываются в совершенно новых условиях потому, что им предоставлена«свобода» в обучении. Это и свободный график, гибкий выбор дисциплин и т.д. СлушателиДО должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы,самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшеймотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыкамиработы со средствами НИТ.
Обучающие. Как и втрадиционном учебном процессе, главным звеном обеспечения высокой эффективностиобразовательного процесса является преподаватель. Значительная спецификадидактического процесса ДО вызвала необходимость ввести в российской практикедля обозначения обучающего термин «тьютор». В условиях ДО тьютор комплекснореализует функции представителя учебно-вспомогательного персонала, проводя всюпереписку ВУЗа со слушателями, отслеживает выполнения ими учебного графика, организуетконсультации с преподавателями. Он выясняет их мнение о форме и содержании отдельныхкурсов и передает разработчикам учебно-методических материалов, помогаетстуденту в составлении персонального учебного плана и наполнении еговзаимоувязанными дисциплинами по выбору.
Средства обучения. Вобразовательном процессе ДО используются следующие средства обучения:
1. Книги (вбумажной и электронной форме);
2. Сетевые учебныематериалы;
3. Компьютерныеобучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
4. Аудиоучебно-информационные материалы;
5. Видеоучебно-информационные материалы;
6. Лабораторные дистанционные практикумы;
7. Тренажеры;
8. Базы данных изнаний с удаленным доступом;
9. Электронныебиблиотеки с удаленным доступом;
10. Дидактические материалы на основеэкспертных обучающих систем;
11. Дидактические материалы на основегеоинформационных систем.
Учебные книги. Учебныекниги в электронном виде в самом простом случае представляют собой электронныйвариант печатных учебных материалов, но обладают рядом положительных свойств,отличных от них. Это: компактность хранения в памяти компьютера или на внешнеммагнитном носителе, возможность оперативного внесения изменений и передачи набольшие расстояния по электронной почте. Кроме того, при наличии принтера, онолегко превращается в твердую копию.
Сетевые учебныематериалы. Электронная хрестоматия представляет собой структурированный наборфрагментов из альтернативных учебных пособий, статей, компьютерным обучающимпрограммам и другой информации по тематике дисциплины, а также дополнительнойучебной и факультативной информацией. Кроме того, практические задания,разработанные к каждой теме обеспечивают реализацию проблемного методаобучения. Выполненные в соответствие с графиком они пересылаются преподавателюпо электронной почте для проверки и обсуждаются в виртуальной учебной группе. Итоговыйконтроль осуществляется путем проверки итогового теста и экзамена, которыйпроводится с помощью видеоконференцсвязи или очно.
Дидактические аудио и видеоучебные материалы. Учебные аудиоматериалы, записанные на магнитных носителяхиспользуются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующихграфических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностраннымязыкам, что наиболее распространено. Доступность плейеров позволяет изучать и закреплятьучебный материал в удобном месте и удобном темпе. В видеоформе могут бытьпредставлены лекции, инструктивные занятия. На видеокассетах разрабатываетсятакже иллюстративный материал к печатным изданиям, к учебным ситуационнымзадачам. Учебные видеофильмы обеспечивают возможность воспринимать информациюодновременно зрением и слухом, и как носители аудиовизуальных информационныхвозможностей являются наиболее действенными средствами обучения.
Виртуальная реальность,как средство неконтактного информационного взаимодействия, реализуется спомощью комплексных мультимедиа-операциональных сред, создающих иллюзиюнепосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопическипредставленном «экранном мире».
Современныегеоинформационные системы представляют собой новый тип интегрированныхинформационных систем, которые, с одной стороны, включают методы обработкиданных многих ранее существовавших автоматизированных систем (АСУ, САПР, АСНИ),а с другой — обладают спецификой в организации и обработке данных. Практическиэто определяет ГИС как многоцелевые, многоаспектные системы, которые находитвсе более широкое применение в образовании, выступая в роли объекта и субъектаобучения.
Лабораторныедистанционные практикумы. Суть дистанционного лабораторного практикума (ДЛП)состоит в следующем. Для конкретного прикладного тематического направлениясоздается единый универсальный научно-дидактический комплекс (НДК),предназначенный как для обучения студентов или переподготовки специалистов,так и для проведения научных исследований. Коллективное использование этогокомплекса многими абонентами, распложенными на сколь угодно большом расстояниидо него, выполняется с применением телекоммуникаций. Измерительные приборы вНДК заменяются автоматизированной интеллектуальной сенсорной подсистемой.Оперативное управление экспериментом осуществляется автоматически с помощьюмногоканальной интеллектуальной подсистемы регулирования по программам, получаемымот удаленных компьютеров, которые являются рабочими местами пользователей и накоторых создается виртуальное отображение НДК, позволяющее с максимальновозможным приближением (мультимедийно) воспроизводить реальное оборудованиестенда.
Учебно-материальнаяподсистема. Традиционная УМП включает в себя комплекс материальных итехнических средств, необходимых для обучения по установленным направлениямподготовки в соответствии с учебными программами. Так как ДО в значительнойстепени базируется на средствах НИТ, значение этой подсистемы особенновозрастает в ДО. Состав УМБ сильно зависит от модели обучения. Так, при сетевомобучении обучающемуся достаточно иметь компьютер с выходом в Интернет, что исоставляет своеобразное УМБ.
Идентификационно-контрольнаяподсистема. Контроль усвоения студентами, слушателями и курсантами учебного материалаи оценка их знаний и умений является составной частью ДСДО. ДО обусловливаеткак повышение требований к системе контроля, так и придает ей определеннуюспецифику.
Особенностью ДО является входной контроль, цели и задачи которого — оценка у поступающего знаний,ориентаций и мотивов; анализ и оценка уровня развитости его профессиональныхкачеств и способностей, построение соответствующего социально-психологическогопортрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения с выходомна максимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся.
В условиях ДО повышаетсявероятность фальсификации обучения, а также проблемы контроля образовательногопроцесса на расстоянии. Поэтому требуются специальные технические средства,приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время вопросрешается бессистемно, на эмпирическом уровне.III. 2.Дидактические проблемы применения средств новых информационных технологий в системедистанционного обучения III.2.1 Дидактический анализ средств новых информационных технологий
Новые информационныетехнологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач:
— изучать явления и процессы в микро-и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основеиспользования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
— представлять в удобном для изучениямасштабе времени различные физические, химические, биологические и социальныепроцессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.
Приведем некоторый списоксредств НИТ.
Электронная почта (ЭП,E-mail) относится к средствам дистанционного доступа. ЭП позволяет пользователям(преподавателям, обучающимся) обмениваться текстовыми и графическимисообщениями; работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в «нереальном»масштабе времени. Расстояние между пользователями не играет роли и можетколебаться от нескольких метров до нескольких тысяч километров, в зависимостиот используемых линий связи: спутниковых, кабельных, радиорелейных и т.д. Важноесвойство, привлекательное для СДО то, что в процессе применения почты абонентыне обязательно должны находиться на месте в момент связи, т.е. реализуется асинхронныйобмен информацией.
Электронные конференции(ЭК) позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум,тексты сообщений, передаваемых участниками «конференции»,находящимися на различных расстояниях друг от друга. Таким образом, ЭКобъединяет заинтересованный круг пользователей в составе учебной группы,которые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режимаЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в ЭК, попадает ко всемабонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получаетвсе приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способобщения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участникудостаточно иметь лишь почтовый ящик. Группы новостей работают в режимереального времени, требуя от пользователей онлайнового подключения. Работа сними аналогична спискам рассылки, т.е. участники читают сообщения, посланные вгруппу другими участниками, посылают туда же свои ответы, обсуждают проблемы ит. д., но все происходит «сейчас и сразу», не требуется времени длярассылки писем.
Телеконференцсвязь ивидеотелефон. Эти средства НИТ обеспечивают возможность двухсторонней связимежду преподавателем и обучающимися. При этом происходит одновременнаядвухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Всеэто можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов (преподавателей и обучающихся). При групповых занятиях в большойаудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера набольшой экран. Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью размеров и качества представления визуальной информации и невозможностьюиспользовать в реальном времени компьютерные приложения. Дидактические свойстваНИТ этого класса включают в себя возможность передачи в реальном времениизображения, звука, графики и их представления обучающимся для учебных целей.
IV.МЕДИАТЕКА
Важным элементом новойсистемы образования является переход вузовских библиотек на широкомасштабноеиспользование новых информационных (компьютерных) технологий (НИТ). Главным условиемобслуживания пользователей является расширение возможностей справочно-библиографическойработы.
Одной из составляющих НИТв научных библиотеках различных учебных заведений могут стать качественно новыеподразделения — медиатеки. Медиатека — это среда, в которой пользователи могуткомфортно и эффективно работать с различными информационными ресурсами(печатные издания и листовые материалы, аудио- и видеоданными, машиночитаемая информация),находящимися как в самой библиотеке, так и за её пределами.
Концепция медиатекиподразумевает создание комплексной структуры, сочетающей функции читальногозала с фондом на нетрадиционных носителях и информационного центра, обладающегоисточниками информации на любых видах носителей. Все компьютеры медиатекисоединены в локальную сеть, сервер которой непосредственно расположен вмедиатеке. Он подключён к серверу библиотеки, который, в свою очередь, включёнв общую сеть ВУЗа, имеющую свой сайт и, соответственно, высокоскоростной выходв Интернет. Формируемые ресурсы на компактных оптических дисках, аудио- ивидеокассетах, доступны всем пользователям медиатеки. Сотрудники медиатекипредоставляют возможность пользователям самостоятельно вести поиск необходимыхим информационных ресурсов, оказывают различные информационные услуги, а такжеконсультируют их при работе с имеющимися в медиатеке, в том числе собственнойгенерации, ресурсами. В медиатеке соединяются традиционные справочные ипериодические издания с широким спектром подобных машиночитаемых материалов,баз данных (БД), различных аудио-, видео- и мультимедийных данных, доступ ккоторым обеспечивается как непосредственно в самой медиатеке, так и в Интернетс помощью установленных в ней компьютеров.
В качестве собственныхбиблиографических, полнотекстовых и мультимедийных информационных ресурсов,предлагаемых пользователям, могут быть БД трудов профессорско-преподавательскогосостава, дипломных работ и диссертаций, учебные программно-методическиематериалы, выпускаемые кафедрами и издательством ВУЗа, библиографические БДфонда библиотеки и др. материалов, в т.ч. электронный каталог, тематические БДстатей из периодических изданий.
Все эти информационныересурсы могут быть в медиатеке одновременно на различных, порой альтернативных,носителях. При этом она может быть расположена не только в медиатеке, но и на некоторомсайте, например, её создателя.
Широкое распространение вучебном процессе находят аудиовидеоматериалы. Для этого создаются несколькорабочих мест для просмотра видеоданных, а также аудиоинформации. Для работы споследней не обязательно оборудовать стационарные рабочие места — можноиспользовать аудиоплейеры, с которыми пользователя медиатеки могут спокойноперемещаться внутри неё.
Следующим важным аспектомявляется организация поиска необходимых информационных ресурсов пользователямимедиатеки. В этом случае приходится решать несколько задач. С одной стороны,кроме знания фондов библиотеки и основ библиотечно-библиографическойдеятельности, работники медиатеки должны уметь хорошо работать на ПК снеобходимыми пользовательскими программами (особенно браузерами), обучатьработе с ними и консультировать приходящих в медиатеку пользователей с тем,чтобы последние в большинстве случаев могли самостоятельно сформироватьпоисковый образ запроса и осуществить поиск необходимой им информации влокальных или удалённых базах и банках данных. С другой стороны, работникимедиатеки должны уметь работать с отечественными и зарубежными поисковымимашинами для поиска и отбора необходимых информационных ресурсов и формированияинструментов, позволяющих им эффективно выполнять заявки пользователей, апользователям — быстро находить в Интернете необходимые им данные. В этихслучаях наблюдаются процессы интерактивного взаимодействия работников медиатекис информацией и её пользователями.
Несомненно,функционирование такой структуры может быть эффективным не только если удаётсянайти и подготовить соответствующим образом помещение, оборудовать егонеобходимыми программно-техническими средствами и оргтехникой. Важнейшимаспектом является человеческий фактор, т.е. формирование такого штатасотрудников, которые могли бы наиболее эффективно использовать имеющиесясредства, материальные и информационные ресурсы.
Как правило, подобныеслужбы формируются на базе справочно-библиографических и т.п. подразделенийбиблиотек, в которых основу составляют библиографы. В этом случае к ним будутпредъявляться требования не только уметь высоко квалифицированно работать сбиблиографическими данными, создавая и предлагая пользователям собственныебиблиографические данные. Они должны обладать необходимыми профессиональнымизнаниями, умениями и навыками в области применения НИТ; быть контактным икоммуникабельным; хорошо уметь работать на компьютере, в т.ч. с основнымипользовательскими программами, базами и банками данных, поисковыми машинами вИнтернете; находить и создавать собственные необходимые машиночитаемые информационныересурсы; стремиться повышать свой профессиональный уровень, постоянно расширяясферы и возможности в области максимального удовлетворения потребностейпользователей.
При этом растёт нагрузкана работников медиатеки, увеличиваются штаты, в которые включают специалистовпо НИТ (инженеров и техников, технологов, программистов и др.), требуетсярешать проблемы технического обслуживания всё возрастающего парка компьютернойтехники и т.п. Найти готовых подобных специалистов практически невозможно.Поэтому ещё одной задачей библиотек, формирующих подобные подразделения,является организация постоянного обучения работников созданию и использованиюНИТ для удовлетворения всё возрастающих потребностей пользователей.
Подобные мероприятияможно полностью или частично проводить на базе существующих медиатек с тем,чтобы они были более предметны и эффективны. Следует заметить, что медиатеки в ВУЗахмогут и должны стать составляющей дистанционного обучения (ДО). При этомпроблемы ДО касаются не только преподавателей и студентов ВУЗа, связанных сэтой формой обучения. Библиотекари должны принять активное участие в даннойработе, так как они не только могут хранить и предоставлять пользователям (втом числе удалённым) необходимые им учебно-методические и иные учебные иинформационные материалы по изучаемым в ВУЗе дисциплинам, но и сами могут статьобучающими или обучаемыми.
Эффективное использованиеинформационных материалов студентами возможно при условии, что они хорошовладеют не только компьютером и соответствующими программами, но обладаютзнаниями по работе в библиотеке и с библиографическими данными. Последнеепозволит им не только самостоятельно ориентироваться в справочно-поисковомаппарате библиотеки, но и грамотно составлять списки использованной литературыпри выполнении рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Возможно,создание некоторого электронного учебного и, одновременно, справочного пособия,позволяющего пользователям самостоятельно интерактивно изучать данные проблемыи получать ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Ответы на редковстречающиеся вопросы могут быть достаточно оперативно организованыспециалистами библиотеки путём создания открытой для любых пользователейэлектронной конференции, расположенной на сайте библиотеки.
Таким образом, можноконстатировать, что медиатека позволяет своим пользователям (в первую очередь,студентам) комфортно и эффективно овладевать НИТ, современными техническимисредствами информатизации, навыками работы с различнымиинформационно-поисковыми системами, локально и удалённо использоватьэлектронные каталоги, базы и банки данных отечественных и зарубежных библиотеки информационных служб с целью получения новых знаний, самосовершенствования вобласти изучаемых дисциплин, и, тем самым, представляет собой интерактивнуюсреду подготовки высококвалифицированных специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информатизация являетсяобъективным и закономерным процессом, распространяющимся и на системуобразования. Средства новых информационных технологий являются материальнойосновой развития системы обучения.
В связи с бурнымразвитием микроэлектроники появляется все больше и больше средств новыхинформационных технологий (СНИТ). Число средств и систем НИТ, которые применяютсяили могут быть применены в системе образования более сотни. Они обладаютуникальными характеристиками, которые обеспечивают дидактические возможностидля системы образования:
— хранения, воспроизведения вдиалоговом режиме текстовой, графической, аудио/видео информации;
— передачи и приема (обмена) этойинформацией между пользователями, объединенными телекоммуникациями поразличным каналам связи, при различных схемах связи («каждый с каждым», «одинсо всеми» и др.), в реальном и продолженном времени (off-line и on-line);
— использования программных продуктов учебного назначения в учебном процессе на рабочем месте и передачаих на расстояние;
— дистанционный доступ к удаленнымбазам данных и вычислительным ресурсам.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
1. Андреев А.А. Средства новыхинформационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. Всб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе ВУЗов. М.:ВУ, 1995 г.
2. Янушкевич Ф. Технологии обучения всистеме высшего образования. М.: 1986.
3. Околелов О.П. Современные технологииобучения в ВУЗе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития//Высшееобразование в России. 1994. N2.
4. ims2002.nw.ru/02-r3f04.html
5. www.fos.ru/pedagog/9400.html
6. snezhinsk-sc125.narod.ru/metodika/metod1.htm
7. board.lutsk.ua/forums/index.php?showtopic=3081&mode=threaded
II. Литература
1. Коджаспирова Г.М., Петров К.В.Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие длястудентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр. «Академия», 2001.
2. zoovet.kharkov.ua/ukr/prep/dist/statti/stat10/index.htm
3. www.ido.tsu.ru/ss/?unit=223
4. laleshin.narod.ru/eva-2003.htm
5. kofan.narod.ru/mag/N2/Nechaeva.htm
6. www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2002/part3/AB
7. namangan34.connect.uz/nuraniya34/interactive.html
III. Справочные и информационные издания
1. Большая Советская Энциклопедия,1973, т.12 с.269.
2. Социальные технологии. Толковыйсловарь. М- Белгород,1995г.