Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Орловский областнойколледж культуры и искусств
Курсоваяработаподисциплине
«Экономикаи менеджмент библиотечного дела»
Тема:«Государственная библиотечная политика»
Орел– 2005
План
1) Введение
2) Библиотеки вновой социокультурной ситуации
3) Государственнаябиблиотечная политика: Общие понятия
4) Государственнаякультурная политика библиотеки: цели и приоритеты
5) Новые проблемы иновые возможности в управлении библиотечным делом
6) Политикаминистерства культуры РФ в области информатизации библиотечного дела
7) Государственнаяинформационная политика и библиотеки
8) ПолитикаМинистерства культуры РФ в области сохранения библиотечных фондов
9) Заключение
10) Приложения
11) Список литературы
Введение
В данной курсовой работедва основных героя – российские библиотеки и государственная библиотечнаяполитика, их развитие и взаимоотношения в новейший период (с 1992 г)
Общепризнанно, чтотехнологическая революция в информационной сфере оказывает критическоевоздействие на весь ход развития человеческой цивилизации. Новые информационныетехнологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их переднеобходимостью решения принципиально новых задач. Освоения этих технологийпривело к пересмотру фундаментальных принципов организации библиотечного дела.Эти процессы носят глобальный характер и в них все больше оказываютсявовлеченными библиотеки России.
Государственнаябиблиотечная политика – очень сложный общественный феномен. Государственнаябиблиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер еесодержания и восприятия, границ взаимодействия и юрисдикции все время менялосьи меняется и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло.
Библиотекив новой социокультурной ситуации
В последние годы сталисильно меняться представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте вкультурной научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роль вполитической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночнойэкономики, формировании глобального информационного пространства. Этипредставления претерпевают изменения и на профессиональном, и направительственном, и на обывательском уровне. Важнейшие задачи библиотек всовременном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченногодоступа к информации и сохранения ее источников. Библиотекаря же теперь всечаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационнымспециалистом, навигатором в океане информации.
Входящая в третьетысячелетие современная библиотека – это уже не только книгохранилище, но исвоеобразный «электронный архив». Это единственное место на Земле, гдепредоставляется доступ к информации и на традиционных ее носителях и вэлектронном виде. Новые информационные технологии открыли библиотекам огромныевозможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новыхзадач. Освоение новых технологий привело к пересмотру фундаментальныхпредставлений о роли и месте библиотек в обществе основных принциповорганизации библиотечного дела.
Для российских библиотекпереход к новым технологиям драматически осложняется тем, что происходит не наустойчивом экономическом и политическом фоне, как на Западе, а на фонесистематического кризиса всего российского общества, изменения основополагающихпринципов его социального и государственного устройства.
С началом политических иэкономических реформ на пространстве бывшего СССР и всей Восточной Европы, сизменением государственной, информационной и культурной политики, библиотекивступили в новый этап своего развития.
Происходит эволюциясоциальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера,сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функцииинформационных центров представляющих доступ к национальным и мировым информационнымсетям и банкам данных. Меняются традиционные библиотечные технологии, формыбиблиотечного обслуживания населения, характер воздействия с органами власти,различными социальными группами.
Государственнаябиблиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер еесодержания и восприятия, границы ее воздействия и юрисдикции все время менялисьи меняются, и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло. Какой быни была политика центра местные власти теперь могут ее скорректировать ивопреки ей делать много прекрасного. И наоборот не делать ничего. Созданная всоветское время сеть российских библиотек требует адаптации к новымполитическим и экономическим условиям, модернизации на основе новых технологийв русле общемировых тенденций, с учетом всего накопленного передового опыта.
Именно эта задача должнабыть в центре внимания и профессионального библиотечного сообщества, и органовуправления библиотечным делом на всех уровнях – федеральном. Региональном,муниципальном.
Государственнаябиблиотечная политика:
общиепонятия
Любая политикапроявляется в целях, которые она преследует, деятельности, которая способствуетдостижению этих целей, задачах, которые для этого надо решить, выбранныхприоритетах и используемых средств.
Природу, характер, смысл,эффективность, достоинства и недостатки той или иной политики можно глубокопостичь только при наличии ясного понимания сущности самого предмета накоторый она направлена.
Из всего огромногомножества определений библиотеки, говоря о государственной библиотечнойполитике выделяется то которое было выработано в ходе многолетней работе надфедеральным законом «О библиотечном деле». Федеральный закон РФ «О библиотечнойделе принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года определяет библиотекукак: «Информационное, культурное, образовательное учреждение располагающееорганизованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их вовременное пользование физическим и юридическим лицам». Всего лишь десятьюгодами ранее, в 1984 году, в российском (советском) обществе доминировалодругое, во многом отличное от нынешнего, понимание библиотеки. Именно тогда, в1984 году, Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о библиотечномделе в СССР», имевшее как «идеологические, культурно-просветительские инаучно-информационные учреждения», призванные «обеспечить наибольшее полное иэффективное использование своих фондов в целях дальнейшего экономического,социально-политического и духовного прогресса советского общества, воспитания гражданв духе норм и принципов развитого социализма2.
Такое определениебиблиотеки было выработано в результате государственной, идеологической,культурной и информационной политики, проводившейся в СССР в течение более 60лет.
Перемены в стране кначалу 1990-х годов свели эту политику на «нет» и создали условие длявозникновения другой, новой государственной библиотечной политики,соответствующей началу становления новых реалий страны с победившейдемократией, открытой миру, ориентированной на создание правового общества срыночной экономикой и гражданскими свободами.
Одно только сравнениедвух документов – «Положение о библиотечном деле в СССР» и Федерального законаРФ «О библиотечном деле» — наглядно демонстрируют разительность различийобщественно-политических и культурных контекстов, в которых они принимались исоответственно основ и целей государственной библиотечной политики – тогдашнейи нынешней.
Анализируя этизаконодательные акты, которые официально формируют различные социальные функциибиблиотек и являются основой для формирования и реализации государственнойбиблиотечной политики, можно сделать следующие выводы.
В обоих случаях библиотечное дело трактуется как комплекснаясоциально-культурная система, выполняющая целый ряд социальных функций, из которыхи в 1984, и в 1994 году выделены три. В 1984 году – идеологическая,культурно-просветительская и научно-информационная. В 1994 году информационная,культурная и образовательная. То есть библиотеки должны быть обязательно преждевсего объектом государственной политики в области информации (исключая все ееаспекты), культуры и образования. Но в законе о библиотечном деле очерчены лишьбазовые принципы государственной политики в области библиотечного дела, такиекак:
- создание условийдля всеобщей доступной информации и культурных ценностей, собираемых ипредоставляемых в пользование библиотеками
- государственнаяподдержка развития библиотечного дела
- невмешательство впрофессиональную деятельность библиотек.
В «Положении обиблиотечном деле в СССР» была прописана Государственная межведомственнаябиблиотечная комиссия (ГМБК), действующая при министерстве культуры СССР. На еевозлагались и рассмотрения основных направлений развития библиотечного дела,определение принципов размещения библиотек в стране, а также решения иныхвопросов и ее решения являлись «обязательными для всех министерств, ведомств иорганизаций, имеющих в своем ведении библиотеки».
Сейчас в России нетзаконодательно определительного центрального органа, наподобие ГМБК, решениякоторого в вопросах библиотечного дела были бы для всех обязательными.
В «Положении оМинистерстве культуры РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6июля 1997 определены основные задачи МК РФ. Непосредственное отношение кбиблиотечному делу имеют некоторые из них такие как:
— Осуществлениегосударственной политики в сфере культуры
— Определение целей иприоритетов в развитии библиотечного дела
— Управлениедеятельностью подведомственных библиотек (РГБ; РНБ; ГИБЛ; ГПИБ; ГОПБ; ГРЮБ;РГДБ; РГБС).
Но осуществлениеМинистерства культуры РФ государственной культурно политики во всей ее полнотеневозможно хотя бы уже потому, что важные сферы культуры тоже как книгоиздание,кино, цирк, СМИ и т.д. находятся в компетенции других ведомств. И действенныхрычагов на них Министерство культуры РФ не имеет. Точно также обстоит дело и вотношении библиотек других ведомств.
В положении о МКРФсказано, что в соответствии с возложенными на него задачами, министерствовыполняет самые различные функции. Из них:
1) координируетдеятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительнойвласти субъектов РФ по вопросам отнесенным к компетенции министерства;
2) обеспечиваетгосударственный учет, сохранение, реставрацию, пополнение, использование ипопуляризацию государственных, музейных и библиотечных фондов, создание ивнедрение современных систем безопасности и информатизации государственныхмузеев и библиотек в РФ
3) осуществлениемежведомственную координацию в области библиотечного дела в том числе созданиекооперативных библиотечных систем и информационных библиотечных сетей
4) реализует порядокиспользования и осуществляет государственный контроль а обеспечениемсохранности и использования фондов подведомств библиотек, обеспечивает вустановленном порядке управление фондами рукописей, рукописных материалов ипамятников печати государственных библиотек.
В Положении о МКРФ естьстатья 10 которая отвечает на вопрос: какие же полномочия зоны МКПравительством РФ для осуществления функций межведомственных комиссий?
Статья 10 «Длярассмотрения и выработки рекомендаций по наиболее важным вопросам, относящимсяк компетенции МК РФ при Министерстве могут образовываться на общественныхначалах советы по культуре и искусству и другие совещательные органы,действующие на основании положений, утвержденных министерством культуры РФ.
Таким образом, сегодняправ директивного воздействия на политику других ведомств в отношении ихподведомственных библиотек не имеют ни Министерство культуры ни создаваемые принем на общественных началах разнообразные совещательные органы.
Особенность новойправовой ситуации состоит в том, что взаимодействие библиотек и взаимодействиеведомств на библиотечном поле перестало быть их вмененной обязанностью иявляется их добровольным неотъемлемым правом, которым они могут добровольновоспользоваться, тогда когда у них возникнет необходимость и желаниевзаимодействовать – как для наиболее эффективного содействия конкретныхпроблем, так и для выработки общей философии библиотечного дела.
Разумеется при такойдецентрализации структура управления библиотечным делом процесс добровольнойвыработки совместных решений требует несравненно большой, чем прежде,деликатности и профессионализма. В этом контексте вопрос о том, кто являетсяглавным ведомством, отвечающим за формирование и реализацию государственнойкультурной политики, определение целей и приоритетов развития библиотечногодела, имеет 2 ответа. Формально – Министерство культуры РФ. На неформальномуровне, в реальной жизни, лидерство в библиотечной политики будет признаватьсяза теми, кто демонстрируя наивысший профессионализм, наибольшие творческиеамбиции и активность, будет вносить наибольший вклад в разработкуосновополагающих программ, предоставляющих всеобщий интерес и всеобщуювсероссийскую значимость.
Закономерно, что всюбольшую роль в осуществлении многополюсной государственной библиотечнойполитики играют крупные федеральные библиотеки различных ведомств. А не самиведомства. В Законе РФ «О библиотечном деле», определены не одна «главная библиотекастраны», а две имеющие равный статус и равные права национальные библиотеки. –РГБ и РНБ. Среди многих обязанностей этих библиотек законодательно закреплено иих участие «в разработке и реализации федеральной политики в областибиблиотечного дела». Аналогичные записи в уставах других семи федеральныхбиблиотек. Подведомственных Министерству культуры, внесло само министерство,нацеливая их на то, чтобы быть и не только объектами, но и субъектамибиблиотечной политики.
С юридической точкизрения, государственная библиотечная политика всецело, в полном объемераспространяется исключительно на библиотеки федерального ведения. Особенно этокасается нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти. ДляРегиональных и муниципальных библиотек, не говоря уже о библиотеках, являющихсяструктурными подразделениями нефедеральных учреждений, эти акты носят необязательный, а рекомендательный характер. Содержащиеся в них нормы могутуточняться и корректироваться с учетом местной специфики по усмотрению учредителейэтих библиотек, а могут и вообще не приниматься во внимание. Это означает, чтообщегосударственного характера эти документы не носят, если только они не имеютстатуса федерального закона, или же в федеральном законе специально неопределено, что данные вопросы целиком относятся к компетенции ПравительстваРоссии.
Воздействие на библиотекитех или иных социальных групп и органов власти в разные моменты времени имеетнеодинаковую силу.
Так, например, в начале1990-х годов решающим в силе фактором воздействия на библиотеки оказаласьсовсем не государственная политика в области библиотек, а общая политикафедерального правительства.
Следствием этих действийфедеральное правительство стало то, что уровень материального состоянияподавляющего большинства библиотек существенно снизился. Сказалось отсутствиенавыка у новых властей и в центре, и на местах финансировать библиотеки должнымобразом, руководствуясь не устаревшими нормативами, а пониманием важностибиблиотек для общественного развития и удовлетворения общественных потребностейв знаниях и информации.
Резко снизилась зарплатаработников библиотек, что повело к оттоку квалифицированных кадров, падениюпрестижа библиотечной профессии, сократились объемы комплектования библиотечныхфондов, усилился их моральный и физический износ, множество библиотек вообщезакрылось.
Вместе с темэкономические и политические формы дали мощный толчок к переосмыслению миссиибиблиотек в обществе, открыли возможность изучения, распространения и внедренияв практику работы российских библиотек лучшего мирового опыта. Возникновение иразвитие рынка компьютерной техники и телекоммуникационных услуг открыли путь кмасштабной компьютеризации библиотек, наращиванию их информационногопотенциала, повышению их социальной привлекательности. Недостаток средствпривел к необходимости максимально эффективно их расходования, развитиюмаркетинговых подходов, культуры бюджетного проектирования, повышениюквалификации и ответственности и т.д.
Таким образом, объективнонаиболее мощное и решающее воздействие на библиотеки оказала не государственнаябиблиотечная политика, а общая политика органов государственной власти.
Воздействие государства иобщества на библиотеки в 1-й половине 90-х годов не было осознанным тщательно испециально спланированным, но при этом гораздо более результативнее чем влияниесобственно государственной библиотечной политики, которую в это время проводилиминистерство культуры РФ, другие федеральные ведомства., а также органыгосударственной власти субъектов федерации по отношению к библиотекам,находящимся в их ведении и которая имела абсолютно охранительный для библиотекхарактер.
Государственнаякультурная политика и библиотеки: цели и приоритеты
Государственнаябиблиотечная политика во всем многообразии своих целей и задач не вмещаетсяцеликом в государственную культурную политику. Тем не менее, именно общаякультурная политика оказывает определяющее влияние на место библиотек вобществе, их статус и перспективы. В 1-ю очередь это касается библиотекпубличных в меньшей степени библиотек других типов. Именно культурная политикаопределяет сегодня государственную политику. По-настоящему сильной исбалансированной государственная библиотечная политика будет только тогда,когда она будет суммой, по крайней мере, трех сильных библиотечных разделовгосударственных культурных, образовательной и информационной политик.
Для библиотечной сферы,представляющей собой совокупность взаимодействующих между собой 150 тыс.библиотек, нуждающихся в модернизации на основе единых методов и стандартов, вусловиях дефицита средств, неразвитости навыка к самоорганизации, было особенножелательным и необходимым наличие центрального управляющего и координирующегооргана в лице МК России – не оттесненного на второй план, а сильного, богатого,влиятельного, предприимчивого.
Целевые федеральныепрограммы поддержки сохранения и развития культуры и искусства в РФ МКРФ началоразрабатывать их с 1992 года – предполагали тесную работу сильного Министерстваи с региональными органами культуры. И с негосударственными организациями, ибыли ориентированы как на традиционную деятельность, так и на инновации. Однакоэтим планам суждено было реализоваться далеко не в полной степени из-занараставшего из года в год сокращения финансирования.
Министерство ясноотдавало себе отчет и на протяжении 1990-х гг. постоянно заявляло о том, чтопроблемы библиотечного обслуживания это не частный случай библиотечного делаили даже культурной жизни. В стране, где минимум половина населения не всостоянии как раньше выписывать газеты, журналы и покупать книги – это проблемаинформированности населения, доступности ему новых идей и знаний, статьконкурентоспособными, переучиться, переквалифицироваться.
Министерство культуры РФв 1992 году понимало необходимость реформирования библиотечного дела в руслесовременных общемировых тенденций, наращивания его информационного потенциалапоскольку было совершено очевидно, что свобода распространения и доступа кинформации является одним из важнейших условий нормального политического, экономическогои культурного развития страны, преодоления разрывов в информированности,взаимопонимании и взаимодействии разных поколений, регионов, национальныхкультур, периферии и центра.
Библиотечное дело началорассматриваться министерством как социальный институт, призванный прежде всегообеспечить развитие интеллектуального потенциала страны.
В 1993 г. в Туле,состоялась первая в России конференция директоров региональных и федеральныхбиблиотек по созданию библиотечных компьютерных сетей. Сегодня вне всякогосомнения можно констатировать, что завершение первого этапа массовойавтоматизации уже свершившийся акт.
Информатизация, т.е.внедрение новых информационных технологий в повседневную деятельность библиотекпозволяет находить современные решения и других библиотечных проблем, связанныхс комплектованием фондов, обеспечением их сохранности, организациейобслуживания и т.д.
Информатизациябиблиотечного дела в России имеет не только профессиональное но и политическоезначение. Одним из важнейших условий достижения политической стабильности исоциально-экономического прогресса в России является возможность оперативного,беспрепятственного получения нужной информации, свободного доступа населения кпрактическим и фундаментальным знаниям.
Информатизация библиотечногодела – это ключ к решению как никогда прежде насущной и актуальной проблемыадаптации сформировавшейся в советское время системы библиотек и форм ихвзаимодействия к стремительно развивающемуся процессу социальных перемен, бурноначавшейся информатизации общества.
Новыепроблемы и новые возможности в управлении библиотечным делом
Изменение Конституции РФ,принятие целого ряда общих законов, включая Основы законодательства о культуре,автоматически изменили всю систему государственного управления вообще,управления социальной сферой и культурой в частности.
Значительная частьполномочий по управлению публичными библиотеками была передана от федеральныхорганов управления по региональный и местный уровень, от региональных органовна муниципальный; от всех органов управления являющихся учредителями библиотек,непосредственно самим библиотекам и их администрациям. Гражданский Кодекс иотраслевые законы предоставляли водителям резко свободу действий практики неимеющих аналогов за рубежом.
Проводимые в странереформы одновременно и стимулируют и тормозят реализацию инновационных проектовпрежде всего из-за недостатка средств. Поэтому деятельность органов управлениядолжна носить компенсаторный характер: едва ли не основные усилия должнынаправляться на создание и поддержание в профессиональной среде атмосферытворчества, взаимопонимания, сотрудничества. При этом библиотеки должны учитьсядруг у друга, не таить профессиональных секретов, понимая, что все они делаютодно общее дело и что только корпоративная совместная работа определит ихпрогресс.
Амбиции и энтузиазмбиблиотек и библиотекарей должны всячески и всемерно поощряться.
Общепризнанно, что стильи методы управления зависят от личностных качеств менеджера. В переходныепериоды, отягощенные недостатком ресурсов таковые приобретают особое значение.
Если меньше ресурсовимеется в распоряжении органов управления и отдельных библиотек, тем болеевысокие профессиональные и социальные требования должны предъявляться круководителям.
Эффективной и результативнойгосударственная политика в демократических странах может быть только тогда,когда она находит понимание и поддержку у профессиональной среды. Для этогополитика должна быть научно-обоснованной, внятной, ответственной и открытой.Министерство культуры РФ призвано заниматься главным образом и в первую очередьтем, что никто, кроме него, не в состоянии, по различным причинам, заниматься,- то есть теми проблемами которые не могут быть решены ни на уровне регионов,ни на уровне отдельных библиотек.
В свою очередь каждойбиблиотеке – и крупнейшей федеральной, и маленькой муниципальной надо трезвооценить реальное положение дел, свои возможности и стремиться определить длясебя те направления работ, где она может наилучшим образом себя проявить, вестисвой неповторимый вклад в общее дело, добиться успеха и признания.
Но достичь поставленныхцелей только за счет усилий, которые предпринимаются изнутри профессиональнойсреды, невозможно, важно выносить обсуждение библиотечных проблем и вовнебиблиотечную среду, добиваться общественного признания той большой работы,которую проводят библиотеки, привлекать внимание и общества и властей ксостоянию и задачам информационного обслуживания населения, роли, которуюиграют в этом процессе библиотеки, к возникающих из этого потребностямбиблиотек.
Необходимые средства наразвитие библиотечной сферы начнут направляться тогда, когда все, ихраспределяющие поймут, что библиотека есть прежде всего не очаг духовности, некультпросвет, не приятное напоминание о детстве. а ворота в мир знаний,неиссякаемый источник интеллекта, без которого Россию и не понять, и непреобразовать.
ПолитикаМинистерства культуры РФ в области информатизации библиотечного дела
В компьютеризациибиблиотек Министерства культуры России приступило в 1986 году. На рубеже80-90-х гг. внедрение компьютерных технологий в библиотеках приобретаетзаметный характер. В 1991 г. принимается первая отраслевая программа«Информатизация отрасли культуры», в рамках которой финансируетсяцентрализованное приобретение вычислительной техники и разработкаавтоматизированной библиотечно-информационной системы для библиотекМинистерства культуры РФ – региональных и некоторых федеральных.
Первый опят добровольногосетевого взаимодействия был успешно реализован в й994 – 1995 гг. по проекту LIBNET.
Программа «Либнет» былаутверждена приказом Министерства культуры РФ №627 от 20 октября 1997 года. Вприказе было определено считать работы по программе «Либнет» приоритетнымнаправлением в деятельности федеральных и региональных библиотек в системеМинистерства культуры России.
Под эгидой Министерствакультуры РФ в основном сформирована система межведомственного взаимодействиябиблиотек – начало этому было положено созданием Межведомственного экспертногосовета по проблемам информатизации библиотек России. Благодаря этому удалось вомногом преодолеть серьезное отставание библиотек Министерства культуры РФ отбиблиотек других ведомств, уйти от разрозненности и скоординировать действияпочти всех федеральных и региональных библиотек различной ведомственнойпринадлежности, осмыслить ключевые, общественные задачи сконцентрировавинтеллектуальные и финансовые ресурсы на их решении, и тем самым, создатьпредпосылки и основу для реальной интеграции информационных ресурсов российскихбиблиотек и обеспечения их доступности.
Программа дала импульс иоказала значительное воздействие на формирование политики автоматизациибиблиотек в субъектах РФ, где сегодня ведутся работы по созданию региональныхинформационно-библиотечных компьютерных сетей.
На основе программы«Либнет» были созданы механизм и инфраструктура распространения передовогоопыта и непрерывного обучения специалистов по ключевым инновационнымнаправлениям библиотечного дела в виде системы семинаров и конференций.Благодаря этому удалось существенно повысить в России общий уровень пониманиясовременных мировых тенденций в развитии библиотечного дела. Все лучшие и самыепередовые идеи библиотечного дела, в общем-то, уже усвоены российскимбиблиотечным сообществом, которое в мировую информационную инфраструктура.
Совершен прорыв вавтоматизации РГБ: налажен процесс машиночитаемой каталогизации всего текущегорепертуара российских книг, при этом время обработки одного издания непревышает 5 дней с момента поступления в библиотеку. И это означает, что пооперативности электронной каталогизации и создания текущей национальнойбиблиографии РГБ влияла на лидирующие позиции.
Отработаны технологиипоиска и загрузки в отечественные базы данных зарубежной библиографическойинформации из баз данных OCLC,а также доставки электронных документов из Британской библиотеки и другихмеждународных информационных центров.
Не только в федеральных региональных, но и районных библиотеках, базы данных на оптических дисках сталиобычным явлением.
Сотник библиотек ужеподключены в Интернет в качестве пользователей, десятки выставили в Интернетсобственные информационные ресурсы, во множестве библиотеках созданы Интернет-классы.
В библиотеках активноразвивается электронная доставка документов. В ряде крупных федеральныхбиблиотек созданы специальные службы электронной доставки документов.
Существование активного иединого библиотечного сообщества в России – совершившийся факт. Это нашеглавное завоевание, и в нем – залог будущего успеха.
Государственная информационная политика и библиотеки
Политика информатизациипринципы и положения которое в России начал формулироваться и развиваться сначала 90-х гг. сводилась с небольшими вариациями к обеспечениюнаучно-технических, производственно-технических и организационно-экономическихусловий создания и применения информационных технологий, информационнойинфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этомполитика информатизации была отделена от политики информатизации в области СМИ,связи и телекоммуникаций.
На протяжении многих летинформационная политика охватывала главным образом проблемы, связанные сдеятельностью СМИ. Только в последние годы содержание государственнойинформационной политики было несколько расширено и в него попали отдельные элементызащиты прав граждан и организаций не общедоступную информацию гарантированныхКонституцией страны.
Современные представленияо библиотеках как один из важнейших гарантов обеспечения конституционных правграждан на получение информации открывает перед библиотеками новый шанс активновписаться в формирующуюся сейчас государственную политику.
В концепциигосударственной информационной политики ее основные задачи сформулированыследующим образом:
- Модернизацияинформационно-телекоммуникационной структуры;
- Развитияинформационных телекоммуникационных технологий;
- Эффективноеформирование и использование национальных информационных ресурсов, обеспеченияширокого свободного доступа к ним;
- Обеспеченияграждан общественно значимой информацией и развития независимых средствмассовой информации;
- Подготовкачеловека к жизни и работе в грядущем информационной веке;
- Созданиенеобходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
В последние годы в кругахспециалистов чисто информационной сферы –информатики и вычислительной техники,информационных технологий и телекоммуникации, занимающих ключевые позиции ввопросах формирования государственной информационной политики, определения еестратегии, тактики, приоритетных направлений и т.д.
Но в последнюю очередьэтому способствовали активная библиотечная политика Министерства культуры РФ,особенно в сфере информатизации библиотечного дела, довольно тесноевзаимодействие министерств в этих вопросах сначала с комитетом поинформационной политике при Президенте РФ, затем с Государственным комитетом РФпо связи и информатизации, наконец, реальные успехи самих библиотек в вопросахкомпьютеризации, освоении новых информационных технологий, наращивании объемови форм предоставления информационно-библиотечных услуг, создании собственныхинформационных ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковыхаппаратов. Успехи библиотек в информационном мире сегодня особенно заметны.
Федеральным законом «Обинформации информатизации и защите информации» библиотечные фонды иинформационные продукты библиотек включены в состав государственныхобщедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотекиответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию.
Разумеется, библиотекампредстоит еще огромная работа, направленная на изменение десятилетиямискладывающегося стереотипа их восприятия исключительно как культпросветучреждений.
ПолитикаМК РФ в области сохранения
библиотечныхфондов
Проблема сохранениябиблиотечных фондов актуальна во всех странах мира, включая и наиболееразвитые. По экспертным оценкам, в США под угрозой разрушения около 20%библиотечных фондов. В библиотеке конгресса США – примерно 25% фонда.Исследования проведенные Немецким библиотечным институтом, показали что вГермании в таком состоянии показатель 15% библиотечных и 20% архивных фондов. ВРоссии по приблизительным подсчетам, в критическом состоянии находится околотрети библиотечных фондов, в крупнейших библиотеках – РГБ и РНБ соответственно20 и 25%.
Не в одной, даже самойблагополучной стране государственное финансирование работ по обеспечениюсохранности библиотечных фондов не является достаточным. Однако в отличии отвсех наиболее развитых стран мира, в России до недавнего времени эта задача невключалась в число приоритетов государственной культурной политики.
В отдельных библиотекахвелась большая работа по сохранности фондов. В ведущих библиотеках существовалицелые научные школы в области консервации документов, работали замечательныеспециалисты мирового класса. Но на уровне государственной политики, на внешнемуровне управления библиотечным делом комплексно, в масштабах страны этапроблема никогда не была осмыслена.
В российских библиотекахдо недавнего времени подход к решению проблемы обеспечения сохранностибиблиотечных фондов был совершенно иным. В советский период этому вопросууделялось большое внимание, и на этом направлении были достигнуты довольнозначительные успехи. Однако главные интересы государства в то время лежали вобласти столько сохранения фондов, сколько их использования, точнее,идеалистического ограничения использования редких и ценных фондов, информации вних заключенной. В этом ключе и формировалась довльно специфическая«охранительная» политика государства в области сохранения библиотечных фондов.
Закон «О библиотечномделе», принятый в России в 1994 г., определил, что «в основе государственнойполитики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий длявсеобщей доступности информации и культурных ценностей, собранных ипредоставляемых в пользование библиотеками».
К сожалению, нашибиблиотеки не в состоянии в полной мере реализовать декларируемые Закономпринципы. Поскольку не имеют возможности обеспечить необходимую сохранностьинформации и ее носителей.
В последние годы. В связис отсутствием стабильного и полного бюджетного финансирования, условия ивозможности сохранения библиотечных фондов, как и всего культурного наследияРоссии, серьезно ухудшились. Обеспечение сохранности фондов, как никакой другойпроцесс библиотечной деятельности, зависит от объемов и своевременностифинансирования. У библиотек нет средств не только для того, чтобы увеличитьплощади хранения, но и чтобы осуществить текущий ремонт зданий и помещений,обеспечивать нормативный режим хранения и безопасности фондов. К тому же приувеличении посещаемости библиотек в последние годы увеличивается нагрузка нафонды – и при их обычном использовании, и тем более при их расширяющемсякопировании. Однако при этом возможности консервации, реставрации икомплектования, в том числе и восстановительного, резко уменьшаются.
Начиная с 1994 г. МК РФначало осуществлять мониторинг сохранности библиотечных фондов и прежде всегоих наиболее ценной части.
Подробный анализположения вещей в сфере сохранения фондов в федеральных библиотеках былпроведен управлением библиотек и информации Минкультуры на основании материаловМежведомственной комиссии по проверке организации учета и режима сохранностифондов федеральных библиотек в 1997 – 98 гг.
Результаты проверки свидетельствуюто том, что учет фондов во всех федеральных библиотеках, в основном, организованв соответствии с требованием действующих нормативов и инструкций, обеспечениинеобходимой нормативной базой и учетными документами. Однако ситуация собеспечением безопасности и сохранности федеральных библиотечных фондов в рядебиблиотек стала критической. В двух национальных библиотеках страны – РГБ иРНБ, в задачи которых входит вечное хранение всего репертуара российскойпечати, эту ситуацию можно назвать недопустимой. Площади и состояние иххранилище не всегда отвечают элементарным нормативным требованиям.
Ежегодное анкетированиецентральных универсальных библиотек субъектов РФ, проводимое МК, показывает чтов большинстве из них эта проблема стоит еще более остро, чем в федеральныхбиблиотеках.
Создание нормативногорежима хранения и безопасности фондов, соответствующего существующимгосударственным стандартам, означает соблюдение следующих условий:
Ø Поддержканормативного физического и санитарно гигиенического состояния зданий,инженерных коммуникаций, помещений хранилищ
Ø Расширениеплощадей хранилищ в соответствии с ростом библиотечных фондов
Ø Оборудованиебиблиотек современными комплексами технологических средств безопасности, ихнепрерывное совершенствование и обеспечение бесперебойной работы
Ø Постоянноесовершенствование материально-технической базы библиотек для обеспечениянормативных режимов хранения документов, их стабилизации и реставрации
Ø Создание Единогострахового фонда документов библиотек
Ø Обеспечениепроцессов защиты, хранения и использования библиотечных фондов достаточнымколичеством квалифицированных кадров
Ø Четкаяорганизация работы хранителей, служб консервации фондов и безопасности,контроль за выполнением ими своих служебных обязанностей в процессе сохранностии использовании фондов
Из всеговышеперечисленного только последний пункт не требует целевых средств.
Постоянноенедофинансирование сферы сохранения культурных ценностей привело к следующимпоследствиям: Состояниезданий, хранилищ, коммуникаций
Часть помещений такихбиблиотек как РГБ, РНБ, ГПНТБ, РГБИ, расположены в старинных особняках, в томчисле являющихся памятниками архитектуры, и в зданиях старой постройки, а такжеинженерные комуникации этих строений находятся в аварийном состоянии.
Библиотеки имеющиеотносительно более новые здания лишены возможности ремонтировать здания иинженерные коммуникации. Поддерживать их в нормальном состоянии. Практически вовсех федеральных библиотеках нет условий для восполнения даже самых элементарныхтребований существующих нормативов. Многие помещения имеют крайненеблагоприятное биологическое состояние и сами по себе являются источникамиповышенной опасности для хранения там фондов.Площади хранилищ
Возможности хранилищфедеральных библиотек давно исчерпаны. Несмотря на непрерывно ведущуюся работупо выявлению и удалению дублетных и малоиспользуемых зданий, хранилища не могутвместить в себя постоянно растущие фонды и, тем более, обеспечить нужный режимхранения. Библиотеки не имеют возможности расширять площади своих хранилищпутем строительства новых зданий, пристроек, даже когда для этого имеютсятехнические возможности реконструкция и реставрация старых зданий растягиваетсяна десятилетия и даже не начинается вовсе.
Оборудование библиотек современными комплексамитехнических средств безопасности и обеспечение их работы
Как показывает практикадаже в федеральных библиотеках отсутствуют нужные и эффективные системы охраны,тревожной сигнализации, пожаротушения.
Состояние материально-технической базы библиотек,обеспечивающей режим хранения и консервацию документов
Библиотеки не имеютоборудования для нейтрализации бумаги с повышенной кислотностью, для хранения,консервации и реставрации фондов, не хватает даже обычных стеллажей.
Отсутствие финансированиятормозит внедрению новых технологий обеспечения сохранности фондов. Врезультате несмотря на то, что в крупнейшие библиотеки страны отраслевыхнаучных центрах разработаны технологии и методы, обеспечивающих долговечнуюсохранность документов, нет возможности внедрить эти технологии в другихбиблиотеках.
Обеспечение процессов хранения и использованиябиблиотечных фондов квалифицированными кадрами
Неоправданно низкийуровень оплаты труда работников библиотек неадекватный тяжелым уровнем заботы иответственности за сохранность вверенных им фондов, стимулирует оттокквалифицированных кадров и вызывает старение коллективов: молодые люди не идутработать в библиотеки. Нетрудно прогнозировать что при сохранении нынешнихусловий и тенденций через 10 – 15 лет в библиотеках может не остатьсяквалифицированных специалистов.Созданиестрахового фонда документов библиотек
В крупнейших библиотекахстраны практически отсутствует необходимая техническая база и средства длясоздания страховых фондов. В связи с недостаточностью финансовых ресурсовработы в этой области проводятся почти исключительно на энтузиазме работниковбиблиотек, обращающихся в различные благотворительные фонды за получениемгрантов.
Для выхода из создавшейсяситуации наряду с острой необходимостью улучшения бюджетного финансированиябиблиотек требуется принятие целого комплекса мер по организации системногоподхода к решению проблем обеспечения сохранности и безопасности фондов. Вусловиях нехватки финансовых средств это особенно важно.
Очевидной сталанеобходимость формирования новой государственной политики в области сохранениябиблиотечных фондов, как части культурного наследия и информационного ресурсастраны. Основой этой политики по мнению МК РФ должна стать Национальная программасохранения библиотечных фондов РФ. Над ее созданием министерство работает с1994 г. Она состоит из 7-ми направлений:
- учет библиотечныхфондов
- использованиебиблиотечных фондов
- консервациябиблиотечных фондов
- созданиестрахового фонда и сохранение информации
- книжные памятникиРФ
- безопасностьбиблиотечных фондов
- кадровоеобеспечение программы
С 1996 г. МК РФ предполагало увеличить финансирование федеральнойпрограммы. Прежде всего планировалось поэтапное осуществление программы пооснащению хранилищ библиотек современным оборудованием и внедрению новыхтехнологий в процессы реставрации и консервации фондов. Была начата работа повыявлению в библиотеках России книжных памятников и их собраний, нуждающихся внемедленном спасении. С 1997 г. планировалось обследование квалификационнымиспециалистами фондов редких и ценных книг областных библиотек, перенесшихпожары, затопления и т.п. чрезвычайные ситуации, отбор книжных памятников,находящихся в аварийном состоянии, и их срочная консервация и реставрация.
Однако эффективноеосуществление этих процессов возможно только при достаточном финансировании.По-настоящему государственной формируемой министерством политика может статьтолько тогда, когда положенная в ее основу программа, разработанная ведущимиспециалистами страны на кооперативных началах, будет поддержана государственнымфинансированием, адекватным поставленным задачам.
Заключение
Едва ли не основнойпроблемой реализации государственной библиотечной политики как политикикультурной была и до сих пор остается необходимость преодолеть глубокоукоренившиеся в нашем обществе стереотипы восприятия публичной библиотекипрежде всего как культурно-досугового центра и побудить увидеть в библиотекееще центр информационный, а в самой информации основополагающий фактор развитияобщества, важную часть культурного наследия. Огромный потенциал российскойкультуры – это потенциал в значительной степени книжный, информационный,материализованный как на традиционных так и на новых носителях и заключается в знанииприобретенном многими поколениями россиян на протяжении всей истории страны.Внутри этого потенциала находится общество в состоянии подъема или спада.Сознательное наращивание этого потенциала не означает разрыва культурноговзаимодействия между поколениями и между территориями, обогащения всехучастников этого необходимого взаимодействия.
К середине 90-х гг. сталоочевидным, что во многих регионах библиотеки вышли на авансцену культурнойжизни благодаря своей разносторонней, общекультурной, культурно-просветительнойгуманитарной, и информационной деятельности. Однако параллельным с этимпроявляться и другая тенденция. Возрастная особенность библиотек начала нетолько радовать, но и в какой-то степени и настораживать органы культуры.Ресурсов, которыми они располагают, явно недостаточно для поддержки всей сферыкультуры, включая театры, музеи искусства, образования, детское и народноетворчество, художественную самодеятельность. Модернизация библиотек требуетломки сложившихся стереотипов, перераспределения этих скудных ресурсов, чтовсегда на практике трудно и бесполезно.