Реферат по предмету "Педагогика"


Межличностные отношения младших школьников 2

--PAGE_BREAK--
2.
Исследование формирования межличностных отношений младших школьников.

2.1 Организация и методы исследования.
Задачами нашего исследования являются:

4.                 Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».

5.                 Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.

6.                 Выявление социометрического статуса младших школьников.

Диагностировать структуру межличностных взаимоотношений в группе сверстников младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

Для проведения гипотезы были использованы метод социометрии и проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).

Социометрия – метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.

Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.

Этот метод мы использовали для исследования межличностных отношений в группе сверстников III-го класса Петровской средней школы, №8.

Этапы проведения социометрического метода:

1.                 Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать ).

2.                 Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел играть в одной команде? 3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? 4.С кем ты дружишь?

3.                 Испытуемым предлагается указать Фамилию или инициалы.

4.                 Составление социометрической матрицы.

5.                 Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).

Назначение методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.

Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:

1.                 Несоответствие указанной теме;

2.                 Преобладание других мотивов, например, учеба.

3.                 Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.

4.                 Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.

5.                 Дети рисуют друзей.

Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.

Таким образом, представленные методы выявляют:

  — внутригрупповые связи,

 -систему взаимоотношений,

 -систему общения,

 -следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников младшего школьного возраста.
2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста.
Проведение социометрического исследования среди детей, в количестве 15 человек, III-го класса Петровской средней школы №8, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице.
Таблица 2.1

Социометрическая матрица результатов выборов

Имена учеников



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Маргарита В.

1

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

Паша А.

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

2

1

 

 

 

Таня Е.

3

 

 

 

3

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Алена Е.

4

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Ангелина Е.

5

1

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Влад Кул.

6

 

 

 

3

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

Влад Кис.

7

 

3

 

2

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероника Н.

8

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Люда Р.

9

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

Алена С.

10

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

3

Паша П.

11

 

 

 

 

 

3

1

 

 

 

 

 

2

 

 

Виталя П.

12

 

 

 

 

 

3

1

 

 

 

2

 

 

 

 

Илья Я.

13

 

 

 

 

 

3

2

 

 

 

1

 

 

 

 

Саша Ю.

14

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероника Я.

15

1

 

 

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число полученных выборов

 

6

1



5

5

4

6

4

1



4

1

1



5

Число взаимных выборов

 

3

1



2

3

2

2

2





2



1



2



По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Маргарита В.; 2) Алена Е.; 3) Ангелина Е.; 4) Влад Кисель; 5) Вероника Я..

К «предпочитаемым»: 1) Влад Кульгун; 2) Вероника Н.; 3) Паша Б..

К «пренебрегаемым»: 1) Паша А.; 2) Люда Р.; 3) Виталя П.; 4) Илья Я..

К «изолированным»: 1) Таня Е.; 2) Алена С.; 3) Саша Ю..

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников III — го класса:

1.                 Коэффициент благополучия отношений.

КБО = (С1+ С2)/n,

где С1 – количество «звезд»,

С2– количество «предпочитаемых», а n– число учеников в классе.

КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.

2.                 Коэффициент оптимальности отношений.

КОО = (С2+ С3)/n,

где С2 – количество предпочитаемых в этих.

КОО = 3+3/15 = 0,4

3.                 Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n= 5/15 = 0,3

4.                 Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4– количество «изолированных» в группе.

КИ = 3/15 = 0,2

5.                 Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

КВ = SВВ/SВ.

В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%

Коэффициент взаимности выборов учеников III класса характеризуется как высокий.

6.                 Коэффициент осознанности.

КО = R/Rx*100%,

где R– число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx– число ожидаемых выборов.

В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.

Результаты взаимоотношений можно представить графически в виде социограммы (см. приложение А).

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, — I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, — IV группа. По данным социометрии в исследуемом III классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.

Меньше всего школьников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.

В благоприятном положении находится около 53% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 46% учеников.

В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе» (см. Приложение Б). По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей — себя и друзей; 7% — себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.

Таким образом, нами были выявлены:

— важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»).

— важность общения и межличностных отношений детей в школе (с помощью проективного метода).    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.