Реферат по предмету "Педагогика"


Методические особенности изучения темы "Анализатор слуха и равновесия" на уроках биологии

ВВЕДЕНИЕ
Как и зрение, слух дает возможность восприниматьинформацию на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживаютдобычу, спасаются от хищников, общаются.Важен слух и для человека, так как с этим анализатором связана членораздельнаяречь. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произноситьслова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобыглухой от рождения человек мог говорить.

Глава 1.
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ОРГАН СЛУХА»
Несмотря на то, что органы слуха и равновесиярассматриваются в одном разделе, их анализ целесообразно разделить, потому чтослух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связаназвуковая речь. Важно еще и то, что совместное рассмотрение органов слуха иравновесия иногда приводит к путанице: мешочки и полукружные каналы школьникиотносят к органам слуха, что неверно, хотя органы равновесия действительнонаходятся по соседству с улиткой, в полости пирамид височных костей.
Перед объяснением на доске полезно составитьследующую схему и заполнять ее по ходу объяснения:
/>
Послезаполнения схемы можно перейти к рассмотрению слухового анализатора заболеванийуха. Полезно рассказать, как следует делать компресс на область среднего уха,подчеркнув, что ушную раковину при этом закрывать не надо.
Закончитьизложение можно рассмотрением табл. 5 па с. 205 учебника, разъяснив вред шума испособы экологической защиты от него: насаждение деревьев и кустарников,использование материалов, ослабляющих шум. Полезно показать на опыте значениеслуховой тени. Для этого достаточно открыть дверь класса в шумный коридор, азатем закрыть ее — шум уменьшится. Комфорт в помещении может создать негромкаямузыка, которая заглушает разговоры соседей.
II.      Изучение нового материала
1.      Демонстрацияотделов уха на модели и в таблице; демонстрация внутренней части черепнойкоробки с пирамидами
сочныхкостей, где находится среднее и внутреннее ухо выполнить работу 169 в рабочейтетради № 2.
2. Рассказ остроении и функции каждого отдела уха с заполнением таблицы.
3. Разъяснениеправил гигиенического ухода за ушной раковиной и слуховым проходом. Разборпричин, приводящих к заболеванию среднего уха. При показе приемов наложениякомпресса на область среднего уха можно показать на черепе, что среднее ивнутреннее ухо находится за ушной раковиной.
4. Сведения обэкологическом слуховом комфорте, вреде шума и необходимости борьбы с ним.
5. В заключениеурока можно рассказать о звуковых иллюзиях: нарастание звука обычно создаетиллюзию приближения предмета, а угасание звука — его удаления. Проиллюстрироватьэто на примере песни «Полюшко-поле» в исполнении мужского хора.

Глава 2.
СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР
Строение органа слуха
Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоитиз трех частей: слуховогорецептора, слухового нерва сего проводящими путями и слуховой зоны корыбольших полушарий головного мозга,где происходят анализ и оценка звуковых раздражений.
В органе слуха различают наружное, среднее ивнутреннее ухо (рис. 1).
Наружное ухо состоитиз ушной раковины и наружного слуховогопрохода. Покрытые кожей ушныераковины состоят из хряща. Они улавливают звуки и направляют их в слуховойпроход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней —костной.В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкоежелтое вещество,называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы.Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабаннойперепонкой, которая преобразует воздушные звуковыеволны в механические колебания.

/>
Рис. 1. Строение уха и вестибулярного аппарата.Наружное ухо: 1 — ушная раковина; 2 — слуховой проход; 3— барабаннаяперепонка. Среднее ухо: 4— полостьсреднего уха; 5 — слуховая трщба; косточки среднего уха:молоточек (а), наковальня (б), стремечко (в);внутреннее ухо:6 — улитка; 7 — слуховой нерв. Вестибулярный аппарат: 8 — преддверие с мешочками; 9 — полукружные каналы
Среднее ухо представляетсобой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек,упирается в барабанную перепонку,вторая, стремечко, в перепонку овальногоокна, которое ведет вовнутреннее ухо. Третья косточка, наковальня,находится между ними. Получаетсясистема костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействияколебаний барабанной перепонки.
Полость среднего уха с помощью слуховой трубысообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, идавление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этомубарабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.
Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумяотверстиями — овальным и круглым. Онитакже затянуты перепонками.Внутреннее ухо представляет собойкостный лабиринт, состоящий изсистемы полостей и канальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутриэтого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха и органравновесия — вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.
/>
Движениежидкости внутри улитки:
1— овальное окно;
2—вершина улитки;
3— круглое окно
Орган слуха находится в улитке. Ееспирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5—2,75 оборота. Онразделен продольными перегородками на верхнюю, среднюю и нижнюю части.
Рецепторы слуха находятся в спиральном органе,расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована отостальной: колебания передаются через тонкие мембраны.
Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызываютмеханические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек онопередается перепонке овального окна, а через нее — жидкости внутреннего уха(рис. 1). Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа(рис. 2), возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозгаи здесь формируются в слуховые ощущения.
Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей,благодаря чему становится возможным определять источник звука и егонаправление. Если звучащий предмет находится слева, то импульсы от левого ухаприходят в мозг раньше, чем от правого. Эта небольшая разница во времени ипозволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковыеисточники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным илистереофоническим.
/>
Спиральныйорган в улитке.
А — вскрытаяулитка: 1 — положениеспирального органа в улитке; 2 — основная мембрана; 3 — слуховой нерв; Б — спиральныйорган: 2 — основная мембрана; 3 — волосковые клетки (рецепторы слуха); 4 — покровнаяпластинка; В — основнаямембрана, состоящая из волокон разной длины и толщины, несущих волосковыеклетки (вид сверху) и способных отзываться на звуки разной высоты. Деформацияволосков клеток (3)приколебании основной мембраны вызывает возбуждение слуховых рецепторов
Гигиена органов слуха начинается с ежедневного мытьяушей. В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке,постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества. Накоплениеушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода и ухудшениюслуха. Чистить уши спичкой, булавкой и прочими твердыми предметами, чтобыудалить ушную серу, не рекомендуется.
Воспаление слизистой оболочкиноса и горла приводит к тому, что слуховая труба заполняется слизью и давлениевоздуха вложенность в ушах. При насморке очищать носовые ходы надо поочередно,чтобы через слуховые трубы потоки воздуха не прорывались в среднее ухо, когдавыход воздуха наружу будет заблокирован.
Особенно опасно воспаление среднего уха. Оно сопровождается сильной больюи может привести к нарушению подвижности слуховых косточек, снижению слуха.Поражение слуховых рецепторов и слухового нерва может вести к глухоте.
Систематическоепребывание в шумной обстановке или кратковременное, но весьма интенсивноевоздействие звука может привести к тугоухости. Длительное пребывание в среде, «загрязненной» избыточнымизвуками («звуковой шум»), ведет к повышению раздражительности, ухудшению сна,головным болям, повышению артериального давления.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса
Органы равновесия. Ориентация тела в пространствеосуществляется вестибулярным аппаратом (см. рис. 4). Оннаходится в глубине пирамиды височной кости, рядом с улиткой внутреннего уха.Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочкови трех полукружных каналов. Каналы расположены в трех взаимоперпендикулярныхнаправлениях. Это соответствует трем измерениям пространства (высоте, длине,ширине) и позволяет определять положение и перемещение тела в пространстве.
Рецепторы вестибулярного аппарата представляют собойволосковые клетки. Они находятся в стенках мешочков и полукружных каналов.Мешочки заполнены густой жидкостью, в которой находятся небольшие кристалликисолей кальция. Если голова находится в вертикальном положении, давлениеприходится на волоски клеток, находящихся на дне мешочка. Если положение головыменяется, давление смещается на боковые его стенки.
Полукружные каналы представляют собой, как имешочки, замкнутые резервуары с жидкостью. При вращательных движениях телажидкость в определенном канальце либо отстает в движении, либо продолжаетдвигаться по инерции, приводя к отклонению чувствительных волосков ивозбуждению рецепторов.
От рецепторов вестибулярного аппаратанервные импульсы идут в центральную нервную систему. На уровне среднего мозгацентры вестибулярного анализатора образуют тесные связи с центрамиглазодвигательного нерва. Этим, в частности, и объясняется иллюзия движенияпредметов, по кругу, после того как мы прекращаем вращение
/>
Рис.4 Строение и функции вестибулярного аппарата: полукружный канал; 2 — мешочек; 3 — известковыекристал-Mlku; 4 — волосковые клетки; 5 — нервные волокна;6 справа — изменения в органах равновесия при разном положении головы
Вестибулярные центры тесно связаны с мозжечком игипоталамусом, из-за чего при укачивании у человека теряется координациядвижения и возникает тошнота. Заканчивается вестибулярный анализатор в коребольшого мозга. Его участие в осуществлении сознательных движений позволяетуправлять телом в пространстве.
Мышечное чувство. В стенках мышц и сухожилийнаходятся рецепторы, регистрирующие растяжение и степень сокращения мышц. Онипостоянно посылают в мозг нервные импульсы, соответствующие положению мышцы.Более того, человеку достаточно представить будущее движение, как рецепторыопределяют, на какую величину мышца должна сократиться, чтобы это движениеосуществилось.
В начале приобретения спортивного или трудовогонавыка человек вынужден контролировать зрением каждое свое движение. После тогокак навык выработан, надобность в зрительном контроле отпадает. Например,машинистка печатает «слепым» методом, пианист не смотрит на клавиши перед тем,как взять аккорд. Контроль мозга за этими движениями становится автоматическим.Он возможен благодаря мышечному чувству.
/>
Тактильныйанализатор:
1 — рецептор; 2 —чувствительный нейрон спинномозгового узла; 3 — спинной мозг; 4— восходящиенервные пути; 5 —таламус;6 — кожно-мышечнаячувствительная зона коры большого мозга
Зона коры большого мозга,воспринимающая нервные импульсы от мышц, находится в одной из извилин еготеменных долей. Управление произвольными движениями осуществляется нервнымиклетками, расположенными в лобных долях мозга.
Кожная чувствительность слагается из несколькиханализаторов. Тактильноечувство связанос анализаторами, воспринимающими прикосновение и давление. На основе тактильныхощущений может быть развито вибрационное чувство, то есть способность распознаватьи оценивать вибрацию (колебания). Для здоровых людей оно имеет небольшоезначение, но для слепоглухонемых ощущение вибрации становится одним из возможныхспособов замены слуха.
Осязание — сложное чувство, связанное сощупыванием предметов. В нем участвуют тактильные ощущения. Вместе стемпературными и мышечными ощущениями они могут давать информацию о размерах,форме, шероховатости, плотности, а также о некоторых других свойствах предмета,важных для его определения (рис. 5).
Обоняние. Обонятельные рецепторы находятсяна слизистой оболочке средней и верхней носовых раковин. Это клетки сресничками. Каждая обонятельная клетка способна обнаруживать веществоопределенного состава. При взаимодействии с ним она посылает нервные импульсы вмозг (рис. 6).
Не все вещества способны вызыватьраздражение обонятельных клеток, а лишь летучие или растворимые в воде либо вжирах. Одни из запахов приятны, другие вызывают отвращение.

/>
Рис.5. Орган обоняния.
А — расположениеоргана обоняния в носовой полости: 1 — носовая полость; 2 — обонятельныерецепторы и отходящие от них в головной мозг чувствительные нервы; Б — клеточноестроение обонятельных рецепторов: 1 — реснички; 2 — обонятельныеклетки; 3 — эпителиальныеклетки; 4 — нервные волокна
Орган вкуса. В слизистой оболочке языканаходятся небольшие возвышения — вкусовые сосочки, имеющие грибовидную, желобоватую или листовидную форму(рис. 1, А). Каждый сосочек сообщается сротовой полостью небольшим отверстием — порой. Она ведет в небольшую камеру, на дне которой располагаются вкусовые рецепторы. Они представляют собой волосковыеклетки, волоски которых погружены в жидкость, заполняющую камеру.
Когда пища оказывается во рту,она растворяется в слюне, и этот раствор попадает в полость камеры, воздействуяна реснички. Если рецепторная клетка реагирует на данное вещество, онавозбуждается, и информация в виде нервных импульсов поступает в мозг.
Различные рецепторы вкусапо-разному реагируют на те или иные воздействия (рис. 7, Б). Так, кончик языка лучше воспринимает сладкое, боковыекрая языка — кислое. Рецепторы, расположенные на передних и боковых краяхязыка, реагируют на соленое, рецепторы задней поверхности языка — на горькое.Последних особенно много, и это не случайно. Несъедобные или ядовитые веществачасто обладают горьким, неприятным вкусом. Раздражение этими веществамирецепторов задней поверхности языка вызывает защитный рвотный рефлекс.
/>
Рис. 7. А — строениевкусового сосочка: 1 — вкусовые рецепторы; 2 — вкусовойсосочек; 3 — вкусовые нервы;4 — железы, секретыкоторых отмывают сосочек от воздействовавших на него веществ; Б — вкусовые зоныязыка и ощущения, возникающие при их раздражении: 1 — горькое; 2 — кислое; 3 — сотеное; 4 — сладкое
Рядом с вкусовыми сосочками находятся железы,выделяющие жидкость, которая непрерывно омывает сосочки. Поэтому вкусовыеощущения сохраняются недолго, и вскоре человек способен воспринимать новыеощущения.
В определении вкуса, помимо вкусовых ощущений,участвуют обонятельные, температурные, тактильные, а иногда и болевые рецепторы(если в рот попадет едкое вещество). Синтез всех этих ощущений и определяетвкус пищи.
Вкусовая зона корыбольшого мозга находится на внутренней стороне височной доли, рядом собонятельной.
Иллюзии. Ложныевосприятия, как мы знаем, называются иллюзиями.Помимо физических, причины их могутбыть и психологическими. Так, мы обычно переоцениваем верхнюю часть фигуры: онакажется больше. Чтобы убедиться в этом, откройте страницу в книге, где естьцифра восемь. Оба кружка ее кажутся одинаковыми. Переверните страницу шрифтомвниз, и вы увидите, что верхний кружок восьмерки (теперь он внизу) кажетсямельче. Иллюзорные восприятия корригируются практикой.

Глава 3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ: «АНАЛИЗАТОРЫ СЛУХАИ РАВНОВЕСИЯ» 3.1Уроки Урок №1. Анализаторслуха и равновесия
Оборудование: таблица « Анализаторыслуха и равновесия»; модель уха, рисунки; тестовые задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Заполнитеячейки.
1. Чем покрыт глаз спередней стороны?
2. Какая частьглазного яблока характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная,в состоянии коллоида?
3. В какой оболочкеглаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?
4. Где находитсязрительная зона?
5. Двояковыпуклаялинза.
6. 
/>
(Ответы: роговица, стекловидное тело, сетчатка,затылочная доля, хрусталик)
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя. Отгадываниезагадок.
Распустился цветок,
Лепесток на лепесток,
Без стебля и без корня
Растёт на склоне.
(Ухо)
Самый лучший на светеслушатель. (Ухо)
В маленьком домике –
Круглое окно,
Никого не видно,
В домике темно.
Там живёт сова:
Глаз не смыкает,
Ловит слова.
(Ухо)
Правильно ребята, вы наверное догадались о чем мыбудем сегодня говорить на уроке — о слухе.
Чувство слуха – одно из главных в жизни человека.Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служатосновой взаимоотношений людей в обществе. С помощью органа слуха звуковыеколебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, топроисходит в окружающей среде. Орган слуха построен очень сложно и состоит изнаружного, среднего и внутреннего уха.
2. С помощью учителя учащиеся знакомятсястроением и функцией органа слуха.
Функция наружного уха — улавливание звуков и их проведение к барабанной перепонке (Рис.1). Оно состоитиз ушной раковины, образованной хрящом со многими завитками, и наружногослухового прохода, идущего до среднего уха и богатого железами,выделяющими ушную серу, которая скапливается в наружном ухе и с которойвыводится наружу пыль и грязь.
/>
рис. 1
 
Среднее ухопредставляетсобой полость, расположенную внутри височной кости. Оно сообщается сносоглоткой с помощью слуховой (евстахиевой) трубыиимеет цепь сочлененных маленьких костей — молоточек, наковальню и стремечко,передающих точно и в усиленном виде колебания барабанной перепонкидо тонкой овальной пластинки диаметром 1см во внутреннем ухе (Рис.2).
/>
рис. 2.
Во внутреннем ухеимеетсяполость в виде спирали — улитка, отграниченная от среднего уха овальнымотверстием (Рис.3). Улитка делится на две мембраны — вестибулярную мембрану иосновную мембрану, разделенную, в свою очередь, на три отдела, заполненныхжидкостью.

/>
рис. 3
 
3. Работа с учебником. Беседа.
— Как работает слуховой анализатор? (Ответыучащихся)
-Что представляет собой орган равновесия человека икак он работает? (Ответы учащихся. Вестибулярный аппарат (орган равновесия)состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных канальцев. Полостьмешочков и канальцев заполнена жидкостью и мелкими кристаллами из углекислогокальция. При смещении тела изменяются положение кристалликов, давлениекристалликов вызывает возбуждение рецепторов.)
На волокнах слухового нерва, идущих вдоль основноймембраны, расположены волосковые клетки, являющиеся настоящими слуховымирецепторами. Звуковое ощущение вызывается колебанием. Когда ушная раковинасобирает звуковые волны, они отражаются в ее складках, затем проникают внаружное слуховое отверстие и ударяются о барабанную перепонку. Эта перепонканачинает колебаться с определенной частотой и высотой. Цепь из косточексреднего уха усиливает это колебательное движение и передает его в овальноеотверстие, уже во внутреннее ухо. Здесь механическая энергия звуковых волнпревращается в электрическую энергию благодаря тому, что волокна слуховогонерва возбуждают спиральный орган, расположенный в улитке, и передают слуховоеощущение в головной мозг.

4. Заключительное слово учителя
Чувствительность слуха оценивается по абсолютномупорогу слышимости, то есть минимальной интенсивности звука, улавливаемой ухом.Чем меньше величина порога слышимости. Тем выше чувствительность слуха.Диапазон воспринимаемых звуковых частот характеризуется так называемой кривойслышимости. То есть зависимостью абсолютного порога слышимости от частоты тона.Человек воспринимает частоты от 16-20 герц, высокий звук в 20000 колебаний всекунду (20000 Гц). У детей верхняя граница слуха достигает 22000 Гц, у пожилыхлюдей она ниже – около 15000 Гц.
У многих животных верхняя граница слуха выше, чем учеловека. У собак. Например, оно доходит до 38000 Гц, у кошек- 70000 Гц. Улетучих мышей – 100000 Гц.
Для человека звуки в 50-100 тыс. колебаний в секундунеслышимы –это ультразвуки.
При действии звуков очень высокой интенсивности(шума) у человека возникает болевое ощущение, порог которого лежит около 140Дб, а звук в 150 Дб становится непереносимым.
Искусственные длительные звуки высоких тоновприводят к угнетению и гибели животных и растений. Звук пролетающегосверхзвукового самолета угнетающе действует на пчел (они теряют ориентировку ипрекращают полеты), убивает их личинки, от него лопается скорлупа яиц в птичьихгнездах.
Слишком много сейчас «меломанов», все достоинствамузыки видящих в ее громкости. Не задумываясь, что их близкие страдают отэтого. При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепеннотеряет свою эластичность. Чрезмерный шум не только ведет к потере слуха, но ивызывает психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться и вдеятельности внутренних органов, но особенно в сердечно – сосудистой системе.
Нельзя удалять серу из ушей спичкой, карандашом,булавкой. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и полнойглухоте.
При ангине, гриппе микроорганизмы, вызывающие этизаболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубку в среднее ухо ивызывать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек инарушается передача звуковых колебаний к внутреннему уху. При болях в ухе нужнонемедленно обратиться к врачу.
5. Закрепление знаний.
Работа в группах.
1. Учащиесявыполняют задания рубрик «Какие утверждения верны? На с. 84 учебника.
2. «Рассмотритерисунок» на с. 84 и «Выберите правильный ответ»на с.85
IV. Обобщение.
Тестовые задания.
1. Чем заполненаполость внутреннего уха?
a. воздух
b. жидкость
c. вакуум
2. Как соединеныслуховые косточки?
a. подвижно
b. неподвижно
c. полуподвижно
3. Орган равновесия.
a. три полукружныхканала
b. отолитовыйаппарат
c. евстахиева труба
4. Посредством чегопередаются звуковые колебания от стремечка к волоконцам улитки?
a. воздух
b. мембрана
c. жидкость
d. прямой контакт
5. Что находится вовнутреннем ухе?
a. ушные косточки
b. улитка
c. полукружныеканалы
d. отолитовыйаппарат
6. Самые маленькиекости.
a. лопатки
b. ребра
c. слуховыекосточки: молоточек, наковальня, стремечко
d. позвоночник
Ответы: (1-б; 2-а; 3-а, б; 4-б, в; 5-б, в, г; 6-в)
Оценивание работы учащихся.
Задание на дом:
· изучить текстучебника на с. 80-83;
· уметь показать нарисунке части анализатора слуха. Урок 2. Анализаторы слуха и равновесия
Задачи: сформулировать новыеанатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха иравновесия, о гигиене органа слуха; показать роль анализаторов в связиорганизма со средой; продолжить развитие общеучебных умений и навыков (работа стекстом и рисунками учебника, опорными схемами); разъяснить правила гигиеныслуха и равновесия; способствовать выработке полезных привычек соблюдать этиправила; пpoдoлжить развитие интеллекта учащихся через решение биологическихзадач, требующих логического мышления и применения гигиенических правил напрактике.
Оборудование: демонстрационныетаблицы; модели органа слуха; видеоматериалы.
/>Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихсяоб изученных анализаторах. (Фронтальная беседа по вопросам учителя;взаимоконтроль в паре. «Проверьте свои знания» – письменная или устная работа;сравнение анализатора с рефлекторной дугой по таблицам, ответ на вопрос: «Чтовы знаете о гигиене зрения?»)
1.Опрос-«цепочка» по следующим вопросам (ответобосновать).
· Почемурабочее место должно быть хорошо освещено?
· Скакой стороны должен падать свет на рабочее место?
· Почемуглаза нужно оберегать от загрязнения?
· Почемуне рекомендуется читать лежа и в идущем транспорте?
· Почемукурение оказывает отрицательное влияние на зрение?
· Зачемрекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?
2. Индивидуальное дифференцированное задание.
I вариант
Как возникает изображение предметов на сетчатке?(Показать на схеме и объяснить.)
II вариант
Перечислите отделы глаза, через которые проходитсвет.
III вариант
На «немой» схеме (модели) показать части глаза.
II. Изучение нового материалао слуховом анализаторе и анализаторе равновесия.
1. Строение органа слуха. (Лабораторная работаучащихся, самостоятельная работа с учебником: текстом, рисунками, моделями.Заполнение таблицы.)
/>
2. Функции органа слуха. (Рассказ учителя сэлементами беседы по результатам лабораторной работы. Формирование выводов.)
3. Орган равновесия. (Рассказ учителя сдемонстрацией таблицы.)
4. Передача звуковых колебаний, их восприятие ианализ. (Рассказ учителя с элементами беседы о звуковом анализаторе.)
5. Причины ослабления слуха. Предупреждениенарушения слуха. (Рассказ учителя с элементами беседы; составление «Памятки погигиене органов слуха и равновесия».)
6. Положение тела и его частей в пространстве.Состояние невесомости в космосе и полете. Нарушения в деятельности анализатораравновесия. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, видеоматериалов.)
III. Закрепление знаний оборганах слуха и равновесия.
1. Фронтальная беседа учителя по вопросам.
· Почемунекоторых людей «укачивает» в транспорте? Где расположены слуховые косточки икаково их значение?
· Вкакой части органа слуха механические колебания преобразуются в нервныеимпульсы?
· Какзащитить орган слуха от повреждения?
2. Составить план рассказа по теме «Анализаторыслуха и равновесия».
3. Групповая работа (задания-вопросы на карточках).
IV. Задание на дом:проработать все задания; повторить пройденный материал3.2. Кроссворд по теме: «Значениеорганов чувств»
/>
 
По вертикали: 2. Системачувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих раздражения.
По горизонтали: 1. Зоны корыголовного мозга, обеспечивающие взаимодействие между анализаторами. 3.Нарушение зрения вследствие уменьшения выпуклости хрусталика. 4.Образование, на котором находятся слуховые рецепторы. 5. Спиральнозакрученный костный канал. 6. Восприятие запахов. 7. Важнейшеекожное чувство. 8. Мелкая косточка среднего уха. 9. Слуховаякосточка. 10. Нервные окончания, расположенные в органах чувств.11.Структура глаза, преломляющая световые лучи.Ответы
По вертикали. 2. Анализатор.
По горизонтали. 1. Ассоциативные. 3.Дальнозоркость. 4. Мембрана. 5. Улитка. 6. Обоняние. 7.Осязание. 8. Наковальня. 9. Молоточек. 10. Рецепторы. 11.Хрусталик.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сердечно-сосудистая система Сосудистая система
Реферат Информационно-методическое обеспечение туристского маршрута Сокровища Короны
Реферат War On Drugs Essay Research Paper Have
Реферат Авер'янова Ніна Миколаївна. Образотворче мистецтво як чинник національного виховання особистості (українознавчий аналіз): дис канд філос наук: 09. 00. 12 / Київський національний ун-т ім. Тараса Шевченка. К., 2007
Реферат * Вопросы к зачету по дисциплине «Оформление и защита наследственных прав» для студентов 4 курса очного отделения (сокращенные сроки обучения)
Реферат § История развития системных идей
Реферат Анализ финансового состояния ЗАО КСМ №1
Реферат Симптомы и синдромы в хирургии
Реферат Сердечно л гочная реанимация у детей
Реферат Сердечнососудистая система 2
Реферат Системная красная волчанка воскулиты и склероз
Реферат Солодка голая
Реферат Етикет
Реферат Стенокардия напряжения II функциональный класс Артериальная гипертензия II стадия 3 степень группа
Реферат Синдром дизадаптации сердечно-сосудистой системы у новорожденных, перенесших перинатальную гипоксию