Контрольная работа
Методика изобразительной деятельности и роль оригами
План:
1. Виды изобразительной деятельности и их значение ввоспитании.
2. Роль оригами в развитии творческого воображения.
Список литературы
1. Видыизобразительной деятельности и их значение в воспитании
В формировании личности ребенканеоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческойдеятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, созданиеразличных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.
На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками.
Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Дляэстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большоезначение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость,выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладногоискусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее восприниматьявления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке,аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус… В рисунках,лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают своеотношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детейхудожественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, ане просто передаче предметов и явлений.
Общегрупповыезанятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности идружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок,одной банкой с водой и т.д.).
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательнымик рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать,радоваться не только своей, но и общей удаче.
Воспитательпредлагает детям такое содержание для рисунка, лепки, аппликации, котороевызывало бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно,чтобы оно было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелосьвыразить это содержание как можно лучше: например, так предложить нарисоватьдом, чтобы у детей возникло желание пофантазировать и придумать «свой»дом, с присущими только ему выразительными чертами. Это может быть дача длядетского сада или здание новой школы, дом для зайчика или для Снегурочки и т.д. Дом получает характеристику, свой индивидуальный облик.
Характернаячерта изобразительного художественного творчества заключается в созданиивыразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотябы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликацииприсущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота ивыразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующимидвижениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов.Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительныеэмоции. Эстетические эмоции вызывает и удачнаякомпозиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе сучетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы частиизображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданнопустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.
Изображениепредметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражениемих отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в нихинтересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость илиосуждение и т. д. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, номожет по преимуществу выступать и какая-либо одна из них — чистопознавательная, эстетическая, нравственная.
Характеристикаэстетических свойств предметов, созданных человеком, близка ихидейно-нравственной оценке. За вещами стоит труд людей, их взаимоотношения. То,что делается на благо людей, для их счастья, воспринимается как прекрасное. Длядетей понятнее это сочетание эстетического и нравственного в тех случаях, когдавнешняя красота совпадает с благородным назначением предмета.
Не толькоинтерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять ихлучше, стремиться к достижению выразительности образа — большое значение имеетвоспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других.Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков идругих работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунокпонравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы.Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительнодостигнутое хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, это высокоекачество будет соответствовать возможностям детей данного возраста.
Воспитаниестремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовалисьдругие, — задача художественного и нравственного воспитания, развития у детейобщественной направленности деятельности.
Педагогдолжен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительногообраза: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представленияо свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать наоснове имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок,линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации ипр.
Такимобразом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различныестороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное итрудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетическоговоспитания; важна она и для подготовки детей к школе.
Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитиеличности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагогабудет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программаобучения изобразительной деятельности, использоваться правильная иразнообразная методика.
2. Роль оригами вразвитии творческого воображения
Сегоднямногие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения — это не толькоовладение определенными знаниями и навыками, но и развитию воображения,наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимымпрепятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основныеже проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах,хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются чертыдля развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельностьдолжна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки,поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. Творческиеспособности следует начинать развивать как можно раньше, и процесс этот долженбыть безостановочным.
При развитиипотребностей и интересов в творчестве наши педагоги используют различные формыучебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно,многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаютсяразнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Этопобуждает детей к творческой активности. Одним из средств активизациитворческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японскоеискусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел,способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности,обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству вэтом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, апроцесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактическойпроблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительныепроцессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения,оценить полученный результат.
Ведущими мотивамиэтого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческойсамореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигуркиоригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подаркиблизким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаютсядетьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения,чтения, иностранного языка.
Оригами — этот искусствобумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумагапоявилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своейкрасоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова«бумага» и «бог» очень похожи.
Много должен знать и уметьребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовитьребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами — искусство близкое ему идоступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекаютдетей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой,таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригамиразвивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Преждевсего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкаямоторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормальногоформирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатсяговорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работойпальцами — мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами даетдля этого огромный простор — мелких движений не только много, они еще и разнообразны.Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки.Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правойрукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга,которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работуполушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитиютворческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитиеконструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественноговкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол,сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера,одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригамиактивизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенкавозникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемовскладывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значенийв практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно,развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствуетконцентрации внимания, так как заставляет сосредоточится на процессеизготовления, чтобы получить желаемый результат.
Изготовление различныхподелок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольноговозраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса,творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.
Можносоединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, детимогут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочнымигероями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не вседостоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Какпоказывает опыт, начинать занятия можно даже совсем взрослому человеку. А самыемаленькие ученики были сначала примерно шести лет. Потом снизили планку до пяти.Затем стало ясно, что некоторые задания прекрасно могут выполнить и малыш трех-четырехлет. Конечно, для таких маленьких приходится придумывать особые подходы.Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно, не смогут. Можно,например, придумать игру с лужей: берете в руки листок голубой бумаги и начинаетебыстро загибать уголки разной, совершенно произвольной величины, так чтополучается неровный овал. Такую лужу может сделать любой малыш, и у каждогополучится своя лужа. Затем сделать с ними головастиков — это тоже несложнаяфигурка. Головастик подрос, стал лягушонком и пошел в школу — это совсемпростой вариант. Из лягушонка потом выросла фигурка посложнее — лягушка. И онапрыгнула в лужу. Все вернулось на круги своя. Посмотрите, какой интересный путьпрошли дети: сначала простое, потом чуть посложнее, потом опять отступили на шажокназад.
Малышамнравиться заниматься оригами еще и потому, что на каждом занятии обязательнополучается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж ибольшое — а из бумажного листа всегда получается что-то — хуже, лучше, не важно,зато свое. Сначала можно сделать очень простые композиции: загнуть уголки,чтобы получились кружочки разноцветной бумаги — это будут яблоки, огурцы,помидоры — и наклеить их на лист бумаги, чтобы получился огород. Или «законсервировать»в банке, сделанной из большого листа бумаги. На Рождество можно сделать елочнуюлампу из зеленой бумаги и на ней колокольчик — получится подарок маме. Мамы хранятэто подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарилтебе елочку, кораблик, лисенка? Получается, что оригами еще незаметновоспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делатьподарки, хранить в памяти общие воспоминания.
А ребята ужепостарше (средняя группа детского сада) легко усваивают такие понятия, какдиагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль — обычно это называютзаготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями,а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он можеттворить, и развивать творческое воображение.
Список литературы:
1. Выгонов В.В Практикум По трудовому обучению: учебноепособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. –М.: «Академия», 1999- 256 с.
2.Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособиедля студентов педагогических институтов.М., «Просвещение», 1977