Реферат по предмету "Педагогика"


Методические особенности изучения раздела "Алгоритм и исполнители" в базовом школьном курсе информатики

Федеральноеагентство по образованию
ГОУВПО ТГПУ им. Л.Н.Толстого
Кафедраинформатики и вычислительной техники
Курсоваяработа по теме:
Методическиеособенности изучения раздела «Алгоритм и исполнители» в базовом школьномкурсе информатики
Выполнил:
студентка 5 курсагруппы “Б”
факультета МФиИ
Федосеева Т.А.
Проверил:
Даниленко С.В.
Тула2008г.

Оглавление
 
Введение
1.Теоретические основы раздела«Алгоритм и исполнители»
1.1 Определениеосновных понятий
1.2 Формыпредставления алгоритма
1.3 Учебныйалгоритмический язык
1.4 Решениетрудностей изучения раздела учащимися
2. Методические особенностиизучения раздела «Алгоритм и исполнители»
2.1Содержание раздела в стандарте
2.2 Обзор авторских программ
2.3 Методические особенностиизучения раздела
Заключение
Библиографический список
 
 

Введение
 
Раздел «Алгоритми исполнители» в базовом школьном курсе информатики» занимает одно из центральныхмест. Однако до сих пор нет достаточно определенного мнения в вопросах, касающихсяболее частных аспектов преподавания этого раздела.
Изучение алгоритмизациив школьном курсе информатике может иметь два целевых аспекта: первый – развивающийаспект, под которым понимают развитие алгоритмического мышления учащихся; второй– программистский аспект, под которым понимают развитие навыков составление учебныхпрограмм. Первый аспект связан с усилением фундаментальной компоненты курса информатики.Ученикам даются представления о том, что такое языки программирования, что представляетсобой программа на языках программирования, как создается программа в различныхсредах. Второй аспект носит профориентационный характер. Профессия программистав наше время является достаточно распространенной и престижной. Изучение программированияв рамках школьного курса позволяет ученикам испытать свои способности к такого родадеятельности.
Проблемы изученияраздела «алгоритм и исполнители» связаны прежде всего с большим объемом материалаи значительными трудностями для школьников, как с определением понятия алгоритма,построения алгоритмических конструкций, так и при работе с формальными языками программирования,их правильном применении. В следствии с этим возникает множество вопросов, связанныхнепосредственно с преподаванием этого раздела относительно содержания, методов исредств, используемых для этого.
Различные авторышкольных программ по курсу «Информатика и ИКТ» по разному подходят к построениюалгоритмической учебной линии. В том числе по иному решаются проблемы содержаниятеоретической и практической составляющей разработчиками школьных программ, к нимотносятся Н.В. Макарова, Н.Д. Угринович, И.Г. Семакин и другие.
В связи со всемвышесказанным в данной курсовой работе была рассмотрена тема «Методические особенностиизучения раздела «Алгоритм и исполнители» в базовом школьном курсе информатики».
Объект даннойкурсовой работы – это алгоритмическая содержательная линия школьного курса информатики,которая включает в себя вопросы, связанные с методами и средствами формализованногоописания действий исполнителя.
Предмет – этометодические особенности изучение раздела «алгоритм и исполнители» непосредственнов базовом курсе информатики.
Цель курсовойработы – раскрыть методические особенности изучения раздела «алгоритм и исполнители» в базовомшкольном курсе информатики, представив разнообразные подходы, применяемые различными авторамидля построения раздела, и выявив их существенные различия.
В соответствиис целью, предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Провеститеоретический анализ школьных учебников и литературных источников по теме исследования.
2. Уточнитьосновные понятия и категории.
3. Рассмотретьразличные программы по теме исследования.
4. Построитьплан изучения раздела «Алгоритм и исполнители» в базовом курсе.
Методы исследования:
— теоретическийанализ научной и учебно-методической литературы;
— методы презентацииданных: таблицы.
В курсовой работеделается попытка анализа современных программ по разделу «Алгоритм и исполнители»и выявляется содержательная линии его преподавания.

1.Теоретические основыраздела «Алгоритм и исполнители»
 
1.1 Определение основных понятий
 
Изучение раздела«Алгоритмы и исполнители» обычно начинается с исторической справки.
Появление алгоритмовсвязано с именем математика Аль Хорезми, который сформулировал правила выполненияарифметических действий. Первоначально под алгоритмом понимали только правила выполнениячетырех арифметических действий над числами. В дальнейшем это понятие стали использоватьвообще для обозначения последовательности действий, приводящих к решению любой поставленнойзадачи. Само слово «алгоритм» возникло в Европе после перевода на латынь книги этогосреднеазиатского математика, в котором его имя писалось как «Алгоритми».
Научное определениепонятия алгоритма дал А.Черч в 1930 году. Позже и другие математики вносили своиуточнения в это определение.
Говоря об алгоритмевычислительного процесса, необходимо понимать, что объектами, к которым применялсяалгоритм, являются данные. Алгоритм решения вычислительной задачи представляет собойсовокупность правил преобразования исходных данных в результатные.
В дальнейшем даетсяопределение понятие алгоритма.
Под алгоритмомпонимают понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить последовательностьдействий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленнойзадачи.[1]
Алгоритм— описание последовательностидействий (план), исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечноечисло шагов. [3]
Алгоритм— понятное и точное предписаниеисполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходныхданных к искомому результату.[9]
Всякий алгоритмсоставляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот,компьютер и др. Вопрос о рассмотрении человека в этом качестве является спорным,но в рамках данной работы мы будем придерживаться мнения о человеке, как исполнителеалгоритма.
Исполнитель– объект, который выполняеталгоритм.[3]
Алгоритм можетвыполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить. Таким образом,мы видим, что алгоритм не имеет смысла, если неизвестны или не учитываются возможноститого, кто будет исполнять этот алгоритм, то есть возможности исполнителя. Поэтомунам потребуется еще одно определение «система команд исполнителя».
Системакоманд исполнителя– совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.[3]
Многие алгоритмы,составленные для исполнителя-человека, часто предполагают наличие у человека некоторогодополнительного объема знаний, умений, интуиции и, естественно, здравого смысла.Например, в алгоритме перехода улицы предполагается, что исходное положение пешехода(исполнителя алгоритма) — лицом к улице, что он будет переходить улицу в разрешенномдля этого месте. Предполагается также, что пешеход сообразит, что пропускать нужнотранспорт, который не стоит, а движется, причем в сторону пешехода, и находитсяуже недалеко от перехода. Эти и множество других на первый взгляд мелочей нужнобыло бы обязательно учесть, если бы алгоритм предназначался для самостоятельныхпрогулок по городу робота.
Создание и использованиев качестве исполнителей различных автоматов, роботов и компьютеров предъявляют оченьстрогие требования к точности описания алгоритмов их работы. Это связано с тем,что каждое автоматическое устройство имеет ограниченный, строго определенный наборзаконченных действий, которые (и только такие) оно может исполнять.
Для выполнениявсякой работы, решения поставленной задачи исполнитель на входе получает алгоритми исходные данные, а на выходе получает требуемые результаты.
Иногда при выполненииалгоритма возникает ситуация, когда исполнитель не может выполнить очередное предписание,несмотря на то что оно имеется в его системе команд. Такую ситуацию называют отказом.
Например, данследующий алгоритм для исполнителя – человека.
1. Сделать один шаг вперед.
2. Повернуться направо.
3. Поднять вверх правую руку.
4. Поднять вверх левую руку.
5. Опустить вниз правую руку.
6. Поднять вверх левую руку
При выполнении шестой команды алгоритма исполнитель обнаруживает, чтовыполнить это предписание не удается, так как его рука уже находится в поднятомсостоянии.
Как вы поняли,каждый алгоритм должен быть понятен исполнителю, поэтому алгоритм должен быть записанна понятном для исполнителя языке, и эта запись называется программой.
Программа — запись алгоритма на языкеисполнителя.[9]
Основными свойствамиалгоритма являются:
1. детерминированность(определенность). Это свойство указывает, что любое действие в алгоритме должнобыть строго и недвусмысленно определено и описано для каждого случая;
2. результативность.Указывает на наличие таких исходных данных, для которых реализуемый по заданномуалгоритму вычислительный процесс должен через конечное число шагов остановитьсяи выдать искомый результат;
3. массовость.Это свойство предполагает, что алгоритм должен быть пригоден для решения всех задачданного типа. Свойство массовости подразумевает использование переменных в качествеисходных данных алгоритма;
4. дискретность.Означает расчлененность определяемого алгоритмом вычислительного процесса на отдельныеэтапы, возможность выполнения которых исполнителем не вызывает сомнений. Только выполнив одну команду,исполнитель может приступить к выполнению следующей;
5. Понятность.Алгоритм должен быть понятен исполнителю и исполнитель должен быть в состоянии выполнитьего команды.
1.2 Формыпредставления алгоритма
 
Алгоритм долженбыть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств.К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, формульно-словесный,графический, язык операторных схем, программа (алгоритмический язык).
Словесный способпредставления несложен, но имеет недостатки. Главный недостаток состоит в том, чтопри таком способе допускается некоторая произвольность изложения, нет четких стандартовописания. Сложные задачи с анализом условий, с повторяющимися действиями и возвратамик предыдущим пунктам трудно представляются в словесном и словесно-формульном виде.
Наибольшее распространениеблагодаря своей наглядности получил графический способ записи алгоритмов. Однойиз форм такого представления являются рисунки, но более строгая формализованнаяформа – это схемы или графы.
Наиболее распространеннойформой представления алгоритма является блок-схема.
Блок-схемой называется графическое изображениелогической структуры алгоритма, в котором каждый этап процесса обработки информациипредставляется в виде геометрических символов (блоков), имеющих определенную конфигурациюв зависимости от характера выполняемых операций.
· />Арифметический блок
(операции присваивания)
/>

Блок ввода – вывода
/>информации
· Условный(логический)
блок — проверкаусловия
· />Блок начала – конца
алгоритма
· />Соединитель – для соединения/>
удаленных блоков
Любой, даже самыйсложный алгоритм, можно представить с помощью трех основных конструкций (структур):последовательности, ветвления и цикла. Каждая структура имеет один вход и один выход.
· В структуре«последовательность» действия выполняются последовательно, сверху вниз, без возвратов(рис. 1, а);
· В структуре«ветвление» выполняется либо одна, либо другая группа действий в зависимости отистинности (выполнения) или ложности (невыполнения) условия (рис. 1, б);
· В структуре«цикл» действия повторяются до тех пор, пока выполняется заданное условие (рис.1, в).

/>
Рис. 1 –Выполнение заданных условий
В зависимостиот того, какие базовые структуры использованы при составлении алгоритмов, различаюттри основные разновидности алгоритмов:
· линейный;
· ветвящийся;
· циклический.
Линейным называется такой алгоритм,в котором все этапы решения задачи выполняются в естественном порядке следованиязаписи этих этапов.
Ветвящимся называется такой алгоритм,в котором выбор направления обработки информации зависит от исходных или промежуточныхданных (от результатов проверки выполнения какого-либо логического условия).
Различают полнуюи неполную форму ветвления.
При полной формеветвления действия выполняются в обоих случаях: и при истинности и при ложностиусловия. Ей соответствует следующее выражение: если , то , иначе .
Неполной формеветвления соответствует выражение:если , то .
Циклом называетсямногократно повторяемый участок вычислений. Алгоритм, содержащий один или несколькоциклов, называется циклическим.
Основные понятияциклического алгоритма:
1. счетчикцикла – переменная, которая изменяет свое значение при переходе от цикла к циклу;
2. телоцикла – действия, которые повторяются;
3. начальноезначение счетчика цикла – значение, от которого начинает изменяться счетчик цикла;
4. конечноезначение счетчика цикла – значение, до которого изменяется счетчик цикла;
5. шаг –значение, на которое изменяется счетчик цикла.
По количествувыполнения циклы делятся на циклы с определенным (заранее заданным) числом повторенийи циклы с неопределенным числом повторений. Количество повторений последних зависитот соблюдения некоторого условия, задающего необходимость выполнения цикла. Приэтом условие может проверяться в начале цикла — тогда речь идет о цикле с предусловием,или в конце — тогда это цикл с постусловием.
Вспомогательныйалгоритм — это блок последовательных действий в основном алгоритме, которыйвыделен в качестве самостоятельного алгоритма, имеющего свое имя. [3]
Вспомогательныеалгоритмы выступают в качестве сменных блоков алгоритма, которые могут быть составленызаранее и использованы в разных блок-схемах. Чем крупнее блоки, тем легче проходитсборка алгоритма. Вспомогательный алгоритм всегда является вложенным, если он включаетсяв другой алгоритм. Но вложенная конструкция не является вспомогательным алгоритмомдо тех пор, пока ей не дано имя.
К вспомогательнымалгоритмам можно отнести процедуры, которые описываются перед выполнением основнойпрограммы и служат для выполнения одинаковых действий с различными параметрами.
При разработкеалгоритма необходимо пройти минимум две стадии – сначала алгоритм должен быть понятентому, кто его разрабатывает, а затем его следует преобразовать с учетом спецификисреды. В том случае, если эти действия станет выполнять сам разработчик алгоритма,вторая стадия будет отсутствовать.
1.3Учебный алгоритмический язык
Учебныйалгоритмический язык — это средство для записи алгоритмов в виде, промежуточноммежду записью алгоритма на естественном (человеческом) языке и записью на языкеЭВМ (языке программирования).
Кдостоинствам учебного алгоритмического языка относится его простота, а также то,что алгоритм записывается на русском языке при помощи некоторого ограниченного числаслов, смысл и способ употребления которых строго определены. Эти слова называютсяслужебными словами.
Длятого чтобы выделять служебные слова среди других слов языка, их при письме подчеркивают.
Записьалгоритма на учебном алгоритмическом языке состоит из заголовка и тела алгоритма.Тело алгоритма заключается между ключевыми словами нач и кон и представляетсобой последовательность команд алгоритма. Заголовок включает название алгоритма,отражающее его содержание, списки исходных данных (аргументов) и результатов.
Признакомзаголовка алгоритма является ключевое слово алг.
Итак,алгоритм, записанный на учебном алгоритмическом языке, имеет следующую форму:
алг название алгоритма
aрг список исходных данных
рез список результатов
нач
последовательностькоманд алгоритма
кон
Изучениешкольного алгоритмического языка целесообразно начать с команды присваивания, онаявляется одной из основных команд.
Записываетсяона так:
:=
Знак«: =» читается «присвоить».
Вслучае, когда величина, которой присваивается значение, входит и в правую частькоманды, происходит следующее:
1)значение выражения, записанного в правой части команды присваивания, вычисляетсяс использованием текущих значений всех величин, входящих в это выражение;
2)переменной присваивается новое вычисленное текущее значение. При этом предшествующеезначение переменной уничтожается.
Следовательно,команда b: = а + b означает, что к предыдущему текущему значению величины b прибавляетсязначение переменной а и полученный результат становится новым текущим значениемвеличины b.
Этотпример иллюстрирует три основных свойства присваивания:
1)пока переменной не присвоено значение, она остается не определенной;
2)значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующегоприсваивания этой переменной нового значения;
3)новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.
Теперьпознакомимся с базовыми структурами, начнем с такой операции как «следование».Образуется последовательностью действий, следующих одно за другим:
действие1
действие2
.… .
действиеn
Следующейрассмотрим базовую структуру «ветвление». Она обеспечивает в зависимостиот результата проверки условия (да или нет) выбор одного из альтернативных путейработы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритмабудет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран. Структура ветвлениесуществует в четырех основных вариантах:
1.если—то;
если условие
то действия
все
2.если—то—иначе;
если условие
то действия 1
иначе действия 2
все
3.выбор
выбор
приусловие1: действия 1
приусловие2: действия 2
.… .
при условие N: действия N
{иначедействия N+1}
все
И,наконец, базовая структура цикл с помощью школьного алгоритмического языка будетвыглядеть следующим образом.
Цикл типа пока.
Предписываетвыполнять тело цикла до тех пор, пока выполняется условие, записанное после словапока.
нцпока условие
телоцикла
(последовательностьдействий)
Кц

Цикл типа для
Предписываетвыполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) взаданном диапазоне.
нц для i от i1 до i2
телоцикла
(последовательностьдействий)
кц
 
1.4 Решение трудностей изученияраздела учащимися
 
Приизучении данной темы можно столкнуться со следующими сложностями:
· непониманиеучащимися понятия «алгоритм»;
· неправильноеприведение примеров алгоритма (не выполняются все его свойства, команды не входятв систему команд исполнителя);
· неправильноепредставление алгоритма в виде блок-схемы;
· неправильноеиспользование простейших алгоритмических конструкций;
· отсутствиепонимания принципа перевода алгоритма на формальный язык.
Спервой из предложенного списка трудностей сталкиваются уже на начальном этапе изученияданной темы. В связи с этим раскрытие этого вопроса дается с использованием примеров,основанных на жизненном опыте учащихся. А также огромное значение имеет тот факт,что знакомство с алгоритмом происходит через раскрытие его неотъемлемых атрибутовили свойств, которые и позволяют некий текст (при условии представления его в словеснойформе) воспринимать как алгоритм. Примеры, приводимые учителем во время урока должныотличаться разнообразием, касаться различных сфер человеческой деятельности. Этомогут быть зарядка, выполняемая каждым человеком по утрам, переход через улицу,разведение костра, пришивание пуговицы, приготовление блюда по поваренной книгии другие.
Следующимэтапом является закрепление понимания учащимися понятия алгоритм, и здесь возникаетследующая проблема. Несмотря на то, что учащиеся знают определение и основные свойстваони не могут правильно сформулировать примеры, которые являлись бы алгоритмами.Чаще всего забываются какие-нибудь важные атрибуты, им не уделяется достаточноговнимания. Например, распространенной является ошибка, когда учащиеся забывают чтонеобходимо, чтобы все действия приводили к какому-нибудь результату, а не выполнялисьпросто так.
Для закрепленияосновных понятий и для преодоления вышеназванных трудностей, связанных с определениемалгоритма, полезно рассмотреть с учениками несколько заданий следующего содержания:
1. выполнитьроль исполнителя: дан алгоритм, формально исполнить его;
2. определитьисполнителя и систему команд для данного вида работы;
3. в рамкахданной системы команд построить алгоритм;
4. определитьнеобходимый набор исходных данных для решения задачи.
Следующаяпроблема связана с неправильным представлением алгоритма в виде блок-схемы. Чтобыизбежать серьезных проблем с изучением этого подраздела, нужно выработать у учащихсяпрактические навыки по разработке блок-схемы, для этого необходимо соблюдать единообразиепредставления основных алгоритмических конструкций, а также осуществлять многократноеповторение упражнений на использованием данных схем.
Большуюсложность у учащихся вызывает изучение базовых алгоритмических конструкций. Подробнонеобходимо остановить на каждой из них: линейность, ветвление и цикл.
Линейныеалгоритмы воспринимаются легче всего, но необходимо подвести учащихся к выводу оневозможности их использования для большого круга задач.
Приразборе конкретного алгоритма ветвления на схеме следует отметить разными цветамидва возможных способа выполнения команды, точку входа и выхода из команды. Обязательновслух проговаривается алгоритм с использованием ключевых слов «если», «то», «иначе».Это позволяет, во-первых, лучше усвоить данную структуру, а во-вторых, осуществитьпропедевтику записи алгоритма с помощью псевдокода. Обращается внимание на то, чтослева всегда записывается действие, которое будет выполнено в случае соблюденияусловия, т. е. путь «да», а справа — действие, выполняемое при несоблюдении условия,т. е. путь «нет». Необходимо обратить внимание учащихся на то, что команда ветвлениязаканчивает свою работу, как только выполнится одна из двух предложенных команд.
Следуетобсуждать с учащимися необходимость использования команды ветвления. Для этого можнозадать следующие вопросы: почему алгоритм решения задачи не может иметь линейнуюструктуру? Какое условие надо проверять при выполнении алгоритма? Какие действиявыполняются при соблюдении условия, а какие — при его несоблюдении? Какая формакоманды ветвления применена? В каких задачах используется данная структура алгоритма?и т. п.
Вряде учебников первой изучаемой конструкцией после команды следования является цикл,поскольку это дает возможность сократить запись алгоритма. Как правило, это конструкция«повторить n раз». Такой подход приводит к трудностям в освоении циклов как структурыорганизации действий, качественно отличающейся от линейной. Во-первых, другие разновидностицикла с предусловием и с постусловием (цикл «пока», цикл с параметром, цикл «до»)воспринимаются как изолированные друг от друга и главный признак — повторяемостьдействий — не выступает в качестве системообразующего. Во-вторых, без внимания остаютсяопорные умения, которые необходимы при разработке циклов: правильное выделение условияпродолжения или окончания цикла, правильное выделение тела цикла. Проверка условияв цикле «повторить п раз» практически не видна, и циклический алгоритм часто продолжаетвосприниматься учащимися как линейный, только иначе оформленный, что порождает неверныйстереотип у учащихся в восприятии циклов вообще. Поэтому методически более целесообразнымявляется изучение вначале команды ветвления, в которой используется условие, а ужезатем команды повторения.
Изучениекоманды повторения следует начинать с введения цикла с постусловием, поскольку вэтом случае учащемуся дается возможность вначале продумать команды, входящие в цикл,и только после этого сформулировать условие (вопрос) повторения этих команд. Еслиже сразу вводить цикл с предусловием, то учащимся придется выполнять оба эти действияодновременно, что снизит эффективность проведения занятий. В то же время цикл спостусловием рассматривается в качестве подготовки восприятия учащимися цикла спредусловием, обеспечивает перенос знаний на другой вид команды повторения, даетвозможность работать по аналогии. Следует обратить внимание учащихся на то, чтоданные виды цикла отличаются по месту проверки условия, по условию возврата к повторениювыполнения тела цикла. Если в команде повторения с постусловием тело цикла выполняетсяхотя бы один раз, то в команде повторения с предусловием оно может ни разу не выполняться.
Длярешения последней трудности, связанной с отсутствие понимания принципа переводаалгоритма на формальный язык можно предложить следующее решение: необходимо начатьизучение языка программирования с использования базовых алгоритмических конструкций,а также необходимо использовать параллельно различные формы представления алгоритма,что позволит более формально подойти к конкретному алгоритму.

2.Методические особенности изучения раздела «Алгоритм и исполнители»
 
2.1Содержание раздела в стандарте
 
Прежде всего необходимосказать, что общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом,определяющим требования:
· к местубазового курса информатики в учебном плане школы;
· к содержаниюбазового курса информатики в виде обязательного минимума содержания образовательнойобласти;
· к уровнюподготовки учащихся в виде набора требований к знаниям, умениям, навыкам и научнымпредставлениям школьников;
· к технологиии средствам проверки и оценки достижения учащимися требования образовательного стандарта.
Общеобразовательнаяобласть, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, может быть рассмотренав двух аспектах.
Первый аспект– системно-информационная картина мира, общие информационные закономерностям строенияи функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированныетехнические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство ихцелесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющихих поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использованияинформации.
Второй аспектданной общеобразовательной области–методы и средства получения, обработки, передачи,хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и другихсредств новых информационных технологий. Этот аспект связан прежде всего с подготовкойучащихся к практической деятельности, продолжению образования.
Таким образом,совокупный предмет рассматриваемой общеобразовательной области имеет комплексныйхарактер. Каждая его часть имеет различный удельный вес в реализации отдельных педагогическихфункций этой общеобразовательной области.
Анализ опыта преподаваниякурса основ информатики и вычислительной техники, новое понимание целей обученияинформатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном,мировоззренческом потенциале этого учебного предмета, показывает необходимость выделениянескольких этапов овладения основами информатики и формирования информационной культурыв процессе обучения в школе.
В данной курсовойработе рассматривается второй этап овладения основами информатики — базовый курс(VII–IX классы), обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовкишкольников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствамиинформационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рациональногоиспользования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.Изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения,преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике.
Представляется,что содержание базового курса может сочетать в себе все три существующих сейчасосновных направления в обучении информатике в школе и отражающих важнейшие аспектыее общеобразовательной значимости:
· мировоззренческийаспект, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходек анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляемыхсистем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы:
· “пользовательский”аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьниковк практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;
· алгоритмический(программистский) аспект, связанный в настоящее время уже в большей мере с развитиеммышления школьников.
Основные содержательныелинии курса охватывают следующие группы вопросов:
· вопросы,связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основамипроцессов управления в системах различной природы; вопросы, охватывающие представленияо передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно–“линияинформационных процессов”);
· способыпредставления информации (условно–“линия представления информации”);
· методыи средства формализованного описания действий исполнителя (условно–“алгоритмическаялиния”);
· вопросы,связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств; возможностейи эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию“линией исполнителя”);
· вопросы,связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений дляих исследования с помощью ЭВМ, проведение компьютерного эксперимента (условно–“линияформализации и моделирования);
· этапырешения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решениязадач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использованиикомпьютера (условна–“линия информационных технологий”).
Алгоритмическаялиния включает в себя обязательный минимум содержания учебного материала, которыйдолжен быть усвоен учащимися полностью.
Изучение учебногоматериала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:
· понять(на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, знать свойства алгоритмов,понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
· освоитьосновные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применять алгоритмическиеконструкции для построения алгоритмов решения учебных задач;
· получитьпредставление о “библиотеке алгоритмов”, уметь использовать библиотеку для построенияболее сложных алгоритмов;
· получитьпредставление об одном из языков программирования (или учебном алгоритмическом языке),использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.
В образовательномстандарте также сформулированы основные требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны:
· пониматьсущность понимания алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их наконкретных примерах алгоритмов;
· пониматьвозможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
· знатьосновные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
· определятьвозможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе егокоманд, построить и исполнить на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа“черепахи”, “робота” и т.д.);
· записатьна учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решению простойзадачи.
2.2 Обзор авторскихпрограмм
Понятие «алгоритм»является центральным в первом школьном учебнике под редакцией А.П. Ершова и В.М.Монахова – «Основы информатики и вычислительной техники». Указание на выполнениекаждого отдельного действия названо командой, а «совокупность команд, которые могутбыть выполнены исполнителем, называются системой команд исполнителя». В качествеосновного свойства алгоритма подчеркивается формальный характер работы исполнителяпри его выполнении. Отсюда делается вывод о том, что исполнителем может быть автомат(машина, робот). На этой идее основан принцип программного управления работой компьютера,поскольку программа – это и есть алгоритм, представленный на языке, «понятном» компьютеру– на языке программирования.
Сформированныев учебнике [1] понятия явились дидактической основой для раскрытия темы алгоритмизацииво всех последующих учебниках информатики.
Практически весьалгоритмический раздел учебника ориентирован на исполнителя – человека. В задачахвычислительного характера (а их большинство в учебнике) в качестве метода работыисполнителя предлагается заполнение таблицы значений. В программировании такие таблицыпринято называть трассировочными таблицами. В учебнике сказано: «При исполненииалгоритма компьютером значения величин хранятся в его памяти. При исполнении алгоритмачеловеком таблица значений выполняет роль дополнительной памяти для исполнителя».
Одним из основныхметодических достижений данного учебника стало введение в школьную информатику учебногоалгоритмического языка. Алгоритмический язык А.П. Ершова можно назвать русскоязычнымпсевдокодом, предназначенным для обучения методике структурного программирования.
Наряду с использованиемс использованием алгоритмического языка для описания алгоритмов в учебнике активноиспользуются блок-схемы. Подчеркивается необходимость стандартного изображения блок-схем,чего также требует методика структурного подхода к программированию.
Теперь рассмотримавторскую программу Макаровой Н.В. Раздел «алгоритм и исполнители» разбит на дветемы, изучение которых происходит в рамках раздела «программное обеспечение информационныхтехнологий». Программа рассчитана на преподавание информатики в расчете 2 часа внеделю.
Первая тема носитназвание «основы алгоритмизации» и включает в себя следующие основные вопросы: понятиеи определение алгоритма; свойства алгоритмов; формы представления алгоритма: словесная,графическая, программа; типовые алгоритмические конструкции: последовательность,ветвление, цикл; стадии создания алгоритма; линейный алгоритм; разветвляющийся алгоритм;циклический алгоритм; цикл с известным числом повторений; цикл с предусловием; циклс постусловием; вспомогательный алгоритм.
Вторая тема называется«представление о программе (классификация программ)», здесь рассмотрению подлежатследующие вопросы: исполнитель алгоритма; понятие программы и программирования;назначение процедуры; подходы к созданию программы: процедурный, объектный; классификацияи характеристика программного обеспечения: системное, прикладное, инструменты программирования;роль программного обеспечения в организации работы компьютера.
Изучение раздела«алгоритм и исполнители» происходит на протяжении всего базового курса, то естьс 8 по 9 классы.
В 8 классе учащиесязнакомятся на примерах с понятием алгоритма и его основными свойствами. Учащиесязнакомятся с различными формами представления алгоритмов, останавливаются подробнона блок-схемах. Обучение происходит с параллельным освоением школьного алгоритмическогоязыка. Таким образом, все типовые алгоритмические конструкции представлены одновременнос помощью блок-схем и Кумира (школьного алгоритмического языка), что позволяет обеспечитьпонимание формального представления алгоритма различными способами. На изучениеданной темы отводится 6 часов занятий в некомпьютерном классе.
Что касается вопросов,связанных с исполнителем и системой его команд, то они рассматриваются уже в связис формированием понятия программа и программирование. Здесь рассматриваются подробноразличные подходы к созданию программы, а также большое внимание уделяется процедуре.На изучение данной темы отводится всего лишь 1 час занятий без использования компьютера.
А затем идет рассмотрениеполностью практического вопроса, подводящему итог изучения теоретических основ построенияалгоритмов и программ, «среда программирования». В данном учебнике для обученияучащихся алгоритмизации предлагается язык программирования ЛОГО. В состав данногоязыка входит исполнитель Черепашка, назначение которого -изображение на экране чертежей,рисунков, состоящих из прямолинейных отрезков. Программы управления Черепашкой составляютсяиз команд: вперед(а), назад(а), направо(в), налево(в), поднять хвост, опустить хвост.Имеется в виду, что черепашка рисует хвостом, и если хвост опущен, то при перемещениипроводится линия, а когда хвост поднят, то линия не рисуется. Кроме того в языкеимеются все основные структурные команды. В целом ЛОГО предназначен для обученияструктурной методики программирования.
Главное методическоедостоинство Черепашки – ясность для ученика решаемых задач, наглядность процессаработы в ходе выполняемой программы. А как известно дидактический принцип наглядностиявляется одним из важнейших в процессе обучения. Всего на изучение этой темы отводится8 часов, что не является достаточным для разбора всех тонкостей этой среды, но хватаетдля знакомства с одной из сред программирования.
В 9 классе происходитболее подробное изучение темы «основы алгоритмизации», на этот раздел выделяетсяуже 8 часов. В этом классе происходит повторение всех изученных понятий и их свойствс более глубоким проникновением в тему благодаря владению учащимися различными формамипредставления алгоритмов: блок-схемы, школьный алгоритмический язык, среда программированияЛОГО. Учащиеся более подробно останавливаются на рассмотрении циклических алгоритмов,в частности они изучают различные разновидности циклических алгоритмов: цикл с предусловием,цикл с постусловием, цикл с известным числом повторений. Также они начинают знакомитьсяс новой средой программирования Visual Basic, хотя это происходит с помощью рассмотрения аналоговалгоритмов, записанных на изученных раннее алгоритмических языках (ЛОГО, Кумир).
Следующей авторскойпрограммой, которая будет рассмотрена в рамках данной курсовой работы является программаУгриновича Н.
Данная учебнаяпрограмма составлена с расчетом на 1 урок информатики в неделю. Рассмотрение раздела«алгоритм и исполнители» начинается с 9 класса и входит как отдельная тема в главу«основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». На изучениеданной темы отводится 7 часов.
Изучение начинаетсяс рассмотрения вопросов, связанных с алгоритмом и его формальным представлением,при этом определение алгоритма дается только после объявления и пояснения примерамиего основных свойств. Здесь не так много приводится примеров алгоритмов по сравнениюс учебником Макаровой Н.В., что усложняет формирование у учащихся библиотеки алгоритмов.Достаточно подробно рассматривается понятие исполнитель алгоритма, в качестве которогоупор делается на компьютер и человека. Все последующие уроке посвящены непосредственноизучение объектно-ориентированного программирования на примере языка Visual Basic. Также параллельно с этимпроисходит преставление алгоритмов с помощью редактора блок-схем алгоритмов Block-diagrameditor.
С одной сторонысистема объектно-ориентированного визуального программирования Visual Basic является системой программирования,так как позволяет кодировать алгоритмы на этом языке. С другой стороны, она являетсясредой проектирования, так как позволяет осуществлять визуальное конструированиеграфического интерфейса. В данной теме также рассматривается понятие проекта, которыйявляется результатом процессов программирования и проектирования.
В рамках системыпрограммирования Visual Basic учащиеся изучают основные алгоритмические структуры(линейная, ветвление, выбор, цикл), типы, имена и значения переменных, операциюприсваивания, а также графические возможности языка программирования.
В качестве формыотчетности учащимися выполняются различные проекты, соответствующие теме урока.
Следующая авторскаяпрограмма, которой необходимо уделить внимание является программа по учебному курсу«информатика и ИКТ» является программа Семакина И.Г. Она предусматривает изучениеданного курса на базовом уровне в расчете – 2 урока в неделю.
В 9 классе тема«алгоритм и исполнители» входит в раздел «информация и управление», таким образомможно отметить несколько иной подход к пониманию алгоритмизации. Его можно назватькибернетическим подходом. Алгоритм трактуется как информационный компонент системыуправления. Такой подход дает возможность ввести в содержание базового курса новуюсодержательную линию – линию управления. Это многоплановая линия, которая позволяетзатронуть следующие вопросы:
· элементытеоретической кибернетики: кибернетическая модель управления с обратной связью;
· элементыприкладной кибернетики: структура компьютерных систем автоматического управления(системы с программным управлением); назначение автоматизированных систем управления;
· основытеории алгоритмов.
На изучение этогораздела отводится 10 часов, в том числе 5 часов теории и столько же практики.
Основные теоретическиевопросы, которые следуют обязательному рассмотрению: управление и кибернетика, автоматизированныеи автоматические системы управления; определение и свойства алгоритма; линейныеалгоритмы; вспомогательные алгоритмы и подпрограммы; циклические алгоритмы и ветвления.
Практическая работаосуществляется с помощью одного из учебных графических исполнителей алгоритмов:Черепашки, Кенгуренка или Чертежника.
Исполнитель Чертежник– это своеобразный графопостроитель, действующий в системе декартовых координат,связанных с экраном. Его назначение – изображение чертежей, графиков, рисунков,состоящих из прямолинейных отрезков. Чертежник близок к Черепашке, однако ее работане связана с системой координат (хотя единицы длины для нее существуют).
Кенгуренок являетсяаналогом исполнителя Чертежник. Кенгуренок может работать в режиме прямого управления:«команда — исполнение», и в режиме программного управления: «программирование –автоматическое исполнение программы».
2.3 Методическиеособенности изучения раздела
 
Проанализировававторские программы, используемые в настоящее время в различных учебных заведенияхи одобренные Министерством образования и науки Российской Федерации, можно сделатьвывод о различны подходах к построению изучения раздела «алгоритм и исполнители».
Вотношении теоретического материала можно сказать, что существенных отличий в различныхпрограммах не видно, но значительно различается порядок изучения отдельных подразделов.Например, в некоторых учебниках понятия алгоритм дается в непосредственной связис понятием исполнителя, а в других эти темы достаточно разделены и предусматриваютизучение исполнителя на примере конкретной среды программирования.
Носущественные различия начинаются при рассмотрении практической составляющей данногораздела, хотя они разрешены стандартом. Предусматривается выбор различных сред программированияавторами программ в соответствии с их концепцией построения учебного материала.Но для всех программ характерно изучение школьного алгоритмического языка, как основыдля понимания простейших алгоритмических конструкций и основных этапов построенияпрограмм.
Поэтомуследует более подробно остановиться на вопросах, связанных с различными языкамипрограммирования.
Посколькув базовом курсе ставится лишь цель первоначального знакомства с программированием,то строгого описания языка программирования не требуется. Основной используемыйметод – демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями.В связи с этим у учащихся могут возникнуть трудности с изучением объектно-ориентированнойсреды Visual Basic. Некоторые понятия достаточно воспринять ученикам на «интуитивном»уровне. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действоватьметодом «по образцу».
Учительможет задуматься над проблемой: как лучше связать изучение методов построения алгоритмовработы с величинами и языка программирования. Здесь возможны два варианта:
1. сначаларассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемыи алгоритмический язык, а затем – правила языка программирования, способы переводауже построенных алгоритмов программу на этом языке;
2. алгоритмизацияи языки программирования осваиваются параллельно.
Теоретическоеизучение алгоритмизации и программирования, оторванное от практики, малоэффективно.Желательно, чтобы ученики как можно раньше получили возможность проверять правильностьсвоих алгоритмов, работая на компьютере.
Обучениепрограммированию должно проводиться на примере типовых задач с постепенным усложнениемструктуры алгоритмов.
Вкачестве примера построение последовательности изучения темы «алгоритм и исполнители»можно предложить следующее поурочное планирование, разработанное по учебнику Семакина(9 класс) [9].
Таблица2. – Основные темы Тема Всего часов теория практика Вид практического занятия Программное обеспечение 1.    Управление и кибернетика. Автоматизированные и автоматические системы управления. 1 1 - 2.    Определение и свойства алгоритма. Линейные алгоритмы. 1 1 - 3.   
Практическая работа №23. Разработка линейных алгоритмов для графического исполнителя. 1 - 1 Практикум на ПК Графический исполнитель Черепашка, Кенгуренок, Чертежник 4.    Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Последовательная детализация. 1 1 - 5.   
Практическая работа №23. Учебный исполнитель алгоритмов. Последовательная детализация. 1 - 1 Практикум на ПК Графический исполнитель Черепашка, Кенгуренок, Чертежник 6.    Циклические алгоритмы. 1 1 - 7.   
Практическая работа №24. Учебный исполнитель алгоритмов. Циклические алгоритмы. 1 - 1 Практикум на ПК Графический исполнитель Черепашка, Кенгуренок, Чертежник 8.    Ветвления. Циклы в сочетании с ветвлениями. 1 1 - 9.   
Практическая работа №25. Учебный исполнитель алгоритмов. Ветвления. Циклы в сочетании с ветвлениями. 1 - 1 Практикум на ПК Графический исполнитель Черепашка, Кенгуренок, Чертежник 10.  
Контрольная работа №6. Информация и управление (тестирование, зачетная практическая работа, защита проекта). 1 - 1
 
Итого
10
5
5
 
 
Согласнос данным поурочным планированием на изучение раздела «алгоритм и исполнители» в9 классе по программе И.Г. Семакина отводится 10 учебных часов, из которых 5 посвященытеории и 5 практическому освоению учебной среды программирования. Учащиеся на примерахзнакомятся с базовыми алгоритмическими конструкциями, тем самым на данном этапезакладываются первые навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования в областиосвоения более сложных сред программирования.
Вконце освоения раздела предусмотрен контроль знаний, включающий в себе проведениеконтрольной работе в форме, соответствующей уровню подготовки учащихся и оптимальностьюиспользования того или иного метода контроля.
Длясравнения нужно рассмотреть поурочное планирование, составленное на основе другойавторской программы – это программа Н.Д. Угриновича. По ее основе составлено поурочноепланирование предмета «Информатика и ИКТ», а именно раздела «алгоритм и исполнители»для 9 класса базового уровня.[12]
Таблица3. – Темы и программное обеспечение№ Тема Кол-во часов Тип урока Контроль Программное обеспечение 1 Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. 1 комбинированный 2 Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. 1 комбинированный
Редактор блок-схем алгоритмов Block-diagram editor
Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition 3 Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. 1 комбинированный
Редактор блок-схем алгоритмов Block-diagram editor
Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition 4 Тип, имя и значение переменной. Присваивание. 1 комбинированный № 33. Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов».
Редактор блок-схем алгоритмов Block-diagram editor
Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition 5 Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. 1 комбинированный
№ 34. Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных».
№ 35. Проект «Ветвление. Проверка знаний».
№ 36. Проект «Выбор. Выставление оценки».
Редактор блок-схем алгоритмов Block-diagram editor
Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition 6 Графические возможности языка программирования. 1 комбинированный
№ 37. Проект «Цикл. Коды символов».
№ 38. Проект «Графический редактор».
Редактор блок-схем алгоритмов Block-diagram editor
Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition 7 Контрольная работа: тестирование, разработка зачетного проекта. 1 контроль знаний
Редактор блок-схем алгоритмов Block-diagram editor
Система объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition
Первоеотличие поурочного планирования по учебнику Н.Д. Угриновича от планирования по программеИ.Г. Семакина заключается в количестве часов, отводимое на изучение этого довольнообъемного и сложного для понимания раздела школьной программы – их всего 7, включаяи контроль знаний. Этого явно недостаточно для глубокого и детального изучения материала,но вполне хватает для поверхностного знакомства с алгоритмами и их конкретном представлениина языке программирования.
Второе существенноеотличие данной программы, как было отмечено раньше, это использование с самого началаобучения довольно сложной среды объектно-ориентированного программирования — VisualBasic 2005, что также вызывает дополнительные сложности у учащихся. Также параллельнос Visual Basic 2005 на уроках используется редактор блок-схем алгоритмов Block-diagrameditor, что обеспечивает многосторонний подход для осмысления учащимися понятияструктуры алгоритма, что в свою очередь обеспечивает лучшее понимания этапов работыпрограммы, тем самым помогает понять логические основы программирования.
В конце разделатакже предусматривается контрольная работа, в форме наиболее оптимальной для учащихся.

Заключение
В ходе проведенногоисследования был осуществлен теоретический анализ учебников и литературных источниковпо теме, который позволяет сделать следующие выводы.
Раздел «Алгоритми исполнители» в различных учебных пособиях освещен по разному, но несмотря на этов данной курсовой работе удалось представить необходимый минимум учебного материала,который подлежит обязательному рассмотрению. В дальнейшем приводится подтверждениецелесообразности такого выбора в соответствии с образовательным стандартом и требованиямик знаниям учащихся, заключенными в нем. В связи с этим все рассмотренные учебникираскрывают вопросы, связанные с рассмотрением понятий – алгоритм, свойства алгоритма,исполнитель, алгоритма, система команд исполнителя, формы представления алгоритма,базовые алгоритмические конструкции, программа, среда программирования и т.д. Важнымявляется на данном этапе рассмотрение различных исполнителей алгоритма, в том числечеловека и компьютера.
На основе анализаразличной литературы доказывается необходимость рассмотрения такой формы представленияалгоритма какблок-схема, так как она помогает обеспечить структурное представление алгоритма,что играет немаловажную роль при формировании алгоритмического мышления.
Также можно сделатьвывод, что теоретическое изучение алгоритмизации и программирования малоэффективен.Поэтому возникает необходимость преставления алгоритмов с помощью специально разработанногоязыка; на ранних этапах для подкрепления теоретических сведений наиболее оптимальнымявляется изучение школьного алгоритмического языка.
На основании рассмотренияобразовательного стандарта по информатике можно сделать вывод о том, что алгоритмическаясодержательная линия является одной из ключевых в изучении данного предмета и тесносвязана со всеми остальными образовательными направлениями, а особенно с линиейисполнителя (компьютера).
Также в ходе проведенияисследования был проведен анализ авторских программ, а конкретно раздела «алгоритми исполнители», который позволяет сделать следующие выводы:
— содержание теоретическогосоставляющего практически полностью совпадает;
— практическаясоставляющая различается в следствие выбора авторами различных сред реализации программ(ЛОГО, Черепашка, Visual Basic);
— различаетсявремя первого знакомство учащихся с основами алгоритмизации (с 8 или 9 класса);
— различаетсяколичество учебных часов, отводимых различными авторами на изучении данного раздела.
На основе всеговышесказанного были предложены несколько концепций преподавания разделам «алгоритми исполнитель» в соответствии с различными авторскими программами. А также был проведеманализ основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся и предложены вариантыих решения.
Также в ходе исследованиябыла решена задача уточнения основных понятий и категорий. В курсовой работе былирассмотрены и охарактеризованы такие понятия, как алгоритм, свойства алгоритма,исполнитель, алгоритма, система команд исполнителя.
Таким образом,в ходе проведенного исследования нами были решены все поставленные задачи.
Таким образом,можно сделать вывод о необходимости практического подкрепления данного раздела,основанного на различных формах построения алгоритма, но при этом основной упордолжен быть сделан на одну конкретную среду программирования для формирования навыковпостроения целой библиотеки алгоритмов с возможностью дальнейшего освоения другихсред.

Библиографическийсписок
 
1. Изучениеинформатики и вычислительной техники: Пособие для учителей / Под ред. А.П. Ершова,В.М. Монахова. – М., 2003.
2. Информатикаи ИКТ. Практикум 8-9 класс / Под ред. Н.В. Макаровой– СПб, 2008.
3. Информатикаи ИКТ. Учебник 8-9 класс / Под ред. Н.В. Макаровой– СПб, 2008.
4. ЛапчикМ.П. Вычисление. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя / ЛапчикМ.П. – М., 2002.
5. ЛапчикМ.П. Методика обучения информатики / Лапчик М.П. – М., 2001.
6. ПейпертС. Дети, компьютер и плодотворные идеи. / Пейперт С. – М, 2003.
7. Программыдля средних общеобразовательных учебных заведений. Информатика и ИКТ. / М., 2008.
8. Программапо информатике и ИКТ. 5-11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой – СПб, 2008.
9. СемакинИ.Г. Базовый курс информатики: 7-9 класс / Семакин И.Г и др. – М., 2008.
10. СемакинИ.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Метод.пособие / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. – М., 2002.
11. СластенинВ.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. Учебных заведений / СластенинВ.А. и др., М. – 1999.
12. УгриновичН. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Угринович Н.Д. – М., 2008.
13. УгриновичН. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старей школе. Методическоепособие для учителей/ Угринович Н.Д. – М., 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кадровые службы и их функции
Реферат Glen Miller Essay Research Paper When Glenn
Реферат Этническая характеристика Турции
Реферат Судебные системы зарубежных стран
Реферат Сущность плановой экономики
Реферат Сацыяльна-эканамічнае развіццё беларускіх губерняў у парэформенны перыяд і на рубяжы ХІХ–ХХ ст.
Реферат Анализ текста как метод написания сочинения-рассуждения
Реферат А.А. Фет. «Шепот, робкое дыханье…»: стихотворение в восприятии современников
Реферат Монопольная власть источники, показатели и экономические последствия 3
Реферат Вобла
Реферат Bartleby
Реферат 5 Материально-техническое обеспечение Материально-техническая база университета
Реферат Планирование использования кредитных ресурсов коммерческого банка
Реферат «формирование концепции развития машиностроительного комплекса россии»
Реферат Числовая последовательность