Реферат по предмету "Разное"


Анализ текста как метод написания сочинения-рассуждения

Анализ текста как метод написания сочинения-рассуждения__________________________________________________________Урок русского языка для 11 класса по подготовке к ЕГЭ_________________________________________________________Спицына С.В., учитель русского языка и литературы МОУ Заворонежской средней общеобразовательной школыЦель: 1) Повторить и закрепить знания о тексте, признаках текста, проанализировать трудности, с которыми можно столкнуться при выполнении задания части С единого государственного экзамена, подготовиться к написанию сочинения – рассуждения на основе данного текста; 2) Способствовать формированию умения сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, исправлять ошибки, развить творческие способности; 3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, выяснить значение литературы и языка для человека.Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, энциклопедия.Учитель. Сегодня мы организуем работу с текстом, проанализируем трудности, с которыми вы сталкиваетесь в процессе выполнения задания части С единого государственного экзамена, и подготовимся к написанию сочинения – рассуждения на основе данного текста. Любой человек в современном мире, не замечая этого, живёт среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Давайте вспомним, что такое текст? Какие признаки характерны для текста? Тексты буквально преследуют нас. Докажите это (реклама, информация по радио, статья в газете или журнале, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет). Скажите, почему же важно, необходимо учиться понимать текст и уметь работать с ним?Учитель. Изучая текст, мы невольно с вами обогащаем свой культурный багаж, формируем представление о разных сторонах жизни, совершенствуем нравственное чувство. Учимся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки. Конечная цель работы с текстом в 11 классе – это написание сочинения-рассуждения. В основе нашей работы на уроке будет текст В. Непомнящего, доктора филологических наук, известного литературоведа, автора интереснейших статей о творчестве А. С. Пушкина. Прочитаем его. Этот текст есть у каждого на столе. ^ Зачем нужна литература в школе?  (1) Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (З) Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. (5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический,, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика, (6) Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого. (7) Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8) А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду! (9) Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству, (10) Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12) Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. (13) Полная жизнь русской классики в школе ~ это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там «народ»! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17) Так должны же мы как-то отстаивать себя...(В. Непомнящий)^ В чем, по мнению автора текста, прежде всего, состоит смысл преподавания литературы в школе?1) В том, чтобы развить творческие способности школьников. 2) Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах. 3) Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус. 4) Сформировать у школьников систему нравственных ценностей - основу национального самосознания.^ Итак, автор видит смысл преподавания литературы в формировании у школьников системы нравственных ценностей. Каким стилем написана статья? Определите стиль и тип речи текста, 1) разговорный, повествование 2) художественный стиль, описание 3) публицистический стиль, рассуждение 4) научный стиль, рассуждениеБольшинство тексов в КИМах – это тексты публицистического стиля. Вспомним его признаки. ( Выступает с презентацией «Публицистический стиль речи» Спицына К.). А теперь докажите, что вы выбрали правильный ответ. (Во-первых, в тексте содержится общественно значимая информация о роли литературы, культуры; во-вторых, автор убеждает нас в необходимости изучения литературы в школе, рассуждает о её влиянии на нравственность человека, В.С. поднимает вопрос о значимости литературы, приводит доказательства, сопровождаемые примерами, делает вывод). Вопросы роли литературы, книги в жизни общества волновали людей разных эпох. Дома вы должны были подобрать примеры высказываний, пословиц по данному вопросу. Пожалуйста, послушаем. (Беседа с учащимися). Небезынтересно узнать, я думаю, мнение по этому вопросу учащихся нашей школы. Давайте посмотрим результаты анкетирования. Учащимся 10-х классов было предложено ответить на три вопроса: 1. Считаете ли вы, что литература – необходимый предмет школьной программы? 2.Любите ли вы читать? 3.Формирует ли литература систему нравственных ценностей учащихся?Давайте запишем эпиграф к уроку.«Литература в школе делает то самое дело, что и в жизни, — формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости, наибольшей впечатлительности...» А.Т.Твардовский В тексте нам встретились слова: гуманитарный, феномен, этнобиологический, энциклопедия, симфония. Эти слова важны в тексте, давайте вспомним их лексическое значение. ГУМАНИТАРНЫЙ (франц. humanitaire, от лат. humanitas — человеческая природа, образованность), обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека, напр. гуманитарные проблемы, гуманитарная помощь, гуманитарные науки (филология, искусство, история и т. п.). ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon — являющееся), 1) необычный, исключительный факт, явление. 2) Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена). ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч. enkyklios paideia — обучение по всему кругу знаний), научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, национальные, а также региональные энциклопедии. Крупнейшие универсальные энциклопедические издания: «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона (Россия), «Большая советская энциклопедия» (СССР), «Британская» (Британская энциклопедия) (США и Великобритания), «Американа» (Американская энциклопедия) (США), «Большой Брокгауз» и «Энциклопедический словарь Мейера» (Германия), «Большой Ларусс» (Франция), «Эспаса» (Испания) и др.СИМФОНИЯ (от греч. symphonia — созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 — нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Автор, доказывая свою точку зрения, приводит в пример не только произведения литературы, но и высказывания выдающихся людей. Какое из них вас поразило?(слова Энштейна о Достоевском) Чем дорог миру этот писатель? Достоевский провозгласил красоту основой человеческой жизни и деятельности, его гениальные произведения проникнуты глубоким сочувствием человеческому страданию. Мы ценим великого художника за неустанное искание истины, за огромную силу его таланта, за созданные им бессмертные образы. - В чем, по мнению автора, заключается сила русской литературы, русской культуры? Ответьте на вопрос предложениями из текста. (6,7) Давайте вспомним эти замечательные произведения. Стихотворение «Жди меня» К.Симонова читает Алексеева К. А произведение Суркова «В землянке» исполнит Шиповская Дарья. Почему именно эти произведения выделяет автор? (волнуют душу) Очень важно знать цитаты из текстов, уметь правильно их записывать. 1 ряд запишите отрывок из стихотворения «Жди меня», 2 ряд – из стихотворения «В землянке» (сверьте написанное у вас и на экране, исправьте ошибки). Объясните знаки препинания в данном отрывке. - О каком музыкальном произведении идёт речь в тексте? В риторическом восклицании «Она же помогла выстоять Ленинграду!» дана оценка роли этого выдающегося произведения. Послушаем сообщение Рыжих В. О Седьмой симфонии Шостаковича. ( Звучит 1 мин. Симфонии.) А. Н. Толстой был потрясён величием этой музыки: «Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества». Командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров приказал, чтобы 9 августа 1942 года ни один вражеский снаряд не упал рядом с Филармонией. Схема: /...глаг./, (союз чтобы) И не выстрелы, а музыка гремела под городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим! – вот в чем сила искусства! Обратимся к тексту: что, по мнению автора, является условием существования нашего народа? Ответьте на вопрос предложениями текста (13,14) К чему призывает нас В.Непомнящий? ( читать, видеть в литературе не только информацию, а приобщаться к системе нравственных ценностей, высокой культуре, тем самым отстаивать себя). Действительно, каждое произведение литературы, изучаемое в школе, несёт глубокий нравственный смысл. Обратимся к вашему домашнему заданию. Вам было предложено написать сочинение-рассуждение на основе отрывка из рассказа К.Паустовского «Телеграмма». Вспомним критерии оценки сочинения, вы с ними знакомы, у каждого есть распечатка. Чтение сочинений (2 человека). Анализ сочинений. У вас на столах лежат листы, которые, как обычно, помогут вам при написании сочинения – рассуждения на основе текста В.Непомнящего. Перед вами план, хорошо вам знакомый. Давайте обратимся к тексту и поработаем на этих листах.План анализа текста 1.Проблема(ы) – основной вопрос(ы), которую(ые) рассматривает автор. Два способа формулирования проблем текста: в виде вопроса, в виде типовых конструкций, включающих слова «проблема, вопрос» Кратко и точно формулируйте мысль. 2. Комментарий сформулированной проблемы (проблем). 3. Типа: текстуальный (объяснение текста, следуя за автором в раскрытии проблемы) и концептуальный ( «пропускаете»проблему через свое восприятие и высказываетесь по ней. 4. Авторская позиция. Автор считает, подводит к выводу, убеждает, призывает… 5. Выражение собственного мнения. а) ваша позиция по сформулированной вами проблеме; б) аргументация (2 примера, опираясь на жизненный и читательский опыт);6.Вывод (общий итог). Типовые конструкции: Итак Следовательно Таким образом В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на …).Подведение итогов урока Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на основе данного текста, выполнить задания части А, части Б на бланках.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.