--PAGE_BREAK--Поисковый — организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, как «глазами ребенка», так и при помощи синергетического принципа «выхода в стороннюю позицию». Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа (определение локуса самоконтроля); помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению.
Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период — после школы, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора — по ходу выявления фактов и причин появляются предварительные «рабочие» выводы и способы достижения цели, как выхода из проблемы.
На поисковом этапе устанавливался неявный источник нравственной характеристики автора введенной ранее информации. В качестве педагогических средств поддержки использовались: проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога — поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.
Договорный — проектирование действий педагога и ученика (разделение функций и ответственности по решению проблемы, например — прием уточнения сущности и смысла, привлекательных образцов физической развитости). В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы нравственного самоопределения является важным результатом педагогической работы.
Деятельностный — для обеспечения успеха педагог должен поддерживать ученика и морально-психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Разрешение проблемы нравственного выбора требует привлечения новых примеров, выступающих в двух качествах: поддержки или «расшатывания» избранной позиции.
Прием «расшатывания» избранной позиции определяется внесением в описание действий образца для подражания элементов неявных, зачастую негативных характеристик, присутствующих в поведении «героев». Ученикам предлагалось построить модель дальнейшего развития ситуации, где сказались бы последствия их действий, будь они на месте того или иного персонажа. Это необходимо для формирования позиции устойчивости или отказа от избранного образца.
Рефлексивный — совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения.
Обсуждая с учеником продвижение к разрешению проблемы, выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется чувствам и эмоциям старшеклассников, оказывается поддержка посредством выражения собственных чувств. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, самооценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Важно помогать ученику замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может и пронизывать всю деятельность поддержки.
Приведенная структура приближает учителя к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания учащихся средствами урока физической культуры. Одновременно она приближает и старшеклассников к новому пониманию смысла занятий физической культурой не только как средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как средства, способствующего становлению нравственного здоровья личности.[4]
2. Отношение учащихся к урокам физической культуры в школе В настоящее время при проведении исследований стало ясным, что школа в лице учителя физкультуры, перестала быть действующим фактором, влияющим на воспитание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время. Причины, кроющиеся в этом, зависят не только от личности учителя физкультуры, но и от постановки процесса физического воспитания в урочное время. За последние годы было много публикаций с критикой учебных программ по физическому воспитанию, нормативной базы, материально-технической базы физического воспитания в школе. Однако очень мало исследований, которые были бы посвящены выяснению вопроса о том, как сами ученики относятся к процессу физического воспитания. В связи с этим, часть нашей работы мы посвятили этой теме.
В исследовании приняли участие 1219 школьников 5-11 классов, обучающихся в общеобразовательных школах г.г. Киева и Умани. Был использован метод анкетирования. Выборка была случайной, но была стратифицированной по возрасту и полу.[5]
Для выяснения отношения школьников к урокам физкультуры был задан прямой вопрос: «Нравятся ли тебе уроки физкультуры?» Почти 90% ответили «да». В этом нет ничего удивительного, т.к. урок физкультуры отличается от общеобразовательного эмоциональностью, возможностью двигаться, а не сидеть за партой, и кроме этого установившимся мнением, что занятия физкультурой полезны для здоровья.
Интерес к уроку физкультуры мы выясняли через другой вопрос: «Как часто ты пропускаешь уроки физкультуры?». Результаты ответов представлены в табл. 1. Оказалось, что не пропускают никогда только 27,3 ± 1,81% мальчиков и 3,6 ± 0,68% девочек. Что касается девочек, то это вполне объективно из-за физиологических особенностей их организма, вот посещение уроков физкультуры мальчиками скорее всего связано с их интересом и отношением к этому предмету. Это проявилось в ответе «стараюсь не пропускать» — 25,3 ± 1,78%, что может свидетельствовать о том, что они хотели быть объективны и единичные пропуски связывали с болезнью или другими важными причинами. Этот и предыдущие ответы мы можем квалифицировать как достаточно устойчивый интерес к уроку физкультуры, таких школьников в наших исследованиях 52,6 ± 2,05%. С долей вероятности 95,45% можно утверждать, что от 48,5 до 56,7% достаточно регулярно посещают уроки физкультуры, однако в 5-м классе это количество больше — 68,5 ± 4,6%, в 6-м уже 51,2 ± 5%, в 7-м только 41,7 ± 4,9%, в 8-м — 48,8 ± 4,95%, в 9-м — 40,9 ± 4%, а в 10-м и 11-м начинает увеличиваться соответственно 67,2 ± 4,7% и 62,1 ± 4,84% (рис. 1). Регулярность посещения уроков физкультуры не всегда может быть связана с устойчивым интересом школьника к уроку физкультуры, но и с выполнением обязанности его посещать, чтобы избежать порицания со стороны взрослых. Наибольшую «добросовестность» поэтому проявляют пятиклассники, а у старшеклассников может быть другой мотив — избежать низкой оценки по физкультуре, чтобы не портить общий балл аттестата. Вероятность этих причин, заставляющих мальчиков посещать уроки физкультуры весьма велика, т.к. они затем высказывают, что им не нравится на уроках физкультуры.
Рис. 1. Возрастная динамика количества мальчиков не пропускающих и старающихся не пропускать уроки физкультуры, а также пропускающих иногда
Это также подтверждается динамикой ответов «пропускаю иногда». На рис. 1 видно как уменьшается количество пропусков занятий по физкультуре в старших классах и уменьшается желание не пропускать уроки в средних классах.
Таблица 1. Как часто школьники пропускают уроки физкультуры
Варианты ответов
Класс
5
(n = 111)
6
(n = 163)
7
(n = 134)
8
(n = 142)
9
(n = 312)
10
(n = 190)
11
(n = 167)
Всего
(n = 1219)
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
63
48
84
79
65
69
62
80
157
155
82
108
71
96
584
635
Регулярно
n
3
2
—
—
3
6
2
4
6
7
4
8
3
13
21
40
%
4,7
4,1
0
0
4,6
8,6
3,2
5,0
3,8
4,5
4,8
7,4
4,2
13,5
3,5
6,3
Освобожден по болезни
n
8
6
10
14
5
13
4
6
17
40
10
23
8
17
62
119
%
12,6
12,5
11,9
17,7
7,6
18,8
6,4
7,5
10,8
25,8
12,2
21,3
11,2
17,7
10,6
18,7
Иногда
n
9
25
31
27
30
22
26
43
70
83
13
31
16
28
195
259
%
14,2
52
36,9
34,1
46,1
31,9
41,9
53,7
44,5
53,5
15,8
28,7
22,5
29,1
33,3
40,7
Стараюсь не пропускать
n
20
11
21
38
17
26
14
24
20
25
28
37
28
33
148
195
%
31,7
22,9
25
48,2
26,1
37,7
22,5
30
12,7
16,2
34,1
34,2
39,4
34,3
25,3
30,7
Не пропускаю никогда
n
23
4
22
0
10
2
16
3
44
0
27
9
16
5
158
22
%
36,8
3,5
26,2
0
15,6
3
26
38
28,2
0
33,1
8,4
22,7
5,4
27,3
3,6
У 30,7 ± 1,89% девочек есть желание не пропускать уроки физкультуры. «Иногда» пропускают уроки 40,7 ± 2% девочек, причем такой ответ дали 52 ± 4,95% девочек в 5-м классе, в 6-м уже только 34,1 ± 4,74%, в 7-м — 31,9 ± 4,7%, в 8-м и 9-м классах их количество увеличивается соответственно — 53,7 ± 4,96% и 53,5 ± 4,97%, а в 10 и 11-м уменьшается почти в 2 раза и составляет соответственно — 28,7 ± 4,48% и 29,1 ± 4,52%. Безразличное отношение к урокам физкультуры, а может быть и полное неудовлетворение ими проявляется в ответе «пропускаю уроки ФК регулярно». Так ответили 3,5% мальчиков и 6,3% девочек. В наибольшей степени регулярно пропускают уроки ФК девочки в 10-м и 11-м классах (7,4 ± 3% и 13,5 ± 3,4% соответственно).
Обращает на себя внимание количество освобожденных от уроков физкультуры по болезни. Из 584 мальчиков — 10,6% и из 635 девочек — 18,7% (рис. 2).
Рис. 2. Возрастная динамика освобожденных от физкультуры школьников
С возрастом количество детей, относящихся к специальной медицинской группе, не уменьшается, а остается практически на прежнем уровне у мальчиков (в 5-м классе 12,6 ± 3,15%, в 11-м 11,3 ± 3,1%), а у девочек несколько увеличивается (в 5-м классе 12,5 ± 3,2%, а в 11-м 17,7 ± 3,77%), однако эти различия не достоверны.
Таким образом можно заключить, что больше половины школьников не испытывают устойчивого интереса к урокам физкультуры.
Что не устраивает школьников на уроках физкультуры (табл. 2).
Учащиеся назвали достаточно много замечаний, которые касаются методики проведения занятий, программного содержания и самой организации учебного процесса. 23,3 ± 1,72% девочек указали, что их не устраивают большие физические нагрузки на занятии. В 5-м и 6-м классе на это указали соответственно 10,4 ± 3% и 15,2 ± 3,57% девочек. В старших классах (9-11- х) об этом говорят уже соответственно 25,8 ± 4,33%, 26,8 ± 4,4% и 23,9 ± 4,18% школьников.
Мальчиков в меньшей степени чем девочек беспокоят большие нагрузки — 7,8 ± 1,2%, но в 8-11- х классах на это указывают от 12 до 19% мальчиков. 10,9 ± 1,34% мальчиков и 3,9 ± 0,87% девочек не устраивают недостаточные физические нагрузки. Вероятно, эти школьники занимаются спортом и сравнивают урок физкультуры со спортивной тренировкой. Однако, неудовлетворение физической нагрузкой как завышенной так и заниженной на уроках физкультуры почти у 25% учеников, свидетельствует об неадекватности физических нагрузок физическим возможностям школьников, а также о том, что на уроках не осуществляется дифференцированный подход к учащимся.
Большинство занимающихся не удовлетворены содержанием занятий 22,6 ± 1,86% мальчиков и 32,4 ± 1,91% девочек указывают на то, что отсутствуют упражнения, которые нравятся. Если в 5-м классе об этом говорят 17,4 ± 3,8% мальчиков и 12,5 ± 3,3% девочек, то в 9-11- м классе об этом говорят от 19 до 28% мальчиков и от 39 до 47% девочек. Начиная с 6-х классов школьники начинают достаточно уверенно ориентироваться в своих интересах и понимать чего они хотят.
Таблица 2. Что не устраивает школьников на уроках физической культуры
Варианты ответов
Класс
5
(n = 111)
6
(n = 163)
7
(n = 134)
8
(n = 142)
9
(n = 312)
10
(n = 190)
11
(n = 167)
Всего
(n = 1219)
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
м
д
63
48
84
79
65
69
62
80
157
155
82
108
71
96
584
635
Большие физические нагрузки
n
3
5
7
12
2
26
8
13
18
40
14
29
14
23
46
148
%
4,8
10,4
7,4
15,2
3,0
37,7
12,9
16,2
11,5
25,8
17
26,8
19,7
23,9
7,8
23,3
Недостаточные нагрузки
n
7
0
16
9
5
7
3
4
18
0
8
2
7
3
64
25
%
11,1
0
19
11,4
7,6
10,1
4,8
5
11,5
0
9,7
1,8
9,8
3,1
10,9
3,9
Отсутствие упражнений, которые нравятся
n
11
6
26
22
11
30
8
15
45
74
17
21
14
38
132
206
%
17,4
12,5
30,9
27,8
16,9
43,4
12,9
18,7
28,6
47,7
20,7
19,4
19,7
39,6
22,6
32,4
Направленность занятий
n
7
9
2
2
10
4
11
5
15
8
6
8
8
17
52
53
%
11,1
18,7
2,3
2,5
15,4
5,7
17,7
6,2
9,5
5,2
7,3
7,4
11,2
17,7
8,9
8,3
Неинтересно
n
7
3
14
11
6
30
8
16
32
40
16
21
14
24
97
145
%
11,1
6,2
16,7
13,9
9,2
43,5
12,9
20
20,3
25,8
19,5
19,4
19,7
25
16,6
22,8
Недостаточно соревновательных моментов
n
10
5
20
6
7
2
7
6
27
9
6
2
7
3
84
33
%
15,8
10,4
23,8
7,5
10,7
2,8
11,3
7,5
17,2
5,8
7,3
1,8
9,8
3,1
14,4
5,2
Отсутствие музыкального сопровождения
n
0
5
4
12
3
27
4
42
18
80
14
48
7
51
50
265
%
0
10,4
4,7
15,2
4,6
39
6,4
52,5
11,5
51,6
17
44,4
9,8
53,1
8,6
41,7
Мало игр
n
15
11
16
16
27
15
27
24
59
38
42
17
18
15
204
136
%
23,8
22,9
19
20,2
41,5
21,7
43,5
30
37,5
24,5
51,2
15,7
25,3
15,6
34,9
21,4
продолжение
--PAGE_BREAK--