Реферат по предмету "Педагогика"


Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Комитетобразования, науки и молодежной политики Забайкальского края
ГОУ СПОЧитинского педагогического колледжа
КУРСОВАЯРАБОТА
студентки III курса
специальность050704 «Дошкольное образование»
Экологическоевоспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Содержание
Введение
Глава I.Экологизация воспитательно-образовательной деятельности
1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
1.2 Ознакомление детей с природой Родного края впедагогическом процессе ДОУ
1.3 Развивающая природная среда как фактор экологическоговоспитания дошкольников
Вывод по главе I
Глава II.Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природойРодного края
2.1 Создание экологического пространства в ДОУ дляознакомления с природой Забайкалья
2.2 Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительными животным миром Забайкалья
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы
Вывод по главе II
Заключение
Литература

Введение
 
Актуальность поднимаемой нами проблемызаключается в том, что экологическое воспитание и образование детей –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическоемировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планетуи человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребываютсейчас.
Экологическое воспитаниезначимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное,систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководствомлюдей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние наего ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себебольшие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организацияобучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способностьвидеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие ималенькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влияниемвзрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируетсяправильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значениеприроды трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика рольприроды в воспитании детей.
Каких бы образовательныхконцепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольноговоспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережноотноситься к природе своего края, своей Родины.
В дошкольном учрежденииребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями.На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическоепонимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логическимыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыкибережного отношения к ней, ко всему живому.
Познакомить детей сприродой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природыдетского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Обитателей уголка природыдети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководствомребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессеухода за ними дети получают представления о многообразии растительного иживотного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные,какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительномуанализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее иразличное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида,поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает вниманиеребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения ихорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствуетформированию у детей чувства прекрасного.
Предмет – формы работы по ознакомлениюдошкольников с природой Забайкалья.
Объект исследования – экологизациявоспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.
Цель – на основе теоретического анализапредставить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.
Цель реализуется черезследующие задачи:
1. Изучить ипроанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемеисследования.
2. Организовать опытнуюпроверку полученных данных и апробировать их на практике.
Для достижения цели былииспользованы следующие методы научного исследования:
1. метод теоретическогоанализа
2. метод научногонаблюдения
3. метод беседы
4. метод постановкиоптимальной работы.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается висследованиях проблемы, методов и средств организации работы по экологическомувоспитанию дошкольников в ДОУ при ознакомлении с природой Родного края.
Структура курсовой работы состоит из введения,двух глав, выводов по каждой главе, заключения, литературы и приложения.

Глава I. Экологизациявоспитательно-образовательной деятельности
 
1.1 Рольприроды в экологическом воспитании дошкольников
В «Программе воспитания вдетском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое,умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельностидетей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка.
Основу содержаниядеятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них впроцессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам думается, чтоознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развитиядошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознанииконкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.
Экологическоевоспитание – новаякатегория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ееответвлениями.
Для развития мышления иречи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятияразличных предметов, мира природы, общественной жизни.
Природа окружает ребенкас ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природныхявлений.
Особую роль природы вразвитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Онсчитал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именнонепосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальныелогические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самогослова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и пониманиеграмматических законов».
Умение наблюдать,вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы,воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речиидет как единый процесс.
Каждое знакомство сприродой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Разнообразие, яркость,красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступностьих понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование ихмыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильноопределять словом причинную и временную зависимость, последовательность,взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснятьнаблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делатьвыводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связнойречи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенокучится рассуждать, рассказывать, описывать.
Чтобы развитие мышленияребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня,необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель должен уметьправильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, спомощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Красота и многообразиеприроды во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственновлияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать,спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями(листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы ипостепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицыулетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создаетблагоприятные условия для развития логического мышления и речи.
За время пребывания вдетском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерныеособенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости междупредметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизниживотных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости отвозраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе детидолжны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделятьнекоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы,опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшиесвязи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости,между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Воспитатель подводитребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости созданияопределенных условий для роста растений.
Дети старшей группыдолжны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона,особенности его начала и конца, знать последовательность времен года;устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром,трудом и бытом людей.
В подготовительной кшколе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные ивременные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие«смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; даваяхарактеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного иживотного мира, труда и быта людей.
Таким образом, привоспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности передвоспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организоватьспецифическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красотуприроды. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойствсреды любую деятельность, в том числе и такую, которая в силу своей спецификиформирует иные, чем эстетические отношения к внешнему миру. Например, дляформирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательныезадачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующиеэстетическое восприятие природы, необходимо создавать регулярно.
1.2Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ
Воспитание правильногоотношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами можетбыть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, еслисистема работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Для создания и улучшенияразвивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых сдетьми можно провести работу с родителями.
Установить контакт,взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей.Прежде всего, для установления контакта и взаимопонимания с родителяминеобходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями он обладает, чтобоказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, важно задуматься надтем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагогимогут выявить предварительную «картину» взаимодействия и сопоставляют ее сосвоими возможностями.
Необходимо учесть, чтородители могут знать далеко не все возможности педагогов в решении проблемвоспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связис этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу.Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения илилекции.
Предоставив родителяминформацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка идальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системойработы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, какорганизована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.
Все предметное исоциальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.
Это телепередачи длядетей, содержание комнатных растений и домашних животных.
Умение видеть и пониматьсостояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее отинтереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности,нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.
Воспитывая у детейинтерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видамикомнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, чтоони живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: чтовсем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух.Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могутоставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей,регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место,не допускает охлаждения.
Комнатные растения имеютопределенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень(а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду ипитательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблюпитательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, чтолистья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищаялистья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельнодошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает,что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надоосторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетическогонаслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красивопо-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они вхорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигаетсясозданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себячувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются ихпотребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостаткесвета; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут(не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществв почве.
Комнатные растения имеютнеодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни.Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать.Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которыхзапасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленойокраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету.Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можноразмещать вблизи окна, недалеко от него.
У детей развиваетсяпознавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотноучаствуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваютсяэстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качествакомнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красотуцветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают иэмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развиваетсявосприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить ихнеблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стеблии др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малуюосвещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым озамеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями,помогают при их пересадке.
Если в семье собака иликошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнегооблика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизньэтих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнеговида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят,где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление осодержании и кормлении домашних животных.
Хорошо, если ребенкаприучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надомешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животнымитоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятсясны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.
Так как ребенок постояннонаходится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менеевключает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.
Конечно, правильноеобращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Нонесомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становленииличности маленького человека.
Дети проявляют интерес кжизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задаютвопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляютготовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить,играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре,изодеятельности.
Проанализировав опытработы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, мы считаемвозможным представить следующую методику экологического воспитания в ДОУ:
— Создание в детском садуусловий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических,наглядно-иллюстративных материалов.
— Организация«экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголкиприроды, зимний сад, теплица, комната (салон) природы. Подбор и размещениерастений в соответствии с их биологическими особенностями. Экологический принципсодержания животных, оборудование их помещений под естественные условия жизни.Аквариум – модель пресноводного водоема, искусственно созданная миниэкосистема.Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.
— Организация иоборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадкиприроды, микрофермы, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря).Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование впедпроцессе.
— Труд людей каксредообразующий фактор в жизни растений и животных. Создание условий для трудадетей и взрослых в природной зоне детского сада. Выращивание и заготовка кормовдля животных.
— Наблюдение – ведущийметод экологического воспитания.
— Сущность наблюдения какчувственного метода познания природы. Ведущая роль, экологический характерсодержания наблюдений. Познание в процессе наблюдений морфофункциональныхособенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразиевидов, процессов роста и развития растений и животных.
Психолого-педагогическоеобоснование экологического содержательного подхода к наблюдению.
— Наблюдения вповседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе.Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определениесодержания отдельных наблюдений, построение их последовательности,планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы,сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоныдетского сада.
— Организация и проведениеопытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующаядеятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов,прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.
— Календари природы и ихроль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников ссезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группахдетского сада. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормкаптиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами иработа с ними в разных возрастных группах.
— Экологическоевоспитание на занятиях, во время экскурсий, праздников.
— Различные типы занятийпо ознакомлению детей с природой Родного края: первично-ознакомительный, углубленнопознавательный обобщающий, комплексный. Ведущая роль словесных методов приобучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Видынаглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детскаяприродоведческая литература, ее использование в целях экологическоговоспитания.
— Детские праздникиэкологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участиедошкольников в природоохранительных мероприятиях.
— Прогулки, экскурсии,походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомстводетей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами.Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной средеобитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.
Итак, ознакомление детейс природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственногообщения с ней.

1.3Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
Поскольку в дошкольномвозрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем,нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в системусоциальных отношений является главной задачей реформы образования. Образованиевключает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О.С.Газманасущность педагогической деятельности в дошкольный период может быть обозначенатермином «воспитание».
В ходе воспитанияпроисходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоениенравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностныхсоциальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающейчеловека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания.
Чувственное восприятиеокружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только обобъектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующихмежду ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений.Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений,животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, овзаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы,составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессецеленаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основыпредставлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека,социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природойи людьми, получить ценностные ориентиры.
Целью экологического воспитаниядошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цельэкологического воспитания дошкольников – формирование начал экологическойкультуры – формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечествас природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется сКонцепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистическиеценности, ставит задачу личностной культуры – базисные качества человечестваначала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферахдействительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях себя собой –это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Природа планеты –уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная.Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют средуобитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потомучто является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности.Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценностирукотворного мира.
Формирование началэкологической культуры – это становление осознанно-правильного отношениянепосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим исозидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальныеили духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, пониманиеценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Этоосознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементыэкологической культуры складываются на основе взаимодействия детей подруководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает:растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми изматериалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания – этозадачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которойдостигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей,готовящихся к поступлению в школу.
Основными задачами экологического воспитаниядошкольников являются:
1. Развитие у детейсубъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой исоциокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающеммире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологическогосознания и экологической культуры личности.
2. Воспитаниеэмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
3. Осознание собственного«А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка.
4. Развитие опытапрактической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний иэмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природными социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природнойсреды.
Для реализации данныхзадач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологическоговоспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.
Принцип научностиопределяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомствос экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, сразнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания вприроде.
Принцип гуманизациипомогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностейдетей, определить содержание экологического образования по объему сложности.Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающеесяиндивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принципгуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определениюиндивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию иразвитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграциизаключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологическоговоспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных игуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методовэкологического воспитания детей.
Принцип регионализации, всвязи с возрастными особенностями детей и необходимостью использованияближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания иразвития детей, является фундаментальной основой организации процессаэкологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планированияработы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения,времен года, внебазового состава животных и растений Забайкалья и социоприродногоокружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основеполученных чувственных представлений о растениях, животных Забайкальского краяи средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями другихрегионов при помощи наглядных пособий.
При планировании работы сдетьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается всоответствии с региональными особенностями сезонных явлений в Забайкалье исрокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязьформ непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок,экскурсий) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями,повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разныхвозрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.
Ознакомление сконкретными примерами растений и животных, их обязательной связью сопределенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяетсформировать у дошкольников первоначальные представления экологическогохарактера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строенияи функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой.Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характерих потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста иразвития.
Условиями реализации цели и принциповдошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:
1. Отбор содержанияэкологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами(познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты нетолько природного, но и социокультурного мира.
2. Подготовка педагогов иродителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный,специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
3. Использованиеокружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурсавоспитания и развития детей.
4. Организацияразвивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологическоговоспитания в дошкольном учреждении.
5. Организациясистематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.
6. Осуществлениепостоянного мониторинга результатов экологического образования.
Содержание экологическоговоспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный,ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент– включает знания и умения:
— о многообразии живыхорганизмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста иразвития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;
— о взаимосвязях ивзаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;
— о человека как живомсуществе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье инормальную жизнедеятельность;
— об использованииприродных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязненияокружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.
Ценностный компонентвключает знания и ценностные ориентации:
— о самоценности жизни вовсех ее проявлениях, природы и человека как части природы;
— об универсальнойценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный,,эстетической, практической и т.д.);
— об основных нравственныхценностях человеческого общества;
— о созидательной,культурной ценности человеческой деятельности.
Нормативный компонентвключает знания и умения:
— о законах,декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;
— о нормах и правилахповедения в общественных местах и природе;
— о необходимости испособах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.
Деятельностный компонент- включает знания и умения:
 - о многообразиивозможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественныхместах, детском саду, семье, природным окружении;
— о способахосуществления созидательной и творческой деятельности;
— о необходимостипроявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.
Таким образом,экологические представления лежат в основе развития экологического сознания,отношения детей к окружающему миру, самим себе — способствуют развитиюценностных ориентаций, определяющих и поведение.
Вывод поглаве I
Экологическое образованиевыступает как сложный педагогический процесс. В условиях современнойэкологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитанияподрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологическогообразования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения,воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Дети дошкольного возрастапроявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, ккоторому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать инаправлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы,воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных инетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Постоянное наблюдение заявлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающейприродной среды, которая выступает фактором экологического воспитаниядошкольников.
Формы организации детей,методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор ихзависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала ивозраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Правильные представленияо природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего еепознания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
экологическийвоспитание дошкольник природа

Глава II. Экологическое воспитаниедошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
 
2.1Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природойЗабайкалья
Практическая работаосуществлялась нами на базе ДОУ №22.
Рассмотрим, какоеэкологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении дляознакомления детей с природой Забайкальского края.
Ознакомление детей сприродой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственногообщения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация вдетском саду уголков природы.
В детском саде №22 каждаявозрастная группа имеет свой уголок природы.
В подготовительной группе«Самоцветики», где осуществлялась наша практическая работа, в уголке природы имеетсябольшое количество разнообразных растений в горшках, а также есть аквариум срыбками и в клетке живет хомячок. Кроме того, на стене висит оформленноевоспитателями панно с гербарием, где подобраны растения, произрастающие натерритории Забайкалья.
Значение уголка живойприроды в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенногоознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях илизанятиях в комнате кратковременны. В уголке же живой природы дошкольники могутв течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вестиза ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе.При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развиваетсянаблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголкаприроды у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, кактрудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Труд и наблюдение детейза растениями и животными в уголке природы в группе «Самоцветики» воспитателиорганизуют в течение всего года.
Итак, уголок природыобеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлениюдетей с природой, в том числе и с природой Забайкальского края.
Уголок природыпредставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количествеобитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить болееглубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми детивстречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего,существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление сограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природыпозволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственнаяблизость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошорассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений иживотных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые«Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечитвоспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Экологически правильноесодержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимальнокопирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большогопространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения помещения(вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природногоматериала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов.Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, чтоважно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животныеактивны, поэтому можно организовать наблюдение разных сфер их жизни: питания,гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях детимогут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску,запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.
Рассмотрим требования,предъявляемые к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животноедолжно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы.При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами,условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений иживотных.
2. Уход за обитателямиуголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени долженбыть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со сторонывоспитателя). Поэтому отбираются растения и животных, неприхотливых к пище иуходу за ними.
3. Растения и животные вуголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать иудержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметьнесколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектахнаблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их кпониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животныедолжны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровьюдетей.
6. Необходимо учитыватьвозможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растенийв условиях посещения детского учреждения.
В уголке природы старшейи подготовительной групп можно иметь одинаковых животных, но в подготовительнойгруппе усложняются знания, получаемые о них детьми, умения, навыки, связанные суходом. Кроме того, в уголке подготовительной группы некоторых животных можнодержать дольше, так как здесь большое место должны занимать длительныенаблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка).
Основное требование,которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы –создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных,необходимо приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия в неволек естественным, и заранее заготовить корм. Животных нельзя держать в маленьких,узких, низких, неподходящих для них клетках, стесняющих естественные движения.
Постоянные обитателиуголков природы в детском саду – комнатные растения. Они издавна украшалижилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивуюлиству, стебли их разнообразны. Большинство комнатных растений – выходцы изтропических и субтропических стран: в зависимости о места произрастания вприроде комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки,степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый видимеет вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценныйдидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
Ценной находкой мысчитаем созданное воспитателями панно с гербарием, где засушены некоторые израстений Забайкальского края, частности веточки багульника, ивы, сосны,соцветия мака, саранок, подснежника и другие растения.
Итак, ознакомление детейс природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголкаприроды, что и было сделано в каждой группе детского сада №22. Растения иживотных, находящихся в уголке природы, можно по-разному расположить исгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведенияразнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» — этонебольшая территория или отдельное функциональное назначение. Наиболеетрадиционными «экологическими пространствами» как формами организаций зеленойзон в детском саду являются групповые уголки природы.
2.2 Формыработы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья
В настоящее времяспециалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитаниюдошкольников. Вне дошкольного учреждения это могут быть экскурсии с детьми наприроду, например в ближайший парк или групповой выезд в лесную зону, научастке детского сада это может быть такая форма, как работа по экологическойтропе.
В группе же на занятияхформами работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин оприроде и их обсуждение, а также чтение детям стихов и рассказов о природе ибеседа после прочтения.
В нашей практическойработе в подготовительной группе «Самоцветики» мы использовали только те формыработы, которые проводятся на занятиях в группе, в частности, чтение детямрассказов о природе известного забайкальского писателя Георгия Граубина идальнейшее групповое обсуждение прочитанного.
Гео́ргийРудо́льфович Гра́убин (родился 11 июня 1929 годав селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области) — забайкальский писатель, детский поэт,переводчик, заслуженный работник культуры РСФСР, почётный гражданин Читинской области,член Союза писателей СССР, член правления Союза писателей РСФСР, кавалер ордена «ЗнакПочёта». Стихи Граубина переведены на многие языки, положены на музыку, ихвключают в школьные учебники, пособия для учителей, антологии. Граубин — лауреат российскойпремии за лучшее произведение о работниках милиции и обладатель специальногодиплома Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. Он активно участвует вжизни Читы, является инициатором иорганизатором Дня города, праздников книги «Забайкальская осень».
Нами были прочитаны детямследующие рассказы и стихи Георгия Граубина: «Почему осенью – листопад?» (1985 г.), «Чем пахнут ветра?» (1965 г.), «Весенние хлопоты» (1971 г.), отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга» (1965 г.) и др.
После прочтения каждогопроизведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям посодержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родногокрая.
Для примера представимфрагмент работы в группе с произведениями Г.Граубина.
Речь экспериментатора: Богатейшая природа родногоЗабайкалья — особая любовь Георгия Рудольфовича Граубина. Исходив и объездиввдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написалстихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край,который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает слюбовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется“Веселый год”.
Прослушайтестихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой?(Экспериментатор читает стихотворение “Зима” под музыку П.И. Чайковского“Времена года”)
Как полотно простынное,
Пороша на полях.
А ели в шерстке инея,
Как в белых свитерах.
Под щит, морозом кованный,
Забился ручеек.
Ветрами утрамбованный,
Скрипит, скрипит снежок.
Как головешки, вороны
На этой белизне,
На зимние диковинки
Смотреть забавно мне!
Вот мама входит весело
С мороженым бельем:
Его сушить повесила,
Оно взялось колом.
И я трясусь от хохота:
Сорвавшись, на меня
Летят с железным грохотом
Трусы и простыня!
А следом – чудо новое:
Был папа на реке
И воду родниковую
Домой принес в мешке.
Как гири, в бочку падают
Большие глыбы льда.
Кого же не обрадует
Стучащая вода!
Я подышал на синее
Оконное стекло —
Оно покрылось инеем
И сразу расцвело.
Сливаясь сзанавесками,
Возник пейзажлесной…
И я подумал:весело
Бывает житьзимой!
Речьэкспериментатора:Дети, ответьте на вопросы: Какое настроение у этих произведений? Что ихобъединяет?
Ответыдетей.
Речьэкспериментатора: УГраубина есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделитьсясвоим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столькоразнообразных оттенков знакомых вам не понаслышке. (Экспериментатор читаетстихотворение “Снег”).
Снега в нас в Сибири
На всякий вкус и цвет.
Наверно, в целом мире
Снегов подобных нет.
Бывает снег колючим,
Бывает снег скрипучим.
А есть литой,
Крупчатый,
Как рожь, ядреный снег,
Хоть загребай лопатой
И засыпай в сусек!
Бывает снег пушистым,
Бывает черствым снег
И даже каменистым,
Как высохший чурек.
А есть, как мяч, упругий,
Спрессованный пургой, -
Его ни взрезать плугом,
Ни распилить пилой…
Придет неумолимо
В край сибирский
Снег
И в будущую зиму,
И в двадцать первый век.
Он будет всяким:
Блеклым
Блестящим, как слюда,
С дорожной пылью в порах,
Сухим, как в банке порох,
Таким сырым и мокрым,
Что липнетдаже к стекла
Но хотьнемного теплым не будет никогда.
Речьэкспериментатора:Дети, как Вы думаете, какое настроение передает это стихотворение? Какиеоттенки имеет снег?
Ответыдетей.
Итак, нашей формой работыпо ознакомлению дошкольников подготовительной группы с растительным и животныммиром Забайкалья явилась чтение и совместное обсуждение рассказов и стиховизвестного забайкальского писателя Георгия Граубина. Дети проявляли искреннийинтерес, внимательно слушали произведения и охотно разговаривали об услышанном.
В конце нашей практическойработы в группе мы провели общегрупповое представление – слушание стихов, накоторое пригласили родителей дошкольников и заведующую детского сада. На этомпредставлении дети читали наизусть некоторые из стихотворений о природеГ.Граубина. Все – и родители, и дети – остались очень довольными.
В Приложении к даннойкурсовой работе представлены фотографии с природой Забайкалья, которые мыпоказывали детям на каждом занятии перед чтением произведений Г.Граубина.
3.3 Анализрезультатов экспериментальной работы
Дошкольноеприродоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний оживой и неживой природе (умение различать «живое»,«неживое»), некоторых существенных особенностях растений и животныхкак живых организмов, влиянии факторов внеш­ней среды на их жизнь,взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле идр.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию иустановлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей,существующих в природе.
Важнымкомпонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющаяиндивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состоянияи прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сборапсиходиагностической информации и постановки диагноза для последующихрекомендаций. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка(или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при краткомобследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровыхзаданий, теста и др.
В соответствии скритериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природномокружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи,зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодейст­вии человека иприроды.
Диагностика природоведческих знаний детей старшегодошкольного возраста:
Позиция 1
Цель: выявитьсформированность понятия «живое»; понимание детьми слов«живое» и «неживое» (на основании каких признаковдошкольники судят о «живом», классифицируют объекты на живые инеживые).
Ребенкупредлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы ирассказать, чем «живое» отличается от «неживого». В случаезатруднения помогают вопросами.
Вопросы изадания:
· Что относится кживой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?
· Что объединяетвсе живые существа?
· Как ты думаешь,все живое может передвигаться? А деревья, цветы – живые? Передвигаются ли они?
· Что нужно всемуживому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится кнеживой природе, но необходимо всем живым существам.
· Что произойдет сживым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др.)?
Позиция 2
Цель: выявитьумение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.
Вопросы изадания:
· Какое сейчасвремя года? Почему ты так считаешь?
· Назови признакиданного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе,растительном и животном мире, труде и быте людей.
· Как ты узнал, чтонаступает осень?
· Какое время годабыло до нее? Какое наступит после?
· Чем отличаетсяосень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).
· Затем ребенкупредлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов(начало, середина, конец), обосновывая свои действия.
Позиция 3
Цель: выявитьпонимание детьми слова «растение», знание общих потребностейрастений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете,тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по меступроизрастания.
Изразложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которыхизображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание«собрать растение». Ребенок складывает растение из частей, используякарточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.
Вопросы изадания:
· Зачем растениюнужны стебель, листья, корень, цветки?
· Что нужно длятого, чтобы растение росло?
· Как ты узнаешь,что растению не хватает воды (света, тепла)?
· Используякартинки, расскажи, как из семени вырастает растение.
· Где растутрастения?
· Какие растениярастут в лесу (на лугу, огороде и др.)? Назови одним словом растения леса(луга, сада, огорода).
· Найди ошибкухудожника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущеннымиошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде и др.).
· Когда листваберез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?
· В какой периодосени начинается листопад?
· Почему увяли,сбросили листья деревья и кустарники?
· Почему весной илетом растения растут, цветут, дают плоды и семена?
· Что происходит сними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?
Позиция 4
Цель: выявитьхарактер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольниковгруппировать животных на основе генетического родства, по характерувзаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.
Ребенкупредлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др.), определить характерныепризнаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых идр.), чего нет у других животных).
Приобследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образажизни животных со средой обитания.
Вопросы изадания:
· Где живут рыбы(птицы и др.)?
· Могут ли рыбыжить без воды?
· Что помогаетрыбам жить и передвигаться в воде?
· Как передвигаютсядругие животные?
· Чем питаютсяживотные?
· Почему улетелиграчи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
· Почему не виднонасекомых?
· Почему зимоймедведь спит, а заяц и белка нет?
· Почему убольшинства животных детеныши рождаются весной?
С помощьюразличных «экологических пирамид» и построения пищевых цепочеквыявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.
Вопросы изадания:
· Нужны ли животнымрастения? Растения могут обойтись без животных?
· Есть ли в природе«ненужные» животные (растения)? Что случится, если исчезнут всенасекомые?
· Какие враги естьу животных? Как они спасаются от врагов?
· Ребенкупредлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развитияживотного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходитрост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).
· Выявляя пониманиедетьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:
· Почему человекзаботится о животных?
· Какие этоживотные?
· Как люди охраняютприроду?
В нашем экспериментальномисследовании в подготовительной группе «Самоцветики» мы использовали некоторыеиз перечисленных выше вопросов для диагностики природоведческих знаний детей.Диагностику мы проводили до проведения занятий и после них.
Результаты диагностикипредставлены в следующих диаграммах:
 
Диаграмма1
Ответыдетей на вопрос: Что такое природа?
/>
Диаграмма2
Ответыдетей на вопрос: Что природа дает человеку?
/>

Диаграмма3
Ответыдетей на вопрос: Какие насекомые появляются в Забайкальском
крае веснойпервыми?
/>
Диаграмма4
Ответыдетей на вопрос: Что такое фотоохота?
/>

Диаграмма5
Ответыдетей на вопрос: Как человек разрушает природу
 вЗабайкальском крае?
/>
 
Диаграмма6
Ответыдетей на вопрос: Что могут сделать дети Забайкалья для охраны природы?
/>

Вывод поглаве II
Итак, мы рассмотрели вданной главе вопросы экологического воспитания дошкольников в процессеознакомления с природой Родного края. Выяснили, что работа воспитателя поознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена восновном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование болееполных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснениенекоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.
Целенаправленнопроведенные наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого впоследующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторыхсвязей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений внеживой природе.
Постоянное наблюдение заявлениями неживой природы невозможно без организации уголка природы в ДОУ.Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близостьего обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебногогода использовать его для проведения различных эколого-педагогическихмероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даженебольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастнойгруппе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении.Последний вариант особенно хорош – растения и животных будут видеть родители,вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с ихжизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, чтонемаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.
Проведенное намиэкспериментальное исследование показало, что после проведения с детьми занятийпо формированию природоведческих знаний, уровень знаний детей о растительном иживотном мире Забайкалья существенно повысился, что наглядно видно впредставленных диаграммах.

Заключение
Для развития мышления иречи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятияразличных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание- новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией,различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развитиядетского ума, творчества, чувства.
Целью экологическоговоспитания дошкольников является воспитание основ экологической культурыличности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основевзаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром,который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами,изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно,правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблемвоспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природойдостигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленноеруководство воспитателя этим процессом.
Экологическоевоспитание детей дошкольного возраста предполагает:
o  воспитание гуманного отношения кприроде (нравственное воспитание)
o  формирование системы экологическихзнаний и представлений (интеллектуальное развитие)
o  развитие эстетических чувств (умениевидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
o  участие детей в посильной для нихдеятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическоевоспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственноевоспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природыдолжны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявленияжизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериямисформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являютсяследующие:
o  понимание необходимость бережного и заботливогоотношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическомзначении для человека;
o  освоение норм поведения в природномокружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
o  проявление активного отношения кобъектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей поотношению к природе).
Формируягуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобыребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природеесть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наноситвред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общийдля всех нас Дом, безнравственны.
Как жесформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастныеособенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональнаяотзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти«в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужуюболь как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяютдейственное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявитьзаботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшимв беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция,как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатнымирастениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умениесопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу надействия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важнопоказать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильнойстороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботитьсяо ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых,давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил ивозможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимопомнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей кприроде объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитаниесопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированиемсистемы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
o  представления о растениях и животныхкак уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способовудовлетворения этих потребностей;
o  понимание взаимосвязи между живымисуществами и средой их обитания, приспособленности растений и животных кусловиям существования;
o  осознание того, что все живыесущества на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другунужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку,т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет своюэкологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется,одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения кприроде – необходимо включать их в посильную для их возраста практическуюдеятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей сживой природой. А создание и поддержание положительного эмоциональногосостояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалывоспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшемуразвитию чувств сострадания и сопереживания.
Активноегуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании удетей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей инеувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является однимиз необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь кприроде.
Но ни однолишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к нейотношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учитьнаблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этогоудовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак неопределяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, тонекрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту ипонимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать ихэмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы иглубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Ознакомление детей сприродой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголкаприроды. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.
Чтобы обеспечить болееточное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателюследует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказыписателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращаяна народные приметы.
Задачавоспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять иприумножать ее красоту.

Литература
1. Азбукаэкологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
2. Букин А.П. Вдружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
3. Вересов Н. Основыгуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольноевоспитание», 1995.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.
5. Виноградова Н.Ф.Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.:«Просвещение», 1978.
6. Виноградова Н.Ф.,Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,
7. Волков Г.Н.Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
8. Воспитание иразвитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчакова – М.,1981.
9. Горшеков С.П. –Экология и географические основы охраны природы. М., 1992.
10. Граубин Г.Р. //Детская литература. -1977.-№1.
11. Граубин Г.Р.Четырёхэтажная тайга/ Г.Р.Граубин. — Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во,1965.-Рец.: Голышкин В. На равных с учебниками // Детскаялитература.-1966.-.№3.
12. Дерябо С. Д.,Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. – М.: «Школаздоровья», 1995, т. 1,2.
13. Дерябо С.Д.,Ясвин В.П… Экологическая педагогика и психология. – Ростов на Дону.: Феникс,1996.
14. Дмитриев Ю.Д.Большая книга леса. — М. Детская литература, 1974.
15. Жуковская Р. Н. идр. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С.А. – М.: «Просвещение», 1985.
16. Как знакомитьдошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение,1982.
17. Козлова С.А.Дошкольная педагогика: учебник для студ.сред.проф.учеб. заведений. – 8-е изд.,стер. – М.: Изд.центр «Академия»,
18. Коробкин В.И.,Передальский Л.В. Экология. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. с.545-549.
19. Лаврентьева Н.Г.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.: Учеб.-метод. пособие.Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.
20. Мазурина А.Ф.Наблюдения и труд детей в природе. Изд.3-е. М., 1976.
21. Макаровская М.М.Уголок природы в детском саду. М., 1989.
22. Мельчаков Л.Ф.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: из опытаработы. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1981.
23. Минаев В.М.Внеклассная работа по природоведению. Минск, 1980.
24. Мотяшов И.П.Весёлое дело Граубина: [О творчестве детского поэта Георгия Граубина]/И.П.Мотяшов// Детская литература.-1999.-№5-6.
25. Николаева С. Н. Созданиеусловий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993.
26. Николаева С.Н.Методика экологического воспитания дошкольников. Издат.центр «Академия», 1999.
27. Николаева С.Н.Метод.пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,
28. Николаева С.Н.Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителямиучреждений. М., 1993.
29. Николаева С.Н.Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
30. Саморукова С.А.Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е. М., 1973.
31. Федотова А.М.Экологическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ. – М.:Просвещение, 1986.
32. Шиленок Т. Помощьпедагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольноевоспитание, 7-8 /1992.
33. Шишкина В.А.Прогулки в природу. М., 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.